Скачать 191.09 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «УТВЕРЖДАЮ» Проректор по учебной работе ____________Л.М. Волосникова «___»________________2011 г. КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СЕРВИСЕ Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 100100. 62 «Сервис» очной формы обучения «ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ» Автор работы: _______О.Р.Чомоян «___» ___________2011 г. Рассмотрено на заседании кафедры социально-культурного сервиса и туризма «___»__________2011 г. Протокол №___ Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению. «РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ» Объем ____ стр. Зав. кафедрой _________ Н.А. Балюк «___»__________2011 г. Рассмотрено на заседании УМК ИМЕНИТ «___»__________2011 г., протокол № ___ Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы «СОГЛАСОВАНО» Председатель УМК ___________ О.А.Столярова «___»_________2011 г. «СОГЛАСОВАНО» Зав. методическим отделом УМУ _________ С.А. Федорова «___»__________2011 г. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОЛОГО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО СЕРВИСА И ТУРИЗМА О.Р.ЧОМОЯН КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СЕРВИСЕ Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов очной формы обучения направления 100100.62 «Сервис» Тюменский государственный университет 2011 О.Р.Чомоян. Коммуникативные технологии в сервисе: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 100100.62 «Сервис» очной формы обучения. - Тюмень: 2011. - 11с. Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки. Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Коммуникативные технологии в сервисе [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный. Рекомендовано к изданию кафедрой социально-культурного сервиса и туризма. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета. ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Н.А. Балюк, д.и.н., профессор. © Тюменский государственный университет, 2011. © Н.А. Балюк, 2011 Пояснительная записка
Цель – освоить коммуникативные навыки, необходимые для успешного общения с клиентом. Задачи курса: - сформировать у студентов системные знания в сфере сервиса; - дать представление студентам об основных принципах коммуникации в области организации и управления индустрией гостеприимства. - раскрыть особенности и проблемы коммуникативных технологий; - показать место и роль коммуникативных технологий в сфере туризма; - изучить понятийно-категориальный аппарат в области сервиса; - определить функциональную структуру коммуникаций в сфере сервиса; - изучить виды коммуникативных технологий; В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
- методы работы с коммуникативными технологиями; - принципы коммуникативных технологий; - основные типы коммуникации, сущности и функций деловой коммуникации, коммуникативной личности; - основные категории предмета “Коммуникация и ее разновидности”;
- применять полученные навыки в процессе профессиональной деятельности; -видеть коммуникативную сторону деятельности специалиста по связям с общественностью и различать ее разновидности; -правильно, с научных позиций, анализировать получаемую через средства массовой коммуникации информацию и использовать ее;
- знаниями по оказанию информационных услуг в сфере туризма и экскурсионного дела; - коммуникативной компетентностью в сфере рецептивного туризма и индустрии гостеприимства; - приемом и техникой речевых коммуникаций; - навыками самопрезентации; 1.2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата Цикл общепрофессиональный Дисциплина «Коммуникативные технологии в сервисе» является вариативной частью профессиональной компетенции и базируется на таких дисциплинах как «Человек и его потребности».
В результате освоения ООП бакалавриата выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями: - способностью к диверсификации сервисной деятельности в соответствии с этнокультурными, историческими и религиозными традициями (ПК-1); - выделять и учитывать основные психологические особенности потребителя в процессе сервисной деятельности (ПК-2); - готовностью к работе в контактной зоне с потребителем, консультированию, согласованию вида, формы и объема процесса сервиса (ПК-4); В результате изучения курса студенты должны Знать: - этику сферы сервиса и услуг, этику партнерских отношений, эстетику обслуживания, профессиональную этику и этикет; Уметь: - соблюдать требования профессиональной этики и современного этикета; Владеть: - основами профессиональной этики и этикета.
Семестр 4. Форма промежуточной аттестации зачет. Общая трудоёмкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы 108 часов.
Таблица 1
Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля Таблица 2.
Планирование самостоятельной работы студентов Таблица 3.
4. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
5.Содержание дисциплины Модуль 1 Сущность и основные понятия коммуникативных технологий 1.1.Феномен коммуникативных технологий. Предмет теории коммуникации Сущность и ключевые понятия. Исторические вехи становления теории коммуникации. Теоретические модели коммуникации. Цели и функции коммуникации. Формы коммуникационной деятельности. Связь коммуникации с информацией. 1.2. Представление коммуникации как о процессе и структуре. Коммуникативный процесс и его составляющие. Стандартная модель коммуникативного процесса: коммуникатор – сообщение – канал передачи – коммуникант. 1.3. Технологии речевых коммуникаций Использование основ деловых коммуникаций. Коммуникации в профессиональной деятельности. Коммуникативные техники и технологии. Слушание в деловой коммуникации. Модуль 2. Риторика как компонент коммуникативных технологий 2.1. Определение современной риторики. Предмет риторики. Виды ораторских речей. Понятие риторики. Общая и частная риторика. Законы современной риторики. Свойства ораторской речи. 2.2. История возникновения риторики. Античная риторика. Риторика в России. Риторические традиции. Основоположники риторики. Софисты. 2.3. Секреты успешного выступления Изобразительно-выразительные средства. Риторические позиции. Рекомендации для успешного выступления перед аудиторией. Способы удержания внимания аудитории. Основные способы и приемы ведения полемики. Модуль 3. Общение и коммуникация. Коммуникация и ее разновидности. 3.1. Вербальные средства коммуникации Виды вербальной коммуникации: устная, письменная речь, слушание. Виды диалога. Коммуникативные барьеры непонимания и способы их преодоления. 3.2. Невербальные средства коммуникации, использование жестов, мимики Язык мимики и жестов. Понятие жестов и их классификация. Факторы, влияющие на интерпретацию невербальных сигналов в процессе общения. Зоны и дистанции в деловой коммуникации. 3.3. Типы коммуникации. Особенности личностной, межличностной, массовой, специализированной коммуникаций. Классификации видов коммуникаций. Планы семинарских занятий Модуль 1 Сущность и основные понятия коммуникативных технологий Феномен коммуникативных технологий. Предмет теории коммуникации 1.Ключевые понятия. 2.Цели и задачи. 3.Становление коммуникации. Представление коммуникации как о процессе и структуре. 1.Производство информации. 2.Прием и использование. 3.Модель коммуникативного процесса. Технологии речевых коммуникаций 1.Техники и технологии коммуникаций. 2.Слушание. 3.Речевые тактики. Модуль 2. Риторика как компонент коммуникативных технологий Определение современной риторики. Предмет риторики. 1.Понятие риторики. 2.Виды риторики. 3.Общая риторика. История возникновения риторики. 1.Возникновение риторики. 2.Античная риторика. 3.Основоположники риторики. Секреты успешного выступления 1.Построение выразительной и эмоциональной речи. 2.Убеждения. 3.Выразительность устной речи. Модуль 3. Общение и коммуникация. Коммуникация и ее разновидности. Вербальные средства коммуникации 1.Устная, письменная речь. 2.Виды диалога. 3.Коммуникативные барьеры. Невербальные средства коммуникации, использование жестов, мимики 1.Жесты, мимика. 2.Зоны и дистанции. 3.Положительные и отри3цательные сигналы. Типы коммуникации. 1.Организация коммуникации. 2.Коммуникативные формы. 3.Коммуникативные средства и технологии. 7.Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (модуля) Контрольная работа Контрольная работа предназначена для углубления и расширения знаний по изучаемой дисциплине. Выполненная работа должна быть защищена студентом. Студенты, не выполнившие контрольную работу, к сдаче экзамена не допускаются. Работа должна быть аккуратно оформлена в рукописном или печатном виде, удобна для проверки и хранения. Темы контрольных работ
Вопросы для подготовки к зачету
Темы рефератов
8.Образовательные технологии В учебном процессе используются активные и интерактивные формы проведения занятий: доклады с презентацией, анализ презентации совместно со студентами, защита авторских проектов, тренинги, решение ситуационных задач, разбор конкретных ситуаций по темам, встречи со специалистами в области туризма и сервиса. 9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 9.1. Основная литература: 1. Почепцов Г.Г. Коммуникативные технологии XX века. М., 1999. 2. Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. – М., 1990 3. Кузин Ф.А. Культура делового общения. Практическое пособие. М., 1996. 4. поцепцов Г.Г. Теория и практика коммуникации. М., 1998. 9.2.Дополнительная литература 1. Соколов А.В. теория социальной коммуникации. СПб, 2001. 2. Айслер – Мертц К. Язык жестов. М., 2001. 10. Программное обеспечение и Интернет – ресурсы: http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki - сайт энциклопедии «Кругосвет» (Межкультурная комуникация), http://www.polylog.ru/ru/marketing-communications-community -энциклопедия маркетинговых коммуникаций. 11.Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля) Для поведения лекционных занятий необходима аудитория, оборудованная мультимедийными средствами для работы в программе PowerPoint. Для выполнения практических занятий третьего модуля необходим компьютерный класс. |
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Н. Н. Малярчук. Здоровый образ жизни. Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная рабочая программа для студентов очной и заочной... | Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Р. Ю. Сабитов. Основы санитарии и гигиены на предприятиях сервиса: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов... | ||
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Е. А. Вакорина. Основы бизнес-планирования в сервисе: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 100100.... | Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Д. В. Вакорин. Менеджмент в сервисе: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 100100. 62 «Сервис»... | ||
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... О. Р. Чомоян. Введение в специальность: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 100100. 62 «Сервис»... | Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Е. Е. Ермакова. Коммуникативные технологии в сервисе: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 100100.... | ||
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... О. В. Третьякова. Соционика: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 100100. 62 «Сервис» очной... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... Е. Ю. Созонова. Сервис в санаторно-курортном комплексе: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления... | ||
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... В. А. Добрякова. Основы функционирования систем сервиса: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов очной... Н. Н. Малярчук. Безопасность жизнедеятельности: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 100100.... | ||
Пояснительная записка учебная дисциплина «Культурология» Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очной формы обучения направления 100100. 62 Сервис | Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Рассмотрено на заседании умк института математики, естественных наук и информационных технологий | ||
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Р. Ю. Сабитов. Организация работы административно-хозяйственных служб сервисного предприятия: Учебно-методический комплекс. Рабочая... | Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Р. Ю. Сабитов. Сервис в общественном питании: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 100100. 62... | ||
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Д. В. Вакорин. Технические средства предприятий сервиса: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления... | Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... О. Р. Чомоян. Коммуникативные технологии в сервисе: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 100100.... |