Организационная информация
| Тема урока
| И.А.Крылов. Басня «Ворона и Лисица»
| Предмет
| Литературное чтение
| Класс
| 3
| Автор урока (ФИО, должность)
| Нестерова Н.Н.
| Образовательное учреждение
| ГБОУ СОШ № 519
| Республика/край, город/поселение
| г. Москва
| Методическая информация
| Тип урока
| Изучение нового материала
| Цели урока
| Познакомить детей с басней И.А. Крылова «Ворона и Лисица»; продолжить обучение вдумчивому чтению с элементами лингвистического анализа текста; продемонстрировать сложность и неоднозначность жанра басни и роль морали в ней; дать образец выразительного чтения басни.
| Задачи урока
| Образовательные задачи: расширить знания учащихся о жанре «басня» и о творчестве И.А. Крылова, расширить их; добиться понимания содержания басни, морали, формирование умения выражать свое отношение к прочитанному.
Развивающие задачи: развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать, делать выводы; развивать творческое воображение, развивать навыки беглого, сознательного и выразительного чтения, обогащать и активизировать словарный запас, развивать умения и навыки анализа басни.
Воспитательные задачи: содействовать воспитанию нравственных качеств у учащихся, воспитывать положительное отношение к честным, благородным, добрым поступкам, воспитывать любовь к басенному стиху и интереса к предмету.
| Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока
| ЗУНы актуализируют: знание о литературных жанрах, произведений И.А. Крылова, умение слушать речь учителя, навыки чтения.
ЗУНы приобретут: знание биографии писателя и новой басни, умение и навык анализа басни и морали.
ЗУНы закрепят: навык осознанного выразительного чтения.
| Необходимое оборудование и материалы
| Мультимедиа-проектор (проекционное устройство)
Аудиоадаптер + акустическая система (колонки)
Персональный компьютер (ноутбук)
Экран
Мультимедийная презентация,
Толковые словари русского языка С.И. Ожегова и В.И. Даля
Учебник: Горецкий, «Родная речь. В 2–х частях: 3 класс», М.В. Голованова, В.Г. Горецкий, Л.Ф. Климанова, М: Просвещение, 2002 г.
| Подробный конспект урока
| Мотивация учащихся
| 1.Организация позитивной мотивации деятельности учащихся на уроке. Постановка цели урока.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением – а значит, узнаем что – то новое и важное о себе и людях. Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит наши души самыми прекрасными чувствами.
| Ход и содержание урока
| 2.Актуализация полученных ранее знаний и умений. (СЛАЙД 1)
Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с творчеством И.А. Крылова. - Посмотрите на портрет Ивана Андреевича Крылова.
- Каким он вам представляется по характеру? (ответы детей)
- Иван Андреевич Крылов был еще и очень трудолюбивым.
Когда – то он был молодым, но в истории литературы все знают « дедушка Крылов» когда произносят это имя сразу пред глазами тучный старик с серыми волосами. И.А. Крылов родился в Москве 13 февраля 1769 года, в семье бедного дворянина, а после смерти отца, который оставил ему в наследство солдатский сундучок с книгами, жил со своей матерью в глубокой нищете. И маленькому Ване пришлось идти работать. У будущего баснописца не было возможности учиться в школе. Но в нем жила жажда знаний, он был очень способным, поэтому самоучкой овладел языками математикой и стал высокообразованным человеком.
(СЛАЙД 2-3)
- Более двухсот басен было создано Иваном Андреевичем Крыловым. Замечательный русский скульптор Петр Карлович Клод изобразил персонажей басне Крылова в бронзе. В 1885 году в Летнем саду Петербурга был установлен памятник великому баснописцу. Крылов изображен сидящим, он задумчив. А рядом с ним, чуть ниже – фигурки персонажей его басен. На постаменте памятника представлены персонажи 36 басен. Этот памятник был сооружен на деньги, которые собрали по всей России. (СЛАЙД 4-10)
Задание: угадайте какие иллюстрации относятся к каким басням Крылова.
- Ученики нашего класса приготовили нам сюрприз. Ребята нам покажут инсценировку басни «Стрекоза и Муравей». 3. Сообщение темы урока.
- Кто из вас знает, что такое басня? (ответы детей)
(Слайд 11)
(Басня – короткий, нравоучительный рассказ в стихах, в скрытой форме изображающей людей и их поступки. Главные герои: животные и растения»
- На какой жанр литературы похожа басня, если животные разговаривают или действуют как люди? Чем? (на сказку, главные герои – животные, которые могут разговаривать).
- Еще в басне всегда есть нравоучение или, по – другому, мораль. В морали осуждаются плохие или глупые поступки (запись определений в тетради).
Физкультминутка
- Мы сегодня должный найти в басне «Ворона и Лисица» мораль и понять, что же хотел сказать нам своей басне И.А. Крылов.
4. Первичное знакомство с басней. (СЛАЙД 12)
- А теперь посмотрим басню «Ворона и Лисица» и узнаем какая история приключилась с Вороной.
(Просмотр мультфильма)
Восприятие просмотренной басни.
- Понравилась вам басня?
- Какая же история приключилась с Вороной?
- О чем это произведение: о хорошо знакомых нам животных или еще о чем – то? Словарная работа.
- Давайте вместе определим значение этих слов, используя толковые словари. (СЛАЙД 13)
Лесть – угодливое восхваление, лицемерие.
Не впрок – не на пользу.
Пленить – очаровать, покорить чем – либо.
Плутовка – хитрая и ловкая обманщица, мошенница.
Ангельский (голосок) – нежный, добрый.
Царь – птица – главная среди птиц.
Вещуньина (голова) – от слова вещунья – предсказательница.
5. Самостоятельное чтение учащимися басни по учебнику Работа с текстом басни.
- Попробуем объяснить мораль этой басни, а прежде давайте поговорим о главных героях.
- Почему Крылов говорит, что лесть вредна, гнусна, ведь каждому приятно слышать о себе хорошие слова? (это обман)
- Почему на роль льстеца выбрана Лисица, а ее доверчивой слушательницей стала Ворона? (в сказках Лисица – хитрая, умная, а Ворона – глупая)
- Опишите внешний вид лисы. Какая она? (ответы детей)
(слайд 14-15)
- Не зря Крылов назвал ее так метко – плутовка. Что это значит? Какие слова из басни раскрывают характер лисы? Прочитайте.
- Опишите, какова Ворона по внешнему виду (ответы детей).
(слайд 16)
- Можно ли Ворону назвать самой красивой птицей? (Нет).
- А что.говорила Лиса о Вороне? Прочитайте.
(Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какиe перышки! какой носок!)
- Кто слышал Ворону? Какой у нее голос? (Неприятный, она не поет, а каркает, крик Вороны похож на сочетание звуков «кар-кар»).
- А что говорила о голосе Вороны Лиса? (И, верно, ангельский быть должен голосок!)
- Найдите в тексте слова о том, как подействовали на Ворону такие ласковы слова Лисицы.
(«Вещуньина с похвал вскружилась голова,
От радости в зобу дыханье сперло»)
- Для чего Лиса так расхваливала Ворону? (Чтобы понравиться ей. Лисице нужно было, чтобы Ворона «запела» и выронила сыр).
- Если бы Лиса расхваливала так кого-либо еще, не стремящегося к почестям и славе, удалось бы ей добиться своей цели? (Нет, скромный не стал бы ее слушать).
- Почему Лисице удалось обмануть Ворону? (от своей глупости)
- Кого же больше всего осуждает и высмеивает Крылов в басне? Почему? (ответы детей)
Работа над моралью басни. - Перечитайте мораль басни, основная ее мысль. (Выборочное чтение той части, где заключена мораль).
- О чём предупреждает И.А.Крылов своих читателей? (Некрасивы и льстец, и тот, кто поддаётся его льстивым речам).
- Какими хотел видеть Крылов людей? (Искренними, честными, скромными).
| Проверка и оценивание ЗУНов
| 6.Чтение произведения по ролям. Давайте попробуем прочитать эту басню выразительно. Постарайтесь читать так, чтобы слушатели увидели перед собой большую, неуклюжую, глупую Ворону, а рядом умную, хитрую лживую плутовку Лисицу.
| Рефлексия деятельности на уроке
| 7. (СЛАЙД 17)
На этом слайде изображены некоторые предметы. Посмотрите на них и вспомните басни И. Крылова к которым они относятся.
Закончите предложения:
«Сегодня я узнал ….»
| Домашнее задание
| 8. Выучить басню «Ворона и Лисица»
| |