Министерство образования и науки российской федерации





НазваниеМинистерство образования и науки российской федерации
страница1/23
Дата публикации28.02.2016
Размер2.53 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Экономика > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23
7

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
кафедра финансов и кредита
УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебно-

методической работе, профессор

_________________Елина Е.Г.

"__" __________________20__ г.
Рабочая программа дисциплины
Статистика
Направление подготовки

Инноватика
Профиль подготовки

Инновационная экономика
Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр
Форма обучения

____________________________

(очная)

Саратов,

2012

1. Цели освоения дисциплины
Изучение статистики призвано помочь студентам овладеть методологией изучения складывающихся в экономике статистических закономерностей, выявления тенденций развития экономических отношений. При изучении курса основное внимание студентов должно направляться на познавательные возможности и условия применения статистических показателей, их логике, вычислительных процедурах. Преподавание курса базируется на общенаучных методах исследования массовых социально-экономических явлений, широком внедрении экономико-математических методов, использовании ЭВМ.

Основной целью раздела курса является овладение студентами методов получения, накопления, обработки и анализа статистической информации применительно к экономике.

Изучение раздела курса базируется на знании математики, экономической теории, которые исследуют и формируют законы развития социально-экономических явлений, выясняют их природу и значение в жизни общества. Опираясь на знание положений экономической теории, статистика формирует статистические совокупности, устанавливает существенные признаки для выделения социально-экономических типов, осуществляет разработку адекватных методов их изучения.

Задачи изучения дисциплины состоят в реализации требований, установленных в Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования, к подготовке бакалавров по направлению Инноватика.

Изучение дисциплины предусматривает проведение лекционных и практических занятий, а также заданий для самостоятельной работы студентов.

Лекционные занятия имеют своей целью ввести студентов в курс проблем теории статистики, разъяснить сущность основных категорий, методов, показателей теории статистики, постепенно приучать студентов к языку статистики. Лекции призваны развивать у студентов статистическое мышление, понятие роли и значения статистики в обществе, ее методов и показателей в социально-экономических исследованиях. Лекции должны облегчать студентам самостоятельную работу над курсом, над учебной литературой и домашними заданиями, указать направление и способы самостоятельного углубленного изучения курса.

Цель практических занятий – научить студентов применять теоретические знания для решения практических задач, выработать начальные навыки статистической работы. Задачей практических занятий является также и проверка усвоенного студентами лекционного материала, учебной литературы, степени глубины и интенсивности их самостоятельной работы. С этой целью каждое занятие начинается с краткого (10 – 15 минут) опроса студентов (устного или письменного). Этому же служат контрольные работы по многим темам курса.

2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Дисциплина «Статистика» является одним из теоретико-практических курсов у студентов профиля «Инновационная экономика» бакалаврского направления «Инноватика», входящего в математический и естественнонаучный цикл, реализуемых в 4 и 5 семестре.

Как учебная дисциплина «Статистика» связана со следующими дисциплинами ООП:

- по гуманитарному, социальному и экономическому циклу: с «Историей» и «Экономической историей»;

- по математическому и естественнонаучному циклу: с «Информатикой», «Эконометрикой»

- по профессиональному циклу: с «Экономической теорией», «Финансовым обеспечением инновационных процессов».

3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.

Общекультурные





Профессиональные




4 . Структура и содержание дисциплины (модуля)

Общая трудоемкость дисциплины составляет 9 зачетных единиц 324 часа.


Тематический план учебной дисциплины.





Наименование разделов,

подразделов, темы

Бюджет учебного времени

форма текущего и итого- вого контроля

всего часов

в том числе

лек -

ции

лабор. и

практич

занятия

семинар.

занятия

сам. работа

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Предмет, метод и задачи статистики. Методы статистического изучения социально-экономических явлений и процессов

10

2




2

6

Дискуссия, тест

2

Статистическое наблюдение.

10

2




2

6

Дискуссия, тест Доклад Круглый стол

Метод кейс-стади

Пре-тест


3

Сводка и группировка статистических данных.

10

2




2

6

Дискуссия, тест Доклад Круглый стол

Метод кейс-стади

Пре-тест


4

Статистические ряды распределения

16

2




2

12

Дискуссия, тест Доклад Круглый стол

Метод кейс-стади

Пре-тест


5

Обобщающие статистические показатели: абсолютные относительные и средние величины

12

2




2

8

Дискуссия, тест Доклад Круглый стол

Метод кейс-стади

Пре-тест


6

Показатели вариации

10

2




2

6

Дискуссия, тест Доклад Круглый стол

Метод кейс-стади

Пре-тест


7

Выборочный метод в статистических исследованиях

14

2




2

10

Дискуссия, тест Круглый стол

Метод кейс-стади

Пре-тест


8

Статистическое изучение динамики социально-экономических явлений

14

2




2

10

Дискуссия, тест Доклад Круглый стол

Метод кейс-стади

Пре-тест


10

Предмет, методология и задачи социально-экономической статистики

14

2




2

10

Дискуссия, тест

11

Система показателей, классификации и группировки в социально-экономической статистике.

10

2




2

6

Дискуссия, тест Доклад Круглый стол

Метод кейс-стади

Пре-тест


12

Социально-демографическая статистика

10

2




2

6

Дискуссия, тест Доклад Круглый стол

Метод кейс-стади

Пре-тест


13

Система показателей трудовых ресурсов и занятости

10

2




2

6

Дискуссия, тест Доклад Круглый стол

Метод кейс-стади

Пре-тест


14

Статистика уровня жизни населения

14

2




2

10

Дискуссия, тест Доклад Круглый стол

Метод кейс-стади

Пре-тест


15

Статистика труда и заработной платы

14

2




2

10

Дискуссия, тест Доклад Круглый стол

Метод кейс-стади

Пре-тест


16

Статистика основных и оборотных средств в структуре национального богатства

12

2







10

Дискуссия, тест Круглый стол

Метод кейс-стади

Пре-тест


17


Статистика инноваций

14

2




2

10

Дискуссия, тест Доклад Круглый стол

Метод кейс-стади

Пре-тест


18

Система национальных счетов

14

2




2

10

Дискуссия, тест Доклад Круглый стол

19

Статистика финансов

8







2

6

Метод кейс-стади

20

Итого

252

34

0

34

148


В 4,5 семестре экзамен 36

Содержание учебной дисциплины.


Тема 1. Предмет, метод и задачи статистики.

Методы статистического изучения социально-экономических явлений и процессов.

Предмет статистики. Объекты статистических исследований, их свойства, характеристика, система отображающих их статистических показателей.

Цели и задачи статистики в современных условиях.

Основные понятия статистики: статистическая совокупность, единица статистической совокупности, единица наблюдения, статистический показатель, признак, вариация. Характеристика признаков: атрибутивный, количественный, альтернативный.

Современная организация статистики в Российской Федерации.
Тема 2. Статистическое наблюдение.

Понятие о статистической информации. Основные организационные формы статистического наблюдения. Виды и способы статистического наблюдения: текущее, прерывное и единовременное; сплошное и несплошное. Виды несплошного наблюдения. Организация статистического наблюдения: разработка организационных и программно-методологических вопросов статистического наблюдения, основные требования, предъявляемые к статистическому наблюдению. Ошибки статистического наблюдения: случайные и тенденциозные и меры по обеспечению надежности статистической информации. Ошибки регистрации и ошибки репрезентативности.
Тема 3. Сводка и группировка статистических данных.

Статистическая сводка, ее понятие, значение и виды. Простая и сложная статистическая сводка.

Статистические группировки, их задачи. Виды группировок: типологическая, структурная, аналитическая, комбинированная группировки. Определение числа групп.
Тема 4. Статистические ряды распределения.

Понятие рядов распределения. Виды рядов распределения. Дискретные и интервальные ряды распределения, особенности их построение. Определение ширины интервала при построении рядов с заданным и неизвестным числом интервалов. Графическое отображение рядов распределения. Расчет средних и структурных средних величин, а также показателей вариации по дискретным и интервальным рядам распределения.
Тема 5. Обобщающие статистические показатели: абсолютные, относительные и средние величины.

Абсолютные величины, их значение и основные виды. Индивидуальные и суммарные абсолютные величины, деление абсолютных величин по их единицам измерения. Несоизмеримость абсолютных величин и способы ее преодоления.

Относительные величины, их значение и основные виды. Относительные величины структуры, сравнения, координации, интенсивности. Относительные величины как показатели качественных характеристик (в виде статистических коэффициентов).

Средние величины, их сущность и значение. Виды средних величин и методы их расчета. Простая и взвешенная средняя величина. Средняя арифметическая и средняя гармоническая величина. Расчет средней величины методом моментов.

Структурные средние величины: мода и медиана, особенности их расчета.
Тема 6. Показатели вариации.

Понятие о вариации. Абсолютные показатели вариации: размах вариации, среднее линейное отклонение, дисперсия, среднеквадратическое отклонение, методика их расчета. Простые и взвешенные показатели вариации. Относительные показатели вариации: коэффициент вариации, коэффициент равномерности, коэффициент осцилляции, коэффициент среднего линейного отклонения.

Виды дисперсии и правила сложения дисперсий. Общая, внутригрупповая и межгрупповая дисперсия.

Понятие и закономерности распределения. Эмпирическое и теоретическое распределение. Нормальное распределение. Коэффициенты асимметрии и эксцесса. Критерии оценки согласованности эмпирических и теоретических распределений.
Тема 7. Выборочный метод в статистических исследованиях.

Понятие о выборочном исследовании. Способы отбора единиц в выборку: индивидуальный, групповой, комбинированный; собственно случайный отбор, механический, районированный, серийный, единовременный. Повторный и бесповторный отбор. Ошибки выборки, методика расчета средней и предельной ошибок выборки при повторном и бесповторном отборе для доли альтернативного признака и для средней величины количественного признака. Расчет оптимальной численности выборки.
Тема 8. Статистическое изучение динамики социально-экономических явлений.

Понятие о статистических рядах динамики. Элементы рядов динамики: уровень ряда и показатель времени. Виды рядов динамики. Моментные и интервальные ряды динамики. Сопоставимость рядов динамики. Расчет среднего уровня ряда динамики. Статистические показатели динамики социально-экономического явлений: абсолютный прирост, темп роста и прироста, коэффициент роста и прироста, темп наращивания. Базисные, цепные и средние показатели динамики.

Изучение тенденций развития явлений. Выравнивание рядов динамики по методу скользящей средней, методом наименьших квадратов, по среднему абсолютному приросту и среднему коэффициенту роста.

Изучение сезонных колебаний в рядах динамики. Расчет индекса сезонности.

Экстраполяция и интерполяция по данным динамического ряда.
Тема 9. Индексный метод в статистике.

Статистические индексы, их значение и задачи в статистическом анализе. Классификация индексов. Индивидуальные и сводные индексы. Индексируемая величина. Выбор весов при построении индексов (индексы Пааше и Ласпейреса). Средний арифметический и средний гармонический индексы из индивидуальных. Средние индексы: индекс переменного, постоянного состава и структурных сдвигов, методика их расчета. Взаимосвязь индексов. Территориальные индексы. Базисные и цепные индексы.
Тема 10. Статистическое изучение взаимосвязи социально-экономических явлений.

Виды и формы связи. Балансовая, компонентная и факторная связи. Функциональная и стохастическая связь, их особенности.

Понятие корреляционной связи. Методы корреляционного анализа. Сопоставление параллельных рядов.

Корреляционно-регрессионный анализ. Парная регрессия, определение формы уравнения регрессии. Оценка критериев уравнения регрессии. Определения значимости уравнений регрессии. Множественная регрессия, построение многофакторных моделей, оценка их значимости.

Расчет тесноты связи. Линейный коэффициент корреляции, оценка его значимости. Коэффициент детерминации.

Непараметрические показатели связи. Коэффициенты корреляции рангов. Измерение связи между качественными показателями.

Тема 10. Предмет, методология и задачи социально-экономической статистики.

Предмет изучения социально-экономической статистики. Структура и теоретические основы социально-экономической статистики как науки, и её взаимосвязь с другими науками.

Методология социально-экономической статистики. Задачи социально-экономической статистики и области применения её данных .

Основные источники информационного обеспечения социально-экономической статистики.

Современная организация социально-экономической статистики в РФ. Международные статистические организации.

Тема 11. Система показателей, классификации и группировки в социально-экономической статистике.

Система показателей социально-экономической статистики. Значение социально-экономической статистики для изучения закономерностей становления рыночного многоукладного хозяйства страны.

Структура системы показателей социально-экономической статистики. Макроэкономические, отраслевые и региональные показатели.

Важнейшие социально-экономические группировки и классификации, и их роль в статистическом исследовании. Отраслевые классификации видов экономической деятельности, классификация продукции (работ, услуг) и др.

Международные классификации отраслей народного хозяйства. Классификации ООН.

Тема 12: Социально - демографическая статистика.

Население как объект статистического изучения. Источники данных о населении. Методы текущего учета населения. Выборочные обследования (микропереписи населения). Организация и содержание переписей населения. Всемирные переписи населения.

Основные категории населения. Изучение численности населения и его размещение на территории страны. Наличное, постоянное, временно-отсутствующее и временно-проживающее население. Социально-экономические группировки населения. Структура населения по полу, возрасту, национальности, уровню образования, другим признакам. Возрастно-половая пирамида. Изучение естественного и механического движения населения. «Открытое» и «закрытое» население.

Абсолютные и относительные показатели естественного движения, воспроизводства и миграции населения.

Общие коэффициенты рождаемости, смертности, естественного прироста. Специальные коэффициенты жизненности (Покровского), фертильности (плодовитости, младенческой смертности ) и др. Сальдо миграции. Коэффициенты механического прироста населения.

Расчеты перспективной численности отдельных возрастных групп населения. Метод «возрастной передвижки». Коэффициенты вероятности дожития.

Тема 13: Система показателей трудовых ресурсов и занятости

Содержание и задачи статистики трудовых ресурсов в условиях современного рынка труда. Источники сведений о трудовых ресурсах. Статистика занятости и безработицы. Классификация населения по статусу занятости. Статистическое изучение динамики численности и состава занятых лиц. Показатели размещения трудовых ресурсов по территории, отраслям и народного хозяйства, видам занятий и источникам средств существования. Методы оценки уровня безработицы.

Баланс трудовых ресурсов и его значение в статистическом изучении рынка труда. Экономически активное и экономически неактивное население.

Понятие естественного и механического движения (миграции) трудовых ресурсов; их статистическое изучение с помощью расчета абсолютных и относительных показателей.

Трудоспособное и нетрудоспособное население. Трудоспособное население трудоспособного и нетрудоспособного возраста. Функционирующие, выбывающие и потенциальные трудовые ресурсы.

Коэффициенты экономичности возрастного состава населения; замещаемости трудовых ресурсов.

Методика определения перспективной численности трудовых ресурсов.

Тема 14. Статистика уровня жизни населения

Понятие уровня жизни населения. Социальное значение и задачи статистического изучения жизненного населения.

Система показателей статистики уровня жизни населения.

Доходы населения, их структура по составу, направлению получения и использования. Доходы населения: конечные; номинальные и реальные доходы. Индексы номинальных и реальных доходов.

Статистическое изучение социального расслоения общества. Показатели дифференциации доходов населения. Коэффициент концентрации доходов (коэффициент Джинни).

Коэффициент Лоренца в расчете относительной характеристики неравенства при распределении доходов различных групп населения.

Заработная плата как один из видов дохода. Номинальная и реальная заработная плата. Индекс покупательной способности рубля, индекс цен на товары и услуги. Индекс реальной и номинальной заработной платы.

Определение платежеспособного спроса населения. Показатели степени удовлетворения потребностей населения в товарах и услугах. Инфляция и оценка ее влияния на уровень жизни. Дефлятор расходов потребителей. Показатели уровня жизни отдельных социальных групп. Коэффициент эластичности потребления. Индивидуальные и сводный индексы потребления. Общий индекс потребления материальных благ.

Понятие прожиточного минимума и потребительской корзины.

Индекс развития человеческого потенциала.

Тема 15. Статистика труда и заработной платы

Статистика использования рабочего времени .Показатели численности и состава работников предприятий.Показатели движения рабочей силы и использование рабочего времени.

Статистика производительности труда, задачи её изучения. Показатель уровня производительности труда.

Основные показатели статистики заработной платы, её формы и виды.

Тема 16. Статистика основных и оборотных средств в структуре национального богатства.

Понятие об основных фондах и социально-экономическое значение их статистического изучения.

Классификация производственных и непроизводственных основных фондов и ее специфика в отдельных отраслях народного хозяйства. Состав основных фондов, их учет на начало и конец года.

Методы изучения динамики основных фондов. Виды стоимостной оценки основных фондов и их переоценка в сопоставимые цены. Значение переоценки основных фондов в условиях инфляции.

Методика построения балансов основных фондов: по полной первоначальной стоимости, по первоначальной стоимости за вычетом износа.

Изучение структуры основных фондов. Относительные характеристики интенсивности движения фондов, их технического состояния и эффективности использования. Коэффициенты обновления, выбытия и износа. Фондоотдача и фондоемкость.

Показатели амортизации основных фондов. Годовая сумма амортизации и норма амортизационных отчислений. Методы начисления амортизации.

Тема 18. Статистика инноваций

Инновационная деятельность. Объем инновационных товаров, работ, услуг Инновационные товары, работы, услуги. Технологические инновации. Инновационная активность организации.

Уровень инновационной активности организаций.

Затраты на инновации. Маркетинговые инновации. Технологические инновации. Организации, осуществлявшие технологические инновации.

Организационные инновации. Объем отгруженных товаров, работ, услуг. Объем отгруженных инновационных товаров, работ, услуг. Удельный вес объема отгруженных инновационных товаров, работ и услуг организаций. Передовые производственные технологии.
Тема 19. Система национальных счетов

Система национальных счетов как статистический учет важнейших макроэкономических процессов в условиях рыночной экономики при помощи взаимоувязанных статистических показателей. Необходимость внедрения СНС в практику статистического учета в нашей стране.

Отличия и сходства между СНС и бухгалтерским учетом.

Основополагающие концепции и определения СНС: концепции экономического производства, теория доходов Хикса, концепция факторов производства и др.

Основные виды классификаций и группировок в СНС.

Понятия «резеденства», «институционной единицы», «заведения», «корпорации», «квазикорпорации».

Сектора экономики-как структура видов экономической деятельности в условиях рынка

Классификация экономических операций в национальных счетах.

Классификация и принципы построения счетов в СНС: текущие счета, счета накопления, баланс активов и пассивов, счета остального мира. Валовой внутренний продукт и его исчисление на трех стадиях воспроизводства общественного продукта, производство, распределение, конечное использование.

Волевой выпуск, рыночный и нерыночный. Промежуточное потребление и валовая добавленная стоимость. Чистый внутренний продукт (ЧВП) и её отличии от ВВП.

Национальный доход (НД), его исчисление на валовой и чистой основе. Фонд потребления и фонд накопления. Валовый и чистый национальный располагаемый доход (НРД). Национальное конечное потребление (НКП) и национальное сбережение (НС).

Тема 20. Статистика финансов

Предмет, метод и задачи статистики финансов.

Финансы как стоимостная категория.

Принципы организации системы финансов.

Понятия и особенности финансового рынка.Системе показателей статистики финансов.формирование финансовых ресурсов.

Кредитование и государственное финансирование как финансовое обеспечение финансовых затрат.

Страхование и сберегательное дело.Статистика денежнего обращения.

Статистика государственного бюджета. Налоговая статистика. Показатели доходности. Системе показателей банковской статистики.

Статистические показатели финансовых предприятий, анализ их финансовой устойчивости.

Статистическое изучение цен.Поведение цен, как ответная реакция на изменение экономической ситуации. Цена как индикатор инфляционных процессов. Индексный метод изучения динамики цен. Индекс потребительских цен (ИПЦ). Моделирование и прогнозирование цен.Инфляция и способы её измерения.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Министерство образования и науки российской федерации iconРоссийской Федерации Министерство образования и науки
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство образования и науки российской федерации iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Министерство образования и науки российской министерство образования и науки российской федерации
Министерство образования и науки российской федерации iconРабочая программа по окружающему миру для 1 класса разработана на...
Министерство образования и науки Российской Федерации. – М., «Просвещение», 2010 г., Концепции духовно-нравственного развития и воспитания...
Министерство образования и науки российской федерации iconРабочая программа по окружающему миру для 1 класса разработана на...
Министерство образования и науки Российской Федерации. – М., «Просвещение», 2010 г., Концепции духовно-нравственного развития и воспитания...
Министерство образования и науки российской федерации iconМинистерство образования и науки российской федерации
Направление подготовки 208700 – Техносферная безопасность утверждено приказом Министерства образования и науки Российской Федерации...
Министерство образования и науки российской федерации iconВ федеральную антимонопольную службу России Копии: в министерство...
Тюменской области в 2013 году, в соответствии с Порядком проведения единого государственного экзамена, утвержденным приказом Министерства...
Министерство образования и науки российской федерации iconМинистерство образования и науки российской федерации приказ от 8...
В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на бесплатное оказание медицинской помощи Правительство Российской...
Министерство образования и науки российской федерации iconМинистерство образования и науки российской федерации приказ от 10...
Воспитание нравственных ценностей, уважения девочек к мальчикам, мальчиков к девочкам, детей к взрослым
Министерство образования и науки российской федерации iconМинистерство образования и науки российской федерации министерство здравоохранения и социального
Цель дисциплины – овладение знаниями гигиенической науки и умениями по санитарии в оценке факторов окружающей среды, влияющей на...
Министерство образования и науки российской федерации iconМинистерство образования и науки
Министерство внутренних дел Российской Федерации Центр профессиональной подготовки гувд по Челябинской области план-конспект
Министерство образования и науки российской федерации iconМинистерство образо вания и науки российской федерации федеральное...
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 г. N 636 "О структуре федеральных органов исполнительной власти"...
Министерство образования и науки российской федерации iconПервое высшее техническое учебное заведение россии министерство образования...
Московского государственного гуманитарного университета имени М. А. Шолохова при финансовой поддержке Министерства образования и...
Министерство образования и науки российской федерации iconПервое высшее техническое учебное заведение россии министерство образования...
Московского государственного гуманитарного университета имени М. А. Шолохова при финансовой поддержке Министерства образования и...
Министерство образования и науки российской федерации iconРоссийской Федерации Министерство образования и науки Российской...
Учебный курс "Социология" предназначен для студентов факультета менеджмента, обучающихся на третьем курсе
Министерство образования и науки российской федерации iconРоссийской Федерации Министерство образования и науки Российской...
Учебный курс "Социология" предназначен для студентов факультета менеджмента, обучающихся на третьем курсе
Министерство образования и науки российской федерации iconМинистерство образования российской федерации
Московского государственного гуманитарного университета имени М. А. Шолохова при финансовой поддержке Министерства образования и...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск