Физиология питания





Скачать 144.37 Kb.
НазваниеФизиология питания
Дата публикации23.11.2017
Размер144.37 Kb.
ТипПримерная программа
100-bal.ru > Биология > Примерная программа



примерная ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ФИЗИОЛОГИЯ ПИТАНИЯ


2011 г.

Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) 260807 «Технология продукции общественного питания», по направлению подготовки 260800 «Технология продукции и организации общественного питания».
Организация-разработчик:

ФГОУ СПО «Коркинский техникум пищевой промышленности»;

ГОУ СПО «Челябинский государственный колледж индустрии питания и торговли».
Разработчики:

Степанова Людмила Ивановна, преподаватель ФГОУ СПО «КТПП»;

Харламова Ольга Васильевна, преподаватель ГОУ СПО (ССУЗ) «ЧГКИПиТ».
Рекомендована Советом Министерства образования и науки Челябинской области по примерным основным профессиональным образовательным программа начального профессионального и среднего профессионального образования.
Заключение № 1 от «26» апреля 2011 г.




СОДЕРЖАНИЕ





стр.

  1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ





4
  1. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


6
  1. условия реализации учебной дисциплины


10
  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины


12



  1. паспорт примерной ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ФИЗИОЛОГИЯ ПИТАНИЯ
1.1. Область применения примерной программы

Примерная программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 260807 «Технология продукции общественного питания», по направлению подготовки 260800 «Технология продукции и организации общественного питания».

Примерная программа учебной дисциплины может быть использована

в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке для направления специальностей и профессий 260800 «Технология продукции и организации общественного питания».

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в профессиональный цикл, в общепрофессиональные дисциплины.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • проводить органолептическую оценку качества пищевого сырья и продуктов;

  • рассчитывать энергетическую ценность блюд;

  • составлять рационы питания для различных категорий потребителей.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

  • роль пищи для организма человека;

  • основные процессы обмена веществ в организме;

  • суточный расход энергии;

  • состав, физиологическое значение, энергетическую и пищевую ценность различных продуктов питания;

  • роль питательных и минеральных веществ, витаминов, микроэлементов и воды в структуре питания;

  • физико-химические изменения пищи в процессе пищеварения;

  • усвояемость пищи, влияющие на нее факторы;

  • понятие рациона питания;

  • суточную норму потребности человека в питательных веществах;

  • нормы и принципы рационального сбалансированного питания для различных групп населения;

  • назначение лечебного и лечебно-профилактического питания;

  • методики составления рационов питания.


1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 48 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часа;

самостоятельной работы обучающегося 16 часов.

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

48

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

32

в том числе:




практические занятия

12

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

16

в том числе:




реферативная работа

3

исследовательская работа

4

подготовка презентационных материалов

3

работа с информационными источниками

3

творческие задания

3

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета



2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины ФИЗИОЛОГИЯ ПИТАНИЯ




Наименование разделов и тем


Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Тема 1

Пищеварение

Содержание учебного материала

4

1

1. Роль пищи для организма человека. Сущность, строение пищеварительной системы. Роль пищеварительных ферментов, условия, влияющие на их активность. Особенности переваривания белков, жиров и углеводов, конечные продукты переваривания. Понятие об усвояемости основных пищевых веществ.

Самостоятельная работа

1. Реферативная работа по теме «Роль пищеварительных ферментов»

2





Тема 2 Роль основных пищевых веществ в жизнедеятельности организма

Содержание учебного материала

16

1

1. Белки: физиологическая роль, аминокислотный состав, заменимые и незаменимые аминокислоты, биологическая ценность белков животного и растительного происхождения, их правильное соотношение в рационе питания. Понятие об азотистом балансе. Потребность организма в белках. Влияние избытка и недостатка белков на жизнедеятельность организма.

2. Жиры: физиологическая роль, растительные и животные жиры, их состав и биологическая ценность, соотношение в суточном рационе питания, полиненасыщенные жирные кислоты, их роль в нормализации жирового обмена. Жироподобные вещества, их значение. Современные представления о роли холестерина. Потребность организма в жирах, влияние их избытка и недостатка на обмен веществ. Продукты окисления жиров, их влияние на здоровье человека.

3. Углеводы: физиологическая роль. Простые и сложные углеводы, их источники для организма, участие в обмене веществ, соотношение в суточном рационе. Роль пищевых волокон. Нервная и эндокринная регуляция углеводного обмена. Потребность организма в углеводах, влияние их избытка и недостатка на обмен веществ.

4. Витамины. Современные представления о роли витаминов в организме человека. Понятие об авитаминозах, гиповитаминозах, гипервитаминозах. Физиологическая характеристика основных водорастворимых и жирорастворимых витаминов, витаминоподобных веществ. Потребность организма в витаминах.

5. Минеральные вещества: значение для организма. Физиологическая роль важнейших макро- и микроэлементов, источники, суточная потребность организма. Водно-солевой обмен. Вода: физиологическая роль. Вода как источник минеральных веществ. Водный баланс. Особенности питьевого режима в условиях жаркого климата и в горячих цехах. Обмен веществ и энергии. Ассимиляция и диссимиляция. Энергозатраты человека, их зависимость от пола, возраста, физической нагрузки. Понятие о калорийности пищи, энергетическая ценности белков, жиров, углеводов. Энергетический баланс организма.

Практические занятия

4




1. Проведение органолептической оценки качества пищевого сырья.

2. Проведение органолептической оценки готовой продукции.

Самостоятельная работа

Реферативная работа по теме «Роль пищевых веществ на жизнедеятельность организма»

Исследовательская работа на тему «Суточная потребность в белках, жирах и углеводах студентов»

Презентация на тему «Химический состав основных продуктов питания»


4



Тема 3 Рациональное питание и физиологические основы его организации

Содержание учебного материала

16

1

1. Рациональное питание: понятие, основные принципы /учет физиологических особенностей организма, сбалансированность пищевых веществ, разнообразие пищи/. Режим питания и его значение. Концепция сбалансированного питания А.А. Покровского и другие системы питания.

2. Принципы нормирования пищевых веществ и калорийности суточного рациона в зависимости от пола, возраста и интенсивности труда.

3. Особенности питания людей, занятых умственным трудом, пожилых людей, студентов. Порядок составления и физиологическая оценка меню для разных групп взрослого населения.

4. Рационализация питания населения России - важнейшая социально-экономическая и гигиеническая проблема. Взаимосвязь здоровья и питания (проблема курения, избыточного веса, потребления алкоголя).

5. Современные взгляды на проблемы рационального питания /традиции вегетарианства, учение о раздельном питании, “модные диеты” и др./.

Практические занятия

4




1. Составление меню суточного рациона питания для различных категорий потребителей

2. Расчет энергетической ценности блюд

Самостоятельная работа

Творческое задание на тему «Нетрадиционные методы питания»

Работа с информационными источниками

Исследовательская работа на тему «Модные диеты»



6


Тема 4 Питание детей и подростков

Содержание учебного материала

6

1

1. Физиологические особенности детей и подростков. Зависимость физиологических норм потребления белков, жиров, углеводов и калорийности пищи от возраста, пола, массы тела. Качественный подбор продуктов для растущего организма. Особенности режима питания детей и подростков.

Практические занятия

2




1. Составление меню суточного рациона питания для школьников

Самостоятельная работа

Работа с информационными источниками на тему «Особенности питания детей школьного возраста»

2

Тема 5 Диетическое и лечебно- профилактическое питание

Содержание учебного материала

6

1

1. Диетическое питание: понятие, значение. Основные физиологические принципы построения диетического питания. Дробное питание: понятие, назначение, характеристика, основные принципы. Понятие о полноценности диеты.

2. Назначение и характеристика основных лечебных диет, рекомендуемых при заболеваниях органов пищеварения, сердечно-сосудистой системы, почек, нарушениях обмена веществ. Понятие о лечебно-профилактическом питании и его рационах.

Практические занятия

2




Составление меню суточного рациона в соответствии с диетой.

Самостоятельная работа

Презентация на тему «Диетическое питание»

2

Всего:

48



3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины



3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета микробиологии; лаборатории микробиологии.

Оборудование учебного кабинета:

- наглядный материал (плакаты);

- учебно-методический комплекс;

- ЦОР (презентации).

Технические средства обучения:

  • компьютер;

  • мультимедийный проектор;

  • экран;

  • микроскопы;

  • комплект обучающих видеофильмов.

Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:

  • термостаты, микротермостаты;

  • сушильный шкаф;

  • микроскопы;

  • технические весы;

  • разновесы;

  • бактерицидная лампа;

  • светильники;

  • процедурные часы;

  • химическая посуда;

  • стерилизаторы;

  • микрокультуры.

3.2. Информационное обеспечение обучения


Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1. Дроздова, Т. М. Физиология питания. / Т.М. Дроздова, П. Е. Влощинский, В. М. Позняковский. - М.: Сибирское университетское издательство, 2007. – 352 с.

2. Мартинчик, А. Н. Микробиология, физиология питания, санитария. / А.Н. Мартинчик, А. А. Королев, Ю. В. Несвижский. - М.: Академия, 2010. – 352 с.

3. Рубина, Е. А. Микробиология, физиология питания, санитария. / Е.А. Рубина, В. Ф. Малыгина. - М.: Форум, 2009. – 240 с.

Дополнительные источники:

1. Ковалев, Н.И. Технология приготовления пищи: учебник / Н.И. Ковалев, М.Н. Куткина, В.А. Кравцова; под ред. М.А. Николаевой; М: Деловая литература: Омега. Л, 2005 .- 480 с.

2. Матюхина, З. П. - Основы физиологии питания, микробиологии, гигиены и санитарии. М.: Академия, 2009. – 256с.

3. Покровский, В.М. Физиология человека: Учебник для медицинских вузов. Покровский, В.М., Коротько Г.Ф. - М.: Медицина, 2003. – 654 с.

4. Усов, В. В. Организация производства и обслуживания на предприятиях общественного питания: учебник для нач. и сред. проф. образ. / В.В. Усов.- М.: Академия, 2007 .- 416 с.

5. Холфорд, Патрик. Программа оптимального питания Патрика Холфорда / Патрик Холфорд .- Минск : Попурри, 2003 .- 448 с .

6. Шленская, Т. В. Санитария и гигиена питания: учебное пособие для студентов вузов, обуч. по спец. "Товароведение и экспертиза товаров" / Т.В. Шленская.- М. : Колос , 2006 .- 182 с.

7. http://kuking.net/8_815.htm

8. http://www.koob.ru/ar_eddar/traktat_o_pitanii

4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины




Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

уметь:




  • проводить органолептическую оценку качества пищевого сырья и продуктов;

Защита отчетов практической

работы

  • рассчитывать энергетическую ценность блюд;

Защита отчетов практической

работы

  • составлять рационы питания для различных категорий потребителей.

Защита отчетов практической

работы

знать:




  • роль пищи для организма человека;

Тестирование

  • основные процессы обмена веществ в организме;

Тестирование

  • суточный расход энергии;

Защита рефератов

  • состав, физиологическое значение, энергетическую и пищевую ценность различных продуктов питания;

Защита электронных презентаций

  • роль питательных и минеральных веществ, витаминов, микроэлементов и воды в структуре питания;

Выполнение индивидуальных заданий

  • физико-химические изменения пищи в процессе пищеварения;

Защита электронных презентаций

  • усвояемость пищи, влияющие на нее факторы;

Тестирование

  • понятие рациона питания;

Защита рефератов, докладов, выполнение индивидуальных заданий

  • суточную норму потребности человека в питательных веществах;

Защита рефератов, выполнение индивидуальных заданий, тестирование

  • нормы и принципы рационального сбалансированного питания для различных групп населения;

Защита электронных презентаций

  • назначение лечебного и лечебно-профилактического питания;

Выполнение индивидуального задания, тестирование

  • методики составления рационов питания.

Выполнение индивидуального задания, тестирование


Разработчики:

ФГОУ СПО КТПП преподаватель Л.И. Степанова
ГОУ СПО «ЧГКИПиТ» преподаватель О.В. Харламова
Эксперты:

____________________ ___________________ _________________________

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
____________________ ___________________ _________________________

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Физиология питания iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Физиология организма в целом. Клиническая физиология. Нормальная физиология. Физиология труда. Физиология спорта и физической культуры....
Физиология питания iconПрограмма «Физиология и культура питания» Учебный курс предпрофильной...
Сложные процессы обмена веществ легко нарушить нерациональным, нерегулярным питанием. В течение обучения курса «Физиология и культура...
Физиология питания iconРабочая программа учебной дисциплины физиология питания с основами...
Рабочая программа учебной дисциплины «Физиология питания с основами товароведения продовольственных товаров» разработана на основе...
Физиология питания iconНаука о питании включает в себя большое число важных теоретических...
«Анатомия и физиология» для специальностей 060101-лечебное дело, 060501-сестринское дело (базовый уровень образования). Методическое...
Физиология питания iconПеречень вопросов по гигиене питания
«Анатомия и физиология» для специальностей 060101-лечебное дело, 060501-сестринское дело (базовый уровень образования). Методическое...
Физиология питания iconI. Общая физиология Занятие № Физиология нервных и нервно-мышечных...
Учебник «Физиология человека» (Под ред. Покровского В. М. и Коротько Г. Ф.). М.: Медицина, 2001(Т. 1); 2003; 2011
Физиология питания iconТесты по валеологии для аттестации учителей Значение питания в жизни человека
«Анатомия и физиология» для специальностей 060101-лечебное дело, 060501-сестринское дело (базовый уровень образования). Методическое...
Физиология питания iconВитамины и обогащенные ими продукты питания в охране здоровья работников...
«Анатомия и физиология» для специальностей 060101-лечебное дело, 060501-сестринское дело (базовый уровень образования). Методическое...
Физиология питания iconГ. А. Петров анатомия и физиология человека модуль «физиология»
Г. А. Анатомия и физиология человека. Модуль «Физиология»: сборник заданий для текущего и рубежного контроля знаний студентов, обучающихся...
Физиология питания iconРабочая учебная программа по дисциплине Физиология питания
Гос впо направления (специальности) 230500 Социально-культурный сервис и туризм, рег. №293 св/сп от 27 марта 2000
Физиология питания iconРазработка урока по технологии. 7 класс Дятлова Елена Владимировна мбоу «Дохновичская сош»
Тема: Физиология питания. Понятие о микроорганизмах. Пищевые инфекции. Первая помощь при отравлениях
Физиология питания iconАзбука здорового питания
Оксо 260100. 68 0 Технология продуктов питания, по магистерской программе – Организация производства и обслуживания на предприятиях...
Физиология питания iconНаука о питании. Принципы рационального и сбалансированного питания
Оксо 260100. 68 0 Технология продуктов питания, по магистерской программе – Организация производства и обслуживания на предприятиях...
Физиология питания iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Физиология питания. Понятие о процессе пищеварения и усвояемости пищи. Общие сведения о питательных веществах. Роль витаминов. Практическая...
Физиология питания iconКалендарно-тематическое планирование 5-й класс. № п/п
Понятие питания (правильное, рациональное), режима питания. Значение питания для нормального физического и нервно-психического развития...
Физиология питания iconЛечебное питание для больных хронической болезнью почек (хбп)
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск