Скачать 433.56 Kb.
|
Методический проект «Учение с увлечением» Методическая разработка учителя физики Колпской средней общеобразовательной школы Гусь-Хрустального района Зуевой Валентины Ивановны. Содержание: Введение……………………………………………………………. …………………………2.
форм внеклассной работы по физике..……………………….. ……………...3.
Заключение …………………………………………………………………………………….8. Приложения:
школьников «Путешествие в мир физики (маршрут – электромагнитный)» (проект учащихся 9 класса, 2008г.) ……………………………………………………………. 9.
учащихся 8-9 классов «Умники и умницы» (авторская разработка учителя)……………………………………………………………….. 17.
(проект учащихся 8 класса) …………….. …………………………………………………….30. Список использованной литературы: …………………………………………………...46.
Важной частью учебно-воспитательного процесса в школе является внеклассная работа . Внеклассные занятия дают широкий простор для развития детского творчества и творчества самого учителя, они являются эффективным педагогическим средством при формировании познавательных интересов школьников. Не секрет, что хорошо провести внеклассное занятие учителю бывает труднее, чем дать урок, т.к. подготовка такого мероприятия требует от учителя большой творческой инициативы и практической подготовки. Не случайно многие новые прогрессивные методы преподавания физики возникали и разрабатывались на внеклассных занятиях. Лабораторные работы, физические практикумы, учебное кино были введены в практику преподавания через внеклассную работу. Физика как наука является весьма существенным элементом общечеловеческой культуры. Физика как предмет в общем среднем образовании служит общему развитию личности ученика. Она должна и может развивать познавательную, нравственную и эмоциональную сферу личности. Цели развития личности учащегося, расширения его кругозора, развития познавательной активности, любознательности, развития интереса к физике, цели лучшего усвоения, закрепления и применения на практике знаний, полученных на уроках физики, служит внеклассная работа по предмету. Содержание внеклассных занятий и формы их организации должны быть всегда интересны учащимся. Любое дело, организуемое учителем с детьми, принесет им полное удовлетворение тогда, когда оно находит отклик в их переживаниях, чувствах, положительных эмоциях. Выполнению этого требования содействуют элементы занимательности, которые необходимы для хорошего настроения, жизнерадостной деятельности, но следует помнить, что внеклассная работа должна не развлекать школьника, а развивать и совершенствовать личность ученика. Вовлекая учащихся в различные виды внеклассной работы, следует осуществлять глубокую связь индивидуальной, парной, групповой и коллективной форм организации деятельности учащихся. Необходимо также сочетать добровольность работы с обязательностью ее выполнения. Формы внеклассных занятий весьма разнообразны: физические кружки, школьные научные общества, вечера физики, конференции, олимпиады, недели физики в школе, выпуск стенгазет, конкурсы, викторины, тематические выставки, стенды, изготовление физических приборов и пр. Различные формы внеклассной работы по физике описаны в методиках преподавания физики, в современных методических пособиях, содержащих методические разработки нестандартных уроков, общешкольных мероприятий, конкурсов, игр, викторин и т.д.
Одной из содержательных и эффективных форм внеклассной работы по физике является Неделя Физики в школе. По охвату школьников эта форма внеклассной работы является массовой. Мне данная форма внеклассной работы кажется очень удобной в плане научной организации труда школьников и своего собственного, т. к. она позволяет планировать внеклассную работу на определенное, конкретное время учебного года в соответствии с планом работы школы. В этот период все школьники концентрируют свое внимание только на определенном учебном предмете, не происходит перегрузки школьников за счет накладывания внеклассных мероприятий по другим предметам. В то же время Неделя позволяет учителю и школьникам готовиться к ней заранее в рамках других форм внеклассной работы: элективные курсы, проектная деятельность учащихся, работа кружка, НОУ. Неделя будет для них своеобразным смотром результатов их деятельности. Конечно же необходимо помнить о том, что «лучше меньше, да лучше», т.е как можно более высокого качества. Поэтому стоит спланировать все мероприятия Недели заранее совместно с активом школьников, из тех, что посещают кружок (элективный курс по физике, членов НОУ, ребят, включенных в проектную деятельность). Можно придумать эпиграф к предметной неделе, особое, творческое название для нее. При разработке недели физики мы совместно с ребятами так и поступили: придумали творческое название нашей Неделе – «Учение с увлечением» и эпиграф: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне действовать самому - и я научусь!» Конфуций. Организуя работу с помощью проектной методики, воспользовались циклограммой проекта по И.С.Сергееву. По мнению И.С.Сергеева, проект – это «пять П»:
Шестое «П» проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в т.ч. черновики, рабочие планы, дневные планы, отчеты т.д. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Проектная деятельность отлично сочетается с групповой формой организации деятельности учащихся. Метод проектов предполагает решение какой-то проблемы с использованием разнообразных методов, средств обучения, с другой стороны, предусматривает интегрирование знаний из различных областей науки, техники, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть осязаемыми. Поэтому решено было подготовить общий сценарий проведения Праздника Физики, творчески оформить его материалы в папку, а проведение Недели в школе сделать зрелищной, увлекательно-познавательной презентацией данного проекта.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
РАЗВИВАЮЩИЕ:
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
Была также определена и оформлена особым образом цель для учащихся: Цель для учащихся:
Соответственно цели осуществляется проектирование (планирование) мероприятий, которые необходимо подготовить. Далее выбираются учащиеся, ответственные за подготовку, которые набирают себе помощников из желающих активно участвовать в этом большом Проекте.
Участниками данного проекта явились школьники 7 – 11 классов школы, их классные руководители и руководитель проекта – учитель физики. Внутри этого большого проекта много подпроектов, выполненных учителем или группами школьников разных классов.
В коридоре школы, ближе к кабинету физики накануне проведения праздника физики развешиваются плакаты с высказываниями ученых о физике, о знаниях. На видном месте помещают красочные объявления о времени и месте проведения мероприятий, интригующие уже своим содержанием, указанном в объявлениях. По мере проведения мероприятий оформление школы становится все красочнее и интереснее: выставки рисунков, физических газет, кроссвордов, ребусов и т. д.
Проведение декады физики и астрономии с 1 по 15 марта 2008 года в нашей школе позволило провести презентацию всех вышеперечисленных проектов и, по моему мнению, реализовать все цели, поставленные перед проектом «Учение с увлечением». Проект, несомненно, внес разнообразие в учебную деятельность школьников, стимулировал их к творческой, поисковой деятельности, развивал самостоятельность, умение работать в группах, и т.д. А главное, когда встречаешься с детьми в нестандартной, внеурочной обстановке, видишь у них больше положительных качеств, ребята становятся тебе понятнее и ближе. Думается, что это – двухсторонний процесс сближения, проявление субъект-субъектных отношений, т.к. работа над проектом и подготовка презентации проходила при взаимообучении между учащимися и учителем. Действительно, при проведении таких творческих проектов даже «неудачники» проявляют себя с положительной стороны, приходит взаимопонимание и удовлетворение от работы. СЦЕНАРИЙ мероприятия по физике для младших школьников (МАРШРУТ – ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЙ) Оформление доски: ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР ФИЗИКИ
Вопросы: МАГНЕТИЗМ
ЭЛЕКТРИЧЕСТВО
Ход занятия
Приветствие. - Ребята, кто из вас помнит наше последнее «Путешествие в мир физики», по какому маршруту мы уже проходили? Выслушиваются ответы школьников. - А кто из вас помнит: что изучает физика? Ведь вы отвечали на этот вопрос с помощью кроссворда. Ответ: физика изучает природу. (Учитель дописывает на доске уже заготовленную, но не дописанную до конца фразу: «Физика – наука о природе)». - Сегодня, ребята, нам девятиклассники подготовили другой маршрут – электромагнитный. Я предоставляю слово им. 2. Рассказ ведущих о магните. Ведущий 1. Более 2-х тысяч лет тому назад древние греки узнали о существование магнита – минерала, который в состоянии притягивать железо. Магнетит обязан своим именем древнему турецкому городу Магнесия (теперь это турецкий город Маниза), где этот минерал нашли. Кусочки магнетита называют естественными магнитами. Магниты можно изготовить искусственным путем, намагничивая куски стали. Сила притяжения магнитов, воздействующая на предметы, называется магнитной силой. Ведущий 2. Необыкновенная способность магнитов притягивать к себе железные предметы или прилипать к железным поверхностям всегда вызывала удивление. Попробуем поближе познакомиться со свойствами и поведением магнитов. Мы предлагаем вам сегодня серию волшебных опытов по электромагнетизму, посмотрев которые, вы попробуете решить некоторые физические проблемы: (Читает вопросы, записанные на доске)
- Посмотрим первый опыт.
Помощник 1 Я помогу вам ответить на вопрос: Всё ли притягивают магниты? Опыт 1: Чтобы решить эту проблему я подобрал разные предметы из дерева, стекла, металлов, пластмассы, бумаги, ткани.
не притягиваются: стекло, бумага, пластмасса, дерево ткань. Помощник 2 Опыт 2. «Подводный магнетизм»
Помощник 3 Опыт 4. «Действие на расстоянии»
Помощник 4 Опыт 3. «В поисках севера»
1 Ведущий о компасе. Первыми использовали компас для определения сторон света китайцы. Дощечку с куском магнетита они пускали свободно плавать и замечали ее направление. Современные компасы не плавают, т.к. они в своем устройстве имеют свободно вращающуюся магнитную стрелку. Стрелка компаса под влиянием магнитного поля Земли стремится занять положение «север-юг». Синий конец стрелки показывает на север, красный – на юг. Помощник 1 Опыт 5 «Магнит по команде»
2 Ведущий об электризации Слово электричество происходит от слова «электрон», которым древние греки называли янтарь. Греки заметили, что если потереть янтарь об овечью шкуру, то он начинает притягивать легкие предметы: перья, стружку и т.п. Эта способность тел – притягивать к себе легкие предметы (пушинки, ворсинки, бумажки) после трения, называется электризацией. А сейчас мы посмотрим опыт, который называется так: «Почему предметы электризуются? Помощник 2 Опыт 6 «Почему предметы электризуются?
Помощник 3 Опыт 7 «Упрямые воздушные шарики»
Итак: электрические заряды бывают положительнее и отрицательные. Одноименные заряды отталкиваются, разноименные – притягиваются. 11.Учитель: - Ребята, у нас остался неразрешенным один вопрос: «Что такое молния?». Ответ на этот вопрос вы получите, посмотрев компьютерную презентацию, которую подготовили для вас девятиклассники: Пискарев Артем и Волков Миша. 12. Компьютерная презентация. «Молния». 13.Заключительное слово учителя. Синквейн. Наше путешествие в мир физики по маршруту «Электромагнитный» заканчивается. Чтобы узнать понравилась ли вам встреча, предлагаю всем написать сейчас синквейн. Думаю, что ребята 3-го и 4-го класса уже могут применять его при рефлексии. Вместе с ребятами и все учителя напишут сейчас синквейн и все смогут потом применять его. Слово синквейн произошло от французского слова «пять». Это стихотворение, которое состоит из пяти строчек, написанных по правилам. Сейчас я познакомлю вас с правилами написания синквейна., одновременно мы будем писать каждый свой синквейн. 1-я строчка – это название темы сегодняшнего мероприятия одним словом. Чаще это существительное, но может быть и местоимение.. Например, встреча, урок, занятие, оно и т.д. Пишем … 2-я строчка – это определение темы в 2-х прилагательных или причастиях. Например, красивый, интересный, скучный т.д. Пишем … 3-я строчка – это три глагола, показывающие действия в рамках темы, работа над ней и т.д. Например, учит, развивает, мучает, заинтересовывает, радует, портит и т.д. 4-я строчка – это фраза из 4-х слов показывающая отношение автора к данной теме. Например, «сегодня было очень скучно…» или : « Мы здорово провели время». Пишем … 5-я строчка – завершение темы. Как правило, это синоним первого слова, выраженный любой частью речи. Например, «волшебство», «скукота», «красота», «великолепно», или «так себе». Пишем. Зачитываются по 2-3 синквейна учащихся и учителей. Всем большое спасибо за участие в нашем мероприятии. Сценарий мероприятия подготовили учащиеся 9-х классов МОУ Колпская СОШ Гусь-Хрустального района: Журавлев Юрий, Пискарев Артем, Волков Михаил, Шеин Дмитрий, Зобанов Игорь, Лапшин Денис под руководством и с помощью учителя физики Колпской СОШ – Зуевой Валентины Ивановны. Интеллектуальная игра для учащихся 8-9 классов по теме: Цели и задачи мероприятия:
I. 1 Ведущий: Интеллектуальную телевикторину для старшеклассников «Умники и умницы», которая идет по воскресеньям в 9.20 на первом канале телевидения, придумал Юрий Вяземский, который является ведущим программы, кстати, подобных проектов больше нет ни на Российском, ни на зарубежном ТВ. 2 Ведущий: Правила игры: Умники и умницы со всей России отвечают на каверзные и порой очень неожиданные вопросы по истории, литературе, праву. За каждый правильный ответ участник получает орден. Когда орденов накапливается много, трех самых активных игроков приглашают выйти на дорожки. Дорожек три: красная, желтая и зеленая. Красная – самая короткая и самая сложная. Зеленая – самая длинная, и вопросы на ней задаются проще. Желтая находится между ними. Тот, кто правильно ответит на все вопросы и пройдет дорожку, считается победителем, а тех, кто ошибается, отправляют обратно в зал, зарабатывать ордена. 1 Ведущий: Цена победителя. Денег не дают. Победитель поступает без экзаменов в самый престижный Вуз страны – МГИМО (Московский государственный институт международных отношений). Как стать участником программы? Написать письмо с подробным рассказом о себе на адрес: editstaff.@umniki.ru Кроме того, на сайте: www.umniki.ru проводятся олимпиады, по результатам которых сразу можно попасть в полуфинал программы. 2 Ведущий Сегодня правила игры те же, что и в одноименной телевизионной игре. Игра состоит из 3-х агонов и финала. В каждом агоне по три участника. После каждого этапа – розыгрыша дорожек – игроки выбирают дорожки. Победитель в розыгрыше выбирает первым. На зеленой дорожке – 4 клетки, на желтой – 3, на красной – 2. На зеленой можно ошибаться дважды, на желтой – один раз, на красной – ни разу, зато путь к победе – самый короткий. II. Учитель: А сейчас, ребята, послушайте стихи о небесных телах солнечной системы. Заранее подготовленные учащиеся читают стихи из «Космической азбуки» Д.Н.Никитина.
III . Учитель: Вы уже догадались, что тема нашей игры «Солнце и солнечная система». Разрешите представить наших судей. Я представляю вам высший суд - ареопаг: Голубина Евгения Владимировна – социолог школы, Солдаткина Любовь Павловна – учитель биологии, Жукова Любовь Васильевна – зам. Директора школы по воспитательной работе, представляю моих помощников – Сизову Таню и Живодрову Настю (они же – ведущие). Начинаем первый агон. Помощники подают вопросы из конвертов, написанные заранее на карточках. Всего – 4 конверта: 1. Вопросы для теоретиков; 2. Вопросы для агонавта красной дорожки; 3. Вопросы для агонавта желтой дорожки; 4. Вопросы для агонавта зеленой дорожки. 1 этап игры Вопросы для теоретиков:
2 этап игры Вопросы для агонавтов: Выбор дорожек:
Финал: Вопрос победителю:
( датский астроном О.Ремер по наблюдениям за спутником Юпитера Ио). Награждение победителя Поздравление победителя, пожелание успехов и удачи на будущее. (заранее заготавливается Почетная грамота и после финала вручается победителю в интеллектуальной игре «Умники и умницы»). (разработка учителя физики МОУ Колпская СОШ Гусь-Хрустального района) ПРАВИЛА ИГРЫ: Учащиеся делятся на 4 команды. Команды выбирают капитана, название команды (желательно физического содержания). Объявляется соревнование на применение знаний в путешествии по маршрутам. Чтобы пройти быстро тот или иной маршрут, команда должна преодолеть препятствия - выполнить задания, которые вручает им в конверте сначала учитель, а потом, для прохождения 2,3,4,5, маршрутов другие люди, которые указаны в заданиях. Задания для каждого маршрута учитель заранее передает другим учителям или работникам школы и предупреждает их о том, что конверт с заданием они вручают командам только после того, как получат от команды слово – пароль. Выигрывает та команда, которая выполнит все задания первой. Она получает приз – брусничный компот с пожеланиями: «Молодцы, заслужили сегодня этот напиток бодрости и здоровья. Успехов вам и удачи в изучении физики и других наук!» МАРШРУТ №1
Линия, вдоль которой движется тело - … (взять первую букву); Из полученных букв сложите слово – это пароль; обратитесь с паролем к мужчине, заслуженному тренеру по рукопашному бою. Он даст вам второй конверт с заданием для маршрута № 2. С конвертом бегите в кабинет физики и здесь его вскроете |
Конспект интеллектуальной игры по астрономии для учащихся 8-9 классов «Умники и умницы» Описание интеллектуальной игры по физике для учащихся 7 класса «Напиток бодрости» (авторская разработка учителя) | Методические рекомендации для проведения интеллектуальной игры «Умники... Интеллектуальная игра рассчитана на учащихся 5 классов при изучении на уроках литературы темы «Сказки зарубежных писателей» | ||
Конспект дефектологического занятия-игры «Умники и умницы» с применением... Организационный момент (1 минута). Здравствуйте ребята! Сегодня у нас необычное занятие. Наше занятие-игра называется «Умники и умницы».... | Образовательная программа по курсу «Умники и умницы» (внеурочная... Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного... | ||
Конспект интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?» ( по правилам дорожного... Оборудование: видеокамера, телевизор, игровое поле для интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?», магнитная доска, конверты с заданиями;... | Конспект занятия по конструированию в I младшей группе воспитателя II квалификационной категории Организационный момент (1 минута). Здравствуйте ребята! Сегодня у нас необычное занятие. Наше занятие-игра называется «Умники и умницы».... | ||
Конспект занятия (лепка, пластилинография) по сказке А. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король» Организационный момент (1 минута). Здравствуйте ребята! Сегодня у нас необычное занятие. Наше занятие-игра называется «Умники и умницы».... | Конспект урока музыки в 3 классе по программе Д. Б. Кабалевского... Организационный момент (1 минута). Здравствуйте ребята! Сегодня у нас необычное занятие. Наше занятие-игра называется «Умники и умницы».... | ||
Тема символический интеракционизм Организационный момент (1 минута). Здравствуйте ребята! Сегодня у нас необычное занятие. Наше занятие-игра называется «Умники и умницы».... | Тема урока Основные понятия Организационный момент (1 минута). Здравствуйте ребята! Сегодня у нас необычное занятие. Наше занятие-игра называется «Умники и умницы».... | ||
Урок разработан учителем химии Ваульчиковой В. А Организационный момент (1 минута). Здравствуйте ребята! Сегодня у нас необычное занятие. Наше занятие-игра называется «Умники и умницы».... | Перечень программ, технологий, пособий по направлению «коммуникация» Организационный момент (1 минута). Здравствуйте ребята! Сегодня у нас необычное занятие. Наше занятие-игра называется «Умники и умницы».... | ||
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального... Организационный момент (1 минута). Здравствуйте ребята! Сегодня у нас необычное занятие. Наше занятие-игра называется «Умники и умницы».... | А. Б. Гофман. Теории традиции в социологической традиции: от Монтескье... Организационный момент (1 минута). Здравствуйте ребята! Сегодня у нас необычное занятие. Наше занятие-игра называется «Умники и умницы».... | ||
Конспект общешкольной интеллектуальной игры по обществознанию среди учащихся 8-11 классов Совершенствование навыков употребления глаголов в речи. Повторить и обобщить знания по орфоэпии | Конспект интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?» План-конспект развития сюжетно-ролевой игры «Больница» для детей средней группы детского сада |