Скачать 1.27 Mb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение Захаровская основная общеобразовательная школа. Костромская область Красносельский район. Районный методический конкурс педагогов образовательных учреждений Красносельского района. Учитель русского языка и литературы: Румянцева Ольга Владимировна 2012 год. Анкета-заявка на методический конкурс педагогов. 1.ФИО Румянцева Ольга Владимировна 2. Год, месяц и дата рождения 07.01. 1975 3. Место работы Муниципальное образовательное учреждение Захаровская основная общеобразовательная школа 157946 Костромская область, Красносельский район, деревня Захарово, д.88, телефон 8(49432)-2-41-14, zachschool95@rambler.ru 4. Должность учитель русского языка и литературы 5. Педагогический стаж работы 16 лет. 6. Преподаваемый предмет русский язык и литература 7. Детское объединение 8 класс. 8. Номинация авторские образовательные программы 9. Тема работы «Русский язык и культура речи» 10. Домашний адрес автора 157946 Костромская область, красносельский район, деревня Захарово, д. 94. кв. 2 11. ФИО руководителя образовательного учреждения Смирнова Марина Николаевна, 8(49432) 2-41-14 12. Адрес образовательного учреждения 157946 Костромская область Красносельский район дер. Захарово д. 88 тел. 8 (49432) 2-41-14, zachschool95@rambler.ru 13. Румянцева О.В. 20.01.2012 г. Подпись руководителя Смирнова М.Н. Пояснительная записка. Как раздел науки о языке культура речи сформировалась относительно недавно. Причиной ее возникновения можно считать социальные изменения, которые происходили и происходят в стране. Участие народных масс в общественной деятельности государства потребовало повышения внимания к уровню их речевой культуры. В современной лингвистике различают два уровня речевой культуры человека – низший и высший. Для низшего уровня, для первой ступени овладения литературным языком достаточно правильности речи, соблюдения норм русского литературного языка. Существуют нормы лексические, орфоэпические (фонетические), грамматические – словообразовательные, морфологические, синтаксические. Лексические нормы фиксируются в толковых словарях в виде толкования значений слов и их сочетаемости с другими словами, остальные нормы раскрываются в пособиях по грамматике литературного языка, в специальных словарях-справочниках. Речь человека можно назвать правильной, если он не допускает ошибок в произношении, в употреблении форм слов, в их образовании, в построении предложении. Однако этого мало. Речь может быть правильной, но бесполезной, поскольку она не соответствует целям и условиям общения. Понятие правильной речи неразрывно связано с тремя признаками: богатством, точностью и выразительностью. Показателями богатой речи являются: большой объем активного словаря, разнообразие используемых морфологических форм и синтаксических конструкций. Точность речи – это выбор таких языковых средств, которые наилучшим образом выражают содержание высказывания, раскрывают его тему и основную мысль. Для создания выразительности речи используются специальные языковые средства, в наибольшей мере соответствующие условиям и задачам общения. Человек достигает высшего уровня речевой культуры, если обладает правильной и связной речью. Это значит, что он не только не допускает ошибок, но и умеет наилучшим образом строить высказывания в соответствии с целью общения, отбирать наиболее подходящие в каждом случае слова и конструкции, учитывая при этом, к кому и при каких обстоятельствах он обращается. Совершенствовать свою речь – задача каждого из нас. Для этого нужно следить за тем, чтобы не допускать ошибок в произношении, в употреблении форм слов, в построении предложении. Нужно постоянно обогащать свой словарь, учиться чувствовать своего собеседника, уметь отбирать наиболее подходящие для каждого случая слова и конструкции. Культура речи предполагает правильность речи, т. е. соблюдение норм литературного языка, которые воспринимаются его носителями (говорящими и пишущими) в качестве образца Понятие «культура речи» неразрывно связано с закономерностями и особенностями функционирования языка, а также с речевой деятельностью во всем ее многообразии. Культура речи связана с выработкой навыков отбора и употребления языковых средств в процессе речевого общения, с формированием сознательного отношения к их использованию в речевой практике в соответствии с коммуникативными задачами. Важной задачей культуры речи является задача научить носителей языка грамотно применять нормы речи и правила ее построения. Нужно не только уметь построить свое устное высказывание, убедительно отстаивая собственную позицию (естественно, с соблюдением правил культуры речевого общения), но и уметь понимать чужую речь и адекватно реагировать на нее. Русский язык богат, велик и могуч. Это утверждение стало хрестоматийным и принимается без возражений. Но можно ли утверждать, что сегодня речь большинства наших соотечественников отражает богатство и величие национального языка? К сожалению, нет. Состояние современного русского языка на сегодняшний день вызывает серьёзное беспокойство. Очевидно, что назрела необходимость возрождения непрерывной языковой подготовки на всех ступенях образования. Кроме того, в настоящее время сложились условия, когда востребованность специалиста на рынке труда, его конкурентоспособность в значительной степени зависят от наличия грамотной речи (устной и письменной), умения эффективно общаться, от знания приёмов речевого воздействия, убеждения. Несомненно, знание языка, его законов, заложенных в нём возможностей, знание риторики позволит достичь молодым людям успеха в жизни. В настоящее время умение правильно говорить, четко и красиво излагать свои мысли важно для различных сфер жизни социума. Именно поэтому можно говорить о связи литературного языка с понятием культуры речи. Различают 3 основных аспекта понятия культуры речи: коммуникативный, нормативный, этический. Культура речи – это, прежде всего, правильная речь, это соблюдение норм литературного языка. Задача культуры речи заключается в том, чтобы эти нормы были зафиксированы и контролировались, чтобы в дальнейшем следить за их изменением. Одним из важнейших компонентов культуры речи является нормативный компонент. Однако определение «правильности» или «неправильности» культуры речи не является основным. Еще одной функцией культуры речи является определение коммуникативных задач языка. Важность коммуникативной стороны можно считать главной категорией культуры речи. Здесь можно рассматривать такие качества речи, как ее разнообразие, богатство, точность и понятность речи, выразительность. Еще одним аспектом культуры речи является этикет как внешняя оболочка высказывания. Этикет подразумевает правильное использование лексических единиц и соответствие тому или иному стилю. Эмоционально окрашенная лексика не сочетается с научным или официально-деловым стилем. Выбирая то или иное слово, необходимо учитывать не только его лексическое значение, но и его стилистическую зафиксированность, а также экспрессивную окрашенность. Люди разных возрастных и профессиональных категорий, по-разному воспринимают и пользуются этической стороной культуры речи. Этикет также следит за нормами использования специфической лексики (например, нецензурной лексики). Недопустимо, чтобы определенные, особые лексические единицы одного стиля смешивались с единицами другого стиля. Нормативность культуры речи связывает между собой коммуникативную функцию и этический компонент культуры речи. Язык – постоянно изменяющаяся система. Лексика, которая была ненормативной, с течением времени может изменить свое положение, став более или менее используемой в соответствии с нормами литературного языка. Таким образом, задачей теории культуры речи является фиксирование любых изменений в языке. Также культура речи должна привлечь внимание к использованию слов, отчасти непонятных широким массам. К ним можно отнести использование иностранных слов, профессионализмов. Правильность речи, ее богатство, четкость и точность выражения мысли, использование различных приемов делают устное слово более эффектным и действенным. Форма обучения. Программа предназначена для проведения занятий по русскому языку и культуре речи учащихся 8 класса общеобразовательной школы. Цель: совершенствование навыков практического владения русским языком в его устной и письменной формах Задачи:
Программа обобщает и расширяет сведения по русскому языку и культуре речи. В неё входят:
Важное познавательно-практическое значение имеет раскрытие взаимосвязей, существующих между языковыми явлениями разных уровней. Это направление в работе поможет учащимся осознать системный характер языка и речи, увидеть специфику каждого изучаемого явления, что представляет собой необходимое условие приобретения глубоких и прочных знаний. Взаимосвязи между разделами науки и о языке строятся на основе преемственности и перспективности, устанавливаются путём сопоставления изучаемых языковых явлений. Программа строится на изучении и анализе интересных примеров высокого художественного мастерства русских писателей, поэтов, публицистов. Текстовый материал отображает общечеловеческие духовные ценности – любовь к человеку, доброту, милосердие, трудолюбие, бережное отношение к природе. Это способствует воспитанию у учащихся чувства прекрасного средствами языка, развитию у них потребности в эстетическом совершенствовании собственной речи. В ходе занятий можно использовать такие формы обучения, как лекции, сообщения учащихся, беседы, различные виды словарных работ, исследовательские работы. Учебная программа.
Основное содержание.
|
Анкета заявка на участие в финале Всероссийского конкурса профессионального... Рабочая программа составлена на основании рабочего учебного плана по фгос утвержденного ученым советом юргту(нпи) протоколом №4 от... | Анкета-заявка для участия в Международной конференции «Региональное... Участие в конференциях, фестивалях, семинарах, форумах и т д. ( название мероприятия, место, год) | ||
Пояснительная записка Направление работы: естественно-научное Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок» на 2011-2012 учебный год | Анкета – заявка участника Орловский государственный педагогический институт, русский язык и литература, учитель русского языка и литературы | ||
Анкета-заявка на участие в конкурсе «Что я знаю об Ингушетии и ингушах» Министерством имущественных и земельных отношений Республики Ингушетия объявлен конкурс «Что я знаю об Ингушетии и ингушах», посвященный... | Анализ работы мо учителей-логопедов, педагогов-психологов, социальных... Являясь руководителем мо учителей-логопедов, педагогов-психологов социальных педагогов и педагогов эстетического цикла, мне хотелось... | ||
Положение о Всероссийском конкурсе профессионального мастерства педагогов... «Вестник образования России», «Современный урок», Центр «Педагогический поиск» при поддержке Министерства образования и науки Российской... | Программа Олимпиады гиэпфт «География туризма» на 2012-2013 учебный год Заявка на участие должна быть отправлена по электронному адресу | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Конкурс «Проблемный урок» (далее Конкурс) проводится в соответствии с планами управления образования Администрации нго и мкоу «Учебно-методический... | Анкета участника Фотокаталога «Руководители образовательных учреждений России 2012» Псковский государственный педагогический институт им. С. М. Кирова, специальность «физика», 1974 год | ||
Методический Центр «эврика» Второй общероссийский конкурс методических разработок уроков и внеклассных мероприятий педагогов | Заявка на конкурс Panaboard мастеров номинация Лучший урок Я согласен (согласна) на обработку персональных данных и размещение материалов, присланных мною на конкурс, на сайте компании Panasonic,... | ||
С. В. Тронин >10. 01. 2013 положение о районном конкурс Районный конкурс для педагогов на лучшую методическую разработку с использованием интерактивной доски (далее Конкурс) проводится... | Научно-методический журнал для педагогов и родителей «Детский сад... ... | ||
Программа Олимпиады гиэпфт «География туризма» на 2011-2012 учебный год Заявка на участие должна быть отправлена по электронному адресу не позднее 20 декабря 2011 года | Вышний Волочек Городской методический кабинет анализ методической... В 2012-2013 учебном году вся методическая работа городского отдела образования и муниципальных общеобразовательных учреждений проводилась... |