Скачать 2.23 Mb.
|
«Утверждено" «Согласовано» Заведующий ГБОУ города Москвы детский сад Советом педагогов ГБОУ города Москвы детский сад комбинированного вида № 200 комбинированного вида, протокол № 7 Н.Б. Гошовская ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы детский сад комбинированного вида № 200 Москва 2009-2014г. Содержание 1.Пояснительная записка 3 1 часть 2.Гибкий режим пребывания детей дошкольного возраста 6 3.Гибкий режим пребывания детей первой младшей группы 10 4.Соотношение режимных моментов 12 5.Взаимодействие педагогов 15 6.Система закаливающих мероприятий 16 7.Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей: Образовательная область «Физическая культура» 21 Образовательная область «Здоровье» 26 Образовательная область «Безопасность» 28 Образовательная область «Социализация» 30 Образовательная область «Труд» 36 Образовательная область «Познание» 41 Образовательная область «Коммуникация» 46 Образовательная область «Чтение художественной литературы» 50 Образовательная область «Художественное творчество» 51 Образовательная область «Музыка» 54 8..Содержание коррекционной работы с детьми учителя-логопеда 57 9.Содержание коррекционной работы с детьми педагога-психолога 60 10.. Особенности организации образовательного процесса в группах для детей старшего возраста 64 11.Особенности организации образовательного процесса в группе раннего возраста 66 12.Планируемые результаты освоения детьми общеобразовательной программы 67 13.Мониторинг планируемых результатов освоения Программы 69 14.Мониторинг интегративных качеств 84 2 часть 15.Преспективный план по реализации образовательного проекта 111 16.Структарное подразделение «Семейный детский сад» 115 17.Условия реализации образовательной программы в ГБОУ 117 Пояснительная записка. Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы детский сад комбинированного вида №200 Заведующий: Гошовская Нона Борисовна, имеет высшее педагогическое образование. Стаж педагогической работы -31 год. Стаж в должности – 11 лет. Старший воспитатель: Богомолова Юлия Александровна, имеет высшее педагогическое образование. Стаж педагогической работы – 10 лет. Стаж в должности – 3 года. ГБОУ открылось в 1967году. В ГБОУ детский сад № 200 функционирует 7 групп: 5 групп — массовые (от 2 до 7лет) 2 группы – логопедические (от 5 до 7 лет) Возрастные особенности детей от 2 до 3 лет. На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуется восприятие и речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление. Интенсивно развивается активная речь. К трем годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре со взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1000-1500 слов. К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. Формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование. К третьему году жизни ребенка совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К трем годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями. Основной формой мышления становится наглядно-действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами. Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Завершается ранний возраст кризисом 3 лет. У ребенка формируется образ Я. Возрастные особенности детей от 3 до 4 лет. Младший возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. В это время происходит переход ребенка к новым отношениям с взрослыми, сверстниками, предметным миром. Его общение становится внеситуативным. Психологи обращают внимание на «кризис трех лет», который может продолжаться от одного месяца до двух лет. Характерное для младшего дошкольника требование «я сам» отражает, прежде всего, появление у него новой потребности в самостоятельных действиях, а не фактический уровень возможностей. Значительно увеличивается запас слов, совершенствуется грамматический строй речи, появляются элементарные высказывания об окружающем. При этом дети пользуются не только простыми, но и сложными предложениями. Младшие дошкольники любят играть словами, проявляют «словотворчество». В младшем дошкольном возрасте начинает активно проявляться потребность в познавательном общении со взрослыми, о чем свидетельствуют многочисленные вопросы, которые задают дети, развивается интерес к общению со сверстниками. Взаимоотношения между детьми возникают на основе интереса к действиям с привлекательными предметами, игрушками. Игра — любимая деятельность младших дошкольников. Дети активно овладевают способами игровой деятельности — игровыми действиями с игрушками и предметами-заместителями, приобретают первичные умения ролевого поведения. У младших дошкольников возрастает целенаправленность действий. Ребенок оказывается способным не только объединять предметы по внешнему сходству (форма, цвет, величина), но и усваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда, посуда, игрушки). Здоровый, нормально физически развивающийся ребенок четвертого года жизни обычно бывает подвижным, жизнерадостным, любознательным. Он много играет, двигается, с удовольствием принимает участие во всех делах. Младшие дошкольники усваивают некоторые нормы и правила поведения, связанные с определенными разрешениями и запретами. Младшие дошкольники — это в первую очередь «деятели», а не наблюдатели. Опыт активной разнообразной деятельности составляет важнейшее условие их развития. Возрастные особенности детей от 4 до 5 лет. Возросли физические возможности детей: движения их стали значительно более уверенными и разнообразными. Дошкольники испытывают острую потребность в движении. В случае ограничения активной двигательной деятельности они быстро перевозбуждаются, становятся непослушными, капризными. У детей активно проявляется стремление к общению со сверстниками. Их речевые контакты становятся более результативными и действенными. Дошкольники 4-5 лет охотно сотрудничают со взрослыми в практических делах, но наряду с этим все более активно стремятся к познавательному, интеллектуальному общению. Возраст «почемучек» проявляется в многочисленных вопросах детей к воспитателю: «Почему?», «Зачем?», «Для чего?» Развивающееся мышление ребенка, способность устанавливать простейшие связи и отношения между объектами пробуждают широкий интерес к окружающему миру. Ребенок способен анализировать объекты одновременно по 2—3 признакам: цвету и форме, цвету, форме и материалу и т. п. У детей 4—5 лет ярко проявляется интерес к игре. Игра усложняется по содержанию, количеству ролей и ролевых диалогов. Примечательной особенностью детей является фантазирование, нередко они путают вымысел и реальность. У детей этого возраста наблюдается пробуждение интереса к правилам поведения. У детей идет активное развитие и созревание эмоциональной сферы: чувства становятся более глубокими, устойчивыми; прежнее радостное чувство от общения с окружающими постепенно перерастает в более сложное чувство симпатии, привязанности. На пятом году жизни начинается осознание своей половой принадлежности. Дети отмечают внешнее различие между мальчиками и девочками. Словарь детей увеличивается до 2000 слов и более. В разговоре ребенок начинает пользоваться сложными фразами и предложениями. Возрастные особенности детей от 5 до 6 лет. Возраст 5—7 лет характеризуется активизацией ростового процесса: за год ребенок может вырасти на 7—10 см. Изменяются пропорции тела. Совершенствуются движения, двигательный опыт детей расширяется, активно развиваются двигательные способности. Заметно улучшается координация и устойчивость равновесия, столь необходимые при выполнении большинства движений. При этом девочки имеют некоторое преимущество перед мальчиками. У детей активно развиваются крупные мышцы туловища и конечностей, но все еще слабыми остаются мелкие мышцы, особенно кистей рук. Дети проявляют интерес к своему здоровью, приобретают сведения о своем организме (органы чувств, движения, пищеварения, дыхания) и практические умения по уходу за ним. В течение шестого года жизни совершенствуются основные нервные процессы — возбуждение и особенно торможение. Ребенок не так быстро утомляется, становится более вынослив психически (что связано и с возрастающей физической выносливостью). Формируются социальные представления морального плана, старшие дошкольники уже отличают хорошие и плохие поступки, имеют представление о добре и зле. По своим характеристикам головной мозг шестилетнего ребенка приближается к показателям мозга взрослого человека — расширяются интеллектуальные возможности детей. Ребенок не только выделяет существенные признаки в предметах и явлениях, но и начинает устанавливать причинно-следственные связи между ними, пространственные, временные и другие отношения. Расширяется общий кругозор детей. Детей привлекает широкий социальный и природный мир, необычные события и факты. В старшем дошкольном возрасте возрастают возможности памяти, возникает намеренное запоминание в целях последующего воспроизведения материала, более устойчивым становится внимание. Происходит развитие всех познавательных психических процессов. Продолжает совершенствоваться речь. За год словарь увеличивается в среднем на 1000—1200 слов (по сравнению с предшествующим возрастом). Совершенствуется связная, монологическая речь. Ребенок правильно пользуется многими грамматическими формами и категориями. Развивается продуктивное воображение. Рисование — любимое занятие старших дошкольников, ему они посвящают много времени. Возрастающая потребность старших дошкольников в общении со сверстниками, в совместных играх и деятельности приводит к возникновению детского сообщества. Сверстник становится интересен как партнер по играм и практической деятельности. Развивается система межличностных отношений, взаимных симпатий и привязанностей. Дети самостоятельно создают игровое пространство, выстраивают сюжет и ход игры, распределяют роли. В совместной игре появляется потребность регулировать взаимоотношения со сверстниками, складываются нормы нравственного поведения, проявляются нравственные чувства. Интерес старших дошкольников к общению со взрослым не ослабевает. Дети активно стремятся привлечь к себе внимание взрослых, вовлечь в разговор. Содержательное, разнообразное общение взрослых с детьми (познавательное, деловое, личностное) является важнейшим условием их полноценного развития. Возрастные особенности детей от 6 до 7 лет. Движения детей седьмого года жизни отличаются достаточной координированностъю и точностью. Старшие дошкольники активно приобщаются к нормам здорового образа жизни. Гигиенические навыки у детей старшего дошкольного возраста становятся достаточно устойчивыми. Повышается общая осведомленность детей о здоровьесберегающем поведении. Старший дошкольный возраст — время активного социального развития детей. В этот период начинает складываться личность с ее основными компонентами. Дети 6—7 лет перестают быть наивными и непосредственными, становятся более закрытыми для окружающих. У детей развивается способность к соподчинению мотивов поступков, к определенной произвольной регуляции своих действий. Усвоение норм и правил, умение соотнести свои поступки с этими нормами приводят к формированию первых задатков произвольного поведения. Формируются достаточно устойчивая самооценка. Ближе к концу дошкольного возраста общение детей со взрослыми приобретает внеситуативно - личностную форму, максимально приспособленную к процессу познания ребенком себя и других людей. Углубляется интерес к внутреннему миру людей, особенностям их взаимоотношений. На седьмом году жизни происходит дальнейшее развитие взаимоотношений детей со сверстниками. Дети предпочитают совместную деятельность индивидуальной. В старшем дошкольном возрасте значительно расширяется игровой опыт детей. Постепенно игра становится интегративной деятельностью, которая тесно связана с разными видами детской деятельности — речевой, познавательной, коммуникативной, художественно-продуктивной, конструктивной. На седьмом году жизни расширяются возможности развития самостоятельной познавательной деятельности. Детям доступно многообразие способов познания: наблюдение и самонаблюдение, сенсорное обследование объектов, логические операции (сравнение, анализ, синтез, классификация), простейшие измерения, экспериментирование с природными и рукотворными объектами. Развиваются возможности памяти. Увеличивается ее объем, произвольность запоминания информации. Старшие дошкольники начинают проявлять интерес к будущему школьному обучению Детский сад работает по 5-ти дневной рабочей недели с 14 часовым пребыванием детей. В детском саду созданы благоприятные условия для организации работы с детьми: оборудованы игровые комнаты для детей с учетом возрастных особенностей; имеется физкулътурно-музыкалъный зал; имеется методический кабинет с полным набором методических пособий и необходимой литературой; функционируют медицинский кабинет; функционирует логопедический кабинет. В ГБОУ с детьми работает педагог-психолог и учитель-логопед Воспитательно–образовательную работу с детьми ведут педагоги – I квал. категория 27%, 12 разряд 46%, 7 разряд 13%, 8 разряд 7%, 10 разряд 7%. Сведения о семьях воспитанников: социальный статус семей; занятость родителей; образование родителей; Социальный статус семей: полная 38%; неполная 49%; многодетная 13% Занятость родителей: служащие 63%; неработающие 21%; бизнесмены 16% Образование родителей: высшее 54%; среднее 12%; среднее – специальное 34% Детский сад принимает участие в различных мероприятиях округа. Имеет наградные дипломы и грамоты. К своему 40-летнему юбилею детский сад был отмечен Благодарственным письмом Московской Городской Думы. Образовательная программа государственного бюджетного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида №200 Западного округа города Москвы разработана в соответствии с требованиями основных нормативных документов и является обязательным нормативным документом. Содержание образовательного процесса выстроено в соответствии с программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой: 2011. Образовательная программа ГБОУ детского сада комбинированного вида №200 обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 2 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. Программа обеспечивает достижение воспитанниками готовности к обучению в школе. Цели и задачи ГБОУ города Москвы детский сад комбинированного вида №200 определены на основе анализа результатов предшествующей педагогической деятельности ГБОУ, медицинских исследований, потребностей родителей и социума. |