1. Цели и задачи дисциплины





Название1. Цели и задачи дисциплины
страница1/7
Дата публикации16.09.2014
Размер0.92 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > История > Документы
  1   2   3   4   5   6   7





1. Цели и задачи дисциплины

1.1. Цель, задачи дисциплины, ее место в подготовке бакалавра, специалиста (с учетом требований ФГОС)

Отечественная история как учебная дисциплина имеет важное значение для общеобразовательной и специальной подготовки высококвалифицированных специалистов. История России играет важную роль в формировании научного мировоззрения, в познании объективных законов развития человеческого общества, в воспитании патриотизма, интернационализма, трудовых и нравственных качеств личности. Важным аспектом изучения отечественной истории является формирование исторического мышления, что помогает видеть общество в историческом развитии, оценивать явления общественно-политической и социально-экономической жизни по отношению к их прошлому и соотносить с последующим ходом развития событий.

Цель изучения дисциплины: дать представление об основных этапах и содержании истории России с древнейших времен до наших дней, показать взаимосвязь отечественной и мировой истории, место и роль России в мировой цивилизации.

Задачи изучения дисциплины:

  • формирование представлений у студентов об этапах и специфике исторического развития России;

  • закрепление знаний о закономерностях социально-экономического и политического развития страны и ее народов;

  • освоение студентами базовых категорий и понятий исторической науки;

  • усвоение студентами основ исторического мышления, целостного видения исторического процесса.




    1. Требования к уровню усвоения дисциплины

Студент должен знать фактический материал, характеризующий социально-экономическое и политическое развитие России на всех этапах её исторического развития, движущие силы и закономерности исторического процесса; основные исторические факты, даты, имена выдающихся политических деятелей; основные концепции объясняющие место человека в историческом процессе и политической организации общества.

Студент должен уметь объективно оценивать историческую информацию, самостоятельно анализировать исторические источники; использовать полученные исторические знания в профессиональной деятельности; логически грамотно выражать и аргументировано обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому; самостоятельно работать с научной и учебной исторической литературой; свободно оперировать историческими понятиями при анализе исторических событий и фактов.

Студент должен владеть терминологическим аппаратом исторической науки в объеме, необходимом для выражения собственной позиции по историческим проблемам, ведения дискуссии и полемики, анализа логики различного рода суждений по проблемам прошлого России и других стран; навыками письменного и устного аргументированного изложения собственной точки зрения по проблемам истории; навыками критического восприятия исторической информации.

У студента должны быть сформированы следующие общекультурные компетенции (ОК): способность владеть культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1); способность использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-9); способность анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-10); способность анализировать состояния и динамику объектов деятельности с использованием необходимых методов и средств анализа (ПК-1) .



    1. Связь с другими дисциплинами Учебного плана

      Перечень действующих и предшествующих дисциплин

      Перечень последующих дисциплин, видов работ




      История экономики

      Политология

  1. Содержание дисциплины, способы и методы учебной деятельности преподавателя


Методы обучения – система последовательных, взаимосвязанных действий, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие способностей студентов, овладение ими средствами самообразования и самообучения; обеспечивают цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия преподавателя и студента; направлены на приобретение знаний, формирование умений, навыков, их закрепление и контроль.

Монологический (изложение теоретического материала в форме монолога)

М

Показательный (изложение материала с приемами показа)

П

Диалогический (изложение материала в форме беседы с вопросами и ответами)

Д

Эвристический (частично поисковый) (под руководством преподавателя студенты рассуждают, решают возникающие вопросы, анализируют, обобщают, делают выводы и решают поставленную задачу)

Э

Проблемное изложение (преподаватель ставит проблему и раскрывает доказательно пути ее решения)

ПБ

Исследовательский (студенты самостоятельно добывают знания в процессе разрешения проблемы, сравнивая различные варианты ее решения)

И

Программированный (организация аудиторной и самостоятельной работы студентов осуществляется в индивидуальном темпе и под контролем специальных технических средств)

ПГ

Другой метод, используемый преподавателем (формируется самостоятельно), при этом в п.п. 2.1.-2.4. дается его наименование, необходимые пояснения




Приведенные в таблице сокращения обозначения педагогических методов используются составителем Рабочей программы для заполнения п.п. 2.1., 2.2. и 2.3. в столбце «Методы».


    1. Аудиторные занятия очной формы обучения (лекции, семинарские занятия)

Неделя

Кол. час

в том числе в интерактивной форме, час.

Вид занятия, модуль, тема и краткое содержание

Методы

Реализуемые компетенции










Лекции







1-9
1

18
2

2
-

Модуль 1. «История России IX – начала ХХ вв.».
Тема 1. «Предмет, методология и задачи исторической науки. Древняя Русь IX – XIII вв.».

Лекция 1. «Введение в курс истории России. Древняя Русь IX – XIII вв.».

  1. Предмет, методология и задачи исторической науки и курса Отечественной истории.

  2. Проблемы этногенеза восточных славян. Зарождение древнерусского государства и цивилизации.

М, П, Д , ПБ.

ОК-1 ОК-9

ОК-10


2

2

-

Тема 2. «Феодальная раздробленность на Руси».

Лекция 2. «Феодальная раздробленность на Руси».

  1. Феодальная раздробленность. Русские земли и княжества в XII-XIII вв.

  2. Борьба Руси за независимость в XIII веке.

М, П, Д.

ОК-1 ОК-9

ОК-10


3

2

-

Тема 3. «Формирование российского государства и цивилизации в период позднего средневековья (XIV – XVI вв.)».

Лекция 3. «Формирование российского государства и цивилизации в период позднего средневековья (XIV – XVI вв.)».

  1. Объединение русских земель вокруг Москвы. Образование Российского государства.

  2. Формирование централизованного аппарата власти, финансовой и судебной систем. Судебник 1497 г.

М, П, Д, ПБ.

ОК-1 ОК-9

ОК-10


4

2

-

Тема 3. «Формирование российского государства и цивилизации в период позднего средневековья (XIV – XVI вв.)».

Лекция 4. «Формирование российского государства и цивилизации в период позднего средневековья (XIV – XVI вв.)».

  1. Московское государство в XVI веке: социально-экономическое развитие.

  2. Иван Грозный. Реформы 30-50-х гг. и их значение.

  3. Цели и основные направления внешней политики в XVI в.

М, П, Д.

ОК-1 ОК-9

ОК-10


5

2

-

Тема 4. «Россия в XVII веке: политическое, социально-экономическое и религиозно-духовное развитие».

Лекция 5. «Россия в XVII веке: политическое, социально-экономическое и религиозно-духовное развитие».

  1. Россия в начале XVII в. Смута: причины, хронологические рамки и последствия.

  2. Политическое развитие России во второй половине XVII в. Становление абсолютной монархии.

  3. Внешняя политика России в XVII веке.

М, П, Д.

ОК-1 ОК-9

ОК-10


6

2

2

Тема 5. «Россия в XVIII веке».

Лекция 6. «Россия в XVIII веке».

1. Социально-экономическое, политическое и международное положение России на рубеже XVII-XVIII вв.

2. Реформы Петра I. Формирование абсолютной монархии.

3. Екатерина II. Политика просвещенного абсолютизма.

4. Внешняя политика Российской Империи в XVIII в.

М, П, Д, ПБ.

ОК-1 ОК-9

ОК-10


7

2

-

Тема 6. «Российская империя в первой половине XIX века».

Лекция 7. «Российская империя в первой половине XIX века».

  1. Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX века.

  2. Внутренняя политика Александра I и Николая I.

  3. Общественные движения в 30 -50 –х гг. XIX века.

  4. Внешняя политика Российской Империи в 1 половине XIX в.

М, П, Д, ПБ.

ОК-1 ОК-9

ОК-10


8

2

-

Тема 7. «Российская империя во второй половине XIX века».

Лекция 8. «Российская империя во второй половине XIX века».

  1. Реформы 1860-х – 1870-х гг.

  2. Контрреформы 1880-х – 1890-х гг.

  3. Общественно-политические движения во второй половине XIX в.

  4. Внешняя политика Российской Империи во второй половине XIX в.

М, П, Д.

ОК-1 ОК-9

ОК-10


9

2

-

Тема 8. «Россия в начале ХХ века. 1900 – 1917 гг.».

Лекция 9. «Россия в начале ХХ века. 1900 – 1917 гг.».

  1. Нарастание социально-экономических и политических противоречий в России. Революция 1905 – 1907 гг.

  2. Третьеиюньская монархия. Реформы П.А. Столыпина.

  3. Первая мировая война. Участие России в войне.

М, П, Д.

ОК-1 ОК-9

ОК-10


10-18
10

18
2

-
-

Модуль 2. «История России ХХ – начала XXI вв.».
Тема 9. «Советская Россия в 1917 – 1939 гг.».

Лекция 1. «Советская Россия в 1917 – 1939 гг.».

  1. Февральская революция в России. Падение самодержавия.

  2. Россия в феврале – октябре 1917 г. Октябрьская революция.

М, П, Д, ПБ.

ОК-1 ОК-9

ОК-10


11

2

-

Тема 9. «Советская Россия в 1917 – 1939 гг.».

Лекция 2. «Советская Россия в 1917 – 1939 гг.».

  1. Гражданская война и иностранная военная интервенция: причины, характер, состав и борьба противоборствующих сил, социально-экономические и политические последствия.

  2. Политика «военного коммунизма»: сущность, основные черты, значение.

М, П, Д.

ОК-1 ОК-9

ОК-10


12

2

-

Тема 9. «Советская Россия в 1917 – 1939 гг.».

Лекция 3. «Советская Россия в 1917 – 1939 гг.».

  1. Экономический и политический кризис начала 20-х гг. Переход к новой экономической политике.

  2. СССР на путях форсированного строительства социализма: индустриализация и коллективизация.

  3. Формирование тоталитарного режима в 30-е годы.




М, П, Д, ПБ.

ОК-1 ОК-9

ОК-10


13

2

-

Тема 10. «СССР в годы Второй мировой, Великой Отечественной войны и первые послевоенные годы (1939 – 1953 гг.)».

Лекция 4. «СССР в годы Второй мировой, Великой Отечественной войны и первые послевоенные годы (1939 – 1953 гг.)».

  1. Вторая мировая война: причины, характер, этапы. Внешняя политика СССР накануне и в начальный период второй мировой войны.

  2. Великая Отечественная война: характер, периодизация, основные этапы.

  3. Итоги и уроки второй мировой и Великой Отечественной войн.




М, П, Д.

ОК-1 ОК-9

ОК-10


14

2

-

Тема 10. «СССР в годы второй мировой, Великой Отечественной войны и первые послевоенные годы (1939 – 1953 гг.)».

Лекция 5. «СССР в годы Второй мировой, Великой Отечественной войны и первые послевоенные годы (1939 – 1953 гг.)».

  1. Международные отношения и проблемы внешней политики СССР в послевоенные годы.

  2. Развитие СССР в послевоенные годы: восстановление народного хозяйства и общественные отношения




М, П, Д, ПБ.

ОК-1 ОК-9

ОК-10


15

2

-

Тема 11. «СССР 1953 – 1991 гг.: От попыток реформ к крушению советской системы».

Лекция 6. «СССР 1953 – 1991 гг.: От попыток реформ к крушению советской системы».

  1. Десятилетие Н.С. Хрущева (1953 - 1964 гг.). Реформы общественно-политической и экономической сферы.

  2. СССР в 1964 – 1985 гг. Стагнация советской системы.




М, П, Д, ПБ.

ОК-1 ОК-9

ОК-10


16

2

-

Тема 11. «СССР 1953 – 1991 гг.: От попыток реформ к крушению советской системы».

Лекция 7. «СССР 1953 – 1991 гг.: От попыток реформ к крушению советской системы».

  1. Политическое и социально-экономическое развитие СССР в период перестройки.

  2. Распад СССР и его общественно-политические, экономические и международные последствия.

М, П, Д, ПБ.

ОК-1 ОК-9

ОК-10


17

2

-

Тема 12. «Россия на пути радикальной социально-экономической и политической модернизации (1991 – 2010 гг.)».

Лекция 8. «Россия на пути радикальной социально-экономической и политической модернизации (1991 – 2010 гг.)».

  1. Демонтаж союзной государственности. Политическое развитие России в 1992 г. – начале XXI века.

  2. Экономическое реформирование России.




М, П, Д, ПБ.

ОК-1 ОК-9

ОК-10


18

2

-

Тема 12. «Россия на пути радикальной социально-экономической и политической модернизации (1991 – 2010 гг.)».

Лекция 9. «Россия на пути радикальной социально-экономической и политической модернизации (1991 – 2010 гг.)».

  1. Внешнеполитическая деятельность Российской Федерации в современных условиях. Отношения с СНГ.

  2. Отношения с Евросоюзом, НАТО и США.

  3. Борьба с международным терроризмом.

М, П, Д, ПБ.

ОК-1 ОК-9

ОК-10











Практические занятия /семинары







1-10
2

10

2

-

-

Модуль 1. «История России IX – начала ХХ вв.».

Тема 1. «Предмет, методология и задачи исторической науки. Древняя Русь IX – XIII вв.».

Семинар 1. «Предмет, методология и задачи исторической науки. Древняя Русь IX – XIII вв.».

  1. Предмет, принципы, методы изучения и социальные функции исторической науки.

  2. Основные методологические подходы к изучению истории.

Д, И, Э.

ОК-1 ОК-9

ОК-10


4

2

-

Тема 1. «Предмет, методология и задачи исторической науки. Древняя Русь IX – XIII вв.».

Семинар 1. «Предмет, методология и задачи исторической науки. Древняя Русь IX – XIII вв.».

  1. Проблемы происхождения восточных славян. Образование Древнерусского государства. Дискуссия о призвании варягов.

  2. Социально-политические и экономические отношения в Киевской Руси.

  3. Причины феодальной раздробленности. Русские земли и княжества в XII-XIII вв.

  4. Борьба Руси за независимость в XIII веке.

Д, И, Э.

ОК-1 ОК-9

ОК-10


6

2

-

Тема 2. «Единое российское государство в XIV – XVII вв.».

Семинар 3. «Единое российское государство в XIV – XVII вв.».

  1. Основные этапы и особенности процесса объединения русских земель Москвой. Социально-экономический и политический строй Российского единого государства в первой трети XVI в.

  2. Реформы 1530-50-х гг. и политика опричнины Ивана IV Грозного. Цели и основные направления внешней политики в XVI в.

  3. Россия в начале XVII в. «Смута»: причины, этапы, последствия. Российское государство и общество в XVII в.: новые явления в хозяйственной жизни, социальные движения, церковный раскол.

  4. Политическое развитие России в XVII в. Становление абсолютной монархии. Внешняя политика России в XVII в.




Д, И, Э.

ОК-1 ОК-9

ОК-10


8

2

-

Тема 3. «Российская Империя в XVIII веке».

Семинар 4. «Российская Империя в XVIII веке».

  1. Основные направления петровской модернизации.

  2. Внешняя политика России в первой четвери XVIII в. Северная война.

  3. Содержание и результаты политики «Просвещенного абсолютизма» Екатерины II. Сословная политика и экономические отношения в Российской Империи второй половины XVIII века.

  4. Цели и направления внешней политики Российской Империи второй половины XVIII века.

Д, И, Э.

ОК-1 ОК-9

ОК-10


10

2

-

Тема 4. «Российская Империя в XIX веке».

Семинар 5. «Российская Империя в XIX веке».

  1. Социально-экономическое развитие Российской Империи в XIX веке.

  2. Внутренняя политика Российской Империи в XIX веке. Эволюция политического режима. Реформы и контрреформы.

  3. Общественная мысль и общественное движение в XIX веке: декабристы, западники, славянофилы, консерваторы, либералы, революционные демократы.

  4. Проблемы и противоречия внешней политики России во второй половине XIX века.

Д, И, Э.

ОК-1 ОК-9

ОК-10


11-18

12

8
2

-
-

Модуль 2. «История России ХХ – начала XXI вв.».
Тема 5. «Российская Империя на рубеже XIX – XX вв. Кризис и падение самодержавия».

Семинар 1. «Российская Империя в конце XIX – начале XX вв.».

  1. Революция 1905 – 1907 гг.: причины, этапы, итоги.

  2. Третьеиюньская монархия. Реформы П.А. Столыпина.

  3. Первая мировая война: причины, характер. Участие России в войне.

  4. Февральская революция 1917 г. Поляризация политических сил в период от февраля к октябрю 1917 г.

  5. Октябрь 1917 г. Формирование новой системы власти в 1917 – 1918 гг.

Д, И, Э.

ОК-1 ОК-9

ОК-10


14

2

-

Тема 6. «Советская Россия в 1917 – 1939 гг.».

Семинар 2. «Советская Россия в 1917 – 1939 гг.».

  1. Гражданская война и интервенция: причины, состав противостоящих сил, итоги. Политика «Военного коммунизма».

  2. Новая экономическая политика: основные направления и сущность. Политический режим в условиях НЭПа.

  3. Индустриализация и коллективизация: содержание процессов, основные этапы и результаты.

  4. Общественно-политическое развитие СССР в 1930-е годы. Сталинизм: предпосылки возникновения, сущность, последствия.

  5. Внешняя политика СССР в 1930-е гг.

Д, И, Э.

ОК-1 ОК-9

ОК-10


16

2

-

Тема 7. «СССР во второй половине ХХ века (1939 – 1991 гг.)».

Семинар 3. «СССР во второй половине ХХ века (1939 – 1991 гг.)».

  1. Великая отечественная война 1941 – 1945 гг.: причины, характер, основные этапы. Советский тыл и экономика в годы войны. Историческое значение Победы.

  2. Социально-экономическое развитие страны в 1945 – 1953 гг. после войны. Реформы экономики СССР в 1950-х -1980-х гг.

  3. Политический режим в 1945 – 1953 гг. Политическое развитие СССР в 1950-х – 1980-х гг.

  4. Внешняя политика СССР во второй половине ХХ века. «Холодная война»: причины, этапы, содержание.

Д, И, Э.

ОК-1 ОК-9

ОК-10


18

2

-

Тема 8. «Постсоветская Россия (1991 – начало XXI века)».

Семинар 4. «Постсоветская Россия (1991 – начало XXI века)».

  1. Цели, основные направления, этапы и итоги экономической реформы 90-х годов. Дефолт 1998 г. Экономический курс 2000-х гг.

  2. Социально-политическое развитие России в 1990-е – 2000-е гг. Реформы структур государственной власти. Борьба с терроризмом.

  3. Внешняя политика РФ 1990-х – 2000-х гг. Отношения с ближним и дальним зарубежьем.

Д, И, Э.

ОК-1 ОК-9

ОК-10

  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1. Цели и задачи дисциплины iconУчебно-методический комплекс опд. Ф. 12 Социальная педагогика (указывается...
Для реализации поставленной цели необходимо последовательно решить следующие основные учебные задачи
1. Цели и задачи дисциплины icon1. Цели и задачи дисциплины
Цель. Задачи дисциплины, ее место в подготовке специалиста (с учетом квалификационных требований фгос)
1. Цели и задачи дисциплины icon1. Цели и задачи дисциплины
Цель, задачи дисциплины, ее место в подготовке бакалавра (с учетом квалификационных требований фгос)
1. Цели и задачи дисциплины icon1. Цели и задачи дисциплины
Цель. Задачи дисциплины, ее место в подготовке магистра (с учетом квалификационных требований фгос)
1. Цели и задачи дисциплины icon1. Цели и задачи дисциплины
Цель, задачи дисциплины, ее место в подготовке бакалавра, специалиста (с учетом требований фгос)
1. Цели и задачи дисциплины icon1. Цели и задачи дисциплины
Цель. Задачи дисциплины, ее место в подготовке специалиста (с учетом квалификационных требований гос)
1. Цели и задачи дисциплины icon1. Цели и задачи дисциплины
Цель. Задачи дисциплины, ее место в подготовке бакалавра (с учетом квалификационных требований гос)
1. Цели и задачи дисциплины icon1. Цели и задачи дисциплины
Цель, задачи дисциплины, ее место в подготовке бакалавра, специалиста (с учетом требований фгос)
1. Цели и задачи дисциплины icon1. Цели и задачи дисциплины
Цель, задачи дисциплины, ее место в подготовке бакалавра, специалиста (с учетом требований фгос)
1. Цели и задачи дисциплины icon1. Цели и задачи дисциплины
Цель. Задачи дисциплины, ее место в подготовке специалиста (с учетом квалификационных требований гос)
1. Цели и задачи дисциплины icon1. Цели и задачи дисциплины
Цель, задачи дисциплины, ее место в подготовке бакалавра, специалиста (с учетом требований фгос)
1. Цели и задачи дисциплины icon1. Цели и задачи дисциплины
Цель. Задачи дисциплины, ее место в подготовке бакалавра (с учетом квалификационных требований фгос)
1. Цели и задачи дисциплины icon1. Цели и задачи дисциплины
Цель, задачи дисциплины, ее место в подготовке магистра (с учетом квалификационных требований фгос)
1. Цели и задачи дисциплины icon1. Цели и задачи дисциплины
Цель, задачи дисциплины, её место в подготовке бакалавра, специалиста (с учетом требований фгос)
1. Цели и задачи дисциплины icon1. Цели и задачи дисциплины
Цель. Задачи дисциплины, ее место в подготовке специалиста (с учетом квалификационных требований фгос)
1. Цели и задачи дисциплины icon3. 1 Цели и задачи дисциплины
Цель. Задачи дисциплины, ее место в подготовке специалиста (с учетом квалификационных требований гос)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск