Планирование работы по образовательной области «Познание» Проектно-исследовательская деятельность





НазваниеПланирование работы по образовательной области «Познание» Проектно-исследовательская деятельность
страница1/11
Дата публикации20.09.2013
Размер1.8 Mb.
ТипКнига
100-bal.ru > География > Книга
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


Центр дополнительного образования «Восхождение»


Планирование

работы

по образовательной области

«Познание»
Проектно-исследовательская деятельность:

детское игровое экспериментирование (2-4 года)

проект (5-7 лет)

Москва

Центр дополнительного образования

«Восхождение»

2012
УДК

ББК

П 12
Рецензент: кандидат психологических наук, Почетный работник общего образования Ирина Николаевна Павленко.
Авторы:

Н.Г. Родюшкина, О.В. Колесникова, Е.Н. Морсакова, И.В.Степанова, Т.А.Маркус, Л.В.Пенкина, А.В. Нетылько, Т.Н. Богомолова, М.В. Филимонова, Н.Д. Бочарова, Н.С. Рак,

С.А. Агафонова, Ю.В. Вашенцева, О.Б. Татарникова, Н.В. Васильева.

Предлагаемое издание содержит теоретически и методически проработанную систему организации детской проектно-исследовательской деятельности в детском саду и семье, практические материалы по игровому экспериментированию и проектной деятельности детей в возрасте от 2 до 7 лет: примерное планирование, конспекты занятий и паспорта проектов, диагностические карты развития детей и др.

Представленные материалы являются оригинальными авторскими разработками педагогов Центра развития ребёнка № 2336, созданные и реализованные в рамках участия в совместных пилотных проектах Департамента образования города Москвы и ЮНЕСКО «Московское образование: от младенчества до школы» и «Детский сад будущего».

Книга адресована воспитателям, старшим воспитателям, методистам детских садов, специалистам управлений образования. Не менее полезна она будет и студентам педагогических колледжей и вузов. Своего читателя книга найдет и среди родителей.



СОДЕРЖАНИЕ:

Стр.

От авторов

4-5

Пояснительная записка

5

1. Цели и задачи технологии организации проектно-исследовательской деятельности

5-6

2. Принципы и условия организации детской исследовательской деятельности

6-7

3. Спецификация оборудования детской экспериментальной лаборатории.

8

4. Краткая характеристика структуры и содержания технологии

организации проектно-исследовательской деятельности детей 2–7 лет

8-10

Раздел 1. Детское игровое экспериментирование – первая ступень в освоении дошкольниками проектно-исследовательской деятельности.

10-39

1.1. Ребёнок-исследователь (методические подходы к организации и проведению игрового экспериментирования с детьми 2–4 лет).

10-12

1.2. Особенности планирования и принципы усложнения содержания игрового экспериментирования в младшем дошкольном возрасте.

12-19

1.3. Примерное планирование занятий с элементами игрового экспериментирования в первой младшей и второй младшей группах.

19-22

1.4. Примерное планирование занятий с элементами игрового экспериментирования в средней, старшей и подготовительной к школе группах.

22-28

1.5. Примерные конспекты занятий по детскому игровому экспериментированию.

28-37

1.6. Обеспечение преемственности детского сада и семьи.

37-39

Раздел 2. Проект - вторая ступень образовательной технологии организации детской исследовательской деятельности.

39-90

2.1. Организация проектной деятельности в детском саду

39-44

2.2. Модель организации проектной деятельности.

45

2.3. Паспорта проектов.

46-90

2.3.1. Ранний возраст.

46-48

2.3.2. Младший дошкольный возраст.

48-67

2.3.3. Средний дошкольный возраст.

67-78

2.3.4. Старший дошкольный возраст.

78-90

Раздел 3. Методическое сопровождение организации проектно-исследовательской деятельности в детском саду.

90-100

3.1. Общие организационные мероприятия

90-91

3.2. Методический аспект использования профессионального потенциала педагогов в реализации проектно – исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста.

91-96

3.3. Особенности проведения диагностических обследований.

97-100

Литература.

101


От авторов
Представляемый специалистам дошкольного образования сборник по реализации технологии организации проектно-исследовательской деятельности детей в возрасте 2–7 лет является результатом трехлетней экспериментальной работы коллектива Центра развития ребенка № 2336, которая проводилась в рамках Городского конкурса «Детский сад будущего» и получила высокую оценку. Коллектив учреждения был признан победителем в номинации «Открытые возможности: поддержка детской инициативы (проекты и исследования)».

Формирование самостоятельно мыслящей, творческой и нравственно здоровой личности – одна из приоритетных проблем современного образования, в том числе и дошкольного. Несколько лет назад в обращении правительства России к Федеральному собранию была озвучена данная проблема и поставлена задача найти механизм её решения в ходе реформирования системы российского образования. В ряду других актуальных вопросов данная проблема неоднократно обсуждалась и на международном уровне. Так в октябре 2008 года на Международном педагогическом форуме «Воспитание и образование детей младшего возраста», в сентябре 2010 года на Всемирной конференции по воспитанию и образованию детей младшего возраста «Создаём богатство и благополучие наций», организаторами которых выступили Правительство Москвы, ЮНЕСКО и Департамент образования города Москвы. Участники международных делегаций, которые посещали наш Центр развития ребёнка и познакомились с опытом образовательной работы наших педагогов, дали в своих отзывах высокую оценку условиям и содержанию развивающей работе, проводимой с воспитанниками, профессионализму педагогического персонала.

Анализируя результаты проведенной нашим педагогическим коллективом исследовательской работы в статусе городской экспериментальной площадки, мы убедились в эффективности разработанной нами образовательной технологии проектно-исследовательской деятельности, которая позволяет развивать познавательную и социальную активность, инициативу и творчество детей дошкольного возраста, а также повышать компетентность воспитателей и родителей в вопросах образования детей.

Следует отметить, что анализ работы дошкольных учреждений по детскому экспериментированию и проектной деятельности показал, что эти два направления в практике детского сада чаще всего не пересекаются, существуют обособлено друг от друга, хотя имеют определённые точки соприкосновения, а именно:

  1. оба эти вида детской деятельности основываются на естественной для ребёнка-дошкольника поисковой активности;

  2. познавательная деятельность детей в экспериментировании и проекте базируется на их интуитивном стремлении получить новые знания для решения проблемной ситуации;

  3. в ходе развития самого экспериментирования и проектной деятельности дети переходят к осознанию проблемы и способов ее решения.

Не умаляя самоценности каждого из этих видов детской поисковой активности, опираясь на опыт своей работы, мы можем сделать вывод о том, что при взаимодействии данных видов детской активности ценность их во много раз возрастает, эффективность развивающего влияния увеличивается.

Апробация технологии по организации детского экспериментирования с воспитанниками в возрасте 2–4 лет показала, что в процессе этой деятельности у детей в дальнейшем формируются и развиваются такие качества личности, как наблюдательность, целеустремлённость, сосредоточенность, самостоятельность, рефлексия, способность к видению проблемных ситуаций, удержание познавательной задачи, вариативность в способах решения проблемы. Детское экспериментирование может быть как основой для развития проектной деятельности, так и включаться составной частью в проект. В процессе проектной деятельности эти качества личности ребёнка не только развиваться, но и переходят на качественно новый уровень, являясь основой формирования активной, креативной личности, способной к решению научных, творческих и социальных задач. В процессе проектно-исследовательской деятельности у детей, в условиях сотрудничества со сверстниками и взрослыми, наряду с познавательной и творческой активностью, формируется осознание необходимости следования социально-нравственным нормам поведения в человеческом сообществе.

Результаты внедрения разработанной инновационной образовательной модели организации проектно-исследовательской деятельности детей в возрасте 2–7 лет доказали ее жизнеспособность. Кроме того, как показала практика, представленные технологии могут быть использованы не только в условиях массового ДОУ, но и в работе семейных детских садов, а также родителями, воспитывающих детей в домашних условиях.
Пояснительная записка
Цели и задачи организации проектно-исследовательской деятельности
Цель внедрения проектно-исследовательской деятельности в работу дошкольного учреждения: поддержка и развитие познавательной, социальной и творческой активности детей в исследовании и преобразовании окружающей действительности соответственно сензитивным периодам детского развития.

Теоретическое обоснование.

Основываясь на анализе ряда работ отечественных и зарубежных учёных (Э.Торндайк, Дж.Дьюи, У.Килпатрик, А. Валлон, А.В. Запорожец, А.Н. Леоньев, Л.С.Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.А. Венгер, Н.Н. Поддъяков, В.Н. Дружинин, О.М. Дьяченко, Н.Е. Веракса, и др.), раскрывающих закономерности и факторы психического развития детей дошкольного возраста, мы видим целесообразность внедрения, апробированной в нашем Центре развития ребёнка, модели проектно-исследовательской деятельности в работу с детьми-дошкольниками.

Структура нашей модели предполагает использование сензитивных периодов каждого возраста дошкольного детства. Например, возраст 2-х лет наиболее благоприятен для развития чувственного восприятия, которое является основой детского экспериментирования, и, в свою очередь, стимулирует коммуникативно-речевое развитие детей. В 5–6 лет дети наиболее восприимчивы к социальным процессам окружающего их мира, что позволяет им проводить социальные эксперименты и принимать участие в коллективной проектной деятельности, реализуя социальные нормотворческие проекты.

Наличие двух уровней в структуре нашей модели поисково-исследовательской деятельности исходит из процесса саморазвития человека. Основой этого процесса является закономерность, состоящая в том, что всякий вышестоящий уровень зарождается и развивается в предыдущем, когда ресурс этого базового уровня ещё не исчерпан и новый по качеству уровень содержит в себе элементы предыдущего, которые продолжают в нём своё развитие как составная часть вышестоящего уровня (В.Н. Дружинин, Н.Н. Поддъяков).

Деятельность экспериментирования является всеобщим способом функционирования психики и пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, опережая в онтогенезе возникновение игры (Н.Н. Поддъяков). Детское игровое экспериментирование в раннем и младшем дошкольном возрасте активизирует процесс саморазвития человека, стимулирует появление осознанного отношения к самостоятельной поисково-опытнической деятельности детей. Поэтому первый уровень нашей модели – это детское игровое экспериментирование детей в возрасте 2–4 лет. Экспериментирование является особым видом деятельности детей, в процессе которого наиболее ярко проявляется их собственная активность, направленная на получение новых знаний, на получение продуктов собственного творчества, что поддерживает детскую инициативность и является одним из условий перехода детей на более высокий уровень социально-познавательной активности, которым является проект.

Проектная деятельность расширяет социально-познавательное пространство детей 4–7 лет, основываясь на их интересе к социальным явлениям жизни, и удовлетворяет их потребность в коллективных видах деятельности. Дети учатся проводить поисковую работу в большом коллективе, участниками которого становятся сверстники и разные взрослые (воспитатели, родители, педагоги дополнительного образования, сотрудники библиотеки, музея, ГИБДД и т.д.). Результатом проекта становится социально значимый продукт. Форма проекта объединяет на уровне сотрудничества два типа активности: собственную активность детей и активность, идущую от взрослого. Дети уже в 3–4 года осознают разницу между двумя этими типами активности. И в период собственной активности («Я сам») ребёнок очень болезненно реагирует на вмешательство со стороны взрослого. Детское экспериментирование и проектная деятельность позволяют чередовать эти типы активности, которые взаимодействуют и взаимообогащаются в этом процессе. «Чем беззаветнее ребёнок отдаётся собственной активности, тем сильнее у него затем возникает потребность в совместной деятельности со взрослым… Чем успешнее развиваются различные формы взаимодействия ребёнка со взрослым – носителем высшей формы развития, тем выше и содержательнее становится собственная активность ребёнка» (Н.Н. Поддъяков).

Таким образом, образовательная технология проектно-исследовательской деятельности детей в возрасте от 2 до 7 лет в форме двухуровневой модели опирается на положения, выдвигаемые психологической наукой.

Мы считаем, что проектно-исследовательская деятельность дошкольников, активизируя механизмы детского саморазвития, способствует развитию креативной и социально-активной личности ребёнка, что может явиться основой более успешной и качественной жизни человека в дальнейшем.

При реализации данной образовательной модели в образовательном учреждении решаются следующие задачи:

  1. Создание современного и эффективного мотивационно-развивающего пространства.

  2. Осуществление познавательного и личностного развития детей дошкольного возраста на основе сотрудничества ребёнка и взрослого, с сохранением ведущей роли взрослого.

  3. Формирование условий эффективного взаимодействия семьи и образовательного учреждения.

  4. Расширение социо-культурного пространства учреждения в связи с необходимостью реализации социально-педагогических проектов с учреждениями науки, культуры и техники (естественнонаучные, научно-технические музеи и выставки, учреждения культуры, дома и центры детского творчества), что обогащает социально-познавательный опыт дошкольников.

  5. Повышение профессиональной компетентности педагогов и родительской компетентности в процессе реализации совместной с детьми и родителями проектно-исследовательской деятельности.

  6. Активизация профессиональной и социальной позиции коллектива ДОУ через осуществление сетевого взаимодействия с другими дошкольными учреждениями с целью трансляции накопленного опыта.

  7. Повышение статуса учреждения в социуме.


2. Принципы и условия организации детской исследовательской деятельности в дошкольном учреждении

Принципы:

  1. Основой тематического планирования занятий по исследовательской деятельности дошкольников являются общие дидактические принципы.

  2. Содержание работы по исследовательской деятельности детей отбирается и планируется в соответствии с программой экологического образования дошкольников Н.А.Рыжовой «Наш дом – природа». В каждый блок включено система занятий с поэтапным усложнением. Этапы усложнения: 1-й – знакомство детей со свойствами предметов, веществ, материалов. 2-ой - экспериментирование с выявленными свойствами. 3-й – исследование изменений свойств предметов, веществ, материалов при их взаимодействии.

  3. Использование литературной канвы занятия с детьми раннего и младшего дошкольного возраста как средства стимулирования мотивации детей на осмысленную познавательно-исследовательскую деятельность. Вместе с тем, литературная основа занятия помогает педагогу естественным образом вставить в ход занятия проблемную ситуацию, которую ребёнку надо решить, чтобы двигаться вместе с героем по сюжету дальше. Рассказывание детям историй и сказок – естественная традиционная форма взаимодействия поколений, где ведущая роль остаётся за взрослым, но общение ребёнка и взрослого позиционируется как ситуация диалога и сотрудничества. Мы в своей работе с детьми акцентируем внимание педагогов на данном принципиальном положении, так как считаем его важным для дальнейшего результативного сотрудничества детей и взрослых в совместной познавательной деятельности. Постепенно, начиная со среднего дошкольного возраста, стимулирование детской поисковой активности переходит с литературной канвы к самой познавательно-исследовательской деятельности, то есть формируется её самоценность и включается механизм детского саморазвития.

  4. Доступность содержания литературного текста и объектов исследования.

  5. Чёткое определение личностного смысла для ребёнка в исследовательской работе с предложенным материалом.

  6. Вариативность методов действия со знакомыми предметами, материалами и веществами.

  7. Содержание каждого занятия (по возможности) должно быть связано с жизнью детей в группе и с игровой деятельностью детей и плавно в неё перетекать.

Условия:

  1. Создание мотивационно-развивающего пространства для исследовательской деятельности дошкольников (детских экспериментальных лабораторий).

  2. Предоставление возможности исследовательских действий с предложенным материалом каждому ребёнку (на каждого из присутствующих детей готовится собственный набор оборудования и материалов).

  3. Поддержка положительных эмоциональных переживаний ребёнка в ходе экспериментирования (исследовательский опыт ребёнка должно иметь позитивно завершённый продукт, которого ребёнок достигнет самостоятельно, либо с помощью взрослых).

  4. Ведущая роль взрослого как носителя образцов действия с предметами и материалами и носителя речевых образцов также обязательна.

3. Спецификация оборудования детской экспериментальной лаборатории
для детей раннего и младшего дошкольного возраста

(для демонстрации и на каждого ребёнка):

  1. Отдельное помещение с близким доступом к воде, столы и стулья для детей.

  2. Материалы и вещества (вода, песок, бумага, тряпочки, камни, снег, лёд, краски, мыло, пластилин и т.д.).

  3. Глубокие и мелкие пластиковые лотки, лейки, совочки.

  4. Плоские и объёмные геометрические фигуры, резиновые игрушки, маленькие пластиковые игрушки, модели для игры с песком и водой.

  5. Непромокаемые фартуки с рукавами.


Для среднего и старшего дошкольного возраста

(дополнительно к перечисленному выше):

  1. Мультимедийное оснащение лаборатории: цифровой микроскоп, ноутбук, проектор, интерактивная доска, программное обеспечение. Для преобразования визуальной информации в цифровую в процессе ознакомления с микрообъектами и микропроцессами.

  2. Комплекты лабораторного оборудования по следующим разделам:

    1. «Основы биологического практикума», «От зародыша до взрослого растения» - лабораторное оборудование, позволяющее наблюдать процессы проращивания растений, проводить эксперименты по росту, развитию и размножению растений, исследовать влияние на них состава почвы, света, тепла, воздуха и воды, изучать процесс жизнедеятельности – движение, дыхание, питание и поведение мелких животных, анализировать результаты экспериментов.

    2. «Наблюдения за погодой», «Метеостанция» включает приборы и инструменты которые помогают систематизировать знания детей о понятии «погода», измерять температуру и влажность воздуха, атмосферное давление, количество выпавших осадков, направление и скорость ветра.

    3. «Фильтрация воды» - комплект оборудования, позволяющий знакомить детей с проблемой загрязнения воды, влиянием этого процесса на окружающую среду и способами очистки воды.

    4. «Свет и тень» - комплект лабораторного оборудования для знакомства с основными свойствами источников света, образованием тени, функционированием солнечных часов.

    5. «Тепловые явления» - приборы и инструменты для исследования процессов нагревания, охлаждения, кипения, испарения, конденсации.

    6. «Постоянные магниты», «Электричество и магнетизм» - комплект лабораторного оборудования для знакомства с основами электричества и магнетизма.

    7. «Весовые измерения» - комплект лабораторного оборудования для проведения опытов по исследованию равновесия, принципов работы весов, взвешивания.

  3. Препараты, гербарии, коллекции образцов.



Краткая характеристика структуры и содержания проектно-исследовательской деятельности детей 2–7 лет
Образовательная технология организации и реализации проектно-исследовательской деятельности детей имеет двухуровневую структуру: первый уровень – детское игровое экспериментирование (возраст детей 2-4 года)1, второй уровень – экспериментально-опытническая и проектная деятельность дошкольников (возраст детей 4-7 лет).

Детское игровое экспериментирование включает: эксперименты с водой, эксперименты с песком, эксперименты с предметами и материалами, эксперименты с объектами живой природы. Содержание детского игрового экспериментирования делиться на три этапа:

1 этап (возраст детей 2–3 года)

В процессе экспериментирования дети знакомятся со свойствами песка, воды, камней; наблюдают изменение свойств этих материалов в результате их взаимодействия; осваивают новые способы действия со знакомыми объектами, которые меняют свои свойства в результате взаимодействия; у детей формируются основы целенаправленной поисковой деятельности и эстетического восприятия природы, чувства прекрасного от процесса и результатов деятельности.

2 этап (возраст детей 3–-4 года)

Добавляются новые объекты неживой природы (глина) и материалы (мука, краски и др.); дети при ведущей роли взрослого продолжают преобразовывать объекты и материалы в результате их взаимодействия, получая новые материалы или свойства (замешиваем муку с водой, чтобы получить тесто; из теста катаем «колобков», делаем «печенье» и др.); у детей закладываются основы бережного отношения к природным материалам и сделанным из них предметам (глиняным и деревянным игрушкам и посуде); развиваются основы эстетического вкуса (знакомство с народными промыслами).

3 этап (возраст детей 4–7 лет)

Программный материал по опытническо-экспериментальной деятельности детей распределён по следующим блокам2:

I блок – «Песок, глина, камни, почва».

II блок – «Вода, воздух, солнце, физические явления (магнетизм, статическое электричество, вес, движение), вещества (на примере сахара и соли)».

III блок – «Растения и животные. Среда их обитания».

IV блок – «Человек и природа (формирование целостного взгляда на природу и место человека в ней)».

Проектная деятельность включает разные виды проектов по срокам реализации (кратковременные и долгосрочные), по содержанию и тематике (познавательные, социальные и творческие) по количеству и категории участников (индивидуальные, коллективные, детские, детско-взрослые, семейные). Следует отметить, что в детско-родительские и семейные проекты начинают включать детей, начиная с 2-х-летнего возраста. Дети совместно с родителями оформляют свою страничку в групповом альбоме «Давайте познакомимся» или «Моя семья».

Данное издание обобщает опыт апробации модели образовательной технологии проектно-исследовательской деятельности детей в возрасте от 2 до 7 лет, разработанной в конкретном образовательном учреждении, и состоит из пояснительной записки и трёх разделов.

Пояснительная записка раскрывает основные концептуальные подходы к организации экспериментальной, исследовательской деятельности детей, знакомит с целями и задачами деятельности педагогического коллектива, организующими проектно-исследовательскую деятельность, с принципами и условиями реализации технологии, как в домашних условиях, так и в условиях детского сада, указывает на её специфические отличия от традиционных образовательных технологий.

Пояснительная записка является общим методологическим руководством к организации проектно-исследовательской деятельности детей 2–7 лет и показывает основные направления квалификационной подготовки как педагогического персонала, организующего проектную деятельность с детьми, так и их родителей.

Раздел «Детское игровое экспериментирование – первая ступень в освоении дошкольниками проектно-исследовательской деятельности» определяет методологические подходы к проведению организованной образовательной деятельности педагогов с детьми 2–4 лет, раскрывает вопросы обеспечения преемственности детского сада и семьи по проведению игрового экспериментирования. В нём даётся примерное планирование занятий с элементами игрового экспериментирования во всех группах, начиная с I младшей группы, обращается внимание на принципы усложнения содержания детского игрового экспериментирования на примере младшего дошкольного возраста; примерные конспекты занятий по детскому игровому экспериментированию; краткие рекомендации по проведению исследовательской деятельности в семье. Этот раздел включает описание оригинальной формы взаимодействия ДОУ и семьи в области познавательного и социального развития дошкольников – долгосрочный мега-проект «Почта Учёного кота», который рассчитан на все возрастные категории детей и взрослых. На примере материалов, представленных в данном разделе, видно как в недрах детского игрового экспериментирования зарождается проектная деятельность дошкольников.

Раздел «Проект – вторая ступень образовательной технологии детской исследовательской деятельности в детском саду» включает методические рекомендации к проведению проектной деятельности в условиях детского сада; модель организации проектной деятельности с детьми и этапы её реализации; паспорта проектов для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возрастов.

Раздел «Руководство реализацией проектно-исследовательской деятельности детей раннего и дошкольного возраста» знакомит с общими организующими мероприятиями, помогающими корректно встроить проектно-исследовательскую деятельность в структуру образовательной работы дошкольного учреждения, знакомит с методическим обеспечением данного процесса и диагностическими картами развития, которые помогают анализировать влияние проектно-исследовательской деятельности на социально-познавательное развитие воспитанников дошкольного образовательного учреждения.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Планирование работы по образовательной области «Познание» Проектно-исследовательская деятельность iconОтчёт по методической теме: Проектно-исследовательская деятельность в начальных классах
Ведущую роль для достижения цели должны играть активные творческие методы обучения. Одним из таких методов является проектно-исследовательская...
Планирование работы по образовательной области «Познание» Проектно-исследовательская деятельность iconДоклад к муниципальному семинару «Проектно-исследовательская деятельность...
Проектно-исследовательская деятельность по биологии на уроках и во внеурочное время
Планирование работы по образовательной области «Познание» Проектно-исследовательская деятельность iconПлан-конспект непосредственно образовательной деятельности: познание...
Планирование составлено на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по обществознанию (включая Экономику...
Планирование работы по образовательной области «Познание» Проектно-исследовательская деятельность iconИсследовательская работа «Тайна имени». Выполнила ученица 6 класса...
Научно-исследовательская деятельность в Мокрушинской школе Канского района Красноярского края
Планирование работы по образовательной области «Познание» Проектно-исследовательская деятельность iconКонспект итоговой непосредственно-образовательной деятельности по...
План конспект итоговой непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Познание»
Планирование работы по образовательной области «Познание» Проектно-исследовательская деятельность iconПроектно-исследовательская деятельность
Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования
Планирование работы по образовательной области «Познание» Проектно-исследовательская деятельность iconФи ученика
Исследовательские работы школьников были представлены следующими жанрами: исследовательский реферат – 2, исследовательская работа...
Планирование работы по образовательной области «Познание» Проектно-исследовательская деятельность iconСписок учащихся, рекомендованных на участие в городской научно практической...
Тип работы (исследовательский реферат, исследовательская работа, проектно-исследовательская работа)
Планирование работы по образовательной области «Познание» Проектно-исследовательская деятельность iconКонкурс публикаций «Детский сад: день за днём»
Муниципальной педагогической площадки инновационного комплекса «Проектно-исследовательская деятельность»
Планирование работы по образовательной области «Познание» Проектно-исследовательская деятельность iconКонкурс публикаций «Детский сад: день за днём»
Муниципальной педагогической площадки инновационного комплекса «Проектно-исследовательская деятельность»
Планирование работы по образовательной области «Познание» Проектно-исследовательская деятельность iconКонкурс публикаций «Детский сад: день за днём»
Муниципальной педагогической площадки инновационного комплекса «Проектно-исследовательская деятельность»
Планирование работы по образовательной области «Познание» Проектно-исследовательская деятельность iconКонспект организованной образовательной деятельности в направлении...
...
Планирование работы по образовательной области «Познание» Проектно-исследовательская деятельность iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-исследовательская деятельность по биологии на уроках и во внеурочное время
Планирование работы по образовательной области «Познание» Проектно-исследовательская деятельность iconОбщественно-активные школы в контексте современных тенденций. Проектно-исследовательская...

Планирование работы по образовательной области «Познание» Проектно-исследовательская деятельность iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в условиях реализации фгос
Планирование работы по образовательной области «Познание» Проектно-исследовательская деятельность iconАкт обследования состояния обучения несовершеннолетних правилам безопасного...
План конспект итоговой непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Познание»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск