№ п/п
|
Тема урока
| Кол. час
|
Содержание образования
|
Характеристика деятельности учащегося
|
Виды контроля
|
Планируемый результат
|
Дом. задание
|
Дата проведения
План Факт
|
1.
| Введение. Литература как искусство слова.
| 1
| Место худож. лит-ры в общественной жизни и культуре России. Национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир рус. лит-ры,ее гуманизм, гражданский пафос. Национальная самобытность рус.лит-ры. Рус.лит-ра в контексте мировой. Эпохи развития лит-ры. Понятие о литер-м процессе.
| Рецеп.: чтение вступит. статьи учебника; репродукт.: составление таблицы, ответ на вопрос «В чем цель изучения лит-ры в 9 кл.?»; продукт., творч.: устное соч-е «Литература- необходимая составная часть истории»; поиск.: самостоятельный поиск ответов на вопросы проблемного хар-ра; анализ высказывания.
| Чтение и анализ высказывания историка В.О.Ключевского: «Человек- главный предмет искусства.Художник изображает его так, как он сам себя выражает или пытается выразить. А человек любит выражать, обнаружить себя. Понятно его побуждение: мы любим понимать себя и стараемся, чтобы и другие понимали нас так, как мы себе представляемся». Согласны ли вы с мнением В.О.Ключевского, что «литература дает понимание себя»? Чтение вступит. статьи учебника. Составление хронолог. Таблицы «Основные периоды развития рус.лит-ры». Устное соч-е «Лит-ра- необходимая составная часть истории». Ответить на вопросы: что важнее- любить или знать лит-ру; как вы думаете, любовь к лит-ре- вещь обязательная?
| Знать: образную природу словесного ис-ва, роль лит-ры в общественной и культурной жизни, особенности литер-го процесса;
понимать: историю лит-ры как совокупность произв-й народа; связь лит-ры с обществ-й и культур-й жизнью данной эпохи, наличие и развитие в лит-ре определенных традиций; уметь: аргументировано отвечать на вопросы, строить монологическое высказывание, отбирать необходимый материал для таблицы.
| Читать «Слово о полку Игореве»; пересказывать статьи «Древнерусская лит-ра» по самостоятельно составлен-му плану.
Инд.з.: --пересказать очерк Лихачева, -подготовить сообщение об истории открытия «Слова».
| 4.09
|
|
2.
| Из древнерусской литературы. «Слово о полку Игореве - величайший памятник древнерусской литературы.
| 1
| Открытие «Слова..». его издание и изучение. Вопрос о времени создания и авторстве. Историческая основа памятника, его сюжет. Жанр и композиция.
| Репрод-я: пересказ статьи учебника «Древнерус. лит-ра» по самостоятельно составленному плану; пересказ очерка Д.Лихачева; сообщение об истории открытия «Слова», ответы на вопросы;
Поисковая: установление ассоциатив. Связей «Слова о полку Игореве» с произв-ми В.Васнецова, В.Серова, гравюрами В.Фаворского;
Исслед-я: сопоставление «Слова» с летописными источниками.
| Составление плана «Слова о полку Игореве».Сопоставление с летописными источниками. Историк С.Соловьев утверждал, что автор верен своему обещанию рассказывать по «былинам», поэтому его рассказ совершенно одинаков с рассказом летописца.Согласны ли вы с этим утверждением?Верно ли то, что подробностей похода Игоря гораздо больше в летописи, нежели в «Слове»?
| Знать: историч-ю основу памятника. Историю его открытия, содержание произв-я;
понимать: жанровые особенности «Слова»; уметь: строить монологическое высказывание, сост-ть план прочитанного, выделить смысловые части, уметь сопоставлять произв-я изобр-го ис-ва и летописные источники с текстами произв-я.
| Определить в тексте «Слова» композиционные части. Инд.: выразит. чтение отрывков «Вступления», «Золотого слова Святослава». Письменно доказать, что «Слово..» - воинская повесть.
| 7.09
|
|
3,4
| «За землю Русскую». Осмысление текста памятника.(2 час.)
| 2
| Образ русской земли и нравственно-патриотическая идея «Слова..».
| Рецеп-я: чтение и полноценное восприятие худож-го текста;
Репрод-я: осмысление сюжета произв-я;
Продукт, творч.: выразительное чтение, ответ на вопрос: согласны ли вы с тем, что «Слово о полку Игореве»-воинская повесть»; Поисковая: комментир-е чтение текста произв-я, установление ассоциат. Связь «Слова» с произв-ми В.Васнецова. В.Серова, В.Фаворского; исслед-я: анализ худож. текста произв-я.
| Аналитическое чтение и ответы на вопросы:по каким событиям ученые смогли точно установить время написания произведения; какие исторические лица изображены реалистически, а какие идеализированы?
| Знать: жанр и композицию произв-я, нравственно- патриотическую идею «Слова»; понимать: в чем заключается патриотизм произв-я, какова роль изобразительно- выразит. средств в создании образа Родины в произв-и;
уметь: выделять смысловые части худож. текста, формулировать идею произв-я; выразительно читать, соблюдая нормы литерат-го произношения.
| Чтение текста поэмы.
Отв-ть на вопрос: «Как проявляется в «Золотом слове» Святослава идея произв-я?». Инд.: подготовить историч. справки о князьях, к которым обращ-ся в «Слове» автор.
| 8.09 11.09
|
|
5
| Вечные образы «Слова…»
| 1
| Образы русских князей. Характер князя Игоря. «Золотое слово» Святослава. Ярославна как идеальный образ русской женщины.
| Рецеп-я: чтение и полноценное восприятие произв-я; репродук-я: ответы на вопросы; продукт., творч.: рассуждение «Как прояв-ся в «Золотом слове»Святослава смысл произв-я?» сообщение «Исторические справки о князьях»; выразит. чтение эпизодов;
Поисковая: поиск ответа на проблемные вопросы: комментир. чтение худож. текста; установление ассоц. связей с произв-ми живописи; исслед-я: анализ текста по вопросам и заданиям.
| Составление характеристик героев, в том числе сопоставительной. Запись худож-х средств выразительности и определение их роли в тексте. Ответить на вопросы: как вы думаете, не идеализирует ли автор князя Игоря; согласны ли вы с мнением профессора В.Ф.Переверзева, что князь Игорь сознает свой долг перед Русью? Что символизирует плач Ярославны? Какова роль образа Ярославны в раскрытии идеи «Слова..»?
| Знать: приемы создания характеров героев, худож. средства выразительности; понимать: особенности воплощения автором образов князей, ярославны, патриотическую идею произв-я; уметь: характеризовать героя произв-я, опр-ть роль худож. средств выразительности для создания образа и выражения основной идеи произв-я.
| Чтение текста поэмы. Уст. соч-е «Каким предстает в тексте поэмы князь..» ( по выбору уч-ся). Выразит. чтение эпизода «Плач Ярославны». Инд.: сообщение о поэтич-х переложениях «Слова».
| 14.09
|
|
6
| Поэтическое искусство автора
| 1
| Символика «Слова..», своеобразие авторского стиля. «Слово..» и фольклорная традиция. Значение памятника для русской культуры. Переводы и переложения произведения.
| Репрод-я:ответы на вопросы репродукт-го хар-ра; продуктивная творч.: устные соч-я «Каким предстает в тексте поэмы князь..»; выразит. чтение плача Ярославны; поисковая:самостоят-й поиск ответов на проблемные вопросы; исслед-я: анализ текста по вопросам и заданиям; сопоставление текста произв-я и оперы А.П.Бородина.
| Устное соч-е «Каким престает в тексте поэмы князь».Анализ образа автора. Почему можно сказать, что автор-патриот? Доказать это примерами из текста. Поиск характерных примет авторского стиля. Какие отголоски языческой культуры вы можете обнаружить в произв-и? Как это характеризует автора? Ответить на вопрос: почему на протяжении веков не пропадает интерес к поэтическим переложениям «Слова..»?
| Знать : авторов поэтических периодов и переложений памятника, своеобразие авторского стиля;
понимать: образ автора в произв-и;
уметь: выявлять авторскую позицию, выразительно читать наизусть, строить монологическое высказывание, находить устно-поэтические и книжные элементы в речи автора; сопоставлять худож. текст и оперу А.Бородина.
| Наизусть «Плач Ярославны».
| 15.09
|
|
7
| Урок развития речи. Анализ эпизода «Плач Ярославны».
| 1
| Нравственно-патриотическая идея «Слова..». Ярославна как идеальный образ русской женщины. Символика «Слова..», своеобразие авторского стиля. «Слово..» и фольклорная традиция.
| Продукт-я, творч-я: создание соч-я; поиск-я: комментирование текста.
| Выразительное чтение наизусть «Плача Ярославны». Анализ эпизода.
| Знать: содержание фрагмента, особенности композиционного строения эпизода;
понимать: роль эпизода «Плач Ярославны» в идейном содержании произв-я; позицию автора и ее отражение в тексте;
уметь: комментировать эпизод; анализировать и интерпретировать текст с учетом авторской позиции; строить письменное высказывание; обосновывать собственную точку зрения.
| Подготовиться к итоговому уроку- игре по произведении. Груп.з.: подготовить макет книги: обложка, предисловие, иллюстрации и т.д.
| 18.09
|
|
8
| Урок контроля. Литературная игра «Мир Игоревой песни».
| 1
|
Историческая основа памятника. Жанр и композиция «Слова..». Образы русских князей. Символика «Слова..», своеобразие авторского стиля. Поэтическое мастерство автора. Переводы и переложения произведения.
| Продукт-я, творч-я: защита макета книги, иллюстраций выразит. чтение отрывков, подбор заголовков; поисковая: установление ассоц-х связей с произв-ми живописи и музыки; иссле-я: сопоставление «Слова» и русских летописей.
| Викторина по тексту произв-я. Защита макета книги. Выполнение заданий по станциям: 1.»Преданья старины глубокой» ( историческая основа произведения). 2. «Защитники Земли Русской»(герои «Слова..») 3. «Глубокий и скорбный лиризм» (поэтическое мастерство автора) 4. «Вечные образы» («Слово..» в искусстве).
| Знать: текст произв-я, худож. особенности, авторов поэтических переложений, значение памятников для истории русской культуры;
уметь: выражать свое отношение к прочитанному, понимать литературоведческий текст; сопоставлять «Слово» с произведениями музыки и живописи.
| Вспомнить и записать основные признаки классицизма, основные события и имена исторических деятелей 18 века. Прочитать статью учебника «Рус. лит-ра 18 века».
| 21.09
|
|
9.
| Из русской литературы 18 века. Характеристика русской литературы 18 века. Обзор (поэзия Ф.Прокоповича, сатиры А.Кантемира, теоретические и литературные труды В.Тредиаковского). Понятие о классицизме.
| 1
| Идейно-художественное своеобразие лит-ры эпохи Просвещения. Классицизм как литературное направление. Идея гражданского служения, прославление величия и могущества Российского гос-ва. Античность и классицизм.
| Рецеп.:чтение высказывания о лит-ре 18 века; репродукт.: ответы на вопросы учебника, осмысление высказывания искусствоведа Н.Рапацкой.
| Составление хронологической таблицы, викторина, работа со статьей учебника. Осмысление высказывания Н.Рапицкой: «Процесс развития искусства- это постоянное повторение пройденного, возвращение к ценностям прошедших эпох, их новое открытие, продиктованное потребностями духовной жизни». Как вы думаете, зачем современному читателю нужны знания о духовной жизни людей 18 века?
| Знать: признаки классицизма, особенности эпохи Просвещения, историческую обстановку, общую хар-ку лит-ры 18в.; понимать: роль лит-ры 18 века в последующем развитии культурных традиций; уметь: сопоставлять исторические факты и литерат. традиции; самостоятельно строить устное высказывание с опорой на критическую лит-ру.
| Пересказать статью учебника о М.В.Ломоносове. Выразит. чтение оды «На день восшествия Елизаветы на престол..»
| 22.09
|
|
10
11
| М.В.Ломоносов «Живое единство наук и художеств». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в оде «На день восшествия Елизаветы на престол».
| 2
| Жизнь и творчество (обзор). Ученый, поэт, реформатор рус. литер. языка.»На день восшествия Елизаветы на престол..». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в оде Ломоносова.
| Рецеп-я: чтение высказываний о Ломоносове;
Репродук-я: пересказ статьи учебника о Ломоносове, осмысление сюжета оды; продукт-я, творч.:выразит. чтение, развернутый письменный ответ на вопрос; поисковая: самост-й поиск ответа на проблем. вопрос; исслед-я: анализ текста оды; развернутые устные высказывания с опорой на литературоведческий текст.
| Отв-ть на вопросы: какие строки оды привлекли ваше внимание и почему? Что вы знаете об эстетической системе классицизма? Можете ли вы согласиться с тем, что в оде Ломоносова есть черты, которые выводят ее за пределы классицизма?
| Знать :факты жизни и творчества Ломоносова, характерные особенности оды как жанра лирической поэзии; понимать: идейно-худож-й смысл оды, восторженное отн-е к тайнам при роды, к науке, к просвещению; уметь: выразит. читать, выявлять авторскую позицию, строить письменное высказывание; определять смысловые части оды, выявлять композицию текста, находить метафоры.
| Прочитать статью учебника о Г.Р.Державине, подготовить выразит. чтение стихотворения «Памятник».
| 25.09 28.09
|
|