Скачать 0.6 Mb.
|
МОДУЛЬ 4 И.А. Гончаров (1812-1891) ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ Работа с текстами
_____________________ Часть 1. В Москве на Гороховой улице целыми днями лежит на постели Илья Ильич Обломов, дворянин 32 лет от роду. Лежание – это его нормальное состояние. Под стать барину и его слуга Захар, проводящий целый день на лежанке. В квартире пыльно и грязно. Ничто не может заставить Обломова подняться с постели: ни письмо старосты, ни необходимость съехать с квартиры, ни приход гостей. Илья Ильич давно не служит, друзей не имеет, кроме друга детства Штольца. В IX главе подробно описывается сон Обломова. Герою снятся картины детства, родители, родная Обломовка, где главными были заботы о еде и сне. Сон Обломова прерывает приезд Штольца. Часть 2. Штольц, активный и деятельный, силой своей энергии будит Обломова, заставляет подняться с постели, снять вечный халат и выводит его в свет. Штольц знакомит Илью Ильича с Ольгой Ильинской, которой поручает Обломова, а сам уезжает за границу, куда вскоре должен приехать и его товарищ. Своим пением Ольга пробуждает у Обломова живые чувства. Он снимает квартиру на Выборгской стороне, а на лето переезжает на дачу поближе к Ильинским. Молодые люди часто проводят время вместе, и вскоре Обломов понимает, что влюблен. Ольга отвечает ему взаимностью. Часть 3. Наступила осень. Обломов живет на новой квартире, успокаивая себя, что скоро переберется поближе к Ольге. Но брат его хозяйки показывает контракт, который Обломов подписал не глядя и по которому ему нужно внести неустойку в случае переезда. Обломов все реже бывает у Ольги. Она его зовет в театр, оперу, на званый ужин. А дома его ждет тишина и покой, хозяйка его, Агафья Пшеницина, которая вкусно и много готовит. Пришла зима. Обломов, прикрываясь болезнью и тем, что мосты через реку не наведены, не ездит к Ольге. Думая, что он болен, девушка приезжает к нему на Выборгскую сторону. Обломов признается, что он обманул ее, книг не читал, спал. Ольга еще дает ему шанс. Но Обломов понимает, что даже ради любви не способен изменить образ жизни. Во время последней их встречи понимает это и Ольга. Они расстаются. Часть 4. После разрыва с Ольгой Обломов заболел. Агафья ухаживала за ним, и между ними завязались более тесные отношения. К Обломову приезжает Штольц, рассказывает о встрече с Ольгой за границей, пытается увезти Обломова, но безрезультатно. Через полтора года Штольц приезжает снова и видит обрюзгшего Обломова, страдающего одышкой и без денег. Штольц узнает, что Обломова обманом обобрал брат Агафьи. Так же Андрей сообщает о своей женитьбе на Ольге. Пошло еще несколько лет. С Обломовым случился апоплексический удар. Но менять образ жизни даже перед страхом смерти он не стал. Ещё раз к нему приезжает Штольц с Ольгой. Штольц узнает, что у Обломова и Агафьи есть сын. Последний раз Штольц пытается вырвать Обломова из этой жизни и увезти в деревню, но Обломов отказывается. На прощанье он просит друга позаботится о сыне. Через несколько лет Обломов умирает. Сына Андрюшу забирает на воспитание Штольц. ===================
_____________________ ===================
_____________________ ===================
_____________________ =================== Развитие навыков литературоведческого анализа
_____________________ Сюжетную основу «Обломова» составляет история драматической любви, а вместе с тем и судьбы заглавного героя – думающего дворянина и одновременно помещика – к Ольге Ильинской, девушке цельного и одухотворенного характера, пользующейся несомненной симпатией автора. Отношениям Ильи Ильича и Ольги в романе посвящены его центральные вторая и третья части из общих четырех. Им предшествует развернутая картина неподвижного петербургского быта Ильи Ильича и его воспитания в условиях родовой патриархальной Обломовки, составившая первую часть произведения. Завязка, а затем и романное действие начинается в начале второй части «Обломова» с признания в любви Ильи Ильича к Ольге. ===================
_____________________ ===================
_____________________ Для создания динамической картины внутреннего мира героев Гончаров использует следующие приемы:
===================
_____________________ ===================
_____________________ ===================
_____________________ ===================
_____________________ Вобравшая в себя, по словам писателя, «мало-помалу элементарные свойства русского человека» фигура заглавного лица была не единственной творческой удачей «Обломова». «Превосходно обрисованным характером» современники называли Ольгу Ильинскую, подчеркивая единство в нем идеальности с психологической убедительностью. Вполне «живое лицо» (Добролюбов), Ольга действительно выгодно отличается в этом отношении от Штольца, хотя мы практически ничего не знаем ни о детстве, ни о юности героини. Больше того: Ольга дана в романе как бы вообще вне быта. Духовная сущность героини тем не менее вполне мотивирована – однако не внешними, но внутренними обстоятельствами. Освобожденная в доме тетки от «деспотического управления ее волей и умом», Ольга сначала «многое угадывает, понимает» благодаря своей «счастливой природе», которая «ее ничем не обидела», и окончательно складывается как личность под воздействием перипетий сердечной жизни – в отношениях с Обломовым, затем Штольцем. Независимая в своем выборе и решениях, Ольга вместе с тем необычайно чутка к истине любви. Любовь для нее не страсть, как бы сильна она ни была, но чувство-долг, симпатия, сопровождаемая нравственными обязанностями любящих пронести её до конца жизни. «Да… у меня, - говорит она Обломову, - кажется, достанет сил прожить и пролюбить всю жизнь». Отсюда и требовательность героини к себе и возлюбленному: Ольга не смиряется с тягой Ильи Ильича к покою, так как знает: «норма» любви дается лишь движением «вперед, вперед». Прямой противоположностью Ольге выглядит квартирная хозяйка, а затем жена Ильи Ильича Агафья Пшеницына, как будто без остатка растворившаяся в круговороте будничных забот о еде, шитье, стирке, глаженье и т. д. Подчеркнуто духовному облику Ильинской, в чертах которой отражалось «присутствие говорящей мысли», богатство внутренней жизни, контрастен внешний портрет Пшеницыной с ее «полными, округлыми локтями», «крепкой, как подушка дивана, никогда не волнующейся грудью» и «простотой» душевных движений. Так же «просто», не подозревая о высоком общественном назначении этого чувства и стоящих на него пути преградах, полюбила Агафья Матвеевна Обломова и «перешла под это сладостное иго безусловно, без сопротивлений и увлечений, без смутных предчувствий, томлений, без игры и музыки нерв». Далекая от истины, но самоотверженная, проникнутая материнским началом любовь Агафьи Матвеевны овеяна вместе с тем в «Обломове» глубоким авторским сочувствием. Ведь с ней и в этой рядовой женщине пробудилась живая душа, открылся человеческий смысл и свет в ее ранее почти автоматическом существовании. Отвечающий основному творческому принципу художника раскрыть и в самом простом «современнике» «самого человека» образ скромной «чиновницы» Агафьи Пшеницыной стал большим завоеванием Гончарова и русской прозы в целом. ===================
_____________________ ===================
_____________________ Раскрытию итогового смысла «Обломова» служили наряду с крупномасштабными характерами центральных лиц произведения его яркий юмор, литературно-культурный контекст, «живопись» и «музыка», а также такой художественно-стилевой элемент, как «поэзия». Особый интерес Гончарова к «поэтическим» моментам изображаемой картины был в связи с «Обыкновенной историей» отмечен еще критиком Белинским. «В таланте Искандера (А. И. Герцена. – В. Н.), - писал критик, - поэзия – агент второстепенный… в таланте н. Гончарова – агент первый и единственный». «Соком романа называл «поэзию» сам автор «Обломова», считавший, что «романы… без поэзии – не произведения искусства» и их авторы – «не художники», а всего лишь более или менее даровитые бытописатели. Но что имел в виду писатель под романной «поэзией»? Речь шла не только о высоких, собственно идеальных устремлениях современников, но и о тех «общечеловеческих… страстях… скорбях и радостях», которые духовно и эстетически («поэтически») обогащают нашу жизнь как ее лучше, незабываемые проявления. В «Обломове» важнейшим из «поэтических» и поэтизирующих начал произведения выступала сама «изящная любовь», «поэма» и «драма» которой в глазах Гончарова совпадали с основными моментами в судьбах людей. И даже с рубежами природы, главные состояния которой в «Обломове» параллельны зарождению, развитию, кульминации и, наконец, угасанию чувства Ильи Ильича и Ольги Ильинской. Любовь героев зарождалась в атмосфере весны с солнечным парком, ландышами и знаменитой веткой сирени, расцветала в знойный летний полдень, исполненный гроз и неги, потом гасла с осенними дождями, задымившими городскими трубами, наконец, оборвалась вместе с разведенными мостами над Невой и все-все засыпавшим снегом. «Поэтическое одушевление» (А. В. Никитенко) «Обломову» придавали одухотворенный образ Ольги Ильинской, отразивший представления писателя о высоком назначении женщины в нравственном и эстетическом совершенствовании человека. В «Обломове» ярко проявилась способность Гончарова почти с живописной пластичностью и осязаемостью рисовать русский быт. Глубоко родственной музыке оказывается у Гончарова сфера заветных человеческих «мечтаний, желаний, молитв», концентрирующихся прежде всего в любви и вокруг нее. Само любовное чувство, в его спадах и подъемах, лейтмотивах, унисонах и контрапунктах, развивается в «Обломове» по законам крупного музыкально-инструментального сочинения. Отношения главных героев романа не столько изображаются, сколько разыгрываются «музыкой нерв». Само признание Ильи Ильича: «Нет я чувствую… не музыку… а… любовь!», ставшее завязкой «Обломова», спровоцировано пением Ольги и было произнесено прерывисто и «тихо», то есть не словами, а как бы душой героя. =================== Анализ проблематики
_____________________ ===================
_____________________ ===================
_____________________ Драма Обломова в том, что его «ум и воля давно парализованы». Одна из основных причин – социальная. Обломов – барин, «обладатель трехсот пятидесяти душ», который не знает, что такое созидательный труд и занят только пустыми размышлениями и бесплодными мечтаниями. «Да, я барин и делать ничего не умею»,- говорит он Ивану Матвеевичу. Трагедия Обломова усугубляется тем, что он осознавал свое положение. «Как страшно стало ему, когда вдруг в душе его возникло живое и ясное представление о человеческой судьбе и назначении, и когда мелькнула параллель между этим назначением и собственной его жизнью…». Ему больно было «за свою неразвитость, остановку в росте нравственных сил…и зависть грызла его, что другие так полно и широко живут…». Обломов осознавал, что в нем зарыт потенциал и что «какой-то тайный враг наложил на него тяжелую руку в начале пути и далеко отбросил от прямого человеческого назначения». Илья Ильич задается вопросом: «…любопытно было бы знать…отчего я …такой?». И сразу получает ответ во сне, возвращаясь в свое детство. Мелочная опека, контроль, отсутствие свободы, не понимание родителями роли знаний в жизни человека сделали свое дело. Из ребенка вырос беспомощный мужчина, которому в 32 года слуга надевает чулки и который не может принять самостоятельно ни одного решения. Весь уклад жизни родителей Обломова наложил отпечаток на его жизнеустройстве: культ еды и сна - подобия смерти с детства был заложен в подсознание ребенка. «Детский ум его наблюдает все совершающиеся перед ним явления; они западают глубоко в душу его, потом растут и зреют вместе с ним». От природы пытливому и любознательному уму ребенка не было пищи. Родители его заложили ему модель существования, которую им тоже передали по наследству. «Ни одна мелочь, ни одна черта не ускользает от пытливого внимания ребенка; неизгладимо врезывается в душу картина домашнего быта; напитывается мягкий ум живыми примерами и бессознательно чертит программу своей жизни по жизни, его окружающей». В этом кроются глубинные психологические причины драмы Обломова. «Началось с неуменья надевать чулки и кончилось неуменьем жить», - констатирует Штольц. Образ жизни, который избегает полезного труда и направлен только на удовлетворение физиологических потребностей, сковывает волю человека, заглушает голос разума. Беда Обломова, что он ни холоден, ни горяч. «…в жизни моей ведь никогда не загоралось никакого, ни спасительного, ни разрушительного огня», - говорит он Штольцу. Ставни на его окнах символически закрыты наглухо. Он оградил себя от вмешательства мира. Еще одна причина драмы Обломова носит мировоззренческий характер: у него не определены жизненные цели. «Заниматься можно, когда есть цель. Какая у меня цель? Нет её». Целью для него становиться любовь к Ольге. Но он перепутал цели и средства. Цель – сама жизнь, реализация человека в ней. Любовь – средство, благодаря которому человек приближается к своей цели. Вот почему, потеря любовь Ольги, Обломов окончательно утратил жизненные ориентиры. Его душа умирает раньше тела. ===================
_____________________ ===================
_____________________ ===================
Аргументируйте свой ответ (1 стр.). _____________________ |
Контрольная работа №1 Контрольная работа №2 Вопросы к зачету Вопросы к экзамену Приложение. Задания для практических занятий и самостоятельной работы | Тема урока Кол-во часов Ответы на вопросы. Обучение конспектированию. Аналитическая работа с текстами классиков и современников. Составление собственных... | ||
Самостоятельная работа Модуль 1 Модуль Методика использования педагогом средств и ресурсов информационной образовательной среды начального образования | Самостоятельная работа Модуль 1 Модуль Методика использования педагогом средств и ресурсов информационной образовательной среды начального образования | ||
План урока и ван Александрович Гончаров Впервые в русской литературе И. А. Гончаров рассказал историю целой человеческой жизни от колыбели до могилы. События в романе охватывают... | Вопросы для подготовки к письменному экзамену. Модуль Введение в... Негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Тульский институт управления и бизнеса имени... | ||
Лабораторная работа-4 практическая работа 2 экскурсии -3 отчетных... Содержание курса рассчитано на 17 часов, состоит из 6 тем, которые помимо теории, включают практические задания | Модуль 7 Л. Н. Толстой (1828-1910) вопросы и задания Внимательно и серьезно отнеситесь к заданиям по работе с текстом романа «Война и мир». Идейная и композиционная сложность романа,... | ||
Урока: Образовательные Методы работы: словесный, наглядно-иллюстративный, задания на опережение, метод самостоятельно-познавательного действия, проблемные... | Пантюков Евгений Александрович Учитель: Марьясова Методист: Гончаров... Средства обучения: Тетрадь по информатике «Информатика в играх и задачах 4 класс» под редакцией А. В. Горячева, практические задания... | ||
Областные краеведческие чтения «Год славы России 1812-й», посвященные... Важнейшим направлением в работе Белгородского государственного историко-краеведческого музея и его филиалов (бгикм) было проведение... | Урок в 11 классе Выполнила учитель математики Корейво Н. Г Проверочная работа, задания выводятся на доске, состоят из двух вариантов, работа выполняется в тетради. После выполнения задания... | ||
Тема урока Оборудование, материал Р. р. Упр. 1,3; Выразительное чтение; Вопросы и задания; Словарная работа: полиглоты; уровень духовного развития человека; Правописание... | Календарно-тематическое планирование № п/п Тема урока Кол-во часов Из истории русского языкознания. Групповая работа с текстами об ученых-лингвистах | ||
Реферат отечественная война 1812 года на территориях новой москвы Некоторые мероприятия, происходившие в 2012 году, посвященные 1812 году | Подготовка России и Франции к войне 1812 года Война 1812 года- знаменательное событие. Оно оставило неизгладимый след в нашей истории |