В. П. Тихомиров Педагогическая технология гр. «технос»





НазваниеВ. П. Тихомиров Педагогическая технология гр. «технос»
страница1/9
Дата публикации13.02.2015
Размер1.07 Mb.
ТипЗадача
100-bal.ru > Информатика > Задача
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
«СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА СОВРЕМЕННОМ УРОКЕ» 



http://pandia.ru/text/77/150/images/image002_89.gif




Содержание образования – это король, а технологии образования – это Бог. В. П.Тихомиров

Педагогическая технология (гр. «технос» – искусство, мастерство, «логос» – учение) – системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО)

- это системная совокупность и порядок функционирования всех методологических, инструментальных и личностных средств, используемых для достижения педагогических целей ( М. И.Кларин)

совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств. Она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса(Б. Т. Лихачев)

область педагогических знаний, отражающая характеристики глубинных процессов педагогической деятельности (С. А. Днепров, В. М. Кадневский)

– новое (с 50-х гг. 20 в.) направление в педагогической науке, которое занимается конструированием оптимальных обучающих систем, проектированием учебных процессов. Представляет собой систему способов, приемов, шагов, последовательность выполнения которых обеспечивает решение задач воспитания, обучения и развития личности воспитанника, а сама деятельность представлена процедурно, т. е. как определенная система действий (Коджаспировы)

– совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовать поставленные образовательные цели (Б. М. Бим-Бад).

http://pandia.ru/text/77/150/images/image003_78.jpg

Классификация педагогических технологий

Тенденция




Задача




Технологии

 

Переход от обучения к учению




Поиск организационных форм освоения содержания образования




Модульного обучения

Организации самостоятельной работы

Дистанционного обучения

Другие

 

Реализация компетент-ностного подхода




Расширение спектра

видов

продуктивной

образовательной деятельности обучающихся




Проектной,

учебно-исследовательской деятельности

Анализа конкретной ситуации

Организации творческой деятельности

Другие

 

Возрастание роли

субъектности и самостоятельности,

необходимость учения «через всю жизнь»




Осуществление учения




Рефлексивного обучения

оценки достижений,

самоконтроля,

Самообразовательной деятельности

 

Возрастание роли информации в современном мире




Организация работы с информацией




РКМЧП /развитие критического мышления через чтение и письмо/

Информационные

Проблемного обучения

Другие




Возрастание роли

командной работы

в современном мире




Организация группового

взаимодействия в

образовательном

процессе




Организации

группового взаимодействия

Организации дискуссии

Обучения на основе социального взаимодействия и т. д.






















http://pandia.ru/text/77/150/images/image004_55.gif

Некоторые классификации педагогических технологий

(по Г. К. Селевко)

По уровню и характеру применения:

1) социально-педагогические – общепедагогические;

отраслевые – частнопредметные;

модульные – локальные – узкометодические;

конкретно-личностные;

2) монотехнологии и политехнологии (интегративные).

По ориентации на сферы и структуры индивида:

информационные (сфера ЗУН),

операционные (сфера умственных действий),

эмоционально-художественные и эмоционально-нравственные

(сфера эстетических и нравственных отношений),

технологии саморазвития

(формирование самоуправляющих механизмов личности),

эвристические (действенно-практическая сфера),

психофизиологические и компетентностные

(ключевые компетентности личности).

По характеру содержания и структуры:

светские и религиозные,

общеобразовательные и профессионально-ориентированные,

гуманитарные и технологические,

валеологические и экологические,

различные отраслевые (частнопредметные).

По виду педагогической деятельности:

– обучающие (дидактические), воспитательные и развивающие;

– педагогической поддержки (сопровождения), реабилитации, педагогической помощи;

– социализации, адаптации, автономизации, социального закаливания;

–управления, диагностики (мониторинга), коррекции (компенсации), манипуляции;

– психолого-педагогические, социально-педагогические, медико-педагогические, культурологические.

По типу управления учебно-воспитательным процессом:

классическое лекционное (вербальное),

классическое традиционное обучение,

система малых групп,

компьютерное индивидуальное,

программированное обучение,

взаимообучение,

массовое,

самостоятельное изучение печатной продукции (работа с книгой),

современное традиционное обучение с классическими ТСО,

индивидуальное (система «консультант»),

индивидуальное (система «репетитор»),

самоуправление,

административное управление.

По преобладающим (доминирующим) методам и способам обучения:

активные – пассивные;

догматические – продуктивные;

объяснительно-иллюстративные – проблемные;

убеждения (вербальные) – наглядные – практические;

проблемные – поисковые – исследовательские;

индивидуальные – групповые – коллективные и т. д.

По подходу к ребенку и воспитательной ориентации:

субъект-объектные и субъект-субъектные;

интерактивные – интраактивные – экстраактивные;

авторитарные – демократические – либеральные;

дидакто-, социо-, антропоцентрические;

личностно-, деятельностно-, средоориентированные;

коллективного воспитания – индивидуальные;

технологии сотрудничества – самовоспитания.

Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (активные методы обучения)

Игровые технологии

Технологии проблемного обучения

Технология проектного обучения

Технология проведения дискуссий

Технология «Дебаты»

Тренинговые технологии

Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре

Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала

Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса

Технология программированного обучения

Технология уровневой дифференциации

Технология дифференцированного обучения по интересам детей

Технология индивидуализации обучения

Технология коллективного способа обучения

Технология групповой деятельности

Технология перспективно-опережающего обучения с использованием опорных схем при комментируемом управлении

Технологии развивающего образования

Система развивающего обучения Л. В. Занкова

Технология развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова

Технология диагностического прямого развивающего обучения (авт. – А. А. Востриков)

Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (авт. – И. П. Волков, Г. С. Альтшуллер, И. П. Иванов)

Личностно-ориентированное развивающее обучение

Технология саморазвития личности учащегося А. А. Ухтомского – Г. К. Селевко

Школа авторизованного образования

Интегративная технология развивающего обучения Л. Г. Петерсон

Альтернативные технологии

Технология продуктивного образования

Технология вероятностного образования

Технология мастерских

Технология эвристического образования

Технология на основе дидактического и методического усовершенствования учебно-воспитательного процесса

Критерии технологичности

1.Концептуальность (опора на определенную научную концепцию).

  2.Системность (логика процесса, взаимосвязь всех частей).

3.Управляемость (диагностическое целеполагание, проектирование процесса обучения, поэтапная диагностика, коррекция учебного процесса).

4.Эффективность (эффективность по результатам; оптимальность по затратам; гарантированность достижения определенного стандарта обучения).

5. Воспроизводимость (возможность применения другими).

Признаки современных педагогических технологий:

•  единство творческого замысла и алгоритма деятельности

•  постоянное взаимодействие, требующее открытости и способности работать вместе, сообща, в команде

•  личностное отношение к познавательной деятельности

•  взаимосвязь цели, средств ее достижения и результатов

•  постоянная рефлексия над полученными результатами, выращивание «живого знания»

•  диалоговая позиция
Условия эффективности использования педагогических технологий

на занятиях

1.  Определение приоритетных целей, их соотнесенность с конечным результатом (цель над средством, а не наоборот).

2.  Моделирование педагогического процесса (действия, операции, их систематизация, упорядочивание, определение методического обеспечения, арсенала педагогических средств).

3.  Проектирование желаемого результата.

4.  Отбор наиболее значимого материала, его структурирование.

5.  Система диагностических методов (текущий, рубежный, итоговый, операциональный, промежуточный контроль). Оценка эффективности.

6.  Система коррекционных мер.

7.  Мотивация учащихся.

8.  Обязательное последовательное выполнение всех этапов.

http://pandia.ru/text/77/150/images/image005_41.gif

ТЕХНОЛОГИЯ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. А. Дистервег

Авторы – Дж. Рассел (США), П. Юцевичене, М. А. Чошанов (отечественная педагогика).

Модуль – учебный пакет, охватывающий концептуальную единицу материала и предписывающий обучающемуся действия (по Расселу). В основе технологии – идеи смешанного программирования, блочной подачи учебного материала, прямой и обратной связи, сочетания контроля и самоконтроля.

Учебный модуль – это относительно самостоятельный блок учебной информации, включающий в себя цели и учебные задачи, методические рекомендации, ориентировочную основу действия и средства контроля (самоконтроля) успешности выполнения учебной деятельности.

Структура модуля

Модуль выстраивается по принципу разбивки учебного материала по учебным элементам

организационная

Достоинства модульного обучения:

1.  Цели обучения точно соотносятся с достигнутыми результатами каждого ученика.

2.  Разработка модулей позволяет уплотнить учебную информацию и представить ее блоками.

3.  Задается индивидуальный темп учебной деятельности.

4.  Поэтапный – модульный контроль знаний и практических умений дает определенную гарантию эффективности обучения.

5.  Достигается определенная «технологизация» обучения. Обучение в меньшей степени становится зависимым от педагогического мастерства учителя.

6.  Возможность рейтингового контроля.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

В. П. Тихомиров Педагогическая технология гр. «технос» icon«Технология»
В научно-педагогической литературе имеются различные трактовки понятия «педагогическая (образовательная) технология»
В. П. Тихомиров Педагогическая технология гр. «технос» iconПедагогическая технология в сфере педагогики (обучение, воспитание),...
Гоу впо «башкирская академия государственной службы и управления при президенте республики башкортостан»
В. П. Тихомиров Педагогическая технология гр. «технос» iconМетодические рекомендации фтд. Педагогическое мастерство тренера...
...
В. П. Тихомиров Педагогическая технология гр. «технос» iconСовременные технологии обучения истории
Слово «технология» происходит от греческих слов – искусство, мастерство и учение. Поэтому термин «педагогическая технология» в буквальном...
В. П. Тихомиров Педагогическая технология гр. «технос» iconПедагогические технологии как организационно-методический инструментарий...
Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний...
В. П. Тихомиров Педагогическая технология гр. «технос» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В современных условиях решение этой проблемы органично связано с перспективой реализации педагогических технологий. Понятие технология...
В. П. Тихомиров Педагогическая технология гр. «технос» iconКласс 5 Тема
План – конспект урока технологии (использована педагогическая технология «Теория развития критического мышления»)
В. П. Тихомиров Педагогическая технология гр. «технос» iconТехнология естественного обучения Педагогическая проба по теме «Движения»
В данной технологии, наряду с естественным общением, применяются парное, опосредованное и групповое
В. П. Тихомиров Педагогическая технология гр. «технос» iconПсихолого педагогическая диагностика психолого-педагогическая диагностика
Пособие содержит формализованные схемы содержания первого раздела курса «Психолого-педагогическая диагностика» («Основы»), тематический...
В. П. Тихомиров Педагогическая технология гр. «технос» iconТихомиров Ю. А. Курс сравнительного правоведения. М.: Издательство норма, 1996. 432 с
Тихомиров Ю. А. Курс сравнительного правоведения. — М.: Издательство норма, 1996. — 432 с
В. П. Тихомиров Педагогическая технология гр. «технос» iconУрок по теме “Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными”...
Педагогическая мастерская по типу “Технология развития критического мышления через чтение и письмо”
В. П. Тихомиров Педагогическая технология гр. «технос» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Гудилина С. И. Интернет на уроках искусства: педагогическая технология создания и использования информационно-коммуникационной среды...
В. П. Тихомиров Педагогическая технология гр. «технос» iconПамятка для эксперта, карточки-руководства к действию. Педагогическая технология
Цель: способствовать формированию у учащихся представления о личностной и социальной ценности семьи, важности законодательного регулирования...
В. П. Тихомиров Педагогическая технология гр. «технос» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Педагогическая технология: внеклассного мероприятия – литературная композиция с использованием инновационных технологий (презентация...
В. П. Тихомиров Педагогическая технология гр. «технос» iconКурсы по выбору: егэ по русскому языку как итоговая аттестация выпускников средней школы
Интеграция преподавания филологических дисциплин как современная педагогическая технология
В. П. Тихомиров Педагогическая технология гр. «технос» iconСелевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие
К вопросу об определении понятий «технология обучения», «метод обучения», «форма обучения», «педагогическая техника» и т п


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск