Методические рекомендации для студентов учебные материалы пояснительная записка умк по дисциплине специализации «Формирование мыслительной деятельности учащихся на уроках биологии»





НазваниеМетодические рекомендации для студентов учебные материалы пояснительная записка умк по дисциплине специализации «Формирование мыслительной деятельности учащихся на уроках биологии»
страница1/5
Дата публикации31.03.2015
Размер0.74 Mb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Биология > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. В.П. АСТАФЬЕВА»

Кафедра физиологии человека и методики обучения биологии

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ДИСЦИПЛИНЫ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ


ФОРМИРОВАНИЕ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

Специальность 050102.65 – Биология

Квалификация - учитель биологии


СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка .................................................................................3

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ

    1. Учебная программа дисциплины

    1. Выписка из ГОС ВПО ..........................................................................

    2. Примерная программа дисциплины....................................................

    3. Рабочая модульная программа дисциплины......................................

      1. Введение…………………………………………………………

      2. Содержание…………………………………………….………..

      3. Учебно-методические карта дисциплины..................................

      4. Карта самостоятельной работы студента…………………..…

      5. Тематика рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ.............................................................

      6. Формы и методы контроля усвоения материала учебной дисциплины:

Банк контрольных заданий и вопросов……………..……..…

Вопросы к зачету…………………………………….…………

      1. Протокол согласования рабочей программы...........................

      2. Лист внесения изменений............................................................

    1. Анализ результатов обучения и перечень корректирующих мероприятий по учебной дисциплине.................................................

  1. Ресурсное обеспечение дисциплины (карты ресурсов)

    1. Карта литературного обеспечения дисциплины.........................

    2. Карта обеспеченности учебными материалами дисциплины....

    3. Карта обеспеченности оборудованием дисциплины.................

  2. Рейтинг-контроль

    1. Технологическая карта дисциплины..............................................

    2. Журнал рейтинга..............................................................................

  1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ..................

  2. УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ……………………………………….…….

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

УМК по дисциплине специализации «Формирование мыслительной деятельности учащихся на уроках биологии» отвечает требованиям Стандарта второго поколения профессиональной подготовки учителей биологии и входит в цикл дисциплин предметной подготовки (ДПП). Данная дисциплина учитывает специфику психолого-педагогической и методической подготовки студентов в КГПУ им. В.П. Астафьева по специальности «Учитель биологии».

УМК названной дисциплины специализации представляет собой совокупность взаимосвязанных организационных документов и учебно-методических материалов, определяющих цели, содержание дисциплины профессиональной образовательной программы (специальность 032400 – Биология), а также методики использования материалов, необходимых для всех видов аудиторных занятий и организации внеаудиторной работы обучаемых. Разработанный УМКД включает в себя полную совокупность образовательных ресурсов, необходимых для самостоятельного изучения учебной дисциплины «Формирование мыслительной деятельности учащихся на уроках биологии».

Программа состоит из «Введения», в котором определены цели, задачи преподавания курса. Далее в рабочую модульную программу входит содержание теоретического курса, распределенного по двум модулям. Первый модуль содержит материал, раскрывающий сущность технологии развивающего обучения по биологии в средней и полной общеобразовательной школе. В данном модуле включены психолого-педагогические и методические основы формирования приемов логического мышления в процессе обучения биологии, дается характеристика мышлению как основному процессу познания, теориям мышления о связи обучения и развития, его типам и видам, приемам мыслительной деятельности, таких как анализ, синтез, сравнение, классификация, абстрагирование и обобщение, а также рассматриваются мыслительные (логические) приемы как составная часть методических приемов и методов обучения биологии.

Второй модуль включает материал по формированию и развитию приемов мыслительной деятельности на уроках биологии: этапы обучения приемам мышления, словарь мыслительных умений, алгоритм процесса научения приемам логического мышления, развитие мышления учащихся средствами учебника биологии, вопросы и задания, практикующие приемы мышления, изучение массового и передового опыта учителей биологии, работающих в данном направлении.

Далее в рабочей модульной программе расположена тематическая карта дисциплины, представляющая собой перечень модулей курса с указанием бюджета времени на аудиторную и самостоятельную работу по каждому модулю.

За ними следует технологическая карта самостоятельной работы студентов, включающая график самостоятельной работы; тематика рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ по проблеме формирования и развития мышления учащихся в процессе обучения биологии; формы и методы контроля усвоения материала учебной дисциплины.

Далее в УМКД располагается ресурсное обеспечение дисциплины: карта литературного обеспечения, карта обеспеченности учебными материалами, специализированными аудиториями и оборудованием.

УМКД обеспечен рейтинг-контролем, в котором определено количество баллов и формы работы в дисциплинарных модулях, помещен журнал рейтинга.

В УМКД содержатся методические рекомендации для студентов по написанию и оформлению курсовых работ, по подготовке зачету и т.п. Завершается УМКД учебными материалами на бумажных носителях, в состав которых входит рукопись учебного пособия «Т.В. Голикова. Логические приемы в составе методов обучения биологии. Красноярск, 2012».
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. В.П. АСТАФЬЕВА»

Кафедра физиологии человека и методики обучения биологии

ФОРМИРОВАНИЕ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

дисциплины специализации


Специальность 050102.65 – Биология

Квалификация - учитель биологии

Рабочая программа составлена Т.В. Голиковой, к. пед. наук, доцентом

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры методики обучения биологии 17.11. 2010 г. Протокол № 5.
Заведующий кафедрой

Н.З. Смирнова, д. пед. наук, профессор
Одобрено НМСС (научно-методическим советом специальности)

……………………………………………………………………………………………………
"……." ……………… 201…г.
Председатель НМСС …………………………………………………………………….…….

(ф.и.о., подпись)

1.1. ВЫПИСКА ИЗ ГОС ВПО
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель Министра образования и науки Российской Федерации

А.Г. Свинаренко

«31» января 2005 г.

Номер государственной регистрации

№ 697 пед/сп (новый)


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Специальность 032400 Биология

Квалификация учитель биологии

Вводится в действие с момента переутверждения

вместо ранее утвержденного (14.04.2000 г., № 377 пед/сп)


Москва 2005
Индекс
Наименования дисциплин и их основные разделы
Всего часов

ДПП.ДС

Дисциплины специализации

500











1.2. ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

(в сборниках государственных программ и сети-интернет не найдена)

1.3. РАБОЧАЯ МОДУЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Формирование мыслительной деятельности учащихся

на уроках биологии»
1.3.1. ВВЕДЕНИЕ

    1. В реализации основных задач образовательной профессиональной программы (ОПП) дисциплина специализации «Формирование мыслительной деятельности учащихся на уроках биологии» имеет важное значение, так как вооружает студентов знаниями и умениями в дидактическом преобразовании полученных психолого-педагогических знаний и их использовании при освоении «Теории и методики обучения биологии» и в практической деятельности – в учебно-воспитательном процессе по предмету. Вместе с тем изучение данной дисциплины способствует формированию системы профессиональных умений, направленных на решение образовательных, развивающих и воспитательных задач становления личности учащихся в процессе освоения биологии.

    2. Дисциплина специализации «Формирование мыслительной деятельности учащихся на уроках биологии»» обеспечивает образовательные интересы студентов, связанные с формированием личности современного учителя биологии, его профессиональных знаний и умений, как в предметной области, так и в области исследовательской деятельности по психологии, педагогике и методике обучения биологии в современной общеобразовательной школе.

    3. Дисциплина специализации «Формирование мыслительной деятельности учащихся на уроках биологии» готовит учителя биологии, знающего и владеющего особенностями педагогической технологии развивающего обучения на ступени основного и полного среднего образования, и способного обучить учащихся владению и применению приемов мыслительной деятельности на разных этапах образовательно-воспитательного процесса по биологии в школе. Это соответствует требованиям заказчиков к выпускникам КГПУ им. В.П. Астафьева.

    4. Изучению процесса формирования мыслительной деятельности учащихся на уроках биологии должны предшествовать такие дисциплины как: биология во всем разнообразии её научных разделов, педагогика (дидактика, теория воспитания, история педагогики), психология общая, возрастная и педагогическая, философия.

    5. Материал дисциплины специализации «Формирование мыслительной деятельности учащихся на уроках биологии» будет использоваться студентами в период педагогической практики, при подготовке выпускных квалификационных работ, и в будущей профессиональной деятельности в школе в качестве учителя биологии.

    6. Дисциплина специализации «Формирование мыслительной деятельности учащихся на уроках биологии» имеет своей целью развитие у будущих учителей биологии знаний о психолого-педагогической сущности приемов мышления, о методических условиях обучения учащихся приемам анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, включающих способы и средства их формирования на уроках биологии; овладение практическими умениями и навыками, необходимыми для эффективной организации учебно-воспитательного процесса по предмету в школе.

Данный курс входит в цикл дисциплин предметной подготовки студентов (ДПП. ДС)

    1. В процессе обучения курсу будут использоваться разнообразные виды деятельности студентов, организационные формы и методы обучения: лекции, тренинги педагогического общения, решения педагогических задач и ситуаций, тестирование, упражнения для отработки практических действий, интеллектуальные и имитационные игры, самостоятельная работа студентов, модульная технология, индивидуальная, фронтальная, групповая формы организации учебной деятельности студентов, их сочетание и др.

1.3.2. СОДЕРЖАНИЕ
МОДУЛЬ I. Технология развивающего обучения.
1. Мышление как психологический процесс познания личности.

Значение формирования и развития мышления учащихся в процессе предметного обучения. Анализ противоречий, вызванных необходимостью развития у школьников мыслительной деятельности и готовностью участников образовательного процесса к такому роду деятельности.

Познавательные процессы. Мышление. Общая характеристика мышления. Научное мышление. Этапы формирования мышления. Чувственное познание и мышление. Мышление и речь. Критерий истинности мышления – общественная практика.

Типы и виды мышления. Эмпирическое и теоретическое, разумное и рассудочное, дискурсивное и интуитивное, творческое и критическое мышление. Виды мышления: практически-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое, их характеристика, соотношение возрастных особенностей учащихся и видов мышления. Развитие мышления. Критерии развития мышления: степень осознанности мыслительного процесса; степень владения мыслительной деятельностью; степень умения осуществлять перенос приемов мышления в новые условия; степень сформированности различных видов мышления; величина тезауруса (запас знаний, их системность) учащихся, появление новых способов усвоения знаний; состояние и динамичность умственных качеств учащихся – самостоятельность, глубина, критичность, гибкость, последовательность, быстрота и т.д.; степень умения творчески решать задачи, ориентироваться в новых условиях, быть оперативным в действиях; способность учащихся усваивать логические суждения и использовать их в учебной деятельности.

Теории мышления о связи обучения и развития. Теория Ж. Пиаже: обучение и развитие – два независимых процесса. Теория Л.С. Выготского: обучение не есть развитие, но правильно организованное обучение ведет за собой развитие. Теория Б.Г. Ананьева: развитие – результат определенного взаимодействия природно-наследственных, социальных и воспитательных факторов. Теория П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной: поэтапное формирование умственных действий. Работы Е.Н. Кабановой-Меллер по «переносу» усвоенных приемов умственной деятельности в новые условия.

Мышление и логика. Законы формальной логики: тождества, непротиворечия, исключенного третьего и достаточного основания.
2. Дидактические основы развития мышления учащихся.

Решение проблемы соотношения развития и обучения в работах ученых-дидактов.

Теория развивающего обучения младших школьников по Л.В. Занкову. Обучение на высоком уровне трудности. Ведущая роль теоретических знаний. Изучение программного материала быстрым темпом. Осознание школьниками процесса учения.

Теория содержательного обобщения Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. Понятия не даются как «готовое знание». Усвоение знаний общего и абстрактного характера предшествует знакомству с более частными и конкретными знаниями. При изучении предметно-материальных источников тех или иных понятий школьники первоначально должны обнаружить генетически исходную, всеобщую связь, определяющую содержание и структуру всего объекта данных понятий. Необходимость воспроизведения установленной связи в особых предметных, графических или знаковых моделях. У школьников формируются такие предметные действия, посредством которых они могут в учебном материале выявить, а затем воспроизвести в моделях существенную связь объекта. Учащиеся должны постепенно и своевременно переходить от предметных действий к их выполнению в умственном плане.

Использование принципов развивающего обучения младших школьников в процессе обучения биологии учащихся основной и полной ступени общеобразовательной школы.
3. Приемы мыслительной деятельности.

Понимание мышления как совокупности приемов мыслительной деятельности. Обсуждение различных трактовок понятия «приемы мышления»: мыслительные, логические, умственные, интеллектуальные, познавательные. Соотношение понятий приема мышления и операции мышления.

Основные приемы мышления: анализ, синтез, сравнение, классификация, абстрагирование, обобщение. Их характеристика: определение приема, условия его применения, последовательность действий при выполнении приема. Классификации приемов мыслительной деятельности, используемые в образовательно-воспитательном процессе по биологии в школе.

Соотношение методов обучения биологии и методических приемов в работах Н.М. Верзилина. Классификация методических приемов по их функциональным особенностям. Организационные, технические и логические методические приемы обучения биологии. Функции логических приемов: развивающая, обучающая, контролирующая, самообразовательная.
МОДУЛЬ II. Обучение учащихся приемам мыслительной деятельности по биологии.
4. Методика формирования приемов мыслительной деятельности при изучении биологии в 6 классе.

Методические принципы, способствующие управлению развитием мышления учащихся.

Возможности школьного биологического раздела «Бактерии. Грибы. Растения» в обучении учащихся приемам мыслительной деятельности. Психолого-педагогические и возрастные особенности детей младшего подросткового возраста (11-12 лет).

Диагностика уровня сформированности мыслительных умений. Статистические методы А.А. Кыверялга, В.П. Беспалько и др. Корреляция уровня сформированности знаний учащихся и уровня владения ими мыслительными приемами.

Этапы обучения приемам логического мышления: определение уровня сформированности мыслительных умений, активное научение учащихся приемам мышления, тренировка и контроль за степенью сформированности мыслительных умений. Словарь приемов мыслительной деятельности. Алгоритм выполнения приема. Формирование начальных логических приемов: анализа-синтеза, сравнения. Графическая схема как прием аналитико-синтетической деятельности.
5. Развитие мыслительной деятельности учащихся при обучении биологии в 7-9 классах основной общеобразовательной школы.

Последовательность и систематичность формирования и развития мыслительной деятельности учащихся на протяжении всего процесса обучения в общеобразовательной школе.

Специфика школьных биологических разделов «Животные», «Человек», «Общая биология», позволяющая стимулировать развитие приемов мышления. Психическое, физическое и интеллектуальное развитие школьников среднего и старшего подросткового возраста как условие высокого уровня организации умственной деятельности.

Перенос мыслительных приемов. Совершенствование мыслительной деятельности учащихся через приемы классификации, абстрагирования и обобщения.
6. Развитие мышления учащихся средствами учебника биологии.

Возможности учебника биологии как основного средства обучения в развитии логического мышления. Структура учебника биологии. Анализ текстов и внетекстовых компонентов с позиции обсуждаемой проблемы. Вопросы и задания аппарата организации усвоения школьного учебника биологии и рабочей тетради на печатной основе, и использование их в развитии интеллектуальных умений школьников.

Методика составления вопросов и заданий, в том числе тестового характера, практикующих приемы логического мышления. Роль, место и значение вопросов и заданий по биологии. Классификация вопросов по характеру познавательной деятельности. Вопросы репродуктивные, продуктивные, творческие. Схема составления вопросов и заданий по разделам школьной биологии. Вопросы и задания на анализ-синтез, на выделение характерных признаков, на сравнение и сопоставление, на классификацию, на обобщение и умение делать выводы.

1.3.3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ

«Формирование мыслительной деятельности учащихся на уроках биологии»

для студентов образовательной профессиональной программы

по специальности 050102.65 – Биология по заочной форме обучения



Модуль

Трудоемкость в часах



темы

Лекционный курс

Самостоятельная работа студентов

Форма контроля

Вопросы, изучаемые на лекции

Часы

Содержание

Часы

Модуль I

Технология развивающего обучения

53

1


Мышление как психологический процесс познания личности

2


Составление структурно-логической схемы «Структура мышления»

10

Беседа


2

Дидактические основы развития мышления учащихся

2

Составление дидактических требований, необходимых при обучении учащихся приемам логического мышления

10

Беседа


3

Приемы мыслительной деятельности

4

Разработка «Словаря приемов мыслительной деятельности» с алгоритмом их выполнения

25

Зачет

Модуль II

Обучение учащихся приемам мыслительной деятельности по биологии

72

4

Методика формирования приемов мыслительной деятельности при изучении биологии в 6 классе


4

Разработка фрагмента урока биологии по научению учащихся начальным логическим приемам

20

Конспект фрагмента урока


5

Развитие мыслительной деятельности учащихся при обучении биологии в 7-9 классах основной общеобразовательной школы

4

Разработка конспекта урока, в ходе которого при изучении нового материала (или закреплении, или проверки знаний, умений и навыков) развиваются приемы мышления

20


Конспект урока

6

Развитие мышления учащихся средствами учебника биологии

4

Разработка вопросов и заданий, в основе которых лежат приемы мыслительной деятельности

20

Устный отчет

ИТОГО

125







20




105





1.3.4. КАРТА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«Формирование мыслительной деятельности учащихся на уроках биологии»

для студентов образовательной профессиональной программы

по специальности 050102.65 – Биология по заочной форме обучения


Модуль

Номер раздела, темы

Самостоятельная работа студента







Содержание работы, формы работы

Сроки выполнения, семестр

Общая трудоем-кость, ч

Форма контроля


Модуль I

Технология развивающего обучения



1

Составление структурно-логической схемы «Структура мышления»

6


10

Беседа



2

Составление дидактических требований, необходимых при обучении учащихся приемам логического мышления


6


10


Беседа

3

Разработка «Словаря приемов мыслительной деятельности» с алгоритмом их выполнения

6

25

Зачет



Модуль II

Обучение учащихся приемам мыслительной деятельности по биологии

4

Разработка фрагмента урока биологии по научению учащихся начальным логическим приемам

6


20

Конспект фрагмента урока


5

Разработка конспекта урока, в ходе которого при изучении нового материала (или закреплении, или проверки знаний, умений и навыков) развиваются приемы мышления


6


20


Конспект урока

6

Разработка вопросов и заданий, в основе которых лежат приемы мыслительной деятельности

6

20

Устный отчет

1.3.7. ПРОТОКОЛ СОГЛАСОВАНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ С ДРУГИМИ ДИСЦИПЛИНАМИ СПЕЦИАЛЬНОСТИ

На 20 /20 учебный год


Наименование дисциплин, изучение которых опирается на данную дисциплину

Кафедра

Предложения об изменениях

в пропорциях материала,

порядок изложения

Принятое решение

Педагогика

Педагогики

без изменений




Общая психология

Возрастная психология

Психологии







Философия

Философии

Ботаника

Биологии и экологии







Зоология

Биологии и экологии







Анатомия, физиология и гигиена человека

Физиологии человека и методики обучения биологии








  1. 1.3.5. ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ, КУРСОВЫХ И

  2. ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ

  3. дисциплины специализации «Формирование мыслительной деятельности

  4. учащихся на уроках биологии»



  1. Методика формирования приемов умственной деятельности учащихся в процессе обучения разделу «Бактерии. Грибы. Растения».

  2. Влияние вопросов и заданий на развитие мыслительной деятельности учащихся по биологии.

  3. Влияние умения обобщать на развитие мыслительной деятельности учащихся по биологии.

  4. Развитие умения обобщать на уроках биологии.

  5. Развитие учебной самостоятельности учащихся в процессе изучения биологии.

  6. Развитие мыслительной деятельности учащихся средствами учебно-методического комплекта по зоологии.

  7. Развитие умения обобщать и делать выводы у старшеклассников при обучении биологии.

  8. Формирование приёмов логического мышления учащихся при изучении зоологического материала.

  9. Формирование мыслительной деятельности учащихся на уроках биологии.

  10. Обучение учащихся сравнению средствами учебника биологии.

  11. Учебные приёмы как способ формирования природоведческих знаний.

  12. Работа с тетрадью по биологии как средство формирования учебных умений.

  13. Развитие логического мышления учащихся средствами иллюстративного материала учебника биологии.

  14. Обучение учащихся приёму классификации при изучении темы “Млекопитающие животные”.

  15. Развитие аналитико-синтетической деятельности учащихся по биологии средствами терминологической работы.

  16. Логические приемы в составе методов обучения биологии.

  17. Методические условия формирования приемов мыслительной деятельности.

  18. Вопросы по биологии как средство развития мышления учащихся.

  19. Анализ и синтез – начальные логические приемы формирования мыслительной деятельности учащихся по биологии.

1.3.6. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ УСВОЕНИЯ МАТЕРИАЛА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ специализации

«Формирование мыслительной деятельности

учащихся на уроках биологии»
БАНК КОНТРОЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ И ВОПРОСОВ

Вопросы и задания тренировочного характера:

  1. Что такое мышление? Что подразумевается под правильным, логическим мышлением?

  2. На конкретных примерах раздела «Животные» покажите проявление законов тождества, непротиворечия, исключенного третьего и достаточного основания.

  3. Почему анализ и синтез являются начальными логическими приемами мышления?

  4. Подумайте, почему анализ и синтез являются основными механизмами умственной деятельности, а абстракция и обобщение - их производными, результатом их взаимодействия?

  5. Раскройте сущность понятий «анализ через синтез» и «синтез через анализ». Приведите примеры.

  6. Почему главным пунктом сравнения является выделение оснований для сравнения?

  7. Почему в основе формирования общебиологических понятий лежат приемы абстрагирования и обобщения? Приведите примеры.

  8. По мнению Л.С. Выготского, «обучение … не есть развитие». Объясните эту фразу. Какое обучение является развивающим? (ответ обсудите в группе)

  9. Посредством каких приемов реализуется мышление учащихся? Приведите примеры.

  10. Каковы взгляды Н.М. Верзилина на соотношение методов обучения биологии и методических приемов. Покажите на примере.

  11. Как в методике биологии классифицируют методические приемы? Что положено в основу этого распределения? Кто является автором этой классификации?

  12. При посещении урока биологии определите:

  • какие виды деятельности присутствовали на уроке?

  • какие методы обучения биологии использовались учителем?

  • выделите группы методических приемов, входящих в методы.

  1. При анализе урока биологии определите:

  • Какие задачи ставил учитель по обучению, развитию и воспитанию учащихся?

  • Какие методы были применены учителем на уроке? Можно ли выделить среди них ведущий?

  • Каков логический ход урока (индуктивный, дедуктивный или их сочетание)?

  • Как учитель развивает самостоятельность учащихся?

  • Какие вопросы ставит учитель перед школьниками (репродуктивные, продуктивные, творческие)? Каковы ответы учащихся: воспроизведение заученного текста учебника, с привлечением наглядности и результатов опыта, аналитического или синтетического характера, с доказательствами и аргументацией?

  • Как развивает учитель на уроке мыслительную деятельность учащихся? Что он для этого делает?

  • Какие средства обучения используются на уроке? Можно ли их использовать для развития мыслительной деятельности учащихся?

  • Проанализируйте домашнее задание учащихся с позиции развития их мышления.

  1. Е.Н. Кабанова-Меллер ввела в науку понятие «перенос приемов» (воспроизведение). Выделите возможные пути переноса приемов мышления.

  2. Как возрастные периоды развития школьников обуславливают формирование их мыслительных умений?

  3. Как в учебниках биологии реализовано развитие мыслительной деятельности учащихся (на примере любого учебника биологии).

  4. Составьте десять продуктивных вопросов по любой теме любого раздела школьной биологии, в основе которых лежат приемы логического мышления.

  5. Продумайте использование логических приемов мышления при изучении нового материала на уроке биологии (на примере любой темы).
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации для студентов учебные материалы пояснительная записка умк по дисциплине специализации «Формирование мыслительной деятельности учащихся на уроках биологии» iconМетодические рекомендации по дисциплине для преподавателей, методические...
Нормативные документы, требования которых учитывались при разработке умк дисциплины/модуля/спецкурса
Методические рекомендации для студентов учебные материалы пояснительная записка умк по дисциплине специализации «Формирование мыслительной деятельности учащихся на уроках биологии» iconПояснительная записка Учебно-методические материалы по дисциплине «Отечественная история»
Учебно-методические материалы по дисциплине «Отечественная история» составлены на основе Государственного образовательного стандарта...
Методические рекомендации для студентов учебные материалы пояснительная записка умк по дисциплине специализации «Формирование мыслительной деятельности учащихся на уроках биологии» iconМетодические рекомендации для студентов Контрольно-измерительные...
Профиль/название программы: Предпринимательская деятельность в системе образования
Методические рекомендации для студентов учебные материалы пояснительная записка умк по дисциплине специализации «Формирование мыслительной деятельности учащихся на уроках биологии» iconМетодические рекомендации по организации изучения дисциплины методические...
Умк по дисциплине б в. 13 «Силовая подготовка» составлен в соответствии с фгос, с учебным планом по направлению подготовки 034300....
Методические рекомендации для студентов учебные материалы пояснительная записка умк по дисциплине специализации «Формирование мыслительной деятельности учащихся на уроках биологии» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Основы педиатрии и гигиены...
«Основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста» включает три блока документов: организационные документы, методические...
Методические рекомендации для студентов учебные материалы пояснительная записка умк по дисциплине специализации «Формирование мыслительной деятельности учащихся на уроках биологии» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Основы педиатрии и гигиены...
«Основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста» включает три блока документов: организационные документы, методические...
Методические рекомендации для студентов учебные материалы пояснительная записка умк по дисциплине специализации «Формирование мыслительной деятельности учащихся на уроках биологии» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Основы педиатрии и гигиены...
«Основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста» включает три блока документов: организационные документы, методические...
Методические рекомендации для студентов учебные материалы пояснительная записка умк по дисциплине специализации «Формирование мыслительной деятельности учащихся на уроках биологии» iconУчебно методические материалы по дисциплине специализации “семейная психология и педагогика”
Учебно- методические материалы по дисциплине специализации “Семейная психология и педагогика”- нальчик. Каб. Балк ун-т, 2009
Методические рекомендации для студентов учебные материалы пояснительная записка умк по дисциплине специализации «Формирование мыслительной деятельности учащихся на уроках биологии» iconУчебно-методический комплекс педагогика учебная программа, методические...
Методические материалы для студентов дневного отделения
Методические рекомендации для студентов учебные материалы пояснительная записка умк по дисциплине специализации «Формирование мыслительной деятельности учащихся на уроках биологии» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Шмо работало над проблемой: Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках химии, биологии, технологии, географии с использованием...
Методические рекомендации для студентов учебные материалы пояснительная записка умк по дисциплине специализации «Формирование мыслительной деятельности учащихся на уроках биологии» iconМетодические рекомендации по использованию икт на уроках биологии Заключение
Теоретические основы использования информационных технологий при обучении школьников на уроках биологии
Методические рекомендации для студентов учебные материалы пояснительная записка умк по дисциплине специализации «Формирование мыслительной деятельности учащихся на уроках биологии» iconМетодические рекомендации включают рекомендации по организации самостоятельной...
Методические рекомендации предназначено для студентов, обучающихся на курсе психологии и педагогики
Методические рекомендации для студентов учебные материалы пояснительная записка умк по дисциплине специализации «Формирование мыслительной деятельности учащихся на уроках биологии» iconУроках биологии
...
Методические рекомендации для студентов учебные материалы пояснительная записка умк по дисциплине специализации «Формирование мыслительной деятельности учащихся на уроках биологии» iconПояснительная записка Тематический план
Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов
Методические рекомендации для студентов учебные материалы пояснительная записка умк по дисциплине специализации «Формирование мыслительной деятельности учащихся на уроках биологии» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
На поддержку и углубление содержания основной учебной программы направлены следующие учебно-методические комплексы (учебные программы,...
Методические рекомендации для студентов учебные материалы пояснительная записка умк по дисциплине специализации «Формирование мыслительной деятельности учащихся на уроках биологии» iconМетодические рекомендации по его выполнению пояснительная записка
Промежуточный контроль по дисциплине «введение в специальность «реклама и связи с общественностью» и методические рекомендации по...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск