Дипломныйпроек т на тему: «Разработка проекта антикризисного развития компании авиаперевозчика»





НазваниеДипломныйпроек т на тему: «Разработка проекта антикризисного развития компании авиаперевозчика»
страница1/7
Дата публикации05.01.2015
Размер1.1 Mb.
ТипДиплом
100-bal.ru > Спорт > Диплом
  1   2   3   4   5   6   7


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ





ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ

Институт Инновационного управления экономикой

Кафедра Менеджмента и инновационных технологий управления

Специальность Антикризисное управление

Специализация __________________________________________________________________

Отделение дневное

Д И П Л О М Н Ы Й П Р О Е К Т
на тему: «Разработка проекта антикризисного развития компании авиаперевозчика»
СТУДЕНТ _____________________ А.А. Николаев

(личная подпись) (инициалы, фамилия)

РУКОВОДИТЕЛЬ _____________________ к.э.н., доц. Румянцева И.А.

(личная подпись) (ученая степень, звание, инициалы, фамилия)

КОНСУЛЬТАНТ _____________________ ________________________________________

(личная подпись) (ученая степень, звание, инициалы, фамилия)

Допустить к защите
ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРОЙ ________________ д.э.н., проф. Коротков Э.М.

(личная подпись) (ученая степень, звание, инициалы, фамилия)
“___” ____________________ 2013 г.
Москва – 2013 г.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3

Глава 1. Состояние и особенности рынка грузовых авиаперевозок……………6

    1. Современное состояние рынка грузовых авиаперевозок……………………6

1.2 Особенности планирования и развития компаний авиаперевозчиков…....12

1.3 Ключевые факторы успеха авиаперевозчиков……………………………...22

Глава 2. Анализ авиакомпании «Авиастар-ТУ»……………………………….29

2.1 Характеристика АК «Авиастар-ТУ» и ее занимаемой рыночной ниши……………………………………………………………………………….29

2.2 Анализ внешней среды авиакомпании «Авиастар-ТУ»…………………... 35

2.3 Анализ внутренней среды и постановка проблемы в компании…………..47

Глава 3. Разработка проекта антикризисного развития компании

«Авиастар-ТУ»…………………………………………………………………....55

3.1 Формирование и выбор стратегии развития компании………………….…55

3.2 Разработка плана реализации развития компании «Авиастар-ТУ»…….....62

3.3 Финансово - экономическое обоснование проекта развития авиакомпании……………………………………………………………………..67

Заключение………………………………………………………………………..74

Список использованных источников……………………………………………78

Приложение

Введение

В последние годы для авиатранспорта России характерен рост объемов перевозок, рынок авиаперевозок России становится более привлекательным для его участников. Однако, чем активнее растет спрос на услуги воздушного транспорта, тем стремительнее отрасль воздушных перевозок приближается к той критической черте, за которой дальнейшее ее развитие станет невозможным без качественных изменений практически во всех сферах деятельности. Назрела необходимость в переоснащении многих компаний более современными воздушными судами, развитии наземной инфраструктуры, совершенствовании законодательной базы, внедрении современных информационных технологий. Требуется ускорять процессы консолидации отрасли, оздоровлять инвестиционный климат, устранять излишние административные барьеры.

Кроме того, жесткая конкуренция на рынке авиационных услуг приводит к быстрой смене задач и ориентиров авиакомпаний, что обуславливает необходимость ускорения реакции организаций на изменения во внешней среде. Поэтому каждой авиакомпании, сталкивающейся с определенными трудностями, но планирующей в дальнейшем успешно продолжать свою деятельность, необходимо прибегать к разработке антикризисного проекта развития.

Понимание неизбежности перемен растет, в том числе и в органах государственного регулирования. В своем ежегодном послании Федеральному собранию Президент России Владимир Путин обозначил развитие транспортной инфраструктуры как одну из наиболее значимых задач, стоящих перед страной. Это и неудивительно: проблема перевозок грузов и пассажиров всегда была актуальна для России с ее огромными расстояниями.

Сегодня внешний рынок имеет больший потенциал, нежели внутренний. Географическое положение России способствует «связыванию» транспортных потоков Европы и Азии. Рост деловой активности в России, дальнейшая интеграция в международную систему деловых, политических, социальных отношений будут способствовать увеличению грузопотока в Европу и Россию.

Несмотря на все успехи относительно крупных отечественных авиаперевозчиков, на сегодняшний день – это компании среднего бизнеса по мировым стандартам. Объемы их деятельности отличаются от ведущих международных перевозчиков в десятки раз.

Достаточно высокую результативность демонстрируют, в основном, ведущие отечественные перевозчики. В то время как показатели совокупной деятельности всего сектора остаются незначительными.

Поэтому повышение конкурентоспособности и эффективности российских авиакомпаний – это необходимое условие для успешной интеграции России в мировую индустрию авиаперевозок.

Из этого следует, что для будущего развития и поддержания высоких темпов роста российским компаниям необходимо обеспечивать качество авиаперевозок как минимум, на том же уровне, что и качество услуг их мировых конкурентов, не превышая при этом среднерыночные тарифы, а также искать дополнительные конкурентные преимущества, ключевые факторы успеха.

Цель дипломной работы заключается в разработке проекта антикризисного развития компании авиаперевозчика ООО «Авиастар-ТУ».

Задачи дипломного проекта:

  • оценить современное состояние рынка грузовых авиаперевозок;

  • выявить особенности планирования и развития компаний авиаперевозчиков;

  • определить ключевые факторы успеха авиаперевозчиков;

  • охарактеризовать авиакомпанию «Авиастар-ТУ» и ее занимаемую рыночную нишу;

  • провести анализ внешней среды авиакомпании;

  • провести анализ внутренней среды и определить основную проблему компании;

  • сформировать и выбрать стратегию развития компании;

  • разработать план реализации развития компании в соответствии с выбранной стратегией;

  • выполнить финансово-экономическое обоснование проекта развития АК «Авиастар-ТУ».

Объектом исследования дипломной работы является российская авиакомпания ООО «Авиастарт-ТУ». Предметом исследования – существующие проблемы в деятельности компании, для решения которых предлагается проект антикризисного развития.

ГЛАВА 1 СОСТОЯНИЕ И ОСОБЕННОСТИ РЫНКА ГРУЗОВЫХ АВИАПЕРЕВОЗОК

1.1 Современное состояние рынка грузовых авиаперевозок

Авиационный транспорт является самым перспективным для развития взаимодействия государства и бизнеса в сфере экономики, потому что он самый молодой (фактическое развитие началось перед второй мировой войной, первый в мире груз при помощи самолета был доставлен в 1910 году) и потому более гибкий к применению современных рыночных инструментов и схем.

Авиация обслуживает практически все точки земного шара и главная задача отрасли заключается в том, чтобы обеспечить быстрое и устойчивое развитие авиатехники и инфраструктуры, адаптировать существующие мощности к новым возможностям их эксплуатации. Однако на сегодняшний день слабое внимание, как в теории, так и на практике, уделяется планированию и развитию грузовых перевозок.

Следует заметить, что воздушный транспорт - самый быстрый, самый удобный способ доставки груза в любую точку мира и в то же время самый дорогой вид транспорта. На сегодняшний момент нет более скоростного транспорта, чем самолет. Авиатранспортом перевозят ценные и  скоропортящиеся грузы. Выгодно и удобно перевозить авиатранспортом грузы на значительное расстояние, если это небольшие или средних размеров грузы, где быстрота доставки имеет главное значение, к примеру, почтовые грузы. Так же воздушным транспортом доставляют крупногабаритные и нестандартные грузы, а также опасные грузы [4].

За последние несколько лет наметилась тенденция увеличения объемов перевозок авиационным транспортом. Популярность этого вида перевозок в различные регионы с каждым годом возрастает, несмотря на высокую стоимость, весовые ограничения и запрет на перевозку некоторых видов грузов.

Если рассмотреть некоторые преимущества авиаперевозок, то можно понять столь растущую привлекательность этого вида перевозок. К этим достоинствам можно отнести: доставку в любой отдаленный или труднодоступный район земного шара; самую высокая скорость доставки в минимальный срок; наибольшую степень сохранности перевозимого груза; возможность перевозки опасных грузов, режимных грузов, с соблюдением правил их перевозки; стандартизированный и унифицированный способ обработки грузов.

Рынок грузовых авиаперевозок является неотъемлемой частью всемирной торгово-промышленной кооперации. Сегодня рынок услуг авиаперевозчиков устойчиво растет. Средний темп роста объема перевезенных грузов с 2000 по 2007 гг. на воздушном транспорте (ВТ) в среднем по Российской Федерации составляет 1%, а с 2008 по 2010 гг. – 3,5%. По итогам 2011 года прирост составил 5,9%, было перевезено 981 тысяча тонн груза и почты, а грузооборот дал прирост 5% и составил более 4,9 миллиарда тонн-км. Данные статистического ведомства за 2012 года также показали положительную динамику грузовых авиаперевозок – по сравнению с аналогичным периодом прошлого года прирост по грузообороту составил 10,2%. Объем грузоперевозок равнялся 224 742,52 тоннам, прирост – 8,9%.

В пятерку лидеров по объемам перевезенных грузов в 2012 году вошли следующие авиакомпании:

• «Эйр Бридж Карго» с объемом грузоперевозок 84 078 тонн, прирост при этом составил 13,2%, относительного 2011 года;

• «Аэрофлот», 42 195,4 тонн почты и грузов, прирост 25,3%;

• «Волга-Днепр», 17 984,3 тонн почты и грузов, прирост 14,4%;

• «Трансаэро», 11 385,7 тонн почты и грузов, прирост 23,9%;

• «Сибирь», 7 865 тонн почты и грузов, что на 4,3% ниже прошлогоднего периода.

В целом объем перевозок грузов в 2000 - 2012 годах воздушным транспортом вырос более чем на 20 процентов. На рост объема грузоперевозок оказали влияние оживление деятельности реального сектора экономики, увеличение объема производства в основных грузообразующих отраслях, развитие рынков товаров и услуг, благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура по основным товарным позициям отечественного экспорта.

С начала осуществления программы экономических реформ доминирующее положение в сфере транспорта занял негосударственный сектор. Предприятиями негосударственных форм собственности в настоящее время выполняется: на воздушном - 87,1 процента перевозок грузов и 77,8 процента перевозок пассажиров [26].

Большой поток импортных грузов позволяет транспортным авиакомпаниям чувствовать себя успешно на рынке грузовых авиационных перевозок. На рынке присутствует значительное количество авиаперевозчиков, которые предлагают свои услуги. Серьезная конкуренция между ними является хорошим стимулом для качественного обслуживания клиентов.

Также стоит отметить, что Россия, находясь в удобном географическом положении, становится привлекательным для международных грузовых авиаперевозок. Например, такие города, как Москва и Красноярск, становятся центрами авиаперевозок, соединяя страны и материки. Так, Москва соединяет Европу и Азию, а Красноярск находится на пути следования самолетов из Канады, США в Европу и Азию, и наоборот [12].

Несмотря на имеющиеся положительные стороны развития рынка российских авиаперевозок, есть еще достаточно много проблем, которые необходимо решать, и чем быстрее, тем лучше. Главная проблема, это устаревший транспортный авиапарк, что негативно сказывается не только на репутации российских компаний, но и снижает безопасность перевозок и их конкурентную способность на рынке. По прогнозам некоторых экспертов для обновления парка к 2020 году необходимо будет приобрести примерно 50 новых грузовых самолетов «АН-124», и более 50 новых самолетов категории свыше 50 тонн, в том числе, воздушных судов марки «Боинг 747». Другой проблемой является то, что всего лишь 20% российских авиакомпаний имеют специальные грузовые суда и занимаются только грузоперевозками.

Остальные перевозят грузы в багажных отсеках пассажирских самолетов, что считается в мировой практике недопустимым, это отпугивает западных инвесторов, которые могли бы вложить значительные средства для того, чтобы российский рынок авиаперевозок отвечал мировым стандартам [23].

Темпы развития гражданской авиации в России в настоящее время в 2 - 3 раза превышают международные показатели. Динамично развивается не только рынок международных перевозок, но и рынок внутренних перевозок (прирост - 17 процентов). Это связано с увеличением реальных доходов населения, повышением конкурентоспособности воздушного транспорта по сравнению с железнодорожным на рынке дальних перевозок, а также развитием процессов консолидации и интеграции авиаперевозчиков.

Роль воздушного транспорта в обеспечении дальнего грузосообщения ежегодно возрастает. В 2013 году грузооборот воздушного транспорта может более чем на 70% превысить грузооборот железнодорожного транспорта, хотя в 2000 году уступал более чем в 2 раза. Так же сохраняется высокая значимость авиации для обеспечения транспортной доступности населенных пунктов районов Крайнего Севера.

За 2012 год количество коммерческих авиакомпаний сократилось до 120 (см. рис. 1.1). Что объясняется ужесточением правил проведения полетов [7].

d:\диплом\рисунки\кол-во авиакомпаний.jpg

Рисунок 1.1 – Количество авиационных эксплуатантов

Наблюдается тенденция снижения количества авиакомпаний с каждым годом. Основными причинами сокращения являются неспособность авиакомпаний поддерживать летную годности ВС, обеспечить необходимый уровень безопасности полетов и их неустойчиво финансовое состояние.

Основной объем внутренних перевозок приходится на магистральные авиасвязи, в первую очередь с Москвой и Ярославлем. На долю местных и региональных авиасвязей приходится менее 14 %, но они так же играют важную роль в транспортной системе России [15].

В 2001-2010 годах средние годовые темпы роста перевозок российских авиакомпаний составляли 6,5% по грузообороту. Хотя экономический кризис 2009 года внес негативные коррективы в работу воздушного транспорта, уже в 2010 году рынок авиаперевозок вырос более чем на 20%, и восстановил прежнюю тенденцию роста. По итогам 2010 года объем грузовых авиаперевозок составил 4,7 млрд. ткм, превысив на 28% по грузообороту итоги докризисного 2008 года.

Авиационная отрасль очень ресурсоемка и наибольшую долю затрат занимают ГСМ. Поэтому наиболее важно правильно выбирать тип воздушного судна в соответствии со своей нишей и удельным расходом топлива (см. рис. 1.2) [29].

d:\диплом\рисунки\расход топлива.jpg

Рисунок 1.2 – Удельный расход топлива разных типов ВС

Поставляемые на замену отечественным самолетам предыдущих поколений, западные самолеты обеспечивают примерно вдвое меньший расход топлива на единицу выполненной транспортной работы. Современные российские самолеты семейства Ту-204/214, Ан-148, SSJ-100 по данному показателю так же существенно превосходят заменяемые типы, но несколько уступают лучшим аналогам.

Все более значимым становится применение западных типов самолетов, чей вклад в грузооборот российских авиакомпаний в 2012 году оценивается в 85 %.

Рынок авиационных услуг с каждым годом растет и обратил на себя внимание со стороны государства. Все чаще на государственных собраниях обсуждается вопрос инновационного развития авиационной отрасли. Для этого необходимо понимать, как развитие отрасли зависит от инноваций. Могут быть использованы инновации, например, в области экономической эффективности.

На рисунке 1.3 отражена прямо пропорциональная зависимость увеличения грузооборота от развития инноваций в отрасли и представлен прогноз до 2031г.
h:\диплом\рисунки\развитие отрасли прогноз.jpg

Рисунок 1.3 – Прогноз развития отрасли

При инновационном сценарии развития средние темпы роста в 2013 – 2031 гг. составят около 6,3 – 7,8 %. В таком случае в развитии российской экономики прогнозируется удвоение объемов авиаперевозок за ближайшие 10 лет. При этом к 2031 году грузооборот может вырасти в 3,2-3,8 раза по сравнению с 2012 годом. Интенсивный рост ожидается, в том числе, за счет выхода российских авиакомпаний на рынок транзитных перевозок через территорию России [21].

Низкий уровень конкурентоспособности устаревших типов самолетов, в первую очередь, отечественных самолетов предыдущих поколений, определит их дальнейший активных выход с рынка грузовых перевозок. Для их замены и удовлетворения растущего спроса на авиаперевозки российским авиакомпаниям потребуются поставки 260 самолетов в период до 2031 г.

В заключение можно сказать об авиационной отрасли в России:

  • воздушный транспорт России сохраняет высокие темпы роста объемов авиаперевозок, опережающие темпы роста экономики и темпы роста объемов перевозок мировой гражданской авиации;

  • при инновационном сценарии развития российской экономики прогнозируется увеличение объемов авиаперевозок в ближайшие 20 лет со среднегодовыми темпами 3,2-3,8%;

  • инновационный сценарий определяет потребность авиакомпаний в поставке 260 самолетов в период до 2031 года, и необходимость дальнейшего развития авиатранспортной инфраструктуры;

  • российский авиационный рынок в прошедшем десятилетии был одним из динамично развивающихся сегментов мирового рынка и останется таким в долгосрочной перспективе.


1.2 Особенности планирования и развития компаний авиаперевозчиков

Планирование в авиакомпании представляет собой один из основных экономических методов управления. В основе планирования лежит формирование комплекса рыночных целей авиакомпании и определение оптимальных путей их достижения. При разработке планов авиакомпаний исходными данными в рыночных условиях являются прогнозные показатели по основным направлениям развития рынка перевозок и аэропортовых услуг.

Проведя исследование рынка, выделив сегменты, авиакомпания выбирает целевой сегмент и позиционирует свой продукт на этот сегмент. Правильный выбор целевого сегмента возможен в случае корректно разработанного проекта развития авиакомпании.

Вопрос планирования и развития наиболее важен в авиационной отрасли, так как можно наблюдать, что в сфере авиаперевозок достаточно много случаев банкротства.

Одной из основных причин банкротства авиакомпаний можно отнести отсутствие или несвоевременное планирование, а также существенные недостатки стратегического планирования. Часто авиакомпании накапливают долги не только по выплатам за воздушные суда, но и за топливо и обслуживание самолетов, а так же за текущие расходы.

Ко второй из причин относится масштабность инвестиций в воздушные суда, поскольку крупные инвестиции подразумевают особый кредитный риск. И чем больше сумма инвестиций, тем больше риск не рассчитаться по кредитам.

Третья причина банкротства авиакомпаний связна с неэффективным использованием воздушных судов. Неправильное планирование маршрутов, исходя из ошибочного расчета грузопотока и дальности перелетов, приводит к неверной эксплуатации воздушных судов [6].

Так же планирование необходимо в развитии парка ВС , потому что существуют проблемы его обновления, которые обусловлены в основном двумя факторами: масштабностью требуемых инвестиций и отсутствием платежеспособного спроса со стороны населения. Из-за катастрофического падения платежеспособного спроса в конце 2008 года резко сократились грузоперевозки, снизились доходы авиакомпаний, даже крупных, выполняющих межгосударственные рейсы. Большинство рейсов выполняется с неполной загрузкой, что, соответственно, резко снижает экономическую эффективность использования воздушных судов, которая напрямую сказывается на сроке их окупаемости.

Думается, что при условии соблюдения вышеперечисленных правил многих банкротств авиакомпаний удалось бы избежать. Вместо того чтобы оперативно нейтрализовать существующую проблему, руководство берет отсрочку на ее решение. Неспособность решать текущие задачи имеет серьезные корни. Применение неадекватных и малоэффективных методов управления связано с несовершенством или даже отсутствием антикризисного планирования.

Стратегия – это способ или средство достижения долгосрочных целей. Стратегия отвечает на вопрос: какие есть альтернативные варианты лучшего использования имеющихся в авиакомпании ресурсов и возможностей для достижения поставленных целей. Процесс выбора стратегии авиакомпании включает следующие основные шаги: анализ текущего положения, анализ продукта авиакомпании, выбор стратегии и анализ принятой стратегии.

Анализ текущего положения компании очень важен потому, что нельзя принимать решения по поводу будущего, не имея четкого представления по поводу того, в каком состоянии находится авиакомпания, и какие стратегии она реализует. Так же целесообразно провести финансовый анализ выхода на крупные рынки грузовых авиаперевозок. Анализ должен также включать издержки, связанные с преодолением структурных барьеров. Например, наличие мощных брендов авиакомпаний, имеющих огромных опыт деятельности на рынке грузовых авиаперевозок, сложившиеся отношения авиакомпаний с крупными транспортно-экспедиторскими компаниями, имеющиеся технологии [1].

Могут быть использованы различные схемы анализа. Один из возможных подходов предложен Томпсоном и Стрикландом.

Они считают, что существуют внешние и внутренние факторы, которые необходимо оценить, чтобы разобраться с реализуемой стратегией. Данными факторами являются следующие:

Внешние факторы:

• объем авиаперевозок, диверсифицированность деятельности авиакомпании;

• общий характер и природа недавних приобретений авиакомпании (например, коммерческие права) и продажа ею части своей собственности;

• структура и направленность деятельности авиакомпании за последний период;

• возможности, на которые была ориентирована авиакомпания в последнее время;

• отношение к внешним угрозам.

Внутренние факторы:

• цели авиакомпании;

• критерии распределения ресурсов и сложившаяся структура капиталовложений по типам воздушных судов;

• отношение к финансовому риску, как со стороны руководства, так и в соответствии с реальной практикой, осуществляемой финансовой политикой;

• уровень и степень концентрации усилий в области научно-исследовательских работ и инноваций;

• стратегии отдельных функциональных сфер (маркетинг, производство, кадры, финансы, научные исследования и разработки) [9].

Анализ продукта авиакомпании представляет собой один из важнейших инструментов стратегического управления, поскольку дает наглядное представление того, как взаимосвязаны отдельные части бизнеса. С помощью анализа продукта могут быть сбалансированы такие важнейшие факторы бизнеса, как риск, поступление денег, стадия жизненного цикла продукта.

Выбор стратегии авиакомпании осуществляется руководством на основе целей авиакомпании, анализа ключевых факторов, характеризующих состояние авиакомпании, с учетом результатов анализа продукта авиакомпании, а также характера и реализуемости стратегий.

При этом определяют позицию авиакомпании в сравнении с конкурентами с помощью анализа сильных и слабых сторон конкурентов или SWOT – анализа, где отражаются сильные стороны, слабые стороны, возможности, угрозы.

Сильными сторонами авиакомпании могут быть преимущественная доля рынка, удобное расписание и высокий уровень сервиса, эффективная программа поощрения частых заказчиков.

Слабыми сторонами являются отсутствие лицензий на полеты по ключевым направлениям, низкая регулярность полетов, недостаточная квалификация сотрудников коммерческого департамента авиакомпании.

Возможности улучшения позиции авиакомпании на рынке перевозок могут быть такими: устойчивый рост темпов авиаперевозок в регионе, начало эксплуатации авиакомпанией новых современных воздушных судов с лучшими экономическими показателями и повышенным комфортом; лидирующее положение в сфере наземного обслуживания.

Угрозы авиакомпании видят в продолжающемся спаде объемов перевозок, в обострении конкурентной борьбы, широком применении конкурентами аналогичных систем скидок для постоянных клиентов авиакомпании.

Проведенный анализ позволяет не только выявить основные потенциальные возможности и угрозы успешной деятельности авиакомпании, но и помогает решить, на каких направлениях фокусировать ресурсы авиакомпании.

Помимо сильных и слабых сторон конкурентов анализу подвергают финансовые ресурсы авиакомпании, обязательства авиакомпании по предыдущим стратегиям, степень зависимости от внешней среды, соответствие выбранной стратегии состоянию и требованиям окружения, соответствие выбранной стратегии потенциалу и возможностям фирмы, приемлемость заложенного в стратегии риска.

Так же может рассматриваться вариант, если «ничего не делать», то есть не менять стратегию авиакомпании, и определяется та позиция, которую авиакомпания займет через несколько лет.

Наилучшая стратегия для дальнейшего развития принимается с учетом следующих факторов:

• провозная способность парка воздушных судов;

• сумма контролируемых авиакомпанией расходов;

• спрос на рынке авиаперевозок;

• потребности разных сегментов рынка;

• виды и острота конкурентной борьбы на разных направлениях;

• сумма неконтролируемых авиакомпанией расходов;

• регулирование деятельности авиакомпании международным правом и национальными органами власти;

• мощность наземной инфраструктуры.

При разработке проекта необходимо проводить анализ чувствительности основных показателей работы авиакомпании к изменению внешних условий, например, к росту цен на нефть, колебанию курсов валют и прочее. Составлять план проекта развития авиакомпании. По мере его реализации проводится контроль исполнения плана и корректировка в случае необходимости [30].

Проект антикризисного развития должен быть в первую очередь ориентирован на дальнейшее совершенствование предприятия. При принятии решений о деятельности предприятия в соответствии с определенным путем развития осуществляется и планирование инвестиций. Определяющими факторами формирования желаемого проекта развития предприятия выступают ценовая стратегия, корпоративная культура на предприятии, организационная структура, а также система мотивации персонала.

Важно уметь находить выгодные предложения в ходе планирования и разработки маршрутов. Применяя опыт, используемый крупными логистическими компаниями, можно успешно составить оптимизированные маршруты не только с точки зрения кратчайшего пути, но и по грузопотоку.

Работа по организации оптимальных рейсов позволяет осуществлять так называемые «объединенные рейсы». Анализ маршрутов авиакомпаний и количества перевезенных по ним грузов, является основой планирования объединенных рейсов [11].

Для принятия оптимальных управленческих решений в условиях быстро изменяющейся конъюнктуры рынка и неопределенности поведения потенциальных клиентов недостаточно владеть информацией. Необходимо предсказывать с максимальной степенью точности, как клиент на микроуровне будет вести себя сегодня, завтра, в будущем.

Для определения реального объема авиаперевозок необходимо провести сегментацию рынка и тщательно проанализировать возможности авиакомпании по освоению выделенных сегментов. Результаты маркетинговых исследований и последующее прогнозирование потенциального спроса являются ключевыми в задачах планирования авиаперевозок. На основе этих результатов формируется оптимальная для компании маршрутная сеть и стратегия авиаперевозок.

Основой для определения тарифов авиакомпании является себестоимость авиаперевозок. Расходы компании - есть ограничение снизу при выборе уровня тарифов.

Процесс ценообразования не заканчивается установлением окончательного тарифа, т.к. на рынок и уровни продаж авиаперевозок воздействует большое количество постоянно меняющихся факторов. Управление тарифами осуществляется посредством определения соотношений между тарифами в различных классах бронирования, изменения в условиях предоставления скидок и льгот [8].

Необходимым условием успешного решения сложных по своей природе процессов продаж авиаперевозок является тщательное планирование, положенное в основу формирования бюджета продаж.

Такое планирование должно осуществляться на различных уровнях:

• планирование производственных показателей;

• планирование продаж.

Планирование производственных показателей предполагает определение количества рейсов и посадок, летные часы и километры, компоновки воздушных судов, выставленные емкости, предложенные грузопотоки и грузооборот (тонно-километры).

Определение плановых производственных показателей позволяет оценить физическую реализуемость выбранной стратегии авиаперевозок посредством самолетно-моторного парка компании, перевозочных мощностей и экономического потенциала компании, которые обеспечивают выполнение расписания и получения планируемых доходов [12].

Для оперативного управления авиаперевозками и максимизации доходов, получаемых авиакомпанией от их выполнения, необходимо своевременно получать достоверную информацию об объемах собственных продаж, производных показателях авиаперевозок.

Вполне очевидно, что наличие ошибок при оценивании основных показателей выполняемого рейса влекут за собой последующие ошибки при прогнозировании показателей планирования авиаперевозок, что в свою очередь приводит к снижению эффективности принимаемых управленческих решений.

Успешное решение последней задачи связано с приоритетным созданием в авиакомпании развитой информационной инфраструктуры, обеспечивающей сбор, хранение и переработку исходной статистической информации, которая в сочетании с выбранными методами и моделями обеспечивает аналитическую поддержку процессов принятия решений по управлению авиаперевозками.

Так же выбираются маркетинговые цели авиакомпании, которые чаще всего формулируются как «увеличение доли рынка авиакомпании». Цель определяется тем положением, которое авиакомпания занимает на рынке авиаперевозок: безусловный лидер, рядовой участник или скромный статист.

Маркетинговые стратегии авиакомпании подразделяются на агрессивную, оборонительную и стратегию отступления. Активная, созидательная или «агрессивная» стратегия наступления ставит цель, например, достичь роста прибыли или рентабельности на 20% и увеличить объем перевозок на 30%. Оборонительная, удерживающая стратегия или стратегия выживания предполагает сохранение авиакомпанией определенной доли на рынке и минимально возможной рентабельности. Стратегия отступления, которая обычно является вынужденной из-за ухудшения сбыта продукции, предполагает постепенное свертывание позиций по отдельным или по большинству воздушных линий или по отдельным рыночным сегментам [28].

Маркетинговая тактика включает тарифную политику авиакомпании, организацию системы продажи авиаперевозок, управление ресурсом мест и доходами, мероприятия по формированию спроса и стимулирования сбыта.

По мнению М. Портера существуют три базовых подхода к выработке стратегии поведения компании па рынке:

  1. Сокращение издержек;

  2. Дифференциация услуги;

  3. Фокусирование.

Опираясь на эти подходы, мы можем сформулировать стратегии поведения авиакомпаний на рынке грузовых авиаперевозок [17]:

Стратегии сокращения издержек.

Стратегия минимизации издержек на рынке грузовых авиаперевозок имеет существенное значение для эффективности деятельности авиакомпаний. Относительная невысокая рентабельность воздушных перевозок стимулирует авиакомпании к поискам резервов минимизации затрат. В последнее время это особенно актуально, учитывая рост стоимости авиационного топлива. Авиакомпании вынуждены сокращать издержки с целью увеличения доходности рейсов.

Лидерство в издержках на рынке грузовых авиаперевозок достигается за счет таких факторов, как накопленный опыт работы, использование эффективных полностью грузовых воздушных судов, высокие коэффициенты коммерческой загрузки, использование современных информационных технологий, строительство собственных грузовых терминалов - хабов.

Минимизация издержек в грузовом бизнесе играет очень важную роль. Предложение более низких тарифов, чем у конкурентов способно привлекать грузопотоки к авиакомпании, использующей этот тип конкурентной стратегии. При этом качество услуг не должно снижаться.

Авиакомпании, использующие низкие издержки в грузовом бизнесе имеют ряд таких преимуществ, как высокая степень гибкости в отношениях с поставщиками, при повышении цен на поставляемые ресурсы, защита от рыночной власти грузоотправителей и грузовых агентов, за счет того, что тариф па грузовые перевозки уже ниже, чем у конкурентов. Авиакомпании с низкими издержками создают высокие барьеры вхождения в отрасль грузовых авиаперевозок. Особенно важно, что авиакомпании с низкими издержками имеют более благоприятные условия по сравнению с конкурентами по отношению к грузовым перевозкам другими видами транспорта.

Рисками для этого вида стратегий являются технологические изменения в отрасли, инфляция издержек. Например, ввод более эффективных грузовых воздушных судов с низкими эксплуатационными издержками.

Стратегии дифференциация услуги.

Успех развития грузовых авиакомпаний во многом зависит от привлекательности ее услуг для грузоотправителей. Учитывая жесткую конкуренцию на рынке грузовых авиаперевозок, эффективность деятельности авиакомпании зависит от дифференциации услуг.

В грузовом бизнесе дифференциация услуг достигается за счет таких факторов, как скорость и надежность доставки, сохранность перевозок, перевозка различного рода грузов (генеральные грузы, скоропортящиеся грузы, опасные грузы).

Приведем несколько примеров дифференциации услуг на рынке грузовых авиаперевозок:

  • предоставление услуг «точно в срок» и «от двери до двери»;

  • отслеживание грузов через интернет;

  • перевозка особо ценных грузов, таких, например, как предметы искусства;

  • перевозка скоропортящихся товаров, требующих температурного режима.

Стратегия дифференциации связана с управлением такими рисками, как копирование или внедрение таких же технологий. Например, интернет - бронирование используется многими крупными авиакомпаниями.

Стратегии фокусирования.

Стратегии фокусирования заключаются в стремлении авиакомпании занять определенный сегмент рынка.

В качестве примеров таких стратегий можно привести действия специализированных грузовых авиакомпании, сосредоточивших свою деятельность только на экспресс-перевозках или перевозках сверхтяжелых и крупногабаритных грузов.

Стратегия фокусирования связана с управлением рисками, возникающие в условиях уменьшения различий между узким сегментом отрасли и самой отраслью. Например, развитие услуги экспресс-перевозок традиционными авиакомпаниями увеличили конкуренцию на этом сегменте рынка.
1.3 Ключевые факторы успеха авиаперевозчиков

В результате роста международной торговли и развития мировой экономики пассажирские авиакомпании стали уделять внимание также грузовым авиаперевозкам. Рост интереса и увеличение объемов грузовых авиаперевозок стимулировал авиакомпании к открытию грузовых маршрутов и приобретению грузовых воздушных судов. Все это создало необходимые условия развития грузового бизнеса. В результате, ведущие авиакомпании мира вошли в число крупнейших грузовых авиакомпаний с ежегодным грузооборотом в несколько млрд. ткм и миллионами перевозимых грузов.

Рассмотрим ключевые факторы успеха компании в авиационной отрасли, и что является определяющим успеха развития.

Парк воздушных судов. Успех развития грузового бизнеса авиакомпаний во многом зависит от наличия в парке современных воздушных судов. Это условие является необходимым для наращивания объемов грузовых перевозок. Все крупнейшие авиакомпании мира, имеющие грузовые подразделения, владеют парком полностью грузовых самолетов. Наличие полностью грузовых воздушных судов позволяет максимально увеличивать объемы грузовых перевозок. По данным ИАТА в 2012г. 54% перевезенного груза (международные и внутренние) принадлежит грузовым рейсам [25].

По мере роста объемов грузовых авиаперевозок, ведущие грузовые авиакомпании стремятся увеличивать парк полностью грузовых воздушных судов. Помимо того, что выпускаются новые грузовые воздушные суда, существует опыт переоборудования пассажирских воздушных судов в полностью грузовые. На сегодняшний день ряд крупных авиакомпаний проводит работы по переоборудованию пассажирских вариантов воздушных судов в полностью грузовые.

Переоборудование воздушных судов является менее затратным для авиакомпаний, чем покупка новых грузовых воздушных судов. К примеру, переоборудование воздушного судна Boeing 747-400 из пассажирского варианта в полностью грузовой обходится в среднем в 20 млн. долл. США покупка переоборудованного самолета этой же марки в 54-58 млн. долл. США, стоимость же нового грузового воздушного судна Boeing 747-400F составляет около 219,5 млн. долл. США [21].

Стоит отметить, что подход авиакомпаний к выбору парка грузовых воздушных судов является принципиальным моментом в развитии грузового бизнеса.

Планирование авиапарка рассчитывается, исходя из грузопотока, и зависит от развития сети маршрутов. Потребности авиакомпании в воздушных судах представляются в аспекте их принадлежности, а именно: ближнемагистральных, магистральных и дальнемагистральных типов. Обоснование потребности производится на основе представлений компании о дальнейшем ее развитии [15].

Руководствуясь данными по имеющимся самолетам, а также требованиями, предъявляемыми к новой авиатехнике, авиакомпания определяет ключевые параметры. Прежде всего, они касаются грузовместимости с учетом различных вариантов компоновки, крейсерской скорости, расходов топлива, дальности полета, максимального взлетного веса, длины взлетно-посадочной полосы, количества членов экипажа, а также характеристик грузовой кабины самолета. Помимо этого, самолет должен соответствовать требованиям Международной организации гражданской авиации. Как правило, перечисленные параметры становятся факторами, влияющими на развитие компании.

Развитая сеть маршрутов. Не менее важным условием успешного развития грузовых авиаперевозок является широкая сеть маршрутов. Разветвленная сеть грузовых маршрутов позволяет авиакомпаниям охватить наибольшее число регионов и предложить своим клиентам доставку грузов по всему миру. Особенно это касается перспективных мировых регионов.

Маршрутная сеть ведущих грузовых авиакомпаний построена таким образом, чтобы охватить наибольшее число перспективных регионов. Успех грузового бизнеса напрямую зависит от качества и скорости доставки грузов, поэтому развитая сеть маршрутов является одним из главных составляющих этого бизнеса.

Грузовые потоки неравномерны, поэтому авиакомпании для того, чтобы обеспечить загрузку своих судов в оба конца, могут использовать промежуточные пункты посадки грузовых самолетов.

Развитие информационных технологий. Применение современных информационных технологий в грузовом бизнесе также играет важную роль. На сегодняшний день все крупнейшие грузовые авиакомпании мира используют современные технологии управления грузовыми перевозками: бронирование и отслеживание грузов через Интернет. Вложение инвестиций в информационные технологии являются необходимым условием, ведь развитие этих технологий является одним из инструментов сокращения затрат авиакомпаний.

Проведенный анализ подтверждает тезис о том, что необходимым условием успешного развития грузового бизнеса является наличие собственного парка грузовых воздушных судов. Так крупнейшая американская авиакомпания Delta Airlines, имеющая грузовое подразделение Delta Air Logistics, обладая флотом в более чем 800 самолетов и не имея ни одного полностью грузового воздушного судна, выполнила в 2012 г. 2,6 млрд. ткм, в то время как корейская авиакомпания Korean Airlines, имеющая грузовое подразделение Korean Air Cargo с флотом из 117 воздушных судов, среди которых 21 полностью грузовое воздушное судно, выполнила 7,1 млрд. ткм [23].

Ценовая политика компании. В условиях рыночной экономики коммерческий успех предприятия во многом зависит от правильности выбранной стратегии и тактики ценообразования. На уровень цен существенное влияние оказывает комплекс политических, экономических, психологических и социальных факторов. Решающая роль в формировании цен принадлежит спросу и предложению, качеству услуг и затратам на их производство.

Факторы, определяющие цену:

• ценовая эластичность спроса;

• уровень и структура себестоимости;

• маркетинговые затраты;

• цены конкурентов;

• всемирная инфляция;

• платежеспособность населения;

• новизна товара (этап жизненного цикла товара);

• политическая ситуация;

• демографическая ситуация.

Так же фактором успеха в развитии отрасли будет являться опыт других компаний в авиационной отрасли. При планировании развития компании необходимо проанализировать наиболее частые и типичные возникающие ошибки в стратегиях авиакомпаний.

Неверная формулировка целей авиакомпании.

Нередко неправильная постановка цели ведет к ошибочному планированию и к неверной расстановке приоритетов, что ухудшает положение компании.

Повышение имиджа руководства авиакомпании.

Получить максимум прибыли нельзя и при стратегии повышения имиджа, славы и укрепления репутации топ менеджеров. В таком случае могут быть предприняты крайне амбициозные шаги по достижению нереальных задач по экспансии на рынке авиаперевозок, что и приводит к банкротству (Laker Airways, Air Florida, People Express Airlines).

Слишком узкая специализация авиакомпании.

Авиакомпания People Express Airlines, работая в Нью - Джерси, предлагала дешевые перевозки отдыхающим при минимальном сервисе (узкие проходы и маленькие расстояния между креслами, отсутствие бортпитания, запрет на бесплатный провоз багажа (только ручная кладь)). За питание и провоз багажа пассажир должен был платить отдельно. В середине 80-х годов по мере подъема экономики США стали расти занятость и доходы граждан. Появились конкуренты, предлагавшие значительно более высокий уровень сервиса при некотором повышении тарифов. Тогда теснимая с рынка PEA попыталась начать работу с бизнесменами, введя бизнес класс на своих воздушных судах, предложив программу поощрения часто летающих пассажиров. Работая на сегменте отдыхающих, они потеряли репутацию авиакомпании с приемлемым уровнем сервиса в глазах бизнесменов и не смогли выйти на другой сегмент, что и привело к их разорению и поглощению авиакомпанией Texas Air Corporation в 1987 году [18].
Излишне широкая диверсификация.

Некоторые авиакомпании занимаются неавиационными видами деятельности (отели, аренда автомобилей), вкладывают большие финансовые средства, но при этом испытывают трудности с подбором опытных менеджеров и становятся более тесно связанными с экономическими циклическими колебаниями, так как обслуживают одних и тех же клиентов на всех своих предприятиях.

Слишком стремительная или замедленная экспансия.

Если расширение рынка авиаперевозок происходит слишком медленно, наблюдается рост себестоимости из-за непропорционального возрастания накладных расходов авиакомпании и ее объемов работ. Персонал не доволен, так как при застое нет карьерного роста и повышения затрат, что делает авиакомпанию еще более уязвимой и создает рыночные ниши для конкурентов. В мелкой авиакомпании предприниматель совмещает две функции: выработка стратегии и оперативное руководство. При укрупнении авиакомпании он передает оперативное руководство менеджерам среднего звена, обычно нанимая слабых и неопытных, чтобы самому их всему научить и подчинить своему влиянию. Это уязвимое место такой авиакомпании. Быстро растущая компания может иметь проблемы с безопасностью полетов, с системой технического обслуживания и текущего ремонта, с вычислением полученных доходов, с системой бронирования. Может возникнуть сильная зависимость от заемного капитала при нехватке собственных средств.

Неверный учет сильных и слабых сторон конкурентов.

Новая авиакомпания, начиная работать на рынке, имеет гибкость маркетинговой стратегии, но при высокой себестоимости авиаперевозок. Действующая на рынке авиакомпания при появлении конкурента сразу снизит тарифы, что лишит новую авиакомпанию малейших шансов на успех. Новая компания должна захватывать рынок быстро, что требует значительных финансовых средств. Начинать продвижение на рынок нельзя без всесторонней оценки возможных ответных шагов конкурента и требуемых в этих условиях ресурсов для адекватного противодействия. Необходимо иметь проработанный план отхода, если события начнут развиваться в неблагоприятном направлении.

Подводя итоги, можно сформировать ключевые факторы успеха авиаперевозчиков:

  • экономическая эффективность полетов, для обеспечения которой требуется:

- фокусирование на направлениях, соответствующих потоку грузов;

- удержание существующих клиентов;

- привлечение большего числа компаний к сотрудничеству;

- соответствие маршрутной сети и парка воздушных судов.

  • обеспечение высокого уровня безопасности полетов;

  • наличие собственных грузовых ВС;

  • создание и продвижение бренда компании;

  • выбор наиболее эффективной политики компании, в т.ч. целей, стратегии, ценовой политики;

  • развитие современных технологий.


  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Дипломныйпроек т на тему: «Разработка проекта антикризисного развития компании авиаперевозчика» iconДипломныйпроек т на тему: «Разработка проекта санации банка»
В современном мире показателем развитости экономики страны является банковская сфера и, прежде всего, ее главные элементы – коммерческие...
Дипломныйпроек т на тему: «Разработка проекта антикризисного развития компании авиаперевозчика» iconВ результате реализации проекта
Цель проекта; концепция развития компании; новые качества руководителей; цели подготовки концепции; замечания по содержанию настоящего...
Дипломныйпроек т на тему: «Разработка проекта антикризисного развития компании авиаперевозчика» iconТемы вашего учебного проекта
В данном проекте рассмотрена история компании bmw, история создания первого массового автомобиля, место автомобильной компании в...
Дипломныйпроек т на тему: «Разработка проекта антикризисного развития компании авиаперевозчика» iconСамостоятельная работа студента
Дисциплина «Антикризисное управление» является дисциплиной по выбору (двп. 04), посвящена изучению антикризисного управления, формированию...
Дипломныйпроек т на тему: «Разработка проекта антикризисного развития компании авиаперевозчика» iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Управление рисками. Инвестиционная политика в антикризисном управлении. Стратегия и тактика антикризисного управления. Взаимодействие...
Дипломныйпроек т на тему: «Разработка проекта антикризисного развития компании авиаперевозчика» iconДипломная работа на тему: Проект мероприятий по улучшению
Целью дипломного проекта является разработка проекта мероприятий по улучшению финансового состояния предприятия зао «дикси юг»
Дипломныйпроек т на тему: «Разработка проекта антикризисного развития компании авиаперевозчика» iconРеферат на тему: «Разработка рекомендаций выбора программных продуктов...
...
Дипломныйпроек т на тему: «Разработка проекта антикризисного развития компании авиаперевозчика» iconДипломный проект на тему: «Разработка программы развития предприятия...
Модернизация металлоцентра, открытое хранение, выбор оборудования, авс – анализ, эффективность проекта, анализ риска, определение...
Дипломныйпроек т на тему: «Разработка проекта антикризисного развития компании авиаперевозчика» iconПроект по теме: Разработка учебного проекта «Геометрия вокруг нас»
Разработка проекта «Геометрические кружева» по курсу геометрии для учащихся 7 класса общеобразовательных школ
Дипломныйпроек т на тему: «Разработка проекта антикризисного развития компании авиаперевозчика» iconКурсовая работа На тему: «Разработка системного проекта типовой платформы...
На тему: «Разработка системного проекта типовой платформы для web порталов муниципальных образований Пермского края»
Дипломныйпроек т на тему: «Разработка проекта антикризисного развития компании авиаперевозчика» iconДипломный проект на тему: «Разработка системы сервиса при зачистке...
Целью дипломного проекта является разработка проекта системы сервиса при зачистке стальных вертикальных резервуаров для хранения...
Дипломныйпроек т на тему: «Разработка проекта антикризисного развития компании авиаперевозчика» iconТемы вашего учебного проекта
В данном проекте рассмотрена дата образования, кто создал, первый автомобиль компании, история развития и в каких странах продаются...
Дипломныйпроек т на тему: «Разработка проекта антикризисного развития компании авиаперевозчика» iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
На тему: Стратегия инновационного развития компании «Бэ-Эм-Вэ Групп» в период с 2007 по 2012 год
Дипломныйпроек т на тему: «Разработка проекта антикризисного развития компании авиаперевозчика» iconРеферат на тему: «Бизнес-модель: понятие и технология формирования»
Первые рассматривают деятельность любой компании с точки зрения процессов и технологий – фокус их внимания направлен внутрь компании....
Дипломныйпроек т на тему: «Разработка проекта антикризисного развития компании авиаперевозчика» iconРазработка проекта непосредственно-образовательной деятельности по...
Конспект урока по обж "Оказание первой медицинской помощи при травмах различного происхождения"
Дипломныйпроек т на тему: «Разработка проекта антикризисного развития компании авиаперевозчика» iconПояснительная записка I 0 введение 0-1 0 описание проекта 0-1 1 История...
Состояние окружающей среды и социально-экономические условия развития области 1-1


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск