Психология Методические указания к практическим занятиям





НазваниеПсихология Методические указания к практическим занятиям
страница1/12
Дата публикации22.11.2017
Размер1.67 Mb.
ТипМетодические указания
100-bal.ru > Право > Методические указания
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


Психология
Методические указания

к практическим занятиям

Составители:

Н. В. Кавинская, К. А. Будилова, Ж. А. Дзахова

Владикавказ 2013

Министерство образования и науки рф
Северо-Кавказский горно-металлургический институт

(государственный технологический университет)
Кафедра социологии и политологии

Психология
Методические указания

к практическим занятиям

Составители:

Н. В. Кавинская, К. А. Будилова, Ж. А. Дзахова

Допущено редакционно-издательским советом
Северо-Кавказского горно-металлургического
института (государственного технологического

университета)

Владикавказ 2013

УДК 159.9

ББК 88

К12


Рецензент:

кандидат психологических наук, доцент СОГПИ Гуцунаева С. В.

К12 Психология: Методические указания к практическим занятиям. Для студентов всех направлений / Сост. Н. В. Кавинская, К. А. Будилова, Ж. А. Дзахова; Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет). – Владикавказ: Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет). Изд-во «Терек», 2013. – 115 с.
Методические рекомендации к практическим занятиям по дисциплине «Психология» составлены для студентов первого курса дневного и заочного отделений направления подготовки бакалавров 080200 «Менеджмент», 261400 «Технология художественной обработки материалов» в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования указанных направлений, учебным планом и программой курса.
УДК 159.9

ББК 88
Редактор: Хадарцева Ф. С.

Компьютерная верстка: Цишук Т. С.
 Составление. Северо-Кавказский

горно-металлургический институт

(государственный технологический университет), 2013

 Кавинская Н. В., Будилова К. А., Дзахова Ж. А.,

составление, 2013

Подписано в печать 15.08.2013. Формат 60х84 1/16. Бумага офсетная. Гарнитура «Таймс». Печать на ризографе. Усл. п.л. 6,68. Тираж 35 экз. Заказ № .

Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет). Издательство «Терек».

Отпечатано в отделе оперативной полиграфии СКГМИ (ГТУ).

362021, г. Владикавказ, ул. Николаева, 44.

ВВЕДЕНИЕ
Предлагаемое учебно-методическое пособие составлено в соответствии с программой дисциплины «Психология», на основе федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по направлениям подготовки бакалавров:

  • 080200 – «Менеджмент»,

  • 181100 – «Государственное и муниципальное управление»,

  • 261400 – «Технология художественной обработки металлов»,

  • 280700 – «Техносферная безопасность»

и предназначены для студентов, изучающих курс «Психология» на первом курсе очной и заочной формы обучения.

Практические занятия являются неотъемлемой частью вузовского образования и, являясь продолжением и логическим дополнением теоретических знаний, полученных в ходе лекционного курса, способствуют формированию основных познавательных и мировоззренческих навыков студентов.

Цель учебно-методического пособия – закрепление положений основных научных теорий, отработка на практическом опыте усвоенных знаний, формирование у студентов навыков экспериментальной работы.

Формы проведения практических занятий по «Психологии» выбраны таким образом, чтобы способствовать формированию у студентов следующих компетенций:

  • умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;

  • готовность кооперации с коллегами, работе в коллективе;

  • стремление к саморазвитию, умение ориентироваться в быстроменяющихся условиях;

  • умение критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков;

  • способность применять методы анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования в своей будущей профессии.

Во время практических занятий по дисциплине «Психология» применяются такие формы как опрос, практические задания, разбор конкретных ситуаций, лабораторно-исследовательские работы, обсуждение рефератов.

Методические рекомендации содержат план к каждой теме; основные понятия, необходимые студенту для успешного освоения темы; вопросы, выносимые на обсуждение; задания практического характера; варианты заданий для лабораторно-исследовательских работ; тематику рефератов. Каждая тема завершается списком рекомендуемой литературы.

При оценке практического занятия учитываются следующие критерии, которые вырабатывают высокий уровень активности у студентов:

  • знание теоретических предпосылок, предваряющих каждое практическое занятие;

  • активность работы студентов во время дискуссии или проведении экспериментов;

  • способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога;

  • правильность оформления письменных работ;

  • обоснованность сделанных выводов.

На некоторых практических занятиях данного курса студентам предлагается выполнить лабораторно-исследовательские работы. При выполнении данного вида работ целесообразно придерживаться следующего плана:

1. Дата выполнения работы.

2. Тема.

3. Цель.

4. Задачи.

5. Объект исследования (измеряемый признак).

6. Теоретическое обоснование.

7. Гипотеза исследования (ставится только в тех случаях, когда есть необходимость проведения сравнительного анализа полученных данных).

8. Испытуемый (фамилия, инициалы того, с кем проводится эксперимент).

9. Состояние испытуемого (как правило, фиксируется физическое, эмоциональное состояние, а также уровень физиологической активности студента до начала проведения исследования.) Если необходимо ввести дополнительные сведения о состоянии испытуемого, студентов предупреждают об этом перед проведением исследования.

10. Время проведения исследования.

11. Экспериментатор (фамилия, инициалы).

12. Оборудование, необходимое для выполнения заданий.

13. Ход работы (подробное описание этапов выполнения работы и инструкция испытуемому).

14. Данные, полученные в ходе проведения исследования, представленные в виде таблиц, графиков.

15. Анализ полученных результатов (представление итоговых результатов, выявление и описание закономерностей теоретического обоснования).

16. Выводы.

Практическое занятие 1

Психология как наука
Рассматриваемые вопросы

  1. Психические явления как предмет научного познания. Классификация психических явлений.

  2. Классификация методов исследования в психологии.

  3. Основные этапы понимания предмета психологии.


Основные понятия

Анкета – средство для получения социологической и социально-психологической информации на основе словесной (вербальной) коммуникации.

Беседа – метод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации в диалоге.

Валидность – комплексная характеристика методики, включающая сведения об области исследуемых явлений и репрезентативности психодиагностической процедуры по отношению к ним. Понятие, указывающее нам на то, что тест измеряет и насколько хорошо он это делает.

Гипотеза – предположение, проверяемое в ходе исследования.

Интервью (в психологии) – способ получения социально-психологической информации с помощью устного опроса.

Интроспекция – метод самонаблюдения.

Методология – система методов, лежащих в основе человеческой деятельности (от греч. methodos – путь исследования и познания).

Методы – это правила и процедуры, с помощью которых устанавливается связь между фактами, гипотезами и теориями.

Наблюдение – систематическое и целенаправленное восприятие психических явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях и отыскание смысла этих явлений, который непосредственно не дан.

Психические явления – совокупность всех явлений и процессов, которые отражают основное содержание психики человека. Психические явления делятся на психические процессы, психические состояния и психические свойства.

Тест – стандартизированное, часто ограниченное во времени испытание, предназначенное для установления количественных (и качественных) индивидуально-психологических различий.

Эксперимент – активное вмешательство в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование одной или несколькими переменными (факторами) и регистрацию соответствующих изменений в поведении изучаемого объекта.

Практическое занятие проходит в форме опроса, разбора конкретных ситуаций, обсуждения рефератов по третьему вопросу.
Вопросы для обсуждения

  1. Определите понятие «методы психологии».

  2. Дайте классификацию методов психологии.

  3. Охарактеризуйте основные эмпирические методы психологии.


Задание 1

Определите, к какой группе психических явлений – психическим процессам, свойствам личности или психическим состояниям – относятся каждое явление, описанное ниже.

А. Учитель информатики не раз замечал, что некоторые ребята с большим трудом усваивают материал непосредственно после уроков физкультуры и значительно лучше, если урокам информатики предшествует другая учебная деятельность.

Б. Ученик Вова Н. испытывал всегда большое удовольствие, если его товарищи плохо отвечали по изучаемым предметам.

В. Таня К. всегда прямо осуждала товарищей за недобросовестное отношение к уборке класса.

Г. Витя Г. регулярно посещает кружок кораблестроения.

Д. Рассматривая картину Врубеля «Демон и Тамара», человек непроизвольно вспоминает образы лермонтовских героев.

Е. Леша М., придя из колледжа в общежитие, сразу решил выучить тему «Госстандарт». Однако, как он ни старался, определение госстандарта он не мог правильно запомнить. После небольшого отдыха студент безошибочно запомнил его.

Задание 2

Определите, к какой группе психических явлений – психическим процессам, свойствам личности или психическим состояниям – относятся каждое явление, описанное ниже. Дополните каждую группу еще двумя своими примерами:

– Утомление, выдержка, воображение, ярость, любовь к Родине, преодоление усталости, запоминание, активность во время урока, эмоциональная неустойчивость, страх, трусость, борьба мотивов.
Задание 3

Какие методы психологии применены в следующих примерах?

А. Человек помещается в изолированную кабину, в специальном шлеме укрепляются приборы, с помощью которых исследуются биотоки мозга под действием различных раздражителей или состояний организма (бодрствование, сон). Испытуемый перед проведением опыта получает соответствующую инструкцию. Все получаемые показатели фиксируются точной аппаратурой.

Б. На основании детских рисунков психолог устанавливает особенности восприятия детьми предметов; тщательно анализируя письменные работы школьников и сопоставляя данные с результатами других экспериментов, исследователь делает выводы об особенностях индивидуального стиля старшеклассников.

В. Для изучения эмоционального состояния испытуемому предъявляют «страшные» картинки и регистрируют при этом изменения в сопротивлении кожи электрическому току.

Г. Изучаются индивидуальные особенности ритмических движений детей. Проводится весёлая игра – «Танец кукол». Все идет хорошо, пока группа участвует в общем танце. Дети уверенно двигаются по кругу, делают незамысловатые па. Но вот руководительница предлагает Ларисе выйти на середину круга и танцевать там. Девочка отказывается. Таня, хотя и не отказывается от предложения руководительницы, но, выйдя на середину круга, стоит, растерянно смотрит по сторонам и начинает танцевать лишь с помощью воспитательницы. Только Галя (самая бойкая девочка в группе) начинает танцевать сразу, но ее движения неуверенные, чувствуется скованность.

Д. Для изучения индивидуальных особенностей памяти испытуемые заучивают 10 иностранных слов. Протоколист записывает, сколько слов запоминает каждый испытуемый после каждого повторения и сколько требуется повторений, чтобы запомнить все десять слов.
Тематика рефератов к разделу

Основные этапы понимания предмета психологии

  1. Представления античных и средневековых философов о душе и сознании.

  2. Развитие психологического знания в XVII–XVIII вв.

  3. Основные положения учения Дж. Локка как теоретической основы интроспективной психологии.

  4. Бихевиоризм как наука о поведении.

  5. Когнитивный подход в психологии.

  6. Гуманистические теории личности.

  7. Гештальтпсихология.

  8. З. Фрейд и фрейдизм.

  9. Роль отечественных ученых в становлении психологической науки.

  10. Учение И. П. Павлова об условных и безусловных рефлексах.

  11. Культурно-историческая концепция развития психики человека.


Рекомендуемая литература

Москвин В. А., Москвина Н. В. Психофизиология индивидуальных различий человека: Хрестоматия. М.: Изд-во  МИП, 2011.

Москвин В. А., Москвина Н. В. Межполушарные отношения и индивидуальные различия человека // М.: Изд-во  СМЫСЛ,  2011.

Ананьев Б. Г. Избранные труды: В 2 т. М., 1980.

Маклаков А. Г. Общая психология. СПб: Питер, 2010.
Практическое занятие 2

Психика и организм.

Биологические основы психики
Рассматриваемые вопросы

  1. Развитие психики в филогенезе.

  2. Функции психики.

  3. Структура и состояния сознания.


Основные понятия

Инстинкт – врожденная, малоизменяемая форма поведения, обеспечивающая приспособление организма к типичным условиям его жизни.

Психика – общее понятие, объединяющее все психические явления.

Раздражимость – способность живых организмов реагировать на биологически значимые воздействия среды повышением уровня своей активности, изменением направления и скорости движений.

Рефлекс – реакция организма на внешнее или внутреннее воздействие при посредстве центральной нервной системы.

Сознание – высший уровень психического отражения человеком чувствительности, ее представленность в обобщенных образах и понятиях. Высший этап развития психики и продукт общественно-исторического развития, продукт труда, выполняющее функции отражения окружающей действительности и регуляции деятельности.

Чувствительность – способность организма запоминать и реагировать на воздействия среды, не имеющие непосредственного биологического значения, но вызывающие психологическую реакцию в форме ощущений.

Занятие проходит в форме опроса и выполнения практического задания.

Вопросы для обсуждения

  1. История психики живых существ.

  2. Основные этапы развития психики.

  3. Развитие высших психических функций у человека.

  4. «Я-концепция» и ее роль в регуляции поведения.


Задание 1. Составить схему «Стадии и уровни развития психики и поведения животных» (по А. Н. Леонтьеву и К. Э.Фабри).

Стадии и уровни психического отражения,

его характеристика

Особенности поведения, связанные с данной стадией и уровнем

Виды живых существ, достигших этого уровня развития











Рекомендуемая литература

Марциновская Т. Д. История психологии. М.: Изд. центр «Академия», 2012.

Москвин В. А., Москвина Н. В. Психофизиология индивидуальных различий человека: Хрестоматия. М.: Изд-во  МИП, 2011.

Москвин В. А., Москвина Н. В. Межполушарные отношения и индивидуальные различия человека // М.: Изд-во  СМЫСЛ,  2011.

Маклаков А. Г. Общая психология. СПб: Питер, 2010.
Практическое занятие 3

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Психология Методические указания к практическим занятиям iconМетодические указания к практическим занятиям рпк «Политехник»
Русский язык и культура речи: Методические указания к практическим занятиям / Сост. Т. В. Латкина; Волгоград гос техн ун-т. – Волгоград,...
Психология Методические указания к практическим занятиям iconМетодические указания к семестровым и практическим занятиям рпк «Политехник»
Правоохранительные органы рф: Методические указания к семестровым и практическим занятиям / Сост. – И. И. Евтушенко; Волгоград гос...
Психология Методические указания к практическим занятиям iconМетодические указания к практическим занятиям по дисциплине «бухгалтерский учет»
Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Бухгалтерский учет» / Сост.: Н. А. Адамов, Г. А. Амучиева; гуу. – М.,...
Психология Методические указания к практическим занятиям iconМетодические указания и планы к семинарским и практическим занятиям...
Орлов И. И., Половинкина М. Л. Методические указания и планы к семинарским и практическим занятиям по курсу «История культуры и искусств»...
Психология Методические указания к практическим занятиям iconКурс лекций по дисциплине. Методические указания по подготовке к...
Методические указания по подготовке к семинарским, практическим и лабораторным занятиям
Психология Методические указания к практическим занятиям iconМетодические указания к практическим занятиям по дисциплине «История...
История отрасли и введение в специальность: Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «История отрасли и введение...
Психология Методические указания к практическим занятиям iconМетодические указания и задания к практическим занятиям и самостоятельной...
Методические указания и задания к практическим занятиям и самостоятельной работе для студентов направления 030900. 62 Юриспруденция...
Психология Методические указания к практическим занятиям iconМетодические указания для подготовки к практическим занятиям (семинарам)...
Методические указания для подготовки к практическим занятиям (семинарам) и самостоятельной работе
Психология Методические указания к практическим занятиям iconБиблиография
Методические указания по подготовке к семинарским, практическим и лабораторным занятиям
Психология Методические указания к практическим занятиям iconМетодические указания к практическим занятиям по дисциплине «История»
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Психология Методические указания к практическим занятиям iconМетодические указания по подготовке к семинарским и практическим занятиям
«Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет)»
Психология Методические указания к практическим занятиям iconМетодические указания по подготовке к семинарским и практическим занятиям
«Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет)»
Психология Методические указания к практическим занятиям iconМетодические указания к практическим занятиям и самостоятельной работе
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Психология Методические указания к практическим занятиям iconИиаэ днц ран за 2011 год Важнейшие итоги
Методические указания по подготовке к семинарским, практическим и лабораторным занятиям
Психология Методические указания к практическим занятиям iconМетодические указания к практическим занятиям для студентов медицинского...
Методические указания к лабораторным занятиям по гистологии предназначены для самостоятельной работы студентов I курса медицинского...
Психология Методические указания к практическим занятиям iconМетодические указания к практическим занятиям по дисциплине «Основы научных исследований»
Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет (Сибстрин), 2004


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск