1. Цели и задачи дисциплины
1.1. Цель, задачи дисциплины, ее место в подготовке бакалавра, специалиста (с учетом требований ФГОС)
Отечественная история как учебная дисциплина имеет важное значение для общеобразовательной и специальной подготовки высококвалифицированных специалистов. История России играет важную роль в формировании научного мировоззрения, в познании объективных законов развития человеческого общества, в воспитании патриотизма, интернационализма, трудовых и нравственных качеств личности. Важным аспектом изучения отечественной истории является формирование исторического мышления, что помогает видеть общество в историческом развитии, оценивать явления общественно-политической и социально-экономической жизни по отношению к их прошлому и соотносить с последующим ходом развития событий.
Цель изучения дисциплины: дать представление об основных этапах и содержании истории России с древнейших времен до наших дней, показать взаимосвязь отечественной и мировой истории, место и роль России в мировой цивилизации.
Задачи изучения дисциплины:
формирование представлений у студентов об этапах и специфике исторического развития России;
закрепление знаний о закономерностях социально-экономического и политического развития страны и ее народов;
освоение студентами базовых категорий и понятий исторической науки;
усвоение студентами основ исторического мышления, целостного видения исторического процесса.
|
Требования к уровню усвоения дисциплины
Студент должен знать фактический материал, характеризующий социально-экономическое и политическое развитие России на всех этапах её исторического развития, движущие силы и закономерности исторического процесса; основные исторические факты, даты, имена выдающихся политических деятелей; основные концепции объясняющие место человека в историческом процессе и политической организации общества.
| Студент должен уметь объективно оценивать историческую информацию, самостоятельно анализировать исторические источники; использовать полученные исторические знания в профессиональной деятельности; логически грамотно выражать и аргументировано обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому; самостоятельно работать с научной и учебной исторической литературой; свободно оперировать историческими понятиями при анализе исторических событий и фактов.
| Студент должен владеть терминологическим аппаратом исторической науки в объеме, необходимом для выражения собственной позиции по историческим проблемам, ведения дискуссии и полемики, анализа логики различного рода суждений по проблемам прошлого России и других стран; навыками письменного и устного аргументированного изложения собственной точки зрения по проблемам истории; навыками критического восприятия исторической информации.
| У студента должны быть сформированы следующие общекультурные компетенции (ОК): способность владеть культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1); способность использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-9); способность анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-10); способность анализировать состояния и динамику объектов деятельности с использованием необходимых методов и средств анализа (ПК-1) .
|
Связь с другими дисциплинами Учебного плана
Перечень действующих и предшествующих дисциплин
| Перечень последующих дисциплин, видов работ
|
| История экономики
Политология
| Содержание дисциплины, способы и методы учебной деятельности преподавателя
Методы обучения – система последовательных, взаимосвязанных действий, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие способностей студентов, овладение ими средствами самообразования и самообучения; обеспечивают цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия преподавателя и студента; направлены на приобретение знаний, формирование умений, навыков, их закрепление и контроль.
Монологический (изложение теоретического материала в форме монолога)
| М
| Показательный (изложение материала с приемами показа)
| П
| Диалогический (изложение материала в форме беседы с вопросами и ответами)
| Д
| Эвристический (частично поисковый) (под руководством преподавателя студенты рассуждают, решают возникающие вопросы, анализируют, обобщают, делают выводы и решают поставленную задачу)
| Э
| Проблемное изложение (преподаватель ставит проблему и раскрывает доказательно пути ее решения)
| ПБ
| Исследовательский (студенты самостоятельно добывают знания в процессе разрешения проблемы, сравнивая различные варианты ее решения)
| И
| Программированный (организация аудиторной и самостоятельной работы студентов осуществляется в индивидуальном темпе и под контролем специальных технических средств)
| ПГ
| Другой метод, используемый преподавателем (формируется самостоятельно), при этом в п.п. 2.1.-2.4. дается его наименование, необходимые пояснения
|
| Приведенные в таблице сокращения обозначения педагогических методов используются составителем Рабочей программы для заполнения п.п. 2.1., 2.2. и 2.3. в столбце «Методы».
Аудиторные занятия очной формы обучения (лекции, семинарские занятия)
Неделя
| Кол. час
| в том числе в интерактивной форме, час.
| Вид занятия, модуль, тема и краткое содержание
| Методы
| Реализуемые компетенции
|
|
|
| Лекции
|
|
| 1-9 1
| 18 2
| 2 -
| Модуль 1. «История России IX – начала ХХ вв.». Тема 1. «Предмет, методология и задачи исторической науки. Древняя Русь IX – XIII вв.».
Лекция 1. «Введение в курс истории России. Древняя Русь IX – XIII вв.».
Предмет, методология и задачи исторической науки и курса Отечественной истории.
Проблемы этногенеза восточных славян. Зарождение древнерусского государства и цивилизации.
| М, П, Д , ПБ.
| ОК-1 ОК-9
ОК-10
| 2
| 2
| -
| Тема 2. «Феодальная раздробленность на Руси».
Лекция 2. «Феодальная раздробленность на Руси».
Феодальная раздробленность. Русские земли и княжества в XII-XIII вв.
Борьба Руси за независимость в XIII веке.
| М, П, Д.
| ОК-1 ОК-9
ОК-10
| 3
| 2
| -
| Тема 3. «Формирование российского государства и цивилизации в период позднего средневековья (XIV – XVI вв.)».
Лекция 3. «Формирование российского государства и цивилизации в период позднего средневековья (XIV – XVI вв.)».
Объединение русских земель вокруг Москвы. Образование Российского государства.
Формирование централизованного аппарата власти, финансовой и судебной систем. Судебник 1497 г.
| М, П, Д, ПБ.
| ОК-1 ОК-9
ОК-10
| 4
| 2
| -
| Тема 3. «Формирование российского государства и цивилизации в период позднего средневековья (XIV – XVI вв.)».
Лекция 4. «Формирование российского государства и цивилизации в период позднего средневековья (XIV – XVI вв.)».
Московское государство в XVI веке: социально-экономическое развитие.
Иван Грозный. Реформы 30-50-х гг. и их значение.
Цели и основные направления внешней политики в XVI в.
| М, П, Д.
| ОК-1 ОК-9
ОК-10
| 5
| 2
| -
| Тема 4. «Россия в XVII веке: политическое, социально-экономическое и религиозно-духовное развитие».
Лекция 5. «Россия в XVII веке: политическое, социально-экономическое и религиозно-духовное развитие».
Россия в начале XVII в. Смута: причины, хронологические рамки и последствия.
Политическое развитие России во второй половине XVII в. Становление абсолютной монархии.
Внешняя политика России в XVII веке.
| М, П, Д.
| ОК-1 ОК-9
ОК-10
| 6
| 2
| 2
| Тема 5. «Россия в XVIII веке».
Лекция 6. «Россия в XVIII веке».
1. Социально-экономическое, политическое и международное положение России на рубеже XVII-XVIII вв.
2. Реформы Петра I. Формирование абсолютной монархии.
3. Екатерина II. Политика просвещенного абсолютизма.
4. Внешняя политика Российской Империи в XVIII в.
| М, П, Д, ПБ.
| ОК-1 ОК-9
ОК-10
| 7
| 2
| -
| Тема 6. «Российская империя в первой половине XIX века».
Лекция 7. «Российская империя в первой половине XIX века».
Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX века.
Внутренняя политика Александра I и Николая I.
Общественные движения в 30 -50 –х гг. XIX века.
Внешняя политика Российской Империи в 1 половине XIX в.
| М, П, Д, ПБ.
| ОК-1 ОК-9
ОК-10
| 8
| 2
| -
| Тема 7. «Российская империя во второй половине XIX века».
Лекция 8. «Российская империя во второй половине XIX века».
Реформы 1860-х – 1870-х гг.
Контрреформы 1880-х – 1890-х гг.
Общественно-политические движения во второй половине XIX в.
Внешняя политика Российской Империи во второй половине XIX в.
| М, П, Д.
| ОК-1 ОК-9
ОК-10
| 9
| 2
| -
| Тема 8. «Россия в начале ХХ века. 1900 – 1917 гг.».
Лекция 9. «Россия в начале ХХ века. 1900 – 1917 гг.».
Нарастание социально-экономических и политических противоречий в России. Революция 1905 – 1907 гг.
Третьеиюньская монархия. Реформы П.А. Столыпина.
Первая мировая война. Участие России в войне.
| М, П, Д.
| ОК-1 ОК-9
ОК-10
| 10-18 10
| 18 2
| - -
| Модуль 2. «История России ХХ – начала XXI вв.». Тема 9. «Советская Россия в 1917 – 1939 гг.».
Лекция 1. «Советская Россия в 1917 – 1939 гг.».
Февральская революция в России. Падение самодержавия.
Россия в феврале – октябре 1917 г. Октябрьская революция.
| М, П, Д, ПБ.
| ОК-1 ОК-9
ОК-10
| 11
| 2
| -
| Тема 9. «Советская Россия в 1917 – 1939 гг.».
Лекция 2. «Советская Россия в 1917 – 1939 гг.».
Гражданская война и иностранная военная интервенция: причины, характер, состав и борьба противоборствующих сил, социально-экономические и политические последствия.
Политика «военного коммунизма»: сущность, основные черты, значение.
| М, П, Д.
| ОК-1 ОК-9
ОК-10
| 12
| 2
| -
| Тема 9. «Советская Россия в 1917 – 1939 гг.».
Лекция 3. «Советская Россия в 1917 – 1939 гг.».
Экономический и политический кризис начала 20-х гг. Переход к новой экономической политике.
СССР на путях форсированного строительства социализма: индустриализация и коллективизация.
Формирование тоталитарного режима в 30-е годы.
| М, П, Д, ПБ.
| ОК-1 ОК-9
ОК-10
| 13
| 2
| -
| Тема 10. «СССР в годы Второй мировой, Великой Отечественной войны и первые послевоенные годы (1939 – 1953 гг.)».
Лекция 4. «СССР в годы Второй мировой, Великой Отечественной войны и первые послевоенные годы (1939 – 1953 гг.)».
Вторая мировая война: причины, характер, этапы. Внешняя политика СССР накануне и в начальный период второй мировой войны.
Великая Отечественная война: характер, периодизация, основные этапы.
Итоги и уроки второй мировой и Великой Отечественной войн.
| М, П, Д.
| ОК-1 ОК-9
ОК-10
| 14
| 2
| -
| Тема 10. «СССР в годы второй мировой, Великой Отечественной войны и первые послевоенные годы (1939 – 1953 гг.)».
Лекция 5. «СССР в годы Второй мировой, Великой Отечественной войны и первые послевоенные годы (1939 – 1953 гг.)».
Международные отношения и проблемы внешней политики СССР в послевоенные годы.
Развитие СССР в послевоенные годы: восстановление народного хозяйства и общественные отношения
| М, П, Д, ПБ.
| ОК-1 ОК-9
ОК-10
| 15
| 2
| -
| Тема 11. «СССР 1953 – 1991 гг.: От попыток реформ к крушению советской системы».
Лекция 6. «СССР 1953 – 1991 гг.: От попыток реформ к крушению советской системы».
Десятилетие Н.С. Хрущева (1953 - 1964 гг.). Реформы общественно-политической и экономической сферы.
СССР в 1964 – 1985 гг. Стагнация советской системы.
| М, П, Д, ПБ.
| ОК-1 ОК-9
ОК-10
| 16
| 2
| -
| Тема 11. «СССР 1953 – 1991 гг.: От попыток реформ к крушению советской системы».
Лекция 7. «СССР 1953 – 1991 гг.: От попыток реформ к крушению советской системы».
Политическое и социально-экономическое развитие СССР в период перестройки.
Распад СССР и его общественно-политические, экономические и международные последствия.
| М, П, Д, ПБ.
| ОК-1 ОК-9
ОК-10
| 17
| 2
| -
| Тема 12. «Россия на пути радикальной социально-экономической и политической модернизации (1991 – 2010 гг.)».
Лекция 8. «Россия на пути радикальной социально-экономической и политической модернизации (1991 – 2010 гг.)».
Демонтаж союзной государственности. Политическое развитие России в 1992 г. – начале XXI века.
Экономическое реформирование России.
| М, П, Д, ПБ.
| ОК-1 ОК-9
ОК-10
| 18
| 2
| -
| Тема 12. «Россия на пути радикальной социально-экономической и политической модернизации (1991 – 2010 гг.)».
Лекция 9. «Россия на пути радикальной социально-экономической и политической модернизации (1991 – 2010 гг.)».
Внешнеполитическая деятельность Российской Федерации в современных условиях. Отношения с СНГ.
Отношения с Евросоюзом, НАТО и США.
Борьба с международным терроризмом.
| М, П, Д, ПБ.
| ОК-1 ОК-9
ОК-10
|
|
|
| Практические занятия /семинары
|
|
| 1-10 2
| 10
2
| -
-
| Модуль 1. «История России IX – начала ХХ вв.».
Тема 1. «Предмет, методология и задачи исторической науки. Древняя Русь IX – XIII вв.».
Семинар 1. «Предмет, методология и задачи исторической науки. Древняя Русь IX – XIII вв.».
Предмет, принципы, методы изучения и социальные функции исторической науки.
Основные методологические подходы к изучению истории.
| Д, И, Э.
| ОК-1 ОК-9
ОК-10
| 4
| 2
| -
| Тема 1. «Предмет, методология и задачи исторической науки. Древняя Русь IX – XIII вв.».
Семинар 1. «Предмет, методология и задачи исторической науки. Древняя Русь IX – XIII вв.».
Проблемы происхождения восточных славян. Образование Древнерусского государства. Дискуссия о призвании варягов.
Социально-политические и экономические отношения в Киевской Руси.
Причины феодальной раздробленности. Русские земли и княжества в XII-XIII вв.
Борьба Руси за независимость в XIII веке.
| Д, И, Э.
| ОК-1 ОК-9
ОК-10
| 6
| 2
| -
| Тема 2. «Единое российское государство в XIV – XVII вв.».
Семинар 3. «Единое российское государство в XIV – XVII вв.».
Основные этапы и особенности процесса объединения русских земель Москвой. Социально-экономический и политический строй Российского единого государства в первой трети XVI в.
Реформы 1530-50-х гг. и политика опричнины Ивана IV Грозного. Цели и основные направления внешней политики в XVI в.
Россия в начале XVII в. «Смута»: причины, этапы, последствия. Российское государство и общество в XVII в.: новые явления в хозяйственной жизни, социальные движения, церковный раскол.
Политическое развитие России в XVII в. Становление абсолютной монархии. Внешняя политика России в XVII в.
| Д, И, Э.
| ОК-1 ОК-9
ОК-10
| 8
| 2
| -
| Тема 3. «Российская Империя в XVIII веке».
Семинар 4. «Российская Империя в XVIII веке».
Основные направления петровской модернизации.
Внешняя политика России в первой четвери XVIII в. Северная война.
Содержание и результаты политики «Просвещенного абсолютизма» Екатерины II. Сословная политика и экономические отношения в Российской Империи второй половины XVIII века.
Цели и направления внешней политики Российской Империи второй половины XVIII века.
| Д, И, Э.
| ОК-1 ОК-9
ОК-10
| 10
| 2
| -
| Тема 4. «Российская Империя в XIX веке».
Семинар 5. «Российская Империя в XIX веке».
Социально-экономическое развитие Российской Империи в XIX веке.
Внутренняя политика Российской Империи в XIX веке. Эволюция политического режима. Реформы и контрреформы.
Общественная мысль и общественное движение в XIX веке: декабристы, западники, славянофилы, консерваторы, либералы, революционные демократы.
Проблемы и противоречия внешней политики России во второй половине XIX века.
| Д, И, Э.
| ОК-1 ОК-9
ОК-10
| 11-18
12
| 8 2
| - -
| Модуль 2. «История России ХХ – начала XXI вв.». Тема 5. «Российская Империя на рубеже XIX – XX вв. Кризис и падение самодержавия».
Семинар 1. «Российская Империя в конце XIX – начале XX вв.».
Революция 1905 – 1907 гг.: причины, этапы, итоги.
Третьеиюньская монархия. Реформы П.А. Столыпина.
Первая мировая война: причины, характер. Участие России в войне.
Февральская революция 1917 г. Поляризация политических сил в период от февраля к октябрю 1917 г.
Октябрь 1917 г. Формирование новой системы власти в 1917 – 1918 гг.
| Д, И, Э.
| ОК-1 ОК-9
ОК-10
| 14
| 2
| -
| Тема 6. «Советская Россия в 1917 – 1939 гг.».
Семинар 2. «Советская Россия в 1917 – 1939 гг.».
Гражданская война и интервенция: причины, состав противостоящих сил, итоги. Политика «Военного коммунизма».
Новая экономическая политика: основные направления и сущность. Политический режим в условиях НЭПа.
Индустриализация и коллективизация: содержание процессов, основные этапы и результаты.
Общественно-политическое развитие СССР в 1930-е годы. Сталинизм: предпосылки возникновения, сущность, последствия.
Внешняя политика СССР в 1930-е гг.
| Д, И, Э.
| ОК-1 ОК-9
ОК-10
| 16
| 2
| -
| Тема 7. «СССР во второй половине ХХ века (1939 – 1991 гг.)».
Семинар 3. «СССР во второй половине ХХ века (1939 – 1991 гг.)».
Великая отечественная война 1941 – 1945 гг.: причины, характер, основные этапы. Советский тыл и экономика в годы войны. Историческое значение Победы.
Социально-экономическое развитие страны в 1945 – 1953 гг. после войны. Реформы экономики СССР в 1950-х -1980-х гг.
Политический режим в 1945 – 1953 гг. Политическое развитие СССР в 1950-х – 1980-х гг.
Внешняя политика СССР во второй половине ХХ века. «Холодная война»: причины, этапы, содержание.
| Д, И, Э.
| ОК-1 ОК-9
ОК-10
| 18
| 2
| -
| Тема 8. «Постсоветская Россия (1991 – начало XXI века)».
Семинар 4. «Постсоветская Россия (1991 – начало XXI века)».
Цели, основные направления, этапы и итоги экономической реформы 90-х годов. Дефолт 1998 г. Экономический курс 2000-х гг.
Социально-политическое развитие России в 1990-е – 2000-е гг. Реформы структур государственной власти. Борьба с терроризмом.
Внешняя политика РФ 1990-х – 2000-х гг. Отношения с ближним и дальним зарубежьем.
| Д, И, Э.
| ОК-1 ОК-9
ОК-10
| |