http://pouchu.ru/
ПОУЧУ.РУ – Новый образовательный сайт Директор Зам. Директора по УВР На заседании МО
_____________________ ____________________ протокол № ______
«_____»______________ «_____»_____________ от_______________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Уроков: информатики
Класс: 8, 9
Учитель:
8 класс
Количество часов за год – 36
Первое полугодие – 16 часов.
Всего часов, в неделю - 1
Второе полугодие – 16 часов.
Всего часов, в неделю – 1
9 класс
Количество часов за год – 70
Первое полугодие – 34 часов.
Всего часов, в неделю - 2
Второе полугодие – 36 часов.
Всего часов, в неделю – 2
Содержание программы согласовано с содержанием Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ, рекомендованной Министерством образования и науки РФ, с использованием пособий: Сборник нормативных документов. Информатика и ИКТ. Примерные программы по информатике и ИКТ. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. Изд.: Дрофа. Серия: Сборник нормативных документов. 2-е стереотипное, 2008 - 112 стр.
Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы. 2-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – 380 с.
Семакин И.Г. Преподавание базового курса информатики в средней школе: Методическое пособие/И.Г. Семакин, Т.Ю. Шеина.–2-изд.М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004. – 540 с.
Учебники: 8 класс: Семакин И.Г. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса / И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова. – 4-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – 165 с.: ил. 9 класс: Семакин И.Г. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса / И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова. – 3-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – 341 с.: ил. 2011 г. Пояснительная запискаСодержание программы согласовано с содержанием Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ, рекомендованной Министерством образования и науки РФ, с использованием пособий: Сборник нормативных документов. Информатика и ИКТ. Примерные программы по информатике и ИКТ. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. Изд.: Дрофа. Серия: Сборник нормативных документов. 2-е стереотипное, 2008 - 112 стр.
Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы. 2-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – 380 с.
Семакин И.Г. Преподавание базового курса информатики в средней школе: Методическое пособие/И.Г. Семакин, Т.Ю. Шеина.–2-изд.М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004. – 540 с.
Согласно учебному плану изучение курса «Информатика и ИКТ» в 8 классе предусматривается в объеме 36 часа, 1 час в неделю. В 9 классе в объеме 70 часов, 2 часа в неделю. Главной целью общего образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения информатике и ИКТ: освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении других школьных предметов;
воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения: приобретение знаний по основным содержательным линиям изучения курса информатики и ИКТ;
овладение способами деятельности в основных программных средах и использования информационных ресурсов;
освоение ключевых компетенций.
В соответствии со структурой лицейского образования выстраивается многоуровневая структура предмета «Информатика и ИКТ», который рассматривается как систематический курс непрерывно развивающий знания школьников в области информатики и информационно-коммуникационных технологий. Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, с возрастными особенностями развития учащихся и обеспечивают формирование ключевых компетенций: ценностно-смысловая; общекультурная; учебно-познавательная; личностного самосовершенствования, коммуникативная. Содержание курса «Информатика и ИКТ» в 8-9 классе имеет две ярко выраженных составляющих. Первая – это теоретическая информатика, являющаяся в настоящее время одной из фундаментальных областей научного знания, формирующая у учащихся системно-информационный подход к анализу окружающего мира, включающий алгоритмическое мышление и программирование.
Вторая составляющая – это информационные технологии, которые представляют собой методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации. Эта составляющая имеет крайне важное практическое значение, она выполняет социальный заказ общества на подготовку учащихся к жизни в информационном обществе.
Приоритетным для курса «Информатика и ИКТ» является формирование и развитие информационно-коммуникационной компетентности учащихся - формирование простейших навыков работы с информацией, представленной в разной форме: доступа к информации (знание того, где и как искать и получать информацию);
обработки информации (использование заданных схем организации и классификации информации);
интеграции информации (интерпретирование и представление информации, включая резюмирование, сравнение, сопоставление);
оценки информации (суждение о качестве, релевантности, полезности, пригодности информации);
создания информации (адаптация, сочинение информации) и т. д.
Программное обеспечение: Windows, Linux, Avast, Clam AntiVirus, FAR Manager, 7-zip, Notepad, Клавиатурный тренажер «Руки солиста», Microsoft Office, OpenOffice, Adobe Acrobat Distiller, GIMP, Paint, Inkscape.Технические средства: персональный компьютер, принтер, графический планшет, акустическая система, микрофон, внешние носители памяти (отические диски, флэшки).Учебные материалы единой коллекции цифровых образовательный ресурсов:1. Набор: цифровых ресурсов к учебнику «Информатика-базовый курс», 8 и 9 классы, Семакина И., Залоговой Л., Русакова С., Шестаковой Л. 2. Инструменты учебной деятельности Инструмент разработки и анализа родословных «Живая Родословная»
Клавиатурный тренажер «Руки солиста»
3. Электронные издания 4. Коллекции Материалы заочной распределенной многопрофильной школы Алтайского края
Модули для коллективной работы
Памятники науки и техники в собрании Политехнического музея
Памятники науки и техники в собраниях музеев России
Ресурсы по информатике Ивановского «Учебно-методического центра информатизации и оценки качества образования»
Ресурсы по информатике Хабаровской краевой заочной физико-математической школы
6. Комплексные ресурсы Тематические подборки ЦОР по предметам
http://school-collection.edu.ru/Календарно-тематический план по информатики для 8 класса № ур.
| Тема урока
| Тип урока
| Содержание урока
| Задание на дом
| ВВЕДЕНИЕ (1 час)
| 1
| Введение. Техника безопасности в кабинете информатики
| вводный
| Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Содержание курса информатики в 8–9 классах.
| творческое задание
| ЧЕЛОВЕК И ИНФОРМАЦИЯ (6 часов)
ПО: Notepad, Клавиатурный тренажер «Руки солиста».
| 2
| Информация и знания
| изучение нового материала
| Значение информации для человека. Классификация знаний (декларативные и процедурные знания). Информативное сообщение.
| §1, вопросы 1- 4
| 3
| Восприятие и представление информации
| изучение нового материала
| Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами. Информационные каналы (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание). Иероглифы, пиктограммы. Естественные и формальные языки.
| § 2,
вопросы 3, 5, 9
| 4
| Информационные процессы
| изучение нового материала
| Основные информационные процессы: хранение, передача, обработка информации. Роль информации в жизни людей и в природе.
| § 3, вопросы 3-5
| 5
| Измерение информации
| изучение нового материала
| Понятие количества информации: различные подходы. Единицы измерения количества информации. Информационный вес. Бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт.
| § 4, вопросы 6, 7
| 6
| Оценочная практическая работа № 1
| закрепление знаний
| Единицы измерения количества информации. Освоение клавиатуры, работа с клавиатурным тренажером; основные приемы редактирования.
| подготовка к к/р
| 7
| Контрольная работа № 1
| проверка знаний
|
|
| Учащиеся должны знать:
связь между информацией и знаниями человека;
что такое информационные процессы;
какие существуют носители информации;
функции языка как способа представления информации; что такое естественные и формальные языки;
как определяется единица измерения информации — бит (алфавитный подход);
что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт.
Учащиеся должны уметь:
приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники;
определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал;
приводить примеры информативных и неинформативных сообщений;
измерять информационный объем текста в байтах (при использовании компьютерного алфавита);
пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кб, Мб, Гб);
пользоваться клавиатурой компьютера для символьного ввода данных.
| ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО С КОМПЬЮТЕРОМ (10 часов)
ПО: Windows, Linux, Avast, Clam AntiVirus, FAR Manager, 7-zip.
| 8
| Назначение и устройство компьютера
| изучение нового материала
| Основные компоненты компьютера и их функции (процессор, устройство ввода-вывода, оперативная и долговременная память) Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера.
| § 5, вопросы 2,4
| 9
| Компьютерная память
| изучение нового материала
| Принципы организации внутренней и внешней памяти компьютера. Двоичное представление данных в памяти компьютера. Организация информации на внешних носителях, файлы.
| § 6, вопросы 4-7, сообщение
| 10
| Как устроен персональный компьютер (ПК)
| комбинированный
| Персональный компьютер. Основные устройства и характеристики. Правила техники безопасности и эргономики при работе за компьютером.
| § 7, сообщения о устройствах компьютера
| 11
| Основные характеристики персонального компьютера
| комбинированный
| Характеристика микропроцессора, оперативной памяти, жесткого диска, устройств ввода и вывода информации.
| § 8, вопросы 1-4
| 12
| Программное обеспечение компьютера
| изучение нового материала
| Программный принцип работы компьютера. Программное обеспечение, его структура. Офисные, профессиональные и развлекательные программы. Операционные системы их функции. Загрузка компьютера.
| § 9
| 13
| Системное ПО и системы программирования
| изучение нового материала
| § 10,
вопросы 1-4
| 14
| Файлы и файловые структуры
| комбинированный
| Данные и программы. Файлы и файловая система. Логические диски. Каталоги.
| § 11,
вопросы 3, 6, 8
| 15
| Пользовательский интерфейс
| комбинированный
| Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые панели, меню).
| § 12,
вопросы 1-3
| 16
| Оценочная практическая работа № 2
| закрепление знаний
| Знакомство с комплектацией устройств персонального компьютера, со способами их подключений; знакомство с пользовательским интерфейсом операционной системы; работа с файловой системой ОС (перенос, копирование и удаление файлов, создание и удаление папок, переименование файлов и папок, работа с файловым менеджером, поиск файлов на диске); работа со справочной системой ОС; использование антивирусных программ.
| подготовка к к/р
| 17
| Контрольная работа № 2
| проверка знаний
|
|
| Учащиеся должны знать:
правила техники безопасности и при работе на компьютере;
состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие;
основные характеристики компьютера в целом и его узлов (различных накопителей, устройств ввода и вывода информации);
структуру внутренней памяти компьютера (биты, байты); понятие адреса памяти;
типы и свойства устройств внешней памяти;
типы и назначение устройств ввода/вывода;
сущность программного управления работой компьютера;
принципы организации информации на внешних носителях: что такое файл, каталог (папка), файловая структура;
назначение программного обеспечения и его состав.
Учащиеся должны уметь:
включать и выключать компьютер;
пользоваться клавиатурой;
ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами;
инициализировать выполнение программ из программных файлов;
просматривать на экране каталог диска;
выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск;
использовать антивирусные программы.
| ТЕКСТОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ И КОМПЬЮТЕР (8 часов)
ПО: Notepad, Microsoft Office Word 2007, OpenOffice, Adobe Acrobat Distiller.
| 18
| Тексты в компьютерной памяти
| изучение нового материала
| Текстовой файл и его представление в компьютере. Понятие гипертекста. Международный стандарт кодировки символов.
| § 13,
вопросы 6-8
| 19
| Текстовые редакторы
| изучение нового материала
| Понятие текстового редактора. Среда текстового редактора.
| § 14, вопросы 1,2
| 20
| Работа с текстовым редактором
| комбинированный
| Создание и простейшее редактирование текстового документа (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текста).
| § 15, практическое задание
| 21-22
| Дополнительные возможности текстовых процессоров
| комбинированный
| Нумерация и ориентация страниц. Размеры страницы, величина полей. Колонтитулы. Параметры шрифта, параметры абзаца. Создание документов с использованием мастеров и шаблонов (визитная карточка, доклад, реферат) Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов. Проверка правописания в текстовом документе. Запись и выделение изменений. Гипертекст. Создание закладок и ссылок. Разработка и использование стиля: абзацы и заголовки.
| § 16, практическое задание
| 23
| Система перевода и распознавания текстов
| комбинированный
| Распознавание текста. Компьютерные словари и системы переводов текста. Сохранение документа в различных текстовых форматах. Печать документов.
| § 17
| 24
| Оценочная практическая работа № 3
| закрепление знаний
| Основные приемы ввода и редактирования текста; постановка руки при вводе с клавиатуры; работа со шрифтами; приемы форматирования текста; работа с выделенными блоками через буфер обмена; работа с таблицами; работа с нумерованными и маркированными списками; вставка объектов в текст (рисунков, формул); знакомство со встроенными шаблонами и стилями, включение в текст гиперссылок.
| подготовка к к/р
| 25
| Контрольная работа № 3
| проверка знаний
|
|
| Учащиеся должны знать:
способы представления символьной информации в памяти компьютера (таблицы кодировки, текстовые файлы);
назначение текстовых редакторов (текстовых процессоров);
основные режимы работы текстовых редакторов (ввод-редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами).
Учащиеся должны уметь:
набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов;
выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором;
сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать.
| ГРАФИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ И КОМПЬЮТЕР (6 часов)
ПО: GIMP, Paint, Inkscape.
| 26
| Компьютерная графика
| изучение нового материала
| Растровая и векторная графика. Интерфейс графических редакторов. Графический планшет.
| § 18, творческое задание
| 27
| Технические средства компьютерной графики
| изучение нового материала
| Создание графического объекта с использованием готовых фрагментов в цифровом виде. Создание изображений с помощью инструментов графического редактора. Создание изображений с использованием сканера, цифрового фотоаппарата
| § 19,
вопросы 6-8
| 28
| Как кодируется изображение.
Растровая и векторная графика
| изучение нового материала
| Растровая и векторная графика. Интерфейс графического редактора. Форматы графических файлов. Графический планшет.
| § 20-§ 21
| 29
| Работа с графическим редактором растрового типа
| комбинированный
| § 22
| 30-31
| Оценочная практическая работа № 4
| закрепление знаний
| Создание изображения в среде графического редактора растрового типа с использованием основных инструментов и приемов манипулирования рисунком (копирование, отражение, повороты, прорисовка); знакомство с работой в среде редактора векторного типа.
|
| Учащиеся должны знать:
способы представления изображений в памяти компьютера; понятия о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти;
какие существуют области применения компьютерной графики;
назначение графических редакторов;
назначение основных компонентов среды графического редактора растрового типа: рабочего поля, меню инструментов, графических примитивов, палитры, ножниц, ластика и пр.
Учащиеся должны уметь:
строить несложные изображения с помощью одного из графических редакторов;
сохранять рисунки на диске и загружать с диска; выводить на печать.
| ТЕХНОЛОГИЯ МУЛЬТИМЕДИА (5 часов)
ПО: Microsoft Office PowerPoint 2007, звукозапись, панель громкости Windows.
| 32
| Что такое мультимедиа
| изучение нового материала
| Понятие мультимедиа. Области применения.
| § 23
| 33
| Аналоговый и цифровой звук. Технические средства мультимедиа
| изучение нового материала
| Звуки и видеоизображения.
Технические приемы записи звуковой и видеоинформации.
Технические приемы записи звуковой и видеоинформации.
| § 24- § 25
| 34
| Компьютерная презентация
| комбинированный
| Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. Мультимедиа, области применения мультимедиа. Компьютерная презентация. Виды компьютерных презентаций. Звуки и видеоизображения.
| § 26
| 35
| Оценочная практическая работа № 5
| закрепление знаний
| Освоение работы с программным пакетом создания презентаций; создание презентации, содержащей графические изображения, анимацию, звук, текст.
Запись звука в компьютерную память; запись изображения с использованием цифровой техники и ввод его в компьютер; использование записанного изображения и звука в презентации.
| подготовка к к/р
| 36
| Итоговая контрольная работа (№ 4)
| проверка знаний
|
|
| Учащиеся должны знать:
что такое мультимедиа;
принцип дискретизации, используемый для представления звука в памяти компьютера;
основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях.
Учащиеся должны уметь:
создавать несложную презентацию в среде типовой программы, совмещающей изображение, звук, анимацию и текст.
| |