И. А. Ишутина Русский язык и культура речи





НазваниеИ. А. Ишутина Русский язык и культура речи
страница1/7
Дата публикации01.11.2014
Размер0.74 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
  1   2   3   4   5   6   7
СИБИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГЕОДЕЗИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ


И.А. Ишутина

Русский язык и культура речи
Рабочая тетрадь

студент __________________________________________________________
институт _________________________________________________________
факультетов ______________________________________________________
курс _____________________________________________________________


Новосибирск 2002


ТЕМА 1. ЯЗЫК. РЕЧЬ. ОБЩЕНИЕ
В результате изучения данной темы Вы должны:

  • иметь представление о языке как универсальной полифункциональной знаковой системе;

  • иметь представление об общении и основных единицах речевого общения, об этапах и видах речевой деятельности;

  • различать понятия «язык» и «речь».


Вопросы для обсуждения


  1. Дайте определение языка. Назовите основные функции языка.

  2. Назовите и охарактеризуйте формы существования языка.

  3. В чем проявляется системность языка?

  4. Почему язык называют знаковой системой? Какие единицы языка являются основ­ными знаками?

  5. Что такое речь? Как соотносятся язык и речь?

  6. Охарактеризуйте основные единицы речевого общения.

  7. Что представляет собой речевая деятельность? От чего зависит эффективность рече­вой коммуникации?


Практическая часть для выполнения на семинаре
1. Прочитайте отрывок из книги К.К. Платонова «Занимательная психология» и ответь­те на вопросы.

В 1920 году в Индии доктор Синг обнаружил в волчьем логове вместе с волчатами двух девочек. Одной на вид было лет семь-восемь, другой - года два. Младшая вскоре умерла, а старшая, ее назвали Камалой, прожила около десяти лет. Все это время Синг вел подробный дневник наблюдения за ней. Камала ходила на четвереньках, а бегала, опираясь на руки и ступни. Пила она лакая, а мясо ела только с пола, из рук не брала. Когда во время еды к ней подходили, девочка рычала. По ночам она выла.

Через два года Камала научилась, и то плохо, стоять; через шесть лет - ходить, но бе­гала по-прежнему на четвереньках. В течение четырех лет она выучила только шесть слов, а через семь - сорок пять. К этому времени она полюбила общество людей, стала бояться тем­ноты и научилась есть руками, пить из стакана. К семнадцати годам ее умственное разви­тие было как у четырехлетнего ребенка.

    1. Чем можно объяснить, что, прожив семь лет с людьми, Камала выучила только со­рок пять слов?

    2. Почему в семнадцатилетнем возрасте, когда девушка уже около десяти лет прожила среди людей, ее умственное развитие было как у четырехлетнего ребенка?

    3. Каким был бы интеллект семнадцатилетней Камалы, если бы она провела свое дет­ство не среди волков, а в обществе людей, которые бы, однако, не общались ни с ней, ни в ее присутствии между собой?

    4. «Единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения», - пи­сал Антуан де Сент-Экзюпери. Можно ли на этом основании считать, что основное назначение языка состоит в том, чтобы приносить людям удовлетворение от общения?

    5. Сделайте и запишите вывод из всего сказанного о функциях языка.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Назовите и впишите в прямоугольники на схеме основные функции языка, используя его образную характеристику, данную героем драмы «Лиса и виноград» писателя Гильермо Фигейреду: «Язык - это то, что объединяет нас, когда мы говорим. Без языка мы не могли б передавать наши мысли. Язык - ключ науки, орудие правды и разума. Язык помогает созидать города. Языком выражается любовь. Языком учат, убеждают, наставляют. Языком молятся, разъясняют, поют. Языком описывают, восхваляют, доказывают, утверждают. Языком мы произносим «любимая» и священное слово «мать». Это языком мы говорим «да». Это языком приказывают войскам победить».

3. В приведенных записях диалектной речи укажите (устно) языковые особенности, не
свойственные литературному языку (диалектизмы).

3.1. - Скажите о том, как у вас раньше свадьбы играли.

- Свадьбу? Скажу про себя. Была я семнадцати лет... Был сенокос... Ну подкашиваем, вдруг соседка идет, идет прямо к отцу... А я ей, такая была, так и говорю: «Я что ты, Олена, к нам-то не привернула?» - «Ну, если приглашаешь, так приверну». Подходит к моему старшему брату, поклонилась и грит: «Ну, Александр, пропивай сестру, женихи на сестру сватаются». А брат косы лопатил у нас... Косы были, горбуши назывались...

3.2. А потом ишо вот... сын женился, сноха родила... Ну тут я на пенсию пошла, и так
больше стала вот няньчиться. У тех две девки выращила, чэтыре жимы водилася: с той два года, да с другой....

3.3. Вот на Пасху-то дак всю ночь пекем, тут ночь и не спим .... Да вот замесишь с
бычью голову тесто-то, две-три кучи наскешъ этих сочиней-то, да еще.... калиточки зовут­ся... А кислы - это льют на сковородки, на сковородоцки и сверьху помазут сметанкой вот это
называт кисла шаньга.

4. Укажите жаргонизмы, подчеркните и определите, в какой социальной группе они воз­никли.

4.1. Парень один из Крылатского. У него квартира - отпад. А родители живут на даче.
Мы там часто тусуемся.

4.2. Белыми люблю «сицилианку», а черными предпочитаю защиту Грюнфильда, хотя
она не пользуется репутацией надежной защиты.


4.3. Если богатым и предприимчивым людям захочется вдруг «раскрутить» звезду, со­общаем необходимые сведения.

(Из газет)
5. Коротко охарактеризуйте одну из известных вам знаковых систем. Из каких знаков
(звуковых, световых, графических) она состоит? Какие значения выражают эти знаки? Приведите примеры сообщений, которые могут или, наоборот, не могут быть переданы с помощью данной системы.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Заполните таблицу, демонстрирующую различия между языком и речью.


Язык

Речь

Коллективен

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Индивидуальна

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


7. Используя карандаш и линейку, начертите схему «Виды речевой деятельности». Схема должна состоять из четырех прямоугольников с надписями: «говорение», «слушание», «чтение», «письмо». Подумайте над расположением прямоугольников.


Выделите в своей речевой (письмо) и неречевой (черчение) деятельности этапы ее выпол­нения и сформулируйте их:

1.__________________________________________________________________________________________________

2.___________________________________________________________________________

3. ___________________________________________________________________________________

4._________________________________________________________________________________
8. Прочитайте фрагменты из художественных произведений и с помощью знаков «плюс» и «минус» отметьте в таблице, какие этапы речевой деятельности персонажей отраже­ны (+) и не отражены (-) в каждом из отрывков.

8.1. «Надо будет ему возразить так, - решил Берлиоз, - да, человек смертен, никто про­тив этого и не спорит. А дело в том, что...»

Однако он не успел выговорить этик слов, как заговорил иностранец:

- Да, человек смертен, но это было бы еще полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно
смертен, вот в чем фокус!

(М.Булгаков. Мастер и Маргарита)

8.2. - С вами я бы скорее выучилась, я почему-то уверена в вас, - сказала она (Кити) ему
(Левину).


- И я уверен в себе, когда вы опираетесь на меня,- сказал он, но тотчас же испугался
того, что сказал, и покраснел.


(Л.Н. Толстой. Анна Каренина)

8.3. Потом она спросила, сознавая глупость вопроса, но не в силах остановиться, давно
ли он играет в шахматы. Он ничего не ответил, отвернулся, и она так смутилась, что стала
быстро перечислять все метеорологические приметы вчерашнего, сегодняшнего, завтрашнего
дня.


(В. Набоков. Защита Лужина)


Этапы речевой деятельности

Берлиоз

Левин

Героиня

1. Ориентировка и планирование










2. Осуществление










3. Контроль











9. Прочитайте отрывок из романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита». В нем описыва­ется ситуация общения, в которой говорящим не удалось достигнуть поставленной ими цели. Устно ответьте на вопросы:

  1. Какова была эта цель?

  2. Какие компоненты ситуации общения не были учтены говорящими?

  3. Как следовало бы им построить свою речь для того, чтобы добиться успеха?

(К Маргарите, одиноко сидящей на скамейке в саду, подсаживается незнакомый мужчина и пы­тается начать разговор)

- А я вас не знаю, - сухо сказала Маргарита.

- Откуда ж вам меня знать! А между тем я к вам послан по дельцу. <...>

- Ничего не понимаю, какое дело?

Рыжий оглянулся и сказал таинственно:

- Меня прислали, чтобы вас сегодня вечером пригласить в гости.

- Что вы бредите, какие гости?

- К одному очень знатному иностранцу, - значительно сказал рыжий, прищурив глаза.

Маргарита очень разгневалась:

- Новая порода появилась: уличный сводник, - поднимаясь, чтобы уходить, сказала она.

- Вот спасибо за такие поручения! - обидевшись, воскликнул рыжий и проворчал в спи­ну уходящей Маргарите:

- Дура!
Задания для самостоятельной работы
1. Запишите 5-10 фразеологизмов со словом язык.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Запишите 5-10 пословиц и поговорок со словами язык и речь. Подготовьте устное объяснение, как вы понимаете содержание этих выражений.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Прочитайте рассказ М. Зощенко «Аристократка» и приготовьте устные ответы на во­просы:

а) какие элементы просторечия встречаются в речи рассказчика?

б) проанализировав реплики знакомой рассказчика, сделайте вывод о том, есть ли осно­вания для того, чтобы считать эту женщину аристократкой?
4. Прочитайте отрывок из пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад» (обращение Гаева к
шкафу). Что вы можете сказать о коммуникантах, предмете и средствах общения в данном мо­нологе?
5. Выполните тест «Оценка самоконтроля в общении» (по Мариону Снайдеру). Тест
позволяет оценить ваш уровень самоконтроля при общении с другими людьми. В предложени­ях описаны реакции на некоторые ситуации. Каждое из них оцените как «верное» (В), если вы
сами так поступаете, или «неверное» (Н), если вам такая реакция не присуща.

1. Мне кажется трудным искусство подражания привычкам других людей.

2. Я бы, пожалуй, мог свалять дурака, чтобы привлечь внимание или позабавить
окружающих.


3. Из меня мог бы выйти неплохой актер.

4. Людям иногда кажется, что я переживаю что-то более глубоко, чем это есть на
самом деле.


5. В компаниях я редко оказываюсь в центре внимания.

6. В разных ситуациях и в общении с разными людьми я часто веду себя совершенно по-разному.

7. Я могу отстаивать только то, в чем я совершенно убежден.

8. Чтобы преуспеть в делах и в отношениях с людьми, я стараюсь быть таким, каким
меня ожидают видеть.


9. Я могу быть дружелюбным с людьми, которых не выношу.

10. Я не всегда такой, каким кажусь.
Оценка результатов: по 1 баллу начисляется за ответ Н на вопросы 1,5,7 и за ответ В - на все остальные.


Номер вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Символ ответа В\Н































Баллы



































0-3 балла показывают низкий уровень коммуникативного контроля. Ваше поведение ус­тойчиво, и вы не желаете меняться в зависимости от ситуации. Вы способны к искреннему са­мораскрытию в общении. Некоторые люди считают вас «неудобным» в общении по причине Вашей прямолинейности.

4-6 баллов говорят о среднем коммуникативном контроле. Вы искренны. Не умея сдер­живать эмоциональные проявления, вы все же способны корректировать свое поведение в со­ответствии с требованиями окружающих.

7-10 баллов указывают на высокий коммуникативный контроль. Вы легко входите в лю­бую роль, гибко реагируете на изменение ситуации, хорошо чувствуете и можете предвидеть впечатление, которое производите на окружающих.
Рекомендуемая литература


  1. Бороздина Г. В. Психология делового общения: Учебное пособие. - М.: ИНФРА - М
    2000. - 224 с.

  2. Введенская Л. А., Павлова Л. Г., Катаева Е. Ю. Русский язык и культура речи:
    Учебное пособие для вузов. - Ростов н/Д: Феникс, 2001. - 554 с.

  3. Данцев А. А., Нефедова Н. В. Русский язык и культура речи для технических вузов. -
    Ростов н/Д: Феникс, 2001. - 320 с.

  4. Реформатский А. А.. Введение в языковедение ./Под ред. В. А. Виноградова. - М.:
    Аспект Пресс, 1997. - 536 с.

  5. Солганик Г. Я. Стилистика текста. - М.: Флинта: Наука, 2000. - 272 с.

  6. Федосюк М. Ю., Ладыженская Т. А., Михайлова О. А., Николина Н. А. Русский язык
    для студентов - нефилологов: Учебное пособие. - М.: Флинта: Наука, 2000. - 256 с.


  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

И. А. Ишутина Русский язык и культура речи iconТема: Введение в курс «Русский язык и культура речи». Основные понятия курса
«Русский язык и культура речи»: литературный язык, язык и речь, норма, диалект, культура языка и культура речи, устная речь, письменная...
И. А. Ишутина Русский язык и культура речи iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Русский язык и культура речи»
Русский язык и культура речи Направление подготовки 032100. 62 Физическая культура Форма подготовки очная/заочная
И. А. Ишутина Русский язык и культура речи iconМетодические рекомендации к курсу Русский язык и культура речи
Русский язык и культура речи: Методическое пособие (заочное обучение)/ Пермский институт фсин россии
И. А. Ишутина Русский язык и культура речи iconРабочая программа дисциплины русский язык и культура речи степень...
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» подготовлена Лазаревой Г. А., к п н., доцентом кафедры общественных...
И. А. Ишутина Русский язык и культура речи iconРусский язык и культура речи
Данные задания, контрольные вопросы, темы рефератов и тесты помогут вам при изучении предмета «Русский язык и культура речи», а также...
И. А. Ишутина Русский язык и культура речи iconРусский язык и культура речи
Русский язык и культура речи: Контрольные задания для студентов заочной формы обучения сгга/ Сост доц. М. К. Чирейкин. ─ Новосибирск:...
И. А. Ишутина Русский язык и культура речи iconУчебно-методический комплекс по дисциплине русский язык и культура речи
«Русский язык и культура речи» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
И. А. Ишутина Русский язык и культура речи iconПрограмма зачетной работы для студентов зо факультета лмф письменная...
Указания к выполнению контрольной работы по дисциплине «русский язык и культура речи»
И. А. Ишутина Русский язык и культура речи iconРабочая программа дополнительного учебного курса «Культура речи....
Русский язык и культура речи вводятся в соответствии с фгос в качестве инвариантной дисциплины гуманитарного цикла
И. А. Ишутина Русский язык и культура речи iconПрограмма курса «Русский язык и культура речи» Дисциплина «Русский язык и культура речи»
В связи с этим программа базового курса включает материал, позволяющий студентам
И. А. Ишутина Русский язык и культура речи iconРабочая программа дисциплины (модуля) Русский язык и культура речи...
Дисциплина «Русский язык и культура речи» нацелена на повышение уровня практического владения современным русским языком и приобретение...
И. А. Ишутина Русский язык и культура речи iconКонтрольная работа № по дисциплине «Русский язык и культура речи»
Московский государственный технический университет «мами кафедра «Русский язык»
И. А. Ишутина Русский язык и культура речи iconМетодическая разработка оценка качества учебного процесса и деятельности...
Компетентностный подход в образовании в рамках дисциплины «Русский язык и культура речи»
И. А. Ишутина Русский язык и культура речи iconМетодические указания к выполнению контрольных работ по дисциплине...
Культура речи предполагает прежде всего правильность речи, то есть соблюдение норм литературного языка, которые воспринимаются его...
И. А. Ишутина Русский язык и культура речи iconТест по дисциплине «Русский язык и культура речи» разделы «Орфография....
Т. В. Козлова Т. В. Щербакова 2012 г. 2012 г
И. А. Ишутина Русский язык и культура речи iconМетодическая разработка урока для учащихся 10 классов по теме: «Культура...
Указания к выполнению контрольной работы по дисциплине «русский язык и культура речи»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск