Скачать 81.97 Kb.
|
МОУ Гамовская средняя общеобразовательная школа Минтагирова Вера Михайловна, педагог-библиотекарь, Пирожкова Надежда Сергеевна, учитель русского языка и литературы Наши имена Урок-исследование в форме устного журнала для учащихся 6-7 классов. Цель: познакомить учащихся с историей возникновения русских имён. Задачи: 1.Расширить кругозор учащихся в области ономастики. 2.Приобщить к чтению литературы по теме. 3.Стимулировать совместное творчество через работу в группах. 4.Создать условия для формирования коммуникативных навыков учащихся. 5.Сформировать навыки проведения исследования и практического применения его результатов. Этапы работы: 1)Погружение в проблему. Учитель формулирует проблему проекта, сюжетную ситуацию, цель и задачи. Учащиеся осмысливают ситуацию, уточняют цели и задачи. 2)Организация деятельности. Учитель предлагает спланировать деятельность по решению задач проекта, распределить обязанности в группах и возможные формы представления результатов проекта. Учащиеся осуществляют планирование работы, разбивку на группы и распределение ролей в группе, а также выбирают формы и способы представления информации. 3)Осуществление деятельности. Учитель по необходимости консультирует учащихся, ориентирует в поле необходимой информации. Учащиеся осуществляют поиск, сбор необходимой информации, подготавливают презентацию результатов. 4)Презентация, самоанализ и самооценка результатов. Учитель подводит итоги обучения, оценивает по критериям. Учащиеся демонстрируют понимание проблемы, умение устанавливать цели и задачи, найденный способ решения проблемы; осуществляют рефлексию деятельности и результатов. Ход проекта Из людей не бывает никто безымянным. Гомер. Звучит аудиозапись песни «Позови меня тихо по имени» в исполнении группы «Любэ». -Здравствуйте, ребята! Приглашаем вас на презентацию нового журнала «Наши имена». Над его созданием работала редакционная коллегия в составе (состав зачитывается). Участникам редколлегии пришлось усердно потрудиться, чтобы сегодня представить своё творчество. Впереди вас ждёт много нового, неизведанного, познавательного. Итак, открываем научно-популярный журнал «Наши имена». Его рубрики: 1. «Ономастика – это интересно». 2. «Из истории русских имён». 3. «Немного статистики». 4. «Имя в произведениях устного народного творчества». 5. «Историческая справка». 6. «Угадай-ка». 7. «Мудрые советы». Рубрика 1. «Ономастика – это интересно» -Знаете ли вы, ребята, что существует целая наука, изучающая собственные имена? А известно ли вам, как она называется? Это наука ономастика. Она изучает личные имена людей, отчества, фамилии, прозвища, клички животных, географические названия, названия звёзд и созвездий. -Как вы думаете, зачем нужна такая наука? Представим, что исчезли все географические названия, имена людей, клички животных – все собственные имена. В напрасных поисках будут метаться пожарные машины и скорая помощь – никаких адресов нет, парализован транспорт: никто не знает, куда едет, где пересесть, а где сойти, люди не знают, как обратиться друг к другу. И всё из-за такой мелочи, как название. Но этого не случится: «изъять» названия невозможно. Их можно заменить, но без названий не обойтись. Мы пользуемся именами на каждом шагу настолько привычно, что даже не замечаем их. А ведь они содержат в себе много интересного. Изучайте имена! Между живущих людей Безымянными никто не бывает вовсе. В минуту рождения каждый: И низкий, и знатный Имя своё от родителей В сладостный дар получает… Рубрика 2. «Из истории русских имён» Имена людей – часть истории народов. В них отражается быт, верование, фантазия и художественное творчество людей. Наша страна многонациональна, и у каждого из народов, населяющих её, есть свои замечательные личные имена. Имена личные имели люди во все времена во всех цивилизациях. Древние считали, что с именем человека связана его судьба. У многих народов было принято держать имя ребёнка в секрете, чтобы злые силы не могли ему навредить. Иногда ребёнку давали два имени: одно, настоящее, не знал никто, кроме родителей, а другое, ложное, было известно всем. Часто ребёнка называли бранным или пренебрежительным словом – пусть злые силы думают, что малыш не заслуживает никакого внимания. Во многих древних сказках и мифах герой скрывает имя. Кто выведает его, получает над героем полную власть. Имена, как и всё на свете, имеют свою историю. Они возникают, изменяются, исчезают. История русских имён уходит своими корнями в далёкие века и тесно связана с историей народа и его языка. Около четырёх тысяч лет тому назад на равнинах, раскинувшихся между Вислой и Днепром, жили племена славян. Они-то и положили начало русской народности. Древние русские имена были своеобразными характеристиками людей. В каких-то случаях человек характеризовался по определенному внешнему признаку: Мал, Бел, Косой, Кудряш, Черныш; в других – по качествам характера или умственным способностям: Добр, Храбр, Горд, Умник, Дурак, Баян (умеет красиво говорить), а также по отношению к нему его родителей и родственников: Первый, Друган, Третьяк, Ждан, Нечай, Меньшак, Старшой, а иногда и по роду его занятий: Кожемяка (специалист по выделке кожи), Селянин (крестьянин) и т. д. Некоторые из приведённых выше имён больше похожи на клички в нашем понимании. Но дело в том, что в Древней Руси разницы между кличкой и именем не существовало. Древним славянам весь мир казался одушевлённым. И поэтому все предметы в их понимании обладали качествами, похожими на человеческие. Не случайно древние славяне использовали в качестве личных имён названия животных, растений. Совершенно обычными им казались такие имена, как Волк, Медведь, Щука, Дуб, Берёза… Назови сейчас кого-нибудь Дубом или Волком – человек обидится. Но тогда люди в растениях и животных отмечали совсем другие качества, чем сейчас: волк - это смелость, сила, дерзость; дуб – долголетие, крепость. Что касается исконно русских имён, сохранившихся частично, то, кроме обычных, в древнем русском языке имелись еще и «княжеские». Они чаще всего образовывались от таких слов, как «мир», «слава», «броня», «месть», «власть»: Доброслав, Дорогомир, Святослав, Ярослав и др. На «простые» и «знатные» делились и древние женские имена. К простым относились такие, как Голуба, Досада, Ждана, Лебедь, Любава, Милава, Несмеяна. Некоторые из знатных имён звучали так: Болеслава, Доброслава, Горислава, Звенислава, Рогнеда. В русском языке до сих пор сохранилось немало библейских, то есть еврейских имён. Например, Агей, Аким, Вениамин, Елисей, Захар, Иван, Михаил, Анна, Елизавета, Мария, Нина. Сотни имён издавна хранит церковный месяцеслов. В нём они расположены по месяцам и дням года. Такие имена в давние времена принадлежали святым людям. При рождении младенца родители смотрели в месяцеслов и находили там имя святого, чей день праздновался Православной церковью в момент рождения ребёнка или в ближайшие дни. Младенца крестили, и священник оглашал его имя. Иногда выбирали имя кого-то из родных. Мальчику, например, давалось имя его дедушки, а девочке – имя бабушки. Во многих семьях есть родовые имена, они передавались из поколения в поколение. Порой, своих детей именовали в честь героев, воинов, мудрецов. Как бы ни происходил выбор имени, считалось, что с наречением младенец приобретает святого покровителя и заступника на всю жизнь. Рубрика 3. «Немного статистики» - Имена рождаются, изменяются, стареют. Во времена наших бабушек в моде были имена Вера, Мария, Надежда, Иван, Владимир. Во времена родителей – Ольга, Елена, Людмила, Александр, Валерий, Виктор. А какие же имена популярны сейчас? Мы провели небольшое социологическое исследование среди учащихся 1998-1999 гг. рождения в нашей школе. Результаты исследования показали, что самыми популярными являются мужские имена: ; женские -. Рубрика 4. «Имя в произведениях устного народного творчества» Рубрика 5. « Историческая справка» Рекомендация: учащиеся рассказывают об известных людях, родившихся в то или иное время года. Считается, что формирование характера человека и наречение по имени зависит от того, в какое время года он родился. Эта давняя теория имеет как противников, так и последователей. Зимой, например, рождаются люди талантливые, волевые, целеустремлённые. «Зимние» люди тяготеют к точным наукам. Это мыслящие личности, но часто упрямые и самолюбивые. «Весенние» люди очень ранимые. Они нерешительны и обидчивы, при этом часто эгоистичны. Но в то же время они талантливы, сообразительны, имеют хорошую память, обладают чувством юмора. Они более расположены к гуманитарным наукам. «Летние» натуры добродушны, при этом легко поддаются чужому влиянию. Они эмоциональны и впечатлительны, импульсивны и вспыльчивы. Однако их отличает трудолюбие, настойчивость. Они незлопамятны, миролюбивы, любят животных. Хорошо разбираются в искусстве. «Осенние» - рассудительные, уравновешенные, серьёзные люди. Они всё делают не спеша, обдуманно, усердно и старательно. «Осенние» личности мудры и добры. В какое бы время года ни родился человек, его имя конкретно, особенно, уникально. Рубрика 6. «Угадай-ка» Рекомендация: рубрика может быть представлена ребусами, викториной, загадками, где встречаются имена. Рубрика 7. «Мудрые советы» Пройдут годы, и вы сами станете мамами и папами. Перед вами встанет вопрос: как назвать сына или дочку? Никаких инструкций на этот счёт , конечно, не существует. И всё же мы хотим дать несколько советов.
- Вот и закрыта последняя страница нашего журнала. Надеемся, что, перелистывая страницу за страницей, вы, ребята, задумались над тем, что имя человека неповторимо, особенно. Выбор имени – дело ответственное. От него во многом зависит, как сложится жизнь человека! Пусть день именин станет для человека настоящим праздником! Что в имени тебе моём? Оно умрёт, как шум печальный Волны, плеснувшей в берег дальный, Как звук ночной в лесу глухом. Оно на памятном листке Оставит мёртвый след, подобный Узору надписи надгробной На непонятном языке. Что в нём? А.С. Пушкин. |
Урок русского языка в 10 классе по теме «Обобщающее повторение раздела «Морфология и орфография» Нелли Михайловна Скрябина, учитель русского языка и литературы моу сош №4 города Костромы | «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского... Позднякова Наталья Ивановна, 1971 г р., учитель русского языка и литературы мбоу «Семилейская сош» Кочкуровского муниципального района... | ||
Автор серова надежда николаевна, учитель русского языка и литературы «современные тенденции в обслуживании читателей. Непрерывное образование библиотекарей» | «Утраченный рай» (Почему Обломов не встает с дивана?) Преподаватель – Хныкова Татьяна Сергеевна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории | ||
Сухотина Надежда Аркадьевна Сухотина Надежда Аркадьевна, 20. 07. 1951 года рождения. Образование высшее, в 1973 закончила Ивановский государственный педагогический... | Вопросы государственных аттестационных испытаний по русскому языку 2014 год Квалификация: учитель русского языка и литературы; учитель русского языка и литературы, истории | ||
Урок в 5 классе по теме Прачун Наталья Михайловна, учитель русского языка и литературы второй квалификационной категории мбоу сош №5 г. Абакан Республика... | Рабочая программа по литературе 9 класс (5-ый год обучения) Учитель... Самохина Галина Ивановна, учитель русского языка и литературы моу решемская средняя школа Кинешемского района Ивановской области | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Манохина Вера Николаевна, мбоу сош №4 г. Рассказово, учитель русского языка и литературы, Тамбовская область | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ошмарина Вера Александровна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории моу «Лицей №1» г. Березники | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ткаченко Галина Михайловна, учитель русского языка и литературы мбоу «сош №19» г. Изобильного Ставропольского края | Урок русского языка и английского языка по теме «Комплексный анализ текста» Романенко Лариса Владимировна, учитель русского языка и литературы, Лябах Юлия Анатольевна, учитель английского языка моу-сош №28... | ||
Урок-размышление по повести В. Ф. Тендрякова «Пара гнедых» Чобану Надежда Ивановна, учитель русского языка и литературы Муниципальное общеобразовательное учреждение «Объячевская средняя общеобразовательная... | Проектной работы: ««Из истории знаков препинания, или Место смайлов в истории письменности» Руководитель проекта: Очаковская Надежда Станиславовна, учитель русского языка и литературы | ||
Коряковцева И. В.,учитель русского языка и литературы моу сош №30... Разработала учитель русского языка и литературы ргоу «Ядринская национальная гимназия-интернат» Алексеева Ирина Владимировна0 | Головкова Надежда Александровна – Учитель русского языка и литературы мбоу боготольская сош Такой я пришла в школу после института, неуверенной, слабо владеющей методикой. Я не знала, задержусь ли здесь, получится ли из меня... |