Скачать 1.36 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГАУ ДПО «САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ» Научно-методические рекомендации по разработке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ дополнительного образования детей в организациях разной ведомственной принадлежности и форм собственности г. САРАТОВ - 2015 Рецензент: Митрофанова Л.М., заместитель директора МАОУ ДОД «ДТДиМ» г. Саратова, кандидат педагогических наук Авторы-составители: Полякова Н.А., кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики обучения и воспитания ГАУ ДПО «СОИРО», Мочалова О.И. старший преподаватель кафедры теории и методики обучения и воспитания ГАУ ДПО «СОИРО» Полякова Н.А., Мочалова О.И. Научно-методические рекомендации по разработке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ дополнительного образования детей в организациях разной ведомственной принадлежности и форм собственности. – Саратов, 2015. – 76с. Данные научно-методические рекомендации посвящены вопросам, связанным с разработкой дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, предлагаются в помощь методистам и педагогам дополнительного образования детей. В пособии использованы материалы: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ, Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008, Примерные требования к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844) . Введение В условиях становления новых подходов и требований к системе дополнительного образования детей, повышения качества деятельности образовательных организаций дополнительного образования детей возрастает значимость решения проблемы программного обеспечения. Заявленный в «Концепции развития дополнительного образования детей» принцип «программоориентированности», по сути, определяет роль образовательной программы как базового элемента системы дополнительного образования детей. Дополнительная образовательная программа, с одной стороны, – нормативный учебный документ, выступает как средство контроля со стороны администрации. С другой стороны, педагог дополнительного образования, стремящийся работать с учетом запросов родителей, детей, сегодняшних реалий, новых подходов и технологий, не может работать по старым типовым программам, берется за разработку модифицированных или авторских программ. Однако этот процесс зачастую вызывает у педагогов определенные сложности. В связи с этим важно обсудить вопросы, возникающие в процессе разработки программ, в том числе, соответствия современным требованиям, озвученным в ряде нормативных документов. Настоящие методические рекомендации разработаны с учетом Федерального закона от 29 декабря 2012года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 года № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», письма Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Миннстерства образования и науки России № 06-1844 от 11.12.2006 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей», СанПиНов 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41. Основные понятия, используемые в данных рекомендациях: Образовательная программа – комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и форм аттестации, который представлен в виде учебно-тематического плана, содержания программы, а также оценочных и методических материалов (гл.1ст. 2 Федерального закон № 273-ФЗ). Учебный план – документ, который определяет перечень, трудоемкость, и распределение по периодам обучения учебных предметов (дисциплин), иных видов учебной деятельности (гл.1ст. 2 Федерального закон № 273-ФЗ). Направленность образования – ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы (гл.1ст. 2 Федерального закон № 273-ФЗ). Электронное обучение – организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников (гл. 2, ст. 16 Федерального закон № 273-ФЗ). Дистанционные образовательные технологии – образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников (гл. 2, ст. 16 Федерального закон № 273-ФЗ). Сетевая форма реализации образовательных программ (далее - сетевая форма) обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. В реализации образовательных программ с использованием сетевой формы наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой (гл.2, ст.15. Федерального закон № 273-ФЗ). Классификация дополнительных общеобразовательных программ Учреждение дополнительного образования детей в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» (далее Закон) определяется как образовательная организация дополнительного образования. Закон устанавливает типы образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы, среди которых образовательная организация дополнительного образования – образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам. В Законе определен новый регламент дополнительных образовательных программ. В соответствии с этим положением, в системе дополнительного образования детей и взрослых реализуются дополнительные общеобразовательные программы, в системе дополнительного профессионального образования – дополнительные профессиональные программы (гл. 2, ст. 12 Федерального закон № 273-ФЗ). В Законе прописано, что дополнительные общеобразовательные программы подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные программы (гл.2, ст.12, п.4 Федерального закон № 273-ФЗ). Дополнительные предпрофессиональные программы реализуются только для детей в сфере искусств, физической культуры и спорта (273-ФЗ, гл. 10, ст. 75). Куприянов Б.В. замечает, что общеразвивающие программы, в отличие от предпрофессиональных, «не завязаны на подготовку профессиональных деятелей культуры или спортсменов» и «могут позиционироваться как досуговые занятия. На житейском уровне общеразвивающие программы можно также трактовать как развивающие «многие свойства личности понемногу», не выделяющие явно каких-либо приоритетов среди многообразных способностей. С научной точки зрения, отмечает далее Куприянов Б.В., общеразвивающие программы могут истолковываться из понимания словосочетания «общее развитие», отождествляемое в работах Л.В. Занкова «с развитием способностей – свойств личности, обусловливающих успешность решения человеком тех или иных задач. Перечень способностей (в рамках общего развития) включал следующие три группы:
В этом случае допустимо считать эти способности – общим базисом человеческого развития, который формируется в процессе образования». Такой взгляд, по мнению Куприянова Б.В., Буйловой Л.Н., близок к идеологии современных образовательных стандартов, где выделяются универсальные действия (деятельностное ядро образования). Другими словами, общеразвивающими можно считать программы дополнительного образования, где у ребенка формируются компетенции осуществлять универсальные действия:
Дополнительные общеобразовательные программы могут быть реализованы как в образовательных организациях дополнительного образования детей, так и в других образовательных организациях, имеющих соответствующие лицензии (детских садах, школах, организациях среднего и высшего профессионального образования), частными предпринимателями и пр. В педагогической литературе в настоящее время выделяются следующие виды программ: Типовая (примерная) программа – учебно-методическая документация (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов (дисциплин), определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы. Модифицированная программа – программа, изменяемая с учетом особенностей организации, формирования разновозрастных и разноуровневых групп обучающихся, режимом и временными параметрами осуществления деятельности, нестандартностью индивидуальных результатов обучения и воспитания. Диагностика результатов работы по таким программам связана с демонстрацией достижений обучающихся (например, в форме концерта, выставки, выступления на соревнованиях, конкурсах, конференциях и др.), но не отрицаются и количественные показатели знаний, умений и навыков; коррективы вносятся в программу педагогом и не затрагивают основ традиционной структуры занятий и концептуальных аспектов образовательного процесса. Адаптированная программа – общеразвивающая программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. Эксперименнтальная программа – программа, разработанная педагогом или коллективом педагогов, с целью изменения содержания, организационно-педагогических основ и методов обучения, предложения новых областей знания, внедрения новых педагогических технологий. Авторская программа – программа, разработанная педагогом или коллективом педагогов, которая содержит предложения по решению проблемы образования, обязательно отличается новизной, актуальностью; концептуальное обоснование: цель, задачи и ожидаемые результаты; способы диагностики результатов на промежуточных и конечных этапах, разработанные по логике замысла учебно-тематического плана с кратким описанием занятий, характера заданий, форм организации образовательной деятельности; описание методики, способов и средств достижения программной цели, обеспечение ресурсами (материально-техническими, кадровыми и пр.) и средствами обучения. Внедрению авторской образовательной программы в практику предшествует период ее апробации. Структура и содержание дополнительной общеобразовательной программы Дополнительная общеобразовательная программа (далее Программа) – основной документ педагога, который разрабатывается им самостоятельно. Основные требования к структуре и содержанию дополнительной общеобразовательной программы закреплены в следующих документах:
Согласно «Концепции развития дополнительного образования детей», «Порядку организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам должна быть направлена на:
Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы различаются по направленности. В настоящее время выделяются шесть основных направленностей дополнительного образования детей:
Разрабатываемые Программы должны соответствовать:
Создание Программы – процесс творческий и одновременно сложный, требующий определенного профессионального уровня, кропотливой работы, терпения и, конечно же, желания. Программа педагога является показателем его профессионального мастерства. В современной методической литературе (Л.Н. Буйлова, Е.А. Воронина, Е.Б. Евладова, С.В. Кочнева и др.) выделены следующие этапы работы над Программой. К ним относятся:
Программа включает следующие структурные элементы2: 1. Титульный лист. 2. Пояснительную записку. 3. Учебно-тематический план. 4. Содержание изучаемого курса. 5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы. 6. Список литературы. Остановимся подробнее на каждом структурном элементе Программы. 1. Титульный лист. На титульном листе рекомендуется указывать:
Название программы, по словам Л.Н. Буйловой3, ее визитная карточка, поэтому оно должно быть сформулировано кратко, емко, привлекательно, отражать содержание и сущность деятельности, быть понятным родителям и детям. Например, «Школа волонтеров», «Спасатель», «Туристы-краеведы», «Занимательная математика», «Основы флористики», «Мир глиняной игрушки», «Текстильный дизайн» и др. 2. Пояснительная записка. В пояснительной записке к Программе следует: 1) указать направленность Программы (техническая, естественнонаучная, туристко-краеведческая, социально-педагогическая, художественная, физкультурно-спортивная); 2) дать краткую характеристику предмета, по которому разрабатывается Программа; 3) обосновать актуальность. Остановимся подробнее на обосновании актуальности программы, т.к. это часто вызывает затруднения у педагогов. Актуальность программы – это ответ на вопрос, зачем современным детям в современных условиях нужна конкретная программа. В актуальности поясняется потребность общества и детей данного возраста и категории в решении задач, которым посвящена программа, предпосылки в решении этих задач. Актуальность может базироваться:
Например: «В настоящее время важным элементом молодежной политики является работа с лидерами общественных объединений. Актуальность дополнительной образовательной программы «Как вести за собой» опирается на необходимость подготовки молодежных лидеров – организаторов деятельности детских общественных объединений на современном этапе развития общества». «Игрушка всегда сопутствовала человеку. Она – один из самых давних видов декоративно-прикладного искусства, украшающего наш быт, радующего наш глаз. Игрушку любят все дети и взрослые. Для детей она не только забава, игра, но и средство творческого развития, один из способов усвоения социальных ролей. Однако обилие однообразных фабричных кукол, мишек, оружия не только не способствует развитию ребенка, но, более того, своей бездушностью, безликостью отрицательно влияет на формирование художественно-эстетического вкуса, нравственных качеств ребенка. К сожалению, традиция изготовления игрушек своими руками ушла из нашей жизни. Данная программа нацелена на возрождение традиций изготовления куклы своими руками, решение вопросов, связанных с развитием творческой фантазии, самостоятельности, развития эстетического вкуса, формированию положительных качеств личности. Все это свидетельствует о несомненной актуальности программы» (Из программы объединения «Мастерица» педагога дополнительного образования МОУ ДОД «ЦДТ» Ленинского района г Саратова Калугиной Т.Н.) При формулировании актуальности можно использовать следующие обороты-маркеры, например: Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время... К числу наиболее актуальных проблем относится... 4) сформулировать новизну. Разработчик программы кратко поясняет, что нового он внес в свою программу в сравнении с известными аналогами по содержанию, методам и организационным формам реализации предлагаемого материала и др. Описание новизны возможно через обоснование изменения количества часов на изучение программы (разделов, тем); обоснование дополнения содержания программы в сравнении с имеющимся и т.д.; При формулировании новизны возможно использовать следующие слова: «впервые использовано», «конкретизировано», «дополнено», «расширено», «углублено» и т.п.). В качестве примера: «Новизна программы состоит в расширении содержания учебного материала за счет включения новых разделов: «Бисероплетение», «Изготовление меховых сумок», «Изготовление масок и элементов карнавальных костюмов». (Из программы объединения «Мастерица» педагога дополнительного образования МОУ ДОД «ЦДТ» Ленинского района г. Саратова Калугиной Т.Н.). 5) определить педагогическую целесообразность. Здесь следует кратко пояснить, почему именно предлагаемые в программе средства наиболее действенны для учащихся, на которых она рассчитана. Указать, какие изменения произойдут в детях, если они усвоят предлагаемое содержание или если их работа будет организована в предлагаемых формах и т.д.; Приведем пример: «Программа педагогически целесообразна. Обучение по данной программе:
6) поставить цель и задачи Программы; Цель Программы – предполагаемый результат образовательного процесса, к которому должны быть направлены все усилия педагога и обучающихся. Она может быть глобального масштаба (изменение формирования мировоззрения личности, ее культуры через новую образовательную систему); общепедагогического плана (нравственное воспитание личности, сплочение детского коллектива через создание авторской технологии и др.); дидактического плана (обучение, организация полноценного досуга и т.д.). Конкретизация цели проходит в ходе определения задач (образовательных, развивающих, воспитательных) – путей достижения цели. Они должны соответствовать содержанию и методам предлагаемой деятельности. Формулировка задач должна включать ключевое слово, определяющее действие (оказать, отработать, освоить, организовать и т. д.). В качестве подсказки для педагогов в методической литературе предлагается следующая таблица. Таблица 1
В качестве варианта формулирования целевого блока представим следующий пример: «Цель программы: нравственно-эстетическое воспитание личности учащихся посредством обучения игре на баяне. Задачи:
7) указать отличительные особенности данной Программы от уже существующих. Чтобы прописать этот элемент пояснительной записки, необходимо тщательно провести сравнительный анализ существующих по данному направлению программ (минимум 2-3 программы). В качестве помощников можно использовать следующие обороты-маркеры: Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что... Специфика предполагаемой деятельности детей в рамках данной программы по сравнению с имеющимися... 8) сроки реализации Программы (продолжительность образовательного процесса, этапы); 9) возраст детей, участвующих в реализации данной Программы. В пояснительной записке следует указать возраст учащихся, на который рассчитана Программа. 10) психолого-педагогические особенности возрастной категории обучающихся. Так как Программа рассчитана на освоение детьми определенного возраста, следует кратко представить учитываемые возрастные и гендерные характеристики, личностные и образовательные возможности и потребности контингента обучающихся (одаренные дети, дети с ограниченными возможностями и др.);
Количество обучающихся в объединении зависит от направленности Программы и определяется Уставом образовательной организации и с учетом рекомендаций СанПиНом 2.4.4.3172-14 (от 04.07.2014 №41): в группе 1 года обучения –12-15 чел, в группах 2-го и последующих годов –10-12 человек. Численный состав объединения может быть уменьшен при включении в него учащихся с ограниченными возможностями здоровья и (или) детей-инвалидов, инвалидов.
Прием на обучение по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам проводится на условиях, определенных локальным нормативным актом организации дополнительного образования детей и в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 5 ст. 55 Федерального закона № 273-ФЗ):
В этом разделе необходимо дать характеристики надпредметных и личностных компетенций, знаний, умений по данному курсу в виде планируемых результатов. Ожидаемые (планируемые) результаты – это описание компетенций осуществлять универсальные действия, а также требований к знаниям и умениям: знание определяется в соответствии с теоретическими вопросами программы, умение – с практическими. Результатом обучения обучающихся по программе является: определенный объем знаний, умений и навыков, развитие способностей, повышение престижа объединений, улучшение показателей адаптации в обществе, участие объединения и его членов в массовых мероприятиях различного уровня: выставки, конкурсы, фестивали, соревнования, публикации. Принципиальное требование к данному разделу – разработка системы проверки результативности освоения обучающимися Программы. Разработчиком должны быть продуманы критерии, по которым будет определяться результативность выполнения Программы.
Освоение дополнительной общеобразовательной программы сопровождается процедурами промежуточной и, возможно, итоговой аттестации учащихся, проводимой в формах, определенных учебным планом как составной частью образовательной программы, и в порядке, установленном локальным нормативным актом организации (ч. 1 ст. 58, ч. 2 ст. 30 Федерального закона № 273-ФЗ), который также подлежит размещению на официальном сайте организации в сети «Интернет». Контроль за реализацией Программы может проводиться в разных формах: контрольное занятие, итоговое занятие, тестирование, собеседование, зачет, защита творческих работ и проектов, конференция, олимпиада, конкурс, соревнование, в том числе, возможна и итоговая аттестация (ст. 60 Федерального закона № 273-ФЗ). По усмотрению разработчика Программы, лицам, освоившим соответствующие общеобразовательные общеразвивающие программы и прошедшим промежуточные аттестации, можно предусмотреть выдачу документов об обучении в порядке и по образцу, которые самостоятельно устанавливаются образовательной организацией (ч. 15 ст. 60 Федерального закона № 273-ФЗ). Кроме того, возможно введение системы моральных или материальных стимулов для учащихся, начиная с системы поощрений и почетных грамот, заканчивая ценными подарками или призами. Обучающимся по дополнительным общеразвивающим программам, продемонстрировавшим неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации или не прошедшим промежуточную аттестацию при отсутствии уважительных причин, можно предусмотреть перевод на следующий этап дополнительного образования условно (применяя по аналогии норму Федерального закона № 273-ФЗ касательно основных общеобразовательных программ). 3. Учебно-тематический план. Программа содержит перечень разделов и тем, количество часов по каждой теме с разбивкой на аудиторные (теоретические и практические виды занятий) и внеаудиторные занятия (самостоятельная работа и занятия, которые могут проводиться с использованием дистанционных образовательных технологий, далее – ДОТ). Если Программа рассчитана более чем на год обучения, то тематический план составляется на каждый год, а все остальные разделы программы могут быть общими. В настоящее время в методической литературе (Буйлова Л.Н., Воронина Е.А. и др.) внимание педагогов обращается на модульный принцип разработки программ. Этот принцип заключается в интеграции учебного материала в ряд образовательных модулей, где модуль представляет собой логически завершенную, относительно самостоятельную часть образовательной программы, формирующую определенную компетенцию или группу компетенций в ходе освоения. Такая Программа может включать базовый (обязательный) модуль и модули по выбору (например, модули для одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья; модули разного уровня освоения программы; выстроенные в логике определенных видов деятельности по программе (например, модуль проектной деятельности, модуль исследовательской деятельности), и т.п.). В пункте 14 приложения к Приказу Минобрнауки РФ № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» указано: «При реализации дополнительных общеобразовательных программ организации, осуществляющие образовательную деятельность, могут организовывать и проводить массовые мероприятия, создавать необходимые условия для совместного труда и (или) отдыха учащихся, родителей (законных представителей)»4. В связи с этим в программе следует указывать примерный перечень мероприятий для детей и совместных мероприятий с родителями на каждый год реализации программы. (Приложение 1) 4. Содержание. Содержание Программы рекомендуется отражать через краткое (тезисное) описание тем (теоретических и практических видов занятий), при этом оно должно соответствовать целям и задачам программы. Изложение содержания разделов, тем (модулей) должно соответствовать порядку их представления в учебно-тематическом плане. В качестве примера: |
Гау дпо (ПК) с «Брянский областной центр оценки качества образования» О порядке формирования регионального банка контрольно–измерительных материалов по аттестации педагогических работников на соответствие... | Гау дпо (ПК) с «Брянский областной центр оценки качества образования» Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский... | ||
Образовательная программа Государственного бюджетного Лушина Елена Альбертовна, ректор огбоу дпо «Костромской областной институт развития образования» | Учебного курса по алгебре для 7-го класса Лушина Елена Альбертовна, ректор огбоу дпо «Костромской областной институт развития образования» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Автор составитель: Т. А. Липаева, канд филос наук, ст преподаватель кафедры развития профессионального образования огбоу дпо «Костромской... | Протокол заседания экспертной комиссии регионального методического конкурса Лушина Елена Альбертовна, ректор огбоу дпо «Костромской областной институт развития образования» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Лушина Елена Альбертовна, ректор огбоу дпо «Костромской областной институт развития образования» | Содержание и структура образовательных программ оу Гоу дпо «саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» | ||
Методические рекомендации по празднованию Дня толерантности (16 ноября... Автор составитель: Т. А. Липаева, канд филос наук, ст преподаватель кафедры профессионального образования огбоу дпо «Костромской... | Методические рекомендации по празднованию Дня толерантности (16 ноября... Автор составитель: Т. А. Липаева, канд филос наук, ст преподаватель кафедры профессионального образования огбоу дпо «Костромской... | ||
Фгбоу впо «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена» Фгну «Институт педагогического образования и образования взрослых рао»; кафедрой социальной педагогики фгбоу впо ргпу им. А. И. Герцена;... | Методические рекомендации по организации дистанционного обучения... Гаоу дпо «саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» | ||
Гбоу дпо «мурманский областной институт повышения квалификации работников... Организация сетевого взаимодействия образовательных организаций, оказывающих услуги дополнительного образования | Особенности проявления доверия в малой группе Ведущая организация – гоу дпо «Ростовский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» | ||
Конкурсных работ: с 1 августа по 1 ноября 2012г Огбоу дпо «Костромской областной институт развития образования» информирует о том, что с 1 августа по 1 ноября 2012г. Русское географическое... | Публичный отчет кгбоу дпо «Хабаровский краевой институт развития образования» за 2014 год Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации)... |