Книга издается на средства Алтайской краевой общественной организации «За добрые дела»





НазваниеКнига издается на средства Алтайской краевой общественной организации «За добрые дела»
страница1/30
Дата публикации09.11.2014
Размер4.71 Mb.
ТипКнига
100-bal.ru > Психология > Книга
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30
Администрация Алтайского края

Управление Алтайского края по образованию и делам молодежи

Краевое государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детский оздоровительно – образовательный центр «Алтай»

Алтайская краевая общественная организация «За добрые дела»

Н.В. Несвежева

Теория и практика исследовательской краеведческой и проектной деятельности учащихся.

Барнаул 2011 год

ББК Рецензенты:

доктор исторических наук И.Н. Никулина

кандидат педагогических наук А.М. Демин

Н Редакционная коллегия:

Н.В. Молчанова (отв. редактор), С.Г. Емшина, Л.С. Вознесенская.

Н.В. Несвежева

Теория и практика исследовательской краеведческой и проектной деятельности учащихся.

Барнаул: Азбука, 2011, - с.

ISBN

Самостоятельная познавательная деятельность занимает приоритетное место среди ключевых образовательных компетентностей, лежащих в основе обновленного содержания образования учащихся. Исследовательский и проектный методы являются наиболее результативными в достижении задач организации познавательной краеведческой деятельности школьников, как в образовательной, так и воспитательной сферах. В книге дана исторический очерк развития краеведческой деятельности с учащимися Алтайского края в рамках общего образования и внешкольной работы, иллюстрирующий преемственность педагогического опыта в организации активных познавательных форм получения и усвоения краеведческого материала. В приложении представлена «методическая копилка», содержащая практический педагогический опыт и рекомендации по организации краеведческой исследовательской и проектной работы по разным направлениям в различных по статусу образовательных учреждениях.

Для педагогов, методистов и специалистов общего и дополнительного образования детей.

ББК

ISBN КГОУ Дополнительного образования детей

«Детский оздоровительно-образовательный

центр «Алтай»

АКОО «За добрые дела»

Книга издается на средства Алтайской краевой общественной организации «За добрые дела» при поддержке депутата АКЗС В.В. Кондратьева.

Содержание

Предисловие

  1. Психолого-педагогическое сопровождение самореализации школьников в процессе исследовательской и проектной деятельности.

II. Внешкольная работа, внешкольное образование, дополнительное образование. Преемственность традиций.

III. Эпоха пионеров – краеведов: первая половина XX века.

3.1.Краеведческая и экскурсионная работа со школьниками. Начало пути.

3.2.Массовые краеведческие экспедиции пионеров и школьников 50-80-х годов XX века.

IV. Исследовательское школьное краеведение на современном этапе.

4.1.Уровни, содержание, формы краеведческой работы.

4.2.Школьный музей – творческая и исследовательская лаборатория.

4.3.О престижности музейных форм работы в школах края.

4.4.Технологии и методики организации исследовательской краеведческой работы с учащимися.

4.5.Подготовка исследовательской краеведческой работы.

V. Социально - значимая проектная деятельность учащихся.

5.1.О значении проектирования для школьников и педагогов.
5.2.Актуальные темы проектов учащихся Алтайского края.

5.3.Социально-образовательный проект «Гражданин».
5.4.Как работать над проектом.
Заключение

Литература

Приложение 1. Схема описания населенного пункта.

Приложение 2. Примерный план работы по созданию путеводителя.
Приложение 3. Анкета ветерана войны, анкета ветерана труда.
Приложение 4. Описание музейных предметов: основные элементы и образцы.
Приложение 5. Памятка экскурсоводу школьного музея.

Приложение 6. Требования к исследовательской работе учащихся.

Приложение 7. Обзорная экскурсия в музее образовательного учреждения.

Приложение 8. Ведение учётной документации музея образовательного учреждения.

Приложение 9. Форма выявления и анализа исследуемой проблемы.

Приложение 10. Оформление информации из писем и интервью

Приложение 11. Методические рекомендации по сбору этнографического материала.

Приложение 12. Систематизация и хранение памятников истории и культуры в полевых условиях.

Приложение 13. Образовательная программа дополнительного образования детей «Научно-исследовательское объединение «Поиск». Иванова Т.Н.

Приложение 14. Программа дополнительного образования детей «Юные экскурсоводы».

Приложение 15. Программа дополнительного образования детей «Моя родословная». Вознесенская Л.С.

Приложение 16. Программа дополнительного образования детей «Социальное проектирование». Марухина Н.Н.

Приложение 17. Программа дополнительного образования детей «Исследователи – краеведы». Белоглазова Г.Н.

Приложение 18. Краеведческая работа в школе. Материал для размышления. Рыженко П.Ф.

Приложение 19. Образовательная программа дополнительного образования детей «Литературное краеведение».

Приложение 20. Примерная программа «Активисты школьного музея».

Приложение 21. Показатели и уровни исследовательской компетентности учащихся.

Уникальному коллективу учителей,

педагогов дополнительного образования,

коллег и единомышленников,

посвятивших себя делу воспитания и

становления личности ребенка

в знак

профессиональной признательности

От автора

Предисловие.

Воспитание и обучение подрастающего поколения в системе образования (школьного и дополнительного) является сегодня самой актуальной задачей современного российского общества. Тенденция образовательно-воспитательных учреждений обратиться «лицом к личности обучающихся (воспитанников) связана с тем, что в недавнем прошлом главной задачей школы и внешкольных учреждений была передача детям знаний, умений и навыков, необходимых для дальнейшего профессионального и жизненного самоопределения. Заботы образовательно-воспитательных учреждений и педагогов о формировании, развитии и становлении личности ребенка отодвигались на второй план. Но, как показывает состояние современного российского общества в целом, и системы образования в частности, именно эти факторы сыграли роковую роль в судьбе детей и подростков, получивших образование, но оказавшихся неспособными на самореализацию, на поиск своего призвания и места в жизни. Решение множества жизненных проблем страны во многом зависит от уровня сформированности активной жизненной позиции молодежи. В связи с этим приоритетным направлением и составной частью образовательно-воспитательного процесса становится социализация учащихся, т.е. активный способ выявления, развития и активизации личностных качеств ребенка. Социальная адаптация предполагает активное приспособление ребенка к условиям социальной среды, оптимальное включение его в новые изменяющиеся условия, достижение успехов в реализации целей. В упрощенном виде – «быть со всеми»; в то же время, социализация предполагает и другой мотив - «быть самим собой», т.е. реализацию установок на себя, устойчивость в поведении и отношениях, которая соответствует представлению личности о себе, ее самооценке. Основным приемом реализации этих, на первый взгляд, противоречивых установок, является организация активной познавательной деятельности детей. Решение этой задачи зависит не только от усилий общеобразовательной школы, но и системы дополнительного образования детей, которое является не менее важным, чем учебно-воспитательный процесс, и от родителей. Взаимодействие между самостоятельными государственными структурами – это не только помощь друг другу, но и разумное соединение, взаимопроникновение и интеграция специфических возможностей и усилий в организации среды жизнедеятельности ребенка как фактора, активно влияющего на развитие личности.

Интеграция базового и дополнительного образования в образовательных учреждениях Алтайского края, как правило, происходит на основе объединяющей идеи – краеведения (в самом широком смысле), которое в последние годы стало основой организации исследовательской и проектной деятельности школьников. Основной характеристикой этих видов деятельности является активный познавательный характер, поэтому в ряде школ она становится системообразующей в формировании воспитательной системы, позволяет интегрировать учебную и внеучебную работу. Взаимодействие осуществляется исходя из ведущей цели воспитания – становление личности, способной принимать решения в ситуации морального выбора и нести ответственность за эти решения перед собой, группой и своей страной.

Школьное краеведение имеет глубокие корни в педагогике Алтайского края, начало его развития можно отнести к 1905 году, когда была совершена первая ученическая образовательная экскурсия в горы Алтая, имевшая выраженный исследовательский характер, ее организатор – Виктор Иванович Верещагин придавал исключительное значение именно познавательному характеру своих поездок учащимися.1 В последующие годы школьное краеведение получило дальнейшее развитие. Серьезное внимание краеведческой работе с учащимися уделял видный ученый, краевед Алексей Дмитриевич Сергеев. в своей книге «О краеведении Алтайского края» он представил классификацию форм краеведения, в которой выделил краеведение учебное (школьное и вузовское). Алексей Дмитриевич писал: «Если в школьном возрасте мы не заложим знаний о своем крае, то мы будем иметь «глобалистов», ориентированных на западную культуру, космополитов, диссидентов, но никак не патриотов, любителей именно нашего края, а не простых воздыхателей о красотах Алтая».2

В настоящее время в России идет становление системы образования, сопровождающееся существенными изменениями в педагогической теории и практике. Общие тенденции этих изменений характеризуются отходом от жестко регламентированных методов воспитания и обучения и обращением к личностно-ориентированной педагогике. Одним из принципов личностно-ориентированной педагогики является творческое сотрудничество детей и педагогов, их взаимодействие в достижении общей цели. В такой деятельности творческие способности и детей, и взрослых реализуются наиболее полно. Но такой подход нельзя назвать в полной мере «новым», известно, что все новое – это хорошо забытое старое. Отдельные элементы исследовательской и проектной деятельности можно встретить практически на каждом этапе развития образования, начиная с XIX века, и объединяет их во времени общий подход к решению главных задач. Творческое сотрудничество детей и педагогов способствует установлению взаимопонимания, ведущему в свою очередь к более эффективному развитию творческих способностей всех участников образовательного процесса. Приобретение знаний – это лишь задел, но не гарантия чего – либо в жизни человека. Нам представляется, что краеведческий подход в организации учебно-воспитательного процесса позволит педагогам объединить обучение и воспитание, укрепить природный механизм адаптации учащихся к окружающему миру, поможет им стать естественным звеном в цепи поколений, быть проводниками между прошлым и будущим, помочь органично существовать в обществе и природе. Именно краеведческий подход поможет соблюсти природосообразность и общественную целесообразность исследовательской и проектной деятельности учащихся, обеспечить баланс в сохранении свобод личности и механизмов воздействия на нее. Безусловно, краеведческий подход мы понимаем шире, чем просто сбор краеведческих сведений. Краеведческий подход мы понимаем как методологическую основу достижения практического или теоретического освоения действительности последовательно от локально – территориального (Малая родина) к глобальному уровню освоения мира. Именно такой взгляд на краеведческий подход в образовании позволяет синтезировать краеведческую и технологическую информацию в представлениях школьника, позволяет ему целостно взглянуть на мир. Технологическая информация дает возможность ориентироваться в достижениях научно – технического прогресса, а краеведческая информация способствует реальной адаптации в современном мире.

В педагогической литературе последних лет достаточно часто авторы обращаются к наследию К.Д. Ушинского, к разработанной им педагогической системе, основанной на принципах демократизма и гуманизма. Нам также представляется необходимым акцентировать внимание на некоторых аспектах педагогических взглядов К.Д. Ушинского, созвучных теме настоящего издания. В вопросах воспитания Ушинский определял, что человек от природы наделен огромными возможностями и силами, как физическими, так и психическими, однако принадлежит ему лишь то, что он покорил своему сознанию и воле. Поэтому воспитание призвано к тому, чтобы научить человека подчинять силы и способности «нервного организма» своему «сознанию и свободной воле». Общим, коренным законом психики человека Ушинский признавал активность, стремление к деятельности, следовательно, эта закономерность должна быть установкой педагогического анализа и действия. Задача воспитания по Ушинскому – открывать простор для самостоятельной деятельности воспитанника; вместе с тем, предупреждать развитие склонности к своеволию и произволу. В работах Ушинского-психолога активное внимание, активное припоминание, активное воображение, активная деятельность рассудка противопоставлены пассивной деятельности, как низшей форме психики. Основной закон детской психики – это стремление ребенка к разнообразной посильной деятельности. Игнорирование данной закономерности в воспитании есть нарушение всестороннего развития ребенка, а зачастую – ложное развитие. Гуманизм Ушинского органичен: вся его педагогическая система ориентирована на человека, его личностное развитие и самоопределение в сложной системе общественных отношений; пронизана чувством глубокой любви к растущему человеку и вместе с тем ответственности перед ним.3

Решая вечную проблему дидактики, что считать в обучении главной целью: или приобретение знаний (материальное образование), или развитие умственных способностей (формальное образование), Ушинский обращается к психологии познавательной деятельности: «Психический анализ показывает ясно, что формальное развитие рассудка…есть несуществующий призрак, что рассудок развивается только в действительных реальных знаниях…и что самый ум есть не что иное, как хорошо организованное знание».4 Ушинский исходил из представления о процессе обучения как взаимодействия преподавания и учения, а последнее трактовал и как самостоятельную познавательную деятельность, и как деятельность, осуществляемую под руководством педагога. В нахождении разумной меры соотношения этих видов деятельности он видел искусство педагогического руководства.

В статье «Труд в его психическом и воспитательном значении» (1860 г.)5 Ушинский рассматривает учение школьника с точки зрения свободного, творческого труда. Он ставит вопросы о побуждении к учебному труду, о выработке привычки к трудовому усилию, о культуре труда, о чувстве успеха и продвижения в развитии – о воспитании серьезного отношения к учению в школьные годы, а значит, и к труду жизни. Именно отношение к труду определяет судьбу человека: если у него не окажется личного труда, то перед ним - либо дорога «неутомимого недовольства жизнью, мрачной апатии и бездонной скуки, или дорога добровольного, незаметного самоуничтожения, по которой человек быстро опускается до детских прихотей или скотских наслаждений». Однако развивает и возвышает человека не всякий труд, не по принуждению, а труд свободный, творческий; труд как «творящая и совершенствующая деятельность».

Взгляды К.Д. Ушинского вполне сопоставимы с современным состоянием и задачами образования: с одной стороны образование должно во все большем объеме передавать огромное количество постоянно пополняющихся знаний и умений; с другой стороны – наметить ориентиры, которые не позволят человеку утонуть в потоке возрастающей информации и будут способствовать развитию, как отдельной личности, так и общества в целом. Чисто количественное решение этой задачи, т.е. бесконечное увеличение школьной нагрузки невозможно. В наше время уже недостаточно, чтобы каждый человек в начале своей жизни накопил определенный запас знаний и бесконечно им пользовался. Недостаточно также просто способствовать развитию его мыслительных способностей. Необходимо, чтобы человек был в состоянии использовать на протяжении всей жизни возможности обновлять, углублять и обогащать эти первоначальные знания, адаптировать их к меняющемуся миру. Таким образом, человека нужно научить познавать, т.е. помочь ему приобрести инструментарий для возможности самообразования.

Для реального решения этой задачи главным условием является социально – позитивная, педагогически организованная познавательная деятельность учащихся.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Книга издается на средства Алтайской краевой общественной организации «За добрые дела» iconУрок русского языка в 7 «А» классе. Тема: Подготовка к написанию...
Цель: подготовиться к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему «Жизнь дана на добрые дела»
Книга издается на средства Алтайской краевой общественной организации «За добрые дела» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Не одежда красит человека, а его добрые дела», «Кто добро творит, тому Бог отплатит», «Добрые слова дороже богатства»
Книга издается на средства Алтайской краевой общественной организации «За добрые дела» iconПрограмма воспитания и социализации 3 Школьные традиции 3 Организация...
На заседании Методического совета На общественной конференции Директор маоу сош№4
Книга издается на средства Алтайской краевой общественной организации «За добрые дела» iconОтчет о проведении XXII отчетно-выборной конференции Региональной общественной организации
Региональной общественной организации "Федерация легкой атлетики г. Москвы" состоялась 30 ноября 2012 г
Книга издается на средства Алтайской краевой общественной организации «За добрые дела» iconЖизнь дана на добрые дела
Рассмотрите портрет писателя. Можете сказать, каким человеком вам кажется В. Осеева?
Книга издается на средства Алтайской краевой общественной организации «За добрые дела» icon7. История музейного дела за рубежом. Коллекционирование (от Античности до конца XIX в.)
Цели и задачи курса «Музееведение». Основные понятия и термины в музейном деле. Становление и развитие государственно-общественной...
Книга издается на средства Алтайской краевой общественной организации «За добрые дела» iconПрограмма краевой научно-практической конференции и профессионального...
Конференция подготовлена: Краевым Советом медицинских сестер Министерства здравоохранения Забайкальского края, Забайкальской региональной...
Книга издается на средства Алтайской краевой общественной организации «За добрые дела» iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических...
«Средства массовой информации и информационно-библиотечное дело», по профилю «Журналистика» разработана профессорско-преподавательским...
Книга издается на средства Алтайской краевой общественной организации «За добрые дела» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: подготовиться к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему «Жизнь дана на добрые дела»
Книга издается на средства Алтайской краевой общественной организации «За добрые дела» iconОтчет по результатам самообследования образовательной организации...
Самообследование проведено: председателем Волгоградского областного отделения общественной организации «Всероссийское общество автомобилистов»...
Книга издается на средства Алтайской краевой общественной организации «За добрые дела» iconПлан воспитательной работы на 2013 2014 учебный год основные направления...
Организация конкурса рисунка на асфальте «Жизнь дана на добрые дела» Выпуск плаката по теме
Книга издается на средства Алтайской краевой общественной организации «За добрые дела» iconНоминация: Наши добрые дела Коллективное творческое дело «Сто добрых ёлочек»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Карловка Пугачёвского района Саратовской области»...
Книга издается на средства Алтайской краевой общественной организации «За добрые дела» iconТема: Жизнь дана на добрые дела
Цель: Формирование ценностно-смысловых ориентаций, нравственных ценностей обучающихся; привитие навыков культуры речи; развитие творческих...
Книга издается на средства Алтайской краевой общественной организации «За добрые дела» iconВнеклассное занятие в 1-м классе по теме: "Урок доброты"
Цель: дальнейшее развитие представлений учащихся о добре и зле; воспитание стремления совершать добрые дела; развивать самооценку...
Книга издается на средства Алтайской краевой общественной организации «За добрые дела» iconМетодические указания для организации самостоятельной работы по дисциплине «Экологическое право»
Принятое решение Дума мотивировала тем, что рудник хотя и не причиняет ущерба окружающей среде, но в краевой бюджет перечисляет весьма...
Книга издается на средства Алтайской краевой общественной организации «За добрые дела» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: дальнейшее развитие представлений учащихся о добре и зле; воспитание стремления совершать добрые дела; развивать самооценку...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск