ГБОУ гимназия №1521 г. Москвы
«Утверждено» на заседании м/о
протокол № ____ от
«29» августа 2013 г.
Руководитель м/о
__________ / Савина Л.Е. /
| «Согласовано» «29 »августа 2013 г. Зам. директора по УВР
________ /Перевезенкова М.В. /
| «Утверждаю» Директор ГБОУ гимназия № 1521
___________ /Воробьева Т.А./
«29» августа 2013 г.
|
Рабочая учебная программа
курса «Биология»
для 5 класса
Составитель:
Воробьева Т.А., учитель биологии
2013-2014 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа для курса биологии 5 класса разработана на основе авторской программы И.Н.Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А.Корнилова,А.Г.Драгомилов, Т.С. Сухова ( Биология 5-9 классы: программа-М.: Вентана-Граф, 2012г), реализуется по УМК Пономарёвой И.Н. ,учебник И.Н. Пономаревой, И.В. Николаева, О.А. Корниловой, «Биология. 5 класс». Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2013. Описание места учебного предмета « Биология» в учебном плане В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «Биология» изучается с 5-го по 9-й класс (280 часов). 5-й класс – 1 час в неделю (35 часов). Этот цикл является пропедевтическим для изучения курса биологии в средней и старшей школах. Именно в 5 классе учитель должен обратить внимание на постановку основных естественнонаучных навыков: наблюдение, постановка опыта и эксперимента. Не менее 50% учебного времени должно быть отведено на работу с биологическими объектами в виде лабораторных и практических работ, постановки наблюдения, экскурсии и пр. Не менее важно формировать аналитическое чтение у учащихся и продолжить работу над различными способами работы с текстовым материалом. В пятом классе достаточно времени для формирования простейших анатомических и морфологических понятий, которые облегчат прохождение программы по ботанике 6 класса. Цели программы:
- обеспечить ориентации в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизни и здоровья человека, формирование ценностного отношения к живой природе;
- развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;
- овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;
- формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально—ценностного отношения к объектам живой природы
- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях;
- овладение умениями сравнивать, наблюдать, узнавать, делать выводы, соблюдать правила, применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни. Рабочая программа направлена на достижение следующих результатов: 1.Личностными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:
- знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
- формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию
- формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности
- формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.
2. Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
Регулятивные: УУД:
- умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать — определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы. Осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном. Оценка результатов работы — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи; Личностные УУД:
- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
-умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
Коммуникативные УУД:
- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов. Формировать , аргументировать и отстаивать своё мнение Познавательные УУД:
- умение работать с разными источниками информации: текстом учебника, научно-популярной литературой, словарями и справочниками; анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;
- умение создавать , применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач
- умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках 3. Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
-усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития для формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира;
-формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах , процессах, явлениях;
-овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
-объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
-формирование основ экологической грамотности : способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека. Основное место отводится изучению следующим темам:
Часть 1. Биология –наука о живом мире (10 ч.)
Часть 2. Многообразие живых организмов (10 ч.)
Часть 3. Жизнь организмов на планете Земля (8 ч.)
Часть 4. Человек на планете Земля-(7ч) Количество часов:
Всего 35 часов, в неделю 1
Тестов-4
Контрольных работ -4
Лабораторных работ - 10
Учебно-тематическое и календарное планирование по биологии 5
№
Уро-ка
| Наименование раздела, тема уроков
| Виды
деятельности
| Планируемые
результаты (УУД)
| Вид контроля
| Использо-
вание ИКТ
| Д\з
| 1
| Наука о живой природе.
| Беседа с обсуждением проблемных вопросов. Работа с текстом учебника
| Регулятивные-постановка целей и задач обучения.
Личностные- мотивация обучения
Общеучебные-поиск и выделение информации.
Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме.
| Устный опрос
| ЭОР
| § 1
| 2
| Свойства живого
| Беседа по тексту учебника, работа с иллюстрациями.
Формулирование выводов о процессах, происходящих в живых организмах.
| Регулятивные-оценка достижения результата деятельности.
Общеучебные-смысловое чтение текста учебника.
Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме.
| Устный опрос
| Презентация « Свойства живого»
| § 2
| 3
| Методы изучения природы.
| Работа с рисунками учебника, иллюстрирующие методы исследования природы.
Деятельность учащихся по оформлению в тетрадях результатов исследования.
| Регулятивные-контроль и оценка деятельности
Личностные- оценка усваиваемого содержания.
Логические-анализ методов и приемов с целью выделения главного.
Коммуникативные- умение выполнять письменные задания.
| Устный опрос
|
| § 3
| 4
| Эксперимент и наблюдение
| Изучать живые объекты по предложенному плану.
| Личностные- анализ объектов живой природы с целью выделения признаков живых организмов.
| Работа в тетради
| Оборудование для проведения эксперимента инаблюдения
|
| 5
| Увеличительные приборы.
Лабораторная работа №1 «Изучение строения увеличительных приборов»
| Изучать правила работы с микроскопом. Рассматривать готовые микропрепараты под микроскопом, формулирование выводов. Знакомство с правилами работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием.
| Регулятивные-целеполагание.
Личностные- оценка содержания материала.
Общеучебные-поиск и выделение информации
| Рисунок, оформление л.Р.
| ЭОР, лабораторное оборудование
| § 4
| 6
| Строение клетки. Ткани.
| Изучать строение клеток и тканей живых организмов по тексту учебника, электронным и наглядным пособиям.
| Общеучебные-поиск и выделение информации.
Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме.
| Рисунок,оформление л.р.
| ЭОР
| § 5
| 7
| Лабораторная работа №2 «Знакомство с клетками растений»
| Обобщать результаты наблюдений, формулировка выводов, рисование клеток и тканей в тетради.
| Общеучебные-поиск и выделение информации.
Коммуникативные-определение способов взаимодействия со сверстниками и учителем.
| Рисунок,оформление л.р.
|
| § 5
| 8
| Химический состав клетки.
| Наблюдение демонстрации опытов.
Изучать рисунки учебника и анализировать представленную на них информацию о результатах опытов.
| Личностные- мотивация обучения при использовании демонстрационного материала.
Логические- построение логической цепи рассуждений.
Коммуникативные-определение способов взаимодействия со сверстниками и учителем.
| Рисунок,оформление л.р.
|
| §6
| 9
| Процессы жизнедеятельности клетки.
| Оценка значения питания, дыхания, размножения. Объяснение сущности понятия «обмен веществ». Рассматривание в учебнике рисунков процесса деления клетки, последовательности деления ядра и цитоплазмы клетки. Аргументировать вывод о том, что клетка — живая система (биосистема).
| Логические- установление-причинно-следственных связей,доказательство.
Общеучебные-поиск и выделение информации.
Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме.
| Рисунок,оформление л.р.
| ЭОР
| § 7
| 10
| Подведем итоги.
| Индивидуальная работа
Оценка своей деятельности и деятельности других учащихся при защите проекта.
| Регулятивные-оценка качества усвоения пройденного материала.
Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме.
| Защита проектов
К\р №1 ( 20 мин)
|
|
| 11
| Царства живой природы.
| Изучение схемы царств живой природы, установление связи между царствами. Называть отличительные особенности строения и жизнедеятельности вирусов.
| Регулятивные-определение последовательности действий для получения конечного результата
Общеучебные-моделирование с помощью систематических единиц.
Коммуникативные-постановка проблемных вопросов и их решение..
| Работа со схемами
|
| § 8
| 12
| Бактерии: строение и жизнедеятельность
| Изучение разнообразия форм тела бактерий по рисункам учебника, процессов жизнедеятельности бактерий как прокариот.
| Общеучебные-поиск и выделение информации, смысловое чтение текста учебника, использование дополнительной информации.
| Работа со схемами
| ЭОР
| §9
| 13
| Значение бактерий в природе и для человека.
| Устанавливать связь между растением и клубеньковыми бактериями на рисунке учебника, объяснять термин «симбиоз». Различение бактерий по их роли в природе. Формирование умения приводить примеры полезной деятельности бактерий.
Делать выводы о значении бактерий.
| Логические- построение логической цепи рассуждений, установление взаимосвязей процессов и явлений. Общеучебные-поиск и выделение информации.
Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме.
| таблица
| Презентация « Роль бактерий»
| §10
| 14
| Растения.
Лабораторная работа №3 «Знакомство с внешним строением растения»
| Различать части цветкового растения на рисунке учебника, выдвигать предположения об их функциях. Сравнивать цветковые и голосеменные растения, характеризовать их сходство и различия. Определять по рисунку учебника различие
между растениями разных систематических
групп, делать выводы о значении растений в жизни человека
| Регулятивные-постановка целей и задач обучения.
Общеучебные-поиск и выделение информации.
Коммуникативные-определение способов взаимодействия со сверстниками и учителем.
| Отчёт по л\р
| ЭОР
| § 11
| 15
| Животные.
Лабораторная работа №4 «Наблюдение за передвижением животных»
| Распознавать одноклеточных и многоклеточных животных. Характеризовать простейших по рисункам учебника, описывать их различие, называть части их тела. Различать беспозвоночных и позвоночных животных.
Приводить примеры позвоночных животных.
Объяснять роль животных в жизни человека
и в природе.
Рассматривать живые организмы под микроскопом при малом увеличении.
| Регулятивные-постановка целей и задач обучения.
Общеучебные-поиск и выделение информации.
Коммуникативные-определение способов взаимодействия со сверстниками и учителем.
| Отчёт по л\р
| ЭОР
| §12
| 16
| Грибы.
| Устанавливать сходство гриба с растениями
и животными. Описывать внешнее строение тела гриба, называть его части. Называть знакомые виды грибов.
| Регулятивные-постановка целей и задач обучения.
Логические- анализ объектов с целью выделения признаков.
| Отчет по л.р.
| ЭОР
| §13
| 17
| Многообразие и значение грибов
| Определять место представителей царства Грибы среди эукариот. Называть знакомые виды грибов.
Характеризовать питание грибов. Давать определения терминам: «сапротроф», «паразит», «хищник», «симбионт», грибокорень, пояснять их примерами.
| Общеучебные-поиск и выделение информации.
Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме.
| Аналитическое чтение
| ЭОР
| §14
| 18
| Лишайники.
| Выделять и характеризовать главную особенность строения лишайников - симбиоз двух организмов — гриба и водоросли. Различать типы лишайников на рисунке учебника. Анализировать изображение внутреннего строения лишайника.
| Регулятивные-постановка целей и задач обучения.
Логические – анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований для классификации объектов.
| Аналитическое чтение
| Презентацмя « Лишайники»
| § 15
| 19
| Значение живых организмов в природе и жизни человека.
| Рассматривать на рисунках учебника изображения животных и растений, определять их значение для человека и природы.
Доказывать на примерах ценность биологического разнообразия для сохранения равновесия в природе. Объяснять необходимость охраны редких видов и природы в целом.
| Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме
| Защита проекта «Многообразие живых организмов вокруг нас»
|
| §16
| 20
| Подведем итоги
| Выполнять итоговые задания по материалам
темы. Оценивать свои достижения по усвоению учебного материала.
| Регулятивные-оценка качества усвоения пройденного материала.
| К\р №2
|
|
| 21
| Среды жизни планеты Земля.
| Характеризовать особенности условий сред жизни на Земле.
Называть и характеризовать организмы-паразиты, изображённые на рисунке учебника. Приводить примеры обитателей организменной среды — паразитов и симбионтов, объяснять их воздействие на организм хозяина.
| Регулятивные-постановка целей и задач обучения.
Личностные- мотивация обучения
Общеучебные-поиск и выделение информации.
Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме.
| таблица
| Презентация « Среды жизни»
| §17
| 22
| Экологические факторы среды.
| Давать определения понятий: «экологический фактор», «фактор неживой природы», «фактор живой природы», «антропогенный фактор».
Выявлять и различать действие факторов среды на организмы. Рассказывать о собственном наблюдении действия факторов природы. Характеризовать роль человека в природе как антропогенного фактора.
| Регулятивные- составление плана последовательности действий
Логические –выбор оснований для сравнения и классификации объектов.
| схема
|
| §18
| 23
| Приспособления организмов к жизни в природе
| Выявлять взаимосвязи между влиянием факторов среды и особенностями строения и жизнедеятельности организмов. Называть примеры сезонных изменений у организмов.
Работать в паре — характеризовать по рисункам учебника приспособленность животных и растений к среде обитания
| Общеучебные- поиск и выделение информации
Коммуникативные-определение целей и способов взаимодействия со сверстниками в поиске и сборе информации
| Аналитическое чтение
| ЭОР
| §19
| 24
| Природные сообщества.
| Объяснять сущность понятия «пищевая цепь». Анализировать рисунок учебника, называть элементы круговорота веществ. Объяснять роль различных организмов в круговороте веществ.
Различать и характеризовать разные природные сообщества. Характеризовать значение природного сообщества для жизни его обитателей.
| Регулятивные-целеполагание.
Логические –анализ объектов с целью выделения признаков
| таблица
| ЭОР
| §20
| 25
| Природные зоны России.
| Объяснять сущность понятия «природная
зона». Распознавать и характеризовать природные зоны России по карте, приведённой в учебнике.
Различать и объяснять особенности животных разных природных зон. Приводить примеры редких растений и животных, охраняемых государством, объяснять роль Красной книги в охране природы
| Логические-анализ объектов с целью выделения признаков.
Общеучебные- поиск и выделение информации
| Работа с картой
| ЭОР
| §21
| 26
| Жизнь организмов на разных материках.
| Характеризовать и сравнивать расположение
и размеры материков Земли по карте, приведённой в учебнике. Объяснять сущность понятия «местный вид». Характеризовать особенности местных видов
организмов, их приспособленность к среде
обитания.
Оценивать роль человека в сохранении местных видов на Земле.
| Регулятивные-постановка целей и задач обучения.
Личностные- мотивация обучения
Общеучебные-поиск и выделение информации.
Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме.
| Аналитическое чтение
| ЭОР
| §22
| 27
| Жизнь организмов в морях и океанах.
| Работать в паре — описывать разнообразие Живого мира в морях и океанах по рисункам
учебника.
Выделять существенные признаки приспособленности организмов к среде обитания. Рассматривать изображения организмов планктона на рисунках учебника, оценивать
роль планктона для других живых организмов.
Аргументировать приспособленность глубоководных животных к среде своего обитания.
| Коммуникативные- постановка вопросов и инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
| Аналитическое чтение
| ЭОР
| §23
| 28
| Подведем итоги.
| Отвечать на итоговые вопросы темы. Оценивать свои достижения по усвоению учебного материала темы.
| Регулятивные-оценка своей деятельности, саморегуляция (способность к преодолению усилий)
| Защита проекта «Земля-наш общий дом»
К\р №3 ( 25 мин)
|
|
| 29
| Как появился человек на Земле.
| предка человека, сравнивать его с обезьяной и современным человеком. Описывать особенности строения тела и условия жизни неандертальцев и кроманьонцев по рисунку учебника. Характеризовать существенные признаки современного человека. Приводить примеры деятельности человека
в природе.
Формулировать вывод о том, что современный человек появился на Земле в результат длительного исторического развития.
| Общеучебные-моделирование процессов и явлений.
Логические-сравнение и классификация объектов
| Аналитическое чтение
|
| §24
| 30
| Как человек изменял природу.
| Работать в паре — анализировать пути расселения человека по карте материков Земли. Приводить доказательства воздействия человека на природу. Аргументировать необходимость охраны природы. Осознавать значимость знания законов развития природы для охраны живого мира на Земле.
| Коммуникативные- постановка вопросов и инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
| диалог
| ЭОР
| §25
| 31
| Важность охраны живого мира планеты.
| Называть животных, истреблённых человеком. Обсуждать состояние редких видов животных, занесённых в Красную книгу. Указывать причины сокращения и истребления некоторых видов животных.
Называть примеры животных, нуждающихся
в охране. Объяснять значение Красной книги, заповедников.
Характеризовать запрет на охоту как мероприятие по охране животных.
| Регулятивные-постановка целей и задач обучения.
Личностные- мотивация обучения
Общеучебные-поиск и выделение информации.
Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме.
| дискуссия
| Презентация « Красная книга Саратовской области»
| §26
| 32
| Защита проектов «Человек и природа»
| Уметь представлять свою работу, аргументировать деятельность
| Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме.
| Защита проекта
|
| § 27
| 33
| Экскурсия в природу «Весенние явления в жизни живых организмов»
| Наблюдать и фиксировать природные явления, делать выводы. Систематизировать и обобщать знания о многообразии живого мира. Соблюдать правила поведения в природе.
| Логические –анализ объектов живой природы
| Полевой дневник
|
|
| 34
| Итоговый урок
|
|
| К/р №4
|
|
| 35
| Задания на лето.
| Обсуждение возможных направлений исследовательской деятельности
|
|
|
|
|
Содержание тем учебного курса
|