Скачать 367.08 Kb.
|
На правах рукописи ЧЕЛЬЦОВ Михаил Владимирович Формирование гражданской позиции студенческой молодежи высшего учебного заведения Специальность: 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (социальная педагогика обучения, воспитания, развития в разных образовательных областях и на всех уровнях системы образования) АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Москва 2006 Работа выполнена на кафедре теории и методики воспитательных систем Института молодежной политики и социальной работы Новосибирского государственного педагогического университета Научный руководитель: кандидат педагогических наук, доцент Пель Валентина Степановна Научный консультант: доктор педагогических наук, профессор Рябкова Нина Геннадьевна Официальные оппоненты: доктор педагогических наук Гиль Сергей Сергеевич кандидат педагогических наук, доцент Рачковская Надежда Александровна Ведущая организация: Бийский педагогический государственный университет имени В.М. Шукшина Защита состоится 08 июня 2006 года в 14 часов на заседании диссертационного совета Д 212.341.06 по присуждению ученой степени доктора (кандидата) педагогических наук при Российском государственном социальном университете по адресу: 129226, г.Москва, ул. Вильгельма Пика, д.4, корп.2 в Зале диссертационного совета. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Российского государственного социального университета по адресу: 129226, г.Москва, ул. Вильгельма Пика, д.4, корп.3. Автореферат разослан 08 мая 2006г. Ученый секретарь диссертационного совета Н.И. Никитина I. общая характеристика работы Актуальность темы исследования. События, происшедшие в нашей стране в 90-х годах ХХ века заново поставили проблему гражданственности, формирования гражданской позиции и самосознания студенческой молодежи. Потеря воспитательных ориентиров, прежде свойственных вузам, привела к значительному ослаблению, и даже отрицанию роли высшей школы в воспитании студенчества. Фактически вузы сосредоточили усилия в области профессионального обучения, отказавшись от воспитания студентов, формирования их социально-нравственной и гражданской позиции. Практически полное отсутствие воспитательных воздействий, нестабильность социально-экономического и политического развития российского общества в этот период привели к усилению кризисных явлений в молодежной среде и появлению молодых людей с опасно-деструктивным отношением к обществу и государству. В силу данных проблем, задачи воспитания студенческой молодежи на современном этапе реализуются в сложной, внутренне противоречивой ситуации. Особенность этой ситуации заключается в том, что преобразование воспитательной системы высшего образования является одним из важных условий позитивных перемен в общественной жизни, и, в то же время, качественный скачок в образовательно-воспитательной сфере возможен только при условии соответствующих изменений общественного бытия. Такие изменения связаны с процессом развития государства и формирования гражданского общества в России. Подобное общество требует подготовки специалиста, обладающего самостоятельностью, ответственностью, гражданским мужеством, социальной активностью. Его гражданин должен быть готов к защите не только собственных, но и государственных интересов. Сложнейшие условия современной действительности, характеризующейся в том числе и социально-экономическим расслоением в обществе, диктуют необходимость новых разработок в области воспитания студентов, и в первую очередь формирования позиции гражданина – т.е. человека, обладающего высоким профессионализмом и духовностью, инициативой, самостоятельностью и коммуникабельностью, гуманистически ориентированного, способного к саморазвитию и ориентированного на защиту интересов своей страны. Ведущиеся разработки новых систем и технологий воспитательного процесса опираются на идеи системности, целостности и единства, позволяющие, с одной стороны, учесть прошлый позитивный опыт, а с другой – открыть дорогу новому, инновационному, отказаться от сложившихся стереотипов. Это, как мы считаем, выступает основой, фундаментом в создании и развитии воспитательной системы высшего учебного заведения. Ее отличительной характеристикой, по нашему мнению, является педагогическая парадигма, которая позволяет теоретически и практически утверждать уникальность каждого человека, самоценность его индивидуальности; ориентирует на развитие ценностно-смыслового равенства преподавателя вуза и студента (В.Т. Козлов, И.П. Колесникова, Л.И. Новикова, В.А. Сластенин и другие). В принятом в 1992 году Федеральном законе «Об образовании», в редакции 2006 года, образование рассматривается как целостный процесс воспитания и обучения, что закрепляет приоритетность воспитательной деятельности в образовательных учреждениях различного типа, в том числе и в вузах. В настоящее время наличие воспитательной системы является так же одним из критериев аттестации вузов. Это способствует восстановлению и созданию воспитательных систем высших учебных заведений, что, по нашему мнению, может стать важнейшей стратегической линией развития образования в ближайшем будущем. Поэтому уже сейчас представляется чрезвычайно актуальным изучение и применение различных моделей воспитательной работы со студентами вузов с точки зрения возможностей формирования гражданской позиции и развития творческого потенциала студентов в конкретных образовательных учреждениях. Таким образом, актуальность исследования определяется объективными потребностями педагогической науки и практики в развитии научных знаний о воспитании студентов высшей школы; практической необходимостью научного осмысления намерений, происходящих в системе воспитания с учетом развития новой педагогической и философской парадигмы с позиции современной методологи; слабой теоретической разработанностью проблемы и насущной необходимостью немедленного и полноценного включения студенческой молодежи в жизнь общества и государства через создание эффективной воспитательно-образовательной системы высшего учебного заведения направленной на формирование гражданской позиции студента. Мы отмечаем, что образование формирует не человека вообще, а фактически, гражданина в данном обществе и для данного общества. Следовательно, по нашему мнению, существует необходимость в создании гармоничной воспитательной системы, направленной на формирование гражданской позиции студентов в конкретном учебном заведении, ориентированной на потребности конкретного региона, общества и самого обучающегося в рамках единого образовательно-воспитательного пространства всего государства. Степень разработанности проблемы. Необходимо учитывать, что корни традиций современных систем воспитания студенчества закладывались еще в первые годы советской власти (20-30гг. ХХ века). Специальное изучение системы воспитания студенческой молодежи высшей школы начинается после Великой Отечественной войны, но основные исследования развиваются со второй половины 60-х годов. Анализируя научные работы (например, таких авторов как А.Н. Ацаркин, В.А. Сулемов и других) по проблемам воспитания и формирования гражданской позиции студенческой молодежи, необходимо отметить, что интерес к последним, в течение ХХ столетия, носил довольно односторонний характер. Основное внимание, как считают многие исследователи, и в частности А.А. Муронов, было направлено на изучение вопросов коммунистического воспитания в противовес буржуазному, на выявление преимуществ классового воспитания и т.п. Большое внимание уделялось исследованиям и характеристике различных направлений воспитания. Проблема формирования гражданской позиции (гражданина, гражданственности) студентов, рассматривалась в отдельных ее аспектах и направлениях: критерии и направления в воспитании гражданина – Ю.М. Аверьянов, А.С. Гаязов и другие; культурно-исторические основания гражданственности – Е.А. Ямбург и другие; проблемы ценностей и мировоззренческих подходов – А.С. Макаренко, Б.Т. Лихачев, В.А. Сухомлинский и другие; проблемы социализации студенчества – Л.А. Борисова, О.И. Волжина и другие; критерии и ориентиры формирования социально-активных граждан, проблемы социальной самореализации В.Т. Лисовский, А.В. Мудрик и другие; психологические особенности юношеского (студенческого) возраста – Б.Г. Ананьев, И.М. Ильинский, И.С. Кон, А.Н. Лутошкин и другие; историко-педагогические проблемы становления и развития гражданского воспитания – А.А. Галаган, В.А. Зубков, В.К. Криворученко, В.А. Сулемов и другие; социологические исследования проблем студенческой молодежи П.И. Бабочкин, В.Т. Лисовский и другие; общефилософские проблемы формирования системы гражданского воспитания – Л.А. Беляева, Н.В. Наливайко и другие. Наличие разных направлений и большого количества работ свидетельствуют о сложности объекта исследования и его многоаспектности, что в свою очередь позволило получить о воспитании и формировании гражданской позиции студенчества всестороннее представление. Несмотря на большой объем исследований, посвященных формированию гражданственности, мы отмечаем недостаточность разработки проблем взаимосвязи воспитания и обучения в вузе, практически отсутствуют сущностные характеристики основных составляющих гражданской позиции и базовой системы воспитательной работы. Недостаточность разработки проблем формирования гражданской позиции студентов вузов, на наш взгляд, можно объяснить субъективными факторами развития государственной власти в Российской Федерации на протяжении ХХ века. В настоящее время, в связи с новыми условиями развития общества и государства в России мы отмечаем неуклонное повышение интереса научной и педагогической общественности к обозначенной проблеме. Изложенное определило сложившиеся противоречия:
Таким образом, проблема настоящего исследования заключается в выявлении нового содержания системы воспитательной деятельности со студентами вуза в процессе формирования гражданской позиции. Изложенная проблема определила тему исследования. Объект исследования – воспитательная работа со студентами в высшем учебном заведении. Предмет исследования – процесс формирования гражданской позиции студентов в вузе. Цель исследования заключается в обосновании и экспериментальной проверке системы воспитательной работы, направленной на формирование гражданской позиции студенческой молодежи гуманитарного вуза. Гипотеза исследования. Современное общество нуждается в специалисте не только компетентном, владеющем профессиональными умениями и навыками в определенной сфере, но и обладающим гражданской позицией, личностно участвующим в решении общественных и профессиональных задач. Формирование такого человека возможно только посредством специальной системы воспитательной работы. Такая система формирования гражданской позиции студенчества может быть эффективной если:
В соответствии с целью и гипотезой определены следующие задачи исследования:
Методологической и теоретической основой исследования стали: философские и педагогические идеи о гуманизации и демократизации в системе высшего образования; о личности, как субъекте жизни общества и государства, культуры и образования; о системном и вариативном подходах к реформированию воспитания; о личностно-ориентированной направленности и личностно-деятельностном содержании воспитательного процесса. Нормативные документы Правительства РФ, Министерства образования, Государственного комитета по делам молодежи РФ, документы администрации Новосибирской области и г.Новосибирска по проведению молодежной политики и организации воспитательной работы. Для решения задач исследования использовались следующие методы: теоретический анализ (изучение философской, педагогической, исторической и социально-психологической литературы, документов и материалов по проблеме исследования); устные и письменные опросы; педагогический эксперимент, включающий методы целенаправленного наблюдения, анкетирования, интервьюирования, коллективные рейтинги; анализ учебно-методической документации и продуктов творческой деятельности студентов с последующим обобщением и систематизацией полученных результатов. Научная новизна исследования.
Теоретическая значимость исследования. Полученные в ходе исследования материалы дополняют раздел социальной педагогики, раскрывающий сущность гражданской позиции, а так же теоретические основы организации воспитательной работы со студенческой молодежью высшего учебного заведения. Предложенная методика исследования воспитательной работы в вузе может использоваться для дальнейшего исследования проблем воспитания студенческой молодежи. Практическая значимость исследования. Результаты диссертационного исследования могут быть использованы в вузах при организации воспитательной работы со студентами, при изучении раздела социальной педагогики, раскрывающего содержание и специфику формирования гражданской позиции студенческой молодежи, а так же они могут использоваться при организации работы с молодежью. Исследования состояния воспитательной работы, в том числе и по формированию гражданской позиции студентов, проводились в Новосибирске: Новосибирском государственном педагогическом университете, Сибирской государственной геодезической академии, Новосибирской государственной академии экономики и управления, Новосибирском филиале Российского государственного торгово-экономического университета; в Томске: Томском экономико-юридическом институте; в Уфе: Башкирском государственном педагогическом университете; в Москве: Российском государственном социальном университете. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе Российского государственного торгово-экономического университета (Новосибирский филиал) – студенты очного обучения специальностей «Менеджмент», «Коммерция», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» (250 студентов); Института молодежной политики и социальной работы Новосибирского государственного педагогического университета – студенты очного обучения специальностей «Педагогика», «Социальная работа» (42 студента). Этапы исследования. Намеченные задачи определили содержание, логику и последовательность развертывания исследования. Оно проводилось в три этапа. На первом, теоретико-аналитическом этапе (1998–2000гг.), изучались и анализировались философская, психолого-педагогическая, историческая литература и источники по теме исследования, уточнялась гипотеза, проводились социологические исследования, разрабатывалась направленность воспитательной системы. На втором, опытно-экспериментальном этапе (2000 – 2005гг.), проводилась опытно-экспериментальная работа со студентами и преподавателями, разработка методики создания и корректировки системы формирования гражданской позиции студенческой молодежи вузов и включение проекта в работу. На третьем, обобщающем этапе (2005–2006гг.), происходило завершение опытно-экспериментальной работы, ее анализ, обобщение и систематизация полученных данных, оформление текста диссертации. Основные положения, выносимые на защиту:
Достоверность и обоснованность полученных научных результатов и выводов определяется: методологической релевантностью исходных позиций, комплексной методикой исследования, соответствующей целям и задачам, целенаправленным анализом реальной педагогической практики, подтвержденной результатами исследований; репрезентативностью источниковедческой базы, широтой фактологических данных, подтверждающих основные концептуальные положения и выводы диссертации, органической связью теоретических положений с образовательной практикой, логичностью и внутренней непротиворечивостью проведенного исследования. Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы и результаты исследования докладывались автором и обсуждались на заседаниях кафедры «Общегуманитарных дисциплин» Новосибирского филиала Российского государственного торгово-экономического университета (2000-2006гг.), кафедры «Теории и методики воспитательных систем» Института молодежной политики и социальной работы Новосибирского государственного педагогического университета (2003 – 2006гг.); на постоянно действующем научном семинаре «Проблемы философии образования XXI века» Научно-исследовательского института Философии образования НГПУ и СО РАН (2003, 2005гг.), методических семинарах НГПУ и НФ РГТЭУ (1998, 2000, 2003 – 2006гг.); на ежегодных научно-практических конференциях преподавателей и студентов НФ РГТЭУ (2001 – 2006гг.). Материалы и результаты исследования докладывались на Международных (Новосибирск, 1999, 2000; Новосибирск-Алматы, 2002; Казахстан, 2003; Новосибирск 2003-2006), Всероссийских (Калининград, 2000; Новосибирск, 2001, 2002), региональных (Новосибирск, 2002, 2003; Томск, 2006) и вузовских (Новосибирск, 2002; Самара, 2004; Новосибирск, 2004, 2005, 2006) конференциях, конгрессах и семинарах. Разработанная воспитательная система формирования гражданской позиции студентов реализована в Институте молодежной политики и социальной работы Новосибирского государственного педагогического университета (ИМПиСР НГПУ) и в Новосибирском филиале Российского государственного торгово-экономического университета (НФ РГТЭУ). По материалам исследования разработаны рекомендации по формированию гражданской позиции студентов гуманитарного вуза, а так же спецкурс «История становления и развития воспитательной работы в вузах России в ХХ веке», которые были реализованы в ИМПиСР НГПУ и НФ РГТЭУ. По теме диссертации опубликовано 9 научных работ общим объемом 2,54 п.л. Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, 19 приложений. Объем диссертации включает 185 страниц текста, 16 таблиц, 5 рисунков, 13 диаграмм, список литературы в количестве 264 наименований работ, из них 4 на иностранном языке. Во введении обосновывается актуальность проблемы, состояние изученности темы, формулируются цели, задачи исследования, методологическая и теоретическая основы исследования, положения выносимые на защиту, научная новизна и практическая значимость результатов и их апробации. В первой главе «Становление и развитие воспитательной работы в высших учебных заведениях Российской Федерации в XX столетии как средство формирования гражданина» рассматривается история формирования, становления и развития воспитательной работы, определяются основные тенденции воспитания студенческой молодежи высшей школы в период Советской власти и в современном образовательном пространстве России. Разрабатываются значимые понятия, а так же представляется сущностная характеристика, организационно-управленческая структура и содержание системы формирования гражданской позиции студенчества гуманитарных вузов. Во второй главе «Опытно-экспериментальное исследование системы формирования гражданской позиции студентов гуманитарного вуза» характеризуется методика изучения и организации системы формирования гражданской позиции студентов вузов. Излагается программа проведения диагностирующего и формирующего эксперимента, определятся динамика процесса формирования гражданской позиции студентов высших учебных заведений. Описывается опытно-экспериментальная работа по внедрению и изучению эффективности разработанной системы. В заключении подводятся итоги работы, сформулированы выводы на основе проведенного исследования. В приложениях представлены материалы эмпирического исследования. |
Моделирование учебного процесса южнокорейских студентов-филологов (начальный этап обучения) Специальность 13. 00. 02 – теория и методика обучения и воспитания (русский язык как иностранный) | Методика формирования переводческой и информационно-аналитической... Специальность 13. 00. 02 Теория и методика обучения и воспитания (иностранные языки) | ||
Московский городской педагогический университет Научная специальность: 13. 00. 02 Теория и методика обучения и воспитания (иностранные языки) (педагогические науки) | По специальности 13. 00. 02 теория и методика обучения и воспитания Программа по специальной по дисциплине по специальности 13. 00. 02 теория и методика обучения и воспитания | ||
Определение конструкта при составлении тестов по чтению для академических целей Специальность 13. 00. 02 — Теория и методика обучения и воспитания (иностранные языки) | Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 17 Теория и методика... ДС. 02. 1 «Ботаника» составлены в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Теория обучения второму иностранному языку» Специальность: 0226к00 «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур» | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... «Теория и методика обучения и воспитания (иностранные языки: английский язык профессиональное образование)» | ||
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... «теория и методика обучения и воспитания (информатика – уровень высшего профессионального образования)» | Формирование здравоведческой культуры студентов колледжа Специальность 13. 00. 08 Теория и методика профессионального образования (Педагогические науки) | ||
Маленкова Л. И. М18 Теория и методика воспитания. Учебное пособие М18 Теория и методика воспитания. Учебное пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2002. — 480 с. Isbn 5-93134-169-2 | Программа кандидатского экзамена дисциплины «история и философия науки» Теория и методика обучения и воспитания (математика, технические дисциплины, уровень высшего образования, русский язык) | ||
Воспитание физических качеств у юношей гимназии в блочно-модульном варианте планирования Специальность 13. 00. 04 Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки | Зачетные требования к уровню подготовки студентов III курса физб-о-д Анатомия, физиология, биомеханика, педагогика, психология, теория и методика физической культуры, теория и методика физического воспитания,... | ||
Решение кафедры «Теория и методика обучения технологии», «Теория и методика обучения экономике и предпринимательствау» | Теория и методика обучения физической культуре Программа учебной... В. Я. Коровиной, 9-е издание, М. Просвещение, 2007. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию... |