Скачать 1.63 Mb.
|
Министерство образования и науки РФ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова"
В.А. Гаврилов Учебно-методический комплекс по модулю Основы литературоведения и анализ художественного произведения . Москва-2013 Министерство образования и науки РФ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова" Утверждаю зав.кафедрой Котовчихина Н.Д. (ФИО) Решение заседания кафедры Протокол № 9 от 19 мая 2013г.
Направление: педагогическое образование Кафедра русской и зарубежной литературы Составители: доцент Гаврилов В.А. Москва-2012 1. Пояснительная записка Основные цели и задачи курса. Цель: овладение студентами первокурсниками системой знаний о специфике художественной литературы; о компонентах художественного произведения и о взаимосвязях между ними; формирование у студентов навыков и умений анализа художественного произведения; Подобные цели продиктованы необходимостью успешного освоения курса детской литературы, необходимостью глубокого и всестороннего понимания учителем начальных классов эпических и лирических произведений, изучаемых в 1-4 классах начальной школы. Задачи: для достижения обозначенных целей в курсе «Основы литературоведении и анализ художественного произведения» в рамках лекционных и практических занятий, а так же в режиме внеаудиторной работы студентов предполагается решить следующие задачи: - освоение студентами терминологии, характеризующей специфику художественной литературы, понимание основных свойств художественного произведения (инструментальный кластер) - формирование способности сопрягать литературные факты с современным социальным контекстом ( мировоззренческий кластер) - развитие умений пользоваться при анализе литературного произведения сведениями из смежных наук: философии, социологии, психологии. (мировоззренческий кластер) - формирование способности различать компоненты произведения, устанавливать связи и взаимодействие между компонентами, формирование навыков анализа объективно-познавательной и субъективно-оценочной стороны произведения. (инструментальный кластер) - формирование способности различать национально-исторический, социокультурный и философский аспект в изучаемых произведениях, способность анализировать связь между этими аспектами. (мировоззренческий кластер) - способность применять в анализе литературного произведения принципы сравнительно-исторического, генетического и системного методов литературоведения. (мировоззренческий кластер) - формирование навыков литературоведческих наблюдений над формой и содержанием произведений. (инструментальный кластер) - развитие способности интерпретировать связи и отношения между литературными явлениями , как в рамках отдельного произведения, так и в рамках различных эстетических общностей.(инструментальный кластер) - совершенствовать умение формулировать суждения о закономерностях изучаемых литературных явлений. (мировоззренческий кластер). Объем в ЗЕ: 3 ЗЕ Время изучения: курс 1 семестр 1 Взаимосвязь с другими модулями: Необходимым условием обучения данному ОМ является успешное освоение модулей: школьная программа по литературе Данный модуль является базой для изучения следующих ОМ: Детская литература, история отечественной литературы Групповая принадлежность ОМ: общекультурный ОМ Кластерная принадлежность ОМ: мировоззренческий /инструментальный ОМ Модуль направлен на формирование следующих компетенций (не более трех): Успешное решение поставленных задач должно способствовать развитию у будущих учителей начальных классов следующих компетенций - владение культурой мышления, способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей её достижения. - способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории литературы, литературоведческого анализа и интерпретации текста. Модуль направлен на решение следующих профессиональных задач: - формирование интеллектуально зрелого учителя, способного ориентироваться в эстетических и философских проблемах прошлого и настоящего, имеющего развернутые сведения в сфере литературоведческой науки -студент овладевает методологией и методикой анализа и интерпретации художественного произведения Формы освоения ОМ (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля): Поскольку студенты первого курса владеют определенным багажом литературоведческих знаний полученных в средней школе, то на лекционных занятиях уместно и эффективно используется эвристический и проблемный метод обучения. Например, для различения научного и образного познания продуктивна постановка таких проблемных задач: -какие общественные явления и процессы основательнее постигаются наукой, а какие художественной литературой? -в какой форме общественного познания активнее используется принципы вероятности, вариативности, альтернативности? -может ли художник пользоваться научными результатами, а ученый эстетическими достижениями? Эвристический метод обучения эффективен при разборе таких теоретико-литературных понятий как художественная условность, дифференциация формы и содержании, пафос. Метод дискуссии весьма органичен при изучении литературоведческих дисциплин. Интерпретация характеров, авторской позиции, соотнесение правды жизни с правдой искусства естественно мотивирует различные точки зрения, обсуждения которых под руководством преподавателя совершенствует алгоритм и процедуры интеллектуальных операций обучающихся. Элементы контекстного обучения представлены систематическим включением в проблематику практических занятий сравнений эмоционального восприятия автором природы, людей, их поведения и поступков с оценками восприятиями самих студентов и их будущих учеников. Формы контрольных и учебных заданий: (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля): Вследствие принадлежности модуля «Основы литературоведения и анализ художественного произведения» к общекультурному циклу дисциплин мировоззренческий кластер контрольных и учебных заданий предназначен для развития личности будущего педагога, для расширения его кругозора в сфере социальных и гуманитарных проблем в системе аксиологических параметров современной педагогической деятельности. 1 уровень сложности: ОПИСАНИЕ ЗАДАНИЯ Задания представлены в виде закрытых тестовых вопросов. ОПИСАНИЕ ТРЕБОВАНИЙ К ЕГО УСПЕШНОМУ ВЫПОЛНЕНИЮ Для правильного ответа на них необходимо знать систему персонажей в изучаемых на практических занятиях произведениях, отличать формальные компоненты произведения, ориентироваться в сюжетах, необходимо знать художественные приемы, определять по высказыванию персонажа его имя, знать жанровые признаки, определять принадлежность важнейших эпизодов к тем или иным элементам сюжета, пользоваться терминами, обозначающими особенности художественной речи. Тест №1
Тест №2
Тест №3
« Люблю дымок спаленной жнивы, В степи ночующий обоз, И на холме средь желтой нивы Чету белеющих берез».
2 уровень сложности: ОПИСАНИЕ ЗАДАНИЯ Задания предполагают не только ответы на тестовые вопросы закрытого типа, но и анализ предложенного фрагмента из эпического произведения, либо анализ отдельного стихотворения в форме развернутого рассуждения. Кроме того студент первокурсник должен продемонстрировать определенную эрудицию, сравнив в определенном аспекте предложенный текст с другими произведениями аналогичной тематики. При этом проверяется знание литературоведческой терминологии, знание приемов и принципов литературоведческого анализа. Ниже приводятся фрагменты с образцами вопросов и заданий к ним. ОПИСАНИЕ ТРЕБОВАНИЙ К ЕГО УСПЕШНОМУ ВЫПОЛНЕНИЮ Для правильного выполнения заданий необходимо мобилизовать литературоведческую наблюдательность, нужно уметь дифференцировать элементы текста, различать признаки текста, придающие ему целостность. Студент должен пользоваться теоретико-литературной терминологией, осознанно и мотивированно применять её в рассуждениях о конкретных фактах. Он должен глубоко и самостоятельно осмыслить поставленный вопрос и логически последовательно ответить на него. Анализ фрагмента из восьмой главы романа Пушкина «Евгений Онегин» XXVII. Но мой Онегин вечер целый Татьяной занят был одной, Не этой девочкой несмелой, Влюбленной, бедной и простой, Но равнодушною княгиней, Но неприступною богиней Роскошной, царственной Невы. О люди! все похожи вы На прародительницу Эву: Что вам дано, то не влечет; Вас непрестанно змий зовет К себе, к таинственному древу: Запретный плод вам подавай, А без того вам рай не рай. XXVIII. Как изменилася Татьяна! Как твердо в роль свою вошла! Как утеснительного сана Приемы скоро приняла! Кто б смел искать девчонки нежной В сей величавой, в сей небрежной Законодательнице зал? И он ей сердце волновал! Об нем она во мраке ночи, Пока Морфей не прилетит, Бывало, девственно грустит, К луне подъемлет томны очи, Мечтая с ним когда-нибудь Свершить смиренный жизни путь! XXIX. Любви все возрасты покорны; Но юным, девственным сердцам Ее порывы благотворны, Как бури вешние полям: В дожде страстей они свежеют, И обновляются, и зреют — И жизнь могущая дает И пышный цвет и сладкий плод. Но в возраст поздний и бесплодный, На повороте наших лет, Печален страсти мертвый след: Так бури осени холодной В болото обращают луг И обнажают лес вокруг.
1. Назовите литературное направление, для которого характерно всестороннее раскрытие характеров, прослеживание их эволюции, в связи с социально-историческими обстоятельствами. 2. Какая фигура речи использована Пушкиным в следующем высказывании? Кто б смел искать девчонки нежной В сей величавой, в сей небрежной Законодательнице зал? 3. Пушкин в данном тексте использует образные определения: «Но равнодушною княгиней, Но неприступною богиней…». Укажите термин, которым в теории литературы обозначаются такие художественные определения. 4. Укажите разновидность тропа, которую использует Пушкин в выражении: богиня «роскошной, царственной Невы». 5. Какой прием использует Пушкин, уподобляя любовные порывы вешним бурям в высказывании: «Но юным, девственным сердцам Ее порывы благотворны, Как бури вешние полям» 6. Назовите источник, персонажем которого является прародительница Ева и на который опирается высказывание А.С. Пушкина: «Запретный плод вам подавай, А без того вам рай не рай.» 7. Какое чувство овладело Онегиным в тот вечер, о котом идет речь в представленном фрагменте?
1. В чем выразилось влияние «утеснительного сана» на Татьяну, т.е. как светское общество повлияло на личность и поведение Татьяны? 2. В каких произведениях русской литературы характеры героев изменяются к худшему под влиянием окружающей среды? Задания по творчеству Лермонтова М.Ю. Анализ стихотворения «Смерть поэта». Погиб поэт! — невольник чести — Пал, оклеветанный молвой, С свинцом в груди и жаждой мести, Поникнув гордой головой!.. Не вынесла душа поэта Позора мелочных обид, Восстал он против мнений света Один, как прежде... и убит! Убит!.. к чему теперь рыданья, Пустых похвал ненужный хор И жалкий лепет оправданья? Судьбы свершился приговор! Не вы ль сперва так злобно гнали Его свободный, смелый дар И для потехи раздували Чуть затаившийся пожар? Что ж? веселитесь... — он мучений Последних вынести не мог: Угас, как светоч, дивный гений, Увял торжественный венок. Его убийца хладнокровно Навел удар... спасенья нет: Пустое сердце бьется ровно. В руке не дрогнул пистолет, И что за диво?.. издалека, Подобный сотням беглецов, На ловлю счастья и чинов Заброшен к нам по воле рока; Смеясь, он дерзко презирал Земли чужой язык и нравы; Не мог щадить он нашей славы; Не мог понять в сей миг кровавый, На что́ он руку поднимал!.. И он убит — и взят могилой, Как тот певец, неведомый, но милый, Добыча ревности глухой, Воспетый им с такою чудной силой, Сраженный, как и он, безжалостной рукой. Зачем от мирных нег и дружбы простодушной Вступил он в этот свет, завистливый и душный Для сердца вольного и пламенных страстей? Зачем он руку дал клеветникам ничтожным, Зачем поверил он словам и ласкам ложным, Он, с юных лет постигнувший людей?.. И прежний сняв венок, — они венец терновый, Увитый лаврами, надели на него: Но иглы тайные сурово Язвили славное чело; Отравлены его последние мгновенья Коварным шепотом насмешливых невежд, И умер он — с напрасной жаждой мщенья, С досадой тайною обманутых надежд. Замолкли звуки чудных песен, Не раздаваться им опять: Приют певца угрюм и тесен, И на устах его печать. А вы, надменные потомки Известной подлостью прославленных отцов, Пятою рабскою поправшие обломки Игрою счастия обиженных родов! Вы, жадною толпой стоящие у трона, Свободы, Гения и Славы палачи! Таитесь вы под сению закона, Пред вами суд и правда — всё молчи!.. Но есть и божий суд, наперсники разврата! Есть грозный суд: он ждет; Он не доступен звону злата, И мысли и дела он знает наперед. Тогда напрасно вы прибегнете к злословью: Оно вам не поможет вновь, И вы не смоете всей вашей черной кровью Поэта праведную кровь!
1. Назовите литературный род, к которому принадлежит стихотворение. 2. Какое художественное средство использован Лермонтовым в выражении «невольник чести»? 3 Какой пафос преобладает в первой части стихотворения вплоть до строки «А вы, надменные потомки»? 4. Какую рифмовку использует Лермонтов в начальных четверостишиях стихотворения? 5. Какой художественный прием используется в следующих строках: «Пред вами суд и, правда - всё молчи! Но есть и божий суд, наперсники разврата! Есть грозный суд: он ждет;»
1. Чем объясняет Лермонтов трагедию поэта? 2. В каких произведениях русской литературы 19-20 вв. ( стихотворных или прозаических) раскрывается трагический удел художника? Дайте анализ фрагмента из романа Лермонтова «Герой нашего времени» А ведь есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души! Она как цветок, которого лучший аромат испаряется навстречу первому лучу солнца; его надо сорвать в эту минуту и, подышав им досыта, бросить на дороге: авось кто-нибудь поднимет! Я чувствую в себе эту ненасытную жадность, поглощающую все, что встречается на пути; я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе, как на пищу, поддерживающую мои душевные силы. Сам я больше неспособен безумствовать под влиянием страсти; честолюбие у меня подавлено обстоятельствами, но оно проявилось в другом виде, ибо честолюбие есть не что иное как жажда власти, а первое мое удовольствие - подчинять моей воле все, что меня окружает; возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха - не есть ли первый признак и величайшее торжество власти? Быть для кого-нибудь причиною страданий и радостей, не имея на то никакого положительного права, - не самая ли это сладкая пища нашей гордости? А что такое счастие? Насыщенная гордость. Если б я почитал себя лучше, могущественнее всех на свете, я был бы счастлив; если б все меня любили, я в себе нашел бы бесконечные источники любви. Зло порождает зло; первое страдание дает понятие о удовольствии мучить другого; идея зла не может войти в голову человека без того, чтоб он не захотел приложить ее к действительности: идеи - создания органические, сказал кто-то: их рождение дает уже им форму, и эта форма есть действие; тот, в чьей голове родилось больше идей, тот больше других действует; от этого гений, прикованный к чиновническому столу, должен умереть или сойти с ума, точно так же, как человек с могучим телосложением, при сидячей жизни и скромном поведении, умирает от апоплексического удара. Страсти не что иное, как идеи при первом своем развитии: они принадлежность юности сердца, и глупец тот, кто думает целую жизнь ими волноваться: многие спокойные реки начинаются шумными водопадами, а ни одна не скачет и не пенится до самого моря. Но это спокойствие часто признак великой, хотя скрытой силы; полнота и глубина чувств и мыслей не допускает бешеных порывов; душа, страдая и наслаждаясь, дает во всем себе строгий отчет и убеждается в том, что так должно; она знает, что без гроз постоянный зной солнца ее иссушит; она проникается своей собственной жизнью, - лелеет и наказывает себя, как любимого ребенка. Только в этом высшем состоянии самопознания человек может оценить правосудие божие.
1. Назовите имя героини, чьей душой хочет овладеть Печорин? 2. Как называется фигура речи, в которой используется вопросительная интонация, но при этом ответа на вопрос по существу не требуется, как в следующей фразе из данного фрагмента : «возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха - не есть ли первый признак и величайшее торжество власти?» 3. К какому типу проблематики относятся вопросы, над которыми размышляет Печорин? 4. Какой вид тропа использует Лермонтов в следующей фразе: «она знает, что без гроз постоянный зной солнца ее иссушит»? (она – это душа) 5. К какому жанру относятся части, из которых состоит роман «Герой нашего времени»? 6. Приведите название последней части романа. 7. Как в романе называется рукопись Печорина, включающая повести «Тамань», «Княжна Мери» и «Фаталист»?
1. Как определяет Печорин понятие Счастья? 2. В каких произведениях русской классики содержатся философские размышления героев о счастье и в чем состоят эти размышления?
… Итак, в одном департаменте служил один чиновник; чиновник нельзя сказать чтобы очень замечательный, низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек и цветом лица что называется геморроидальным... Что ж делать! виноват петербургский климат. Что касается до чина (ибо у нас прежде всего нужно объявить чин), то он был то, что называют вечный титулярный советник, над которым, как известно, натрунились и наострились вдоволь разные писатели, имеющие похвальное обыкновенье налегать на тех, которые не могут кусаться. Фамилия чиновника была Башмачкин. Уже по самому имени видно, что она когда-то произошла от башмака; но когда, в какое время и каким образом произошла она от башмака, ничего этого не известно. И отец, и дед, и даже шурин, и все совершенно Башмачкины ходили в сапогах, переменяя только раза три в год подметки. Имя его было Акакий Акакиевич. Может быть, читателю оно покажется несколько странным и выисканным, но можно уверить, что его никак не искали, а что сами собою случились такие обстоятельства, что никак нельзя было дать другого имени, и это произошло именно вот как. Родился Акакий Акакиевич против ночи, если только не изменяет память, на 23 марта. Покойница матушка, чиновница и очень хорошая женщина, расположилась, как следует, окрестить ребенка. Матушка еще лежала на кровати против дверей, а по правую руку стоял кум, превосходнейший человек, Иван Иванович Ерошкин, служивший столоначальником в сенате, и кума, жена квартального офицера, женщина редких добродетелей, Арина Семеновна Белобрюшкова. Родильнице предоставили на выбор любое из трех, какое она хочет выбрать: Моккия, Сессия, или назвать ребенка во имя мученика Хоздазата. «Нет, — подумала покойница, — имена-то все такие». Чтобы угодить ей, развернули календарь в другом месте; вышли опять три имени: Трифилий, Дула и Варахасий. «Вот это наказание, — проговорила старуха, — какие всё имена; я, право, никогда и не слыхивала таких. Пусть бы еще Варадат или Варух, а то Трифилий и Варахасий». Еще переворотили страницу — вышли: Павсикахий и Вахтисий. «Ну, уж я вижу, — сказала старуха, — что, видно, его такая судьба. Уже если так, пусть лучше будет он называться, как и отец его. Отец был Акакий, так пусть и сын будет Акакий». Таким образом и произошел Акакий Акакиевич. В департаменте не оказывалось к нему никакого уважения. Сторожа не только не вставали с мест, когда он проходил, но даже не глядели на него, как будто бы через приемную пролетела простая муха. Начальники поступали с ним как-то холодно-деспотически. Какой-нибудь помощник столоначальника прямо совал ему под нос бумаги, не сказав даже «перепишите», или «вот интересное, хорошенькое дельце», или что-нибудь приятное, как употребляется в благовоспитанных службах. И он брал, посмотрев только на бумагу, не глядя, кто ему подложил и имел ли на то право. Он брал и тут же пристраивался писать ее. Молодые чиновники подсмеивались и острились над ним, во сколько хватало канцелярского остроумия, рассказывали тут же пред ним разные составленные про него истории; про его хозяйку, семидесятилетнюю старуху, говорили, что она бьет его, спрашивали, когда будет их свадьба, сыпали на голову ему бумажки, называя это снегом. 1. Гоголь описывает наружность героя : «низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек и цветом лица что называется геморроидальным...» как в литературоведении описание внешности персонажа? 2. К какому роду литературы принадлежит произведение Н.В.Гоголя? 3. Фамилия персонажа «Башмачкин» намекает на его близость к праху земному, ассоциируется с чем-то малым и ущербным. Как называется прием, когда автор с помощью фамилии персонажа указывает на его качества? 4. Как называется распространенный в литературе 19 века тип, к которому относится Башмачкин? 5. Назовите фамилию несчастного и бедствующего чиновника из романа Достоевского «Преступление и наказание», который относится к тому же типу. 6. Какое христианское чувство овладело молодым человеком, потрясенным издевательствами чиновников над беззащитным Башмачкиным? 7. До какого чина дослужился герой повести?
1. Как относится автор к главному персонажу повети? 2. В каких произведениях русской классической литературы изображен «маленький человек» и каково авторское отношение к нему? ОПИСАНИЕ ЗАДАНИЯ Составление рефератов по изучаемым произведениям, а так же по элементарным аспектам теории литературы. Составление рефератов в форме обзора критических и научных работ по одному из произведений. ОПИСАНИЕ ТРЕБОВАНИЙ К ЕГО УСПЕШНОМУ ВЫПОЛНЕНИЮ В реферате должна быть обозначена главная проблема или несколько проблем. Студент должен представить обзор критических и научных мнений по данной проблеме. Установить близость или расхождение по приводимым точкам зрения. Студент должен произвести извлечения из энциклопедических и справочных источников (литературно-энциклопедический словарь М. 1987; энциклопедический словарь литературоведческих терминов и понятий М. 2001), а затем проиллюстрировать теоретические понятия примерами из конкретных произведений. Рефераты по отдельным произведениям:
Рефераты проблемной направленности
3 уровень сложности: ОПИСАНИЕ ЗАДАНИЯ Предлагается тема эссе с учетом будущей профессиональной деятельности студентов, направленные на формирование социальной и идеологической ориентации в условиях современного общества, на развитие творческого начала, самостоятельного мышления, инициативного поведения. ОПИСАНИЕ ТРЕБОВАНИЙ К ЕГО УСПЕШНОМУ ВЫПОЛНЕНИЮ В рамках поставленной темы студенты должны уметь проблематизировать материал, указать главный и второстепенные аспекты в этом материале. Описать соотношения этих аспектов, выяснить динамические связи и соотношения между компонентами исследуемого материала. Темы для эссе публицистической направленности.
Темы для эссе беллетристической направленности
Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы: 70/30 % - мировоззренческий кластер 30/70 % - инструментальный кластер Технологическая карта образовательного модуля
|
Учебно-методический комплекс по направлению подготовки специалиста:... О-75 Основы художественного перевода: учебно-методический комплекс / авт сост. Э. В. Седых. Спб.: Ивэсэп, 2010. – 55 с | Учебно-методический комплекс по модулю Философия художественного... ... | ||
Учебно-методический комплекс по модулю «Основы речевой культуры дефектолога» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Учебно-методический комплекс по модулю в5 «Основы историографии» ... | ||
Учебно-методический комплекс по модулю в5 «Основы историографии» Факультет: Исторический ... | Учебно-методический комплекс по модулю б в4 «Филологический анализ... ... | ||
В учебнике перед текстом «Чудесного доктора» дана статья с анализом... Учебник как методическое средство при анализе художественного произведения: организация педагогического анализа художественного произведения... | Учебно-методический комплекс по модулю в6 «Основы археологии» Факультет: Исторический Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины филологический анализ художественного... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы | Учебно-методический комплекс по дисциплине основы менеджмента Учебно-методический комплекс «Основы менеджмента» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы экологической геологии» Дополнение к учебно-методическому комплексу «Основы экологической геологии». Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для... | Учебно-методический комплекс ситуационный анализ направление Ситуационный анализ: Учебно-методический комплекс / Автор-составитель Куликова А. С., Калининград, 2013 | ||
Учебно-методический комплекс лингводидактические основы компьютеризации... С 34 Лингводидактические основы компьютеризации : учебно методический комплекс / А. А. Сибгатуллина – Елабуга: Изд-во егпу, 2010.... | Рабочая программа элективного курса по литературе «Анализ художественного текста» Культура восприятия художественного произведения важна как основа формирования литературного вкуса, умений и навыков читать грамотно,... | ||
Мггу учебно-методический комплекс дисциплины Утверждено на заседании кафедры музыкального образования, социально-культурной деятельности и народного художественного творчества... | Мггу учебно-методический комплекс дисциплины Утверждено на заседании кафедры музыкального образования, социально-культурной деятельности и народного художественного творчества... |