Скачать 0.93 Mb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Агентство образования администрации Красноярского края Краевое государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение) «Красноярский педагогический колледж № 2» Предметно-цикловая комиссия педагогических дисциплин Рабочая программа дополнительной подготовки в области семейного воспитания Специальность 050704 Дошкольное образование Квалификация – воспитатель детей дошкольного возраста с дополнительной подготовкой в области семейного воспитания Красноярск 2002
Пояснительная записка Выпускник специальности 050704 Дошкольное образование с дополнительной подготовкой в области семейного воспитания готовится к работе в качестве воспитателя детей дошкольного возраста в дошкольных образовательных учреждениях, а также к воспитанию дошкольников в домашних условиях, к взаимодействию с родителями ребенка. Одной из основных видов деятельности воспитателя детей дошкольного возраста является социально-педагогическая деятельность, предполагающая умение оказывать консультативную помощь в овладении родителями практически значимых для них положений дошкольной и семейной педагогики, психологии и методики воспитания детей дошкольного возраста (ГОС СПО, 2002 г.). Взаимодействие педагога дошкольного образовательного учреждения с семьей ребенка дошкольника является актуальной проблемой и важной составляющей профессиональной компетенции специалиста дошкольного образования. Программа дополнительной подготовки в области семейного воспитания позволяет теоретически и практически подготовить выпускника к компетентному взаимодействию с семьей, к оказанию консультативной психолого- педагогической помощи семье и ребенку-дошкольнику. Учебный план дополнительной подготовки в области семейного воспитания включает следующие учебные дисциплины и производственную практику:
Максимальная учебная нагрузка на студента 658 часов; самостоятельная работа 140 ч.; всего часов 518, из них лекционные занятия – 259, лабораторные и практические занятия – 259. По программе дополнительной подготовки выпускник должен знать:
уметь:
Программа составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 050704 «Дошкольное образование» (2002 г.) Рабочая программа учебной дисциплины «Семейная педагогика» Составитель: Л.Л. Лопатина Пояснительная записка Рабочая программа учебной дисциплины «Семейная педагогика» разработана для студентов 3 курса специальности 050704, получающих квалификацию – воспитатель детей дошкольного возраста с дополнительной подготовкой в области семейного воспитания. В современной экономической и социокультурной ситуации изменяются функции дошкольного образовательного учреждения, реализация которых ориентирована на взаимодействие с семьей. Не возможно стать воспитателем, отвечающим современным требованиям, без знаний особенностей семьи, семейного воспитания. В последние годы разные науки усилили свое внимание к семье как объекту исследования и получили новые данные, позволяющие углубить характеристику этого важнейшего социального института воспитания. Студенты, изучающие данную учебную дисциплину должны знать:
уметь:
Программа составлена на основе ГОС СПО 2002 года, учебной программы Т.А. Куликовой «Семейная педагогика и домашнее воспитание», утвержденной Министерством образования РФ в 1999 году. Обязательные учебные занятия всего - 133 ч.; 66/67, 36 ч. СРС. Дидактические единицы стандарта: семья; современная семья; семейное воспитание; психолого-педагогические основы семейного воспитания; сотрудничество семьи с образовательными учреждениями; педагог в семье; воспитание детей в обычных, внешне благополучных семьях; воспитание детей в нетипичных семьях; воспитание детей в неблагополучных семьях. Тематический план учебной дисциплины
Содержание учебной дисциплины: I. Семейная педагогика как наука о воспитании детей в семье. Предмет изучения семейной педагогики. Отличия в целях, принципах, содержании и методах общественного и семейного воспитания. Связь семейной педагогики с другими науками. Задачи и исследовательские методы науки. Источники возникновения и история становления семейной педагогики (краткий экскурс в историю возникновения и становления семейной педагогики: народная педагогика, "Домострой", К.Д. Ушинский, П.Ф. Лесгафт, П.Ф. Каптерев и др.). II. Семья как социальный институт. Семья как социальный институт и субъект воспитания. Миссия семьи в разные исторические эпохи (культурно-исторический аспект). Из истории развития семейно-брачных отношений в России. Специфические особенности современной семьи. Функции семьи: репродуктивная, хозяйственно-экономическая, воспитательная, социальная, психотерапевтическая (рекреативная, регулятивная, коммуникативная, фелицитологическая). Типы (формы, модели) семей (по разным основаниям):
Классификация Е.А. Личко. Структурный состав: полная, неполная, деформированная (отчим, мачеха); функциональные особенности: гармоничные, дисгармоничные (нет партнерства между родителями, деструкткрирванная семья, распадающаяся, ригидная, псевдосоциальная - властный лидер в семье) Религиозные модели семьи: общехристианская семья, мусульманская семья, иудейский идеал семьи и семейные воспитательные традиции. Семьи сектантов. Нетипичные семьи. «Альтернативные» семьи. Семья с родителями-инвалидами. Семьи с детьми-инвалидами. Студенческая семья. Семьи беженцев и временных переселенцев. Семьи безработных. Типы трудных семей (семей «группы риска», девиантные семьи): семьи с объективно неблагополучными условиями воспитания; асоциальные семьи; семьи с ориентацией на социальное недоверие; с ориентацией на материальные ценности, на удовольствия; с ориентацией на «авантюризм» в достижении целей; на силу. Методы изучения семьи: социологические, демографические, психологические и педагогические. Законодательные документы о семье: Концепция семейной политики в РФ, Примерное положение о получении образования в семье, Проект положения о семейном (домашнем) образовании в Российской Федерации, Закон РФ "Об образовании", III Психолого –педагогические основы воспитания в семьеПонятие "семейное воспитание". Из истории воспитания детей в семьях разных сословий в России. Ценности русской культуры и воспитание в семье. Принципы семейного воспитания: целенаправленность, культуросообразность, гуманизм, связь воспитания с жизнью детей и их потребностями, единство общественного и семейного воспитания, учет возможностей и особенностей развития личности ребенка, единство требований и воспитательных позиций, включенность воспитуемого в воспитательное взаимодействие и деятельностью семьи, атмосфера альтруизма, безопасность. Особенности семейного воспитания: органическая связь со всей жизнедеятельностью ребенка; вовлеченность всех членов семьи в совместную жизнедеятельность; непрерывность, устойчивость и длительность воздействия; многократность и противоречивость воспитательного воздействия; эмоциональная основа воспитательных отношений; интимность, естественность, многогранность и непосредственность общения; разновозрастное взаимодействие; относительная замкнутость. Факторы формирующего влияния семьи: объективное влияние образа жизни семьи (пример родителей, нравственно-психологический климат в семье, традиции, стиль взаимоотношений взрослых и детей, бытовые условия: материальные, жилищные, гигиенические); общение; совместная деятельность; целенаправленная воспитательная деятельность. Воспитательный потенциал семьи. Аторитет родителей. Виды ложных авторитетов в семье. Негативные факторы семейного воспитания: неадекватное воздействие факторов материального порядка, бездуховность родителей, авторитаризм или безграничный либерализм, безнравственность, аморальный стиль и тон отношений; отсутствие нормального психологического климата, фанатизм в любых его проявлениях, противоправное поведение взрослых, отсутствие психолого-педагогических знаний у взрослых членов семьи. Характеристика стилей семейного воспитания: степень протекции, удовлетворенность потребителей, предъявляемые требования, санкции по отношению к ребенку, степень воспитательной уверенности родителей. Тактика семейного воспитания: диктат, опека, конфронтация, мирное сосуществование, сотрудничество (А.В. Петровский). Аномальные стили воспитания в семье: гипопротекция, доминирующая гиперпроекция, потворствующая эмоциональное отвержение, повышенная моральная ответственность (А.Е. Личко, Е.Г. Эйдемиллер). Неверные установки в семейном воспитании: предпочтение женских (мужских, детских) качеств, страх утраты ребенка, неразвитость родительских чувств, проекция собственных отрицательных качеств, амбиции родителей, внесение конфликтов между родителями в сферу воспитания; непонимание своеобразия личностного развития ребенка, неприятие детей, несоответствие возможностей детей ожиданиям родителей, негибкость родителей в отношениях с детьми, неравномерность отношения родителей в различные годы жизни детей, непоследовательность, несогласованность, аффективность, тревожность, доминатность, гиперсоциальность, недоверие к возможностям детей и их формирующемуся жизненному опыту, недостаточная отзывчивость, противоречивость (А.И. Захаров). Содержание и методика семейного воспитанияСпецифика методов семейного воспитания. Игры ребенка семье, труд, досуг. Формирование базовой культуры личности в условиях семьи. Физическое развитие и воспитание ребенка. Охрана физического и психического здоровья ребенка в семье. Подготовка детей к школе в условиях семьи. Нравственное, гражданское, эстетическое, экологическое и экономическое воспитание в условиях семьи. Воспитание детей в семье с учетом половых различий и социально-половых ролей. Воспитание мальчика. Воспитание девочки. Воспитание детей в неблагополучных семьях. IV. Семья в системе воспитательных институтов. Роль ДОУ в повышении педагогической культуры семьи. Новая философия взаимодействия ДОУ и семьи в современных социокультурных условиях. V. История развития семейного и домашнего воспитания в России. Зарождение элементов наставнической деятельности в Древней Руси. Основные формы внесемейного воспитания и обучения: «дома молодежи», кумовство, дядьки. Влияние христианства на распространение грамотности на Руси. Первые учителя: священно служители, «мастера грамоты». Особенности образования в княжеской семье. Кормильство: причины возникновения, содержание образования. Семейное воспитание в России XV- XVIII веков. Содержание семейного воспитания в период великорусского государства. Открытие первого государственного учебно-воспитательного заведения (деятельность Ртищева Ф.М., Полоцкого С и др.) Домашние педагоги в России XIV-XVII веков. Эпоха реформаторского преобразования Петра I. Указ 1721 года об обязательном обучении детей дворян, бояр и духовенства. Появление частных воспитательных учреждений, пансионов. Смена отечественных наставников педагогами – иностранцами. Становление и развитие гувернерства как социально – педагогического явления. Появление в языке нового понятия «гувернер» (от французского – управлять). Этимология основных понятий: домашний педагог, домашний учитель, наставник. Указ 1755 года о запрете обучать русских детей иностранцам, не выдержавшим экзамена в Академию. Указ 1812, 1831 гг. о защите отечественного характера образования. Домашнее образование в России до и после октября 1917 года. Отличительные особенности домашнего образования (в форме репетиторства) в период 1930-1970г Педагогический анализ деятельности домашнего педагога в России конца XVII – начала XX веков. Цели, содержание и формы домашнего образования. Традиции семейного воспитания в Древней Руси. Приобщение к православию с раннего возраста. Появление нового жанра религиозной литературы «Поучения Владимира Мономаха», «Поучения Иоанна Златоуста», их воспитательная религия. Семейные права. Женщина как воспитательница детей и хранительница домашнего очага «Домострой» о характере семейного воспитания. Влияние христианской религии на содержание семейного воспитания. Характерные особенности домашнего воспитания в России к XVII-XVIII веков. Негативное отношение к учителям – иностранцам. Подготовка домашнего педагога в России XVII – нач. XX веков. Открытие в Санкт – Петербурге первого государственного учебного заведения для девушек дворянского сословия. Подготовка домашних педагогов на мещанской половине Смольного института. Воспитательные учреждения ведомства Императрицы Марии (1754 г). Подготовка в них отечественных кадров домашних педагогов. Разряды женского учебного заведения, специфика образования в разных типах женских учебных заведений. Открытие первых Высших женских курсов, направленность и содержание образования, присваиваемая квалификация. VI . Домашнее воспитание на новом этапе его развития в современной России. Возрождение гувернерства в период социально – экономических преобразований 80-90-х. годов XX века. Домашнее воспитание в условиях вариативности современной системы дошкольного образования. Педагог в семье: особенности образовательной деятельности домашнего педагога, личностные качества, обеспечивающие педагогу востребованность на рынке образовательных услуг. Литература
Экзаменационные вопросы.
Тематика курсовых и выпускных квалификационных работ Тема выпускной работы: Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с родителями по развитию игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста. Содержание: Введение |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Формирование у воспитателей знаний о семье, воспитательном потенциале семьи, особенностях семейного воспитания, специфике взаимодействия... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления подготовки Содержание: умк по дисциплине Психология семьи и семейного воспитания для студентов направления подготовки 050100. 62 (44. 03. 01)Педагогическое... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления подготовки Содержание: умк по дисциплине б в. Дв 2 Психология семьи и семейного воспитания для студентов направления подготовки 050400. 62 (44.... | Рабочая программа дисциплины Психология семьи и семейного воспитания... Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной... | ||
Кол-во часов Дать представления студентам о творческих разработках в области семейного воспитания детей с отклонениями в речевом развитии | Рабочая программа дисциплины Актуальные проблемы семейного права... Рабочая программа дисциплины «Актуальные проблемы семейного права» предназначена для магистрантов юридического факультета очной формы... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «Технологии семейного воспитания... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Рабочая программа специализированной практики По дополнительной квалификации... Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веркасы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой | ||
Рабочая программа по дисциплине «Основы композиции. Цветоведение»... Государственных требований к минимуму содержания и уровню требований к специалистам для получения дополнительной квалификации «Специалист... | Методические указания для студентов перечень основной и дополнительной... Гнездилов А. В., Губачев Ю. М. Терминальные состояния и паллиативная терапия. Сер. Библиотека семейного врача. – Спб., 2000. – 58... | ||
Методические указания для студентов перечень основной и дополнительной... Гнездилов А. В., Губачев Ю. М. Терминальные состояния и паллиативная терапия. Сер. Библиотека семейного врача. – Спб., 2000. – 58... | Тест «Стратегия семейного воспитания» Чем, по вашему мнению, в большей... Комиссия по организации подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации | ||
Конспект занятия по развитию речи Цель: получение работы по специальности дошкольного образования, квалификации воспитатель детей дошкольного возраста с дополнительной... | Конспект нод по составлению описательных рассказов Цель: получение работы по специальности дошкольного образования, квалификации воспитатель детей дошкольного возраста с дополнительной... | ||
Адрес: г. Якутск пр. Ленина 5/1 ком 430 Цель: получение работы по специальности дошкольного образования, квалификации воспитатель детей дошкольного возраста с дополнительной... | Методические рекомендации по написанию, оформлению и подготовке к... Психолого-педагогической образование, профилей "Психология и социальная педагогика", «Социально-педагогическая деятельность в детских... |