Приложение №1.
Учитель: Коннова Надежда Ивановна
Место работы: МБОУ «Лиманская СОШ №1», Лиманский район, Астраханская обл.
Класс: 1 класс
Предмет: Русский язык
УМК: УМК "Начальная школа XXI века"
Тема: «Правила речевого поведения: речевые ситуации, учитывающие возраст собеседников. Заглавная буква в именах собственных».
Дата выполнения работы:
План урока
Тема урока: «Правила речевого поведения: речевые ситуации, учитывающие возраст собеседников. Заглавная буква в именах собственных».
| Тип урока: Урок нового знания.
| Цели урока.
| Образовательные: научить различать, сравнивать слово и предложение; решать учебные и практические задачи - писать прописную букву в начале предложения и в именах собственных, ставить точку в конце предложения, использовать алгоритм порядка действий при списывании, соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета; получат возможность научиться выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи.
Воспитательные: воспитывать аккуратность при выполнении письменных заданий; воспитывать чувство коллективизма, работать в парах; учить адекватно оценивать себя и других.
Развивающие: развивать устную и объяснительную речь учащихся, расширять их лексический кругозор; учить размышлять, формулировать свои мысли, высказывать их вслух; учить эстетически воспринимать слово, речь, развивать умение правильно и точно использовать в речи собственные имена существительные .
| Средства наглядности: Учебник «Русского языка» автор С.В. Иванова; рабочая тетрадь №1, дидактический материал, карточки, фишки для работы со звуковыми моделями, презентация.
| Ход урока
| Этап урока (выбор зависит от типа урока)
Цель этапа
| Содержание урока (строго по учебнику)
| Формирование УУД
| Организационный этап
| В мире много интересного, Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела. Так скорей, друзья, за дело!
| Личностные
Ориентирование на понимание причин успеха в учёбе.
Положительное отношение к учебной деятельности.
| Актуализация знаний
| Рассмотрите рисунки на странице 30-31 в учебнике. Прочитайте комментарии. Что их объединяет? Почему важно знать свой возраст? Что такое возраст?
| Познавательные.
(Общеучебные)
Осуществление правильного выбора языковых средств в рассматриваемых ситуациях, в которых необходимо указывать возраст (или спрашивать о возрасте);
усвоение знаний о собственных именах существительных и их правописании;
| Изложение нового материала
| 1. Работа по учебнику.
- Прочитайте, на что указывает рубрика «Обрати внимание».В каких ситуациях надо знать и называть свой возраст? Вы можете точно сказать, сколько вам лет сейчас? Давайте проверим.
Учащиеся подсчитывают свой возраст по календарю, считают месяцы.
Речевое общение: упражнение 1, с. 32 .
- Прочитайте диалог. Возможно, он подскажет, почему вы точно не определили свой возраст.
|
Регулятивные
Принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия, сопоставлять выполненную работу с представленным образцом, вносить необходимые коррективы с учётом допущенных неточностей; адекватно воспринимать оценку учителя.
Коммуникативные
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов; обосновывать высказанное суждение, излагать представленное мнение последовательно, четко и ясно, использовать в речи языковые средства, соответствующие цели и условиям делового общения
| Самостоятельное усвоение новых знаний
| - Самостоятельное чтение .
- Почему же нельзя точно запомнить свой возраст?
Работа в парах .
- Вспомните алгоритм работы в парах. Найдите ответы на поставленные вопросы (упражнение 2).
Самостоятельная работа (упражнение 3, с. 33) .
Прочитайте вопросительное предложение. Как ответить на этот вопрос? А взрослому человеку можно задавать такой вопрос? Проверьте своё предположение в рубрике «Обрати внимание». (Самостоятельное чтение.)
Кто ответил правильно?
У А. Шибаева есть стихотворение «Находка». Объясните значение слова «находка». Кто из вас что-нибудь находил?
- Я думаю, что эта находка должна вас удивить. Учитель читает стихотворение .
- Какая же находка у поэта? Прочитайте самостоятельно стихотворение и попробуйте ещё что-нибудь найти. (Выделенные слова написаны по-разному.)
Объясните почему. Это ещё один секрет письменной речи.
Вспомните все «находки» урока и расскажите о них .
- Я думаю, что эта находка должна вас удивить. Физкультминутка
Потешка «ПО ГРИБЫ» Попеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца: Раз, два, три, четыре, пять! Этот пальчик уж заснул. Мы грибы идём искать. - Тише, пальчик, не шуми!
Этот пальчик в лес пошёл, Братиков не разбуди.
-Этот пальчик гриб нашёл, Встали пальчики. Ура!
Этот пальчик прикорнул, В школу нам идти пора!
Учащиеся обращаются к большому пальцу, разгибают все пальчики. На пенёчке есть грибочки,
Не лисички, не сморчки,
Попадут к нам в кузовочки
Не маслята, не строчки,
Попадут опята - дружные ребята.
А. Кочергина
| Познавательные
Самостоятельно выделить и сформулировать цель задания, умение анализировать задание, выполнять его; развивать речь учащихся, строить диалог.
Коммуникативные
Построение логической цепи рассуждений;
обоснование своей позиции; контроль и коррекция собственных действий и действий партнера в сотрудничестве Регулятивные + познавательные
Учить аргументировано высказывать свою мысль, воспринимать чужую точку зрения, расширять словарный запас детей, развивать речь.
Учить извлекать информацию, находить ответы на вопросы, ориентироваться в учебнике. Познавательные
Извлечение необходимой информации из прослушанного текста Познавательные + регулятивные + коммуникативные Построение логической цепочки рассуждений.
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Проговаривание последовательности действий на уроке.
Регулятивные Умение осуществлять действие по образцу.
| Закрепление нового знания
Первичное закрепление
| 2. Работа в тетради «Русский язык» .
Какие грибы вы запомнили? Кто их видел в лесу? Почему для кузовка вы выбрали опята? Как их назвал автор?
Дорисуйте самостоятельно. Назовите буквы. Чем они похожи и чем отличаются? Вспомните написание строчных букв, запишите их парами.
Четвёртую строчку необходимо использовать для диктанта первых букв в называемых учителем словах. В ходе диктанта учащиеся должны держать под контролем не только выбор буквы из числа отрабатываемых, но и правило написания заглавных букв.
Примерный набор слов: девочка, Валя, Борис, Дима, ветер, берёза, берег, Даша, Вера, диван, вода, бабочка, Владимир, Белова, друг, Драгунский.
Работа со звуковыми моделями. (Организация совместной деятельности: работа по группам.) Каждая группа получает карточку, на которой написана загадка. При помощи загадки группа узнаёт, с каким словом нужно работать .
- Выберите соответствующую звуковую модель. Загадки:
Если с крыши потекло
И сугробы ниже
-Значит, солнце припекло,
Убирайте... (лыжи).
Весь Антошка - шляпка да ножка.
Дождь пойдёт - он подрастёт.
(Гриб.)
Длиннохвостая лошадка
Привезла нам каши сладкой.
Ждёт лошадка у ворот
-Открывай пошире рот.
(Ложка.)
В каких случаях звучание слова и написание не совпадают? (Гриб, ложка.)
Как это отразится на звуковой модели? В слове «лыжи» нет «ловушек»?
Коллективная проверка .
- Вспомните, какие секреты устной речи вам уже известны. (Паузы в конце предложений, интонация, выделение слов голосом - логическое ударение, ударение в словах.)
- Какие секреты есть у письменной речи? На доске записаны предложения:
У Маши красный шарик.
Миша дает команду Шарику.
- Прочитайте предложения.
- Что заметили? (Слово, называющее предмет, пишется с маленькой буквы, а кличка животного — с заглавной.)
Текст упражнения 4 на странице 28 учитель выносит на доску.
Прочитайте. Что заметили необычного? (Одно и то же слово написано то с большой, то с маленькой буквы.)
Найдите и подчеркните эти слова. (Поля - поля, Серёжка -серёжка.)
Объясните значение каждого слова в паре, правописание >тих слов. Запишите слова парами. Приведите примеры таких удивительных пар слов. (Винтик - винтик, Шпунтик - шпунтик, пончик — Пончик, сиропчик — Сиропчик.)
Первичная проверка понимания изученного: упражнение 5, с. 29.
- Послушайте стихотворения и скажите, какие слова в них произносятся одинаково, а пишутся по-разному. Почему? Объясните значение этих слов. На виду честного люда
Трусит с горки съехать Люда.
А у Сани, а у Сани
С горки сами мчатся сани.
Я. Козловский
Май пришел!
Снимай фуфайку!
Надевай-ка,
Майка, майку!
- Нас ждёт интересное знакомство. Помните невежу медвежонка? А сегодня знакомьтесь: «Вежливый слон».
Учитель читает стихотворение.
Почему вы улыбаетесь? Скажите, почему героями стихотворения стали муравей и слон?
На какие вопросы отвечают эти слова? Почему?
На какой ещё вопрос отвечают слова - названия предметов?
Найдите в этом стихотворении слова, которые отвечают на вопрос «что?».
Прочитайте задание и выполните его самостоятельно.
Коллективная проверка .
|
Познавательные + регулятивные + коммуникативные
Умение осуществлять действие по эталону;
Развитие умения предвидеть разные мнения.
Обоснование и доказательство своего мнения.
Логические - моделирование звуковых схем слов.
Коммуникативные + познавательные
Распределение ролей при работе в группах, осуществление сотрудничества, согласования, взаимопомощь.
Логические - моделирование звуковых схем слов.
Регулятивные Принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свою деятельность; сопоставлять выполненную работу с представленным образцом, вносить необходимые коррективы с учётом допущенных неточностей; адекватно воспринимать оценку учителя.
Регулятивные
Вносить необходимые коррективы с учётом допущенных неточностей.
| Самостоятельная работа учащихся
| Отработка действия списывания .
- Прочитайте предложения. Что интересного вы узнали из них? Что такое город? (Предположения учащихся.)
- Город - крупный населённый пункт, в котором имеются заводы, фабрики, учебные и культурные заведения. Городов очень много. И чтобы их отличить друг от друга, каждому городу люди дали своё название. Какие города вы знаете? (Учащиеся называют.)
Как вы думаете, сколько им лет? Где об этом можно узнать?
- Вспомните порядок действий при списывании.
Во время работы учитель внимательно следит, чтобы учащиеся соблюдали правила списывания.
| Регулятивные + познавательные
Планировать свою деятельность; сопоставлять выполненную работу с представленным образцом;
логические - проведение анализа алгоритма порядка действий при списывании и использование его при решении практических задач;
| Подведение итогов урока
| - Что такое имена собственные? Как они пишутся? Сделайте вывод о правописании больших букв.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее,
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твоё, имя улицы, города.
Буква большая - совсем не пустяк:
В букве большой уважения знак!
Е. Измайлов
- Какой смысл заложен в последних строчках стихотворения?
| Коммуникативные
Положительное отношение к учебной деятельности. Адекватная реакция на оценку учителя. Умение оценивать себя.
| Рефлексия
| -Наш урок подошел к концу
Давайте вспомним задачи нашего урока и определим, со всеми ли мы справились.
А теперь возьмите в руки карандаши и нарисуйте человечка такого, как вы оцениваете свое настроение и успехи после завершения урока.
| Личностные
Вырабатывать адекватную, позитивную самооценку
| Домашнее задание
|
|
|
Приложение №2.
Опорная схема для самоанализа урока
Самоанализ урока
Учитель: Коннова Надежда Ивановна
Класс: 1 класс
Предмет: Русский язык
УМК: _ УМК "Начальная школа XXI века"
Тема: «Правила речевого поведения: речевые ситуации, учитывающие возраст собеседников. Заглавная буква в именах собственных».
Дата: 25. 04. 2012 г
| Характеристика учебных возможностей обучающихся? Какие особенности обучающихся были учтены при планировании данного урока?
| По уровню развития интеллектуальных
способностей учащихся.
|
| Каково место данного урока в теме, разделе, курсе? Как он связан с предыдущим, на что в них опирается? Как этот урок «работает» на последующие уроки, темы, разделы? В чём специфика этого урока?
| Место данного урока в теме, разделе, курсе важное, данный урок последовательно закреплен с предыдущими и последующими
темами.
|
| Тип урока?
| Объяснение нового материала
|
| На каких понятиях, идеях, положениях фактах делался главный акцент на уроке и почему? Выбрано ли главное, существенное?
| Большая буква в собственных именах существительных, наблюдение за омонимами.
|
| Какие цели и задачи решались на уроке: образовательные, воспитательные, развивающие? Была ли обеспечена их комплексность, взаимосвязь?
| Образовательные: научить различать, сравнивать слово и предложение; решать учебные и практические задачи - писать прописную букву в начале предложения и в именах собственных,; ставить точку в конце предложения; использовать алгоритм порядка действий при списывании, соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета; получат возможность научиться выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи.
Воспитательные: воспитывать аккуратность при выполнении письменных заданий; воспитывать чувство коллективизма, работать в парах; учить адекватно оценивать себя и других.
Развивающие: развивать устную и объяснительную речь учащихся, расширять их лексический кругозор; учить размышлять, формулировать свои мысли, высказывать их вслух; учить эстетически воспринимать слово, речь, развивать умение правильно и точно использовать в речи собственные имена существительные.
да
|
| Какие учебные ситуации были главными, стержневыми? Как в них учтены особенности класса, отдельных групп школьников?
| Дифференцированный подход: работа в парах, в группах, индивидуальная работа.
|
| Почему выбранная структура урока была рациональна для решения целей и задач? Рационально ли было распределено время, отведённое на все этапы урока? Логичны ли «связки» между этапами урока?
| Это нововведение.
-да
|
| Как осуществлялось управление учебной деятельностью школьников (стимулирование, организация, контроль, оценка, работа над ошибками) ?
| Организация, стимулирование, контроль
|
| Как осуществлялся дифференцированный подход к учащимся на уроке?
| Индивидуальная работа в парах; дифференцированный подход в контакте учитель ученик.
|
| Как урок работает на уроки, темы, разделы других предметов?
| Развивает речь, логическое мышление, закрепляет предыдущий материал, готовит к восприятию последующего.
|
| Как были учтены при подготовке к уроку программные требования, образовательные стандарты, стратегия развития данной школы?
| Согласно ФГОС
|
| Запасные методические «ходы» на случай непредвиденной ситуации.
| карточки, тренажеры
|
| Как использовался на уроках учебный кабинет, какие средства обучения. Почему?
| Таблицы, дидактический материал, карточки, компьютер, интерактивная доска.
Заинтересовать предметом.
|
| За счёт чего обеспечивалась высокая работоспособность школьников в течение всего урока?
| Физкультминутки, стимулирование.
|
| За счёт чего на уроке поддерживалась хорошая психологическая атмосфера? Как было реализовано воспитательное влияние личности учителя?
| Учителем организатором создан психологический климат в классе.
|
| Как и за счёт чего обеспечивалось на уроке и в домашней работе школьников рациональное использование времени, предупреждение перегрузки школьников?
| Нормирование времени, расположение материала от простого к сложному, игровой материал, соблюдение САНПинов.
|
| Удалось ли полностью реализовать все поставленные задачи и получить соответствующие им результаты обучения?
| Да
|
| Удалось ли избежать перегрузки и переутомления учащихся?
| Да.
|
| Какова общая самооценка урока?
| Высокое.
|
| Каковы неиспользованные, резервные возможности? Что в этом уроке следовало бы сделать иначе, по-другому?
| Больше игровых моментов.
|
| Какие выводы из урока необходимо сделать на будущее?
| Разнообразить виды работ на уроке.
| |