Конспект интеллектуальной игры по астрономии для учащихся 8-9 классов «Умники и умницы»





Скачать 99.16 Kb.
НазваниеКонспект интеллектуальной игры по астрономии для учащихся 8-9 классов «Умники и умницы»
Дата публикации21.09.2013
Размер99.16 Kb.
ТипМетодическая разработка
100-bal.ru > Физика > Методическая разработка


Методический проект «Учение с увлечением»

Методическая разработка учителя физики

Колпской средней общеобразовательной школы

Гусь-Хрустального района Зуевой Валентины Ивановны.

Содержание:

Введение……………………………………………………………. ………………………2.

  1. Методический проект «Учение с увлечением»

    1. Неделя физики – одна из содержательных и эффективных

форм внеклассной работы по физике..……………………….. ……………...3.


    1. Определение проблем, целей и задач проекта…………………………….…4.

    2. План проведения мероприятий ……………………………… ………………5.

    3. Подпроекты недели физики ………………………………………………. … 7.

    1. Оформление школы……………………………………………………………7.

Заключение …………………………………………………………………………………….8.


Приложения:

    1. Конспект внеклассного мероприятия для младших

школьников «Путешествие в мир физики

(маршрут – электромагнитный)»

(проект учащихся 9 класса, 2008г.) ……………………………………………………………. 9.

    1. Конспект интеллектуальной игры по астрономии для

учащихся 8-9 классов «Умники и умницы»

(авторская разработка учителя)……………………………………………………………….. 17.

    1. Описание интеллектуальной игры по физике для учащихся 7 класса «Напиток бодрости» (авторская разработка учителя) ………………………………………………25.

    2. «Легенды звездного неба» -

(проект учащихся 8 класса) …………….. …………………………………………………….30.
Список использованной литературы: …………………………………………………...46.


  1. Введение.

Важной частью учебно-воспитательного процесса в школе является внеклассная работа . Внеклассные занятия дают широкий простор для развития детского творчества и творчества самого учителя, они являются эффективным педагогическим средством при формировании познавательных интересов школьников. Не секрет, что хорошо провести внеклассное занятие учителю бывает труднее, чем дать урок, т.к. подготовка такого мероприятия требует от учителя большой творческой инициативы и практической подготовки. Не случайно многие новые прогрессивные методы преподавания физики возникали и разрабатывались на внеклассных занятиях. Лабораторные работы, физические практикумы, учебное кино были введены в практику преподавания через внеклассную работу.

Физика как наука является весьма существенным элементом общечеловеческой культуры. Физика как предмет в общем среднем образовании служит общему развитию личности ученика. Она должна и может развивать познавательную, нравственную и эмоциональную сферу личности.

Цели развития личности учащегося, расширения его кругозора, развития познавательной активности, любознательности, развития интереса к физике, цели лучшего усвоения, закрепления и применения на практике знаний, полученных на уроках физики, служит внеклассная работа по предмету.

Содержание внеклассных занятий и формы их организации должны быть всегда интересны учащимся. Любое дело, организуемое учителем с детьми, принесет им полное удовлетворение тогда, когда оно находит отклик в их переживаниях, чувствах, положительных эмоциях. Выполнению этого требования содействуют элементы занимательности, которые необходимы для хорошего настроения, жизнерадостной деятельности, но следует помнить, что внеклассная работа должна не развлекать школьника, а развивать и совершенствовать личность ученика.

Вовлекая учащихся в различные виды внеклассной работы, следует осуществлять глубокую связь индивидуальной, парной, групповой и коллективной форм организации деятельности учащихся. Необходимо также сочетать добровольность работы с обязательностью ее выполнения.

Формы внеклассных занятий весьма разнообразны: физические кружки, школьные научные общества, вечера физики, конференции, олимпиады, недели физики в школе, выпуск стенгазет, конкурсы, викторины, тематические выставки, стенды, изготовление физических приборов и пр. Различные формы внеклассной работы по физике описаны в методиках преподавания физики, в современных методических пособиях, содержащих методические разработки нестандартных уроков, общешкольных мероприятий, конкурсов, игр, викторин и т.д.


  1. Методический проект «Учение с увлечением»

      1. Неделя физики – одна из содержательных и эффективных форм внеклассной работы

Одной из содержательных и эффективных форм внеклассной работы по физике является Неделя Физики в школе. По охвату школьников эта форма внеклассной работы является массовой. Мне данная форма внеклассной работы кажется очень удобной в плане научной организации труда школьников и своего собственного, т. к. она позволяет планировать внеклассную работу на определенное, конкретное время учебного года в соответствии с планом работы школы. В этот период все школьники концентрируют свое внимание только на определенном учебном предмете, не происходит перегрузки школьников за счет накладывания внеклассных мероприятий по другим предметам. В то же время Неделя позволяет учителю и школьникам готовиться к ней заранее в рамках других форм внеклассной работы: элективные курсы, проектная деятельность учащихся, работа кружка, НОУ. Неделя будет для них своеобразным смотром результатов их деятельности. Конечно же необходимо помнить о том, что «лучше меньше, да лучше», т.е как можно более высокого качества. Поэтому стоит спланировать все мероприятия Недели заранее совместно с активом школьников, из тех, что посещают кружок (элективный курс по физике, членов НОУ, ребят, включенных в проектную деятельность). Можно придумать эпиграф к предметной неделе, особое, творческое название для нее.

При разработке недели физики мы совместно с ребятами так и поступили: придумали творческое название нашей Неделе – «Учение с увлечением» и эпиграф: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне действовать самому - и я научусь!» Конфуций. Организуя работу с помощью проектной методики, воспользовались циклограммой проекта по И.С.Сергееву.

По мнению И.С.Сергеева, проект – это «пять П»:

  1. Проблема;

  2. Проектирование (планирование);

  3. Поиск информации;

  4. Продукт;

  5. Презентация.


Шестое «П» проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в т.ч. черновики, рабочие планы, дневные планы, отчеты т.д.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Проектная деятельность отлично сочетается с групповой формой организации деятельности учащихся. Метод проектов предполагает решение какой-то проблемы с использованием разнообразных методов, средств обучения, с другой стороны, предусматривает интегрирование знаний из различных областей науки, техники, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть осязаемыми. Поэтому решено было подготовить общий сценарий проведения Праздника Физики, творчески оформить его материалы в папку, а проведение Недели в школе сделать зрелищной, увлекательно-познавательной презентацией данного проекта.


  1. Определение проблем - целей и задач проекта:


ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

  • расширение кругозора детей;

  • повышение уровня интеллектуального развития;

РАЗВИВАЮЩИЕ:

  • развитие умения школьников применять знания по физике во внеурочной игровой обстановке;

  • развитие способности быстро принимать решение в экстремальной ситуации;

  • развитие качеств: логики, смекалки, умения аргументировать;

  • развитие самостоятельности, творческой активности;

  • стимулирование творческого поиска, самостоятельного исследования;

  • развитие умений и навыков планирования и организации труда, распределения сил и средств.


ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

  • воспитание отношения к познанию как к форме получения интеллектуального удовольствия;

  • воспитание инициативности, коллективизма;

  • воспитание устойчивого интереса к физике;

  • формирование устойчивого познавательного интереса;


Была также определена и оформлена особым образом цель для учащихся:
Цель для учащихся:



  1. План проведения мероприятий:


Соответственно цели осуществляется проектирование (планирование) мероприятий, которые необходимо подготовить. Далее выбираются учащиеся, ответственные за подготовку, которые набирают себе помощников из желающих активно участвовать в этом большом Проекте.


Мероприятие

Содержание мероприятия


Место проведения

Ответственный

Дата и время проведения

Присутствующие

Физичес

кий вечер для семиклассников

Конкурс рисунков «Космические мотивы»;

Игра физического содержания «Напиток бодрости»;

Компьютерная презентация «Космические путешествия»;

Легенды о звездном небе;

Наблюдение «звездного неба в марте»;

Кабинет физики

Учитель физики, кл.рук.

7-го класса, группа учащ. 8 класса.

05.03.08

В 17.00

учащиеся 7 класса - 25 чел.

Кл.руководитель 7 класса,

Учитель физики,

Группа учащихся 8 класса – 4 чел.

Физический вечер для учащихся 8, 9 классов

Конкурс рисунков «Физические явления в природе»;

Игра «Умники и умницы»;

Легенды звездного неба.

Компьютерная презентация «Космические путешествия»

Кабинет физики

Учитель физики, кл.руководители 8-го, 9 «а» и 9 «б» классов, 2 школьника 11 класса

06.03.08

В 17.00

Учащиеся 8, 9 классов – 46 ч.

Кл руководители 8-го, 9-го «а» и 9-го «б» классов,

Учитель физики, зам директора по ВР, организатор


Физический вечер для старше

классников

Конкурс физических газет;

«Своя игра» - интеллектуальная игра по физике;

Просмотр компьютерной презентации «Самые знаменитые физические эксперименты»;

Дискотека.

Кабинет физики, большая рекреация школьного коридора.

Учитель физики, кл.рук 10-го, 11 «а», 11 «б» классов, организатор.

07.03.08

В 18.00

Учащиеся 10,11 классов – 48 чел.

Кл.руководители 10-го, 11 «а» и 11 «б» классов, учитель физики, зам. директора по ВР.

Открытое внеклас

сное мероприятие по физике для

3,4 классов

«Путешествие в мир физики»:

занимательные опыты по физике, компьютерная презентация «Молния», синквейн.

Кабинет физики

Учитель физики, группа учащихся 9-х классов – 6 чел.

14 марта, 4-й урок.

Школьники 3,4 классов – 20 уч., 16 учителей, группа учащихся 9-х классов – 6 чел.



  1. Подпроекты Недели Физики.

Участниками данного проекта явились школьники 7 – 11 классов школы, их классные руководители и руководитель проекта – учитель физики. Внутри этого большого проекта много подпроектов, выполненных учителем или группами школьников разных классов.

  1. Выставка рисунков «Космические мотивы» - 7 класс;

  2. Выставка рисунков «Физические явления в природе» - 8,9 классы;

  3. Физические газеты по темам:

  1. «Физики шутят» - 11 «а» класс;

  2. «Удивительная астрономия» - 11 «б» класс;

  3. «Занимательная физика» - 10 класс;

  1. Групповой проект «Легенды звездного неба» - группа школьников из 8 класса;

  2. Групповой проект «Путешествие в мир физики» сценарий мероприятия для младших школьников - группа школьников из 9 класса;

  3. Парный проект «Молния» (комп. Презентация) – 9 класс;

  4. Методические проекты:

  1. «Умники и умницы» - интеллектуальная игра по теме «Солнце и солнечная система» для учащихся 8, 9 классов - авторская разработка учителя физики;

  2. «Напиток бодрости» - игра физического содержания для семиклассников – авторская разработка учителя физики;

  3. «Своя игра» - интеллектуальная игра для старшеклассников – применение готовой разработки.

  4. «Космические путешествия» (компьютерные презентации из сети Internet о Венере, Юпитере, Сатурне, кометах) – учитель физики;

  5. Компьютерная презентация «Самые знаменитые физические эксперименты» - разработка учителя физики;

  1. Стихи о телах Солнечной системы – парный проект учащихся 11 «б» класса;

  2. Стихи к выставке рисунков о природе – парный проект учащихся 8 класса.



  1. Оформление школы.

В коридоре школы, ближе к кабинету физики накануне проведения праздника физики развешиваются плакаты с высказываниями ученых о физике, о знаниях. На видном месте помещают красочные объявления о времени и месте проведения мероприятий, интригующие уже своим содержанием, указанном в объявлениях. По мере проведения мероприятий оформление школы становится все красочнее и интереснее: выставки рисунков, физических газет, кроссвордов, ребусов и т. д.



III. Заключение

Проведение декады физики и астрономии с 1 по 15 марта 2008 года в нашей школе позволило провести презентацию всех вышеперечисленных проектов и, по моему мнению, реализовать все цели, поставленные перед проектом «Учение с увлечением». Проект, несомненно, внес разнообразие в учебную деятельность школьников, стимулировал их к творческой, поисковой деятельности, развивал самостоятельность, умение работать в группах, и т.д. А главное, когда встречаешься с детьми в нестандартной, внеурочной обстановке, видишь у них больше положительных качеств, ребята становятся тебе понятнее и ближе.

Думается, что это – двухсторонний процесс сближения, проявление субъект-субъектных отношений, т.к. работа над проектом и подготовка презентации проходила при взаимообучении между учащимися и учителем. Действительно, при проведении таких творческих проектов даже «неудачники» проявляют себя с положительной стороны, приходит взаимопонимание и удовлетворение от работы.
В.И.Зуева

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект интеллектуальной игры по астрономии для учащихся 8-9 классов «Умники и умницы» iconКонспект интеллектуальной игры по астрономии для учащихся 8-9 классов «Умники и умницы»
Описание интеллектуальной игры по физике для учащихся 7 класса «Напиток бодрости» (авторская разработка учителя)
Конспект интеллектуальной игры по астрономии для учащихся 8-9 классов «Умники и умницы» iconМетодические рекомендации для проведения интеллектуальной игры «Умники...
Интеллектуальная игра рассчитана на учащихся 5 классов при изучении на уроках литературы темы «Сказки зарубежных писателей»
Конспект интеллектуальной игры по астрономии для учащихся 8-9 классов «Умники и умницы» iconКонспект дефектологического занятия-игры «Умники и умницы» с применением...
Организационный момент (1 минута). Здравствуйте ребята! Сегодня у нас необычное занятие. Наше занятие-игра называется «Умники и умницы»....
Конспект интеллектуальной игры по астрономии для учащихся 8-9 классов «Умники и умницы» iconОбразовательная программа по курсу «Умники и умницы» (внеурочная...
Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного...
Конспект интеллектуальной игры по астрономии для учащихся 8-9 классов «Умники и умницы» iconКонспект интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?» ( по правилам дорожного...
Оборудование: видеокамера, телевизор, игровое поле для интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?», магнитная доска, конверты с заданиями;...
Конспект интеллектуальной игры по астрономии для учащихся 8-9 классов «Умники и умницы» iconКонспект занятия по конструированию в I младшей группе воспитателя II квалификационной категории
Организационный момент (1 минута). Здравствуйте ребята! Сегодня у нас необычное занятие. Наше занятие-игра называется «Умники и умницы»....
Конспект интеллектуальной игры по астрономии для учащихся 8-9 классов «Умники и умницы» iconКонспект занятия (лепка, пластилинография) по сказке А. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король»
Организационный момент (1 минута). Здравствуйте ребята! Сегодня у нас необычное занятие. Наше занятие-игра называется «Умники и умницы»....
Конспект интеллектуальной игры по астрономии для учащихся 8-9 классов «Умники и умницы» iconКонспект урока музыки в 3 классе по программе Д. Б. Кабалевского...
Организационный момент (1 минута). Здравствуйте ребята! Сегодня у нас необычное занятие. Наше занятие-игра называется «Умники и умницы»....
Конспект интеллектуальной игры по астрономии для учащихся 8-9 классов «Умники и умницы» iconТема символический интеракционизм
Организационный момент (1 минута). Здравствуйте ребята! Сегодня у нас необычное занятие. Наше занятие-игра называется «Умники и умницы»....
Конспект интеллектуальной игры по астрономии для учащихся 8-9 классов «Умники и умницы» iconТема урока Основные понятия
Организационный момент (1 минута). Здравствуйте ребята! Сегодня у нас необычное занятие. Наше занятие-игра называется «Умники и умницы»....
Конспект интеллектуальной игры по астрономии для учащихся 8-9 классов «Умники и умницы» iconУрок разработан учителем химии Ваульчиковой В. А
Организационный момент (1 минута). Здравствуйте ребята! Сегодня у нас необычное занятие. Наше занятие-игра называется «Умники и умницы»....
Конспект интеллектуальной игры по астрономии для учащихся 8-9 классов «Умники и умницы» iconПеречень программ, технологий, пособий по направлению «коммуникация»
Организационный момент (1 минута). Здравствуйте ребята! Сегодня у нас необычное занятие. Наше занятие-игра называется «Умники и умницы»....
Конспект интеллектуальной игры по астрономии для учащихся 8-9 классов «Умники и умницы» iconНегосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Организационный момент (1 минута). Здравствуйте ребята! Сегодня у нас необычное занятие. Наше занятие-игра называется «Умники и умницы»....
Конспект интеллектуальной игры по астрономии для учащихся 8-9 классов «Умники и умницы» iconА. Б. Гофман. Теории традиции в социологической традиции: от Монтескье...
Организационный момент (1 минута). Здравствуйте ребята! Сегодня у нас необычное занятие. Наше занятие-игра называется «Умники и умницы»....
Конспект интеллектуальной игры по астрономии для учащихся 8-9 классов «Умники и умницы» iconКонспект общешкольной интеллектуальной игры по обществознанию среди учащихся 8-11 классов
Совершенствование навыков употребления глаголов в речи. Повторить и обобщить знания по орфоэпии
Конспект интеллектуальной игры по астрономии для учащихся 8-9 классов «Умники и умницы» iconКонспект интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?»
План-конспект развития сюжетно-ролевой игры «Больница» для детей средней группы детского сада


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск