9 КЛАСС Пояснительная записка Рабочая программа по литературе для 9 класса к учебнику В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И. Коровина, И.С. Збарского* составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы**.
Основная задача обучения в 9 классе — углубить представления учащихся о взаимосвязи литературы и истории. Изучение литературы как искусства слова предполагает систематическое чтение художественных произведений. Этим целям посвящены структура, содержание, методика курса литературы.
Предполагается три круга чтения: для чтения и восприятия; для чтения, истолкования и оценки; для чтения и речевой деятельности. Ученики 9 класса владеют техникой чтения и подготовлены к истолкованию прочитанного, поэтому на уроках важно больше времени уделять активному чтению вслух и углублению толкования художественных произведений.
Программа предполагает широкое использование учебно-наглядных пособий, аудио- и киноматериалов, раздаточного материала, репродукций картин художников, приобщение школьников к работе с литературоведческими и лингвистическими словарями и различной справочной литературой. * Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И., Збарский И.С.
Литература. 9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2ч. М.: Просвещение, 2010. ** Программы общеобразовательных учреждений. Литература.
5—11 классы (базовый уровень) / Под ред. В.Я. Коровиной.
М.: Просвещение 2010. Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать:
образную природу словесного искусства;
общую характеристику развития русской литературы (этапы развития, основные литературные направления);
авторов и содержание изученных художественных произведений;
основные теоретические понятия: литература как искусство слова (развитие представлений), слово как жанр древнерусской литературы, ода как жанр лирической поэзии, жанр путешествия, сентиментализм (начальные представления), романтизм (развитие понятия), баллада (развитие представлений), роман в стихах (начальные представления), реализм (развитие понятия), реализм в художественной литературе, реалистическая типизация (углубление понятия), трагедия как жанр драмы (развитие понятия), психологизм художественной литературы (начальные представления), психологический роман (начальные представления), герой и антигерой, литературный тип, комическое и его виды (сатира, ирония, юмор, сарказм); комедия как жанр драматургии (развитие представлений), повесть (развитие понятия), жанровые особенности рассказа (развитие представлений), художественная условность, фантастика (развитие понятий), притча (углубление понятия), силлаботоническая и тоническая системы стихосложения, виды рифм, способы рифмовки (углубление
98
представлений), философско-драматическая поэма.
Учащиеся должны уметь:
прослеживать темы русской литературы и их исторические изменения;
определять индивидуальное и общее в эстетических принципах и стилях поэтов и писателей разных эпох;
определять идейную и эстетическую позицию писателя;
анализировать произведение литературы с учетом особенностей художественного метода и жанровой специфики;
оценивать проблематику современной литературы и соотносить ее с идейными исканиями художников прошлого;
анализировать произведения современной литературы с учетом преемственности литературных жанров и стилей;
различать героя, повествователя и автора в художественном произведении;
осознавать своеобразие эмоционально-образ- ного мира автора и откликаться на него;
сопоставлять и критически оценивать идейные искания писателей и поэтов, сравнивая проблемы произведений, пути и способы их разрешения, общее и различное в них;
использовать в творческих работах жанровые формы, выработанные литературой, включая в них элементы стилизации.
Место предмета
На изучение предмета отводится 3 часа в неделю, итого 102 часа за учебный год.
Распределение учебных часов по разделам программы
Введение - 1 час.
Древнерусская литература - 3 часа.
Русская литература XVIII века - 9 часов.
Шедевры русской литературы XIX века - 54 часа.
Литература XX века — 25 часов.
Романсы и песни на слова русских писателей XIX—XX веков — 2 часа.
Из зарубежной литературы - 6 часов.
Итоговые уроки — 2 часа. 99
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
|
|
|
| лорные мотивы произведения. Богатство и разнообразие художественных средств в произведении. Мастерство автора. В.Г. Белинский о «Слове...». Словарная работа. Переводы и переложения произведения. «Слово...» в живописи и в музыке
| Уметь: выразительно читать и пересказывать текст, определять его тему и идею; сопоставлять тексты разных переводов одного произведения; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; характеризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов; сопоставлять произведения литературы, живописи и музыки
|
| «Русская литература XVIII века»
(с. 35-39), вопросы и задания 1—4 (с. 40)
| РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА (9 часов)
| 5
| Общая характеристика русской литературы XVIII века
| Урок
изуче
ния
но
вого
мате
риала
(лек
ция)
| Понятие о классицизме. Классицизм в русской и мировой литературе. Истоки классицизма, его характерные черты. Идея гражданского служения. Иерархия жанров классицизма. Развитие культуры в России XVIII века. Пафос государственного строительства и преобразований. Задача социального и нравственного воспитания граждан. Основоположники классицизма в России. Появление новых жанров во второй половине XVIII века. Обновление принципов классицизма Г.Р. Державиным. Развитие сентиментализма. Творчество Н.М. Карамзина. Значение русской литературы XVIII века
| Знать: причины быстрого развития России в XVIII веке; понятие о классицизме; особенности русского классицизма; сведения о писателях XVIII века и их творчестве.
Понимать: цели и задачи литературы XVIII века; гражданский, дидактический, сатирический пафос литературы XVIII века, ее значение для дальнейшего развития русской литературы.
Уметь: сопоставлять конкретные произведения и литературные направления
| Вопросы и задания 1—8 (с. 40-41)
| Чтение вступительной статьи о М.В. Ломоносове (с. 42-49), вопросы и задания 9 (с. 41), 1-5 (с. 49-50)
| 6
| М.В. Ломоносов. Ода «Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния»
| Урок
изуче
ния
но
вого
мате
риала
(лек
ция),
урок-
прак
тикум
| М.В. Ломоносов — поэт, ученый, гражданин. М.В. Ломоносов — реформатор русского языка и системы стихосложения. Ода «Вечернее размышление...». Особенности содержания и формы произведения. Восхищение «Божием Величеством», творениями природы. Изобразительно-выразительные средства, их роль в произведении. Словарная работа
| Знать: сведения о жизни и творчестве М.В. Ломоносова; теорию «трех штилей»; содержание оды «Вечернее размышление...».
Понимать: идейно-художественный смысл произведения, его философскую глубину; позицию автора.
Уметь: выразительно читать прои зведе- ние, определять его тему и идею; находить в поэтическом тексте изобразительновыразительные средства и определять их роль; объяснять значение устаревших слов и выражений
| Пересказ вступительной статьи о М.В. Ломоносове, выразительное чтение, вопросы и задания 1—5 (с. 49-50)
| Чтение «Оды на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества Государыни Императрицы Елисаве- ты Петровны 1747 года»
М.В. Ломоносова, вопросы и задания 1—5 (с. 58)
|
102 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 7
| М.В. Ломоносов «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»
| Урок-
беседа
| Особенности жанра оды. Композиция «Оды... 1747 года». Прославление России, мира, науки и просвещения в произведении. Роль риторических вопросов и восклицаний. Картина мира, образы природы в «Оде... 1747 года». Изобразительно-выразительные средства, их роль в произведении. Словарная работа
| Знать: содержание «Оды... 1747 года». Понимать: идейно-художественный смысл произведения; позицию автора; роль античных образов и образов природы в раскрытии идеи произведения.
Уметь: выразительно читать и анализировать произведение, определять его тему и идею; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; объяснять значение устаревших слов и выражений
| Выразительное чтение, вопросы и задания 1—5 (с. 58), 1-2 (с. 58, рубрика «Развивайте дар слова»)
| Задания 3—4 (с. 58, рубрика «Развивайте дар слова»), чтение вступительной статьи о Г.Р. Державине (с. 59-63), вопросы и задания 1—2 (с. 67)
| 8
| Г. Р. Державин. Стихотворения «Властителям и судиям», «Памятник»
| Урок-
бе
седа,
урок-
прак
тикум
| Слово о поэте-философе Г.Р. Державине. Идеи просвещения и гуманизма в лирике поэта. Особенности поэзии Г.Р. Державина (соединение «высокой» и «низкой» лексики, простота стиля). Традиции и новаторство в поэзии Г.Р. Державина. Сатира «Властителям и судиям». Эмоциональное обличение беззакония, призыв к справедливости, высокий гражданский пафос стихотворения. Стихотворение «Памятник». Обращение к античной поэзии. Тема поэта и поэзии. Оценка собственного поэтического творчества. Мысль о бессмертии поэта. Словарная работа. Чтение раздела «В творческой лаборатории Г.Р. Державина» (с. 65—67)
| Знать: сведения о жизни и творчестве Г.Р. Державина; новаторские идеи поэта, особенности его поэтики; содержание стихотворений «Властителям и судиям», «Памятник»; высказывания классиков литературы и критиков о творчестве Г.Р. Державина.
Понимать: философский смысл стихотворений, их гражданский пафос; позицию автора; роль ораторских приемов в раскрытии идеи произведений.
Уметь: выразительно читать и анализировать произведения, определять их темы и идеи; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль; объяснять значение устаревших слов и выражений
| Пересказ вступительной статьи о Г.Р. Державине, выразительное чтение, вопросы и задания 1—6 (с. 67), 1 (с. 67, рубрика «Развивайте дар слова»)
| Вопросы и задания 2 (с. 67, рубрика «Развивайте дар слова»), 1—4 (с. 65—66), чтение вступительной статьи об А.Н. Радищеве (с. 68-74), «Путешествия из Петербурга в Москву»
| 9
| А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву» (главы)
| Урок
изуче
ния
но
вого
мате
риала
(лек
ция),
урок-
беседа
| Слово об А.Н. Радищеве — философе, писателе, гражданине. Политические убеждения писателя. Идея возмездия тиранам, прославление свободы в оде «Вольность». Изображение российской действительности, «страданий человечества» в «Путешествии из Петербурга в Москву». Обличение произвола и беззакония. Словарная работа
| Знать: сведения о жизни и творчестве А.Н. Радищева; содержание «Путешествия...».
Понимать: гражданский, критический пафос произведения; позицию автора. Уметь: воспринимать и анализировать произведение, определять его тему и идею; объяснять значение устаревших слов и выражений
| Выразительное чтение, вопросы 1—5 (с. 74)
| Задание 6 (с. 74)
| |