Программа информатизации





Скачать 175.57 Kb.
НазваниеПрограмма информатизации
Дата публикации04.04.2015
Размер175.57 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Информатика > Программа
Программа информатизации

Объяснительная записка

Информатизация общества в нашей стране идет быстрее, чем информатизация образования. Причин для этого более чем достаточно. Участие Калужской области в проекте ИСО – попытка начать ликвидацию этого разрыва. Вхождение нашей школы в единое информационное пространство, использование информационных технологий в процессе воспитания и обучения школьников – задача вполне реальная. Проблем на этом пути более чем достаточно, но есть уже и некоторый опыт и достижения. При составлении данной программы мы старались избежать повторения допущенных ранее ошибок, учесть опыт других школ. Тем не менее, важно правильно оценить и те проблемы в обучении и воспитании школьников, которые возникли в связи с расширением информационного пространства, все большим внедрением в жизнь школьника компьютерных технологий.

Состояние информационного голода, которое существовало еще 20 лет назад, никак не сравнимо с тем, обилием и доступностью любой информации, которое мы имеем сейчас. Коренным образом изменилось телевидение, появились и вошли в повседневную практику разнообразные электронные носители, легко можно воспроизвести и отредактировать любой текст. Огромный скачек сделала вычислительная техника, все более доступным становится Интернет. Учителю с большим опытом работы все труднее и труднее разбираться не только в современной технике, но и в самих подходах к современной информационной структуре, новым носителям информации. Не успели привыкнуть к видеомагнитофонам, а магнитная пленка уже уступает место цифровой записи на DVD дисках. Учитель еще не подступился к компьютеру, а школьники дома щелкают по клавишам. Освоение учителем всех этих премудростей, это не дань моде, не разовая компания, а насущная профессиональная необходимость. И причин к этому несколько:

                    Если роль учителя в основном сводилась к передаче информации школьнику, то, чем дальше, тем больше она будет носить функцию структурирования знаний и формирования навыков самостоятельного поиска и сопоставления необходимой школьнику в учебной деятельности информации.

                    Освоение новой техники для ребенка процесс относительно простой и естественный, для учителя он гораздо более сложен, требует больших затрат времени и сил. Отставание учителя в этом вопросе приводит к тому, что уже доступные для работы новые технологии учителем не используются, а некоторые задания и упражнения, задаваемые учителем, перестают нести обучающую функцию. На каждую задачу учебника найдется решение в решебнике, текст с иностранного языка можно достаточно быстро перевести используя компьютер, а затем слегка подредактировать. Если реферат раньше требовал серьезной работы с литературой, то теперь для большинства школьников это способ достаточно легко заработать хорошую оценку, не вникая при этом в содержание текста. Даже стихотворение можно не учить наизусть, а воспользоваться сотовым телефоном с соответствующей гарнитурой.

                    А самое главное – доступность информации не ведет автоматически к повышению уровня знаний школьника, а часто имеет прямо противоположный эффект. Большинство учеников выбирают из всего, что им доступно лишь развлекательную составляющую. Кто-то ночи на пролет «сидит» в Интернете отнюдь не в поиске необходимой для учебы информации, кто-то бежит из школы домой смотреть сериалы, кому-то не остается времени на учебу из-за компьютерных игр. Творчество – основной двигатель развития личности школьника - уходит на задний план. Учителю, не владеющему информационными технологиями, вмешаться в эту ситуацию очень трудно. А, тем не менее, используя те же информационно-коммукационные технологии можно развернуть школьников к творчеству.

                    Несмотря на сложности освоения, компьютерные технологии в дальнейшем, при грамотном использовании, должны повысить эффективность учебного процесса, особенно для тех школьников кому учеба дается с трудом. Расширить возможности углубленного преподавания предметов для более способных детей.

Каждая сельская малокомплектная школа имеет свои особенности, свои традиции, свои недостатки и преимущества, свою историю становления, где весьма важную роль играет личность каждого учителя. Поэтому самой важной составляющей в процессе информатизации образования является учитель, владеющий информационными технологиями. Наша программа направлена, прежде всего, на максимальную доступность использования ИКТ технологий каждым учителем-предметником, классным руководителем, воспитателем. И не в меньшей степени каждым школьником для решения учебных и творческих задач.

Мнение о том, что, главное – это научить учителя пользоваться компьютером, а дальше все произойдет автоматически, является в корне не верным. Это подтверждается практикой. Главное в том, что использование ИКТ должно быть, прежде всего, удобным, доступным и эффективным в учебной и воспитательной работе. Только в этом случае обучение этим технологиям будет носить осмысленный и продуктивный характер. Несмотря на трудности освоения, большая часть учителей–предметников уже использует компьютер для подготовки к урокам, но использовать интерактивные программы непосредственно на уроках могут только единицы. И причина в отсутствии компьютеров на рабочем месте в учебном кабинете, а так же в очень малой гибкости предлагаемых учителю информационных продуктов выпускаемых на дисках. Учителю важно адаптировать любой материал под особенности своей работы, под программу, в рамках которой работает, под особенности детей, обучаемых в этом году, и в этом классе. К сожалению сейчас недоступен для нашей школы, да и для нашей деревни такой мощный источник информации как Интернет. Это тоже сдерживает освоение ИКТ технологий. Конечно, достойна уважения продуктивная работа любого учителя независимо от того, какие технологии в своей работе он использует, поэтому мы постарались оставить за учителем право выбора как, в какой мере, в каких направлениях использовать информационные технологии. Ведь все, даже самый сложный путь, можно преодолеть, если на человека не давят, если можно пройти его по ступенькам от простого к сложному, если у учителя есть четкая задача и доступные средства ее решения.

Тем не менее, при всем нашем желании, нет у школы доступных средств, для того, чтобы осуществить все, что заложено в этой программе в конкретно обозначенные сроки. Скорее это даже не программа, а «декларация о намерениях». Пути финансирования данного проекта не в нашей власти, мы можем лишь максимально продуктивно в обозначенных нами рамках использовать любые возможности, которые могут открыться из любых источников. На поддержку из местных ресурсов рассчитывать пока не приходится. Спонсорская поддержка нам тоже недоступна, нет в пределах нашей досягаемости достаточно состоятельных людей. Пока мы планируем использовать возможности восстановления и усовершенствования вышедших из употребления старых машин, участие в конкурсах на получение грантов, а так же рассчитывать на получение техники идущей по региональной и федеральной поставке.

Из всего сказанного следует ряд вытекающих друг из друга положений составивших основу этой программы:

                    На первом этапе информатизация школы должна быть направлена на обеспечение связи ИКТ с решением творческих и учебных задач выполняемых школьниками.

                    Это возможно при широком использовании в профессиональной деятельности ИКТ-технологий большинством учителей школы.

                    Не учитель должен подстраивать свою работу под программу ИСО, а программа должна быть выстроена таким образом, чтобы максимально помочь каждому учителю преодолеть трудности освоения новых подходов к работе со школьниками.

                    Решение выше обозначенных вопросов возможно при параллельном решении двух проблем – обучение учителей ИКТ технологиям и создание максимально благоприятных условий их использования.

                    При постоянном недостатке и, очень часто, не предсказуемом характере финансирования и практическом отсутствии собственных резервов, необходимо находить варианты оптимального решения вопросов информатизации работы каждого учителя-предметника в соответствии с его квалификацией и активностью использования ИКТ-технологий.

                    Вторым этапом информатизации работы школы должна стать информатизация работы системы управления и обслуживающего персонала.

 

Стартовая позиция школы на момент вступления в проект ИСО. Январь 2006 года

Техническое оснащение

Компьютерный класс

3 машины уровня Pentium 4,

2 – Pentium 3,

Локальная сеть 10Кбит/с,

Комплект спутникового оборудования для выхода в образовательный портал министерства просвещения (не работает)

Лазерный принтер.

Кабинет литературы

Pentium 3;

Лазерный принтер.

Кабинет биологии

Pentium 4;

Локальная сеть с кабинетом информатики.

Методический кабинет учителей

Pentium 3

Сканер Mustek

Лазерный принтер

Кабинет директора

Pentium 4

Центр – сканер, принтер, ксерокс.

Комната детских организаций

Компьютер 486 модели

Библиотека

Компьютер 486 модели

d:\сайт\images\img_0302.jpg

 d:\сайт\images\img_0307.jpg

 В кабинете литературы

 Компьютерный класс

ИКТ компетенция учителей.

Прохождение компьютерных курсов (на начало января 2006 года) - 1 учитель.

Остальные учителя осваивали работу с компьютером самостоятельно и в процессе взаимных консультаций.

Как показывают наблюдения, большинство учителей, не занимавшихся на компьютерных курсах, проходят следующие стадии самостоятельного обучения (цифрами обозначено количество учителей находящихся на данной стадии):

I ступень

Освоение Word - 6

Уверенная и постоянная работа в Word - 10

Проба использования учебных дисков на уроках - 5

Попытки создания презентаций Power Point - 3

Освоение графических редакторов -5

Попутно с вышеуказанными направлениями – освоение операций с файлами - 10

Работа в редакторе формул - 5

II ступень

Освоение Excel (часть работников школы имеющих необходимость постоянного составления отчетов и расписаний) - 4

Освоение программ работы со звуком и видео – 2

III ступень

Создание интерактивных продуктов использующихся на уроках и во внеурочной деятельности в офисных программах – 2

Привлечение к учебной и воспитательной работе медиа-ресурсов не входящих в диски рассылаемые по школам - 2

Разработка систем каталогов и поисковых систем для создания собственной медиатеки. - 2

IV ступень

Освоение сред программирования удобных для создания интерактивных учебных программ. – 1

Из-за отсутствия возможности выхода в Интернет ни один из учителей школы не в состоянии эффективно использовать Интернет-технологии в своей работе.

Количество учителей имеющих домашние компьютеры - 6 (из 16)

Школьников имеющих домашние машины - 18 (из 56)

Достижения школы.

Учеников ставших победителями и лауреатами областных и Российских научно-практических конференций школьников представлявших работы сделанные с использованием информационных технологий или разработавших программные продукты – 5.

Учителей привлекаемых к распространению своего опыта в использовании информационных технологий и разработке своих цифровых образовательных продуктов на районном, межрайонном и областном уровне – 2

Школа стала победителем конкурса в номинации «Создание информационных продуктов для сопровождения предметов школьного курса» на областной выставке «Инфотех – 2003».

В школе отработана технология использования компьютера в режиме 1 компьютер в учебном кабинете.

Программа информатизации работы Долговской школы.

I этап. Компьютер – инструмент для творчества и активной познавательной деятельности.

Техническое оснащение.

1. Для каждого подготовленного к использованию ИКТ учителя-предметника установить компьютер в его кабинете. Проблемы, возникающие в связи с недостатком машин решать следующим образом:

        Задействовать все имеющиеся возможности по привлечению старых компьютеров, выходящих из употребления (Pentium 1-3). Несмотря на их малую мощность они обладают еще не малыми возможностями использования. Они вполне могут работать с текстом, электронными таблицами, не объемной графикой, звуком, могут поддерживать работу с некоторыми учебными дисками.

        При поступлении новых, высокопроизводительных компьютеров проводить ротацию техники. Наиболее мощными должны быть машины установленные у учителей разрабатывающих свои цифровые интерактивные ресурсы и привлекающих к этому школьников, имеющих больший опыт работы в использовании ИКТ-технологий, постоянно использующие в учебной практике видеоматериалы. Освобождающиеся у них машины, передаются другим учителям, только приступающим к этому направлению работы.

        Усовершенствовать мобильную систему установки компьютера (рабочее место собранное на тележке), позволяющее быстро перемещать технику в кабинеты, где еще нет установленного компьютера.

2. В каждом учебном классе, куда поступает компьютер, оборудовать рабочее место обеспечивающее возможность сохранности машин и удобство работы учителя и учеников как во время уроков, так и во внеурочной деятельности. Опираться при этом на уже имеющийся опыт установки компьютеров в учебных классах и пожелания учителя.

3. Найти возможности установки сканера в кабинете информатики, что должно расширить возможности школьников при работе над различными проектами.

4. Соединить все установленные в кабинетах компьютеры в единую сеть с компьютерами кабинета информатики.

5. Приобрести максимально полный набор лабораторных электронных инструментов для оснащения кабинетов физики, географии, биологии.

6. Ввести в школе должность инженера отвечающего за обслуживание, настройку и ремонт оргтехники.

7. Найти вариант решения проблемы подключения школы к Интернет.

8. Для расширения возможностей использования компьютера в больших аудиториях приобрести медиапроектор.

Повышение квалификации учителей

1.      Обеспечение возможности прохождения курсов базовой ИКТ-компетенции для каждого учителя в Мосальском межшкольном методическом центре.

2.      Поддержка разработок учителями предметниками своих материалов для обеспечения ведения предметов школьного курса.

3.      Поддержка системы обмена опытом в применении ИКТ внутри школы за счет взаимных консультаций, посещения уроков, помощи в создании своих программных продуктов.

4.      Поддержка участия учителей в семинарах, школах, конференциях, выставках, мастерклассах информационных технологий любого уровня.

5.      Обеспечение учителям возможности выхода в Интернет для поиска и обмена информацией по своему предмету и воспитательной работе.

6.      Поддержка учителей в получении и исполнении грантов связанных с информационными технологиями.

Работа со школьниками и родителями

1.                         Обеспечить доступность компьютерной техники для школьников не только на уроке, но и во внеурочной деятельности, для подготовки домашних заданий, творческих проектов в пределах санитарных норм.

2.                         Различными путями стремиться к использованию домашних компьютеров школьников для активной творческой и учебной деятельности через консультирование родителей, активное взаимодействие учителей использующих ИКТ и учеников.

3.                         Обеспечить школьникам возможность поиска информации связанной с выполнением творческих проектов через Интернет.

4.                         Обеспечить возможность дистанционного обучения школьников через Интернет при подготовке к поступлению в вузы и для освоения предметов не входящих в программу школьного курса.

Создание и использование медиатек.

1.      Основной упор сделать на создание личных медиатек каждого учителя-предметника, классного руководителя, административного работника школы. Для этого:

        После установки компьютера в кабинете учителя диски находящиеся в общешкольной медиатеке выдать данному учителю.

        Обеспечить возможность хранения и создания резервных копий накапливаемых учителем медиаресурсов.

        Обеспечить возможность размещения материалов необходимых для подготовки школьников к урокам по каждому предмету, где используется ИКТ учителем предметником на компьютерах кабинета информатики.

        Создать условия для формирования совместных медиатек для учителей одного профиля работы (совместная медиатека учителей начальных классов, математики, русского языка и литературы).

        Оказать помощь учителю в каталогизации личной медиатеки.

2. Создать условия для формирования электронного архива школы.

Использование компьютерного класса

1. В настоящее время в школе оборудован компьютерный класс предназначенный, прежде всего для ведения уроков информатики, просмотра видеофильмов с помощью видеомагнитофона и телевизора. В нем так же проходят дополнительные занятия школьников над проектами с применением информационных технологий. Несмотря на то, что планируется использование компьютеров непосредственно в кабинетах, компьютерный класс должен поддерживать возможность индивидуальной одновременной работы школьников одного класса за компьютерами (кроме уроков информатики это могут быть занятия иностранными языками и отдельные уроки по другим предметам).

2. Через сервер компьютерного класса планируется обеспечить выход в Интернет и возможность использования его ресурсов как для школьников так и для учителей.

II этап. Школа – единая информационная среда – частица мировой информационной структуры.

1.      Обеспечить возможность использования информационных технологий для хранения и обработки информации вспомогательными подразделениями школы (хозяйственная часть, библиотека и др.), связать их с общешкольной сетью.

2.      Ввести единую автоматизированную систему управления и учета внутри школы.

3.      Разработать и активно использовать школьный сайт для связи с родителями, обеспечения школьников интерактивным учебным материалом для подготовки домашних заданий, налаживания взаимосвязей с педагогической общественностью.

4.      Довести компьютерное оснащение кабинетов до уровня полной замены ими технических средств обучения применяемых раньше.

Планируемые результаты

 

1. Планируется повысить уровень знаний школьников за счет:

        более активной работы на уроке с использованием информационных технологий;

        применения более разнообразного и качественного демонстрационного материала;

        привлечения медиаресурсов при выполнении домашних работ и творческих проектов;

        отвлечения школьников от компьютерных игр на домашних компьютерах и использования их для проектной и учебной деятельности.

2. Повысить творческую активность в связи с разнообразным использованием компьютера для выполнения рутинной, технической работы в любом виде творчества.

3. После прохождения первых, самых сложных этапов освоения информационных технологий облегчить труд учителя в накоплении и хранении методических материалов. За счет замены уже практически не работающих разнообразных ТСО одним компьютером облегчить его работу на уроке.

4. Планируется за счет использования информационных технологий обеспечить возможность профильного обучения старшеклассников (что в условиях сельской малокомплектной школы является задачей почти не разрешимой).

5. При введении компьютерной системы управления облегчится ведение школьной документации, планирования и отчетности.

Взаимодействие с организациями входящими в проект ИСО

Взаимодействие с Мосальским ММЦ

1.                         Основные вопросы связанные с курсовой подготовкой учителей через прохождение курсов ИКТ школа решает в содружестве с Мосальским ММЦ.

2.                         Школа рассчитывает на техническую поддержку со стороны Мосальского ММЦ на время участия отдельных учителей или групп учителей в реализации проектов в рамках проекта ИСО.

3.                         Школа рассчитывает на своевременное оповещение со стороны ММЦ о проводимых конкурсах и возможности получения грантов на поддержку школьной программы информатизации.

4.                         Школа гарантирует ММЦ возможность привлечения учителей и администрации для обмена опытом в применении ИКТ в школьной практике и осуществления программы информатизации школы.

 

Взаимодействие с Калужским РКЦ

1.                         Долговская школа обязуется обеспечить активное участие учителей и администрации в мероприятиях проводимых РКЦ в рамках программы ИСО

2.                         Школа обязуется оказывать всестороннюю поддержку учителям принимающим участие в конкурсах и исполняющим лоты по конкурсам проводимых РКЦ

 

Взаимодействие со школами и отдельными учителями использующими ИКТ в учебной практике

Школа планирует всяческую поддержку как личных контактов учителей разных школ для обмена опытом применения ИКТ, так и в рамках проведения семинаров как на базе Долговской, так и на базе других школ Калужской области

Контроль за выполнением и коррекция программы информатизации Долговской школы

1.      Контроль за реализацией данной программы и ее коррекция осуществляется «Советом информатизации школы» который подотчетен педсовету.

2.      Совет избирается на педсовете школы.

3.      Некоторые вопросы (очередность установки компьютеров в кабинетах, ротация компьютеров) решаются непосредственно педсоветом школы.

4.      Контроль за финансовой и кадровой стороной выполнения программы осуществляет директор школы.

Кадровое обеспечение исполнения программы

Методист – из числа учителей школы.

Инженер – из числа работников школы, либо привлекается из Мосальского ММЦ.

Системный администратор выхода в Интернет и внутришкольной сети – из числа работников школы.

К сожалению, планировать оплату труда работников этой категории в условиях реформирования финансирования системы образования сейчас невозможно. Тем не менее, администрация школы обязуется изыскивать возможность заработной платы этой категории исполнителей данной программы.

 

Планируемые сроки реализации программы

Школа не обладает достаточными ресурсами для исполнения данной программы в полной мере. Многое зависит от финансирования, поступления оборудования, методической поддержки на федеральном и региональном уровне. Точной информацией по этому вопросу мы не обладаем, поэтому ее реализацию мы планируем при максимально благоприятных условиях в течение 3 лет (до января 2009 года), а при недостаточном финансировании в течение 6 лет (до января 2010 года).

Первые результаты осуществления программы информатизации

К концу февраля 2007 года трое учителей прошли курсовую подготовку базовой ИКТ-компетенции в Мосальском ММЦ.

В дополнение к имеющимся установлены компьютеры в кабинетах истории, географии и химии, во втором кабинете литературы, в 4 кабинетах начальных классов, в кабинете физики смонтирован компьютер на тележке для использования в спортзале и на общешкольных мероприятиях.

d:\сайт\images\spzal.jpg

 d:\сайт\images\img_0303.jpg

 d:\сайт\images\img_0301.jpg

 спортзал

Кабинет истории 

 Кабинет химии и географии

Учителя школы Голополосов Е. Ю. и Сидорка А. И. стали победителями конкурса пединициатив с проектом "Открытая школьная ярмарка цифровых образовательных ресурсов".

Сидоркка А. И. и Голополосов Е. Ю проводят мастерклассы по созданию и использованию ЦОР для учителей и студентов Калужской области.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа информатизации iconВыписка из отчета о реализации программы информатизации мбоу «Вожегодская...
Реализация процесса информатизации в мбоу «Вожегодская сош №1» осуществляется в соответствии с Программой информатизации на 2010-2013...
Программа информатизации iconПрограмма информатизации образовательного процесса в Муниципальном...
Ключевой идеей программы информатизации школы является комплексный подход при моделировании и осуществлении информатизации школьного...
Программа информатизации iconГ. Череповца Программа информатизации 2008 – 2012г г
«Состояние готовности образовательного учреждения к переходу информатизации процесса обучения»
Программа информатизации iconПрограмма информатизации Муниципального общеобразовательного учреждения...
Концепция федеральной целевой программы «Развитие информатизации в России на период до 2015 года»
Программа информатизации iconПрограмма информатизации Муниципального общеобразовательного учреждения...
Концепция федеральной целевой программы «Развитие информатизации в России на период до 2010 года»
Программа информатизации iconАнализ информатизации моу сош №9 г. Буя в 2010 2011 уч г Цель информатизации школы
План проведения лекций по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма
Программа информатизации iconРеферат Особенности информатизации обучения в современной школе Слушательница...
Проблемы информатизации системы образования и основные направления развития
Программа информатизации iconИнститут информатизации образования утверждаю
Развитие отечественной системы информатизации образования в здоровьесберегающих условиях
Программа информатизации iconНаучно-педагогическая компетентность в мониторинге при подготовке...
Научный центр связи и информатизации Военного институту телекоммуникаций и информатизации Национального технического университета...
Программа информатизации iconАнализ реализация программы информатизации моу сош №9 г. Буя в 2007...
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №9
Программа информатизации iconПрограмма информатизации образовательного учреждения на 2012-2016 гг
Программа информатизации общеобразовательного учреждения моу «Лицей №4» г о. Саранск Республики Мордовия
Программа информатизации iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Именно поэтому одним из приоритетных направлений информатизации общества является процесс информатизации образования, который предполагает...
Программа информатизации iconКрасноярский Государственный педагогический университет реферат
При этом подходе рассматриваются ин­формационные особенности существования различных социальных групп, уровень их готовности к процессу...
Программа информатизации iconОтчет по информатизации мбоу «Поручиковская сош»
Интернет, а о процессе изменения содержания, методов и организационных форм образовательной работы, которые вызваны необходимостью...
Программа информатизации iconПрограмма информатизации школы в рамках внедрения пспо обоснование и актуальность вопроса
Актуальность данного процесса информатизации заключается в обеспечении образовательного учреждения программным обеспечением, независящим...
Программа информатизации iconПрограмма информатизации мобу сош №23 на 2012-2016 г г
Нит в управленческую и образовательную деятельность. Поэтому концептуальные вопросы решения использования нит и развития управления...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск