Урока: «Правила речевого поведения: речевые ситуации, учитывающие возраст собеседников. Заглавная буква в именах собственных»





Скачать 178.02 Kb.
НазваниеУрока: «Правила речевого поведения: речевые ситуации, учитывающие возраст собеседников. Заглавная буква в именах собственных»
Дата публикации31.07.2014
Размер178.02 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Приложение №1.

Учитель: Коннова Надежда Ивановна

Место работы: МБОУ «Лиманская СОШ №1», Лиманский район, Астраханская обл.

Класс: 1 класс

Предмет: Русский язык

УМК: УМК "Начальная школа XXI века"

Тема: «Правила речевого поведения: речевые ситуации, учитывающие возраст собеседников. Заглавная буква в именах собственных».

Дата выполнения работы:

План урока


Тема урока: «Правила речевого поведения: речевые ситуации, учитывающие возраст собеседников. Заглавная буква в именах собственных».


Тип урока: Урок нового знания.

Цели урока.

Образовательные: научить различать, сравнивать слово и предложение; решать учебные и практические задачи - писать прописную букву в начале предложения и в именах собствен­ных, ставить точку в конце предложения, использовать алгоритм порядка действий при списывании, соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета; получат возможность научиться выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи.

Воспитательные: воспитывать аккуратность при выполнении письменных заданий; воспитывать чувство коллективизма, работать в парах; учить адекватно оценивать себя и других.

Развивающие: развивать устную и объяснительную речь учащихся, расширять их лексический кругозор; учить размышлять, формулировать свои мысли, высказывать их вслух; учить эстетически воспринимать слово, речь, развивать умение правильно и точно использовать в речи собственные имена существительные .


Средства наглядности: Учебник «Русского языка» автор С.В. Иванова; рабочая тетрадь №1, дидактический материал, карточки, фишки для работы со звуковыми моделями, презентация.

Ход урока

Этап урока (выбор зависит от типа урока)

Цель этапа

Содержание урока (строго по учебнику)

Формирование УУД

Организационный этап

В мире много интересного, Нам порою неизвестного.

Миру знаний нет предела. Так скорей, друзья, за дело!


Личностные

Ориентирование на понимание причин успеха в учёбе.

Положительное отношение к учебной деятельности.

Актуализация знаний

Рассмотрите рисунки на странице 30-31 в учебнике. Про­читайте комментарии. Что их объединяет? Почему важно знать свой возраст? Что такое возраст?


Познавательные.

(Общеучебные)

Осуществление правильного выбора языковых средств в рассматриваемых ситуациях, в ко­торых необходимо указывать возраст (или спрашивать о воз­расте);

усвоение знаний о собственных именах существительных и их правописании;

Изложение нового материала

1. Работа по учебнику.

- Прочитайте, на что указывает рубрика «Обрати внимание».В каких ситуациях надо знать и называть свой возраст? Вы мо­жете точно сказать, сколько вам лет сейчас? Давайте проверим.

Учащиеся подсчитывают свой возраст по календарю, считают месяцы.


Речевое общение: упражнение 1, с. 32 .

- Прочитайте диалог. Возможно, он подскажет, почему вы точно не определили свой возраст.



Регулятивные

Принимать и сохранять учебную задачу; учи­тывать выделенные учителем ориентиры действия, сопоставлять выполненную работу с пред­ставленным образцом, вносить необходимые коррективы с учё­том допущенных неточностей; адекватно воспринимать оценку учителя.


Коммуникативные

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов; обосновывать высказанное суждение, излагать пред­ставленное мнение последовательно, четко и ясно, использовать в речи языковые средства, соответствующие цели и условиям делового общения



Самостоятельное усвоение новых знаний

- Самостоятельное чтение .

- Почему же нельзя точно запомнить свой возраст?

Работа в парах .

- Вспомните алгоритм работы в парах. Найдите ответы на поставленные вопросы (упражнение 2).

Самостоятельная работа (упражнение 3, с. 33) .

  • Прочитайте вопросительное предложение. Как ответить на этот вопрос? А взрослому человеку можно задавать такой во­прос? Проверьте своё предположение в рубрике «Обрати вни­мание». (Самостоятельное чтение.)

  • Кто ответил правильно?

У А. Шибаева есть стихотворение «Находка». Объясните значение слова «находка». Кто из вас что-нибудь находил?

- Я думаю, что эта находка должна вас удивить.
Учитель читает стихотворение .

- Какая же находка у поэта? Прочитайте самостоятельно стихотворение и попробуйте ещё что-нибудь найти. (Выделен­ные слова написаны по-разному.)

  • Объясните почему. Это ещё один секрет письменной речи.

  • Вспомните все «находки» урока и расскажите о них .



- Я думаю, что эта находка должна вас удивить.
Физкультминутка

Потешка «ПО ГРИБЫ»
Попеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца:
Раз, два, три, четыре, пять! Этот пальчик уж заснул.
Мы грибы идём искать. - Тише, пальчик, не шуми!

Этот пальчик в лес пошёл, Братиков не разбуди.

-Этот пальчик гриб нашёл, Встали пальчики. Ура!

Этот пальчик прикорнул, В школу нам идти пора!

Учащиеся обращаются к большому пальцу, разгибают все пальчики.
На пенёчке есть грибочки,

Не лисички, не сморчки,

Попадут к нам в кузовочки

Не маслята, не строчки,

Попадут опята - дружные ребята.

А. Кочергина


Познавательные

Самостоятельно выделить и сформулировать цель задания, умение анализировать задание, выполнять его; развивать речь учащихся, строить диалог.


Коммуникативные

Построение логической цепи рассуждений;

обоснование своей позиции; контроль и коррекция собственных действий и действий партнера в сотрудничестве
Регулятивные + познавательные

Учить аргументировано высказывать свою мысль, воспринимать чужую точку зрения, расширять словарный запас детей, развивать речь.

Учить извлекать информацию, находить ответы на вопросы, ориентироваться в учебнике.
Познавательные

Извлечение необходимой информации из прослушанного текста
Познавательные + регулятивные + коммуникативные
Построение логической цепочки рассуждений.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Проговаривание последовательности действий на уроке.

Регулятивные
Умение осуществлять действие по образцу.



Закрепление нового знания

Первичное закрепление

2. Работа в тетради «Русский язык» .

  • Какие грибы вы запомнили? Кто их видел в лесу? Почему для кузовка вы выбрали опята? Как их назвал автор?

  • Дорисуйте самостоятельно. Назовите буквы. Чем они по­хожи и чем отличаются? Вспомните написание строчных букв, запишите их парами.

Четвёртую строчку необходимо использовать для диктанта первых букв в называемых учителем словах. В ходе диктанта учащиеся должны держать под контролем не только выбор буквы из числа отрабатываемых, но и правило написания за­главных букв.

Примерный набор слов: девочка, Валя, Борис, Дима, ветер, берёза, берег, Даша, Вера, диван, вода, бабочка, Влади­мир, Белова, друг, Драгунский.

Работа со звуковыми моделями. (Организация со­вместной деятельности: работа по группам.)
Каждая группа получает карточку, на которой написана загадка. При помощи загадки группа узнаёт, с каким словом нужно работать .

- Выберите соответствующую звуковую модель. Загадки:

Если с крыши потекло

И сугробы ниже

-Значит, солнце припекло,

Убирайте... (лыжи).

Весь Антошка - шляпка да ножка.

Дождь пойдёт - он подрастёт.

(Гриб.)

Длиннохвостая лошадка

Привезла нам каши сладкой.

Ждёт лошадка у ворот

-Открывай пошире рот.

(Ложка.)

  • В каких случаях звучание слова и написание не совпада­ют? (Гриб, ложка.)

  • Как это отразится на звуковой модели? В слове «лыжи» нет «ловушек»?

Коллективная проверка .

- Вспомните, какие секреты устной речи вам уже известны.
(Паузы в конце предложений, интонация, выделение слов голосом - логическое ударение, ударение в словах.)

- Какие секреты есть у письменной речи?
На доске записаны предложения:

  • У Маши красный шарик.

  • Миша дает команду Шарику.

- Прочитайте предложения.

- Что заметили? (Слово, называющее предмет, пишется с маленькой буквы, а кличка животного с заглавной.)

Текст упражнения 4 на странице 28 учитель выносит на доску.

  • Прочитайте. Что заметили необычного? (Одно и то же слово написано то с большой, то с маленькой буквы.)

  • Найдите и подчеркните эти слова. (Поля - поля, Серёжка -серёжка.)

  • Объясните значение каждого слова в паре, правописание >тих слов. Запишите слова парами. Приведите примеры таких удивительных пар слов. (Винтик - винтик, Шпунтик - шпунтик, пончик Пончик, сиропчик Сиропчик.)

Первичная проверка понимания изученного: упражнение 5, с. 29.

- Послушайте стихотворения и скажите, какие слова в них произносятся одинаково, а пишутся по-разному. Почему? Объ­ясните значение этих слов.
На виду честного люда

Трусит с горки съехать Люда.

А у Сани, а у Сани

С горки сами мчатся сани.

Я. Козловский

Май пришел!

Снимай фуфайку!

Надевай-ка,

Майка, майку!

- Нас ждёт интересное знакомство. Помните невежу медвежонка? А сегодня знакомьтесь: «Вежливый слон».

Учитель читает стихотворение.

  • Почему вы улыбаетесь? Скажите, почему героями стихо­творения стали муравей и слон?

  • На какие вопросы отвечают эти слова? Почему?

  • На какой ещё вопрос отвечают слова - названия предметов?




  • Найдите в этом стихотворении слова, которые отвечают на вопрос «что?».

  • Прочитайте задание и выполните его самостоятельно.

Коллективная проверка .



Познавательные + регулятивные + коммуникативные

Умение осуществлять действие по эталону;

Развитие умения предвидеть разные мнения.

Обоснование и доказательство своего мнения.

Логические - моделирование звуковых схем слов.


Коммуникативные + познавательные

Распределение ролей при работе в группах, осуществление сотрудничества, согласования, взаимопомощь.

Логические - моделирование звуковых схем слов.

Регулятивные
Принимать и сохранять учебную задачу; учи­тывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свою деятельность; сопоставлять выполненную работу с пред­ставленным образцом, вносить необходимые коррективы с учё­том допущенных неточностей; адекватно воспринимать оценку учителя.

Регулятивные

Вносить необходимые коррективы с учё­том допущенных неточностей.



Самостоятельная работа учащихся

Отработка действия списывания .

- Прочитайте предложения. Что интересного вы узнали из них? Что такое город? (Предположения учащихся.)

- Город - крупный населённый пункт, в котором имеются заводы, фабрики, учебные и культурные заведения. Городов очень много. И чтобы их отличить друг от друга, каждому горо­ду люди дали своё название. Какие города вы знаете? (Учащиеся называют.)

Как вы думаете, сколько им лет? Где об этом можно узнать?

- Вспомните порядок действий при списывании.

Во время работы учитель внимательно следит, чтобы уча­щиеся соблюдали правила списывания.


Регулятивные + познавательные

Планировать свою деятельность; сопоставлять выполненную работу с пред­ставленным образцом;

логические - проведение анализа алгоритма порядка действий при списывании и использование его при ре­шении практических задач;

Подведение итогов урока

- Что такое имена собственные? Как они пишутся? Сделайте вывод о правописании больших букв.

Ставится буква у строчки в начале,

Чтобы начало все замечали.

Имя, фамилия пишутся с нею,

Чтобы заметней им быть и виднее,

Чтобы звучали громко и гордо

Имя твоё, имя улицы, города.

Буква большая - совсем не пустяк:

В букве большой уважения знак!

Е. Измайлов

- Какой смысл заложен в последних строчках стихотворения?


Коммуникативные

Положительное отношение к учебной деятельности. Адекватная реакция на оценку учителя. Умение оценивать себя.

Рефлексия

-Наш урок подошел к концу

Давайте вспомним задачи нашего урока и определим, со всеми ли мы справились.

А теперь возьмите в руки карандаши и нарисуйте человечка такого, как вы оцениваете свое настроение и успехи после завершения урока.

Личностные

Вырабатывать адекватную, позитивную самооценку

Домашнее задание








Приложение №2.

Опорная схема для самоанализа урока

Самоанализ урока

Учитель: Коннова Надежда Ивановна

Класс: 1 класс

Предмет: Русский язык

УМК: _ УМК "Начальная школа XXI века"

Тема: «Правила речевого поведения: речевые ситуации, учитывающие возраст собеседников. Заглавная буква в именах собственных».

Дата: 25. 04. 2012 г



Характеристика учебных возможностей обучающихся? Какие особенности обучающихся были учтены при планировании данного урока?

По уровню развития интеллектуальных

способностей учащихся.



Каково место данного урока в теме, разделе, курсе? Как он связан с предыдущим, на что в них опирается? Как этот урок «работает» на последующие уроки, темы, разделы? В чём специфика этого урока?

Место данного урока в теме, разделе, курсе важное, данный урок последовательно закреплен с предыдущими и последующими

темами.



Тип урока?

Объяснение нового материала



На каких понятиях, идеях, положениях фактах делался главный акцент на уроке и почему? Выбрано ли главное, существенное?

Большая буква в собственных именах существительных, наблюдение за омонимами.



Какие цели и задачи решались на уроке: образовательные, воспитательные, развивающие? Была ли обеспечена их комплексность, взаимосвязь?

Образовательные: научить различать, сравнивать слово и предложение; решать учебные и практические задачи - писать прописную букву в начале предложения и в именах собствен­ных,; ставить точку в конце предложения; использовать алгоритм порядка действий при списывании, соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета; получат возможность научиться выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи.

Воспитательные: воспитывать аккуратность при выполнении письменных заданий; воспитывать чувство коллективизма, работать в парах; учить адекватно оценивать себя и других.

Развивающие: развивать устную и объяснительную речь учащихся, расширять их лексический кругозор; учить размышлять, формулировать свои мысли, высказывать их вслух; учить эстетически воспринимать слово, речь, развивать умение правильно и точно использовать в речи собственные имена существительные.

да




Какие учебные ситуации были главными, стержневыми? Как в них учтены особенности класса, отдельных групп школьников?

Дифференцированный подход: работа в парах, в группах, индивидуальная работа.



Почему выбранная структура урока была рациональна для решения целей и задач? Рационально ли было распределено время, отведённое на все этапы урока? Логичны ли «связки» между этапами урока?

Это нововведение.

-да



Как осуществлялось управление учебной деятельностью школьников (стимулирование, организация, контроль, оценка, работа над ошибками) ?

Организация, стимулирование, контроль



Как осуществлялся дифференцированный подход к учащимся на уроке?

Индивидуальная работа в парах; дифференцированный подход в контакте учитель ученик.



Как урок работает на уроки, темы, разделы других предметов?

Развивает речь, логическое мышление, закрепляет предыдущий материал, готовит к восприятию последующего.



Как были учтены при подготовке к уроку программные требования, образовательные стандарты, стратегия развития данной школы?

Согласно ФГОС



Запасные методические «ходы» на случай непредвиденной ситуации.

карточки, тренажеры



Как использовался на уроках учебный кабинет, какие средства обучения. Почему?

Таблицы, дидактический материал, карточки, компьютер, интерактивная доска.

Заинтересовать предметом.



За счёт чего обеспечивалась высокая работоспособность школьников в течение всего урока?

Физкультминутки, стимулирование.



За счёт чего на уроке поддерживалась хорошая психологическая атмосфера? Как было реализовано воспитательное влияние личности учителя?

Учителем организатором создан психологический климат в классе.



Как и за счёт чего обеспечивалось на уроке и в домашней работе школьников рациональное использование времени, предупреждение перегрузки школьников?

Нормирование времени, расположение материала от простого к сложному, игровой материал, соблюдение САНПинов.



Удалось ли полностью реализовать все поставленные задачи и получить соответствующие им результаты обучения?

Да



Удалось ли избежать перегрузки и переутомления учащихся?

Да.



Какова общая самооценка урока?

Высокое.



Каковы неиспользованные, резервные возможности? Что в этом уроке следовало бы сделать иначе, по-другому?

Больше игровых моментов.



Какие выводы из урока необходимо сделать на будущее?

Разнообразить виды работ на уроке.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урока: «Правила речевого поведения: речевые ситуации, учитывающие возраст собеседников. Заглавная буква в именах собственных» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема и номер урока в теме: Заглавная буква в именах собственных. №1 в теме: «Заглавная буква в именах собственных»
Урока: «Правила речевого поведения: речевые ситуации, учитывающие возраст собеседников. Заглавная буква в именах собственных» iconУрок Русский язык Тема: Заглавная буква в именах собственных
«Углубление знаний о именах собственных, формировать навык правописания заглавной буквы в именах собственных. Учить выделять в речи...
Урока: «Правила речевого поведения: речевые ситуации, учитывающие возраст собеседников. Заглавная буква в именах собственных» iconУрок русского языка в 1 классе. Тема: «Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях»
Это второй урок по теме имена собственные. Первый урок был на тему «Заглавная буква в именах». Следующий урок будет на тему «Заглавная...
Урока: «Правила речевого поведения: речевые ситуации, учитывающие возраст собеседников. Заглавная буква в именах собственных» iconТема: Заглавная буква в именах собственных
Используемые технологии: информационно-коммуникативная, здоровьесберегающая, технология проблемного и
Урока: «Правила речевого поведения: речевые ситуации, учитывающие возраст собеседников. Заглавная буква в именах собственных» iconТема урока : Большая буква в именах собственных
Цель: Обобщение знаний учащихся по теме: «Написание заглавной буквы в именах собственных»
Урока: «Правила речевого поведения: речевые ситуации, учитывающие возраст собеседников. Заглавная буква в именах собственных» iconТема: «Заглавная буква в именах собственных»
Южно-Российский государственный технический университет (Новочеркасский политехнический институт)
Урока: «Правила речевого поведения: речевые ситуации, учитывающие возраст собеседников. Заглавная буква в именах собственных» iconКонспект фрагмента урока по русскому языку в 1 классе Тема: Большая...
Обобщение знаний учащихся об именах собственных, закрепление умения классифицировать на нарицательные/собственные имена существительные....
Урока: «Правила речевого поведения: речевые ситуации, учитывающие возраст собеседников. Заглавная буква в именах собственных» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Задачи: закрепить представления о правах правописания жи ши, заглавная буква в кличках животных, именах, фамилиях, отчествах, названиях...
Урока: «Правила речевого поведения: речевые ситуации, учитывающие возраст собеседников. Заглавная буква в именах собственных» iconРазработка урока по русскому языку во 2 классе. Тема: Ударные и безударные гласные в слове
На минутке чистописания мы повторим, как пишутся заглавная буква м и строчная буква м. Подготовим наши пальчики к работе
Урока: «Правила речевого поведения: речевые ситуации, учитывающие возраст собеседников. Заглавная буква в именах собственных» iconКонспект урока по русскому языку( развивающая система Занкова ) Класс:...
Содействовать формированию умений и навыков правописания заглавных букв в именах собственных
Урока: «Правила речевого поведения: речевые ситуации, учитывающие возраст собеседников. Заглавная буква в именах собственных» iconТема: Большая буква в начале предложений и в именах собственных
Назовите имена девочек нашего класса. Выходите к доске и прикрепляйте листочки с именами на правую часть доски. Затем называйте имена...
Урока: «Правила речевого поведения: речевые ситуации, учитывающие возраст собеседников. Заглавная буква в именах собственных» iconКонспект урока по обучению письму в 1 «Б» классе. Тема урока: Заглавная буква Э
...
Урока: «Правила речевого поведения: речевые ситуации, учитывающие возраст собеседников. Заглавная буква в именах собственных» iconУрок русского языка с окружающим миром Тема: Заглавная буква
Прочитайте пословицу «Умеешь сам – научи другого», она будет девизом нашего урока
Урока: «Правила речевого поведения: речевые ситуации, учитывающие возраст собеседников. Заглавная буква в именах собственных» iconРазработка урока русского языка по теме «Заглавная буква в словах»
Личностные ууд: формировать положительное отношение к познавательной деятельности, желание приобретать новые зун
Урока: «Правила речевого поведения: речевые ситуации, учитывающие возраст собеседников. Заглавная буква в именах собственных» iconКонспект открытого урока по русскому языку
Цель урока: обучение созданию собственных речевых произведений, соответствующих нормам речевого этикета
Урока: «Правила речевого поведения: речевые ситуации, учитывающие возраст собеседников. Заглавная буква в именах собственных» iconКонспект урока Тема: «День Рождения»
Цель урока: обучение созданию собственных речевых произведений, соответствующих нормам речевого этикета


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск