Скачать 312.5 Kb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 14»
Рабочая программа по литературе для 9А класса на 2013-2014 учебный год Рабочая программа составлена на основе программы по литературе для 5-11 классов В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, И.С. Збарского, В.П. Полухиной, В.И. Коровина Составитель Кухтина Ольга Николаевна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории г. Яровое Алтайский край Пояснительная записка Рабочая программа по литературе для 9 класса составлена на основе авторской программы Коровиной В.Я., Коровина В.И., Збарского И.С., Журавлёва В.П. в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного стандарта общего образования по литературе (2004г.) и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение, 2008. Программа рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю) Особенности построения программы и отбора содержания определяются тем, что в 9 классе завершается основное общее образование, в результате изучения курса литературы школьники должны освоить базовый минимум содержания образовательной программы по предмету. Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей: - воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры; - развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся; - освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; - овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; - развитие устной и письменной речи учащихся, навыков грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний; Литература в 9 классе изучается как исторически обусловленный процесс. В связи с этим в программу включены обзорные темы, знакомящие учащихся с античной, средневековой литературой, литературой эпохи Возрождения. Творчество А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, а также отдельные произведения других авторов изучаются в контексте времени. В программу включены высокохудожественные произведения, в которых поднимаются важные нравственные, социальные, философские проблемы. Чтение и изучение этих произведений способствует духовно-нравственному, эмоциональному, эстетическому развитию личности. Цель образовательной деятельности Создание условий для развития и совершенствования ключевых компетенций: ценностно-смысловых, культуроведческой, коммуникативной, литературоведческой. Исходя из цели определяются задачи образовательной деятельности по литературе Программа направлена на развитие и совершенствование следующих компетенций: - ценностно-смысловых (формирование качеств гуманистически направленной личности, способной успешно социализироваться, стремящейся к саморазвитию и самореализации); - культуроведческой (развитие представления о специфике литературы в ряду других искусств, освоение текстов художественных произведений, формирование и совершенствование потребности в самостоятельном чтении, дальнейшее развитие представления о прекрасном); - коммуникативной (совершенствование умений рассуждать о прочитанном, участвовать в диалоге, полемике, строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением, выразительно читать, соблюдая орфоэпические нормы, овладение различными видами пересказа); - литературоведческой (понимание образной природы словесного искусства, знание содержания изученных произведений и основных фактов творческой биографии писателей, владение изученными теоретико-литературными понятиями, развитие навыков анализа художественного текста в единстве формы и содержания); Виды деятельности Достижение поставленной цели и решение задач осуществляется на основе принципов системно-деятельностного подхода. Ведущим видом деятельности является чтение, восприятие, осмысление и анализ художественного произведения. Приоритетным видом чтения в 9 классе становится самостоятельное домашнее, что обусловлено большим объёмом текстов, усложняющимися задачами обучения и возрастными особенностями учащихся. На уроках продолжается совершенствование навыков выразительного чтения, в том числе наизусть, а также формирование навыков аналитического чтения. Усложняются формы пересказа, предпочтение отдаётся сжатому, выборочному, художественному, с изменением лица рассказчика. Важным видом деятельности учащихся является устная монологическая речь (развёрнутые ответы на вопросы, выступления), а также участие в дискуссиях по прочитанным произведениям. Предусматривается продуктивная творческая деятельность: сочинения разных жанров, инсценирование произведений, участие в конкурсах чтецов. Одним из важнейших методов организации учебного процесса становится частично-поисковый: самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы, анализ произведений в единстве формы и содержания, в контексте времени и культуры, подготовка выступлений, рефератов исследовательского характера. Содержание программы по литературе для 9 класса: Введение Общее понятие об истории мировой литературы. Общая характеристика античной и средневековой литературы. Особенности литературы эпохи Возрождения. Основные этапы развития русской литературы. Литература Древней Руси Общая характеристика древнерусской литературы. «Слово о полку Игореве». Патриотический пафос, эпичность и лиризм поэмы. Ее построение, связь с народной поэзией. Литература XVIII века Общая характеристика литературы XVIII века. Классицизм как литературное направление. М. В. Ломоносов. Слово о поэте. Обзор творчества (ода 1747 г., «Вечернее размышление о Божием величестве», «Разговор с Анакреоном», шуточные стихотворения). Прославление мира, науки, просвещения. Ломоносов — реформатор языка и стихотворной речи. Д. И. Фонвизин. Слово о писателе. «Недоросль». Сатирические образы. Идеал человеческого достоинства, гражданского служения родине. Элементы классицизма в комедии. А. Н. Радищев. Судьба писателя. «Путешествие из Петербурга в Москву». Вопрос о праве человека на личную свободу. Вера в великое будущее России. Н. М. Карамзин. Сентиментализм в литературе. «Бедная Лиза». Литература первой половины XIX века Романтизм и реализм в литературе 19 века.. А. С. Грибоедов. Судьба писателя. Комедия «Горе от ума». Общественный и личный конфликт в комедии. «Век нынешний и век минувший». Поражение и победа Чацкого. Богатство языка комедии. А. С. Пушкин. Жизнь и творчество поэта (основные вехи: лицейские годы в жизни поэта, начало творческого пути, южная ссылка, михайловский период ссылки, возвращение из ссылки, Болдинская осень 1830 года, углубление конфликта с самодержавием, дуэль и гибель поэта). Л ирика: «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд...», «Анчар», «19 октября» (1825 г.), «На холмах Грузии...», «Я Вас любил...», «Мадонна», «Эхо», «Я памятник себе воздвиг...». Основные мотивы лирики Пушкина (свобода, любовь, дружба, творчество). Роман « Евгений Онегин». Творческая история романа, Пространство и время в романе, Проблема цели и смысла жизни, счастья долга в «Евгении Онегине». Трагическая судьба Евгения Онегина. Татьяна – любимая героиня Пушкина. Лирические отступления в романе. Образ автора. М. Ю. Лермонтов. Жизнь и судьба поэта. Лирика: «Смерть Поэта», «Поэт», «Как часто пестрою толпою окружен...», «И скучно и грустно...», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Расстались мы, но твой портрет...», «Нищий», «Прощай, немытая Россия», «Родина». Тема Родины в лирике Лермонтова. Пафос вольности и протеста в стихах поэта. Тема одиночества. Любовная лирика поэта. Тема природы в стихах Лермонтова. Возвышенное и трагическое в поэзии Лермонтова. Интонационное и ритмическое богатство лирики. Роман «Герой нашего времени». Смысл названия романа. Особенности композиции. Печорин и Максим Максимыч. Печорин и Грушницкий. Женские образы романа. Нравственные проблемы романа. Н. В. Гоголь. Этапы жизненного и творческого пути писателя. Замысел поэмы «Мёртвые души». Композиция произведения. Типы помещиков на страницах поэмы. Образы чиновников. Идейно-композиционное значение образа Чичикова. Русский народ и Россия на страницах «Мёртвых душ». А. Н. Островский. Слово о драматурге. Пьесы Островского- «пьесы жизни». «Свои люди — сочтемся!» История создания. Тишка — Подхалюзин — Большов — три этапа формирования купца-самодура. Липочка: претензии на образованность и культуру. Традици Грибоедова в комедии. Внеклассное чтение: А. Н. Островский. «Снегурочка». Литература второй половины XIX века Н. А. Некрасов. Судьба поэта. Лирика: «О погоде» (фрагменты), «Давно — отвергнутый тобою...», «Я сегодня так грустно настроен...», «Тройка», «Вчерашний день, часу в шестом...», «Несжатая полоса». Новизна мотивов интимной лирики (трагические перипетии любовного чувства). Восприятие народных страданий как собственного неизбывного горя. Анализ лирического произведения Некрасова. Поэма «Кому на Руси жить хорошо»: проблематика, основные образы, особенности формы. А. П. Чехов. Слово о писателе. Судьба писателя. «Смерть чиновника» Эволюция образа «маленького человека». Внешний комизм и глубокий трагизм рассказа рассказа «Тоска». Лаконизм, художественное совершенство рассказов Чехова. Литература XX века А. А. Блок. Слово о поэте. Лирика: «Россия», «О, я хочу безумно жить...», «Да, так диктует вдохновенье...», «Сольвейг». Тема загадочной и бесконечно любимой Родины в лирике Блока. Живое ощущение связи времен — прошлого, настоящего, будущего. Тончайшая поэзия любви. Роль символов. Музыка стиха. И. А. Бунин. Слово о писателе. Лирика. «Еще и холоден и сыр...», «И цветы, и шмели, и трава...», «У птицы есть гнездо...», «Слово». Яркость красок, чувство радости жизни в стихах о природе. Проникнутые грустью последние стихотворения. Рассказ «Тёмные аллеи» С. А. Есенин. Слово о поэте. Лирика: «С добрым утром!», «Пороша», «Я покинул родимый дом...», «Отговорила роща золотая...», «Край любимый. Сердцу снятся...», «Собаке Качалова», «Низкий дом с голубыми ставнями». Родина и родная природа как источник лирических переживаний. Нежность «ко всему живому». Грусть от сознания быстротечности жизни. Живописность, народная основа языка. В.В. Маяковский Новаторство поэта-футуриста А.А. Ахматова Лирика М.И. Цветаева Лирика Н.А. Заболоцкий Лирика М. А. Булгаков. Слово о писателе. «Собачье сердце». Шариков и шариковщина. Истоки шариковщины. Булгаков-сатирик. М. А. Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека». Подвиг и «незаметный» героизм русского человека. Торжество гуманности над жестокостями жизни. От судьбы человека к судьбе человечества. Роль пейзажей и портретных зарисовок А.Т. Твардовский Основные темы творчества. Характеристика поэм. Лирика. А. И. Солженицын. Слово о писателе. «Матренин двор». Смысл «праведничества» героини рассказа. Идея национального характера. Своеобразие жанра (достоверность очерка, притчевая обобщенность). В. Кондратьев «Сашка» Современная литература Б. Ганаго «Чудик», Ю. Вяземский «Шут» и др. произведения (по выбору учащихся) Произведения зарубежной литературы Данте Алигьери «Божественная комедия» (Обзор) У. Шекспир «Гамлет» И.В. Гёте «Фауст» (обзор содержания, анализ отдельных сцен) Ожидаемые результаты освоения данной программы учащимися - знание содержания художественных произведений, определённых программой; - понимание образной природы литературы как искусства слова; - владение основными теоретико-литературными понятиями:тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой; классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм; эпитет, метафора, сравнение, гипербола, аллегория; стихотворный размер, ритм, рифма, строфа - умение бегло читать и понимать прочитанное, отвечать на вопросы и формулировать свои, определять тему, идею, проблематику произведения; - умение различать и характеризовать роды литературы, жанры, определять особенности сюжета, композиции, находить изобразительно-выразительные средства и объяснять их роль в тексте; - умение давать характеристику героев произведения; - совершенствование навыков выразительного чтения; - владение различными видами пересказа; - умение выделять смысловые части художественного текста, составлять план; - способность участвовать в диалоге, воспринимать чужую точку зрения, высказывать и аргументировать собственные суждения; - развитие навыков связной речи: умение давать развёрнутый ответ на вопрос, составлять выступление по теме, писать отзывы о прочитанных произведениях, сочинения на литературные темы; - развитие эмоциональной сферы личности, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры, формирование таких нравственных качеств, как доброта, отзывчивость, благородство, толерантность, ответственность, стремление к самосовершенствованию, патриотизм; Оценка результатов образовательной деятельности осуществляется систематически следующими способами: - оценка устных монологических высказываний и участия в диалоге на уроке; - оценка выполнения индивидуальных и групповых заданий (выступления, презентации, творческие работы); - сочинения разных жанров; - контрольные работы; - тестирование; Основные индикаторы достижения планируемых результатов доля обучающихся, освоивших программу на уровне стандарта (успеваемость) — 100% доля обучающихся, превысивших стандарт (качество знаний) — 40% Календарно-тематическое планирование
|
Рабочая программа по литературе для 9 класса 3 часа в неделю (всего 102 часа) Составитель Федерального государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по литературе и авторской программы по... | Рабочая программа по литературе для 5 класса к учебнику В. Я. Коровиной,... Рабочая программа по литературе для 5 класса к учебнику В. Я. Коровиной, В. П. Журавлёва, В. И. Коровина составлена на основе федерального... | ||
Программы закона божия Федерального государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по литературе и авторской программы по... | Рабочая программа педагога Ковалёвой Людмилы Александровны Рабочая программа по литературе для 8 класса к учебнику В. Я. Коровиной, В. П. Журавлева, В. И. Коровина составлена на основе федерального... | ||
Тема: «Котята» Федерального государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по литературе и авторской программы по... | Конспекты занятий Федерального государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по литературе и авторской программы по... | ||
Монах Константин Федерального государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по литературе и авторской программы по... | Конспект интегрированного занятия по экологии Федерального государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по литературе и авторской программы по... | ||
Воспитание в свете божественного откровения Федерального государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по литературе и авторской программы по... | Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе... Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе для 5-11 классов (авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлев,... | ||
Конспект занятия в подготовительной к школе группе Федерального государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по литературе и авторской программы по... | Тема: Жук Работа с природным материалом Федерального государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по литературе и авторской программы по... | ||
Конспект занятия по тестопластике. Божья коровка Федерального государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по литературе и авторской программы по... | Рабочая программа по литературе для 8 класса составлена на основе... Рабочая программа по литературе для 8 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по литературе,... | ||
Рабочая программа по литературе для 9 класса к учебнику В. Я. Коровиной,... Рабочая программа по литературе для 9 класса к учебнику В. Я. Коровиной, В. П. Журавлева, В. И. Коровина, И. С. Збарского* составлена... | Конспект внеклассного занятия по чтению"заклички и приговорки. Частушки" Федерального государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по литературе и авторской программы по... |