Скачать 0.74 Mb.
|
СИБИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГЕОДЕЗИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ И.А. Ишутина Русский язык и культура речи Рабочая тетрадь студент __________________________________________________________ институт _________________________________________________________ факультетов ______________________________________________________ курс _____________________________________________________________ Новосибирск 2002 ТЕМА 1. ЯЗЫК. РЕЧЬ. ОБЩЕНИЕ В результате изучения данной темы Вы должны:
Вопросы для обсуждения
Практическая часть для выполнения на семинаре 1. Прочитайте отрывок из книги К.К. Платонова «Занимательная психология» и ответьте на вопросы. В 1920 году в Индии доктор Синг обнаружил в волчьем логове вместе с волчатами двух девочек. Одной на вид было лет семь-восемь, другой - года два. Младшая вскоре умерла, а старшая, ее назвали Камалой, прожила около десяти лет. Все это время Синг вел подробный дневник наблюдения за ней. Камала ходила на четвереньках, а бегала, опираясь на руки и ступни. Пила она лакая, а мясо ела только с пола, из рук не брала. Когда во время еды к ней подходили, девочка рычала. По ночам она выла. Через два года Камала научилась, и то плохо, стоять; через шесть лет - ходить, но бегала по-прежнему на четвереньках. В течение четырех лет она выучила только шесть слов, а через семь - сорок пять. К этому времени она полюбила общество людей, стала бояться темноты и научилась есть руками, пить из стакана. К семнадцати годам ее умственное развитие было как у четырехлетнего ребенка.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2. Назовите и впишите в прямоугольники на схеме основные функции языка, используя его образную характеристику, данную героем драмы «Лиса и виноград» писателя Гильермо Фигейреду: «Язык - это то, что объединяет нас, когда мы говорим. Без языка мы не могли б передавать наши мысли. Язык - ключ науки, орудие правды и разума. Язык помогает созидать города. Языком выражается любовь. Языком учат, убеждают, наставляют. Языком молятся, разъясняют, поют. Языком описывают, восхваляют, доказывают, утверждают. Языком мы произносим «любимая» и священное слово «мать». Это языком мы говорим «да». Это языком приказывают войскам победить». 3. В приведенных записях диалектной речи укажите (устно) языковые особенности, не свойственные литературному языку (диалектизмы). 3.1. - Скажите о том, как у вас раньше свадьбы играли. - Свадьбу? Скажу про себя. Была я семнадцати лет... Был сенокос... Ну подкашиваем, вдруг соседка идет, идет прямо к отцу... А я ей, такая была, так и говорю: «Я что ты, Олена, к нам-то не привернула?» - «Ну, если приглашаешь, так приверну». Подходит к моему старшему брату, поклонилась и грит: «Ну, Александр, пропивай сестру, женихи на сестру сватаются». А брат косы лопатил у нас... Косы были, горбуши назывались... 3.2. А потом ишо вот... сын женился, сноха родила... Ну тут я на пенсию пошла, и так больше стала вот няньчиться. У тех две девки выращила, чэтыре жимы водилася: с той два года, да с другой.... 3.3. Вот на Пасху-то дак всю ночь пекем, тут ночь и не спим .... Да вот замесишь с бычью голову тесто-то, две-три кучи наскешъ этих сочиней-то, да еще.... калиточки зовутся... А кислы - это льют на сковородки, на сковородоцки и сверьху помазут сметанкой вот это называт кисла шаньга. 4. Укажите жаргонизмы, подчеркните и определите, в какой социальной группе они возникли. 4.1. Парень один из Крылатского. У него квартира - отпад. А родители живут на даче. Мы там часто тусуемся. 4.2. Белыми люблю «сицилианку», а черными предпочитаю защиту Грюнфильда, хотя она не пользуется репутацией надежной защиты. 4.3. Если богатым и предприимчивым людям захочется вдруг «раскрутить» звезду, сообщаем необходимые сведения. (Из газет) 5. Коротко охарактеризуйте одну из известных вам знаковых систем. Из каких знаков (звуковых, световых, графических) она состоит? Какие значения выражают эти знаки? Приведите примеры сообщений, которые могут или, наоборот, не могут быть переданы с помощью данной системы. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 6. Заполните таблицу, демонстрирующую различия между языком и речью.
7. Используя карандаш и линейку, начертите схему «Виды речевой деятельности». Схема должна состоять из четырех прямоугольников с надписями: «говорение», «слушание», «чтение», «письмо». Подумайте над расположением прямоугольников. Выделите в своей речевой (письмо) и неречевой (черчение) деятельности этапы ее выполнения и сформулируйте их: 1.__________________________________________________________________________________________________ 2.___________________________________________________________________________ 3. ___________________________________________________________________________________ 4._________________________________________________________________________________ 8. Прочитайте фрагменты из художественных произведений и с помощью знаков «плюс» и «минус» отметьте в таблице, какие этапы речевой деятельности персонажей отражены (+) и не отражены (-) в каждом из отрывков. 8.1. «Надо будет ему возразить так, - решил Берлиоз, - да, человек смертен, никто против этого и не спорит. А дело в том, что...» Однако он не успел выговорить этик слов, как заговорил иностранец: - Да, человек смертен, но это было бы еще полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус! (М.Булгаков. Мастер и Маргарита) 8.2. - С вами я бы скорее выучилась, я почему-то уверена в вас, - сказала она (Кити) ему (Левину). - И я уверен в себе, когда вы опираетесь на меня,- сказал он, но тотчас же испугался того, что сказал, и покраснел. (Л.Н. Толстой. Анна Каренина) 8.3. Потом она спросила, сознавая глупость вопроса, но не в силах остановиться, давно ли он играет в шахматы. Он ничего не ответил, отвернулся, и она так смутилась, что стала быстро перечислять все метеорологические приметы вчерашнего, сегодняшнего, завтрашнего дня. (В. Набоков. Защита Лужина)
9. Прочитайте отрывок из романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита». В нем описывается ситуация общения, в которой говорящим не удалось достигнуть поставленной ими цели. Устно ответьте на вопросы:
(К Маргарите, одиноко сидящей на скамейке в саду, подсаживается незнакомый мужчина и пытается начать разговор) - А я вас не знаю, - сухо сказала Маргарита. - Откуда ж вам меня знать! А между тем я к вам послан по дельцу. <...> - Ничего не понимаю, какое дело? Рыжий оглянулся и сказал таинственно: - Меня прислали, чтобы вас сегодня вечером пригласить в гости. - Что вы бредите, какие гости? - К одному очень знатному иностранцу, - значительно сказал рыжий, прищурив глаза. Маргарита очень разгневалась: - Новая порода появилась: уличный сводник, - поднимаясь, чтобы уходить, сказала она. - Вот спасибо за такие поручения! - обидевшись, воскликнул рыжий и проворчал в спину уходящей Маргарите: - Дура! Задания для самостоятельной работы 1. Запишите 5-10 фразеологизмов со словом язык. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2. Запишите 5-10 пословиц и поговорок со словами язык и речь. Подготовьте устное объяснение, как вы понимаете содержание этих выражений. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3. Прочитайте рассказ М. Зощенко «Аристократка» и приготовьте устные ответы на вопросы: а) какие элементы просторечия встречаются в речи рассказчика? б) проанализировав реплики знакомой рассказчика, сделайте вывод о том, есть ли основания для того, чтобы считать эту женщину аристократкой? 4. Прочитайте отрывок из пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад» (обращение Гаева к шкафу). Что вы можете сказать о коммуникантах, предмете и средствах общения в данном монологе? 5. Выполните тест «Оценка самоконтроля в общении» (по Мариону Снайдеру). Тест позволяет оценить ваш уровень самоконтроля при общении с другими людьми. В предложениях описаны реакции на некоторые ситуации. Каждое из них оцените как «верное» (В), если вы сами так поступаете, или «неверное» (Н), если вам такая реакция не присуща. 1. Мне кажется трудным искусство подражания привычкам других людей. 2. Я бы, пожалуй, мог свалять дурака, чтобы привлечь внимание или позабавить окружающих. 3. Из меня мог бы выйти неплохой актер. 4. Людям иногда кажется, что я переживаю что-то более глубоко, чем это есть на самом деле. 5. В компаниях я редко оказываюсь в центре внимания. 6. В разных ситуациях и в общении с разными людьми я часто веду себя совершенно по-разному. 7. Я могу отстаивать только то, в чем я совершенно убежден. 8. Чтобы преуспеть в делах и в отношениях с людьми, я стараюсь быть таким, каким меня ожидают видеть. 9. Я могу быть дружелюбным с людьми, которых не выношу. 10. Я не всегда такой, каким кажусь. Оценка результатов: по 1 баллу начисляется за ответ Н на вопросы 1,5,7 и за ответ В - на все остальные.
0-3 балла показывают низкий уровень коммуникативного контроля. Ваше поведение устойчиво, и вы не желаете меняться в зависимости от ситуации. Вы способны к искреннему самораскрытию в общении. Некоторые люди считают вас «неудобным» в общении по причине Вашей прямолинейности. 4-6 баллов говорят о среднем коммуникативном контроле. Вы искренны. Не умея сдерживать эмоциональные проявления, вы все же способны корректировать свое поведение в соответствии с требованиями окружающих. 7-10 баллов указывают на высокий коммуникативный контроль. Вы легко входите в любую роль, гибко реагируете на изменение ситуации, хорошо чувствуете и можете предвидеть впечатление, которое производите на окружающих. Рекомендуемая литература
|
Тема: Введение в курс «Русский язык и культура речи». Основные понятия курса «Русский язык и культура речи»: литературный язык, язык и речь, норма, диалект, культура языка и культура речи, устная речь, письменная... | Учебно-методический комплекс дисциплины «Русский язык и культура речи» Русский язык и культура речи Направление подготовки 032100. 62 Физическая культура Форма подготовки очная/заочная | ||
Методические рекомендации к курсу Русский язык и культура речи Русский язык и культура речи: Методическое пособие (заочное обучение)/ Пермский институт фсин россии | Рабочая программа дисциплины русский язык и культура речи степень... Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» подготовлена Лазаревой Г. А., к п н., доцентом кафедры общественных... | ||
Русский язык и культура речи Данные задания, контрольные вопросы, темы рефератов и тесты помогут вам при изучении предмета «Русский язык и культура речи», а также... | Русский язык и культура речи Русский язык и культура речи: Контрольные задания для студентов заочной формы обучения сгга/ Сост доц. М. К. Чирейкин. ─ Новосибирск:... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине русский язык и культура речи «Русский язык и культура речи» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Программа зачетной работы для студентов зо факультета лмф письменная... Указания к выполнению контрольной работы по дисциплине «русский язык и культура речи» | ||
Рабочая программа дополнительного учебного курса «Культура речи.... Русский язык и культура речи вводятся в соответствии с фгос в качестве инвариантной дисциплины гуманитарного цикла | Программа курса «Русский язык и культура речи» Дисциплина «Русский язык и культура речи» В связи с этим программа базового курса включает материал, позволяющий студентам | ||
Рабочая программа дисциплины (модуля) Русский язык и культура речи... Дисциплина «Русский язык и культура речи» нацелена на повышение уровня практического владения современным русским языком и приобретение... | Контрольная работа № по дисциплине «Русский язык и культура речи» Московский государственный технический университет «мами кафедра «Русский язык» | ||
Методическая разработка оценка качества учебного процесса и деятельности... Компетентностный подход в образовании в рамках дисциплины «Русский язык и культура речи» | Методические указания к выполнению контрольных работ по дисциплине... Культура речи предполагает прежде всего правильность речи, то есть соблюдение норм литературного языка, которые воспринимаются его... | ||
Тест по дисциплине «Русский язык и культура речи» разделы «Орфография.... Т. В. Козлова Т. В. Щербакова 2012 г. 2012 г | Методическая разработка урока для учащихся 10 классов по теме: «Культура... Указания к выполнению контрольной работы по дисциплине «русский язык и культура речи» |