Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Под ред. В. П. Журавлева. 9 изд. М.: Просвещение. 2004





НазваниеУчебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Под ред. В. П. Журавлева. 9 изд. М.: Просвещение. 2004
страница1/9
Дата публикации18.09.2013
Размер0.78 Mb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Литература > Программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

© МОУ Чухломская средняя

общеобразовательная школа имени А.А. Яковлева

___________________________________________________________________________

Использование ИКТ на уроках

В сентябре 2005 года в школе был оборудован мультимедийный кабинет, в ноябре 2006 оборудован мультимедийным проектором кабинет иностранного языка, педагоги школы имеют свободный доступ к ресурсам Интернета и имеют возможность работать с цифровыми образовательными ресурсами на базе муниципального ресурсного центра.

51 %педагогов имеет компьютеры дома. Все перечисленные выше факты способствуют применению, созданию и использованию ИКТ – технологий в урочной и внеурочной деятельности и созданию методической копилки уроков с использованием ИКТ - технологий.

На диаграмме №1 представлена позитивная динамика количества уроков с использованием ИКТ - технологий.

диаграмма №1

Динамика проведения уроков с использованием ИКТ - технологии

Использование ИКТ - технологий на уроках русского языка и литературы

Конспект урока литературы в 11 классе

Тема

«Синий призрак, земное чудо…»

Образ Прекрасной Дамы в лирике А.А.Блока.

Класс

Учебник

Программа

11

Русская литература 20 века. 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Под ред. В.П.Журавлева. – 9 изд. – М.: Просвещение. 2004.

Программа под редакцией В.Я.Коровиной

М. «Просвещение»,2005

Урок №

Разработал

1

по теме

Криночкина Елена Николаевна, учитель русского языка и литературы первой категории

Планирование

авторское

Цели урока

  • Проследить, как меняется образ Прекрасной Дамы, и ответить на вопрос, кто Она, блоковская Прекрасная Дама.

  • Определить роль символики цвета.

  • Проследить общую тональность стихотворений Блока с картинами Врубеля.

Применяемые формы работы

Слово учителя, сообщения учащихся, чтение наизусть, беседа, сопоставительный анализ стихотворений и репродукций картин.




План урока

Время

1

«Стихи о Прекрасной Даме» - первая книга лирики А.Блока.

4 мин.

2

Прекрасная дама А.А.Блока - Л.Д.Менделеева (сообщение).

5 мин.

3

Философия В.С.Соловьева и поэзия А.А.Блока.

3 мин.

4

Чтение наизусть и анализ стихотворений цикла.

12 мин.

5

Чтение наизусть и анализ стихотворения «Незнакомка».

8 мин.

6

Цветовая символика цикла и стихотворения «Незнакомка» (сообщение)

Блок и Врубель.

6 мин.

7.

Домашнее задание: напишите эссе - сопоставительный анализ произведений Блока и Врубеля. Тему сформулируйте сами.

2 мин.

«Стихи о Прекрасной Даме» - ранняя утренняя заря – те сны и туманы, с которыми борется душа, чтобы получить право на жизнь.

А.Блок

Ход урока

Пункт плана №1: «Стихи о Прекрасной Даме» - первая книга лирики А.Блока

Работа учителя

№ слайда

Работа учащихся

Объявление темы, цели, плана урока.

Работа с эпиграфом.

№ 1-4

Запись темы урока, эпиграфа

Слово учителя:

Перед нами первая книга лирики Блока. Центр её составляют «Стихи о Прекрасной Даме».

  • Не вызывает ли каких-нибудь ассоциаций само заглавие цикла?

Прекрасная Дама, Рыцарь и, конечно же, Любовь…


№ 5

Прекрасная Дама – образ, овеянный воспоминаниями о средних веках, рыцарстве.


№6

Чтение текста слайда


Пункт плана №2: Прекрасная дама А.А.Блока - Л.Д.Менделеева.

Любовь… Прекрасное и возвышенное чувство! Во все времена ради неё совершались безумные и отважные поступки, творили свои шедевры художники, писатели, поэты…

Любовь, Муза… А за этими возвышенными словами – реальные, земные возлюбленные.

И Блок со своими поэтическими творениями не является исключением. «Стихи о Прекрасной Даме» имеют «биографический подтекст»: чувства к Любови Дмитриевне Менделеевой.



№ 7-10

Сообщение об отношениях Л.Д.Менделеевой и А.А.Блока

Пункт плана №3: Философия В.С.Соловьева и поэзия А.А.Блока.

У «Стихов о Прекрасной Даме» есть жизненная основа. Но жизненные факты претворены здесь в поэзию, возвышены до обобщений, до символов.

В это время Блок находился под огромным влиянием философских воззрений Владимира Соловьёва.

  • Давайте вспомним, в чем суть философских воззрений Соловьева?

  • Посмотрите, что особенно привлекает в этих положениях Александра Блока.

Символ становится «знаком иного мира». Символизм не отвергал повседневности, но стремился дознаться до её скрытого смысла.

Мир и всё в мире рассматривается как символ бесконечного, обостренное восприятие улавливало отпечатки иной реальности: «Я стал всему удивляться, на всем уловил печать…»

Весна, заря, туманы, ветер, сумрак, тени, сны становятся сквозными образами книги Блока.

№ 11


Чтение и анализ основных положений


Пункт плана № 4: Чтение наизусть и анализ стихотворений цикла.

Цикл «Стихи о Прекрасной Даме» открывает Вступление, в котором рисуется путник, неостановимо шествующий туда, где пребывает героиня. Поэт помещает её в русский деревянный терем, украшенный резьбой, коньком, куполом.

Далее следуют стихи цикла, в которых героиня все чаще называется «душой» и наделяется неземными чертами.

  • И где, как вы думаете, возможна встреча с неземным чудом?

Да, в храме, при таинственном мерцании свечей, выхватывающих из темноты лики святых, как в стихотворении «Вхожу я в темные храмы…».

№ 12

Встреча с нею возможна лишь в храме, в молитвенной тишине, нарушаемой только треском горящих свечей, мерцающих в полумраке.
Чтение наизусть стихотворения

Анализ стихотворения по вопросам:

  1. Каким чувством охвачен лирический герой?

  2. Как вы думаете, почему скрип двери вызывает дрожь лирического героя?

  3. Обратите внимание на несвойственную русскому языку форму – «жду я Прекрасной Дамы», а не Прекрасную Даму. Почему такую форму использовал Блок?

  4. Как обращается лирический герой к своей героине? Выпишите эти обращения. Как пишутся обращения к ней? Случайно ли?

  5. Проанализируйте цветовую гамму этого стихотворения.

  6. Какой же предстает героиня в этом стихотворении?






Анализ стихотворения (ответы на вопросы):

  1. Основное чувство, которое испытывает герой, - молитвенное ожидание Её пришествия.

  2. Настоящая земная девушка может войти в храм только через дверь. Но его Прекрасная Дама больше напоминает видение, чем реальную женщину. Поэтому герой внимательно вглядывается в темноту, боясь не разглядеть Прекрасный Образ.

  3. В употреблении такой формы есть свой глубокий смысл. Вариант винительного падежа сообщал бы строке предметное значение, снижал бы ее до бытового уровня. А здесь – молитвенно-возвышенное состояние души, ждущей откровения.

  4. Записи (проверяем потом на слайде по щелчку мышки):

    • Прекрасная Дама

    • Величавая Вечная Жена

    • Святая

    • Милая

Героиня этого цикла возносится поэтом на недосягаемую высоту. Благоговейное поклонение и трепет. Божество.

  1. освещенные образа и тени от колебания огня, бегущие в высоте по карнизам. На фоне основного темного цвета много ярко-желтого света.

  2. Прекрасная Дама предстает в неясном, туманном облике. Символический образ Прекрасной Дамы сливается с образом традиционно-религиозным – Богоматери, животворящего начала.

Рассмотрим еще одно стихотворение этого цикла «Мы встречались с тобой на закате…»:

  1. Какие картины предстают перед вами при чтении стихотворения?

  2. Какой предстает Она? Видим ли мы черты возлюбленной?

  3. Какова цветовая гамма этого стихотворения? Выпишите словосочетания, которые дают возможность определить цветовую гамму этого стихотворения? Какие цвета преобладают?


Вывод по стихотворениям цикла.


№ 13

№ 14

Чтение наизусть стихотворения и его анализ (ответы на вопросы):

  1. Вечер, вода, берег, туман, камыш…

  2. Ее мы не видим, только белое платье.

  3. Записи (проверяем потом на слайде по щелчку мышки):

  • Белое платье

  • На песчаной косе

  • Вечерние свечи

  • Лазурная тишь

  • Вечерний туман

  • Белый стан

  • Золотое весло

Фон – темный, но основные цвета – яркие: белый, желтый.

Чтение текста слайда.

Пункт плана № 5: Чтение наизусть и анализ стихотворения «Незнакомка».

Минуют годы, и блоковская Дама меняет свой облик, подвергаясь страшному влиянию страшной действительности (что связано во многом и с личной жизнью поэта). Но всякий раз Она будет по-своему Прекрасной, ибо всегда будет нести в себе высокий свет блоковского Идеала.

Стихотворение «Незнакомка»- из 2-ой книги стихов Блока, из цикла «Город». Из истории рождения стихотворения (слайд)

Анализ стихотворения по вопросам:

  1. Какие картины предстают перед вами при чтении стихотворения?

  2. Какова композиция стихотворения?

  3. Каковы особенности образов?

  4. Что сближает героев?

  5. Основная цветовая гамма этого стихотворения?


Вывод: кто же она, блоковская Прекрасная Дама? Реальная женщина или божество, прекрасный, трепетно ожидаемый, но недоступный идеал?

№ 15
№ 16

№ 17

Чтение наизусть стихотворения и его анализ (ответы на вопросы):

  1. Переулочная пыль, крендель булочной, остряки в котелках, сонные лакеи, пьяницы с глазами кроликов, ресторан…

  2. Стихотворение построено на контрасте картин и образов. 1 часть – до появления Незнакомки (под стать пошлой природе и люди…), 2 часть – появление Незнакомки (начинается торжественно и возвышенно).

  3. Героиня как прекрасное видение, мечта, недоступный идеал: «Иль это только снится мне?». Героиня лишена реалистических черт, она вся окутана шелками, духами, туманами, тайной. Таинственная незнакомка чужда окружающей реальности, это воплощенная Поэзия, Женственность. Она как бы парит над обыденностью.

  4. И она тоже «всегда без спутников, одна». Одиночество героев выделяет их из толпы, притягивает друг к другу.

  5. Черный цвет (иллюстрация на слайде): с одной стороны, пошлость (грозный, опасный), с другой стороны, тайна (мистический)

    Эта Дама очень неопределенна, бесплотна, трудно увидеть ее лицо, одежды. Походку. Но Она прекрасна. Недаром перед словом Дама стоит соответствующий эпитет. Прекрасен свет, идущий от нее. И хочется вернуться к словам эпиграфа…

Чтение текста слайда (по щелчку мышки)

Пункт плана № 6: Цветовая символика цикла и «Незнакомки» (сообщение). Блок и Врубель.

Уже став известным поэтом, блок нередко говорил о том, что бы он создал, будь он художником. Порою он сожалел, что родился поэтом, а не живописцем. Живопись не боится слов, поэтому она была для Блока не преходящим увлечением, но истинной любовью, страсть, как поэзия. И цвет всегда в творчестве Блока имеет очень больное значение.
Сейчас мы обратимся к репродукциям картин Врубеля и попытаемся найти общее между рассмотренными стихотворениями А.Блока и произведениями живописи.

Почему именно картины Врубеля? Ответ на этот вопрос даст сам поэт (текст слайда).

  • Давайте рассмотрим репродукции картин Врубеля и попытаемся ответить на вопрос: Прав ли Блок, утверждая, что весь его внутренний обиход, его «миры» связаны не только со словом, но и с цветом, с определенными явлениями живописи?


Это образы нереального бытия. Для Блока живопись Врубеля – воплощение борьбы, противоречий… И это сближает творчество поэта и живописца.

№ 18
№ 19


№ 20


№ 21-23

Сообщение «Цветовая символика цикла и «Незнакомки»»

Чтение текста слайда


Рассматривание репродукций картин Врубеля и сопоставление их с прочитанными произведениями Блока:

На картинах «Лебедь» и «Царевна Лебедь» на фоне синего, лилового, зеленого (темных цветов) изображена прекрасная белоснежная лебедь (такое сочетание цвета мы наблюдали и у Блока). Блоковская «Незнакомка» и врубелевский «Демон» - выражение рокового разлада «неба» и «земли» и вместе с тем взаимного их притяжения.

Пункт плана № 7: Домашнее задание




№ 24

Домашнее задание: напишите эссе - сопоставительный анализ произведений Блока и Врубеля. Тему сформулируйте сами.

Литература:

  • Русская литература 20 века. 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Под ред. В.П.Журавлева. – 9 изд. – М.: Просвещение. 2004.

  • М.А.Бекетова. Воспоминания об Александре Блоке / Сост. В.П.Енишерлова и С.С.Лесневского. – М.: Правда, 1990.

  • Поурочные разработки по русской литературе 20 века. 11 класс. Н.В.Егорова. 4-е изд. М.- ВАКО, 2005.

  • Литература в 11 классе. Урок за уроком. В 2-х ч. Турьянская Б.И., Гороховская Л.Н., Миллионщикова Т.М. М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2005.

  • Краснова Л. Художественный мир А. Блока. – М., 1996.

  • Преподавание литературы в 11 классе: Методические и справочные материалы. Часть 1. / Под редакцией Г.А.Обернихиной. – М.: АРКТИ, 2000.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Под ред. В. П. Журавлева. 9 изд. М.: Просвещение. 2004 iconУчебник для общеобразовательных учреждений. Цель и задачи урока
Л. А. Смирнова, О. Н. Михайлов,А. М. Турков и др.; Сост. Е. И. Пронина; Под ред. В. П. Журавлева. «Русская литература XX века. 11...
Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Под ред. В. П. Журавлева. 9 изд. М.: Просвещение. 2004 iconКалендарно-тематическое планирование Русский литература Литература:...
Литература: 6 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений в 2 ч. / под. Ред. В. Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2009
Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Под ред. В. П. Журавлева. 9 изд. М.: Просвещение. 2004 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Алгебра. 7 класс: учеб. Для общеобразовательных учреждений/ Г. В. Дорофеев, С. Б. Суворова, Е. А. Бунимович и др под ред. Г. В. Дорофеева;...
Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Под ред. В. П. Журавлева. 9 изд. М.: Просвещение. 2004 iconРабочая программа дисциплины (модуля)
Л. А. Смирнова, О. Н. Михайлов,А. М. Турков и др.; Сост. Е. И. Пронина; Под ред. В. П. Журавлева. «Русская литература XX века. 11...
Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Под ред. В. П. Журавлева. 9 изд. М.: Просвещение. 2004 iconУчебник: В. П. Максаковский "Экономическая и социальная география...
Планирование составлено на основе: Федерального компонента государственного стандарта общего образования по географии (Приказ мо...
Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Под ред. В. П. Журавлева. 9 изд. М.: Просвещение. 2004 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Алгебра 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков, С. Б. Суворова/; под ред....
Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Под ред. В. П. Журавлева. 9 изд. М.: Просвещение. 2004 iconРабочая программа по физической культуре для 9 класса учителя физической культуры
В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2005),, учебно-методического комплекса; под общ ред. М. Я. Виленского – М. Просвещение,...
Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Под ред. В. П. Журавлева. 9 изд. М.: Просвещение. 2004 iconУчебник: Алгебра, 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Ю. Н. Макарычев и др
Учебник: Алгебра, 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Ю. Н. Макарычев и др.; под ред. С. А. Теляковского. 18-е...
Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Под ред. В. П. Журавлева. 9 изд. М.: Просвещение. 2004 iconТема: Методические аспекты проектирования уроков с использованием...
Л. А. Смирнова, О. Н. Михайлов,А. М. Турков и др.; Сост. Е. И. Пронина; Под ред. В. П. Журавлева. «Русская литература XX века. 11...
Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Под ред. В. П. Журавлева. 9 изд. М.: Просвещение. 2004 iconУчебник для вузов / под ред. А. И. Добрынина, Л. С. Тарасевича. 3-е...
Экономическая теория: Учебник [для вузов] / Борисов Евгений Филиппович. 3-е изд., перераб и доп. М.: Юрайт, 2004. 399с. Библиогр...
Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Под ред. В. П. Журавлева. 9 изд. М.: Просвещение. 2004 iconУчебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики...
Философия: учебник / под ред. В. Н. Лавриненко. – 6-е изд. – М.: Юрайт, 2013 в со
Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Под ред. В. П. Журавлева. 9 изд. М.: Просвещение. 2004 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учебник для общеобразоват учреждений. В 2 ч./ [В. Г. Маранцман, Е. К. Маранцман, А. В. Белова и др.] под ред. В. Г. Маранцмана; Рос...
Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Под ред. В. П. Журавлева. 9 изд. М.: Просвещение. 2004 iconУчебник для общеобразовательных учебных заведений / под ред. А. С....
Биология. Человек. 9 класс : учебник для общеобразовательных учебных заведений / под ред. А. С. Батуева. 3-е изд.; перераб. Москва...
Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Под ред. В. П. Журавлева. 9 изд. М.: Просвещение. 2004 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой и др., ориентировано на учебник Обществознание: учебник для 9 классов общеобразовательных учреждений...
Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Под ред. В. П. Журавлева. 9 изд. М.: Просвещение. 2004 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Белгородской области», ориентирована на учебник «Литература. 6 класс: учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений», авт...
Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Под ред. В. П. Журавлева. 9 изд. М.: Просвещение. 2004 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Базовый учебник «Литература. Начальный курс», Беленький Г. И.: Учебник-хрестоматия для 9 класса общеобразовательных учреждений. В...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск