Чельцов михаил Владимирович Формирование гражданской позиции студенческой молодежи высшего учебного заведения Специальность: 13. 00. 02 – теория и методика обучения и воспитания





Скачать 367.08 Kb.
НазваниеЧельцов михаил Владимирович Формирование гражданской позиции студенческой молодежи высшего учебного заведения Специальность: 13. 00. 02 – теория и методика обучения и воспитания
страница1/3
Дата публикации08.07.2013
Размер367.08 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Право > Автореферат
  1   2   3
На правах рукописи
ЧЕЛЬЦОВ Михаил Владимирович

Формирование гражданской позиции

студенческой молодежи высшего учебного заведения

Специальность: 13.00.02 –

теория и методика обучения и воспитания

(социальная педагогика обучения, воспитания, развития в разных образовательных областях и на всех уровнях системы образования)
АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Москва

2006

Работа выполнена на кафедре теории и методики воспитательных систем Института молодежной политики и социальной работы Новосибирского государственного педагогического университета


Научный руководитель: кандидат педагогических наук, доцент

Пель Валентина Степановна
Научный консультант: доктор педагогических наук, профессор

Рябкова Нина Геннадьевна

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук

Гиль Сергей Сергеевич
кандидат педагогических наук, доцент

Рачковская Надежда Александровна


Ведущая организация: Бийский педагогический государственный

университет имени В.М. Шукшина


Защита состоится 08 июня 2006 года в 14 часов на заседании диссертационного совета Д 212.341.06 по присуждению ученой степени доктора (кандидата) педагогических наук при Российском государственном социальном университете по адресу:

129226, г.Москва, ул. Вильгельма Пика, д.4, корп.2 в Зале диссертационного совета.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Российского государственного социального университета по адресу:

129226, г.Москва, ул. Вильгельма Пика, д.4, корп.3.

Автореферат разослан 08 мая 2006г.



Ученый секретарь

диссертационного совета Н.И. Никитина

I. общая характеристика работы
Актуальность темы исследования. События, происшедшие в нашей стране в 90-х годах ХХ века заново поставили проблему гражданственности, формирования гражданской позиции и самосознания студенческой молодежи.

Потеря воспитательных ориентиров, прежде свойственных вузам, привела к значительному ослаблению, и даже отрицанию роли высшей школы в воспитании студенчества. Фактически вузы сосредоточили усилия в области профессионального обучения, отказавшись от воспитания студентов, формирования их социально-нравственной и гражданской позиции. Практически полное отсутствие воспитательных воздействий, нестабильность социально-экономического и политического развития российского общества в этот период привели к усилению кризисных явлений в молодежной среде и появлению молодых людей с опасно-деструктивным отношением к обществу и государству.

В силу данных проблем, задачи воспитания студенческой молодежи на современном этапе реализуются в сложной, внутренне противоречивой ситуации. Особенность этой ситуации заключается в том, что преобразование воспитательной системы высшего образования является одним из важных условий позитивных перемен в общественной жизни, и, в то же время, качественный скачок в образовательно-воспитательной сфере возможен только при условии соответствующих изменений общественного бытия. Такие изменения связаны с процессом развития государства и формирования гражданского общества в России. Подобное общество требует подготовки специалиста, обладающего самостоятельностью, ответственностью, гражданским мужеством, социальной активностью. Его гражданин должен быть готов к защите не только собственных, но и государственных интересов.

Сложнейшие условия современной действительности, характеризующейся в том числе и социально-экономическим расслоением в обществе, диктуют необходимость новых разработок в области воспитания студентов, и в первую очередь формирования позиции гражданина – т.е. человека, обладающего высоким профессионализмом и духовностью, инициативой, самостоятельностью и коммуникабельностью, гуманистически ориентированного, способного к саморазвитию и ориентированного на защиту интересов своей страны.

Ведущиеся разработки новых систем и технологий воспитательного процесса опираются на идеи системности, целостности и единства, позволяющие, с одной стороны, учесть прошлый позитивный опыт, а с другой – открыть дорогу новому, инновационному, отказаться от сложившихся стереотипов. Это, как мы считаем, выступает основой, фундаментом в создании и развитии воспитательной системы высшего учебного заведения. Ее отличительной характеристикой, по нашему мнению, является педагогическая парадигма, которая позволяет теоретически и практически утверждать уникальность каждого человека, самоценность его индивидуальности; ориентирует на развитие ценностно-смыслового равенства преподавателя вуза и студента (В.Т. Козлов, И.П. Колесникова, Л.И. Новикова, В.А. Сластенин и другие).

В принятом в 1992 году Федеральном законе «Об образовании», в редакции 2006 года, образование рассматривается как целостный процесс воспитания и обучения, что закрепляет приоритетность воспитательной деятельности в образовательных учреждениях различного типа, в том числе и в вузах. В настоящее время наличие воспитательной системы является так же одним из критериев аттестации вузов. Это способствует восстановлению и созданию воспитательных систем высших учебных заведений, что, по нашему мнению, может стать важнейшей стратегической линией развития образования в ближайшем будущем. Поэтому уже сейчас представляется чрезвычайно актуальным изучение и применение различных моделей воспитательной работы со студентами вузов с точки зрения возможностей формирования гражданской позиции и развития творческого потенциала студентов в конкретных образовательных учреждениях.

Таким образом, актуальность исследования определяется объективными потребностями педагогической науки и практики в развитии научных знаний о воспитании студентов высшей школы; практической необходимостью научного осмысления намерений, происходящих в системе воспитания с учетом развития новой педагогической и философской парадигмы с позиции современной методологи; слабой теоретической разработанностью проблемы и насущной необходимостью немедленного и полноценного включения студенческой молодежи в жизнь общества и государства через создание эффективной воспитательно-образовательной системы высшего учебного заведения направленной на формирование гражданской позиции студента.

Мы отмечаем, что образование формирует не человека вообще, а фактически, гражданина в данном обществе и для данного общества. Следовательно, по нашему мнению, существует необходимость в создании гармоничной воспитательной системы, направленной на формирование гражданской позиции студентов в конкретном учебном заведении, ориентированной на потребности конкретного региона, общества и самого обучающегося в рамках единого образовательно-воспитательного пространства всего государства.

Степень разработанности проблемы. Необходимо учитывать, что корни традиций современных систем воспитания студенчества закладывались еще в первые годы советской власти (20-30гг. ХХ века). Специальное изучение системы воспитания студенческой молодежи высшей школы начинается после Великой Отечественной войны, но основные исследования развиваются со второй половины 60-х годов.

Анализируя научные работы (например, таких авторов как А.Н. Ацаркин, В.А. Сулемов и других) по проблемам воспитания и формирования гражданской позиции студенческой молодежи, необходимо отметить, что интерес к последним, в течение ХХ столетия, носил довольно односторонний характер. Основное внимание, как считают многие исследователи, и в частности А.А. Муронов, было направлено на изучение вопросов коммунистического воспитания в противовес буржуазному, на выявление преимуществ классового воспитания и т.п. Большое внимание уделялось исследованиям и характеристике различных направлений воспитания.

Проблема формирования гражданской позиции (гражданина, гражданственности) студентов, рассматривалась в отдельных ее аспектах и направлениях: критерии и направления в воспитании гражданина – Ю.М. Аверьянов, А.С. Гаязов и другие; культурно-исторические основания гражданственности – Е.А. Ямбург и другие; проблемы ценностей и мировоззренческих подходов – А.С. Макаренко, Б.Т. Лихачев, В.А. Сухомлинский и другие; проблемы социализации студенчества – Л.А. Борисова, О.И. Волжина и другие; критерии и ориентиры формирования социально-активных граждан, проблемы социальной самореализации В.Т. Лисовский, А.В. Мудрик и другие; психологические особенности юношеского (студенческого) возраста – Б.Г. Ананьев, И.М. Ильинский, И.С. Кон, А.Н. Лутошкин и другие; историко-педагогические проблемы становления и развития гражданского воспитания – А.А. Галаган, В.А. Зубков, В.К. Криворученко, В.А. Сулемов и другие; социологические исследования проблем студенческой молодежи П.И. Бабочкин, В.Т. Лисовский и другие; общефилософские проблемы формирования системы гражданского воспитания – Л.А. Беляева, Н.В. Наливайко и другие.

Наличие разных направлений и большого количества работ свидетельствуют о сложности объекта исследования и его многоаспектности, что в свою очередь позволило получить о воспитании и формировании гражданской позиции студенчества всестороннее представление. Несмотря на большой объем исследований, посвященных формированию гражданственности, мы отмечаем недостаточность разработки проблем взаимосвязи воспитания и обучения в вузе, практически отсутствуют сущностные характеристики основных составляющих гражданской позиции и базовой системы воспитательной работы.

Недостаточность разработки проблем формирования гражданской позиции студентов вузов, на наш взгляд, можно объяснить субъективными факторами развития государственной власти в Российской Федерации на протяжении ХХ века. В настоящее время, в связи с новыми условиями развития общества и государства в России мы отмечаем неуклонное повышение интереса научной и педагогической общественности к обозначенной проблеме.

Изложенное определило сложившиеся противоречия:

  • между общественными потребностями в системе воспитания, которая обеспечивала бы формирование гражданской позиции личности и недостаточной разработанностью содержания и методики такой воспитательной работы;

  • между требованием подготовки специалиста и гражданина, способного к самостоятельной ответственной творческой деятельности и недостаточной разработанностью системы воспитательной работы со студенческой молодежью в вузе;

  • между потребностью высшей школы в создании воспитательной системы, отвечающей требованиям современного общества и отсутствием научно разработанной и практически реализованной теории, способной обеспечить создание и развитие системы.

Таким образом, проблема настоящего исследования заключается в выявлении нового содержания системы воспитательной деятельности со студентами вуза в процессе формирования гражданской позиции.

Изложенная проблема определила тему исследования.

Объект исследования – воспитательная работа со студентами в высшем учебном заведении.

Предмет исследования – процесс формирования гражданской позиции студентов в вузе.

Цель исследования заключается в обосновании и экспериментальной проверке системы воспитательной работы, направленной на формирование гражданской позиции студенческой молодежи гуманитарного вуза.

Гипотеза исследования. Современное общество нуждается в специалисте не только компетентном, владеющем профессиональными умениями и навыками в определенной сфере, но и обладающим гражданской позицией, личностно участвующим в решении общественных и профессиональных задач. Формирование такого человека возможно только посредством специальной системы воспитательной работы. Такая система формирования гражданской позиции студенчества может быть эффективной если:

  • выступает основой всей воспитательной системы в вузе;

  • система воспитательной деятельности носит этапный характер с учетом специальности, учебного курса, личностных особенностей студентов и учебных групп;

  • функционирование системы обеспечивается самоуправлением студентов и способствует активизации личностно-творческого проявления студентов во внеучебной, волонтерской и общественной деятельности;

  • созданы необходимые социально-педагогические условия.

В соответствии с целью и гипотезой определены следующие задачи исследования:

  1. Раскрыть сущностную характеристику гражданской позиции студенческой молодежи.

  2. Изучить истоки воспитательной работы в вузе и разработать систему формирования гражданской позиции студенческой молодежи.

  3. Разработать технологию реализации системы воспитательной работы по формированию гражданской позиции студенческой молодежи вуза.

  4. Экспериментально проверить систему формирования гражданской позиции студенчества и раскрыть условия эффективности ее функционирования.

Методологической и теоретической основой исследования стали: философские и педагогические идеи о гуманизации и демократизации в системе высшего образования; о личности, как субъекте жизни общества и государства, культуры и образования; о системном и вариативном подходах к реформированию воспитания; о личностно-ориентированной направленности и личностно-деятельностном содержании воспитательного процесса.

Нормативные документы Правительства РФ, Министерства образования, Государственного комитета по делам молодежи РФ, документы администрации Новосибирской области и г.Новосибирска по проведению молодежной политики и организации воспитательной работы.

Для решения задач исследования использовались следующие методы: теоретический анализ (изучение философской, педагогической, исторической и социально-психологической литературы, документов и материалов по проблеме исследования); устные и письменные опросы; педагогический эксперимент, включающий методы целенаправленного наблюдения, анкетирования, интервьюирования, коллективные рейтинги; анализ учебно-методической документации и продуктов творческой деятельности студентов с последующим обобщением и систематизацией полученных результатов.

Научная новизна исследования.

  • уточнена и дополнена сущностная характеристика гражданской позиции студенческой молодежи;

  • разработана система формирования гражданской позиции студенческой молодежи вузов;

  • раскрыта технология реализации поэтапной воспитательной деятельности со студентами в вузе по формированию у них гражданской позиции;

  • выявлены социально-педагогические условия обеспечивающие эффективность функционирования системы формирования гражданской позиции студентов высших учебных заведений.

Теоретическая значимость исследования.

Полученные в ходе исследования материалы дополняют раздел социальной педагогики, раскрывающий сущность гражданской позиции, а так же теоретические основы организации воспитательной работы со студенческой молодежью высшего учебного заведения.

Предложенная методика исследования воспитательной работы в вузе может использоваться для дальнейшего исследования проблем воспитания студенческой молодежи.

Практическая значимость исследования.

Результаты диссертационного исследования могут быть использованы в вузах при организации воспитательной работы со студентами, при изучении раздела социальной педагогики, раскрывающего содержание и специфику формирования гражданской позиции студенческой молодежи, а так же они могут использоваться при организации работы с молодежью.

Исследования состояния воспитательной работы, в том числе и по формированию гражданской позиции студентов, проводились в Новосибирске: Новосибирском государственном педагогическом университете, Сибирской государственной геодезической академии, Новосибирской государственной академии экономики и управления, Новосибирском филиале Российского государственного торгово-экономического университета; в Томске: Томском экономико-юридическом институте; в Уфе: Башкирском государственном педагогическом университете; в Москве: Российском государственном социальном университете.

Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе Российского государственного торгово-экономического университета (Новосибирский филиал) – студенты очного обучения специальностей «Менеджмент», «Коммерция», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» (250 студентов); Института молодежной политики и социальной работы Новосибирского государственного педагогического университета – студенты очного обучения специальностей «Педагогика», «Социальная работа» (42 студента).

Этапы исследования. Намеченные задачи определили содержание, логику и последовательность развертывания исследования. Оно проводилось в три этапа.

На первом, теоретико-аналитическом этапе (1998–2000гг.), изучались и анализировались философская, психолого-педагогическая, историческая литература и источники по теме исследования, уточнялась гипотеза, проводились социологические исследования, разрабатывалась направленность воспитательной системы.

На втором, опытно-экспериментальном этапе (2000 – 2005гг.), проводилась опытно-экспериментальная работа со студентами и преподавателями, разработка методики создания и корректировки системы формирования гражданской позиции студенческой молодежи вузов и включение проекта в работу.

На третьем, обобщающем этапе (2005–2006гг.), происходило завершение опытно-экспериментальной работы, ее анализ, обобщение и систематизация полученных данных, оформление текста диссертации.

Основные положения, выносимые на защиту:

    • гражданская позиция студенческой молодежи представляет собой социально-педагогический феномен, имеющий сложную многогранную структуру. Она характеризует осознанное участие молодого человека в жизни общества и отражает его сознательные реальные действия и поступки в выполнении функциональных задач профессиональной деятельности, гражданского долга, активном участии в общественной жизни. Основными компонентами ее выступают: гражданственность, гражданская ответственность, социальная активность.

    • основой воспитательной системы в вузе выступает деятельность, направленная на формирование гражданской позиции студенческой молодежи. Она строится на основе студенческого самоуправления, охватывает студенческую молодежь всех курсов, способствует активному проявлению студентов во внеучебной, волонтерской, общественной деятельности, проявления личного гражданского долга; носит гибкий характер, отражая особенности учебных курсов и специальности обучаемых. Основными принципами воспитательной системы являются: целостность и системность в воспитании студенческой молодежи; самоуправления и соуправления; цивилизационно-сообразного подхода к мировой и отечественной традиции; личностного подхода в гуманистически направленной воспитательной системе; содействия и сотрудничества в системе жизнедеятельности студента; дополнительности (комплементарности); ориентации на профессиональную деятельность.

    • технология реализации воспитательной системы носит поэтапный, позиционно-уровневый характер. На каждом этапе (от курса к курсу) воспитательная деятельность строится через структуры студенческих клубов (объединений) и самоуправления создающих уникальное поле деятельности и взаимодействия, функционирующих по специально разработанным программам, с учетом особенностей студентов и учебных групп, уровня сформированности гражданской позиции обучаемых. Оценка уровня сформированности гражданской позиции определяется на начальном этапе и по завершению каждого учебного куса через совокупность критериев, позволяющих отслеживать динамику изменения гражданской позиции обучаемых и определяет перспективы индивидуальной и групповой работы, необходимость социально-педагогического сопровождения отдельных студентов.

    • социально-педагогическими условиями эффективного функционирования воспитательной системы, направленной на формирование гражданской позиции являются: создание максимально благоприятной атмосферы для воспитания и обучения каждого; осуществление психолого-педагогической поддержки и сопровождения в развитии личностного потенциала студента в течение всего периода обучения; формирование активности, познавательной мотивации, творческих способностей и навыков студенчества.

Достоверность и обоснованность полученных научных результатов и выводов определяется: методологической релевантностью исходных позиций, комплексной методикой исследования, соответствующей целям и задачам, целенаправленным анализом реальной педагогической практики, подтвержденной результатами исследований; репрезентативностью источниковедческой базы, широтой фактологических данных, подтверждающих основные концептуальные положения и выводы диссертации, органической связью теоретических положений с образовательной практикой, логичностью и внутренней непротиворечивостью проведенного исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы и результаты исследования докладывались автором и обсуждались на заседаниях кафедры «Общегуманитарных дисциплин» Новосибирского филиала Российского государственного торгово-экономического университета (2000-2006гг.), кафедры «Теории и методики воспитательных систем» Института молодежной политики и социальной работы Новосибирского государственного педагогического университета (2003 – 2006гг.); на постоянно действующем научном семинаре «Проблемы философии образования XXI века» Научно-исследовательского института Философии образования НГПУ и СО РАН (2003, 2005гг.), методических семинарах НГПУ и НФ РГТЭУ (1998, 2000, 2003 – 2006гг.); на ежегодных научно-практических конференциях преподавателей и студентов НФ РГТЭУ (2001 – 2006гг.). Материалы и результаты исследования докладывались на Международных (Новосибирск, 1999, 2000; Новосибирск-Алматы, 2002; Казахстан, 2003; Новосибирск 2003-2006), Всероссийских (Калининград, 2000; Новосибирск, 2001, 2002), региональных (Новосибирск, 2002, 2003; Томск, 2006) и вузовских (Новосибирск, 2002; Самара, 2004; Новосибирск, 2004, 2005, 2006) конференциях, конгрессах и семинарах.

Разработанная воспитательная система формирования гражданской позиции студентов реализована в Институте молодежной политики и социальной работы Новосибирского государственного педагогического университета (ИМПиСР НГПУ) и в Новосибирском филиале Российского государственного торгово-экономического университета (НФ РГТЭУ).

По материалам исследования разработаны рекомендации по формированию гражданской позиции студентов гуманитарного вуза, а так же спецкурс «История становления и развития воспитательной работы в вузах России в ХХ веке», которые были реализованы в ИМПиСР НГПУ и НФ РГТЭУ.

По теме диссертации опубликовано 9 научных работ общим объемом 2,54 п.л.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, 19 приложений. Объем диссертации включает 185 страниц текста, 16 таблиц, 5 рисунков, 13 диаграмм, список литературы в количестве 264 наименований работ, из них 4 на иностранном языке.

Во введении обосновывается актуальность проблемы, состояние изученности темы, формулируются цели, задачи исследования, методологическая и теоретическая основы исследования, положения выносимые на защиту, научная новизна и практическая значимость результатов и их апробации.

В первой главе «Становление и развитие воспитательной работы в высших учебных заведениях Российской Федерации в XX столетии как средство формирования гражданина» рассматривается история формирования, становления и развития воспитательной работы, определяются основные тенденции воспитания студенческой молодежи высшей школы в период Советской власти и в современном образовательном пространстве России. Разрабатываются значимые понятия, а так же представляется сущностная характеристика, организационно-управленческая структура и содержание системы формирования гражданской позиции студенчества гуманитарных вузов.

Во второй главе «Опытно-экспериментальное исследование системы формирования гражданской позиции студентов гуманитарного вуза» характеризуется методика изучения и организации системы формирования гражданской позиции студентов вузов. Излагается программа проведения диагностирующего и формирующего эксперимента, определятся динамика процесса формирования гражданской позиции студентов высших учебных заведений. Описывается опытно-экспериментальная работа по внедрению и изучению эффективности разработанной системы.

В заключении подводятся итоги работы, сформулированы выводы на основе проведенного исследования.

В приложениях представлены материалы эмпирического исследования.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Чельцов михаил Владимирович Формирование гражданской позиции студенческой молодежи высшего учебного заведения Специальность: 13. 00. 02 – теория и методика обучения и воспитания iconМоделирование учебного процесса южнокорейских студентов-филологов (начальный этап обучения)
Специальность 13. 00. 02 – теория и методика обучения и воспитания (русский язык как иностранный)
Чельцов михаил Владимирович Формирование гражданской позиции студенческой молодежи высшего учебного заведения Специальность: 13. 00. 02 – теория и методика обучения и воспитания iconМетодика формирования переводческой и информационно-аналитической...
Специальность 13. 00. 02 Теория и методика обучения и воспитания (иностранные языки)
Чельцов михаил Владимирович Формирование гражданской позиции студенческой молодежи высшего учебного заведения Специальность: 13. 00. 02 – теория и методика обучения и воспитания iconМосковский городской педагогический университет
Научная специальность: 13. 00. 02 Теория и методика обучения и воспитания (иностранные языки) (педагогические науки)
Чельцов михаил Владимирович Формирование гражданской позиции студенческой молодежи высшего учебного заведения Специальность: 13. 00. 02 – теория и методика обучения и воспитания iconПо специальности 13. 00. 02 теория и методика обучения и воспитания
Программа по специальной по дисциплине по специальности 13. 00. 02 теория и методика обучения и воспитания
Чельцов михаил Владимирович Формирование гражданской позиции студенческой молодежи высшего учебного заведения Специальность: 13. 00. 02 – теория и методика обучения и воспитания iconОпределение конструкта при составлении тестов по чтению для академических целей
Специальность 13. 00. 02 — Теория и методика обучения и воспитания (иностранные языки)
Чельцов михаил Владимирович Формирование гражданской позиции студенческой молодежи высшего учебного заведения Специальность: 13. 00. 02 – теория и методика обучения и воспитания iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 17 Теория и методика...
ДС. 02. 1 «Ботаника» составлены в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Чельцов михаил Владимирович Формирование гражданской позиции студенческой молодежи высшего учебного заведения Специальность: 13. 00. 02 – теория и методика обучения и воспитания iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «Теория обучения второму иностранному языку»
Специальность: 0226к00 «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур»
Чельцов михаил Владимирович Формирование гражданской позиции студенческой молодежи высшего учебного заведения Специальность: 13. 00. 02 – теория и методика обучения и воспитания iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
«Теория и методика обучения и воспитания (иностранные языки: английский язык профессиональное образование)»
Чельцов михаил Владимирович Формирование гражданской позиции студенческой молодежи высшего учебного заведения Специальность: 13. 00. 02 – теория и методика обучения и воспитания iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических...
«теория и методика обучения и воспитания (информатика – уровень высшего профессионального образования)»
Чельцов михаил Владимирович Формирование гражданской позиции студенческой молодежи высшего учебного заведения Специальность: 13. 00. 02 – теория и методика обучения и воспитания iconФормирование здравоведческой культуры студентов колледжа
Специальность 13. 00. 08 Теория и методика профессионального образования (Педагогические науки)
Чельцов михаил Владимирович Формирование гражданской позиции студенческой молодежи высшего учебного заведения Специальность: 13. 00. 02 – теория и методика обучения и воспитания iconМаленкова Л. И. М18 Теория и методика воспитания. Учебное пособие
М18 Теория и методика воспитания. Учебное пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2002. — 480 с. Isbn 5-93134-169-2
Чельцов михаил Владимирович Формирование гражданской позиции студенческой молодежи высшего учебного заведения Специальность: 13. 00. 02 – теория и методика обучения и воспитания iconПрограмма кандидатского экзамена дисциплины «история и философия науки»
Теория и методика обучения и воспитания (математика, технические дисциплины, уровень высшего образования, русский язык)
Чельцов михаил Владимирович Формирование гражданской позиции студенческой молодежи высшего учебного заведения Специальность: 13. 00. 02 – теория и методика обучения и воспитания iconВоспитание физических качеств у юношей гимназии в блочно-модульном варианте планирования
Специальность 13. 00. 04 Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки
Чельцов михаил Владимирович Формирование гражданской позиции студенческой молодежи высшего учебного заведения Специальность: 13. 00. 02 – теория и методика обучения и воспитания iconЗачетные требования к уровню подготовки студентов III курса физб-о-д
Анатомия, физиология, биомеханика, педагогика, психология, теория и методика физической культуры, теория и методика физического воспитания,...
Чельцов михаил Владимирович Формирование гражданской позиции студенческой молодежи высшего учебного заведения Специальность: 13. 00. 02 – теория и методика обучения и воспитания iconРешение кафедры
«Теория и методика обучения технологии», «Теория и методика обучения экономике и предпринимательствау»
Чельцов михаил Владимирович Формирование гражданской позиции студенческой молодежи высшего учебного заведения Специальность: 13. 00. 02 – теория и методика обучения и воспитания iconТеория и методика обучения физической культуре Программа учебной...
В. Я. Коровиной, 9-е издание, М. Просвещение, 2007. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск