Учебно-методический комплекс по модулю Основы литературоведения и анализ художественного произведения





НазваниеУчебно-методический комплекс по модулю Основы литературоведения и анализ художественного произведения
страница1/11
Дата публикации06.03.2015
Размер1.63 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Литература > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет

имени М. А. Шолохова"
















































В.А. Гаврилов


Учебно-методический комплекс
по модулю

Основы литературоведения и анализ художественного произведения



.
Москва-2013
Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова"
Утверждаю зав.кафедрой

Котовчихина Н.Д.

(ФИО)
Решение заседания

кафедры Протокол № 9

от 19 мая 2013г.



  1. Программа модуля
    «Основы литературоведения и анализ художественного произведения»


Направление: педагогическое образование

Кафедра русской и зарубежной литературы


Составители: доцент Гаврилов В.А.

Москва-2012

1. Пояснительная записка
Основные цели и задачи курса.

Цель: овладение студентами первокурсниками системой знаний о специфике художественной литературы; о компонентах художественного произведения и о взаимосвязях между ними; формирование у студентов навыков и умений анализа художественного произведения;

Подобные цели продиктованы необходимостью успешного освоения курса детской литературы, необходимостью глубокого и всестороннего понимания учителем начальных классов эпических и лирических произведений, изучаемых в 1-4 классах начальной школы.

Задачи: для достижения обозначенных целей в курсе «Основы литературоведении и анализ художественного произведения» в рамках лекционных и практических занятий, а так же в режиме внеаудиторной работы студентов предполагается решить следующие задачи:

- освоение студентами терминологии, характеризующей специфику художественной литературы, понимание основных свойств художественного произведения (инструментальный кластер)
- формирование способности сопрягать литературные факты с современным социальным контекстом ( мировоззренческий кластер)

- развитие умений пользоваться при анализе литературного произведения сведениями из смежных наук: философии, социологии, психологии. (мировоззренческий кластер)

- формирование способности различать компоненты произведения, устанавливать связи и взаимодействие между компонентами, формирование навыков анализа объективно-познавательной и субъективно-оценочной стороны произведения. (инструментальный кластер)

- формирование способности различать национально-исторический, социокультурный и философский аспект в изучаемых произведениях, способность анализировать связь между этими аспектами. (мировоззренческий кластер)

- способность применять в анализе литературного произведения принципы сравнительно-исторического, генетического и системного методов литературоведения. (мировоззренческий кластер)

- формирование навыков литературоведческих наблюдений над формой и содержанием произведений. (инструментальный кластер)

- развитие способности интерпретировать связи и отношения между литературными явлениями , как в рамках отдельного произведения, так и в рамках различных эстетических общностей.(инструментальный кластер)

- совершенствовать умение формулировать суждения о закономерностях изучаемых литературных явлений. (мировоззренческий кластер).

Объем в ЗЕ: 3 ЗЕ

Время изучения: курс 1 семестр 1

Взаимосвязь с другими модулями:

Необходимым условием обучения данному ОМ является успешное освоение модулей: школьная программа по литературе

Данный модуль является базой для изучения следующих ОМ:

Детская литература, история отечественной литературы

Групповая принадлежность ОМ: общекультурный ОМ

Кластерная принадлежность ОМ:

мировоззренческий /инструментальный ОМ

Модуль направлен на формирование следующих компетенций (не более трех):

Успешное решение поставленных задач должно способствовать развитию у будущих учителей начальных классов следующих компетенций

- владение культурой мышления, способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей её достижения.

- способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории литературы, литературоведческого анализа и интерпретации текста.

Модуль направлен на решение следующих профессиональных задач:

- формирование интеллектуально зрелого учителя, способного ориентироваться в эстетических и философских проблемах прошлого и настоящего, имеющего развернутые сведения в сфере литературоведческой науки

-студент овладевает методологией и методикой анализа и интерпретации художественного произведения

Формы освоения ОМ (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):

Поскольку студенты первого курса владеют определенным багажом литературоведческих знаний полученных в средней школе, то на лекционных занятиях уместно и эффективно используется эвристический и проблемный метод обучения. Например, для различения научного и образного познания продуктивна постановка таких проблемных задач:

-какие общественные явления и процессы основательнее постигаются наукой, а какие художественной литературой?

-в какой форме общественного познания активнее используется принципы вероятности, вариативности, альтернативности?

-может ли художник пользоваться научными результатами, а ученый эстетическими достижениями?

Эвристический метод обучения эффективен при разборе таких теоретико-литературных понятий как художественная условность, дифференциация формы и содержании, пафос.

Метод дискуссии весьма органичен при изучении литературоведческих дисциплин. Интерпретация характеров, авторской позиции, соотнесение правды жизни с правдой искусства естественно мотивирует различные точки зрения, обсуждения которых под руководством преподавателя совершенствует алгоритм и процедуры интеллектуальных операций обучающихся.

Элементы контекстного обучения представлены систематическим включением в проблематику практических занятий сравнений эмоционального восприятия автором природы, людей, их поведения и поступков с оценками восприятиями самих студентов и их будущих учеников.

Формы контрольных и учебных заданий: (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):

Вследствие принадлежности модуля «Основы литературоведения и анализ художественного произведения» к общекультурному циклу дисциплин мировоззренческий кластер контрольных и учебных заданий предназначен для развития личности будущего педагога, для расширения его кругозора в сфере социальных и гуманитарных проблем в системе аксиологических параметров современной педагогической деятельности.

1 уровень сложности:

ОПИСАНИЕ ЗАДАНИЯ

Задания представлены в виде закрытых тестовых вопросов.

ОПИСАНИЕ ТРЕБОВАНИЙ К ЕГО УСПЕШНОМУ ВЫПОЛНЕНИЮ

Для правильного ответа на них необходимо знать систему персонажей в изучаемых на практических занятиях произведениях, отличать формальные компоненты произведения, ориентироваться в сюжетах, необходимо знать художественные приемы, определять по высказыванию персонажа его имя, знать жанровые признаки, определять принадлежность важнейших эпизодов к тем или иным элементам сюжета, пользоваться терминами, обозначающими особенности художественной речи.

Тест №1

  1. Обозначьте жанр пьесы А.С. Грибоедова «Горе от ума»

  2. Какой тип героя представлен в повести Гоголя «Шинель»

  3. Какой аспект проблематики преобладает в стихотворении Пушкина «Пророк»

  4. К какому литературному направлению принадлежит поэма Лермонтова «Мцыри»

  5. Какому персонажу принадлежит любовная инициатива в повести Тургенева «Ася»

  6. Какой персонаж драмы «Бесприданница» произносит следующие слова «В любви равенства нет, это уж не мной заведено. В любви приходится иногда и плакать.»

  7. Кто автор следующего афоризма: «Счастлив кто посетил сей мир в его минуты роковые.»

  8. Каким термином обозначается противопоставление персонажей в художественной системе произведения.

  9. Назовите размеры силлабо-тонического стихосложения.

  10. Каким термином обозначается пафос характеризующий действия героя по осуществлению сверхличной цели с готовностью к самопожертвованию и с превышением физических и эмоциональных возможностей нормального человеческого поведения.

Тест №2

  1. Назовите три признака классицизма характерные для комедии «Горе от ума»

  2. Назовите три жанра лирики, выделяемые по проблемно тематическому основанию

  3. Какие два уровня определяют структуру художественного образа.

  4. Воспроизведение социальной характерности бытия, сознания и общения обусловливает деление литературы на три рода. Назовите эти роды.

  5. Каким термином обозначается разновидность художественной выразительности, состоящая в иносказательном употреблении слов и словосочетаний.

  6. Какие виды пафоса характерны для повести Гоголя «Шинель».

  7. Назовите три важнейшие черты лирического героя А.С. Пушкина.

  8. Какому персонажу драмы «Бесприданница» принадлежит следующая реплика: «…человек сам располагает своей судьбой; они смотрят на вас, как на вещь. Ну, если вы вещь, - это другое дело. Вещь, конечно, принадлежит тому, кто ее выиграл, вещь и обижаться не может.

  9. Назовите жанр пьесы Чехова «Вишневый сад».

  10. Для какого литературного направления характерно воспроизведение типических характеров в их обусловленности социальной средой.

Тест №3

  1. Из какого стихотворения А.С. Пушкина взяты следующие строки: «…Но лишь божественный глагол 
    До слуха чуткого коснётся —
    Душа поэта встрепенётся,
    Как пробудившийся орёл».

  2. Кто автор следующих строк:

« Люблю дымок спаленной жнивы,

В степи ночующий обоз,

И на холме средь желтой нивы

Чету белеющих берез».

  1. Каким термином обозначается несоответствие художественного образа его жизненному первоисточнику.

  2. Для какого литературного направления характерно двоемирие, полярная дифференциация идеала и реальности.

  3. Каким термином обозначается образное воплощение отвлеченной идеи.

  4. Какой герой «Преступления и наказания» Достоевского последовательно развивает идею социал-дарвинизма.

  5. Какой герой «Вишневого сада» произносит следующие слова: «Счастьем моим клянусь! Вот тебе моя рука, назови меня тогда дрянным, бесчестным человеком, если я допущу до аукциона! Всем существом моим клянусь!»

  6. Как называется трехсложный стихотворный размер с ударением на втором слоге стопы.

  7. Жанрами какого литературного рода являются элегия, эпиграмма и ода.

  8. Назовите три формы общественного сознания, с которыми соотносится и взаимодействует художественная литература.

2 уровень сложности:

ОПИСАНИЕ ЗАДАНИЯ

Задания предполагают не только ответы на тестовые вопросы закрытого типа, но и анализ предложенного фрагмента из эпического произведения, либо анализ отдельного стихотворения в форме развернутого рассуждения. Кроме того студент первокурсник должен продемонстрировать определенную эрудицию, сравнив в определенном аспекте предложенный текст с другими произведениями аналогичной тематики. При этом проверяется знание литературоведческой терминологии, знание приемов и принципов литературоведческого анализа. Ниже приводятся фрагменты с образцами вопросов и заданий к ним.

ОПИСАНИЕ ТРЕБОВАНИЙ К ЕГО УСПЕШНОМУ ВЫПОЛНЕНИЮ

Для правильного выполнения заданий необходимо мобилизовать литературоведческую наблюдательность, нужно уметь дифференцировать элементы текста, различать признаки текста, придающие ему целостность. Студент должен пользоваться теоретико-литературной терминологией, осознанно и мотивированно применять её в рассуждениях о конкретных фактах. Он должен глубоко и самостоятельно осмыслить поставленный вопрос и логически последовательно ответить на него.

Анализ фрагмента из восьмой главы

романа Пушкина «Евгений Онегин»

XXVII.
Но мой Онегин вечер целый
Татьяной занят был одной,
Не этой девочкой несмелой,
Влюбленной, бедной и простой,
Но равнодушною княгиней,
Но неприступною богиней
Роскошной, царственной Невы.
О люди! все похожи вы
На прародительницу Эву:
Что вам дано, то не влечет;
Вас непрестанно змий зовет
К себе, к таинственному древу:
Запретный плод вам подавай,
А без того вам рай не рай.

XXVIII.
Как изменилася Татьяна!
Как твердо в роль свою вошла!
Как утеснительного сана
Приемы скоро приняла!
Кто б смел искать девчонки нежной
В сей величавой, в сей небрежной
Законодательнице зал?
И он ей сердце волновал!
Об нем она во мраке ночи,
Пока Морфей не прилетит,
Бывало, девственно грустит,
К луне подъемлет томны очи,
Мечтая с ним когда-нибудь
Свершить смиренный жизни путь!
  

 XXIX.
Любви все возрасты покорны;
Но юным, девственным сердцам
Ее порывы благотворны,
Как бури вешние полям:
В дожде страстей они свежеют,
И обновляются, и зреют —
И жизнь могущая дает
И пышный цвет и сладкий плод.
Но в возраст поздний и бесплодный,
На повороте наших лет,
Печален страсти мертвый след:
Так бури осени холодной
В болото обращают луг
И обнажают лес вокруг.

  • Вопросы к тексту:

  • На следующие 6 вопросов следует дать ответ одним или двумя словами.

1. Назовите литературное направление, для которого характерно всестороннее раскрытие характеров, прослеживание их эволюции, в связи с социально-историческими обстоятельствами.

2. Какая фигура речи использована Пушкиным в следующем высказывании?

Кто б смел искать девчонки нежной
В сей величавой, в сей небрежной
Законодательнице зал?
3. Пушкин в данном тексте использует образные определения: «Но равнодушною княгиней, Но неприступною богиней…». Укажите термин, которым в теории литературы обозначаются такие художественные определения.

4. Укажите разновидность тропа, которую использует Пушкин в выражении: богиня «роскошной, царственной Невы».

5. Какой прием использует Пушкин, уподобляя любовные порывы вешним бурям в высказывании:

«Но юным, девственным сердцам
Ее порывы благотворны,
Как бури вешние полям»

6. Назовите источник, персонажем которого является прародительница Ева и на который опирается высказывание А.С. Пушкина:

«Запретный плод вам подавай,
А без того вам рай не рай.»

7. Какое чувство овладело Онегиным в тот вечер, о котом идет речь в представленном фрагменте?

  • Дайте ответы на следующие вопросы в объеме 5-10 предложений.

1. В чем выразилось влияние «утеснительного сана» на Татьяну, т.е. как светское общество повлияло на личность и поведение Татьяны?

2. В каких произведениях русской литературы характеры героев изменяются к худшему под влиянием окружающей среды?

Задания по творчеству Лермонтова М.Ю.

Анализ стихотворения «Смерть поэта».

Погиб поэт! — невольник чести —
        Пал, оклеветанный молвой,
        С свинцом в груди и жаждой мести,
        Поникнув гордой головой!..
        Не вынесла душа поэта
        Позора мелочных обид,
        Восстал он против мнений света
        Один, как прежде... и убит!
        Убит!.. к чему теперь рыданья,
        Пустых похвал ненужный хор
        И жалкий лепет оправданья?
        Судьбы свершился приговор!
        Не вы ль сперва так злобно гнали
        Его свободный, смелый дар
        И для потехи раздували
        Чуть затаившийся пожар?
        Что ж? веселитесь... — он мучений
        Последних вынести не мог:
        Угас, как светоч, дивный гений,
        Увял торжественный венок.

Его убийца хладнокровно
        Навел удар... спасенья нет:
        Пустое сердце бьется ровно.
        В руке не дрогнул пистолет,
        И что за диво?.. издалека,
        Подобный сотням беглецов,
        На ловлю счастья и чинов
        Заброшен к нам по воле рока;
        Смеясь, он дерзко презирал
        Земли чужой язык и нравы;
        Не мог щадить он нашей славы;
        Не мог понять в сей миг кровавый,
        На что́ он руку поднимал!..

И он убит — и взят могилой,
        Как тот певец, неведомый, но милый,
        Добыча ревности глухой,
        Воспетый им с такою чудной силой,
Сраженный, как и он, безжалостной рукой.

Зачем от мирных нег и дружбы простодушной
Вступил он в этот свет, завистливый и душный
Для сердца вольного и пламенных страстей?
Зачем он руку дал клеветникам ничтожным,
Зачем поверил он словам и ласкам ложным,
     Он, с юных лет постигнувший людей?..

И прежний сняв венок, — они венец терновый,
Увитый лаврами, надели на него:
     Но иглы тайные сурово
     Язвили славное чело;
Отравлены его последние мгновенья
Коварным шепотом насмешливых невежд,
     И умер он — с напрасной жаждой мщенья,
С досадой тайною обманутых надежд.
     Замолкли звуки чудных песен,
     Не раздаваться им опять:
     Приют певца угрюм и тесен,
     И на устах его печать.



А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки
Игрою счастия обиженных родов!
Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
     Таитесь вы под сению закона,
     Пред вами суд и правда — всё молчи!..
Но есть и божий суд, наперсники разврата!
     Есть грозный суд: он ждет;
     Он не доступен звону злата,
И мысли и дела он знает наперед.
Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:
     Оно вам не поможет вновь,
И вы не смоете всей вашей черной кровью
     Поэта праведную кровь!

  • Вопросы к тексту:

1. Назовите литературный род, к которому принадлежит стихотворение.

2. Какое художественное средство использован Лермонтовым в выражении «невольник чести»?

3 Какой пафос преобладает в первой части стихотворения вплоть до строки «А вы, надменные потомки»?

4. Какую рифмовку использует Лермонтов в начальных четверостишиях стихотворения?

5. Какой художественный прием используется в следующих строках: «Пред вами суд и, правда - всё молчи! Но есть и божий суд, наперсники разврата! Есть грозный суд: он ждет;»

  • Дайте ответы на следующие вопросы в объеме 5-10 предложений.

1. Чем объясняет Лермонтов трагедию поэта?
2. В каких произведениях русской литературы 19-20 вв. ( стихотворных или прозаических) раскрывается трагический удел художника?

Дайте анализ фрагмента из романа Лермонтова «Герой нашего времени»

А ведь есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души! Она как цветок, которого лучший аромат испаряется навстречу первому лучу солнца; его надо сорвать в эту минуту и, подышав им досыта, бросить на дороге: авось кто-нибудь поднимет! Я чувствую в себе эту ненасытную жадность, поглощающую все, что встречается на пути; я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе, как на пищу, поддерживающую мои душевные силы. Сам я больше неспособен безумствовать под влиянием страсти; честолюбие у меня подавлено обстоятельствами, но оно проявилось в другом виде, ибо честолюбие есть не что иное как жажда власти, а первое мое удовольствие - подчинять моей воле все, что меня окружает; возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха - не есть ли первый признак и величайшее торжество власти? Быть для кого-нибудь причиною страданий и радостей, не имея на то никакого положительного права, - не самая ли это сладкая пища нашей гордости? А что такое счастие? Насыщенная гордость. Если б я почитал себя лучше, могущественнее всех на свете, я был бы счастлив; если б все меня любили, я в себе нашел бы бесконечные источники любви. Зло порождает зло; первое страдание дает понятие о удовольствии мучить другого; идея зла не может войти в голову человека без того, чтоб он не захотел приложить ее к действительности: идеи - создания органические,

сказал кто-то: их рождение дает уже им форму, и эта форма есть действие;

тот, в чьей голове родилось больше идей, тот больше других действует; от

этого гений, прикованный к чиновническому столу, должен умереть или сойти с ума, точно так же, как человек с могучим телосложением, при сидячей жизни и скромном поведении, умирает от апоплексического удара. Страсти не что иное, как идеи при первом своем развитии: они принадлежность юности сердца, и глупец тот, кто думает целую жизнь ими волноваться: многие спокойные реки начинаются шумными водопадами, а ни одна не скачет и не пенится до самого моря. Но это спокойствие часто признак великой, хотя скрытой силы; полнота и глубина чувств и мыслей не допускает бешеных порывов; душа, страдая и наслаждаясь, дает во всем себе строгий отчет и убеждается в том, что так должно; она знает, что без гроз постоянный зной солнца ее иссушит; она проникается своей собственной жизнью, - лелеет и наказывает себя, как любимого ребенка. Только в этом высшем состоянии самопознания человек может оценить правосудие божие.

  • Вопросы к тексту:

1. Назовите имя героини, чьей душой хочет овладеть Печорин?

2. Как называется фигура речи, в которой используется вопросительная интонация, но при этом ответа на вопрос по существу не требуется, как в следующей фразе из данного фрагмента : «возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха - не есть ли первый признак и величайшее торжество власти?»

3. К какому типу проблематики относятся вопросы, над которыми размышляет Печорин?

4. Какой вид тропа использует Лермонтов в следующей фразе: «она знает, что без гроз постоянный зной солнца ее иссушит»? (она – это душа)

5. К какому жанру относятся части, из которых состоит роман «Герой нашего времени»?

6. Приведите название последней части романа.

7. Как в романе называется рукопись Печорина, включающая повести «Тамань», «Княжна Мери» и «Фаталист»?

  • Дайте ответы на следующие вопросы в объеме 5-10 предложений.

1. Как определяет Печорин понятие Счастья?

2. В каких произведениях русской классики содержатся философские размышления героев о счастье и в чем состоят эти размышления?

  • Проанализируйте фрагмент из повести Гоголя «Шинель»

… Итак, в одном департаменте служил один чиновник; чиновник нельзя сказать чтобы очень замечательный, низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек и цветом лица что называется геморроидальным... Что ж делать! виноват петербургский климат. Что касается до чина (ибо у нас прежде всего нужно объявить чин), то он был то, что называют вечный титулярный советник, над которым, как известно, натрунились и наострились вдоволь разные писатели, имеющие похвальное обыкновенье налегать на тех, которые не могут кусаться. Фамилия чиновника была Башмачкин. Уже по самому имени видно, что она когда-то произошла от башмака; но когда, в какое время и каким образом произошла она от башмака, ничего этого не известно. И отец, и дед, и даже шурин, и все совершенно Башмачкины ходили в сапогах, переменяя только раза три в год подметки. Имя его было Акакий Акакиевич. Может быть, читателю оно покажется несколько странным и выисканным, но можно уверить, что его никак не искали, а что сами собою случились такие обстоятельства, что никак нельзя было дать другого имени, и это произошло именно вот как. Родился Акакий Акакиевич против ночи, если только не изменяет память, на 23 марта. Покойница матушка, чиновница и очень хорошая женщина, расположилась, как следует, окрестить ребенка. Матушка еще лежала на кровати против дверей, а по правую руку стоял кум, превосходнейший человек, Иван Иванович Ерошкин, служивший столоначальником в сенате, и кума, жена квартального офицера, женщина редких добродетелей, Арина Семеновна Белобрюшкова. Родильнице предоставили на выбор любое из трех, какое она хочет выбрать: Моккия, Сессия, или назвать ребенка во имя мученика Хоздазата. «Нет, — подумала покойница, — имена-то все такие». Чтобы угодить ей, развернули календарь в другом месте; вышли опять три имени: Трифилий, Дула и Варахасий. «Вот это наказание, — проговорила старуха, — какие всё имена; я, право, никогда и не слыхивала таких. Пусть бы еще Варадат или Варух, а то Трифилий и Варахасий». Еще переворотили страницу — вышли: Павсикахий и Вахтисий. «Ну, уж я вижу, — сказала старуха, — что, видно, его такая судьба. Уже если так, пусть лучше будет он называться, как и отец его. Отец был Акакий, так пусть и сын будет Акакий». Таким образом и произошел Акакий Акакиевич. В департаменте не оказывалось к нему никакого уважения. Сторожа не только не вставали с мест, когда он проходил, но даже не глядели на него, как будто бы через приемную пролетела простая муха. Начальники поступали с ним как-то холодно-деспотически. Какой-нибудь помощник столоначальника прямо совал ему под нос бумаги, не сказав даже «перепишите», или «вот интересное, хорошенькое дельце», или что-нибудь приятное, как употребляется в благовоспитанных службах. И он брал, посмотрев только на бумагу, не глядя, кто ему подложил и имел ли на то право. Он брал и тут же пристраивался писать ее. Молодые чиновники подсмеивались и острились над ним, во сколько хватало канцелярского остроумия, рассказывали тут же пред ним разные составленные про него истории; про его хозяйку, семидесятилетнюю старуху, говорили, что она бьет его, спрашивали, когда будет их свадьба, сыпали на голову ему бумажки, называя это снегом.

1. Гоголь описывает наружность героя : «низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек и цветом лица что называется геморроидальным...» как в литературоведении описание внешности персонажа?

2. К какому роду литературы принадлежит произведение Н.В.Гоголя?

3. Фамилия персонажа «Башмачкин» намекает на его близость к праху земному, ассоциируется с чем-то малым и ущербным. Как называется прием, когда автор с помощью фамилии персонажа указывает на его качества?

4. Как называется распространенный в литературе 19 века тип, к которому относится Башмачкин?

5. Назовите фамилию несчастного и бедствующего чиновника из романа Достоевского «Преступление и наказание», который относится к тому же типу.

6. Какое христианское чувство овладело молодым человеком, потрясенным издевательствами чиновников над беззащитным Башмачкиным?

7. До какого чина дослужился герой повести?

  • На следующие 2 вопроса следует дать ответ в объеме 5–10 предложений.

1. Как относится автор к главному персонажу повети?

2. В каких произведениях русской классической литературы изображен «маленький человек» и каково авторское отношение к нему?

ОПИСАНИЕ ЗАДАНИЯ

Составление рефератов по изучаемым произведениям, а так же по элементарным аспектам теории литературы. Составление рефератов в форме обзора критических и научных работ по одному из произведений.

ОПИСАНИЕ ТРЕБОВАНИЙ К ЕГО УСПЕШНОМУ ВЫПОЛНЕНИЮ

В реферате должна быть обозначена главная проблема или несколько проблем. Студент должен представить обзор критических и научных мнений по данной проблеме. Установить близость или расхождение по приводимым точкам зрения. Студент должен произвести извлечения из энциклопедических и справочных источников (литературно-энциклопедический словарь М. 1987; энциклопедический словарь литературоведческих терминов и понятий М. 2001), а затем проиллюстрировать теоретические понятия примерами из конкретных произведений.

Рефераты по отдельным произведениям:

  1. Правда жизни и правда искусства в комедии Грибоедова «Горе от ума».

  2. Автор как тип идеального героя в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

  3. Система романтических мотивов в лирике Лермонтова.

  4. Феномен и концепция любви в повести Тургенева «Ася».

  5. Художественный конфликт в драме Островского «Бесприданница».

  6. В чем заключается антагонизм натуры Раскольникова и его теории.

  7. Аристократизм Раневской и плебейство Лопахина в комедии Чехова «Вишневый сад»

Рефераты проблемной направленности

  1. Гротеск и фантастика как виды художественной условности.

  2. Условные и жизнеподобные формы художественного обобщения в литературе.

  3. Гамлет и Дон Кихот как вечные типы художественной литературы

  4. Трагический пафос в русской литературе 19 века.

  5. Типы комизма в творчестве Чехова.

  6. Тип «маленького человека» в русской литературе 19 века.

  7. Романтическое двоемирие в поэзии Тютчева и Фета.

3 уровень сложности:

ОПИСАНИЕ ЗАДАНИЯ

Предлагается тема эссе с учетом будущей профессиональной деятельности студентов, направленные на формирование социальной и идеологической ориентации в условиях современного общества, на развитие творческого начала, самостоятельного мышления, инициативного поведения.

ОПИСАНИЕ ТРЕБОВАНИЙ К ЕГО УСПЕШНОМУ ВЫПОЛНЕНИЮ В рамках поставленной темы студенты должны уметь проблематизировать материал, указать главный и второстепенные аспекты в этом материале. Описать соотношения этих аспектов, выяснить динамические связи и соотношения между компонентами исследуемого материала.
Темы для эссе публицистической направленности.

  1. Роль художественной литературы в формировании ценностных ориентаций школьника.

  2. Для чего нужно учить стихи?

  3. Художественная литература и современный кинематограф: союз или конкуренция?

  4. Способствует ли милосердие успеху в жизненной борьбе.

  5. Язык - оружие в жизненной борьбе. Как помогает литература совершенному овладению родным языком

  6. Пушкин – наш современник.

  7. Идеологическое новаторство и социальный консерватизм в комедии Грибоедова «Горе от ума»

  8. Концепция титанической личности в творчестве Лермонтова.

  9. Как чувство и разум мотивируют поведение Тургеневских персонажей

  10. Соблазн шикарной жизни в драме Островского «Бесприданница»

Темы для эссе беллетристической направленности

  1. Идеал свободы в творчестве Пушкина

  2. Есть ли разница в служении отчеству и в служении государству (по комедии Грибоедова «Горе от ума»).

  3. Основание для сострадания и основание для критики «маленького человека» (по произведениям Гоголя и Чехова).

  4. Насколько истинны философские идеи в романе Достоевского «Преступление и наказание»?

  5. Что Вам нравится и что не нравится в тургеневском Базарове?

  6. Проблемы счастья в поэзии Лермонтова.

  7. Проблемы счастья в лирике Фета.

  8. Откуда берется страх перед жизнью у героев Чехова?

  9. Роль денег в жизни персонажей «Вишневого сада».

  10. Какое представление о России сформировалось у Вас в результате чтения русских классиков 19 века.

Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы:

70/30 % - мировоззренческий кластер

30/70 % - инструментальный кластер

Технологическая карта образовательного модуля

Компетенции

(шифр)

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс по модулю Основы литературоведения и анализ художественного произведения iconУчебно-методический комплекс по направлению подготовки специалиста:...
О-75 Основы художественного перевода: учебно-методический комплекс / авт сост. Э. В. Седых. Спб.: Ивэсэп, 2010. – 55 с
Учебно-методический комплекс по модулю Основы литературоведения и анализ художественного произведения iconУчебно-методический комплекс по модулю Философия художественного...
...
Учебно-методический комплекс по модулю Основы литературоведения и анализ художественного произведения iconУчебно-методический комплекс по модулю «Основы речевой культуры дефектолога»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс по модулю Основы литературоведения и анализ художественного произведения iconУчебно-методический комплекс по модулю в5 «Основы историографии»
...
Учебно-методический комплекс по модулю Основы литературоведения и анализ художественного произведения iconУчебно-методический комплекс по модулю в5 «Основы историографии» Факультет: Исторический
...
Учебно-методический комплекс по модулю Основы литературоведения и анализ художественного произведения iconУчебно-методический комплекс по модулю б в4 «Филологический анализ...
...
Учебно-методический комплекс по модулю Основы литературоведения и анализ художественного произведения iconВ учебнике перед текстом «Чудесного доктора» дана статья с анализом...
Учебник как методическое средство при анализе художественного произведения: организация педагогического анализа художественного произведения...
Учебно-методический комплекс по модулю Основы литературоведения и анализ художественного произведения iconУчебно-методический комплекс по модулю в6 «Основы археологии» Факультет: Исторический
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Учебно-методический комплекс по модулю Основы литературоведения и анализ художественного произведения iconУчебно-методический комплекс дисциплины филологический анализ художественного...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы
Учебно-методический комплекс по модулю Основы литературоведения и анализ художественного произведения iconУчебно-методический комплекс по дисциплине основы менеджмента
Учебно-методический комплекс «Основы менеджмента» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта...
Учебно-методический комплекс по модулю Основы литературоведения и анализ художественного произведения iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Основы экологической геологии»
Дополнение к учебно-методическому комплексу «Основы экологической геологии». Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для...
Учебно-методический комплекс по модулю Основы литературоведения и анализ художественного произведения iconУчебно-методический комплекс ситуационный анализ направление
Ситуационный анализ: Учебно-методический комплекс / Автор-составитель Куликова А. С., Калининград, 2013
Учебно-методический комплекс по модулю Основы литературоведения и анализ художественного произведения iconУчебно-методический комплекс лингводидактические основы компьютеризации...
С 34 Лингводидактические основы компьютеризации : учебно методический комплекс / А. А. Сибгатуллина – Елабуга: Изд-во егпу, 2010....
Учебно-методический комплекс по модулю Основы литературоведения и анализ художественного произведения iconРабочая программа элективного курса по литературе «Анализ художественного текста»
Культура восприятия художественного произведения важна как основа формирования литературного вкуса, умений и навыков читать грамотно,...
Учебно-методический комплекс по модулю Основы литературоведения и анализ художественного произведения iconМггу учебно-методический комплекс дисциплины
Утверждено на заседании кафедры музыкального образования, социально-культурной деятельности и народного художественного творчества...
Учебно-методический комплекс по модулю Основы литературоведения и анализ художественного произведения iconМггу учебно-методический комплекс дисциплины
Утверждено на заседании кафедры музыкального образования, социально-культурной деятельности и народного художественного творчества...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск