Самоотношение школьников с нарушениями слуха в специальном и интегрированном образовании 19. 00. 10 коррекционная психология





Скачать 282.39 Kb.
НазваниеСамоотношение школьников с нарушениями слуха в специальном и интегрированном образовании 19. 00. 10 коррекционная психология
страница1/2
Дата публикации18.07.2013
Размер282.39 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Психология > Автореферат
  1   2


На правах рукописи

ИЗВОЛЬСКАЯ АЛЕКСАНДРА АНДРЕЕВНА


САМООТНОШЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА
В СПЕЦИАЛЬНОМ И ИНТЕГРИРОВАННОМ ОБРАЗОВАНИИ


19.00.10 – коррекционная психология

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата психологических наук

Москва 2012
Работа выполнена на кафедре специальной психологии Московского городского психолого-педагогического университета



Научный руководитель:

кандидат психологических наук

Т. А. Басилова


Официальные оппоненты:

доктор психологических наук, профессор кафедры психолого-педагогических основ специального образования Московского городского педагогического университета

Т. Г. Богданова





кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина

И. А. Макеева







Ведущая организация:

Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова


Защита состоится «29» марта 2012 г. в 12:00 часов на заседании диссертационного совета Д 850.013.01 при Московском городском психолого-педагогическом университете по адресу: 127051, г. Москва, ул. Сретенка, д.29, ауд. 414.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского городского психолого-педагогического университета по адресу: 127051, г. Москва, ул. Сретенка, д.29.
Текст автореферата размещен на сайте http://vak.ed.gov.ru «__»______ 2012

Текст автореферата размещен на сайте http://www.mgppu.ru «__»______ 2012
Автореферат диссертации разослан «___»____________ 2012 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета Кулагина И.Ю.

Общая характеристика работы

Актуальность исследования

Проблема формирования личности в младшем и старшем подростковом возрасте является одной из самых главных в современной педагогике и психологии. Особенно значимой эта проблема является для детей, чье самостоятельное «врастание» в культуру затруднено из-за имеющихся врожденных нарушений слуха, препятствующих полноценному общению с другими людьми и овладению чтением. Своеобразие социальной ситуации развития ребенка с нарушенным слухом влияет не только на его речевое развитие, оно также сказывается на адекватности его поведения, эмоциональном и личностном развитии (О.К.Агавелян, Н.Л.Белопольская, Л.С.Выготский, Ч.Б.Кожалиева, Ж.И.Намазбаева и др.)

Особенности становления образа Я, самопознания, переход от чувственно-эмоционального, неосознанного отношения к себе к преобладанию когнитивных, осознаваемых компонентов, отражают основные этапы развития личности человека. Образ Я, включенный в Я-концепцию, определяет содержание индивидуального субъективного мира человека и обеспечивает внутреннюю согласованность и самореализацию личности.

Человек начинает познавать и оценивать себя только при взаимодействии с другими людьми, поэтому бесспорна первоначальная зависимость Я-концепции от влияний ближайшего окружения. Сначала социальные контакты оказывают формирующее воздействие на Я-концепцию, а затем она сама становится активным началом самоотношения и самосознания, мировоззрения человека и определяет отношение к другим людям. Формирование позитивного и адекватного представления о себе или самоотношения с раннего детства – залог сохранения психического здоровья в будущем.

Актуальность изучения самоотношения школьников с нарушениями слуха обусловлена тем, что начавшееся в дошкольном возрасте первичное формирование Я-концепции и самооценки в школьном возрасте проходит в иных условиях, в иной ситуации, чем у детей с нормальным слухом. Усилия родителей, учителей и воспитателей, направленные на преодоление неизбежно возникающей задержки в формировании полноценной речи плохо слышащего ребенка во многом оставляют за бортом задачи воспитания и развития самосознания. С раннего детства бесконечная череда занятий с одним взрослым по развитию слухового восприятия и речи, часто протекающих в условиях специальных центров и образовательных учреждений в окружении таких же детей с нарушенным слухом и небольшого числа взрослых специалистов ограничивает общение такого ребенка с другими членами семьи, другими сверстниками и взрослыми. Включение плохо слышащего ребенка с дошкольного возраста в учебную деятельность замедляет естественный ход его психологического развития, предполагающий прохождение определенных возрастных этапов и кризисов. Становление его самоотношения, а значит и самосознания подвержено влиянию дефекта и одновременно особенно чувствительно к коррекционному воздействию в данном возрастном периоде. Преодоление такого отставания требует новых подходов в организации обучения и воспитания детей с нарушениями слуха, которые легче всего организовать в совместном со слышащими обучении. Для разработки нового содержания психологического сопровождения детей с нарушением слуха в специальных и инклюзивных условиях образования необходимо расширение сравнительных исследований развития самоотношения, как одного из важнейших составляющих самосознания личности. В отечественной сурдопсихологии существует множество работ, посвященных изучению самооценки. Вопросы же отношения к себе остались как бы в стороне от психологических исследований, несмотря на их большую актуальность и значение для адаптации в обществе. Поэтому изучение особенностей самоотношения детей с нарушениями слуха является новым и важным направлением психолого-педагогических исследований.

Цель исследования: Выявление зависимости развития самоотношения школьников с нарушениями слуха от условий их образования.

Объект исследования: Самоотношение школьников с нарушенным слухом.

Предмет исследования: Влияние условий образования глухих и слабослышащих школьников на развитие их самоотношения.

Гипотеза исследования: Развитие самоотношения как компонента личностного становления ребенка с выраженным нарушением слуха происходит в особых условиях и характеризуется определенным своеобразием:

  1. дети с нарушенным слухом отстают в развитии представлений о себе по сравнению с нормально слышащими школьниками;

  2. учащиеся с нарушенным слухом из специальных школ имеют большие недостатки в осознании своего дефекта по сравнению со слабослышащими учащимися из массовых школ.

Задачи исследования:

  1. проанализировать особенности развития самоотношения личности по данным научных исследований отечественных и зарубежных психологов;

  2. подобрать методики исследования особенностей самоотношения для школьников с нарушениями слуха;

  3. исследовать особенности развития самоотношения подростков с нормальным и нарушенным слухом;

  4. выявить особенности самоотношения школьников с нарушенным слухом, обучающихся в условиях специального и интегрированного образования.

Теоретико-методологические основы исследования опираются на положения о:

  • единстве возрастных закономерностей при нормальном и аномальном психическом развитии ребенка (Л.С.Выготский, В.В.Лебединский, В.И Лубовский и др.)

  • особенностях познавательного и личностного развития детей с нарушенным слухом (Т.А.Басилова, Т.Г. Богданова, С.М. Боскис, А.П. Гозова, Ю.З.Замалетдинова, У. Меркт, М.М. Нудельман, В.Г. Петрова, В. Петшак, Т.Н.Прилепская, Т.В. Розанова, В.С.Собкин, И.М.Соловьев, А.Ю.Хохлова, K.Meadow и другие)

  • концепции интегрированного обучения (Э.И.Леонгард, Н.Н.Малофеев, Л.М.Шипицына, Н.Д.Шматко)

  • возрастных кризисах (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, К.Н.Поливанова, Д.Б.Эльконин)

  • психологических особенностях подросткового возраста (Н.Л. Белопольская, Л.И.Божович, И.С.Кон, К.Н.Поливанова, Д.И.Фельдштейн, Д.Б.Эльконин и др.)

Этапы исследования.

Исследование осуществлялось поэтапно:

Первый этап исследования (2007-2008 гг.) был посвящен анализу психологической, педагогической, специальной литературы по проблеме изучения самосознания детей на разных возрастных этапах в норме и патологии. Были определены методические основы исследования, цель, задачи, методы, адаптированы методики, сформулирована рабочая гипотеза; проведено пилотажное исследование.

На втором этапе (2008-2010 гг.) исследования осуществлялась работа по выявлению особенностей представлений о себе и своем дефекте у слабослышащих и глухих подростков, обучающихся в разных типах учебных заведений. С помощью качественно-количественных методов анализа полученных данных проводилось первичное обобщение и систематизация полученных результатов.

Третий этап (2010-2011 гг.) представлял собой итоговое обобщение результатов, формулирование выводов о самоотношении школьников с нарушенным слухом, обучающихся в специальных (коррекционных) и массовых школах, завершено оформление исследования.

Методы исследования:

  1. теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования;

  2. эмпирические методы: клиническая беседа, направленная на выяснение отношения ребенка к самому себе и восприятия себя в социуме, идентификационный подростковый опросник С.Р. Ивановой, прогрессивные матрицы Дж. Равена, методика «Нарисуй себя», тест Куна «Кто Я?» (модификация Т.В.Румянцевой), методика Q-сортировка;

  3. методы математической и статистической обработки данных.

Экспериментальная база исследования: специальные (коррекционные) общеобразовательные школы г. Москвы для слабослышащих и позднооглохших детей № 10, 22, 30, 52, средние общеобразовательные школы г. Москвы № 299, 423, 635, Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции для детей с нарушениями слуха и речи «Благо», Школа надомного обучения № 542.

Характеристика участников исследования: в исследовании приняло участие 208 школьников (103 мальчика и 105 девочек) в возрасте от 8 до 14 лет. 104 ребенка имели нарушения слуха разной степени. Тугоухость II степени имели 4% детей; III степени - 43% школьников, III-IV степени – 16%, IV степень – 10%. Диагноз глухоты имели 27% детей. 74 школьника с нарушением слуха обучались в специальных (коррекционных) школах г. Москвы, 30 глухих и слабослышащих – получали образование в условиях интеграции в массовых школах. 104 школьника не имели нарушений слуха и обучались в обычных школах.

Достоверность и обоснованность выводов, полученных в работе, обеспечивались исходными научно-методологическими принципами, достаточно большим объемом выборки, использованием совокупности апробированных методик, соответствующих цели и задачам исследования, применением аппарата математической обработки данных и содержательным анализом выявленных фактов.

Научная новизна. В диссертации впервые рассматриваются особенности развития самоотношения, как важнейшего компонента самосознания, у школьников с нарушениями слуха. Описано и подробно проанализировано влияние существующих в настоящее время в г. Москве форм интегрированного обучения на особенности развития самоотношения детей и подростков с нарушенным слухом.

Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении и систематизации научных представлений о сущности отношения к себе – самоотношения, особенностях становления и факторах, оказывающих влияние на его формирование. В работе расширяются и уточняются психологические знания об индивидуально - психологических особенностях личностного развития детей и подростков с нарушениями слухового восприятия в целом и специфики их самоотношения в частности. Теоретические основания и выводы диссертации являются основанием для продолжения исследований в этой области. Данная работа вносит вклад в психологию личности, психологию развития и сурдопсихологию.

Практическая значимость исследования обусловлена современным расширением возможностей образования для детей с нарушениями развития с использованием моделей интегрированного (включенного в массовое образование) обучения. Исследование демонстрирует основные тенденции особенностей личностного развития глухих и слабослышащих детей в условиях специального и интегрированного образования. Необходимо учитывать эти особенности при разработке практических рекомендаций и программ по психолого-педагогическому сопровождению учащихся с нарушенным слухом в специальной и массовой школах. Результаты исследования могут быть использованы практическими психологами в области диагностики, консультирования, психологической коррекции и профилактики отклонений в личностном развитии детей с нарушенным слухом. Они также могут применяться педагогами, дефектологами и специалистами по социальной работе в русле общей развивающей работы с детьми в условиях интеграции лиц со специальными потребностями в обучении.

Положения, выносимые на защиту:

1. Воспитание и обучение детей с нарушенным слухом в условиях специального образовательного учреждения задерживает личностное развитие, что особенно ощутимо проявляется в отставании возникновения критического отношения к своему Я, так характерного для психологического кризиса подросткового возраста.

2. Совместное обучение ребенка с нарушенным слухом со слышащими сверстниками способствует своевременному принятию себя и своего дефекта и формированию адекватного самоотношения.

3. При оценке личностного развития глухих и слабослышащих школьников, интегрированных в массовую школу, нужно учитывать разнородность и малочисленность таких случаев, своеобразие и продолжительность современных форм инклюзии, а также качество психолого-педагогического сопровождения таких детей в образовании.

Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы диссертации были представлены докладами и тезисами на конференциях: «Молодые ученые – московскому образованию», Москва, МГППУ, 2008 г.; Международная психологическая школа МГППУ-Даугавпилский университет, 2008 г.; Зимняя психологическая школа Москва 2009 г.; «Молодые ученые – столичному образованию», Москва, МГППУ, 2009 г.; «Другое детство» - Москва, МГППУ, 2009 г.; «Молодые ученые – нашей новой школе», Москва, МГППУ, 2011.

Результаты исследования используются психологами в консультативной и коррекционной работе с педагогами, родителями и учащимися базе Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции для детей с нарушениями слуха и речи «Благо», а также внедрены в практику проведения практических занятий со студентами МГППУ по дисциплинам «Специальная психология» и «Психология детей с сенсорными и двигательными нарушениями».

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы, изложенных на 192 страницах. Диссертация включает 8 таблиц, 44 рисунков, 4 приложения. Список литературы содержит 136 наименований (14 на английском языке).

Основное содержание работы.

Во введении обосновывается актуальность исследуемой проблемы, определяются цель исследования, объект и предмет, формулируются задачи и гипотезы, определяется теоретическая и практическая значимость, научная новизна, перечисляются положения, выносимые на защиту, дается краткая характеристика структуры диссертации.

В первой главе «Теоретические основы проблемы формирования самоотношения человека в психологии» представлен теоретический анализ основных подходов к пониманию феномена самосознания в зарубежной и отечественной психологии, рассмотрено содержание структуры самоотношения, определены этапы его становления в онтогенезе. Первая глава состоит из двух параграфов.

В первом параграфе представлен обзор исследований отечественных (Б.Г.Ананьев, Л.И.Божович, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, В.В.Столин и др.) и зарубежных авторов (Э.Берн, Р.Бернс, У.Джеймс, К.Роджерс, З.Фрейд, Э.Эриксон и др.) по проблеме самоотношения личности. Проведенный анализ позволяет говорить о существовании трех разных подходов к рассмотрению отношения человека к себе: понимания самоотношения как аффективного компонента самосознания (самоотношение в структуре самосознания), как черты личности (самоотношение в структуре личности), как компонента саморегуляции (самоотношение в системе саморегуляции). Их интеграция возможна на основе методологического положения о единстве деятельности, личности и (само) сознания (А.Н.Леонтьев; С.Л.Рубинштейн). Системный анализ самоотношения предполагает его рассмотрение как представленного одновременно на трех уровнях психологического бытия человека: деятельности, личности как субъекта этой деятельности и самосознания как смыслового ядра личности. Как в современной отечественной (С.Р.Пантилеев, В.В.Столин), так и в зарубежной психологии (D.Hoge, J.McCarthy) строение самоотношения рассматривается как многомерное. Наиболее полно объясняющим строение самоотношения является теория С.Р. Пантилеева, основанная на точке зрения В.В. Столина, который рассматривал самоотношение как целостную личностную систему. Автор разделяет самоотношение на две подсистемы – самооценок и эмоционально-ценностного отношения и предполагает, что механизмом, дающим неискаженную и обобщенную оценку «Я», является эмоционально-ценностное отношение субъекта к самому себе как смысловое образование, в то время как система самооценок подвержена действию защитных механизмов. Таким образом, самоотношение является центральным детерминирующим компонентом самосознания, определяющим самовосприятие, содержание установок. Самоотношение осуществляет определяющее влияние на все сферы деятельности человека, такие как ролевая саморегуляция, адаптация в обществе, общение, т.е. определяет поступки и деятельность в целом. Самоотношение может быть позитивным (самопринятие), негативным (самонепринятие) и конфликтным.

Структурные составляющие самоотношения, вне зависимости от их семантического содержания и эмоционального тона, объединены в единую систему. В психологии можно выделить три подхода к объяснению организованности компонентов самоотношения. В рамках первого подхода их объединение объясняется как осуществляемое по «принципу аддитивности» самоотношения (В.В.Столин). Сторонники второго подхода обнаруживают в основании организации составляющих отношения личности к себе принцип «смысловой интеграции» (С.Р.Пантилеев). Наконец, наиболее популярным в психологии является описание самоотношения как единой системы с учетом независимой и равноправной представленности в ней его основных структурных компонентов (Е.Т.Соколова, И.И.Чеснокова).

Во втором параграфе проводится анализ литературы по проблеме генезиса отношения к себе в психологии развития. Понятие развития в онтогенезе тесно связано с понятием периодизации. На сегодняшний день не существует единой общепринятой классификации возрастных периодов развития человека, хотя в разное время предпринимались многочисленные попытки создания возрастной периодизации (Дж.Биррен, Д.Бромль, К.Гетчинсон, В.Квинн, Ж.Пиаже, Д.Б.Эльконин, Э.Эриксон, С.Холл и др.). Большинство зарубежных и отечественных психологов (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, Л.И.Божович, Р.Бернс) признают врожденным не самосознание, а лишь предпосылки к его развитию. На каждом возрастном этапе онтогенеза – в годы младенчества, раннего и дошкольного детства, в младшем школьном, подростковом и старшем школьном возрастах, в ходе становления и развития личности ребенка происходит формирование и развитие его активности, самосознания.

В подростковом возрасте происходит существенное изменение структуры самосознания в его различных проявлениях: самооценки, личностной рефлексии, требований к себе и другим, мотивах деятельности, идеалах, интересах и пр. Д.И.Фельдштейн (1988) выделяет несколько стадий подросткового периода.

Первая стадия подросткового возраста (10-11 лет) характеризуется тем, что на рубеже между 9-10 годами появляется тенденция ребенка к самостоятельности и потребность в признании его во взрослом мире, в обществе. Осознание себя как личности, отличной от других людей, порождает особый интерес ребенка к своим нравственно-психологическим особенностям и потребность в оценке собственных личностных качествах и качеств других людей. Характеристикам себя младших подростков присущ отрицательный эмоциональный фон.

На второй стадии подросткового периода (в 12-13 лет) наряду с общим принятием себя сохраняется и ситуативно отрицательное отношение ребенка к себе, обнаруживающее зависимость от оценок окружающих, прежде всего сверстников. Данная стадия характеризуется формированием нового уровня самосознания ребенка как осознания себя в системе общественных отношений, осознания себя общественно значимым существом, субъектом.

На третьей стадии этого возраста (в 14-15 лет) возникает «оперативная самооценка», определяющая отношение подростка к себе. Формирование готовности к функционированию в обществе порождает стремление применить свои возможности, проявить себя, что ведет к осознанию своей социальной приобщенности, активному поиску путей и реальных форм развития предметно-практической деятельности, обостряя потребность растущего человека в самоопределении, самореализации.

В подростковом возрасте возникает самосознание в собственном смысле слова, т.е. способность направлять сознание на свои собственные психические процессы, включая и сложный мир своих переживаний. Подросток испытывает потребность познать себя как личность, отличную от других людей, и стремление к самоутверждению, самореализации и самовоспитанию.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Самоотношение школьников с нарушениями слуха в специальном и интегрированном образовании 19. 00. 10 коррекционная психология iconПубличный доклад
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №15 I, II вида» – единственная в Томской области, где обучаются и...
Самоотношение школьников с нарушениями слуха в специальном и интегрированном образовании 19. 00. 10 коррекционная психология iconПрограмма курса повышения квалификации «О бучение плаванию детей с нарушениями слуха»
«Обучение плаванию детей с нарушениями слуха» разработана в соответствии с учебным планом для учителей физической культуры и инструкторов...
Самоотношение школьников с нарушениями слуха в специальном и интегрированном образовании 19. 00. 10 коррекционная психология iconПрограмма по дисциплине «Психология детей с нарушениями опорно-двигательного...
Сд 9 (СД. 6, Сд. 10, Сд. Ф. 6) «Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата»
Самоотношение школьников с нарушениями слуха в специальном и интегрированном образовании 19. 00. 10 коррекционная психология iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Федеральным законом «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)» Типовым положением о специальном...
Самоотношение школьников с нарушениями слуха в специальном и интегрированном образовании 19. 00. 10 коррекционная психология iconМетодическая разработка по развитию слухового восприятия и формированию...
Областное государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными...
Самоотношение школьников с нарушениями слуха в специальном и интегрированном образовании 19. 00. 10 коррекционная психология iconМежличностные отношения детей и подростков с нарушениями слуха
Слуха и относительной изолированностью его от социума. От микроклимата, созданного в школе, в трудовом коллективе, в группе, от личных...
Самоотношение школьников с нарушениями слуха в специальном и интегрированном образовании 19. 00. 10 коррекционная психология iconРабочая программа дисциплины сд. Ф психология детей с нарушениями...
Рабочая программа дисциплины «Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата» составлена в соответствии с государственным...
Самоотношение школьников с нарушениями слуха в специальном и интегрированном образовании 19. 00. 10 коррекционная психология iconСправочник Перечень учебных заведений Российской Федерации для лиц...
Перечень учебных заведений Российской Федерации для лиц с нарушениями слуха. Справочник. – Гоу ао «Вычегодская скоши», 2011 г., с....
Самоотношение школьников с нарушениями слуха в специальном и интегрированном образовании 19. 00. 10 коррекционная психология iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд 14 «Воспитание и обучение...
СД. Ф. 14 «Воспитание и обучение детей с нарушениями слуха (дошкольная сурдопедагогика)»
Самоотношение школьников с нарушениями слуха в специальном и интегрированном образовании 19. 00. 10 коррекционная психология iconУчебно-методический комплекс дисциплины б ийск бпгу имени В. М. Шукшина
П психология лиц с нарушениями слуха [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Л. А. Студеникина; Бийский пед гос...
Самоотношение школьников с нарушениями слуха в специальном и интегрированном образовании 19. 00. 10 коррекционная психология iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Магистерские программы: «Психология и педагогика инклюзивного образования», «Психология развития», «Педагогическая психология», «Геронтопедагогика...
Самоотношение школьников с нарушениями слуха в специальном и интегрированном образовании 19. 00. 10 коррекционная психология iconМеждународный семинар «Логопедическая помощь детям и подросткам с...

Самоотношение школьников с нарушениями слуха в специальном и интегрированном образовании 19. 00. 10 коррекционная психология icon«Основные исторические вехи развития специальной психологии в России и за рубежом»
«дети с нарушениями развития», «дети с отклонениями в психофизическом развитии», «дети с ограниченными возможностями здоровья», «дети...
Самоотношение школьников с нарушениями слуха в специальном и интегрированном образовании 19. 00. 10 коррекционная психология iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «3» сентября 2012г. Программа...
...
Самоотношение школьников с нарушениями слуха в специальном и интегрированном образовании 19. 00. 10 коррекционная психология iconЛ. П. Носкова ■■педагогики л. А. Головчиц ■■ Методика развития речи...
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 020400. 68 «Биология», магистерская программа 020400....
Самоотношение школьников с нарушениями слуха в специальном и интегрированном образовании 19. 00. 10 коррекционная психология iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Закон Республики Беларусь "Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)") позволила внедрить...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск