Скачать 99.16 Kb.
|
Методический проект «Учение с увлечением» Методическая разработка учителя физики Колпской средней общеобразовательной школы Гусь-Хрустального района Зуевой Валентины Ивановны. Содержание: Введение……………………………………………………………. …………………………2.
форм внеклассной работы по физике..……………………….. ……………...3.
Заключение …………………………………………………………………………………….8. Приложения:
школьников «Путешествие в мир физики (маршрут – электромагнитный)» (проект учащихся 9 класса, 2008г.) ……………………………………………………………. 9.
учащихся 8-9 классов «Умники и умницы» (авторская разработка учителя)……………………………………………………………….. 17.
(проект учащихся 8 класса) …………….. …………………………………………………….30. Список использованной литературы: …………………………………………………...46.
Важной частью учебно-воспитательного процесса в школе является внеклассная работа . Внеклассные занятия дают широкий простор для развития детского творчества и творчества самого учителя, они являются эффективным педагогическим средством при формировании познавательных интересов школьников. Не секрет, что хорошо провести внеклассное занятие учителю бывает труднее, чем дать урок, т.к. подготовка такого мероприятия требует от учителя большой творческой инициативы и практической подготовки. Не случайно многие новые прогрессивные методы преподавания физики возникали и разрабатывались на внеклассных занятиях. Лабораторные работы, физические практикумы, учебное кино были введены в практику преподавания через внеклассную работу. Физика как наука является весьма существенным элементом общечеловеческой культуры. Физика как предмет в общем среднем образовании служит общему развитию личности ученика. Она должна и может развивать познавательную, нравственную и эмоциональную сферу личности. Цели развития личности учащегося, расширения его кругозора, развития познавательной активности, любознательности, развития интереса к физике, цели лучшего усвоения, закрепления и применения на практике знаний, полученных на уроках физики, служит внеклассная работа по предмету. Содержание внеклассных занятий и формы их организации должны быть всегда интересны учащимся. Любое дело, организуемое учителем с детьми, принесет им полное удовлетворение тогда, когда оно находит отклик в их переживаниях, чувствах, положительных эмоциях. Выполнению этого требования содействуют элементы занимательности, которые необходимы для хорошего настроения, жизнерадостной деятельности, но следует помнить, что внеклассная работа должна не развлекать школьника, а развивать и совершенствовать личность ученика. Вовлекая учащихся в различные виды внеклассной работы, следует осуществлять глубокую связь индивидуальной, парной, групповой и коллективной форм организации деятельности учащихся. Необходимо также сочетать добровольность работы с обязательностью ее выполнения. Формы внеклассных занятий весьма разнообразны: физические кружки, школьные научные общества, вечера физики, конференции, олимпиады, недели физики в школе, выпуск стенгазет, конкурсы, викторины, тематические выставки, стенды, изготовление физических приборов и пр. Различные формы внеклассной работы по физике описаны в методиках преподавания физики, в современных методических пособиях, содержащих методические разработки нестандартных уроков, общешкольных мероприятий, конкурсов, игр, викторин и т.д.
Одной из содержательных и эффективных форм внеклассной работы по физике является Неделя Физики в школе. По охвату школьников эта форма внеклассной работы является массовой. Мне данная форма внеклассной работы кажется очень удобной в плане научной организации труда школьников и своего собственного, т. к. она позволяет планировать внеклассную работу на определенное, конкретное время учебного года в соответствии с планом работы школы. В этот период все школьники концентрируют свое внимание только на определенном учебном предмете, не происходит перегрузки школьников за счет накладывания внеклассных мероприятий по другим предметам. В то же время Неделя позволяет учителю и школьникам готовиться к ней заранее в рамках других форм внеклассной работы: элективные курсы, проектная деятельность учащихся, работа кружка, НОУ. Неделя будет для них своеобразным смотром результатов их деятельности. Конечно же необходимо помнить о том, что «лучше меньше, да лучше», т.е как можно более высокого качества. Поэтому стоит спланировать все мероприятия Недели заранее совместно с активом школьников, из тех, что посещают кружок (элективный курс по физике, членов НОУ, ребят, включенных в проектную деятельность). Можно придумать эпиграф к предметной неделе, особое, творческое название для нее. При разработке недели физики мы совместно с ребятами так и поступили: придумали творческое название нашей Неделе – «Учение с увлечением» и эпиграф: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне действовать самому - и я научусь!» Конфуций. Организуя работу с помощью проектной методики, воспользовались циклограммой проекта по И.С.Сергееву. По мнению И.С.Сергеева, проект – это «пять П»:
Шестое «П» проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в т.ч. черновики, рабочие планы, дневные планы, отчеты т.д. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Проектная деятельность отлично сочетается с групповой формой организации деятельности учащихся. Метод проектов предполагает решение какой-то проблемы с использованием разнообразных методов, средств обучения, с другой стороны, предусматривает интегрирование знаний из различных областей науки, техники, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть осязаемыми. Поэтому решено было подготовить общий сценарий проведения Праздника Физики, творчески оформить его материалы в папку, а проведение Недели в школе сделать зрелищной, увлекательно-познавательной презентацией данного проекта.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
РАЗВИВАЮЩИЕ:
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
Была также определена и оформлена особым образом цель для учащихся: Цель для учащихся:
Соответственно цели осуществляется проектирование (планирование) мероприятий, которые необходимо подготовить. Далее выбираются учащиеся, ответственные за подготовку, которые набирают себе помощников из желающих активно участвовать в этом большом Проекте.
Участниками данного проекта явились школьники 7 – 11 классов школы, их классные руководители и руководитель проекта – учитель физики. Внутри этого большого проекта много подпроектов, выполненных учителем или группами школьников разных классов.
В коридоре школы, ближе к кабинету физики накануне проведения праздника физики развешиваются плакаты с высказываниями ученых о физике, о знаниях. На видном месте помещают красочные объявления о времени и месте проведения мероприятий, интригующие уже своим содержанием, указанном в объявлениях. По мере проведения мероприятий оформление школы становится все красочнее и интереснее: выставки рисунков, физических газет, кроссвордов, ребусов и т. д. III. Заключение Проведение декады физики и астрономии с 1 по 15 марта 2008 года в нашей школе позволило провести презентацию всех вышеперечисленных проектов и, по моему мнению, реализовать все цели, поставленные перед проектом «Учение с увлечением». Проект, несомненно, внес разнообразие в учебную деятельность школьников, стимулировал их к творческой, поисковой деятельности, развивал самостоятельность, умение работать в группах, и т.д. А главное, когда встречаешься с детьми в нестандартной, внеурочной обстановке, видишь у них больше положительных качеств, ребята становятся тебе понятнее и ближе. Думается, что это – двухсторонний процесс сближения, проявление субъект-субъектных отношений, т.к. работа над проектом и подготовка презентации проходила при взаимообучении между учащимися и учителем. Действительно, при проведении таких творческих проектов даже «неудачники» проявляют себя с положительной стороны, приходит взаимопонимание и удовлетворение от работы. В.И.Зуева |
Конспект интеллектуальной игры по астрономии для учащихся 8-9 классов «Умники и умницы» Описание интеллектуальной игры по физике для учащихся 7 класса «Напиток бодрости» (авторская разработка учителя) | Методические рекомендации для проведения интеллектуальной игры «Умники... Интеллектуальная игра рассчитана на учащихся 5 классов при изучении на уроках литературы темы «Сказки зарубежных писателей» | ||
Конспект дефектологического занятия-игры «Умники и умницы» с применением... Организационный момент (1 минута). Здравствуйте ребята! Сегодня у нас необычное занятие. Наше занятие-игра называется «Умники и умницы».... | Образовательная программа по курсу «Умники и умницы» (внеурочная... Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного... | ||
Конспект интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?» ( по правилам дорожного... Оборудование: видеокамера, телевизор, игровое поле для интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?», магнитная доска, конверты с заданиями;... | Конспект занятия по конструированию в I младшей группе воспитателя II квалификационной категории Организационный момент (1 минута). Здравствуйте ребята! Сегодня у нас необычное занятие. Наше занятие-игра называется «Умники и умницы».... | ||
Конспект занятия (лепка, пластилинография) по сказке А. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король» Организационный момент (1 минута). Здравствуйте ребята! Сегодня у нас необычное занятие. Наше занятие-игра называется «Умники и умницы».... | Конспект урока музыки в 3 классе по программе Д. Б. Кабалевского... Организационный момент (1 минута). Здравствуйте ребята! Сегодня у нас необычное занятие. Наше занятие-игра называется «Умники и умницы».... | ||
Тема символический интеракционизм Организационный момент (1 минута). Здравствуйте ребята! Сегодня у нас необычное занятие. Наше занятие-игра называется «Умники и умницы».... | Тема урока Основные понятия Организационный момент (1 минута). Здравствуйте ребята! Сегодня у нас необычное занятие. Наше занятие-игра называется «Умники и умницы».... | ||
Урок разработан учителем химии Ваульчиковой В. А Организационный момент (1 минута). Здравствуйте ребята! Сегодня у нас необычное занятие. Наше занятие-игра называется «Умники и умницы».... | Перечень программ, технологий, пособий по направлению «коммуникация» Организационный момент (1 минута). Здравствуйте ребята! Сегодня у нас необычное занятие. Наше занятие-игра называется «Умники и умницы».... | ||
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального... Организационный момент (1 минута). Здравствуйте ребята! Сегодня у нас необычное занятие. Наше занятие-игра называется «Умники и умницы».... | А. Б. Гофман. Теории традиции в социологической традиции: от Монтескье... Организационный момент (1 минута). Здравствуйте ребята! Сегодня у нас необычное занятие. Наше занятие-игра называется «Умники и умницы».... | ||
Конспект общешкольной интеллектуальной игры по обществознанию среди учащихся 8-11 классов Совершенствование навыков употребления глаголов в речи. Повторить и обобщить знания по орфоэпии | Конспект интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?» План-конспект развития сюжетно-ролевой игры «Больница» для детей средней группы детского сада |