Министерство образования Сахалинской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
«Институт развития образования Сахалинской области»
Кафедра управления и права
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«СОВРЕМЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ В СВЕТЕ ВВЕДЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА»
Южно-Сахалинск, 2012
Утверждена ______2012г
на заседании Ученого совета
ФГБОУ ДПО ИРОСО
Протокол №__
Современный образовательный менеджмент в свете введения федерального государственного образовательного стандарта / Сост. Ким Э.Г., заведующий кафедрой управления и права. Южно-Сахалинск,2012.- 56 с.
ВВЕДЕНИЕ
Дополнительная профессиональная образовательная программа повышения квалификации по теме «Современный образовательный менеджмент в свете введения федерального государственного образовательного стандарта» рассчитана на 108 часов и предназначена для развития профессиональной компетентности руководителей и специалистов органов управления образованием, руководителей ОУ, ДОУ и их заместителей в направлении освоения современных технологий и подходов к организации процесса управления ОУ в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) ОО второго поколения в образовательные учреждения Сахалинской области.
Цель: повышение профессиональной компетентности руководящих работников и специалистов (менеджеров) образования в соответствии с современными требованиями к управлению в условиях введения ФГОС ОО второго поколения в образовательные учреждения Сахалинской области.
Задачи программы:
изучение и обобщение актуального опыта перехода российских образовательных учреждений к ФГОС ОО второго поколения;
создание условий для обеспечения перехода областных образовательных учреждений к ФГОС ОО второго поколения;
повышение уровня правовой, финансовой и экономической компетентности руководителей и специалистов органов местного самоуправления, руководителей и заместителей руководителей образовательных учреждений в соответствии с задачами, определяемыми национальной стратегией развития образования и государственной политикой в сфере образования;
освоение современных концепций и технологий управления образовательным учреждением в свете требований федеральных государственных стандартах нового поколения;
формирование и развитие практических навыков управленческой деятельности, в том числе использования современных информационно-коммуникационных технологий.
Актуальность содержания обусловлена подготовкой к внедрению Федеральных государственных стандартов второго поколения в общеобразовательную школу. ФГОС определяет цели, условия и критерии готовности образовательного учреждения к введению нового стандарта, что предусматривает соответствующую подготовку руководящих работников образования.
Основанием для разработки данной программы повышения квалификации послужили следующие документы: Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Концепция ФГОС общего образования второго поколения, Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 гг. и др.
Содержание программы и характер задач, стоящих перед руководителями образовательных учреждений, определяется основными стратегическими задачами повышения качества образования в свете целевых установок и требований, обозначенных в ФГОС второго поколения.
В ходе курсовой подготовки слушатели познакомятся с основными элементами нормативно-правового, финансово-экономического, кадрового, информационного и материально-технического сопровождения и обеспечения реализации ФГОС; организацией договорных отношений в образовательном учреждении в условиях реализации ФГОС; основами организации экономической деятельности в образовательном учреждении в условиях введения ФГОС нового поколения; современными концепциями и технологиями управления; методами и типовыми моделями принятия управленческих решений в части исполнения административных и экономических функций руководителя образовательного учреждения; порядком финансового обеспечения государственных бюджетных и автономных образовательных учреждений; основам управления имуществом образовательного учреждения; новой системой оплаты труда и стимулирования работников образования; инструментарием стратегического планирования и управления ОУ; управленческими аспектами психологического сопровождения введения ФГОС, а так же получат возможность обучиться основам использования информационных технологий управления в рамках профессиональной деятельности руководителя ОУ и т.д.
Эффективное управление образовательным учреждением в свете введения ФГОС нового поколения предполагает компетентность руководителя в области использования современных информационно-коммуникационных технологий. В данную программу курсов повышения квалификации включены разделы, содержание которых направлено на формирование информационно-коммуникационной компоненты профессиональной компетентности руководителей образовательных учреждений непосредственно через овладение практическими навыками использования информационных технологий обработки информации и работы в глобальных телекоммуникационных сетях.
Программа включает следующие разделы:
Концептуальные основы управления образованием
Нормативно-правовые и экономические основы управления образованием (образовательным учреждением)
Содержательные, психологические и технологические аспекты профессиональной деятельности руководителя (менеджера) образования
Материал программы развернут от общего к частному: от общей концепции модернизации национальной системы образования до практических вопросов управления государственным образовательным учреждением в условиях введения ФГОС нового поколения.
Повышение квалификации носит практико-ориентированный характер, поэтому данная программа предусматривает большой объем практических занятий по моделированию проблемных ситуаций и их анализу, выработке эффективных управленческих решений, разработке локальных нормативных актов и планированию хозяйственной деятельности образовательного учреждения, совершенствованию навыков управления кадровой подсистемой образовательного учреждения, работе с современными программными продуктами и в глобальных телекоммуникационных сетях и т.п. Смысл практической работы, предусмотренной в программе в том, чтобы помочь слушателям успешно решить поставленные перед ними учебные задачи.
Критерии компетентности слушателя по итогам прохождения курсов.
В результате прохождения курсов слушатель должен знать:
концептуальные положения модернизации национальной системы образования и нормативно-правовые основы деятельности образовательного учреждения в условиях введения ФГОС второго поколения;
теоретические основы управления образованием;
финансово-экономические и организационные механизмы ведения образовательным учреждением уставной деятельности;
организационные и психологические аспекты управления в условиях введения ФГОС ОО;
проектно-программные механизмы управления образовательным учреждением.
В результате прохождения курсов слушатель должен уметь:
- применять полученные знания в практической деятельностипо управлению образовательным учреждением в соответствии с региональной спецификой;
- осуществлять сопровождение и обеспечение деятельности образовательного учреждения в рамках реализации требований ФГОС;
- освоить экономические методы, модели и механизмы принятия управленческих решений;
- использовать информационно-коммуникационные технологии в процессе своей практической деятельности.
Нормативно-правовая база:
Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая, от 30.11.94 г. № 51-ФЗ (ред. от 06.12. 2011).
Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 03.12.2011).
Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (в ред. от 01.04.2012 N 25-ФЗ).
Федеральный закон от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».
Федеральный закон «Об автономных учреждениях» от 03.11.2006 г. № 174-ФЗ.
Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.96 г. № 7-ФЗ (в ред. федеральных законов от 26.11.98 г. № 174-ФЗ от 08.07.99 г. № 140-ФЗ).
Федеральный закон «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» от 30.12.2006 г. № 275-ФЗ.
Закон Сахалинской области «Об образовании в Сахалинской области», № 75-30 от 01.08.2008 г.
Распоряжение Правительства РФ от 07.02.2011 N 163-р «О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы»
Постановление Правительства РФ от 07.02.2011 N 61 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2011 - 2015 годы».
Постановление Правительства РФ от 05.07.2001 N 505 (ред. от 15.09.2008) «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг».
Постановление Правительства Российской Федерации от 2.11.2000 № 841 «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны».
Постановление Правительства Российской Федерации от 4.09.2003 № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года».
Распоряжение Правительства РФ от 07.09.2010 N 1505-р «Об утверждении методических рекомендации по определению критериев изменения типа государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений с учетом сферы их деятельности и рекомендаций по внесению изменений в трудовые договоры с руководителями бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетных учреждений».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
Приказ Минобрнауки РФ от 04.10.2010 N 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений».
Приказ Минобрнауки РФ от 28.12.2010 N 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников».
Структура программы курсов представлена введением, кратким содержанием курсов по разделам и темам, методическими рекомендациями по реализации учебной программы, примерными вопросами и заданиями для итогового контроля, списком основной и дополнительной литературы.
Формами контроля по разделам программы являются: эссе, зачет и контрольная работа.
По окончании курсовой подготовкипредусмотрена итоговая аттестация слушателей. Формой итогового контроля является защита проекта «Организация внебюджетной деятельности в образовательном учреждении». 2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Раздел I. Концептуальные основы управления образованием (30 часов)
Модуль 1. Общество и образование (10 часов)
Тема 1.1. Стратегия реформирования образования в России (2 часа).
Роль образования в современном мире. Функции образования. Мировые тенденции развития образования. Потребность реформирования образования в России. Стратегии развития образования в России. Государственная политика в области образования. Федеральная целевая программа развития образования. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Система образования в России: структура и современные проблемы. Модернизация образования в регионе. Комплекс мер по модернизации системы общего образования Сахалинской области.
Тема 1.2. Федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования как система требований в контексте государственной политики в сфере образования (2 часа).
Государственные образовательные стандарты, их роль в сохранении единого образовательного пространства и повышении качества образовательных услуг. Назначение и функции государственных образовательных стандартов нового поколения. Нормативные и теоретико-методологические основы ФГОС. ФГОС НОО и ФГОС ООО: структура и содержание, требования, порядок введения, опыт российских ОУ и проблемы введения новых стандартов.
Тема 1.3. Формирование образовательных программ нового поколения в рамках введения ФГОС (2 часа).
Духовнонравственная и этнокультурная направленность образовательных программ нового поколения. Примерные основные образовательные программы как механизм реализации ФГОС: нормативные основания, статус, роль в реализации ФГОС.
Структура, содержание и особенности целевого, содержательного и организационного разделов примерных основных образовательных программ начального и основного общего образования. Базисный учебный план и учебные планы ОУ как ключевые механизмы реализации основных образовательных программ. Разработка основной образовательной программы для общеобразовательных учреждений с учётом региональных, национальных и этнокультурных потребностей.
Участие обучающихся и их родителей в разработке основной образовательной программы, формирование и реализация индивидуальных образовательных маршрутов. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы. Организация внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы.
Практическая работа: «Проектирование основной образовательной программы ОУ с учетом требований ФГОС» (4 часа).
Практическая работа: Конструирование учебного плана ОУ (4 часа).
Модуль 2. Теоретические основы управления образованием (10 часов)
Тема 2.1. Система управления организацией в сфере образования (2 часа).
Развитие науки об управлении, методологические основы менеджмента в системе образования. Сущность, объект и предмет управления. Основные функциональные области управления образовательным учреждением: уставная деятельность, маркетинговая, финансово-экономическая и кадровая сферы. Система управления организацией и её составляющие. Принципы и функции управления. Особенности образовательной организации. Образовательные учреждения различных типов и видов как объекты управления. Проблемы автономизации деятельности образовательного учреждения.
Практическая работа: «Разработка устава образовательного учреждения» (2 часа)
Тема 2.2. Методы и модели принятия управленческих решений (2 часа).
Основные методы управления. Классификация управленческих решений. Содержание процесса принятия управленческих решений. Условия принятия управленческих решений. Типовые модели принятия управленческих решений. Факторы влияния и критерии эффективности управленческих решений.
Практическая работа: «Принятие управленческого решения в условиях функционирования различных типов муниципальных образовательных учреждений» (4 часа)
Модуль 3. Информационно-коммуникационные технологии в образовании (12часов)
Тема 3.1. Информационное обеспечение введения нового ФГОС (2 часа).
Информатизация образования и современная школа. Современные ИКТ средства и ресурсы: доступность, образовательные возможности, тенденции развития и применения. Правовые аспекты и этические нормы использования информационных и технологических ресурсов в образовании. Требования ФГОС ОО нового поколения к информационному обеспечению образовательного процесса.
Практическая работа. Использование современных программных средств и электронных образовательных ресурсов в процессе управления образовательным учреждением (2 часа).
Тема 3.2. Информационные технологии управления образовательным учреждением (2 часа).
Основные направления использования ИКТ в профессиональной деятельности руководителя ОУ. Технологические и методические аспекты использования современных программных средств и электронных образовательных ресурсов в процессе управления образовательным учреждением. Современные системы электронного документооборота, их возможности и преимущества в организационно-управленческой деятельности в ОУ. Интернет-поддержка профессионального развития руководителя ОУ. Информационные технологии работы в глобальных телекоммуникационных сетях. Возможности сетевых образовательных сообществ в организации коммуникативной образовательной среды ОУ. Изучение общественного мнения. Публичный отчет. Разработка сайта ОУ.
Практическая работа. Система электронного документооборота образовательного учреждения (2 часа).
Практическая работа. Разработка макета сайта ОУ (2 часа).
|