Программа экспериментального интегративного курса предметов мхк и литературы «Слово как ключ к образу»





НазваниеПрограмма экспериментального интегративного курса предметов мхк и литературы «Слово как ключ к образу»
страница1/5
Дата публикации02.09.2014
Размер0.74 Mb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Культура > Программа
  1   2   3   4   5
ГБОУ гимназия №1521 г. Москвы


«Утверждено»
на заседании кафедры

протокол № ____ от

«____» ____________ 2013 г.

Руководитель кафедры

__________ / Бачурина.И.Е. /

«Согласовано»
«30»августа 2013 г.
Зам. директора по УВР

________ /Перевезенкова М.В. /


«Утверждаю»
Директор ГБОУ гимназия№ 1521

___________ /Воробьева Т.А./

«____» ____________ 2013 г.



Программа экспериментального интегративного курса предметов

МХК и литературы –

«Слово как ключ к образу»

для 9,10,11 классов

Составитель:

Бачурина И.Е., учитель МХК

2013-2014 учебный год



Пояснительная записка
Предлагаемая программа сформирована в соответствии с государственным образовательным стандартом по мировой художественной культуре и стала обобщающим этапом многолетней работы учителя МХК гимназии №1521 Бачуриной И.Е. в рамках городской экспериментальной площадки «Пушкинское слово».

Необходимость систематизации данного курса была продиктована накоплением большого практического опыта и высокими результатами авторских экспериментальных методик.

Программа рассчитана на три года обучения, для учащихся 9-11 классов, в соответствии с заложенными в ней требованиями определенной интеллектуальной зрелости и достаточной базы теоретических знаний различного рода.

Направленность программы художественно-эстетическая.

Цель программы
Формирование единого гуманитарно-эстетического образовательного пространства на основе интеграции содержания предметов литературы и МХК;

Освоение учащимися знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, мировоззренческих доминантах различных исторических периодов, вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;

Существенное обновление содержания образования с опорой на глубинные межпредметные связи;

Через одновременное осмысление произведений вербального и визуального характера, максимальное расширение представлений учащихся о содержании того и другого;

На основе представления об искусстве, как о мировоззрении эпох, отраженном в образах, способствовать формированию собственного мировоззрения ученика через равноправный диалог с искусством.

Стимуляция ученика к активной творческой деятельности универсального характера;


Задачи программы:


  • Дать учащимся необходимый инструментарий для комплексного постижения языков различных видов искусств, прояснить понимание фундаментального единства их законов и многообразия возможностей их взаимодействия.

  • Разработать понятный механизм реализации хорошо зарекомендовавших себя экспериментальных интегративных методик и обеспечить их максимальную результативность.

  • Привлечь максимальное внимание детей к художественному слову и всячески способствовать раскрепощению и обогащению их речевой сферы;

  • Развивая образное и абстрактное мышление, максимально активизировать творческие созидательные способности детей.

  • Не увеличивая учебной нагрузки, обогатить восприятие учениками разнородных художественных текстов, используя возможности их синтеза;

  • Способствовать актуализации в сознании учащихся главных этических ценностей, в полной мере отраженных в произведениях мирового искусства.


Новизна
Возможности экспериментальной интеграции в русле предмета МХК чрезвычайно широки, так как интегративность заложена в нем изначально, но у программы «Слово как ключ к образу» есть свои особенности, во многом связанные с тем, что автор программы по профессии художник. Программа представляет нам взгляд на искусство как бы изнутри самого творческого процесса, причем с активным включением в него детей. Через понятный учащимся язык слова осваиваются другие языки искусства. На всех этапах обучения используются и обогащаются возможности их речевой сферы.

Принцип интегративности лежит в основе предлагаемого модуля. Переставая быть слишком размытой и необъятной, интегративность здесь становится более определенной. Учителю предложено в большей мере опираться на гармоническое единство законов вербального и пластических искусств.


  • Программа конкретизирует возможности объединения учебного материала предметов МХК и литературы и предлагает аргументированные принципы его отбора. Филологический аспект приобретает особую значимость в учебном процессе при этом, тематическая канва выстраивается на традиционном материале истории мирового искусства.

  • Законы построения гармонии и язык искусства - в приоритете программы.

  • В ней подробно обосновывается фундаментальное родство вербального и визуального языковых пространств в искусстве.

  • В представленных программой педагогических методиках, предложено поверять формой содержание, и через художественную форму вскрывать мировоззрение различных эпох.

  • Все представленные программой методики, строятся по принципу использования, как минимум, двух «каналов» художественного воздействия - визуального и вербального. Это значительно повышает вероятность освобождения тех или иных «блокированных» сторон сознания ученика, при этом информативно не перегружает его.

  • В основу разнообразных форм деятельности учащихся на уроках положен главный принцип: сотворчество – есть путь к пониманию искусства.


Учителя МХК в своей педагогической практике постоянно используют изобразительный ряд, комментируя и дополняя его разноплановым лекционным материалом, поэтому, визуальные образы и наглядность не эпизодически, а постоянно присутствуют на уроках. В связи с развитием новых информационных технологий, и все большей визуализацией восприятия современных школьников, предложенный интегративный подход, по мнению автора, может ощутимо способствовать сохранению обще гуманитарных ценностей поколения, заметно теряющего связь с великой литературой.


Концептуальные основы программы

Предмет «Мировая художественная культура» посвящен различным видам искусства в мировой истории человечества. Он открывает перед нами палитру общих гармонических закономерностей, благодаря которой мы можем поверять формой содержание, а это значит – вскрывать мировоззрение различных эпох, находя его отражение в формах искусства. Очень важно для понимания эстетического языка изучаемой эпохи – внимательно относиться к её религии и философии, так как это общая содержательная база для формирования всех видов искусства. Для прояснения их изначального единства мы предлагаем опираться, прежде всего, на неразрывную связь между формой и содержанием, полагая, что художественная форма – это и есть тот язык, в котором перед нами раскрывается содержательная глубина всякого произведения. И именно через гармонические предпочтения в искусстве мы выявляем его содержательную базу и выходим на те проблемы, которые проживались человечеством и осмысливались им в сфере творчества. Основные позиции, предлагаемые программой «Слово как ключ к образу», для формирования смыслового вектора в выборе и подаче материала:


      • Искусство – это мировоззрение в образах, единая, непрерывная и живая художественная система.

      • Волнообразная смена стилей в искусстве всегда свидетельство мировоззренческих колебаний или даже резких перепадов в коллективном сознании людей.

      • Эстетика, в своем пределе, смыкается с этикой. Основные этические проблемы времени запечатлены в памятниках искусства и в полной мере раскрываются в художественном творчестве изучаемого периода.

      • Содержание произведения раскрывается, прежде всего, через язык его художественной формы. Сюжет не основное в понимании содержания.

      • Законы красоты – звено в цепи объективных законов природы.

      • Красота в природе - следствие особой целесообразности, присущей всем ее явлениям. Форма здесь строго определяется комплексным содержанием, и одно соответствует другому.

      • Единство гармонических канонов видов искусства – важнейшая закономерность, отражающая его природу.

      • Поиск глубинных созвучий в различных сферах культуры приводит нас к пониманию внутренних гармонических закономерностей каждой из них.

      • Существует корневая родственность вербальной и визуальной языковых сфер.

Синхронизация понятий:

        1. Ритм

        2. Рифма

        3. Интонация

        4. Композиция – как ритмическая основа всякого художественного произведения

        5. Метафора – призма преломления и умножения смыслов

        6. Гипербола – путь трансформации в искусстве




      • Роль слова является определяющей в процессе осмысления невербального образного ряда.

      • Сотворчество – лучший путь к пониманию искусства

Для предмета «Мировая художественная культура» развитие речи насущно необходимо. Известно, что чем шире словарный запас человека, тем выше его творческая активность. И это не случайно, ведь за каждым новым словом нам открывается глубокое насыщенное пространство того или иного явления, обогащающее палитру нашего воображения.

Учась связно говорить, мы учимся связно мыслить. И в этом процессе могут выстраиваться, в том числе, и отношения между нами и произведениями искусства. В каждой великой картине столько поющих смысловых точек, столько протянутых к нашему сознанию нитей! И каждая такая ниточка ищет своего отклика внутри зрителя. Если зритель не имеет повода тянуться навстречу, если в его сознании нет никаких соответствий предложенным картиной смысловым категориям, то контакта не возникнет. Не будет и понимания. Картина для такого зрителя окажется закрытой. (Это касается также музыкального произведения, скульптурной композиции или спектакля).

Получается, что желающему понимать искусство, необходимы большие внутренние накопления для того, чтобы в момент встречи с художественным образом ему было чем отозваться на него. И эти накопления в первую очередь связаны со словом. Очень важно учиться осмысленно и ясно говорить. Ведь то, что нам удается определить словами, становится для нас самих понятнее. Всякое новое слово – это, конечно, расширение пространства человеческого сознания. Оно приносит с собой целый спектр оттенков, новые цвета, фактуры, а в пределе – новые идеи и смыслы. В программе уделяется большое внимание расширению словарного запаса учащихся и умению выражать в слове свои чувства и мысли, возникающие под воздействием произведений различных видов искусств. Интегрировать литературный и искусствоведческий материалы предлагается, прежде всего, в методике творческих заданий, что позволяет, как показывает практика, быстрее продвигаться в постижении невербальных художественных языков.

Методические рекомендации к программе
Лекционно-теоретическая часть программы (каждым из своих разделов) предваряет дальнейшую практическую деятельность учащихся, то есть всевозможные творческие задания, которым в тематическом плане отводится достаточно большое количество часов.

В теоретической части, следующей по традиционной канве истории мировой художественной культуры, доминирует формула единства гармонических канонов видов искусств. На этой основе, строится смысловой вектор дальнейшего выбора и подачи лекционного материала учителем и выстраивания им проектной и творческой деятельности детей. Тематическое предпочтение отдается европейскому и русскому искусству.
Программа предлагает широкий спектр возможностей для личного эксперимента учителя. В лекционно-теоретической части программы много внимания уделено теории искусства и особенностям языка художественной формы, что чрезвычайно важно для глубокого понимания сути предмета.
Практическая часть занятий позволяет освоить на практике и закрепить полученные знания, обрести необходимые навыки в анализе произведений различных видов искусств. Деятельность учащихся на уроках может быть чрезвычайно разнообразной, но основой всех методик, остается интегративный смысловой анализ художественных произведений различных видов искусства.
Предлагаемые формы практической деятельности учащихся на уроках – это поступательно усложняющиеся творческие задачи и тренинги, в основу которых ложится принцип – постижения искусства методами искусства:

      • Вербальная метафоризация зрительных образов;

      • Создание встречных художественных текстов;

      • «Иллюминация» стихотворений;

      • Атрибуция и композиционный-метафорический анализ произведений пластических искусств;

      • Философско-поэтические викторины.

Стоит отметить, что творческий подход лежит в основе всей аналитической деятельности учащихся на уроках.
Для автора программы базовым принципом работы, безусловно, является единство гармонических канонов видов искусств, которые укоренены в природных закономерностях.
Главным инструментом постижения пластических искусств, в русле данной программы, остается слово. В пределе – слово поэтическое.

Разные виды искусства имеют много общего в механизме своего воздействия на человека, но как бы обращены к разным сторонам его сознания. Сферы восприятия вербального и невербального искусств у людей находятся на разном уровне развития. Одни лучше воспринимают тексты, другие – зрительные образы. Но каналы воздействия разных видов искусства на человека подобны сообщающимся сосудам. В сознание человека можно проникнуть по руслу одной реки и при этом попасть в другую, подчас более труднодоступную.
Слово, в данном модуле – проводник в бесконечное пространство смыслов, которые таит в себе произведение любого из видов искусства.

«Ларчик» образа вскрывается здесь исключительно словом. И поэтому роль слова в понимании образа – абсолютна.

Сказавший верно – начинает видеть верно, и наоборот: увидевший верно – скажет верно.
Схематично это можно представить так:




Формы и режим занятий по программе
Традиционная лекционно-теоретическая форма проведения уроков чередуется с формой практических занятий и творческих тренингов. Практические занятия проводятся в разнообразных формах. Это могут быть уроки-погружения, многоступенчатый индивидуальный или коллективный анализ произведений, викторины, конкурсы, проекты. Ключевым принципом предлагаемых методик практических и творческих работ является интегративное взаимодействию двух сфер: поэтического слова и пластических искусств.
Прогнозируемый результат
По окончании обучения у учащихся должны быть сформированы следующие компетенции:

  • Ориентация в художественном разнообразии мирового искусства, на основе стилистических особенностей различных его периодов, с пониманием мировоззренческого контекста каждого из них;

  • Сравнительно-сопоставительный анализ произведения искусства различных видов, стилей и жанров;

  • Владение языком поэтических образов, способность адекватно вербализировать свои впечатления, понимать язык геометрических форм и цветовых отношений;

  • Интерпретация произведений искусства разных видов сложности на основе объективных гармонических законов;

  • Создание собственных творческих проектов, пользуясь аналогиями в различных видах художественного творчества.

  • Самостоятельное оценивание произведений искусства с эстетической точки зрения;

Личностно-ориентированные результаты, не подлежащие оцениванию (приращение):

  • Сформированность устойчивых интересов к произведениям искусства.

  • Создание творческих интерпретаций различных художественных текстов во внеурочное время, стремление к активной реализации своего творческого потенциала.

  • Стремление к самостоятельному освоению дополнительной литературы искусствоведческого характера.

  • Подготовка и поступление в ВУЗЫ с художественной направленностью.


Способы и формы оценивания результатов


  • Регулярное тестирование с целью выявления уровня теоретических знаний.

  • Оценивание теоретических и практических работ по пятибалльной шкале.

  • Конкурсы творческих проектов

  • Защита рефератов

  • Доклады на внутришкольных конференциях.


_________________________________________________________________________

Программа апробировалась в рамках городской экспериментальной площадки «Пушкинское слово» в гимназии № 1521 на уроках МХК и в гимназии №1270 на уроках литературы.
Содержание программы

I. раздел

«Язык пластических искусств»7 часов

  1. Понятие “культура”; виды изобразительного искусства; жанры в изобразительном искусстве; понятие стиля; техники и материалы в различных видах искусства; начинаем вести словарь терминов.

  2. Связь мифологии и религии с изобразительным искусством. Искусство – мировоззрение в образах.

  3. Космическая природная картина мира и средства художественной выразительности. Особая роль композиции в изобразительном искусстве. Структура в природе и в искусстве (фотографии, слайды).

  4. Виды композиции в живописи, скульптуре и графике. Осевая, светотеневая и цветовая, композиция.

  5. Деформация как основной принцип искусства. Гротеск и юмористическое начало в изобразительном искусстве.

  6. Открытая и скрытая символика образа. Символика пространства ­– прямая и обратная перспектива.

  7. Роль цвета в изобразительном искусстве, его воздействие на эмоциональную сферу человека.

II. раздел

«Родственность вербального и визуального языковых пространств» 5 часов

  1. Ритм в искусстве. Композиция как ритмическая основа художественного произведения. Ритмические сопоставления поэтических текстов и произведений пластических искусств.

  2. Рифма в поэзии и в пластических искусствах.

  3. Метафора – универсальное средство выразительности. Многогранность художественного образа.

  4. Гипербола как орудие метафоры в различных видах искусства.

  5. Интонация в поэзии и пластических искусствах.

III. раздел

«Искусство Древнего Мира» 17 часов

  1. Искусство Древнего Египта (периодизация). Ритуально-магические основания искусства Древнего Египта. Иерархия искусств и их функции. Заупокойный культ.

  2. Эволюция египетских гробниц. Пирамида Джосера. Три великих пирамиды в Гизе.

  3. Особенности скульптуры и живописи Древнего Египта. Архитектура Нового царства (Карнак, Луксор).

  4. Реформа Эхнатона и изменения в искусстве. Портреты Нефертити.

  5. Гробница Тутанхамона. Обобщение и повторение искусства Древнего Египта

  6. Комплексное повторение.

  7. Периодизация искусства Древней Греции. Мировоззрение человека в античный период. Демократический полис и пафос гражданственности в искусстве.

  8. Греческая мифология и греческое искусство. Боги Олимпа.

  9. Искусство Греции в период Архаики. Дорический ордер. Куросы и коры – “улыбки архаики”. Чернофигурная вазопись и “Илиада” Гомера.

  10. Гипербола в чернофигурной греческой вазописи. Ее роль и значение.

  11. Расцвет культуры гармонии и красоты в век Перикла. Искусство периода классики. Ионический ордер. Архитектурный ансамбль Акрополя. Краснофигурная вазопись.


  12. Лирическая поэзия в Греции. Канон пропорций в скульптуре Поликлета, динамика в пластике Мирона, реализм фидиевской статуй. Оформление Парфенона.

  13. Искусство Древней Греции в период поздней классики. Поэзия в скульптуре Праксителя и лирические строки, посвященные ей.

  14. Эстетический идеал эллинизма. Судьба Македонской державы. Пергамский акрополь Венера Милосская и Ника Самофракийская.

  15. Обобщение по искусству Древней Греции. Место и роль наследия греческого искусства в мировой художественной культуре.

  16. Древнеримская архитектура. Триумфальные арки, Пантеон, Колизей. Арка, купол, ордерная система.

  17. Скульптура Древнего Рима. Римский портрет. Портреты Гая Юлия Цезаря и стихи Катулла, посвященные Цезарю.

IV. раздел

«Искусство Средних веков» (Византия, Западная Европа) 9 часов

  1. Крушение империй Древнего мира. Объединяющая и формирующая роль христианского мировоззрения в становлении культуры Европы. Византийская империя и восточно-христианский мир. Роль византийской культуры в формировании христианской культуры древней Руси

  2. Конструктивные особенности византийского храма. Храм Святой Софии в Константинополе.

  3. Художественные принципы и образный строй монументальной живописи Византии. Мозаики церкви Сан Витале в Равенне.

  4. Мифология и декоративно-прикладное искусство германских и кельтских племен. Звериный стиль. Космос в орнаменте. Формирующая роль христианского мировоззрения в становлении культуры Европы

  5. Преемственность и самобытность в романской архитектуре Германии и Франции. Торжество крепости.

  6. Эволюция архитектуры Франции: от романики к готике. Система ранне-готических соборов Франции. Готический взлет. Собор Парижской Богоматери.

  7. Зрелая готика во Франции. Соборы в Реймсе и Амьене. Символика фасадов и интерьеров. “Пламенеющая” поздняя готика.

  8. Синтез искусств в готическом соборе. Витражи Шартра, скульптура соборов в Реймсе и Париже

  9. Символика архитектурных конструкций западных и восточных храмов. Пути религиозного мироосмысления в архитектуре Средневековья.

V. раздел

«Искусство древней Руси»11 часов

  1. Место России в европейской и мировой истории. Влияние географического, геополитического, экономического, этнического, религиозного факторов на судьбу и культуру России.

  2. Восточные славяне, их нравы, традиции, обряды. Декоративно-прикладное искусство, деревянное зодчество.

  3. Значение принятия христианства для формирования эстетического идеала и художественного канона Древней Руси.

  4. Семантика православного храма. Своеобразие русского каменного и деревянного зодчества. Софийские соборы в Новгороде, Киеве.

  5. Подъем Московского княжества. Формирование идеи «Москва – третий Рим». Русское пред -возрождение.

  6. Владимиро-Суздальская Русь.

  7. Дмитриевский и Успенский соборы во Владимире._Проверочная работа – архитектура древней Руси. Русская иконопись и ее особенности.

  8. От Киевской Руси к Московской. Развитие школ архитектуры и живописи. Расцвет самобытности в русской иконописи. Феофан Грек.

  9. Подъем Московского княжества. Формирование идеи «Москва – третий Рим». Русское пред-возрождение.

  10. Вершины русской национальной школы иконописи. Андрей Рублев и Дионисий.

VI. раздел

Христианский гуманизм Итальянского и Северного Возрождения – 9 часов

  1. Итальянское Возрождение. Синтез античной культуры и христианского мировоззрения. Гуманизм и антропоцентризм. Джотто – основатель нового художественного языка в европейской живописи. Жизнеподобие, пластика, трехмерность.

  2. Отражение основных мировоззренческих проблем эпохи Ренессанса в творчестве Сандро Боттичелли.

  3. Мастера Высокого Ренессанса (Флорентийская школа). Опыт предельных возможностей гуманистического искусства. Интеллектуализм живописи Леонардо.

  4. Драматизм и величие фигуры Микеланджело в европейском искусстве. Пластика и гипербола в монументальных росписях Сикстинской капеллы.

  5. Мягкая гармония и структурное равновесие композиций Рафаэля как основной фактор влияния на творчество мастеров более поздних эпох.

  6. Роскошь, жизнелюбие и чувственность в искусстве венецианских художников эпохи Возрождения. Дионисийское начало, воплощенное в цветовой стихии.

  7. Принципы Возрождения и эволюция средневекового искусства в Германии, Нидерландах и Франции XV–XVI веках. Феномен Северного Возрождения.

  8. Проблема добра и зла в живописи Иеронима Босха. Ирония и гротеск в образах Питера Брейгеля. Точка зрения и картина мира в его полотнах. Человек и природа – поиск созвучия.

  9. Альбрехт Дюрер – великий живописец, гравер и мыслитель. Готическая экспрессия в графических листах А. Дюрера.

VII. раздел

«Эпоха барокко. Европейское искусство XVII века в контексте Реформации и Контрреформации» – 6 часов

  1. Введение в эпоху барокко. Триумф чувственности и динамизма в искусстве XVII века. Лоренцо Бернини. “Свет во тьме” – реализм Караваджо

  2. 17 век – золотой век голландской живописи. Малые голландцы. Тайнопись света в живописи Вермеера.

  3. Реализм творчества Рембрандта. Портреты стариков – возраст как восхождение.

  4. Барокко в живописи Рубенса.

  5. Исторический контекст развития испанского искусства в XV–XVII веках. Пространственные и колористические задачи в живописи Диего Веласкеса. испанский портрет. Истоки самобытной экспрессивности стиля Эль Греко.

  6. Строгие идиллии Пуссена. Рождение классицизма.

VIII. раздел

«Аристократическое и революционно-демократическое искусство в эпоху Просвещения в Европе» – 2 часа

  1. Аристократический стиль рококо. Светская и куртуазность (Ватто, Буше, Фрагонар).

  2. Буржуазный классицизм в послереволюционной Франции. Жак Луи Давид – от классицизма к наполеоновскому ампиру.

IX. раздел

«Русское искусство в XVII- XVIII веках»

(5 часов)

  1. Теоретические идеи Симона Ушакова, усиление светского начала в его живописи. Рождение парсуны.

  2. Эпоха Петра Великого. Петровские реформы и их значение для становления «русской европейскости» в художественной культуре.

  3. Развитие основных светских жанров во всех видах искусства. Освоение классицизма и его трактовка в русском искусстве.

  4. Эпоха Екатерины 2. Просвещение и русское искусство. Развитие русской архитектуры от барокко (Б. Растрелли) к классицизму (В.Баженов, М.Казаков, Д.Кваренги, К.Росси, И.Старов).

  5. Петербург как памятник новой русской художественной культуры европейского типа. Садово-парковое искусство.

X. раздел

«Развитие художественных процессов в Европейском и Русском искусстве XIX нач. XX в.в.» – 11 часов

  1. Романтизм и классицизм. Борьба противоположных тенденций в искусстве Франции начала XIX века (Ж.О.Д. Энгр, Э. Делакруа) Французский реализм начала XIX века (Курбе, Милле, Домье) Зарождение новых тенденций во французской пейзажной живописи. Барбизонцы и Коро.

  2. Переход от Романтизма и классицизма к реализму в русской живописи (А.Иванов, К.Брюллов, О.Кипренский, передвижники).

  3. Синтез традиций и новаторства в творчестве Эдуарда Мане.

  4. Колористический прорыв импрессионистов. Новые темы и новые технические возможности живописи (К. Моне, Э. Дега, О. Ренуар и др.)

  5. Пост-импрессионистический синтез в творчестве Сезанна, Гогена и Ван Гога, заложивший основы всех основных стилистических течений ХХ века.

  6. Русская культура на рубеже веков – «серебряный век». Символизм и его воплощение в поэзии, музыке и изобразительном искусстве. Проявление стиля модерн в русской архитектуре конца 19 начала 20 веков. Живописные объединение «Мир искусства», «бубновый валет, «Голубая роза».

  7. Проверочная работа – Русская культура на рубеже веков.

  8. Многогранность и мощь художественного дарования Пабло Пикассо, декоративизм Матисса.

  9. Модерн и экспрессионизм в европейской живописи.

  10. Сюрреализм и феномен Сальвадора Дали.

  11. Неореализм в кинематографе. Советский кинематограф и анимация в 20 веке.


Темы практических занятий по всем разделам

Практические работы рассчитаны примерно на – 20 часов. Часть заданий дается на весь урок, другая часть включена в уроки по основным темам.


  1. Практические занятия по композиции в альбоме для рисования. Симметричная и ассиметричная композиции из прямых линий в квадрате или круге - несколько творческих заданий.

  2. Поиск осевой структуры в художественном произведении (работа с репродукциями) - несколько творческих заданий.

  3. Роль цвета в изобразительном искусстве, его воздействие на эмоциональную сферу человека. Практическая работа с карточками «Эмоция – Цвет – Линия».

  4. Поиск метафоры в природных явлениях - творческая работа с фотографиями деревьев.

  5. Поиск метафоры в произведениях изобразительного искусства - несколько творческих заданий с репродукциями картин, статуй и архитектурных сооружений.

  6. Определение ритмического характера произведений скульптуры, живописи, музыки, литературы - несколько творческих заданий.

  7. Принцип ассоциативности в метафорическом мышлении – игра в ассоциации.

  8. Творческая работа – поэтическое осмысление искусства Древнего Египта.

  9. Творческая работа – поиск гиперболы в чернофигурной вазописи и в поэзии.

  10. Ритмические аналогии - гекзаметр и древнегреческие скульптурные фризы – творческая работа.

  11. Метафора в архитектуре Парфенона – творческая работа. Поиск аналогий в музыке и поэзии.

  12. Творческая работа – поиск метафоры в античной скульптуре («Дискобол» Мирона).

  13. Поэтическое осмысление искусства Эллинизма – творческая работа, синтезирующая пройденный материал.

  14. Творческая работа – поэтическое осмысление искусства Древней Греции и Древнего Рима, творческая работа, синтезирующая пройденный материал.

  15. Сравнительный анализ архитектуры Парфенона и собора св. Софии.

  16. Поэтическое осмысление искусства Византии - творческая работа, синтезирующая пройденный материал.

  17. Подбор ассоциативного ряда к романскому искусству: стихия, погода, время суток, геометрическая фигура, вектор направленности.

  18. Метафорическое и композиционное осмысление Романо-готической и Древнерусской архитектуры - творческая работа, синтезирующая пройденный материал.

  19. Поиск аналогий с архитектурой античности и средневековья в стихотворениях Заболоцкого «Лица» и «Некрасивая девочка».

  20. Круг и крест в композициях художников Раннего Возрождения и в Древнерусской иконописи (поиск открытой и скрытой символики образов) - творческая работа.

  21. Метафорический и композиционный анализ картин венецианских живописцев –творческая работа, синтезирующая пройденный материал.

  22. Поэтическое осмысление творчества художников Ренессанса – творческая работа, синтезирующая пройденный материал.

  23. Атрибуция и композиционно-метафорический анализ произведений Итальянского Возрождения – творческая работа, синтезирующая пройденный материал.

  24. Метафора и притча (на материале Северного Возрождения). Осмысление символа. “Арфа и ключ” – творческая работа по картине И. Босха “Сады земных наслаждений”.

  25. Поэзия ХХ века и живопись Ренессанса – поиск созвучий. Иллюминация стихотворения А.Блока «Пролог»

  26. “Иллюминация стихотворения” – творческая работа со стихотворением Ф. Вийона «От жажды умираю над ручьем» и картинами Северного Возрождения.

  27. Обобщение по искусству Ренессанса. Иллюминация стихотворения А.Тарковского «Я человек, я посредине мира..» – творческая работа, синтезирующая пройденный материал.

  28. Иллюминация стихотворения Осипа Мандельштама – «Рембрандт».

  29. Проверочная работа – архитектура Петербурга. Творческая работа – поэтическое осмысление архитектуры Древней Руси и архитектуры Петербурга.

  30. Иллюминация стихотворения М.Цветаевой «Имя твое…».

  31. Поэтическое осмысление произведений изобразительного искусства первой половины 20 века.

  32. Иллюминация стихотворения А.Тарковского «Вот и лето прошло ..»




  1. Список художественных и литературных текстов для интегративного творческого осмысления, учитель может расширять и видоизменять в соответствии с поставленной им педагогической задачей.

_______________________________________________
ИТОГО – 102 часа, по 34 часа в год обучения.

Включено – 82 часа теоретических занятий и 20 часов практических и творческих занятий.

  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа экспериментального интегративного курса предметов мхк и литературы «Слово как ключ к образу» iconПравила эффективного общения
...
Программа экспериментального интегративного курса предметов мхк и литературы «Слово как ключ к образу» iconРабочая программа По «мхк»
...
Программа экспериментального интегративного курса предметов мхк и литературы «Слово как ключ к образу» iconЗанятие Тема: «Введение. Понятие художественной литературы как письменной...
...
Программа экспериментального интегративного курса предметов мхк и литературы «Слово как ключ к образу» iconПрограмма ориентирована на умк «мхк для 10-11 классов»
Изучение мхк в школе осуществляется в рамках базового курса и опирается на федеральный компонент государственного стандарта общего...
Программа экспериментального интегративного курса предметов мхк и литературы «Слово как ключ к образу» iconРабочая программа по мировой художественной культуре (мхк) 9-11 классы
Предмет мхк систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные на уроках музыки, литературы, истории, изобразительного искусства...
Программа экспериментального интегративного курса предметов мхк и литературы «Слово как ключ к образу» iconУчебник 10 класса на изучение в 8-9 классах. Обоснование выбора
Данная рабочая программа составлена на основе примерной программы по мхк составленной на основе федерального компонента государственного...
Программа экспериментального интегративного курса предметов мхк и литературы «Слово как ключ к образу» iconТематическое планирование курса литературы в V x класс
Цели и задачи предмета "Литература". Литература как искусство слова. Чтение и восприятие художественной литературы. Вымысел и художественное...
Программа экспериментального интегративного курса предметов мхк и литературы «Слово как ключ к образу» iconТворческая работа по истории русской литературы на тему: «слово о полку игореве»
«Слово о полку Игореве» произведение не только древней, но всегда современной литературы
Программа экспериментального интегративного курса предметов мхк и литературы «Слово как ключ к образу» iconРабочая программа учебной дисциплины дпп. Ф. 10 Методика преподавания...
Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. Часть 2, Москва, 2009. Стр. 161-162
Программа экспериментального интегративного курса предметов мхк и литературы «Слово как ключ к образу» iconРабочая программа по мхк 8-9 классов
Приказом мо РФ №1089 от 05. 03. 2004, на основе примерной программы по мхк, рекомендованной Министерством образования рф, авторской...
Программа экспериментального интегративного курса предметов мхк и литературы «Слово как ключ к образу» iconПрограмма дисциплины методика преподавания интегративного курса
Курс «Окружающий мир» является интегрированным курсом для четырехлетней образовательной начальной школы, обеспечивающий обучение...
Программа экспериментального интегративного курса предметов мхк и литературы «Слово как ключ к образу» iconКурсовая работа Тема: «Использование межпредметных связей мхк и изобразительного...
Тема: «Использование межпредметных связей мхк и изобразительного искусства в преподавании литературы»
Программа экспериментального интегративного курса предметов мхк и литературы «Слово как ключ к образу» iconНикитина Полина Александровна Учитель русского языка и литературы...
«икт на уроках русского языка и литературы как эффективное средство повышения качества преподавания предметов»
Программа экспериментального интегративного курса предметов мхк и литературы «Слово как ключ к образу» iconТематическое планирование курса литературы в 8 классе
Урок Литература как искусство слова. Отличие литературы от других видов искусства
Программа экспериментального интегративного курса предметов мхк и литературы «Слово как ключ к образу» iconНа уроке литературы
И совершенно правильно восприняли слово «мастерская» как место, где все мастерят
Программа экспериментального интегративного курса предметов мхк и литературы «Слово как ключ к образу» iconПрямая, обратная и параллельная проекция, радиолярии, архитектура,...
Интеграция учебного предмета «математика» с учебными предметами «черчение», «мхк» и т д., помогает раскрывать ученикам окружающий...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск