Программа педагогической практики





Скачать 365.78 Kb.
НазваниеПрограмма педагогической практики
страница1/4
Дата публикации04.10.2013
Размер365.78 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Право > Программа
  1   2   3   4
Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия»

_______________________________________________________________
«Утверждаю»

Проректор по УМР НТГСПА

_______________ Л. П. Филатова

«____» _____________ 2012 г.

Программа педагогической практики

Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 050104 «Безопасность жизнедеятельности», специализации «Спортивная подготовка» и «Охрана труда на производстве и в образовательных учреждениях»



Нижний Тагил

2012


Утверждено на заседании кафедры БЖ

Утверждено на заседании Совета БЖ

протокол № 2 от «2» октября 2012 г.

протокол № 2 от «2» октября 2012 г.

Зав. кафедрой

Председатель Совета

____________ к.с.н. Батаев В.В.

____________ к.б.н. Федюнин В.А.


Составитель: Ерохина Л.Ю., к.п.н., доцент кафедры БЖ


  1. Пояснительная записка


Педагогическая практика является специфическим видом учебной работы, неотъемлемой частью процесса профессионально-педагогической подготовки студентов факультета спорта и безопасности жизнедеятельности к работе в качестве учителей КБЖ/ОБЖ в средней общеобразовательной школе, а также в качестве классных руководителей. Педагогическая практика в школе представляет собой обязательный компонент профессиональной подготовки студентов предвыпускного и выпускного курсов.

Программа педагогической практики разработана на основе Законов РФ «Об образовании», «О высшем и послевузовском образовании» и в соответствии с Государственным образовательным стандартом по специальности «Безопасность жизнедеятельности», а также Положением об организации учебной (учебно-исследовательской) и производственной практики в Нижнетагильской государственной социально-педагогической академии. Данная программа разработана для студентов дневного и заочного отделений.

Педагогическая практика логически завершает изучение основного блока дисциплин: «Психология», «Педагогика», «Основы специальной педагогики и психологии», «Возрастная анатомия и физиология», «Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности», «Современные средства оценивания результатов обучения». Практика актуализи­рует знания студентов, обеспечивает их практическое применение.

Стратегической целью педагогической практики студентов является обеспечение уровня квалификации выпускников, достаточного для организации качественной работы по педагогической специальности и предоставляющего возможность для их дальнейшего профессионального роста. Достижение указанной цели основывается, в первую очередь, на актуализации и совершенствовании в процессе практики предметной, методической, научной и психолого-педагогической подготовки. При этом первостепенное значение имеют выработка методических и педагогических умений и навыков, а также формирование и развитие необходимых учителю профессионально-личностных качеств

Тактическая цель практики – содействие качественной подготовке студентов к самостоятельному и творческому выполнению основных профессиональных функций учителя КБЖ/ОБЖ и классного руководителя в реальных условиях школы, к организации и проведению системы учебно-воспитательной работы с учащимися.

Задачами педагогической практики на предвыпускном и выпускном курсах является создание практических условий в образовательных учреждениях с целью:

А) формирования

  • основных профессионально-педагогических умений и опыта осуществления соответствующей деятельности в соответствии с требованиями стандарта высшего образования и квалификационной характеристики специалиста;

  • умений владения педагогической техникой и педагогическими технологиями;

  • творческого мышления студентов, индивидуального стиля профессиональной деятельности, исследовательского подхода к ней;

Б) овладения

  • методами, приемами и средствами проведения уроков, занятий по специальности, а также навыками руководства познавательной, учебной и творческой деятельностью школьников в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями;

  • методами и приемами научного исследования в процессе осуществления научно-исследовательской работы в ходе педпрактики;

В) применения на практике

  • знаний, полученных при изучении психолого-педагогических дисциплин и частных методик;

  • усвоенных теоретических знаний и элементов педагогических техник и технологий в процессе решения профессиональных задач;

  • умений самостоятельного планирования, проведения, контроля и корректировки урочной и внеурочной деятельности по безопасности жизнедеятельности;

  • умений самостоятельной педагогической деятельности в качестве и классного руководителя;

  • умений выявлять, анализировать и преодолевать собственные педагогические затруднения.

Педагогическая практика выполняет важнейшие функции в системе профессиональной подготовки учителя КБЖ/ОБЖ:

  • обучающую (актуализация, углубление и расширение теоретических знаний, их применение в решении конкретных педагогических задач, формировании педагогических умений и навыков),

  • развивающую (развитие познавательной и творческой активности будущего учителя, развитие педагогического мышления),

  • воспитывающую (формирование социально-активной личности учителя, устойчивого интереса и любви к профессии учителя),

  • диагностическую (проверка уровня профессиональной направленности будущих учителей, степени профессиональной подготовленности и пригодности к педагогической деятельности).

В русле важнейших функций педагогической практики студенты должны овладеть следующими умениями:

  • работать с методической литературой, школьными учебниками и программами, отбирать материал, наглядные пособия и ТСО к урокам и внеклассным занятиям;

  • планировать уроки и внеклассные занятия по предмету, разрабатывать конспекты уроков, внеклассных и воспитательных занятий;

  • выбирать наиболее эффективные формы, методы и приемы проведения уроков и внеклассных занятий с учетом особенностей физического и психического развития учащихся;

  • разрабатывать и изготавливать наглядные пособия и дидактический материал к урокам и внеклассным занятиям;

  • проводить диагностику уровня развития личности и коллектива учащихся, сформированности у школьников знаний, умений и навыков по предметам специальности, общих учебных умений и навыков;

  • осуществлять самоанализ и самооценку результата собственной деятельности, а также анализировать пробные уроки и внеклассные занятия других практикантов;

  • осуществлять научно-исследовательскую деятельность.

Принципами организации педагогической практики являются:

  • единство фундаментально-предметной, психолого-педагогической и методической подготовки;

  • единство теоретических и практических основ обучения и практики – с одной стороны, осмысление и применение студентами на практике теоретических знаний о человеке и обществе, приобретенных при изучении дисциплин общекультурного, медико-биологического, психолого-педагогического и предметного блоков, осознание их значимости для успешной профессиональной деятельности, а с другой – закрепление при изучении теоретических дисциплин и в учебно-исследовательской работе эмпирических знаний, полученных на практике;

  • полифункциональность – одновременное выполнение в ходе практики различных профессиональных функций (организаторской, социально-воспитательной, социально-образовательной, коррекционно-реабилитационной, предупредительно-профилактической) и овладение различными профессиональными ролями (учителя, организатора деятельности, воспитателя, защитника, посредника, помощника, консультанта и т.д.);

  • непрерывность процесса обучения;

  • свобода выбора и ответственность – учет интересов и потребностей, как студентов, так и руководителей практики через выбор места прохождения практики, содержания заданий в рамках общих задач данного вида практики, тематики совместной практической и научно-исследовательской работы, а также принятие личной ответственности за этот выбор.

В целом, цели, принципы, задачи и функции педагогической практики обусловлены динамическими процессами реформирования системы педагогического образования и направлены на профессиональное становление будущего учителя как саморазвивающейся личности с творческим стилем научно-педагогического мышления и высоким уровнем компетентности.


  1. Организация педагогической практики


2.1. Педагогическая практика проводятся в сроки, установленные графиком учебного процесса в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта. Для студентов 4 курса (дневное отделение) специальности «Безопасность жизнедеятельности» практика организуется в 8 семестре и предполагает 6 недель профессиональной деятельности, для студентов 5 курса (дневное отделение) – в 9 семестре продолжительностью 7 недель. На заочном отделении педагогическая практика проходит в 8 семестре в течение 4 недель для студентов полного курса обучения.

Базами практики являются образовательные учреждения, в которых работают квалифицированные специалисты. Для студентов выпускного курса дневного отделения базой для прохождения практики являются образовательные учреждения МО «город Нижний Тагил». Право прохождения педагогической практики по месту жительства предоставляется иногородним студентам 4 курса дневного отделения, обучающимся в академии по целевому набору. В этом случае с образовательным учреждением заключается договор, предусматривающий наличие квалифицированного руководителя практики от учреждения. Студенты заочного отделения проходят педагогическую практику на базе образовательных учреждений (школы, лицея, гимназии, профессионального училища) города Нижний Тагил, Горнозаводского округа, Свердловской области и других областей.

2.2. Основными видами деятельности во время педагогической практики студентов являются преподавание, воспитательная работа, деятельность по профессиональному самосовершенствованию, научно-исследовательская деятельность.

Предметом деятельности преподавания выступает руководство учебно-познавательной деятельностью учащихся, которое включает:

  • планирование студентом своей деятельности и деятельности учащихся в различных формах обучения и воспитания;

  • организация различных видов деятельности учащихся;

  • стимулирование активности и сознательности учебной деятельности;

  • контроль и регулирование качества обученности учащихся;

  • анализ результатов обучения и воспитания, прогнозирование результатов деятельности.

В содержание воспитательной работы входит:

  • работа студента в качестве помощника классного руководителя и в роли классного руководителя;

  • проведение досуговых и воспитательных мероприятий;

  • составление психолого-педагогической характеристики учащегося и класса.

В рамках профессионального самосовершенствования студенты осуществляют познавательную деятельность по овладению педагогическим опытом, методологическими и специальными знаниями, профессиональными умениями и навыками, необходимыми для совершенствования педагогического процесса. А также ведут сознательную работу по развитию профессионально значимых качеств своей личности.

Каждый студент-практикант во время педагогической практики проводит самостоятельную исследовательскую деятельность по методике преподавания КБЖ/ОБЖ по предложенной ему теме.

2.3. Студент при прохождении практики обязан:

  • явиться для прохождения практики в закрепленное образовательное учреждение, а при возникновении неожиданных обстоятельств, препятствующих явке в установленные сроки (болезнь, семейные обстоятель­ства и др.), своевременно известить руководителя педагогической практики;

  • подчиняться правилам внутреннего распорядка образовательного учреждения, распоряжениям директора, руководителя практики, методиста и учителей. В случае нарушения дисциплины, порядка в школе, требований директора школы и руководителя практики студент отстраняется от ее прохождения;

  • выполнять все виды работы по практике, систематически, тщательно готовиться к каждому уроку и внеклассному занятию, принимать участие в пропаганде психологических и педагогических знаний среди родителей;

  • в установленные сроки представить факультетскому руководителю практики комплект отчетной документации, учрежденной кафедрами, не позднее, чем через 2-3 дня после окончания практики;

  • находиться в образовательном учреждении ежедневно не менее 6 часов в соответствии с пунктом 3.12 Положения об организации учебной (учебно-исследовательской) и производственной практики в Нижнетагильской государственной социально-педагогической академии.

2.4. Руководство, методическую помощь и контроль прохождения педагогической практики осуществляет кафедра безопасности жизнедеятельности, а также кафедры педагогики и психологии, отдел педагогической практики. Кафедры готовят задания, материалы и всю необходимую документацию для проведения практики.

Факультетский руководитель педагогической практики:

  • обеспечивает планирование, организацию и учет результатов практики по кафедре, составляет общий план-график проведения практики;

  • устанавливает связь с базами практики, распределяет студентов по местам практики и оформляет документы к оплате руководителей практики образовательных учреждений;

  • проводит учебно-методические конференции;

  • вносит предложения по совершенствованию практики;

  • участвует в работе кафедр при обсуждении вопросов педагогической практики студентов;

  • контролирует работу руководителей-методистов практики, администрации и учителей образовательных учреждений;

  • выборочно посещает занятия и другие мероприятия, проводимые студентами, принимает меры к устранению недостатков в организации практики;

  • организует подведение итогов практики по курсам;

  • составляет общий аналитический отчет по итогам педагогической практики.

Руководитель-методист педагогической практики осуществляет следующую деятельность:

  • распределяет студентов по классам с целью выполнения обязанностей классного руководителя совместно с руководителем образовательного учреждения, а с целью выполнения обязанностей учителя – с преподавателем КБЖ/ОБЖ;

  • обеспечивает проведение студентами уроков и внеклассных мероприятий;

  • консультирует студентов при подготовке к урокам и внеучебным мероприятиям по предмету, проверяет их планы и конспекты;

  • присутствует на уроках и внеклассных мероприятиях, анализирует и оценивает их;

  • собирает и анализирует документацию, представленную студентами, составляет аналитический отчет по итогам практики, представляет их факультетскому руководителю;

  • принимает участие в установочной и итоговой конференциях по педагогической практике;

  • участвует в проведении зачетов по практике и совместных с преподавателями педагогики и психологии выставляет общую оценку.

Руководитель педагогической практики от кафедры педагогики (отдела педагогической практики):

  • обеспечивает высокий уровень общепедагогического, психологического и методического руководства студентов;

  • обеспечивает практикантов необходимой литературой, организует выставки методических материалов к педагогической практике;

  • изучает и обобщает передовой опыт организации педагогической практики, принимает меры к ее совершенствованию;

  • консультирует студентов по актуальным вопросам обучения, воспитания и профессиональной ориентации, по всем вопросам, возникающим в ходе практики, оказывает помощь в выполнении заданий;

  • участвует совместно с кафедрой безопасности жизнедеятельности в разработке методической документации, положений и других документов по организации и проведению педагогической практики.

  • планирует совместно с классным руководителем воспитательную работу практикантов с детьми, консультирует их и обеспечивают выполнение заданий;

  • выборочно посещает уроки и внеурочные занятия студентов, оказывает им помощь в подготовке и проведении уроков, внеклассных занятий, оценивает эти занятия совместно с руководителем-методистом;

  • оказывает помощь студентам в изучении и учете индивидуальных особенностей детей;

  • принимает участие в установочной и итоговой конференциях по педагогической практике;

  • участвует в проведении зачета по практике и выставлении общей оценки, в составлении отчета факультетского руководителя по практике.

Руководитель педагогической практики от кафедры психологии:

  • разрабатывает задания по психолого-педагогическому изучению отдельных учащихся и коллектива учащихся;

  • выборочно посещает уроки и внеурочные мероприятия практикантов и участвует в их анализе;

  • руководит работой студентов по изучению личности и коллектива детей и выполнением других заданий по психологии, предусмотренных программой практики;

  • принимает участие в установочной и итоговой конференциях по педагогической практике;

  • участвует в проведении зачета по практике и выставлении общей оценки.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа педагогической практики icon«Башкирский государственный аграрный университет» «утверждаю» Ректор фгбоу впо башкирский гау
Университет определяет задачи педагогической практики, организационные основы и содержание педагогической практики, права и обязанности...
Программа педагогической практики iconСодержание Введение 3 цель и задачи педагогической практики 5 организация...
Цель урока: в ходе анализа предполагаемых сюжетов (коротких рассказов, сценок) дать возможность учащимся поразмышлять над решением...
Программа педагогической практики iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Краткая информация о педагогической части практики на 4 курсе (подробно см в программе педагогической практики, представленной в...
Программа педагогической практики icon1. Цели педагогической практики по направлению 030200. 68 «Политология»...
Рассмотрено и утверждено на заседании ученого совета физико-математического факультета (протокол от «30» марта 2012г. №6)
Программа педагогической практики iconОтчет по педагогической практике в трехдневный срок после окончания...
...
Программа педагогической практики iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Целью педагогической практики является овладение основными функциями педагогической деятельности, а также выработка творческого исследовательского...
Программа педагогической практики iconПрограмма педагогической практики для студентов
Охватывает всех студентов, независимо от их спортивно-педагогической специализации
Программа педагогической практики iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Программа педагогической практики iconПедагогическая практика
Учебно-методическое пособие предназначено для руководителей практики, методистов и студентов. В пособии рассмотрены вопросы, определяющие...
Программа педагогической практики iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Обобщение педагогического опыта – направление методической деятельности, обеспечивающее изучение и описание педагогической практики...
Программа педагогической практики iconII. Организация профессиональной практики
Данное методическое пособие предназначено для студентов факультета «Коррекционная педагогика в начальном образовании» и направлено...
Программа педагогической практики icon«Техника рисования «по сырому» – как эффективный прием педагогической практики»
Цель: Обучить основным приемам техники «по сырому», создать мотивацию на применение ее в педагогической практике
Программа педагогической практики iconПоложение об организации практики студентов
Данное методическое пособие предназначено для студентов факультета «Коррекционная педагогика в начальном образовании» и направлено...
Программа педагогической практики iconРеферата; подготовить логически выстроенное выступление по теме психолого-педагогического...
Целью изучения дисциплины является теоретическая и методическая поддержка научно-педагогической практики и выполнения магистерского...
Программа педагогической практики iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель педагогической практики – приобретение и осознание студентами первоначального опыта профессиональной педагогической деятельности...
Программа педагогической практики iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Целью изучения дисциплины является освоение студентами теоретических оснований педагогической деонтологии как части педагогической...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск