Выявление и развитие одаренности детей на уроках изобразительного искусства через исполнение заданий и упражнений исследовательского характера





Скачать 61.48 Kb.
НазваниеВыявление и развитие одаренности детей на уроках изобразительного искусства через исполнение заданий и упражнений исследовательского характера
Дата публикации11.07.2014
Размер61.48 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Культура > Урок


Выявление и развитие одаренности детей на уроках изобразительного искусства через исполнение заданий и упражнений

исследовательского характера.

Волкова В.Н.,

учитель изобразительного искусства,

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №2

с углубленным изучением отдельных предметов»

Перед учителями стоит основная задача – способствовать развитию каждой личности. Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у наших детей, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие. В своей педагогической практике при работе с одаренными детьми опираюсь на мнение А.Мелик-Пашаева. Он считает, что недостаточно работать так: выявить специально одаренных детей, а потом создавать для них особые оптимальные условия развития. Остальным довольно того, что входит, да и то больше по привычке, в так называемый образовательный минимум.[3]

Лейтес Н.С. делает акцент на том, что следует размечать предвидение масштаба свершений и оценку своеобразия одаренности. Он писал, что высота одаренности обнаруживается лишь по результатам жизненного дела человека, а ее направленность и своеобразие проявляется гораздо раньше: в устойчивых интересах и склонностях, в большей или меньшей успешности выполнения разных видов деятельности, в сравнительной легкости усвоения разных предметов. [2]

Необходимо создавать максимально благоприятные условия художественного развития для всех. А в этих условиях тот, кто, образно говоря, “рождён для искусства”, непременно выделится сам, быстрее найдёт себя, само определится как возможно будущий живописец или поэт, актёр или музыкант. И начнёт искать источники развития уже за рамками общеобразовательных программ. Но и все остальные получат не “минимум”, а скорее “максимум”: соприкоснуться с тем изначальным и главным в искусстве, в художественном творчестве, что поможет им в дальнейшей жизни ценить настоящее искусство, самостоятельно разбираться в нём, искать общее с ним, чувствовать себя полноправными наследниками художественной культуры человечества.

В настоящие время большое внимание уделяется творческому развитию личности. Ведь в какой-то мере все дети талантливы. Талант реализуется в знаниях, умениях и навыках, в свободном поиске, творчестве. Необходимо дать ребятам возможность творить, самим создавать что-то необычное, изображать, рисовать, заниматься делом по душе. [4]

Важным фактором является создание благоприятных условий для обучения изобразительному искусству, нужно иметь соответствующие художественные материалы. Однако самым главным является то, что помогает преодолеть недостаточность условий – атмосфера увлеченности предметом, его познания. Увлеченность эта не рождается у детей сама по себе, а создается, программируется учителем. Учитель, чтобы обучить, должен создать эмоциональную атмосферу, ученик же должен захотеть научиться, иначе ничего не выйдет. [1]

Чтобы повысить мотивацию к творческой деятельности и качественно формировать художественные навыки необходимо использовать на уроках как можно чаще задания и упражнения исследовательского характера.[4] У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду самопознанию.

В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности.

Исследовательский метод позволяет учителю подобрать, конструировать и предлагать систему исследовательских задач, приспосабливать их к конкретной ситуации учебного процесса и управлять их решением. Приведем несколько примеров. Начиная с первого класса, учащиеся знакомятся с основными, составными и дополнительными цветами, возникает необходимость экспериментировать с цветами красок. Вопросы исследовательского характера возникают сами собой: как получить тот или иной цвет? Например: как получить оранжевый цвет для изображения апельсина, лисицы или тигра? Или, как получить зеленый цвет для изображения листвы деревьев, травы, если использовать только три основных цвета: красный, желтый и синий? А как получить коричневый, если его нет в коробочке с красками? А как получить цвет тела человека, сколько красок для этого необходимо смешать и какие цвета надо взять? Кто-то из ребят уже раньше до школы учился смешивать краски, тогда детям приходится вспоминать свой прошлый опыт, кто-то впервые работает с гуашью или акварелью. Учащиеся экспериментируют, смешивают краски на палитре, получают новые цвета, совершают маленькие открытия. Например: на листе бумаги испробуйте самые разные возможности красок. Не старайтесь при этом рисовать что-либо конкретное, просто стремитесь к тому, чтобы краска красиво растекалась, а соседние пятна смешивались между собой. Сделайте густые мазки и прозрачные мазки. Почувствуйте, что краски разных цветов ведут себя немного по-разному из-за характера их пигмента. Весь лист бумаги, на котором вы пробуете краски, должен в конце работы стать выразительной композицией. Вопросы к учащимся, какие соотношения цвета ты выберешь для того, чтобы создать тревогу? Чтобы выразить нежность? И исследовательское задание: подберите цвета и оттенки на палитре и нарисуйте пейзаж на бумаге.

На уроках происходит знакомство с различными художественными материалами и выполнение упражнений, связанных с исследованием всех возможностей тех или иных графических, живописных и конструктивных материалов. Например, при лепке из пластилина на занятиях, связанных с таким видом изобразительного искусства как скульптура, учащимся задаются вопросы по анализу геометрической формы предмета, в частности, из каких геометрических тел состоит то или иное животное, птица? А как можно вылепить их, если использовать только геометрические тела? И ребята выполняют это упражнение с большим удовольствием, анализируя в конце урока процесс выполнения задания. [1]

Домашнее задание также носит исследовательский характер. Например: посмотреть в детских книжках, как художники изображают злых и добрых мужских и женских сказочных персонажей, а затем уже на уроке, ребятам предлагается исследовать, каким образом можно смешать краски, чтобы получить нужные оттенки для изображения «зла» и «добра». Понаблюдать, где можно увидеть смешение трех основных цветов (листья, овощи, фрукты) и как; что и как изображено красками, которыми они работали на уроке, но уже дома, в окружающей обстановке? Найти репродукции работ художников в материалах, похожих на аппликацию (мозаика, коллаж), посмотреть мозаику в общественных зданиях, лоскутную мозаику, инкрустацию на мебели, а в классе на уроке создать подобную, на основе увиденной. Найти в книгах иллюстрации и выполнить рисунок, изобразив, какими бывают сказочные персонажи в образе животных и птиц (дракон, кентавр, русалка). Принести в класс книги, журналы, иллюстрированные черно-белыми линейными графическими рисунками, и другие подобные задания.

При изучении такого вида изобразительного искусства как «Графика», учащимся предлагаются следующие исследовательские задания. Попробуйте на бумаге графические материалы и инструменты карандаши, уголь, пастель, тушь, перо и кисть. Почувствуйте, как по-разному они ощущаются при работе. Исследуйте возможности этих материалов. Не надо рисовать сразу какое – либо конкретное изображение, сделайте штрихи и линии разной толщины и длины. Постарайтесь, чтобы к концу работы весь лист графических проб смотрелся красиво. На уроках уже в среднем звене учащимся предлагается более усложненное задание – исследовать, как изменение освещения меняет восприятие формы предмета. Для этого необходимо сделать карандашом зарисовки того, как распределяется светотень на простых геометрических телах при боковом их освещении. Для этого надо поставить свои сконструированные бумажные геометрические постройки на белый лист бумаги так, чтобы свет на них падал сбоку, нарисовать их в положении по свету и против света, когда виден только силуэт. Учащиеся выполняют зарисовки предметов, используя знания о светотени, и в конце занятия анализируют полученные рисунки, сравнивая с работами одноклассников.

Развитие исследовательских навыков у учащихся происходят на уроках в процессе создания проектов, презентаций, рефератов и просто бесед о творчестве художников или направлении искусства и архитектуры. Это касается как начальной ступени образования – младших школьников, так и учащихся среднего и старшего звена.

Использование на уроках системы исследовательских упражнений и заданий вдохновляют детей на творческий поиск, повышают мотивацию к изобразительной и конструктивной деятельности, дают возможность раскрепостить свою фантазию и воображение, формируют художественно - творческие навыки, развивают эстетический вкус, что является естественным условием развития одаренности в области изобразительного искусства.

И тогда одни дети выделятся в тех, кто “рожден для искусства”, а все остальные получат максимум, соприкоснуться с тем изначальным и главным в искусстве, в художественном творчестве, что поможет им в дальнейшей жизни ценить настоящее искусство, самостоятельно разбираться в нем, искать общения с ним.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Богоявленская Д.Б., Бабаева Ю.Д, Брушлинский А.Б. Основные современные концепции творчества и одаренности. М.: 1997.- 416 с.

  2. Лейтес Н.С. Что значит “одаренный ребенок”.// Искусство в школе 2002.- №3.- с.3-7.

  3. Мелик-Пашаев А.А. О художественной одаренности возрастной и индивидуальной.// Искусство в школе 2002.-№3.- с.7-12.

  4. Образовательный стандарт основного общего образования по искусству. Изобразительное искусство. http://www.edu.ru/db/portal/obschee/


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Выявление и развитие одаренности детей на уроках изобразительного искусства через исполнение заданий и упражнений исследовательского характера iconУниверсальные учебные действия на уроках изобразительного искусства
...
Выявление и развитие одаренности детей на уроках изобразительного искусства через исполнение заданий и упражнений исследовательского характера icon«Развитие творческой одарённости через проектно-исследовательский...
Проект «Развитие творческой одарённости через проектно-исследовательский поиск на уроках русского языка и литературы»
Выявление и развитие одаренности детей на уроках изобразительного искусства через исполнение заданий и упражнений исследовательского характера iconШатохина О. Ю., учитель изобразительного искусства высшей категории,...
«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые...
Выявление и развитие одаренности детей на уроках изобразительного искусства через исполнение заданий и упражнений исследовательского характера iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема выступления учителя изобразительного искусства Бутрименко Л. Б. на тему : «О формировании общекультурной компетенции обучающихся...
Выявление и развитие одаренности детей на уроках изобразительного искусства через исполнение заданий и упражнений исследовательского характера iconКравцова Ольга Петровна Учитель изобразительного искусства мбоу ново-Павловская...
«Использование метода проектов на уроках изобразительного искусства и занятиях по декоративно-прикладному искусству»
Выявление и развитие одаренности детей на уроках изобразительного искусства через исполнение заданий и упражнений исследовательского характера iconПриказ №198-лс
«история изобразительного искусства» воспитать художественный вкус, развить у детей образное мышление и способность правильно и чутко...
Выявление и развитие одаренности детей на уроках изобразительного искусства через исполнение заданий и упражнений исследовательского характера iconПрограмма по учебному предмету «История изобразительного искусства»...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств №50»
Выявление и развитие одаренности детей на уроках изобразительного искусства через исполнение заданий и упражнений исследовательского характера iconХарактеристика учебного
«Беседы об искусстве» подразумевает развитие ребенка через первоначальную концентрацию внимания на выразительных возможностях искусства,...
Выявление и развитие одаренности детей на уроках изобразительного искусства через исполнение заданий и упражнений исследовательского характера iconН. А. Некрасова И. В. Гурьянова дидактические и методические основы...
Цель урока: Познакомить с творчеством П. И. Чайковского и балетом «Щелкунчик». Ввести детей в атмосферу сказки Гофмана
Выявление и развитие одаренности детей на уроках изобразительного искусства через исполнение заданий и упражнений исследовательского характера iconТема урока: В. Г. Кикта. Симфония «Фрески Софии Киевской» Преподаватель
Развитие коммуникативных способностей, познавательной активности, умения слышать, видеть и анализировать произведения искусства,...
Выявление и развитие одаренности детей на уроках изобразительного искусства через исполнение заданий и упражнений исследовательского характера iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Развитие творческих способностей учащихся 1-2 ступени на уроках изобразительного искусства в процессе освоения разнообразных материалов...
Выявление и развитие одаренности детей на уроках изобразительного искусства через исполнение заданий и упражнений исследовательского характера iconРабота классного руководителя по выявлению и развитию одаренности...
При выполнении заданий этой части в бланке ответов №1 под номером выполняемого вами задания (А1 – а 30) впишите номер выбранного...
Выявление и развитие одаренности детей на уроках изобразительного искусства через исполнение заданий и упражнений исследовательского характера iconНа уроках изобразительного искусства и внеклассной работе в начальной школе
Как показывают научные исследования, история, культура и современное развитие Республики Бурятия также заключают в себе мощный образовательный...
Выявление и развитие одаренности детей на уроках изобразительного искусства через исполнение заданий и упражнений исследовательского характера iconУрок изобразительного искусства по теме «Натюрморт»
Цель: развитие творческих способностей, художественного вкуса у детей среднего школьного возраста в процессе знакомства с произведениями...
Выявление и развитие одаренности детей на уроках изобразительного искусства через исполнение заданий и упражнений исследовательского характера iconПрограмма развития творческого воображения учащихся 2 класса на уроках...
Программа развития творческого воображения учащихся 2 класса на уроках изобразительного искусства
Выявление и развитие одаренности детей на уроках изобразительного искусства через исполнение заданий и упражнений исследовательского характера iconМастер-класс "Нетрадиционные художественно-графические техники"
Цель: распространение педагогического опыта в направлении эстетического воспитание детей средствами нетрадиционных изобразительных...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск