Департамент образования и науки Краснодарского края
Краснодарский краевой институт дополнительного профессионального педагогического образования Актуальные вопросы
казачьего образования и воспитания (материалы краевой заочной научно-практической конференции)
Материалы краевой заочной научно-практической конференции утверждены на заседании Ученого совета протокол № 3 от 11.07.12 г.
Краснодар
2012 г.
Автор-составитель: Чуп О. В., заведующая кафедрой педагогики и дополнительного образования ГБОУ КК ККИДППО
Сборник содержит материалы участников краевой заочной научно-практической конференции «Актуальные вопросы казачьего воспитания и образования».
В последние годы сеть казачьих классов и групп в образовательных учреждениях разных типов значительно расширилась. Пройдены первые «робкие» шаги по организации классов казачьей направленности, накоплен определенный педагогический опыт в этом направлении.
Читатели найдут на страницах сборника конкретные примеры решения актуальных проблем развития «казачьей» составляющей современного образовательного процесса и ознакомятся с перспективами развития воспитательного процесса, основанного на культурно-исторических основаниях кубанского казачества. Материалы будут интересны педагогам-практикам, исследователям, интересующимся темой конференции.
© ГБОУ ККИДППО, 2012
СОДЕРЖАНИЕ
1.
| Раздел: «Условия эффективного развития казачьего образования в Краснодарском крае»
|
|
| Осипова Г. А. «СЕТЬ КАЗАЧЬЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА КУБАНИ В УСЛОВИЯХ РЕГИОНАЛЬНОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ»
| 7
| 2.
| Раздел: «Социальное партнерство в развитии казачьего образования: эффективные пути взаимодействия»
|
|
| Лиморова Т. В. «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ, КАЗАЧЬИМИ ОБЩЕСТВАМИ И ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ ПО ПОДДЕРЖКЕ КЛАССОВ КАЗАЧЬЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ»
| 11
|
| Шульева В. С. «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ВОСПИТАНИИ КАЗАЧАТ»
| 14
|
| Чуп О. В. «ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ КАЗАЧЬЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»
| 18
|
| Глухов М. В. «СОВРЕМЕННАЯ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ КАЗАЧЬЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»
| 22
|
| Коробчинская М. Г. «СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УЧИЛИЩА С РЕГИОНАЛЬНЫМ СТАТУСОМ «КАЗАЧЬЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ»
| 26
|
| Любина А. И. «Роль учреждений дополнительного образования детей в повышении качества образования»
| 30
|
| Варкушина Е. В., Алейникова С. В. «СИСТЕМА РАБОТЫ ОТДЕЛА «КАЗАЧЕСТВА И НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ» ДОМА ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
| 34
| 3.
| Раздел: «Особенности учебно-воспитательного процесса в классах и группах казачьей направленности»
|
|
| Лысенко Е. В. «ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ В КЛАССАХ КАЗАЧЬЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ РАБОТЫ КАБИНЕТА КУБАНОВЕДЕНИЯ»
| 39
|
| Удальцова Р. И. «ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА – ДУХОВНЫЕ КОРНИ ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В КЛАССАХ КАЗАЧЬЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ»
| 46
|
| Штомпель Г. Г. «РОЛЬ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ В ФОРМИРОВАНИИ НРАВСТВЕННЫХ УСТОЕВ В КЛАССЕ КАЗАЧЬЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ»
| 50
|
| Шмаров-Крюковский И. Н. «ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ НА КУБАНИ»
| 54
|
| Сенькина Т. Н. «ЗДОРОВЬЕ ДУХОВНОЕ И ТЕЛЕСНОЕ: ЧТО ДЛЯ КАЗАКА ВАЖНЕЕ?»
| 56
|
| Сапрунова Л. А. «ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ»
| 60
|
| Степаненко Т. М. «ПРАВОСЛАВИЕ – ИСТОЧНИК ДУХОВНОСТИ КАЗАЧЕСТВА»
| 66
|
| Гаврикова Л. Б. «ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ В КЛАССАХ КАЗАЧЬЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ»
| 69
|
| Дузь В. И. «СПЕЦИФИКА РЕАЛИЗАЦИИ ВОЕННО-СПОРТИВНЫХ ДИСЦИПЛИН В КЛАССАХ КАЗАЧЬЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ»
| 71
|
| Шинкоренко И. В. «ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА В КЛАССАХ КАЗАЧЬЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ»
| 76
|
| Дьяченко В. Е. «ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ В КЛАССАХ И ГРУППАХ КАЗАЧЬЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ»
| 78
|
| Холод Н. А.
| 81
|
| Морозова И. В. «ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В КЛАССАХ И ГРУППАХ КАЗАЧЬЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ»
| 83
|
| Краснобрыж Т. В. «ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА КАК СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В КАЗАЧЬЕМ КЛАССЕ»
| 87
|
| Гуленко Т. Г. «СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ КАЗАЧЬЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ»
| 90
|
| Бедросова Э. Н. «АКТИВНЫЕ ФОРМЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВОСПИТАНИИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ НА ОБЫЧАЯХ, ТРАДИЦИЯХ И КУЛЬТУРЕ КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА»
| 94
|
| Перова Н. И. «ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ КАЗАЧЬЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»
| 99
|
| Гонцова Н. С.
| 102
|
| Гречишникова А. И.
| 104
|
| Куменко Л. Я. «ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В УСЛОВИЯХ КЛАССА КАЗАЧЬЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ»
| 108
|
| Зорина Е. С. «ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ УЧАЩИХСЯ В КЛАССАХ И ГРУППАХ КАЗАЧЬЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ»
| 110
|
| Шевченко С. Н. «ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА»
| 114
|
| Куприк Л. Н.
| 119
|
| Бакалова С. А.
| 123
|
| Рязанова Н. Б. «ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА ПОСРЕДСТВОМ ЭКСКУРСИИ»
| 128
|
| Апиравичюс Т. М. «МИР ОСВЕЩАЕТСЯ СОЛНЦЕМ, А ЧЕЛОВЕК – ЗНАНИЕМ»
| 135
|
| Копченко С. В. «ПЯТЬ СПОСОБОВ ПОДГОТОВКИ КАЗАЧАТ ПО ИСТОРИЧЕСКОМУ КРАЕВЕДЕНИЮ ЧЕРЕЗ МУЗЕЕВЕДЕНИЕ»
| 140
|
| Свитлик Г. В. «СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ПРЕПОДАВАНИЮ КУБАНОВЕДЕНИЯ И ИСТОРИИ КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА В КЛАССАХ КАЗАЧЬЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
| 143
| 4
| Раздел: «Ключевое воспитательное дело как системообразующий компонент воспитательной системы образовательного учреждения казачьей направленности»
|
|
| Панченко З. В. «ИТОГОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ГОДА – СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЙ КОМПОНЕНТ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КАЗАЧЬЕЙ ШКОЛЫ»
| 147
|
| Губский Н. И. «ОРГАНИЗАЦИЯ КОМПЛЕКСНЫХ ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКИХ ЭКСПЕДИЦИЙ»
| 152
| Условия эффективного развития казачьего образования в Краснодарском крае СЕТЬ КАЗАЧЬЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА КУБАНИ В УСЛОВИЯХ РЕГИОНАЛЬНОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ Осипова Г. А., главный специалист-эксперт отдела общего среднего образования департамента образования и науки Краснодарского края
Возрождение казачества становится национальной идеей Кубани, ее объединяющей основой. Понимание ценности традиций казачества в воспитании и образовании привело к определению единых подходов в развитии казачьего образования.
Сложилась четкая структура сети казачьего образования края, начиная с дошкольного и заканчивая профессиональным уровнями.
Среда каждого детского сада Кубани пронизана казачьими традициями. Неуклонно растет и количество школ с казачьими классами. Если в 2005 году их было лишь 91, то сегодня уже 479. А это – 42 % школ края. Все школы Абинского, Лабинского, Тбилисского, Тимашевского районов имеют классы казачьей направленности. Близки к этому показателю Красноармейский, Мостовский, Курганинский районы.
Региональный статус «казачье образовательное учреждение» присвоено 20 учреждениям. Наибольшее их число в Абинском районе (8). В крае уже 6 казачьих кадетских корпусов. Это элита казачьего образования.
Активно создают казачьи группы и учреждения дополнительного образования детей. Если в 2007 году в них было 48 групп, то сейчас таких групп 142.
Появились казачьи группы и в 12 учреждениях профессионального образования. А начиналось все с двух профессиональных училищ. В учреждениях профобразования открываются профессии, поддерживающие традиции казачества.
В вузах ежегодно проводятся научно-исследовательские конференции по истории, культуре и духовному наследию кубанского казачества, созданы кабинеты казачьей культуры.
В Кубанском государственном университете физической культуры, спорта и туризма учатся 111 студентов из числа казачьей молодежи по специальности «Физическое воспитание».
В Кубанском государственном аграрном университете работает отделение Казачества, освещающее быт, традиции, мирную и военную жизнь кубанских казаков.
В Кубанском государственном технологическом университете действует социальный проект по повышению уровня знаний студентов по истории Кубани.
За последние годы не только выстроена многоуровневая система учреждений казачьей направленности, но и четко определилось содержание казачьего образования. Система кадетского обучения и воспитания строится в тесной связи с существующей в крае системой школьного образования, но при этом имеет свои собственные отличительные черты.
Кадетское образование исторически предполагало высокий уровень не только специальной, но и качественной общеобразовательной, нравственной подготовки воспитанников.
И хотя большинство казачьих классов создавались не на конкурсной основе, более того, с целью социализации «трудных» подростков, детей из неполных, неблагополучных семей, значительному количеству общеобразовательных учреждений, выбравших это направление деятельности, удается давать юным казачатам прочные знания.
Особенностью казачьего образования является обязательность изучения дисциплин: кубановедение, основы православной культуры, история кубанского казачества, казачий фольклор или декоративно-прикладное творчество, а так же военно-спортивные дисциплины.
Воспитание школьников на казачьих традициях происходит не только в образовательной деятельности, но и во внеурочное время: этому служат смотры, конкурсы, слеты, фестивали, встречи и другие мероприятия.
Учащиеся классов казачьей направленности интенсивно занимаются краеведческой и поисковой работой.
Особое место в художественно-эстетическом воспитании учащихся казачьих классов занимает изучение самобытной культуры казаков.
Казачата - активные участники православных праздников: Рождества, Крещения, Пасхи.
Они принимают участие во Всероссийских слетах, конкурсах и соревнованиях.
Большое значение в вопросе патриотического воспитания имеют встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, вооруженных сил, участниками военных конфликтов.
Созданная в кадетских классах система военно-патриотического и физического воспитания наряду с формированием нравственных устоев позволяет успешно готовить кадетов к служению Отечеству главному предназначению казака.
Качество казачьего образования напрямую зависит от системной работы на муниципальном уровне. Четыре муниципальных образования определили центры этой работы: учреждения дополнительного образования детей в Абинском и Лабинском районах, казачий кадетский корпус в Курганинском районе и школа с региональным статусом «казачье образовательное учреждение» в городе Новороссийске. Их целенаправленная работа обеспечивает качество казачьего образования, а самое главное - делает жизнь казачат по-настоящему интересной и насыщенной. Сегодня необходимо обеспечить создание таких центров в каждом муниципальном образовании.
Работа по казачьему образованию не имеет четких критериев оценки. Трудно определить, насколько повысился уровень нравственности или духовности за тот период времени, когда мы, буквально с нуля, начали эту работу.
Но уже есть такие показатели, которые являются прямым следствием педагогического внимания к вопросам православной веры, кубанской истории и культуре, казачьих традиций.
Настрой образовательных учреждений – учить детей тому, что всегда ценилось на Кубани, дает свои плоды.
Например, сокращается численность школьников и учащихся учреждений профессионального образования, совершающих правонарушения и преступления. Ежегодно снижается численность учащихся, состоящих на всех видах учета. Все больше детей занимается в учреждениях дополнительного образования. Все больше востребованными в подростковой молодежной среде становятся занятия, культивирующие здоровый образ жизни. |