Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/12
Дата публикации13.05.2014
Размер2.04 Mb.
ТипКнига
100-bal.ru > История > Книга
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12




СГТЕ1]ИАЛШа АЛЯ lMFAMATA.CDM



РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

С. В. Ковалев

ПСИХОТЕРАПИЯ ЛИЧНОЙ ИСТОРИИ

ПСИХОТЕХНОЛОГИИ ИЗМЕНЕНИЯ ПРОШЛОГО И СОЗДАНИЯ БУДУЩЕГО

ВОСТОЧНАЯ ВЕРСИЯ НЕЙРОПРОГРАММИРОВАНИЯ, ИЛИ УЧЕБНИКИ УМЕНИЯ ЖИТЬ

Книга третья

Рекомендовано Редакционно-издателъским советом Российской академии образования к использованию в качестве учебно-методического пособия



Москва 2008

ББК74.0 УДК 159.9 (075.8)

К56 r

1лавныи редактор

Д. И. Фельдштейн, д. псх. н., профессор, академик РАО

Заместитель главного редактора С. К. Бондырева, д. псх. н., профессор, академик РАО

Члены редакционной коллегии: Ш. А. Амонашвили, д. мех. п., профессор, академик РАО В. А. Болотов, д. it. п., профессор, член-корреспондент РАО А. А. Деркач, д. псх. п., профессор, академик РАО

A. И. Донцов, д. исх. и., профессор, академик РАО И. В. Дубровина, д. исх. п., профессор, академик РАО

Ю. П. Зинченко, д. псх. п., профессор В. Г. Костомаров, д. филол. п., профессор, академик РАО

Н. Н. Малофсев, д. п. п., профессор, академик РАО В. Л. Матросов, д. физ.-мат. п., профессор, академик РАО Н. Д. Никандров, д. и. п., профессор, академик РАО

B. В. Рубцов, д. псх. п., профессор, академик РАО М. В. Рыжаков, д. п. п., профессор, академик РАО

Э. В. Сайко, д. ист. п., профессор

Ковалев С. В.

К56 Восточная версия нейропрограммирования, или учебники умения жить : Психотерапия личной истории : Психотехнологии изменения прошлого и создания будущего. - М. : Московский психолого-социальный институт, 2008. - 232 с.

ISBN 978-5-9770-0356-8

В книге одного из лидеров отечественного нейролингвистичсского программирования впервые описывается методология и методы одной из наиболее интересных областей Восточной версии пейропрограммировапия (ВВН) как направления «продвинутого» НЛП: психотерапия личной истории. Подробно и доступно излагаются основы теории ВВН и методология данного вида психотерапии; мстоднчсскме аспекты изучения и использования Восточной версии пейропрограммировапия, а также практического осуществления психотерапии личной истории; психотсхпологии изменения прошлого и психотехнологии создания будущего.

Особую ценность книге придает то, ч то в пей, наряду с заимствованными пз различных источников, впервые приводятся авторские описания нсех рекомендуемых психотсхпологии работы с прошлым и будущим человека.

Для психологов, психотерапевтов, консультантов, коучеров, врачей, педагогов, а также всех, кго интересуется новейшими системами иейроирограм- мироваппя, НЛП. пепхотех пологим ми совершенства и удачливости, а также просто умением жить...

ББК 74.0 УДК 159.9 (075.8)

© Московский нснхолого-соннальный институт, 2008

ISBN 978-5-9770-0356-8 © Дизайн и верстка ООО «Багпра-2», 2008

Предисловие

Скажите, вы хотите стать благополучным, совершенным, и удачливым? Если нет, то поставьте эту книгу обратно на полку и быстрым (ну очень быстрым) шагом возвращайтесь в свою серую повседневность. Если да, то приготовьтесь к тому, чтобы принять участие в самой увлекательной в мире игре: развитии себя и других. А заодно еще и к тому, чтобы сделать свою жизнь эффективной и счастливой. Ибо это, пусть и немного суховатое (извините: объемы поджимали) учебное пособие - третье из серии «Восточная версия ней- ропрограммирования, или учебники умения жить» - предоставит вам уникальные возможности, которые иначе вы не получили бы ни за какие коврижки. Приобрести знания и навыки, способные самым серьезным образом улучшить вашу жизнь. И получить новую, высокооплачиваемую и очень нужную людям специальность и профессию (ну это если вы еще и не так уж долго у нас отзанимаетесь...).

Если же говорить более конкретно, то с помощью этой книги вы овладеете вполне достаточными для самостоятельного использования знаниями и навыками науки о человеческом благополучии, совершенстве и удачливости: Восточной версии нейропрограммирования. И сможете избавиться от почти всех своих страхов и комплексов, обретя взамен эффективность и счастливость. Овладеете принципами, приемами и способами жизнедеятельности высокоэффективных и успешных людей. Приобретете ус

3

тойчивую и активную веру в себя: веру, способную изменять жизнь в нужную вам сторону. Обретете совершенство и удачливость (в любой области или сфере своей жизни). Узнаете Смысл, Предназначение и Цели собственной жизнедеятельности. И усвоите систему психотехнологий, которые позволят вам осуществлять обоюдовыгодные улучшения себя и других...

Введение

Нейролингвистическое программирование (НЛП) -

когда-то одно из популярных направлений прикладной психологии, а ныне вполне самостоятельная метанаука о человеческом благополучии, совершенстве и удачливости - давно уже признано (в том числе и оппонентами) одной из наиболее эффективных систем изменений человека, группы и общества. Область применения НЛП чрезвычайно широка и, помимо психокоррекции, психологического консультирования, психотерапии и коучинга, включает в себя педагогику, медицину, маркетинг, рекламу, а также управленческий и политический консалтинг. В отличие от многих других практически и/или психотерапевтически ориентированных психологических дисциплин и школ современной психотерапии, зачастую более декларирующих, чем демонстрирующих свою действенность, нейролингвистическое программирование обеспечивает действительно быстрые (и очень устойчивые) изменения в психике человека, а также весьма эффективные решения проблем как отдельного индивида, так и социума в целом.

В то же время именно сейчас НЛП переживает очевидный и обидный кризис. С одной стороны, этот кризис связан с устойчиво создаваемым некоторыми структурами мифом о едва ли не «преступной манипулятивности» нейролингвистического программирования, что на фоне знания НЛП (как населением, так и специалистами - психологами и психотерапевтами) на уровне известного

5

анекдота «И чего это Карузо все восхищаются? И сипит, и хрипит, и шепелявит, и ноты неверно берет...» - «А что, недавно слышали?» - «Нет, мне Моня напел...» буквально отвращает их от использования фантастических возможностей данной прикладной науки в пользу куда менее эффективных систем и психотехнологий. С другой же (что ну очень печально), данный кризис почти закономерно обусловлен пробелами в методологии, когда из-за слабой методологической базы нейролингвистическое программирование превратилось в некий конгломерат прекрасно работающих, но крайне слабоструктурированных в теоретическом плане психотехнологий, которые удачно и успешно растаскивают представители других школ и направлений. Отчего, по горьким словам Дж. Гриндера, одного из отцов-основателей этой науки, НЛП может как бы раствориться в них, исчезнув как шепот на ветру [7]...

Немаловажным (но уже для отечественного нейро- лингвистического программирования) оказалось и то, что к моменту прихода НЛП к нам, на Восток, там, на Западе, оно уже было диверсифицировано на многие школы и школки, представители которых истово и неистово отстаивали свое, «истинное» нейролингвистическое программирование и, соответственно, его и преподавали. И, если воспользоваться известной притчей о слоне и трех слепых, ныне в России мы не имеем «НЛП слона», а только лишь - совершенно отдельно! - нейролингвистическое программирование хобота, ушей и хвоста означенного животного... Эта беда усугубилась тем, что отечественные энэлперы, видимо, в силу врожденного российского комплекса неполноценности (как известно, компенсируемого комплексом превосходства), вместо соответствующей методологической работы, занялись дележом рынка и мелким администрированием, в основном направленным на отстаивание своей рыночной ниши...

6

Мы начали заниматься нейролингвистнческим программированием еще в конце 80-х годов прошлого века. И сразу же оказались вынуждены не только впитывать и воспринимать новое, поразившее нас своей эффективностью знание, но и структурировать и даже просто менять получаемую информацию. И первоначальное усвоение НЛП было осуществлено нами как бы в три этапа.

На первом этапе - структурном - обнаружив, что столкнулись с плохо организованной совокупностью (именно совокупностью, а не системой) изумительно работающих психотехнологий, мы попытались хоть как-то структурировать их по направлениям использования.

На втором этапе - системном - выяснив, что современное нейролингвистическое программирование уже как бы утратило свою целостность и распалось на четыре независимых направления (конативное, когнитивное, аффективное и имажинативное - см. более подробно далее), постарались как-то синтезировать все наиболее ценное, что было создано в рамках каждого из этих направлений.

На третьем этапе - методологическом - окончательно поняв, что нейролингвистическое программирование, при всей его «особливости», родилось не на пустом месте, а, наоборот, весьма ловко «позаимствовало», творчески изменив (часто до неузнаваемости), достижения других школ современной прикладной психологии и психотерапии, мы вернулись к «первоисточникам» и как бы заново, но «под углом» методологии НЛП, изучили гештальттерапию, психосинтез, транзактный анализ, краткосрочную позитивную терапию, психодраму, когнитивную и рационально-эмоциональную терапию и еще многое другое, включая аналитическую психоло

7

гию Юнга, классический психоанализ и индивидуальную психологию Адлера.

А потом произошло то, что и должно было произойти. Количество перешло в качество, и в результате углубленной работы над методологией уже только ней- ролингвистического программирования (самым слабым местом классического НЛП) родилась Восточная версия нейролингвистического программирования, которая 30 ноября 2005 года была официально признана комитетом по модальностям Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги самостоятельной авторской модальностью (методом и направлением) консультирования и психотерапии. А поскольку то, что получилось, оказалось заметно отличающимся от классического и от «продвинутого» НЛП, в качестве более краткого, но, может быть, даже и окончательного названия утвердилась номинация «Восточная версия нейро- программирования».

Полное описание этой самой Восточной версии нейропрограммирования будет дано нами в серии из шести-семи книг (одна из которых, возможно, будет полностью посвящена методологии). Третью из этих книг - «Психотерапия личной истории» - вы сейчас держите в руках. Книгу, которая (как, разумеется, предыдущая и все последующие) действительно позволит (мы приводим одно из «прикладных» определений Восточной версии нейропрограммирования) профессиональному и усердному пользователю достичь благополучия, совершенства и удачливости в любой области своей жизни (порукой тому наши, разбросанные по всему пространству России и СНГ ученики, жизнь которых, как по волшебству, изменилась в лучшую сторону).

Использованные выше термины «профессиональный» и «усердный», безусловно, нуждаются в поясие-

8

нии. Так вот, на наш взгляд, процесс обучения чему бы там ни было состоит из двух составляющих: усвоения знаний и нх освоения, что графически можно представить так (рис. 1).

При усвоении чего угодно мы имеем дело с традиционным обучением как увеличением количества знаний по некоему предмету, что, конечно же, расширяет возможности их использования, но ненамного. В случае же освоения речь идет, собственно, о расширении этих самых возможностей: практического ли, теоретического ли, но использования накопленного. Освоение усвоенного. Собственно, усвоение имеет отношение к профессионализму (с точки зрения профессионального статуса, присваиваемого по сумме усвоенного), тогда как освоение - все-таки к усердию в использовании усвоенного.

Так, многие практики НЛП, получившие желаемый сертификат, никогда больше не используют нейролингви- стическое программирование в достаточном для его освоения объеме (или же начинают усваивать нечто новое). Соответственно, людей, которые только лишь усваивают, ничего не осваивая, мы называем подмастерьями. Лю-



Рис. 1

1 Зак. 123

9

дей, которые, усвоив нечто, всю оставшуюся жизнь только лишь осваивают это, единожды усвоенное, - специалистами (помните, у К. Пруткова: «Специалист подобен флюсу - полнота его односторонняя...»). А тех, кто четко выдерживает цикл усвоения-освоения и многократно повторяет его на протяжении всей своей профессиональной карьеры, а то и жизни, только лишь и можно назвать Мастерами.

Здесь в первый (но далеко не в последний) для этой книги раз упомянем, что осмысление накопленного опыта позволяет нам утверждать (ну, если хотите, то вслед Г. Бэйтсону, но по-другому), что в жизни, мышлении и в обучении люди действительно соблюдают определенные иерархии и классификации, имеющие уровневую структуру. И что таких уровней всегда и везде (хотя и с возможными исключениями) насчитывается три обобщенных (и девять их - обобщенных уровней составляющих). В качестве этих самых трех обобщенных уровней мы выделяем:

1) инструментальный,

2) интенционалъный и

3) смысловой.

Кстати, существование именно этих уровней хорошо показано в древней притче о трех каменотесах, которых спросили, что они делают. «Неужели ты не видишь - дроблю эти проклятые камни!» - раздраженно буркнул один (инструментальный уровень). «Зарабатываю себе на жизнь», - пожал плечами другой (уровень интенциональ- ный). «Я строго храм!» - гордо ответствовал третий (смысловой уровень).

Мы неоднократно будем еще возвращаться к этой универсальной для Восточной версии нейропрограммирования модели, а пока только лишь сообщим, что и в обучении также очень четко наблюдается три «больших»

10

уровня, как бы объединяющих в себе девять нейрологиче- ских уровней (НЛУ).

Инструментальный - отвечающий на вопросы «Где?» и «Когда?» (НЛУ окружения), «Что?» (НЛУ действия) и «Как?» (НЛУ способностей) применять.

Интенциональный - отвечающий на вопросы «Для чего?» (НЛУ намерений), «Зачем?» (НЛУ ценностей) и «Почему?» (НЛУ убеждений).

И смысловой - отвечающий на вопросы «Кому?» (НЛУ идентичности), «Во имя чего?» (НЛУ Миссии) и опять-таки «Где?» (НЛУ Смысла), но это уже из нового цикла обучения данного индивида...

В связи с этим нельзя не упомянуть, что еще одной возможной причиной кризиса современного НЛП выступают явственные недочеты в системе подготовки новоиспеченных энелперов. Поскольку подавляющее большинство «институтов» и даже «академий» (кавычки здесь более чем уместны) нейролингвистического программирования, объясняя НЛП только лишь на инструментальном уровне, систематически (а возможно, и целенаправленно) готовит только «подмастерьев» и лишь иногда - «специалистов». Число же центров подготовки Мастеров НЛП, имеющих полное, а не формальное право носить это гордое звание (то есть понимающих его дух, а не букву, содержание, а не форму), не превышает количества пальцев на руке - причем одной...

Остается добавить, что давно и не нами отмечено, что в области психических процессов, поведения и деятельности людей психологи могут почти все объяснить, но мало что изменить. В этом отношении нейролингвистическое программирование, которое почти ничего не объясняет, но очень многое легко изменяет, может оказаться воистину бесценным даром для любого человека, профессионально работающего с людьми, универсальным

г

11

инструментом или, если хотите, своеобразной «палочкой- выручалочкой» консалтинга, психокоррекции, психотерапии и коучинга.

Однако освоение НЛП требует усвоения не столько теоретических знаний, сколько практических навыков ^ многочисленных, порой, весьма трудных и обязательно как бы «пропущенных через себя». Именно поэтому данное пособие, помимо описания психотехнологий нейро- лингвистического программирования, снабжено еще и системой упражнений, последовательное прохождение которых только лишь и может позволить обрести необходимые умения и навыки.

Что же касается перехода от обучения НЛП к его применению, то здесь нам хотелось бы привести слова одного из наших учителей - директора ВС NLP Neuro- lingvistic programming institute M. Аткинсон, которая советует любую технику нейролингвистического программирования осваивать следующим образом: десять раз сделать ее на себе, а потом еще десять раз - на друзьях и родственниках. И утверждает, что если техника «пойдет» на в упор не видящих в вас профессионала родных и близких, вы можете не сомневаться, что она сработает на любом клиенте. Однако не будем скрывать, что полное и подлинное усвоение премудростей Восточной версии нейропрограммирования может быть осуществлено только на наших специальных курсах, программу и график проведения которых вы найдете в конце данной книги.

12

Часть I

МЕТОДОЛОГИЯ ВОСТОЧНОЙ ВЕРСИИ НЕЙРОПРОГРАММИРОВАНИЯ

«Нет ничего практичней хорошей теории». Эта известная, но несколько затертая из-за частного использования фраза, тем не менее, никак не утратила статуса абсолютной истины. Ибо только хорошее теоретическое обоснование (а иногда и объяснение) может обеспечить хорошие же практические результаты использования чего угодно. Конечно, доля этой теории может быть различной в различных же случаях, и, например, чтобы завести автомобиль, вовсе не обязательно знать последовательность происходящих при этом внутри автомобиля процессов. Однако использование психо- технологий психотерапии личной истории в частности, а также Восточной версии нейропрограммирования (ВВН) и НЛП в общем является процессом, намного превышающим по сложности управление автомобилем. И именно здесь чисто теоретическое обоснование и структуризация является необходимым (хотя и недостаточным) условием успешного применения методов, техник и психотехнологий данных дисциплин в конкретной практике. Именно в связи с этим в данной - первой - части нашей книги мы рассмотрим:

• основы теории ВВН и психотерапии личной истории;

13

• методические аспекты изучения и использования Восточной версии нейропрограммирования, а также практического осуществления данной психотерапии.

Глава 1

Основы теории ВВН и психотерапии личной истории

К сожалению, вплоть до настоящего времени методологическая база и Восточной версии нейропрограммирования, и НЛП, мягко говоря, страдает от незавершенности. Одной из причин этого печального и, как вы уже поняли, чреватого последствиями явления выступает отчетливая практическая направленность и исключительная востребованность специалистов по современному нейропрограммированию, ну никак не позволяющая им «остановиться и оглянуться». Другая же связана с совершенно неожиданным выходом нейропрограммирования в область эзотерического и даже метафизического знания, о чем мы подробно пишем в последующих книгах. Тем не менее вопрос о создании адекватной методологии остается открытым. Что, однако, не исключает наличия в области Восточной версии нейропрограммирования и НЛП некоего «джентльменского набора» теоретических сведений, без которых его изучение оказывается невозможным. К таковым в данной главе мы отнесли:

• начала и основы НЛП;

• содержательный и динамический аспекты человеческого опыта;

• цели и задачи Восточной версии нейропрограммирования;

14

• методология ВВН как области профессиональной деятельности;

• модель «Мерседес SK» как основа планирования изменений;

• основные положения Восточной версии иейропро- граммирования;

• базовые предпосылки и основы теории психотерапии личной истории.

1.1. Начала и основы НЛП

В настоящее время в теоретическом плане НЛП рассматривается как «...модель человеческих коммуникаций и поведения, которая может быть эффективно использована для организации или описания взаимодействий в психотерапии, педагогике, менеджменте с целью их оптимизации» или как «...современное направление постэриксонов- ской психотерапии... разрабатываемое с 1975 г.» [26, с. 301]. Как наука, нейролингвистическое программирование трактуется как «...область знаний, изучающая струк- туру субъективного опыта людей, занимающаяся разработкой языка его описания, раскрытием механизмов и способов моделирования опыта с целью совершенствования и передачи выявленных моделей другим людям» [24, с. 42].

В практическом аспекте нейролингвистическое программирование рассматривается как наука о человеческом превосходстве, совершенстве и личном мастерстве. В данном плане оно трактуется как «...практическое искусство, позволяющее добиться тех результатов, к которым мы искренне стремимся в этом мире... Это - исследование того, что составляет различие между выдающимся и обычным. Оно также оставляет после себя целый веер чрезвычайно эффективных техник в области образования, консультирования, бизнеса и терапии» [18, с. 1]).

15

Принято считать, что классическое НЛП базируется на следующем [26, с, 301-302. С изменениями]:

- изучении, анализе и моделировании практики М. Эриксона, В. Сатир, Ф. Перлза и некоторых других американских психотерапевтов;

- современных данных о межполушарной асимметрии, то есть о различиях в переработке информации левым и правым полушарием;

- работах Г. Бэйтсона, посвященных «экологии разума»;

- трансформационной грамматике Н. Хомского;

- исследованиях кибернетики в части искусственного интеллекта;

- теории логических типов Дж. Рассела;

- разработках поведенческой психологии (от И. Павлова до К. Прибрама).

В связи с этим нейролингвистическое программирование обоснованно рассматривается как междисциплинарная интегративная концепция необихевиористской ориентации.

Базовые постулаты классического НЛП можно свести к следующим четырем.

1. Человеческий мозг и организм (сознание и тело) могут быть уподоблены компьютеру, имеющему набор программ, возникающих как следствие:

- генетического программирования;

- самопрограммирования;

- внушений значимых лиц и

- программирующего воздействия психотравматических ситуаций.

2. Большая часть программы человеческого био- компыотера не осознается и не предъявляется в речи. Од-

16

нако она отражается в глубинных речевых структурах и может быть выявлена посредством целенаправленно задаваемых вопросов.

3. Любые патологические симптомы имели в прошлом (и, возможно, имеют в настоящем) адаптивную функцию (то есть явились своеобразной уродливой формой адаптации к реальности), однако они могут быть перепрограммированы на более адаптивные и адекватные.

4. Для перепрограммирования людей необходима подстройка к ним (с созданием прочного раппорта) и использование эффективных технологий взаимодействия и воздействия. Однако любое перепрограммирование должно учитывать самоценность человека и руководствоваться принципом «не навреди».

НЛП также как бы построено на двух фундаментальных принципах [10].

1. Карта не есть территория. Согласно этому принципу человеческие существа никогда не смогут постичь всю полноту действительности, поскольку все, что мы познаем, есть только лишь наше восприятие этой действительности. И именно «нейрологические карты» действительности, а не сама действительность, определяют наши поступки и придают им смысл.

2. Жизнь и «Сознание» являются системными процессами. То, что возникает в нас при взаимодействии с окружающей реальностью, есть системный процесс. Наши тела, сообщества людей и сама Вселенная образуют экологию сложных систем и подсистем, которые постоянно взаимодействуют и влияют друг на друга и, основываясь на определенных принципах самоорганизации, стараются прийти в состояние оптимального равновесия, или гомеостаза.

Поскольку вышеприведенные описания Р. Дилтса выглядят несколько умозрительно, уточним, что, соглас-

Ч ОТЕЦИАЛШП A/U 1MFAMATA.CDM

17

но первому принципу, человек живет в реальности своих «карт» (или в реальности, создаваемой этими картами) и, например, художник, ботаник и лесоруб, придя в один и тот же лес, увидят три разных леса.

Согласно же второму принципу (точнее, его дополнению) свойства любой системы не сводимы к свойствам составляющих ее элементов и, более того, не сводимы к ним. Однако они - свойства системы - могут быть изменены за счет воздействия на системообразующие элементы, отчего даже «точечное» воздействие на сознание и тело человека может изменить практически даже и все (в идеале) свойства этого самого сознания и тела.

В сути своей нейролингвистическое программирование действительно представляет собой модель психологических процессов и поведения человека. Модель эта построена на вполне отчетливой компьютерной аналогии, согласно которой человеческий мозг может быть представлен в виде сверхмощного компьютера, а индивидуальная психика - как набор программ. Эффективность жизнедеятельности человека определяется качеством его «программного обеспечения» и может быть существенно повышена за счет перехода на более совершенные «программы» психической деятельности.

В аббревиатуре НЛП часть «нейро» представляет весьма важную в контексте методологии нейролингвисти- ческого программирования идею о том, что любые поведение и деятельность имеют своим началом чисто неврологические процессы в голове и теле человека. «Лингвистическая» часть напоминает о том, что именно с помощью языка мы организуем и упорядочиваем наши мысли и действия, а также вступаем в общение с другими людьми. Ну, а часть «программирующая» указывает на способы (программы), с помощью которых человек организует

18

свою психику (а психика, в свою очередь, - человека), чтобы получить необходимые результаты.

Следует особо отметить, что, в отличие от других психологических дисциплин, НЛП редко интересуется содержанием человеческого опыта (что, собственно, и является основным предметом психологии). Нейролингвистическое программирование уделяет основное внимание организации этого опыта - тому, как человек строит свой опыт, какие процессы лежат в основе данного построения и как всем этим можно управлять. Именно в связи с этим «классики» НЛП часто предлагают рассматривать использование этой науки как своеобразный образовательный процесс: переобучение мозга. Большинство реакций людей на внешние и внутренние раздражители являются стереотипными и автоматическими, но далеко не всегда полезными и эффективными. Путем замены старых «программ» на новые нейролингвистическое программирование создает более продуктивные формы поведения и реагирования на внешние и внутренние стимулы.

В чисто методологическом аспекте НЛП не является, как это принято нынче считать, отраслью прикладной психологии. Скорее, его можно признать своеобразной метанаукой: аналогичной математике и кибернетике, но ограничивающей свои интересы областью человеческого поведения и деятельности.

В теоретическом плане нейролингвистическое программирование определяется как многомерная модель структуры и функции человеческого опыта. НЛП описывает на одном уровне динамическое взаимодействие нервной системы, физиологии, языка и поведенческого программирования, то есть тех основных компонентов, которые создают субъективный опыт. Будучи представленным как процесс, НЛП представляет собой стратегию ускоренного

19

обучения и эффективного общения, причем бихевиораль- ная технология является его побочным продуктом. Последняя включает набор фреймов, приемы и навыки развития системного познания, гибкости и компетенции. НЛП также представляет собой особое отношение, в основе которого лежит стройная система убеждений и предположений относительно масштабов человеческих возможностей, процессов, общения и изменений

В практическом аспекте нейролингвистическое программирование - это искусство и наука о личном мастерстве. Это практическое руководство, позволяющее добиться тех результатов, к которым мы стремимся в этом мире. Это описание того, что создает различия между выдающимся и обычным, выдающимися и обычными людьми. И это система приемов, техник и технологий, позволяющая использовать колоссальные возможности человеческого Разума [18, с изменениями].

Смысл и предназначение НЛП можно выразить в виде простой метафоры. Если вы покупаете какую-ни- будь сложную вещь - телевизор, компьютер и тому подобную, то в обязательном порядке требуете инструкцию по пользованию этой самой вещью. Иначе вам просто не удастся воспользоваться всеми возможностями, которые заложены в любом сложном изделии. Но тогда как же жаль, что Мать-Природа, снабдив нас таким прекрасным инструментом, как сознание, то ли забыла, то ли не захотела приложить к этому изделию подробную инструкцию по пользованию. Соответственно, нейролингвистическое программирование и является наукой, которая как бы разрабатывает инструкции по использованию возможностей человеческого сознания. Инструкции по управлению сознанием: своим и чужим.

1 По материалам семинаров Института групповой и семейной психотерапии (ИГИСП) - автором определений, по-видимому, является Э. Энтус.

20

В подходе к человеческой деятельности НЛП исходит из четырех важнейших условий ее эффективности, которые хорошо переданы еще одной метафорой: трехминутного семинара. Согласно этой метафоре, для того чтобы добиться успеха в жизни, необходимы следующие четыре вещи.

• Во-первых, быть в согласии с собой и миром, то есть признавать то, что существует, не обязательно пытаясь это изменить (РАППОРТ).

• Во-вторых, знать то, что вы хотите, иметь ясное представление о предполагаемом результате в любой ситуации (РЕЗУЛЬТАТ).

• В-третьих, быть внимательным и держать свои чувства открытыми, для того чтобы заметить, что вы движетесь к результату (ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ).

• В-четвертых, иметь достаточно гибкости, чтобы настойчиво изменять свои действия до тех пор, пока вы не получите то, что хотите (ГИБКОСТЬ).

Данные принципы представляют собой своеобразные четыре столпа нейролингвистического программирования.

В своей работе нейролингвистическое программирование использует весьма эффективные психотехнологии, основанные на языках и кодах человеческого бессознательного. Методы «классического» НЛП исходят из очень интересного положения, по которому любые сложные психологические явления, происходящие в психике человека, можно свести к системе элементарных процессов и кодов деятельности его мозга, изменение которых в свою очередь изменяет и эти самые психологические явления.

Согласно нейролингвистическому программированию буквально все программы психики человека

21

вполне можно как бы разложить на элементарные, поддающиеся изменению составляющие, каковые потом можно будет собрать заново, но уже в нужной последовательности. С точки зрения НЛП психику человека можно представить в виде этакого набора элементов типа конструктора «Лего». Из данного набора можно собрать практически все что угодно - в том числе и все то, что необходимо для экологичной жизнедеятельности человека.

Однако, к сожалению, во-первых, у большинства людей эта самая сборка была осуществлена крайне неудачно, так что в результате получилось бог весть что. А во-вторых, практически у всех из нас, в получившихся (весьма уродливых) «конструкциях» не хватает некоторых весьма важных элементов, которые, по той или иной причине, были нами же забыты или потеряны. Но элементы эти не исчезли совсем. Они просто спрятались в дальних уголках и глубинах нашего бессознательного.

Изучая элементы психики, которые, складываясь в последовательности, и образуют наши программы, специалисты по нейролингвистическому программированию обнаружили, что любой человеческий опыт состоит из визуальных образов и восприятий, внешних и внутренних звуков и голосов, приходящих извне или изнутри ощущений, а также различных логических конструкций. В общем-то, сие вполне естественно, ибо, как известно, имеется пять основных способов, с помощью которых мы познаем окружающий мир: зрение, слух, ощущения, вкус и запах. Наиболее важными являются первые три из них - визуальный (V), аудиальный (Л) и кинестетический (К) каналы получения информации, а также свойственный только людям (а не всему прочему живому): логический, или, иначе, дискретный (D) - фор

22

мулы, графики, схемы и тому подобные достижения человеческого разума. Так вот, по НЛП, именно эти самые V, А, К и D - образы, звуки, ощущения и логические модели, называемые модальностями, по-разному организуясь и сочетаясь, не только создают наш опыт, но и определяют схемы реагирования или, иначе, способы поведения в мире, являясь как бы своеобразными базовыми кодами программ человеческой жизнедеятельности. А это значит, что, для того чтобы изменить эти самые программы, вполне достаточно, не особо вдаваясь в то, откуда и как они появились, просто поменять последовательность, организацию или конкретное содержание соответствующих VAKD.

Однако для того, чтобы договариваться с кем угодно, необходимо говорить на его языке. Использовать подходящие, привычные тому, с кем мы собираемся договориться, выражения и коды. Здесь важно то, что, как стало известно после исследований Р. Сперри и Т. Голуэя, два полушария человеческого мозга как бы соответствуют двум отличным индивидуальностям: ле- вополушарному Скептику и правополушарному Гению [1] и работают совершенно по-разному. Совсем различно осваивают действительность. И «разговаривают» на абсолютно разных языках. Левое полушарие, условно соответствующее сознанию, понимает и использует слова и знаки. Правое же, отвечающее и соответствующее бессознательному, «разговаривает» и «мыслит» только образами и ощущениями, причем закодированными вполне определенным образом. В результате большинство психокорректирующих объяснений, увещеваний и словесных внушений если и достигают подсознания, то только посредством сознания и очень- очень нескоро. А в целом ряде случаев попросту не доходят до «блока управления» соответствующим

23

процессом (чтобы проверить это, попробуйте точно так же «уговорить» забарахливший компьютер заработать нормально). В нейролингвистическом программировании используются как бы собственный язык и коды бессознательного. И именно поэтому работа с любой патологией напоминает в НЛП «ремонт» засбоившего компьютера: вошел в операционную систему, нашел вирус или дефектный файл, убрал ненужное, добавил необходимое, перезагрузил «биокомпьютер» - и все. Быстро, беспроблемно и с немедленной проверкой работоспособности...

Еще одним из важных открытий нейролингвисти- ческого программирования (помимо вышеизложенного по структуре и содержанию психических процессов) является многопозиционное описание реальности. Иначе это называется пять перцептивных позиций, позволяющих рассмотреть любой процесс и/или явление с различных точек зрения, а в результате понять его глубже и всестороннее.

Первая позиция - это пребывание внутри себя, когда вы живете здесь и сейчас, а, главное, смотрите на мир своими собственными глазами.

Вторая позиция - это вы же, но уже притворяющийся кем-то или чем-то другим благодаря своему воображению, которое способно свободно перемещаться в виртуальном пространстве. В этой позиции восприятия вы на какое-то время перестаете быть самим собой, а, наоборот, как бы становитесь другим, пытаясь, как это часто говорят, «влезть в его шкуру» и/или посмотреть на все это с его точки зрения.

Третья позиция - это вы, который как бы отходит в сторону и от себя, и от другого, и становится сторонним наблюдателем, изучающим систему ваших отношений как своеобразный отстраненный эксперт (рис. 2).

24

Данные три позиции восприятия были выделены еще в раннем нейролингвистическом программировании и до сих пор активно используются для получения полной и всесторонней картины, например, взаимоотношений. Однако впоследствии к ним прибавились еще две позиции восприятия: четвертая и пятая.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск