А. В. Шартынова, Е. Л. Тихонова





Скачать 402.52 Kb.
НазваниеА. В. Шартынова, Е. Л. Тихонова
страница1/3
Дата публикации14.02.2015
Размер402.52 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Право > Реферат
  1   2   3
Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»

Национальный исследовательский университет

А.В. Шартынова, Е.Л. Тихонова

Молодежное добровольчество как форма участия в деятельности институтов гражданского общества:

правовой аспект

Нижний Новгород

2011

Содержание

Введение….……………………………………………………………………….3

Правовой статус молодежи и определяющие факторы молодежной политики России в системе институтов гражданского общества……………………………………………………………………..……5

Понятие добровольческой деятельности: правовой аспект………………...10

Молодежные волонтерские общественные объединения как форма вовлечения молодежи в деятельность институтов гражданского общества…………… ……………………………………………………..……17

Заключение………….…………………….……..………………………………28

Темы контрольных работ…………………..……………………………………31

Глоссарий……………………………………………………...…………………32

Список литературы…………………………………..………………………….34

Введение
Развитие гражданского общества является важным национальным и международным приоритетом современной эпохи. Будущее России, ее место в мировом сообществе в значительной мере зависят от включенности в этот процесс, обеспечивающий возможность самореализации личности. Становление гражданского общества в России означает смену парадигм взаимоотношений между властью и обществом, гражданами и их организациями и, как следствие, формирование иных основ их взаимодействия, что подразумевает возникновение новых институтов, правового поля и соответствующего им типа личности.

Говоря об актуальности проблем, связанных с изучением молодежных организаций и вовлечением молодежи в политическую жизнь страны, нельзя не отметить, что сегодня как во властных структурах, так и в общественно-политических движениях, партиях да и в самом обществе в целом, имеют место несхожие, а порой и взаимоисключающие точки зрения на роль молодых людей в политической жизни страны. Тем не менее, в последние годы исследование тенденций развития молодежного движения активизируется, ученые сформировали важное направление российской политической мысли – политологию молодежных проблем, в которой особую роль играют молодежная политика, социология молодежи, ее политическая активность и участие в разнообразных молодежных организациях.

В связи с этим структурно-функциональный анализ молодежного движения в России длительное время будет актуальной не только с точки зрения выявления сложившихся тенденций политизации молодых людей, но и управления сложными процессами образования молодежных организаций в условиях становления гражданского общества. Новые условия развития политической жизни ставят новые проблемы совершенствования форм и методов политической самоорганизации молодежи, поиск путей решения проблем, возникающих у молодых людей. Все это требует пристального внимания, анализа и обобщения с целью развития политической активности молодежи.

Молодежная политика в современной России базируется на сочетании старой советской школы и современного опыта зарубежных стран и не учитывает, таким образом, национальную особенность – менталитет российской молодежи. На чем он базируется? Так, исторически сложилось, что при взаимоотношении с государством принцип социального партнерства в России применяется крайне редко. Как правило, народ выступает скорее объектом, нежели субъектом государственной политики, молодежь не стала исключением. Сама молодежь при организации мероприятий для своих сверстников копирует модель поведения органов государственной власти, в связи с чем положительный эффект так и не наступает. Проблему активизации деятельности молодежи и вовлечения ее в важнейшие политические процессы представляется целесообразным разрешить посредством предоставления возможности молодежи участвовать в волонтерской деятельности. Мотивация молодежи представляется простой и близкой – знакомство, статус, престиж, путешествия, перспективы, а, главное, все эти перспективы отнюдь не являются отдаленными. Обращаясь к добровольческой практике, важно отметить положительную тенденцию, наблюдаемую в современной молодежной политике: все больше проектов связывают с волонтерством так или иначе. Молодые люди политически пассивны, и не считают, что молодежная организация может решить их проблемы. Низкая вовлеченность молодежи в общественную деятельность сводится к тому, что у организации отсутствуют основные направления деятельности, финансирование, присутствует необязательность членов, невозможность конкретных выгод и результатов деятельности, средств и возможностей, отсутствие механизма взыскания ответственности, свободный вход и выход из организации. К факторам политической апатии молодежи относят общий социально-экономический кризис общества, незнание политической культуры, своих прав и обязанностей.

Наша задача заключается в том, чтобы проследить особенности организации волонтерской деятельности молодежи в России как необходимой и составной части реализации не только государственной молодежной политики, но и институтов гражданского общества в целом. Важно, что большинство современных ученых придерживаются той позиции, согласно которой молодежь является не только объектом, но и субъектом таких отношений. Поэтому необходимо не только рассмотреть условия осуществления инициативы молодыми волонтерами, но и определить мотивационный уровень в добровольческой деятельности, выявить факторы, оказывающие на него влияние.

Правовой статус молодежи и определяющие факторы молодежной политики России в системе институтов гражданского общества
Современная наука о молодежи – ювенология - (Juventilis - молодость, юность logos - знание) представляет собой системное знание о взрослении человека как живого организма (физиологический аспект), становлении “Homo sapiens” как организма с развитым мышлением (психоэмоциональный аспект) и формировании его как полноценного члена общества (социально-экономический аспект). К сожалению, единого понимания сущности понятия «молодежь» до настоящего времени не выработано. Ювенологи связывают определение «молодежь» с этапом жизненного цикла личности, стремящейся к самоидентификации. Для правоведов представляется наиболее целесообразным установление возрастного порога в качестве определяющего критерия понятия «молодежь», что и было закреплено в ФЗ «Основные направления государственной молодежной политики в РФ», утвержденных Постановлением Верховного совета от 03.06.1993 №5090-1, законодательных актах субъектов РФ о молодежной политике. Законодательство РФ федерального, регионального и муниципального уровней предусматривает создание необходимых условий для самореализации молодого человека, в том числе посредством вовлечения молодежи в процесс определения и реализации молодежной политики. Относительно общее определение молодёжной политики было сформулировано А.И.Ковалевым и В.А.Луковым и заключается в том, что она «представляет собой деятельность государства, политических партий, общественных объединений и других субъектов общественных отношений, имеющей целью определённым образом воздействовать на социализацию и социальное развитие молодёжи, а через это – на будущее состояние общества». Е.Г. Слуцкий предлагает ввести новую правовую категорию - «ювенальная политика общества», которая, по его мнению, является «универсальной и единой на все времена». Обозначенный альтернативный методологический подход формирования стратегии государственной молодежной политики, отличающийся от общепринятой точки зрения, наглядно указывает на противоречия в понимании сущности явления «молодежная политика».

Молодежная политика – не только социальный, но и правовой феномен современной российской действительности. Во-первых, «правоведение больше интересует правовой статус молодых людей; молодежь здесь является объектом той или иной отрасли права». Во-вторых, для правоведов важно выявить влияние комплекса юридических знаний на состояние и развитие молодежи как объекта изучения, а также определить и закрепить в правовых актах юридические механизмы реализации российской государственной молодёжной политики, возможности молодежи выступать в качестве субъекта. В-третьих, необходимо отметить уникальное и столь нехарактерное сочетание методов диспозитивности и императивности для Конституционного права, поскольку отношения и органов государственной власти, и местного самоуправления, и молодежи, и молодежных общественных объединений, возникающих в процессе и по поводу реализации молодежной политики, выстраиваются по принципу «социального партнерства». Е.Г. Слуцкий отмечает «невозможность формирования и реализации ювенальной политики без разработки эффективного ювенального права, становления ювенальной юстиции, базирующихся на ювенальном законодательстве и развивающих ювенальное поле». Однако его позиция представляется нам неубедительной.

Существующую совокупность исследований в сфере государственной молодежной политики можно рассматривать в рамках трех наиболее типичных подходов: первый из них - интернально-правовой; второй - экстернально-политический; третий - институциональнй. Интернально-правовой подход присущ работам И.М. Ильинского, В.Д. Левичевой, В.В. Касьянова, в которых государственная молодежная политика трактуется как деятельность властных органов по правовому регулированию отношений молодежи и государства. Более широкое представление о молодежной политике дается в рамках экстернально-политического подхода, наиболее ярко освещенного в трудах В.К. Криворученко, В.Т. Лисовского, В.А. Родионова, согласно которому государственная молодежная политика интерпретируется в качестве составной части правовой политики в области социально- экономического, культурного и национального развития Российской Федерации. В рамках бурно развивающегося институционального подхода, к основным представителям которого можно причислить З.Г. Голенкову, А.И. Черных, Ю.З. Гридина, государственная молодежная политика определяется как деятельность государства, направленная на создание правовых, экономических и организационных институтов, условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив.

В целях установления концептуальных основ в реализации основных направлений молодежной политики, представляется обоснованным применение институционально-правовового подхода к пониманию сущности молодежной политики. Органы государственной власти, местного самоуправления, конституционно-правовой статус которых, определяет конституционное и муниципальное право России, при формировании государственной молодежной политики учитывают специфические интересы молодежи, определяют приоритетные направления реализации молодежной политики и используют программный метод при решении проблем молодежи, основываясь на достижениях ряда социологических и политологических наук, в том числе ювенологии. Нам представляется целесообразным выделить из молодежной политики, которая определяется как целостная «система мер правового, организационно-управленческого, финансово-экономического, научного, информационного, кадрового характера, направленных на создание необходимых условий для самореализации молодежи, выбора молодыми гражданами своего жизненного пути для ответственного участия в экономическом и социальном развитии России», особо государственную молодежную политику, под которой следует понимать не просто деятельность органов государственной власти по систематизации работы с молодежью, а четко выстроенную систему государственного управления в сфере реализации государственной молодежной политики, основанную на принципе субсидиарности.

Сегодня в РФ существует небольшое количество нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в области молодежной политики, которые входят в систему конституционного права России. Молодежная политика является неотъемлемой составляющей государственной социально-экономической политики, безусловно, тщательно изучается политологами, является обязательной дисциплиной для студентов, обучающихся по специальности «Организация работы с молодежью» в высших учебных заведениях. Ярким примером служит программа Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова, которая предусматривает дисциплину «Международный опыт молодежной политики», преподается на кафедрах социологии международных отношений и социологии молодежи МГУ. Однако изучение законодательства о молодежи в рамках ювенальной науки (в т.ч. политологии) не возможно в силу специфики понимания предмета исследования и используемой методологии. Ювенология «изучает общие проблемы становления и развития подрастающих поколений», т.е. ее предмет не совпадает с таким объектом как молодежь.

В связи с этим автором представляется целесообразным выделить особую подотрасль в рамках конституционного права – «молодежное право». Лисовский В.Т. справедливо отметил, что «правоведение больше интересует правовой статус молодых людей; молодежь здесь является объектом той или иной отрасли права». Предметом ее исследования является нормативное обеспечение современной молодёжной политики в контексте демократического реформирования российской государственности. Важно выявить влияние комплекса юридических знаний на состояние и развитие молодежи как объекта изучения, а также определить и закрепить в правовых актах юридические механизмы реализации российской государственной молодёжной политики, возможности молодежи выступать в качестве субъекта. Методология молодежного права как подотрасли конституционного права, хотя и предполагает столь нехарактерное для него сочетание императивного и диспозитивного методов, тем не менее, позволяет учесть интересы как органов государственной власти, органов местного самоуправления, реализующих молодежную политику, так и самой молодежи, молодежных общественных объединений.

В последние годы в среде молодежи, молодежной политике государства сложилось непростое положение. Очевидно, что в какой-то мере такая ситуация требует преодоления укоренившихся стереотипов, подходов и в науке (науках) о молодежи. Молодежное право как интегративный и обособленный комплекс знаний требует тщательной проработки, определения места в системе правоведения, что в дальнейшем позволит подвинуть вперед знания о молодежи и более эффективно использовать их в общественной практике.

Очевидно, что сложившаяся в молодежной политике ситуация требует преодоления укоренившихся стереотипов, подходов в науке (науках) о молодежи, однако выработка единого подхода к сущности феномена молодежной политики в дальнейшем позволит не только продвинуть вперед знания о молодежи и более эффективно использовать их в общественной практике, но и окажет существенное влияние на формирование молодежных институтов гражданского общества.

Понятие добровольческой деятельности: правовой аспект
Изучение вопросов правового регулирования благотворительной и добровольческой деятельности, а также деятельности добровольческих общественных объединений представляется необходимым, поскольку, с одной стороны, такая деятельность имеет существенное значение для так называемого третьего сектора, находящегося в Российской Федерации на стадии формирования. По мнению видного социолога Ф. Хайека "третий" сектор исключительно важен, поскольку он берет на себя эффективное выполнение задач по удовлетворению общественных нужд. Очевидно, что в нормотворческой деятельности в этой сфере целесообразно учитывать опыт зарубежных стран.

Весомый социальный и экономический вклад добровольческой деятельности в развитие государств был подтвержден и в ходе исследования некоммерческого сектора 22 стран, среди которых страны Западной Европы (Нидерланды, Германия, Ирландия, Испания, Бельгия, Австрия, Франция, Финляндия, Великобритания), а также Австралия, США, Израиль, Япония, государства Центральной и Восточной Европы (Чехия, Словакия, Венгрия, Румыния), страны Латинской Америки (Аргентина, Перу, Бразилия, Колумбия, Мексика). Гаврилова И.Н. и ряд других исследователей отмечают, что в настоящее время в мире происходит «глобальная общественная революция», заключающаяся во «взрыве» организованной частной добровольческой деятельности. По данным Л. Саломона, в среднем 28% населения указанных стран жертвуют свое время на работу в третьем секторе, что эквивалентно дополнительным 10,6 млн. рабочих мест, доводя тем самым общее число занятых в некоммерческом секторе до 29,6 млн. человек. С учетом Латинской Америки 1,7% в Центральной Европе. 55% волонтерского времени тратится в сферах отдыха, включая спорт, и социальных услуг. Кроме того, добровольцы привлекаются к работе в организациях по защите окружающей среды, в гражданских объединениях и в организациях развития (для центрально- и восточноевропейских стран характерна также занятость волонтеров в организациях по защите интересов определенных групп населения). Наиболее развитым волонтерским сектором вследствие большей распространенности негосударственных некоммерческих организаций обладают страны Западной Европы.

Резолюция ООН A/RES/56/38 закрепила рекомендацию для правительств стран - участниц включать добровольчество в качестве компонента по достижению целей устойчивого развития в национальных планах. Понятие «добровольчество», а в современной западной науке «волонтерство» применяются для обозначения добровольческого труда как деятельности, осуществляемой людьми добровольно на безвозмездной основе и направленной на достижение социально значимых целей, решение проблем сообщества. Опыт многих стран показывает, что там, где добровольчество получает государственную поддержку, добровольческий сектор является заметной составляющей социально-экономического развития. Представляется целесообразным уделить особое внимание вопросам правового регулирования деятельности добровольцев в российском законодательстве, поскольку цели и задачи, на достижение которых направлено добровольчество, находятся в полном согласии с положениями Концепции национальной безопасности Российской Федерации, способствуют достижению баланса интересов личности, общества и государства.

Изучая порядок становления понятия «волонтер» в зарубежных странах, следует согласиться с позицией Жаворонкова Р.Н., использующего исторический подход в становлении термина и его признаков. Существенными качествами волонтерской деятельности в зарубежных странах являются: безвозмездность, альтруизм, общественная полезность. Поэтому при характеристике явления «волонтерство» в зарубежных странах более подходящим представляется термин «добровольческий труд». Следует отметить, что в зарубежных странах правовое регулирование волонтерской деятельности осуществляется как специальными законами о волонтерской деятельности (Закон Португалии от 3 ноября 1998 г. №71/98 «Правовые основы регулирования волонтерской деятельности», Закон Италии «Основные положения о волонтерстве», Закон Чехии от 24.04.2002г. «О волонтерской службе», Закон Польши от 24.04.2003 «Об общественно полезной деятельности и волонтерстве»), либо законами, регулирующими благотворительную деятельность (Закон Литвы «О благотворительности и поддержке», Закон Великобритании «О благотворительной деятельности»).

В России добровольческий труд связывают с благотворительной деятельностью. Обращаясь непосредственно к соотношению понятий «благотворительная деятельность» и «добровольчество», выявляем очевидные специфические черты этих явлений. Так, под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки. Всеобщая декларация добровольцев, принятая на XI конгрессе Международной Ассоциации Добровольцев следующим образом определяет добровольчество: это добровольный выбор, отражающий личные взгляды и позиции; активное участие гражданина в жизни человеческого сообщества; как правило, совместная деятельность в рамках разного рода ассоциаций. Добровольчество способствует улучшению качества жизни, личному совершенствованию и углублению солидарности; реализации основных человеческих потребностей на пути строительства более справедливого и мирного общества; сбалансированному экономическому и социальному развитию, созданию новых рабочих мест и новых профессий». Таким образом, представляется целесообразным рассматривать добровольческую деятельность как особый вид благотворительной деятельности. Добровольчество имеет, безусловно, схожие черты с трудовой деятельностью, однако правоотношения, возникающие в процессе и по поводу реализации добровольческого труда, имеют гражданско – правовую природу. Реализуя свое конституционное право на труд, доброволец руководствуется желанием преодолеть чувство одиночества и самореализации, поскольку при осуществлении волонтерской работы удовлетворяет социальные и психофизиологические потребности в контактах с другими людьми. Важно отметить целесообразность использования термина «добровольческая деятельность» вместо «добровольческий труд», поскольку сложившееся в российском трудовом праве понимание труда предполагает его возмездность, а труд на добровольных началах ассоциируется с принудительным.

C 2006 года действует Стратегия государственной молодежной политики Российской Федерации, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации № 1760-р, которая предусматривает реализацию данной Стратегии до 2016 г. и в соответствии со Стратегией реализуется проект "Доброволец России", нам представляется целесообразным рассмотреть правовые механизмы, предусмотренные в российском законодательстве для реализации добровольческой деятельности молодежи и выяснить насколько предлагаемы гарантии могут быть эффективными?

В связи со вступлением в силу с 07 января 2011 года положений закона №383-ФЗ [4] необходимо прояснить некоторые намеченные тенденции в сфере добровольческой деятельности. Во-первых, российский законодатель отказался от иностранного термина «волонтер», оставив понятие «доброволец». Во-вторых, были сформулированы дополнительные цели осуществления благотворительной деятельности, среди которых важно отметить содействие добровольческой деятельности, а так же такие цели как: содействие развитию научно-технического, художественного творчества детей и молодежи; содействие патриотическому, духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи; поддержка общественно значимых молодежных инициатив, проектов, детского и молодежного движения, детских и молодежных организаций. В-третьих, юридические лица были исключены из перечня благотворителей, безвозмездно предоставляющих услуги и выполняющих работы, было также сформулировано понятие «доброволец». Примечательно, что первоначальная формулировка положений законопроекта в подпункте «б» пункта 2 статьи 1 предусматривала термин «добровольцы (волонтеры)». В российском законодательстве традиционно для обозначения людей общественного служения используется термин «доброволец», вероятно именно по этой причине Заключением № 3.21-6/691 от 30 ноября 2010 года по проекту федерального закона № 400715-5 «О внесении изменений в Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» и статью 7 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (второе чтение) было предложено данные термины «согласовать между собой и унифицировать» поскольку «в последующих положениях законопроекта используется термин «добровольцы».

Важно понимать, что участие в благотворительной деятельности со стороны молодежи осуществляется преимущественно в форме безвозмездного выполнения работ и оказания услуг. Возможность заключения гражданско-правового договора с таким лицом, безусловно, колоссальный шаг в системе регулирования добровольческой деятельности, поэтому, прежде всего, необходимо подчеркнуть роль участия молодежи именно в добровольчестве, поскольку близкие по содержанию понятия добровольческой и благотворительной деятельности нуждаются, тем не менее, в разграничении. Также следует изучить возможность участия молодого человека в добровольчестве, выявить особенности и ключевые признаки такого явления, как «молодежное добровольчество».

Остановимся более подробно на молодежном добровольчестве, поскольку для системы образования молодежное добровольчество – это эффективный метод формирования и развития знаний и навыков, воспитания молодежи страны. Соответствующим образом организованная добровольческая деятельность на всех уровнях и стадиях обучения создает условия для активного участия учащейся молодежи в жизни общества .

В юридической литературе понятие «молодежное добровольчество» не сформулировано, представляется целесообразным объединить два разработанных термина «молодежь» и «добровольчество» в одно единое понятие. Семантически образованный таким образом термин вбирает в себя сущность двух составляющих, поэтому ключевым признаком такого подхода будет осуществление добровольческой деятельности представителем молодежи. Однако такой подход нам представляется неверным, поскольку такой термин как «молодежь» имеет определенную специфику, сужает субъектный состав потенциальных участников молодежного добровольчества.

Согласно действующему законодательству Российской Федерации молодежь – это граждане в возрасте от 14 до 30 лет включительно. Нижняя возрастная граница определяется тем, что с 14 лет наступает физическая зрелость и человек может заниматься трудовой деятельностью (период выбора учиться или работать). Верхняя граница определяется достижением экономической самостоятельности, профессиональной и личной стабильности. Таким образом, несовершеннолетние граждане в возрасте до 14 лет в соответствии с российским законодательством к числу молодых людей не относятся. Представляется, что указанный возрастной предел для молодежи не соответствует представлениям о требованиях, предъявляемых к добровольцу, поскольку им может быть и ребенок в возрасте 6 – 7 лет. Поскольку законодательство регулирует взаимоотношения с добровольцами посредством гражданско-правового договора, представляется целесообразным установить нижнюю границу для молодого добровольца в 6 лет, поскольку малолетние в соответствие с п.2 ст. 28 ГК РФ обладают пусть и ограниченной, но дееспособностью. Конечно, правовое оформление добровольческих отношений с малолетними затруднительно, тем не менее представляется возможным в рамках действующего российского законодательства. Таким образом, понятие «молодежное добровольчество», следует трактовать расширительно, понимая под этим «общественно полезную деятельность физических лиц - добровольцев (волонтеров) в возрасте до 30 лет, осуществляемую безвозмездно, без морального и материального принуждения, на основе свободного волеизъявления, не преследующую целей извлечения прибыли».

Таким образом, системное развитие и поддержка молодежного добровольчества как общественной ценности и, одновременно, уникальной системы знаний и технологий в сфере развития людских ресурсов, выступает одним из действенных и эффективных инструментов решения задач по созданию условий для активного ответственного участия граждан в решении социальных проблем. Это признанный во всем мире и эффективный способ объединения усилий и ресурсов общества и государства в решении социальных задач, мобилизации общественной инициативы, социальной консолидации общества, метод содействия повышению эффективности социальной политики и, в целом, достижения благополучия населения.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

А. В. Шартынова, Е. Л. Тихонова iconТихонова А. В. Кафедра «Налоги и налогообложение»
Федеральный закон от 22. 08. 1996 n 125-фз "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". Глава I
А. В. Шартынова, Е. Л. Тихонова iconТихонова О. М., учитель начальных классов, высшей кв категории
...
А. В. Шартынова, Е. Л. Тихонова icon25 апреля 2008 г. Дата введения
Е. Б. Ежлова); фгун "Московский научно-исследовательский институт эпидемиологии и микробиологии им. Г. Н. Габричевского" (Н. Т. Тихонова,...
А. В. Шартынова, Е. Л. Тихонова iconРазработка урока алгебры в 9 классе Тема урока: Стандартный вид числа
Учебник Ш. А. Алимов, Ю. М. Калягин, Ю. В. Сидоров, Н. Е. Фёдорова, М. И. Шабунин. Алгебра, 9 класс. Под научным руководством академика...
А. В. Шартынова, Е. Л. Тихонова iconТехнологий Образовательная область
Шипачев,В. С. Курс высшей математики : учебник / В. С. Шипачев; под ред. А. Н. Тихонова. 4-е изд., испр. М. Оникс, 2009. 608 с ил....
А. В. Шартынова, Е. Л. Тихонова icon«Знакомство с коровой и теленком»
Шипачев,В. С. Курс высшей математики : учебник / В. С. Шипачев; под ред. А. Н. Тихонова. 4-е изд., испр. М. Оникс, 2009. 608 с ил....
А. В. Шартынова, Е. Л. Тихонова iconТема: «Зима в городе»
Шипачев,В. С. Курс высшей математики : учебник / В. С. Шипачев; под ред. А. Н. Тихонова. 4-е изд., испр. М. Оникс, 2009. 608 с ил....
А. В. Шартынова, Е. Л. Тихонова iconТихонова дина Валерьевна разработка метода верификации диагноза бластоцистоза...
«Центр исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании, социально-педагогической поддержки...
А. В. Шартынова, Е. Л. Тихонова iconТихонова Н. Д., заведующий детским отделом центральной
Задача библиотеки не только обеспечить доступ читателя к информационным ресурсам, но и, учитывая возрастные особенности, найти среди...
А. В. Шартынова, Е. Л. Тихонова iconТема: «По следам гусей-лебедей»
Шипачев,В. С. Курс высшей математики : учебник / В. С. Шипачев; под ред. А. Н. Тихонова. 4-е изд., испр. М. Оникс, 2009. 608 с ил....
А. В. Шартынова, Е. Л. Тихонова iconПрограмма дисциплины «Социальная структура и социальная стратификация»...
Общество как развивающаяся система. Основные подходы к анализу социальной структуры общества
А. В. Шартынова, Е. Л. Тихонова iconКонспект занятия «Апельсин и мандарин»
Шипачев,В. С. Курс высшей математики : учебник / В. С. Шипачев; под ред. А. Н. Тихонова. 4-е изд., испр. М. Оникс, 2009. 608 с ил....
А. В. Шартынова, Е. Л. Тихонова iconКонспект занятия по волейболу в младшей группе
Шипачев,В. С. Курс высшей математики : учебник / В. С. Шипачев; под ред. А. Н. Тихонова. 4-е изд., испр. М. Оникс, 2009. 608 с ил....
А. В. Шартынова, Е. Л. Тихонова iconКонспект занятий по математике 2-я младшая группа
Шипачев,В. С. Курс высшей математики : учебник / В. С. Шипачев; под ред. А. Н. Тихонова. 4-е изд., испр. М. Оникс, 2009. 608 с ил....
А. В. Шартынова, Е. Л. Тихонова iconФонд «Регионразвитие» Оренбургское региональное отделение Общероссийского общественного
Шипачев,В. С. Курс высшей математики : учебник / В. С. Шипачев; под ред. А. Н. Тихонова. 4-е изд., испр. М. Оникс, 2009. 608 с ил....
А. В. Шартынова, Е. Л. Тихонова iconКонспект урока окружающего мира с использованием цор в 3 классе
Шипачев,В. С. Курс высшей математики : учебник / В. С. Шипачев; под ред. А. Н. Тихонова. 4-е изд., испр. М. Оникс, 2009. 608 с ил....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск