Скачать 3.78 Mb.
|
МАРИЯ ШТАЙНЕР Введение к выходу в свет публикаций из лекций Рудольфа Штайнера для работающих на строительстве Гётеанума с августа 1922 г. по сентябрь 1924 г. Эти лекции можно было бы назвать диалогом, поскольку их содержание по настоянию Рудольфа Штайнера всегда определяли сами рабочие. Им было разрешено самим избирать темы, он побуждал их задавать вопросы и делать сообщения, поощрял их самопроявление, их возражения. Рассматривалось и дальнее и ближайшее. Особенно интересными оказались терапевтические и гигиенические стороны жизни; видно, что об этих вещах рабочим приходилось заботиться каждый день. Но также затрагивались и все явления природы, бытие минералов, растений и животных, причем это рассмотрение выводило в космос, к первоистоку вещей и существ. В конце рабочие просили дать им введение в духоведение, в познавательную основу для понимания Мистерии христианства. Общая духовная работа сложилась на основе нескольких курсов, которые доктор Роман Боос проводил по окончании работ на стройке для интересующихся; позднее эти курсы проводились и дальше другими членами Антропософского Общества. Позднее рабочие попросили Рудольфа Штайнера принять их и утолить жажду знаний — и, если возможно, посвятить этому один час обычного рабочего времени, пока они еще бодры и могут сохранять восприимчивость. Это происходило в утренние часы после перерыва в работе. Могли прийти также некоторые служащие строительной конторы и еще двое или трое из узкого рабочего круга доктора Штайнера. Обсуждались практические вещи, например, разведение пчел для тех, кто интересовался пчеловодством. Когда Рудольфа Штайнера уже не было среди нас, экспериментальная агрогруппа опубликовала для своих членов конспект этих лекций в виде брошюры. Многие проявляют большое желание ознакомиться с этими лекциями. Однако они были рассчитаны на особую аудиторию, и в той особой ситуации были импровизацией на темы, продиктованные обстоятельствами и настроением рабочих-слушателей; при этом они не предназначались для печати. Именно та форма, в которой они были прочитаны, позволила сохранить свежесть и непосредственность, которые не хотелось бы потерять. Была создана особая атмосфера взаимодействия того, что жило в душе спрашивающего и в душе дающего ответ. Не хотелось бы упускать этот колорит, эту окраску в ходе педантичной редакторской переработки. Поэтому мы отважились по возможности ограничить ее. Пусть не все здесь соответствует стилистическим литературным канонам, зато во всей своей непосредственности сохраняется настоящая жизнь. ПЕРВАЯ ЛЕКЦИЯ Дорнах. 1 марта 1924 г. Доброе утро, господа! Есть ли что-нибудь на сегодня? Господин Доллингер: Я хотел спросить, почему происходит так, что люди, живущие вблизи кладбища, часто бывают менее живучими и на вид бледны? (приводит подтверждающий пример. ) Мне хотелось бы узнать, что за ритм действует в телах, не может ли он действовать положительно? Доктор Штайнер: Я полагаю, что мне удастся достаточно хорошо осветить этот вопрос, так как я сам с восьми до восемнадцати лет жил в непосредственной близи кладбища. Следовательно, я тогда тоже должен был быть очень бледным. Отчасти это верно. Различные утверждения, сделанные вами, должны были бы оказаться верными именно в моем случае. Это было кладбище в маленьком селении(1)— может быть, в пятьсот жителей, — следовательно, само кладбище было не очень большое. Однако именно там находились вокзал и дом, где мы жили. Вокруг довольно близко проживали люди, как это обычно бывает в таких местечках. Там была церковь, вокруг кладбища и дальше шли дома: так что всегда можно было видеть, как обстоит дело со здоровьем у тех людей, которые живут вокруг кладбища. Можно сказать, что среди жителей были весьма заметные различия, и что, например, патер, живший не очень далеко от кладбища, не был бледным и хилым, он был достаточно дородным и выглядел очень хорошо. Вот что довелось мне тогда наблюдать. Во многих селениях кладбища располагаются вокруг церкви — но все же если оценить обычное состояние здоровья, первое впечатление таково: нельзя считать, что это вредит очень сильно. Правда, в таких селениях в то же время было много ореховых деревьев, деревьев, на которых растет грецкий орех (Juglans regia L. —прим. перев). Эти деревья грецкого ореха благодаря запаху, который они распространяют, исключительно сильно воздействуют на здоровье. Вы только должны принять к сведению то, что в таких селениях, где изначально царят благочестивые настроения, сохранились здоровые инстинкты: это привело к тому, что, поскольку кладбище располагалось в центре селения и вокруг него жили люди, вблизи были насажены каштаны, грецкие орехи и липы. Липы и деревья грецкого ореха противодействовали вредным воздействиям, исходящим от кладбища, компенсировали их. Здесь надо также обратить внимание на следующее: видите ли, если более точно рассмотреть то, что, в сущности, хочет узнать господин Доллингер, а именно воздействие на высшие тела, то следует уяснить себе, что среди тех тел, о которых я рассказывал, только физическое тело и эфирное тело действуют оживляюще. В то же время астральное тело и "Я" действуют не оживляющим, а, напротив, по преимуществу разрушительным образом. Они действуют как душа и дух. Из того, что я говорил, вы можете видеть, что физическое тело и эфирное тело подобны растению; они растут, они строят органы. Но если бы мы обладали только ими, только физическим телом и эфирным телом, мы постоянно находились бы в обморочном, бессознательном состоянии. Мы вели бы сонную жизнь подобно растениям, если бы постоянно не подвергались разрушению: только вследствие того, что в нас постоянно происходит разложение, мы не живем сонной растительной жизнью. Астральное тело и "Я" снова и снова разрушают, деструктивируют. В человеке всегда имеет место построение и разложение. Именно астральное тело производит наиболее сильные разрушения в нашем человеческом существе. Все продукты выделения, о которых я говорил, подвергаются разложению именно со стороны астрального тела и "Я". Эфирное тело лишь чуть-чуть содействует при этом. Все это я вам рассказывал. Видите ли, господа, поднимающиеся испарения кладбища родственны тому, что в астральном теле производит разложение эти испарения поддерживают процесс разложения. И человек разлагается в большей степени, если он проживает вблизи кладбища, нежели когда он проживает в лесу. Если он живет на природе, в лесу, то его формирующие силы укрепляются, если же он проживает у кладбища, то укрепляются его разрушительные, разлагающие силы. Однако если бы мы не имели никаких разрушающих сил, то, как я уже говорил, на протяжении всей жизни оставались бы глупыми(2). Нам необходимы разрушающие силы. Надо учесть и кое-что другое. Я сказал вам, что могу говорить об этих вещах, поскольку пережил это на собственном опыте, причем пережил в юношеском возрасте, когда столь многое формируется. У меня всегда была склонность мыслить как можно точнее. Этой склонностью к точному мышлению я, по моему убеждению, обязан именно тому обстоятельству, что моя судьба дала мне возможность вырасти вблизи кладбища. Следовательно, здесь есть и нечто положительное, господа. И это вы тоже должны принять к сведению. Ведь, не правда ли, вредным фактором на кладбище являются те трупы, которые там находятся. Трупы только разлагаются. Если мы умираем, отпадает то, что мы все снова и снова строили и разлагали. Тут разложение продолжается. Следовательно, астральное тело вблизи кладбища получает побуждение мыслить хорошо. Нельзя этого не признать. Там, что сейчас называют Бургенландом (историческая область в Австрии — прим. перев. ) и где я вырос, повсюду были деревни с кладбищами посередине. Бургенланд — область, из-за которой было много споров. Там есть отдельные крупные города, такие, как Айзенштадт и тому подобные, но они расположены далеко друг от друга; повсюду разбросаны деревни и везде кладбища располагаются в середине. Так вот, дело обстояло, можно сказать, так, что люди там обладали известной крестьянской смекалкой. И нельзя не признать, что эта крестьянская смекалка развивалась под влиянием кладбищенской атмосферы. А вредные факторы устранялись благодаря тому, что вокруг повсюду были посажены деревья грецкого ореха и липы. Тогда эта местность была винодельческой. Атмосфера виноградных лоз тоже действует некоторым образом как компенсация. Аромат цветущей липы, как вы знаете, является очень сильным, дерево грецкого ореха тоже пахнет очень сильно; это воздействует на астральное тело оживляющим образом. Атмосфера виноградной лозы тоже действует оживляюще, но уже на "Я". Так что мы даже в этом случае сталкиваемся с очень сильным воздействием на высшие тела человека. Конечно, не подлежит сомнению то, что по мере развития цивилизации эти вещи изменяются. Естественно, что с той поры, когда городки укрупнились, когда вокруг понастроили много домов и вследствие того, что много домов было построено кругом, воздействию деревьев был нанесен ущерб, вредное воздействие кладбищ усилилось; вот тогда-то, естественно, и появились бледные лица у живших вблизи кладбища. Компенсации уже не возникало, и вследствие этого кладбище действовало так, что люди страдали от кладбищенских испарений. И опять-таки, благодаря природному инстинкту, при разрастании деревень до городского уровня кладбища стали устраивать вне города. Здесь, конечно, играет роль кое-что еще. Речь идет о том случае, когда воздействия распространяются еще дальше, когда они доходят до эфирного тела. Видите ли, все то, что поднимается в атмосферу в качестве тонких испарений, действует на астральное тело и на "Я". Следовательно, тот слабый запах трупов, который всегда имеется вокруг кладбища, так же, как и запах грецкого ореха, липы и конского каштана, действующего особенно оживляющим образом, может воздействовать, в сущности, только на высшие тела; до эфирного тела это доходит не так сильно. С эфирным телом обстоит так, что особенно сильное воздействие на эфирное тело оказывает вода в той или иной местности. Вода производит совершенно особенное, сильное действие. А в окрестности кладбища вода очень легко пропитывается тем, что выделяется из трупов. Эту воду пьют, на этой воде приготовляют пищу. Следовательно, если где-то в деревне, где кладбище находится вблизи домов, вода оказывается испорченной, то тут никакие деревья не помогут! В этом случае природа помогает очень мало. Как следствие, люди очень легко становятся подвержены чахотке (туберкулезу), люди тогда чрезвычайно сильно страдают от этого. Видите ли, это я могу уверенно констатировать. Там было одно место — оно было на удалении часа ходьбы с небольшим от того места, где я жил — это было маленькое селение. Почти все там жили вокруг кладбища. Люди там от природы были очень вялыми; они были просто ни на что не способны. У них были дряблые мускулы, дряблые нервы, все в них было расслаблено; они были бледными. Я спрашивал тогда себя: почему это происходит? Видите ли, вот что было интересно: у нас в Нойдорфле люди, тоже жившие вокруг кладбища, были относительно здоровы. Это серьезный вопрос для того, кто изучает свойства местности, имеющие значение для людей. Там была деревня, где люди проживали вокруг кладбища и не предпринимали ничего иного, кроме посадок грецкого ореха; его сажали там, и это было проявлением весьма здорового инстинкта. Однако в остальном —даже воду для приготовления пищи очень часто они брали из деревенского ручейка! Тут располагался ряд домов (изображается на рисунке, слева вверху), между ними — деревенский ручеек; здесь был церковный дворик, тут была церковь; здесь жили мы, здесь — патер, здесь было здание школы затем здесь находился ряд домов, между ними — ручеек и повсюду были ореховые деревья. Люди просто брали воду из ручейка; в этот ручеек попадали, конечно, и останки, и бактерии, и бациллы от всего того, что просачивалось с кладбища. Так было всюду. Люди — именно те, кто проживал там — не отличались особой чистоплотностью: дома там были покрыты соломенными крышами, повсюду прямо перед входом лежали навозные кучи, рядом находились свинарники — прекрасный альянс свинарника и навозной кучи. К тому же стоки попадали в деревенский ручеек, подходя к которому можно было увязнуть в коричневой жиже. Так что, как видите, все это не было — как сегодня говорят — обустроено гигиенически! А люди, тем не менее, были здоровы. Во-первых, если люди здоровые, то даже трупы вначале не так плохи, как в тех местах, где люди отравлены. Хотя это не имеет существенного значения. Был более существенный вопрос: почему получалось так, что тут эти люди были здоровы, а там (в другом месте — прим. перев. ) больны, вялы и нежизнеспособны? Это объясняется следующим. Вблизи этого селения находилось другое(3), совсем маленькое, зато это был курорт; там находился холодный углекислый источник, источник углекислой воды. Вся деревня получала питьевую воду из этого места. И питьевая вода из этого места, углекислая вода действовала в качестве компенсации по отношению к отравленной воде с кладбища. А другие люди, находящиеся далеко от этого углекислого источника, были этого лишены. Так что на приведенном примере можно исследовать, как углекислая вода, та, о которой я вам говорил однажды, особенно сильно воздействует на "Я" и на мышление, как она отражается на "Я" и на эфирном теле, как она в эфирном теле компенсирует разрушительные воздействия, оказываемые тем, что просочилось в деревенский ручеек с кладбища. Естественно, если в городах остается кладбище, то в сущности — по крайней мере тогда, когда вода не доставляется издалека — улучшение кладбищенской атмосферы едва ли поможет. Итак, если в городе кладбище занимает центральное место и воду берут из колодцев, то тем самым естественно создаются условия, вредные для здоровья, поскольку тогда происходит отравление эфирного тела; эфирное тело таково, что не подчиняется влияниям, идущим из астрального тела и "Я". Вы видите, что санитарно-гигиенические условия с этой точки зрения представляют большой интерес. При этом, конечно, нельзя упускать из виду, что на таких людей, живущих вокруг кладбища — если это верующие люди, если они еще не превратились в атеистов, — вновь и вновь повторяющаяся картина похоронных обрядов действует согревающим образом! И это опять-таки действует как компенсация. Это действует на "Я". Действует укрепляющим образом. Если рассматривать это с точки зрения здоровья, то это тоже действует как компенсация. Вот примерно то, что вы хотели узнать? Может быть, кому-то пришло на ум еще что-нибудь? Ну, господа, тогда я хочу продолжить рассмотрение этого вопроса, но уже с совершенно иной стороны. Видите ли, мы рассматривали многое: давайте же сегодня с той точки зрения, с помощью того познания, которого мы достигли, рассмотрим следующее. Если вы посмотрите на географическую карту, то вы можете заинтересоваться ею и сказать: вот здесь живет один народ, там живет другой народ. Нас интересуют различные народы, живущие рядом друг с другом. Но вы можете сказать и так: я хочу посмотреть однажды на географическую карту с точки зрения эволюции человечества. И тогда географическая карта действительно становится очень интересной. Давайте рассмотрим кусочек географической карты. Я хочу нарисовать это лишь приблизительно. Здесь, например, мы имеем, если мы переходим к Азии — я это вам уже рисовал, говоря о человеческих расах, — мы имеем Индию, Переднюю Индию(4); здесь находится Аравия; а здесь затем идет Малая Азия. Здесь Азия переходит в Европу; мы переходим в Европу, то есть к тем островам, которые относятся к Европе. Это Греция. Видите ли, сегодня небольшие народности живут повсюду. Затем здесь мы переходим к Африке. Здесь у нас находится река, это Нил; тут находится Египет, которым, как вы знаете, сегодня полностью владеют англичане; когда-то это была свободная страна. Видите, повсюду тут живут народности. В Индии живут индусы, сегодня они на подъеме. Долгое время они находились под владычеством англичан, оно остается и сегодня, но, тем не менее, индусы поднимаются, и те, кто в Англии обладают предвидением, испытывают откровенный страх перед тем, что индусы смогут когда-нибудь стать независимыми. Сегодня существует большое индийское движение; его пробудил в Индии, как его называют, Махатма Ганди(4a), который был посажен в тюрьму, но теперь снова освобожден по состоянию здоровья. Здесь, в Аравии, точно так же живут люди, в большей или меньшей степени находящиеся под господством англичан; это пока еще почти непроходимая местность, Аравия. Вы знаете, что причиной Первой мировой войны было главным образом намерение проложить дорогу через Турцию до сих пор, так, чтобы одна дорога направлялась в одну сторону, в Индию, а вторая — в другую сторону, в Аравию. Это собиралась сделать Германия; вследствие этого у других народов возникли сильная зависть и ревность, направленные против Германии, хотевшей построить через Турцию так называемую Багдадскую дорогу в Азию. Тут когда-то была Сирия. Видите ли, с самых различных точек зрения было бы интересно сказать себе однажды: здесь с самых древнейших времен повсюду жили народы; они имели самый различный образ жизни. Достаточно назвать лишь пару вещей, и обнаружится, как отличалась жизнь этих людей. В Индии, например, имело место строгое разделение на касты, разделение, по сравнению с которым все то, что известно нам как классы, является лишь теневым отображением. В Индии человек рождался в касте. Высшей кастой были брахманы. Это были те, кто исполнял священнодействия, те, кому позволялось учиться. В древнейшие времена все дети брахманов ходили в школу. Это были те, кто умели писать, это была высшая каста. Из этой касты набирали священников, но не раджей. Раджей брали из второй касты, из касты воинов. Но никогда и никто не мог из касты воинов возвыситься до касты брахманов. Они были строго отделены. Третьей кастой были крестьяне, сельские жители, и четвертой кастой были те, кто, в сущности, считались рабочими, работавшими физически. Между этими кастами было строгое разделение. В Древней Индии переход человека из одной касты в другую выглядел бы так, как если бы лев должен был стать ягненком! Касты отличали друг от друга так же, как отличают друг от друга отдельные виды животных. Вот почему у людей не было столкновений на этот счет. Для них перейти из третьей касты в первую было бы таким же безумием, как если бы лев захотел стать быком. Различие было очевидно, это было само собой разумеющимся у этих людей. Итак, это было в Индии. Теперь перейдем к Египту: тут тоже были касты. («В Египте существует семь различных каст: жрецы, воины, коровьи пастухи, свинопасы, мелочные торговцы, толмачи и кормчие... Каста воинов делится на так называемых каласириев и гермотебиев». Геродот кн. 2, 164 — прим. перев. ) То, что я рассказывал вам сегодня, господа, вы должны отнести ко времени примерно за три тысячи или три с половиной тысячи лет до возникновения христианства. Мы, следовательно, должны вернуться на пять или шесть тысяч лет назад, если хотим заглянуть назад в то время, о котором я вам рассказываю. Итак, в Египте тоже были касты, но они были не так строго разграничены; там тот или иной человек уже мог перейти в ту или иную касту. Так что хотя они и не были так строго разграничены, касты в Египте еще были. Но с другой стороны, в Египте все государственное устройство исходило от жреческого сословия. Жречество устанавливало порядок во всем. В Индии тоже было так, но там все определялось устройством каст, тогда как в Египте кастовая организация не была очень строгой. Однако твердо придерживались того, что все законы исходили от жреческого сословия. Соответствующим образом существовали и другие народы, жившие в Сирии, в Малой Азии. Они имели свои отличительные признаки, они были различны. Для того, чтобы вы увидели, что за роль играли в истории человечества те вещи, которые мы тут изучаем, я хотел бы рассказать вам об этих народностях кое-что другое. Давайте возьмем четыре народа: во-первых, индусов, затем египтян, а затем те народы, которые осели здесь. Евфрат и Тигр впадают тут в морской залив; здесь жил один народ, который позднее называли вавилонянами. Его мы рассмотрим третьим по счету. Вы знаете, что здесь действовал народ, позднее игравший большую роль в истории; это семиты, евреи, иудеи. Они сначала перешли в Египет, но затем ушли оттуда назад и жили затем здесь, в Палестине — по размерам это относительно маленький народ, но такой народ, который сыграл большую роль в истории. Итак, мы можем рассматривать их друг за другом: во-первых, индусов, во-вторых, египтян, в-третьих, вавилонян и, в-четвертых, евреев. Давайте рассмотрим сегодня эти четыре народа. Видите ли, для индусов особенно характерным является то, что они разграничивали людей как отдельные классы животных и делили людей на четыре касты. К этому вела своеобразная религия, бывшая у индусов в древности. Индусы не делали различия между духовным и телесным миром; в то время, когда индийское население первоначально складывалось, различий между духом и телом не было. В случае дерева не проводили различия, как у других народов: вот тут находится физическое дерево, а тут, внутри живет дух — нет, этого индусы не различали. Дерево было в то же время и духом, только духом более грубым, чем человек и животное. Животное для индусов тоже не различалось как тело и душа, оно было душой так же, как человек. Не было различия между телом и душой. Если древний индус задавался вопросом о душе — а он знал, что человек вдыхает, вдыхает воздух, — то для него этот вдыхаемый воздух и был духом. Тогда он знал: воздух находится снаружи; это и есть дух, обнимающий всю Землю. Если же этот обнимающий всю Землю дух начинал струиться, дуть, то тогда индус называл этого духа, двигавшегося, веявшего над всей Землей, Варуна. Но и то, что он имел в себе, тоже было Варуна. Если он бушевал вовне, это был Варуна; внутри — тоже Варуна. Сегодня можно услышать, как часто говорят: индусы поклонялись природе, так как они почитали ветер и грозу и так далее. Но можно было бы с таким же правом сказать, что индусы поклонялись духу, поскольку они все и везде рассматривали как дух. Понятия тела у индусов не было вообще. Поэтому у индусов каждая часть тела человека была в то же самое время духом: печень была духом, почки были духом, все было духом. Они не проводили различия между телом и духом. Именно в этом состоит тайна древней индийской мудрости, что они не делали различия между телом и духом. Печень была духом печени, желудок — духом желудка. Видите ли, если мы сегодня рассматриваем желудок, то мы находим, что в желудке для обеспечения правильного пищеварения должно находиться нечто: мы называем это вещество пепсином. Если пепсин отсутствует, то пищеварение идет неправильно, тогда нам приходится добавить немного соляной кислоты. Индус говорил — названием он еще не пользовался, а уже знал, что здесь находится дух, — так уж устроен желудок; индус говорил: это дух желудка. Сегодня можно приобрести желудочные капли под названием «Хоффман-гейст», «дух Хоффмана», или называемые как-либо иначе: но вы всегда обнаруживаете в случае обычной речи, что понятие духа напечатлено в словах. Итак, индусы видели дух всюду. А потому у них не вызывал недовольства дух кастовости, они рассматривали это как нечто духовное так же, как и различия у животных рассматривались ими как духовные. При углублении в индийское мировоззрение нельзя не заинтересоваться тем, что индусы обладали весьма точными познаниями всех человеческих органов. Индусы рассматривали эти органы именно как дух. Человек был составлен из чистых духов: духа легких, духа желудка, духа почек и так далее, причем индусы смотрели лишь на физическое тело. В отношении индусов, можно сказать: в своих воззрениях индусы брали за основу физическое тело как дух. 1. Индусы: физическое тело духовно. Это очень интересно, ведь тут нам открывается народ, который в первую очередь имел точное знание о физическом теле, физическом организме. Теперь мы переходим к египтянам. У египтян ситуация была такова. У египтян на первом плане был Нил. Нил является, в сущности, кормильцем и отцом этой страны. Каждый год в июле Нил выходил из берегов, а в октябре возвращался назад. Древние египтяне знали следующее: в Ниле находится вода; вода отступает в период холодного времени года: вода снова приходит, затопляя страну, и становится благодетельницей человека. Но если вода в октябре отступает, то остается очень плодородный ил, так что никаких удобрений не нужно! В этот ил можно посеять зерновые разных сортов и, когда они взойдут, убрать их до нового разлива Нила. Таким образом, Нил ежегодно подготавливал для них пашню. Так что египтяне глубоко переживали эту благую деятельность воды. Они занимались вопросом о том, что представляет собою вода в природе. Видите ли, мы в настоящее время восхищаемся нашим инженерным искусством, создавшим канализацию. Но египтяне за тысячи лет до нас очень хорошо решали канализационные проблемы! Ведь если Нил выходил из берегов и разливался, то он при подобных обстоятельствах оказывался и там, где это было нежелательно. И вот египтяне уже в древности создали озеро Мэрис, целое озеро! Оно не было создано природой, оно было сделано искусственно для того, чтобы удерживать половодье в необходимых границах. Воды разлива собирались в этом озере Мэрис. Так искусственным образом египтяне подчиняли природу. Но как следствие этого их внимание было особенно направлено на воду. Отвечая на вопрос, заданный господином Доллингером, я говорил вам: вода оказывает необычайное влияние на эфирное тело человека. Руководствуясь инстинктом, которым египтяне еще обладали, они создали следующее учение: человек состоит не только из физического тела, но он имеет также эфирное тело. Это интересно, как видите: здесь, позади, в Индии жили древнейшие народы; многие из этих древнейших народов, миновав Аравию, поселились в Египте. В Египте была особая форма древнего культа, происходившая из Индии. Ведь переселившись в Египет, индусы ощутили благодеяния воды. И тогда они говорили себе: вода действует не на физическое тело, которое мы изучали в Индии, но действует на более высокое тело человека. Вот так главным образом благодаря переживаниям, связанным с водой, египтяне — а также и индусы — открыли эфирное тело. Благодаря тому, что египтяне открыли эфирное тело, сложилась вся их религия, ибо она является религией эфирного тела. Если взять наиболее важное из египетской религии, то это — следующая легенда. Египтяне везде рассказывали ее подобно тому, как в известное время в Европе рассказывали о евангельских событиях. Египтяне рассказывали так: есть высокий бог; они называли этого высокого бога Осирисом. Этот высокий бог есть благодетель человечества. Он создатель всего, что приходит к человеку посредством водного элемента. Но у него есть враг. Этот враг живет в знойном ветре, который дует из пустыни. Вот здесь была эта пустыня (изображается на рисунке). Так что у египтян было два божества: Осирис и Тифон, Осирис и его враг Тифон. Все то, что египтяне наблюдали в природе, они видели в то же время и в человеческой жизни. Но они в отличие от индусов брали за основу не физическое тело, а тело эфирное. Далее их легенда гласила: однажды Тифон убил Осириса и похитил его. Супруга Осириса, Исида, отыскала труп и разные его части похоронила в разных местах. По этому повсюду в качестве памятников были воздвигнуты архитектурные сооружения. С тех пор Осирис является владыкой умерших. Когда-то он был владыкой живых, но затем стал владыкой умерших. Египтяне уже думали на тему смерти. Вы ведь знаете — это я вам уже рассказывал, — через несколько дней после смерти эфирное тело человека уходит: тогда человек постепенно снова приходит в сознание. Это выражено в легенде таким образом, что Осирис уходит, но Исида снова возвращает его. Человек снова получает свое сознание после смерти. Так что можно сказать: египтяне пришли к тому, что человек имеет эфирное тело. Это очень интересно! Индусы еще признавали в качестве духовного начала физическое тело. Египтяне же в качестве духовного начала рассматривали эфирное тело. 2. Египтяне: эфирное тело духовно. Осирис, Тифон и Исида. И все то, во что верили египтяне, все то, над чем они работали, было, в сущности, эфирным телом. Это целиком определяло их воззрения. Видите ли, господа, вам приходилось наблюдать у египтян еще одно: это мумии. Недавно я указал вам на это(5), я сказал: когда средневековые медики говорили о мумиях, они имели в виду нечто духовное; я объяснял это вам. Однако если сегодня заходит разговор о мумиях, то имеют в виду только египетские мумии. Трупы бальзамировались, причем бальзамировали умело, и сохраняли. Почему же это было? Египтяне знали только об эфирном теле и сохраняли физические тела для того, чтобы если человек когда-нибудь будет жить снова, то он снова смог бы найти свое физическое тело. (Верования такого рода существовали в глубокой древности и сохраняются даже поныне. Мэнли П. Холл сообщает: «Распространенное убеждение в том, что египтяне мумифицировали своих мертвых для того, чтобы сохранить их форму до воскрешения, неприемлемо в свете современного знания об их философии смерти». Далее он же пишет: «Ранние христиане, следуя Священному Писанию, сохраняли тела мертвых в соленой воде, чтобы в день воскресения мертвые могли восстать в хорошо сохранившемся теле. Веря в то, что вскрытие, необходимое для извлечения внутренностей и дальнейшего бальзамирования, препятствует возвращению духа в тело, христиане хоронили мертвых без использования тщательно разработанной процедуры мумификации, принятой египтянами». По той же причине современные христиане избегают кремации и патологоанатомического вскрытия тела. Кроме того, там же: «Сервий, комментируя «Энеиду» Вергилия, делает следующее наблюдение: «Мудрые египтяне заботились о бальзамировании своих тел, клали их в катакомбы, чтобы душа еще долго могла быть в контакте с телом и не скоро отчуждалась от него... » Рудольф Штайнер сообщает в ПСС том 216, что главной причиной мумифицирования было поддержание общения с демоническими лунными существами, подселявшимися в мумии и сообщавшими жрецам через двойника КА и душу БАЙ умершего сведения из духовного мира — прим. перев). Если бы они знали об астральном теле и о "Я", то они не стали бы верить, что физическое тело надо сохранять (см. примечание 6а). Они знали только об эфирном теле, которое и вправду очень духовно. Если бы им было известно о "Я" и об астральном теле, то они говорили бы так: они сами построят для себя физическое тело. Но им было известно лишь это тонкое эфирное тело; поэтому-то они и верили, что необходимо сохранять физическое тело, чтобы человек нашел его, вернувшись снова (см. примечание 6а). Итак, существование эфирного тела было открыто египтянами. Теперь мы переходим к третьему, к вавилонянам. Они были широко и разносторонне образованы, у них было хорошо проработано мышление, так что много мыслей, принадлежащих вавилонянам, сохраняется до сих пор. Но особенно хорошо было разработано у них учение о звездах. Они строили высокие астрономические башни, с которых наблюдали за звездами. Они уже тогда заметили, что человек зависит не только от того, что находится на Земле, но зависит и от того, что происходит со звездами. Они особенно хорошо исследовали воздействие звезд на человека и в первую очередь подвергали наблюдениям чередование времен года. Благодаря звездам год оказывал большое влияние на человека. Итак, вавилоняне отвлекались от своей жизни на Земле и создавали учение о звездах: знания о воздействии звезд на человека они сделали специальной наукой. Вот почему в основу системы счисления они положили числа шестьдесят, двенадцать и так далее. Они, например, подсчитывали деньги, используя числа шестьдесят и двенадцать. Только позднее появилась десятеричная система счисления, счет на десятки. Но даже сегодня в случае с английским шиллингом вы обнаруживаете эту вавилонскую систему счисления по дюжинам(6). Итак, именно в Вавилоне эта система счисления была сведена с неба на Землю. На что же у человека оказывал особое воздействие мир звезд? На астральное тело, господа. Астральное тело целиком и полностью подчинено влиянию звездного мира. Но поскольку в настоящее время астрономия ничего не желает знать об астральном теле, она не предпринимает усилий по наблюдению влияния звезд на человека. То, что вычисляет нынешняя астрономия, действительно не оказывает особо сильного влияния на человека. Но наука о звездах у вавилонян была весьма тонкой. И благодаря ей они открыли астральное тело человека. Это нечто удивительное. Мы можем сказать: вавилоняне открыли астральное тело духовным образом. 3. Вавилоняне: Астральное тело духовно. Поэтому астральное тело получило такое название. Вавилоняне первыми открыли его. А поскольку открыли его благодаря звездам, благодаря астральному — астрологии, астрономии, науке о звездах, учению о звездах — то его и назвали астральным телом (то есть звездным — прим. перев. ). Итак, вы видите, что следующие друг за другом народы открывали, исходя из духа, одно за другим: индусы — физическое тело, египтяне — эфирное тело, а вавилоняне — астральное тело. Если исследовать, что лежит в основе вавилонской мифологии, окажется, что это звезды. Только не позволяйте современной науке с ее книгами вводить себя в заблуждение. Тут один ученый говорит: первоначально все религии произошли из звездного культа. Поэтому, мол, мы должны рассматривать астральный, звездный культ как первоисточник всех религий. Другой же говорит так: нет, все религии возникли из поклонения природе; поклонялись ветру, грозе. Третий скажет: все религии происходят от стихий, от воды и ее влияний. Да, господа, но на чем основано разногласие? Кто скажет вам, что религия происходит от звездного культа, не изучал ничего другого, кроме вавилонской эпохи. Он полагает, что если так было у вавилонян, то и везде так было. Тот, кто говорит вам, что религия основана на поклонении стихиям, не изучал ничего, кроме Египта. Он смотрит на все с точки зрения египтологии. И он говорит: все религии возникли как поклонение ветру и грозе. Разногласие возникает оттого, что эти люди ограничены, они изучают лишь отдельные предметы. Религии же имеют самые различные источники. Кроме того, говорил я вам, есть еще один небольшой народ в Палестине евреи, иудеи. Видите ли, они жили среди других народов, но были не совсем довольны этими народами. Вы можете прочесть в Библии, в Ветхом Завете, как евреи все время были недовольны и как складывались у них отношения с совершенно невоспринимаемым духовным Существом. Ведь физическое тело вполне воспринимаемо, видимо. Эфирное тело проявляется в разливах, в водных воздействиях Нила, оно тоже налицо. Астральное тело вавилонян, хотя и невоспринимаемо на Земле, но, изучая звезды, обнаруживают астральное тело. Евреи же не желали иметь дело со всем перечисленным, а лишь с невоспринимаемым, с невидимым Богом. Кто же этот невидимый Бог? Он тот, кто действует на человеческое "Я". Итак: 4. Евреи: "Я" духовно (Яхве). Евреи приходили к "Я" как к духовному началу и называли его «Яхве». Вот ведь какая история! Вы можете прочесть сколько угодно книг по истории, однако вы не поймете, как развивались древние народы. Вам расскажут обо всем на свете, о всевозможных войнах, о царях; все это вызывает в голове человека калейдоскопический хаос; но непонятно, в чем же дело. Вам в лучшем случае расскажут о религиях; но никто не знает, откуда же они произошли. Но теперь вы знаете: человек состоит из физического тела, эфирного тела, астрального тела и "Я", и все они последовательно, друг за другом, сперва были открыты людьми, а затем легли в основу их мировоззрений. Вы получаете такую картину: индусы открыли физическое тело, египтяне — эфирное тело, вавилоняне — астральное тело, евреи открыли "Я". Мало-помалу обнаруживалось, что человек имеет эти различные тела. Это знание не свалилось с неба, это было открыто людьми в соответствии с условиями их жизни. 1. Индусы: 2. Египтяне: 3. Вавилоняне: 4. Евреи: физическое тело духовно эфирное тело духовно Осирис, Тифон, Исида астральное тело духовно «Я» духовно Яхве Индусы, среди которых было много народов, так что в расовом отношении они отличались друг от друга, пришли к физическому телу. Египтяне, которым приходилось много дела иметь с водой, пришли к эфиру и, благодаря этому, к эфирному человеку. Вавилоняне пришли к учению о звездах, причем все то, что привело их к астральному телу, они заимствовали у других народов, а именно у тех, где жрецы научились строить высокие башни. И евреи, которые всегда странствовали — это вы можете проследить по истории Авраама, Моисея и других, — вообще отказывались от почитания чего-либо видимого как вверху, так и внизу; они пришли к невидимому «Яхве», который является Творцом и Ваятелем человеческого "Я". Таким образом, все в целом обретает для вас смысл! Вы видите, как мало-помалу человек открывал самого себя. Затем это пойдет и дальше. Это мы тоже еще рассмотрим. Итак, господа — сегодня суббота, в ближайшую среду мы увидимся снова. |
Мария штайнер Государственное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением иностранного языка | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Григорьева Мария Александровна работает в школе-интернате с 2009 года, в должности учителя изобразительного искусства — 17 лет. Мария... | ||
Борданенко Мария Васильевна учитель истории и обществознания 2010... Сведения об авторе: Борданенко Мария Васильевна учитель истории и обществознания | M. Штайнер Предисловие к первому изданию (1927) Материалы по результатам диагностики, анкетирования, собеседования с классными руководителями, педагогами доп образования, педагогам-организаторам... | ||
Рудольф Штайнер Духовное водительство человека и человечества Место проведения, организация, ответственная за проведение мероприятия (индекс, почтовый адрес, телефон, факс, e-mail) | Предисловие марии штайнер Омский институт водного транспорта (филиал) фбоу впо «Новосибирская государственная академия водного транспорта» | ||
Фауст человек стремления Издано на русском: Штайнер Р., "Фауст ищущий человек. Духовнонаучные комментарии к "Фаусту" Гёте", издательство "Новое Время", Одесса,... | Дополнительная образовательная программа «горизонты истории отечества»... Возраст учащихся: 15-17 лет, срок реализации дополнительной образовательной программы: 3 года, авторы программы: Минецкая Мария Владимировна,... | ||
Мария Страхова Роман Михайлович Масленников | Рудольф Штайнер Ступени высшего познания ga 12 Пер с нем. И. И. Маханьков Вступление Рабочая программа по чтению и развитию речи разработана на основе государственной учебной программы «Программы специальных (коррекционных)... | ||
Реферат по литературе на тему «Мария в произведениях А. С. Пушкина» Вступление | Танцевальный вечер Мария Викторовна Задорожная, заместитель директора школы по воспитательной работе | ||
Литература призеры Редакция: Главный редакторУхабина Мария Григорьевна,учитель русского языка и литературы | Налоговое право согласовано Григорьева Мария Александровна, преподаватель кафедры административного, финансового и коммерческого права | ||
Ксения Шлезингер «Диско. Вводный урок» «Show и перспективные смешанные направления LadyStyleDance», педагог Харчева Мария | Тематическое планирование в группе продленного дня на 2012-2013 учебный... |