Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/14
Дата публикации24.10.2013
Размер1.85 Mb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Психология > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУ ВПО «МГГУ»)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

М2.Б.2 Культурно-исторический и деятельностный подход

в психологии и образовании
(шифр дисциплины и ее название в строгом соответствии

с федеральным государственным образовательным стандартом и

учебным планом)

Основная образовательная программа подготовки бакалавра (магистра)
по направлению
подготовки бакалавриата (магистратуры)


050400.68 Психолого-педагогическое образование,

магистерская программа

«Психология организационно-управленческой деятельности»

(квалификация (степень) «магистр»)

(код и наименование направления подготовки бакалавриата (магистратуры) указанием
профиля (названия магистерской программы)

Утверждено на заседании кафедры

психологии

психолого-педагогического института

(протокол № 1 от 01 сентября 2012 г.)

Зав. кафедрой

________________И.А. Синкевич
2012

1. Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины М2.Б2. Культурно-исторический и деятельностный подход в психологии и образовании

2. Автор программы: Оконешникова О. В. к.пс.н., доцент

4. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Культурно-исторический и деятельностный подход в психологии и образовании» являются: развитие профессиональной компетентности магистра посредством освоения методологического знания в области культурно-исторического и деятельностного подходов в психологии образования, ведущих к научному осмыслению и пониманию ценностно-смысловых основ профессиональной деятельности по психолого-педагогическому сопровождению субъектов образовательного процесса.

Задачи курса:

1. Ознакомить студентов с историей становления и развития культурно-исторического и деятельностного подходов в психологии.

2. Ознакомить студентов с методологией культурно-исторического и деятельностного подходов в психологии образования.

3. Определить взаимодействие исторической психологии с другими областями психологии, изучающими психические процессы во времени (возрастной и педагогической психологией, психологией личности, патопсихологией, психолингвистикой, социальной психологией).

4. Показать основные закономерности сравнительной, возрастной, педагогической психологии и патопсихологии в контексте исторического и деятельностного подходов.

5. Место дисциплины в структуре ООП

Данная учебная дисциплина является дисциплиной базовой части профессионального цикла и читается на первом году магистерского обучения в осеннем семестре.

Изучение данной дисциплины тесно связано со следующими как предшествующими дисциплинами: «Организация деятельности психолого-педагогического направления»; «Социальная психология образования»; «Научные исследования в профессиональной деятельности психолого-педагогического направления»; «Социально-психологическое обучение участников образовательного процесса».

Дисциплина также тесно связана с рядом дисциплин из вариативной части профессионального цикла, а также научно-исследовательской и производственной практикой, научно-исследовательской работой в семестре и подготовкой магистерской диссертации. В основе отбора содержания и выбора логики построения курса лежат следующие принципы: научности, культуросообразности, взаимосвязи между отдельными дисциплинами, связи обучения с жизнью, систематичности и последовательности, воспитывающего характера обучения, доступности обучения (соответствия возрастным возможностям обучающихся). Отбор методов преподавания согласован с принципами сознательности и активности обучаемых, принципом сочетания различных методов обучения (проблемных, поисковых, творческих), принципом прочности, осознанности и действенности результатов образования.

6. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля):

В соответствии с «Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (квалификация (степень) «МАГИСТР»), обучающийся по курсу «Психология организационно-управленческой деятельности» должен обладать следующими компетенциями:

общекультурными компетенциями (ОК)

способностью изучать объекты и процессы с точки зрения анализа социоэкономических и культурно-исторических условий их происхождения (ОК-1);

владеть методологией культурно-исторического и деятельностного подходов (ОК-2);

способностью строить свою деятельность в соответствии с нравственными, этическими и правовыми нормами (ОК-10);

общепрофессиональными компетенциями (ОПК)

способностью выстраивать взаимодействие и образовательный процесс с учетом закономерностей психического развития человека и зоны ближайшего развития (ОПК-1);

уметь организовывать межличностные контакты, общение (в том числе, в поликультурной среде) и совместную деятельность детей и взрослых (ОПК-3);

владеть современными технологиями проектирования и организации научного исследования в своей профессиональной деятельности на основе комплексного подхода к решению проблем профессиональной деятельности (ОПК-6);

в психолого-педагогическом сопровождении дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования (ПКПП):

способностью разрабатывать рекомендации субъектам образования по вопросам развития и обучения ребенка (ПКПП-6);

способностью оказывать психологическое содействие оптимизации педагогического процесса (ПКПП-8);

в области педагогической деятельности (ПКОД):

способностью проводить анализ и обобщение образовательной деятельности учреждения (ПКОД-9).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

Знать:

  • историю становления культурно-исторического и деятельностного подхода в психологии;

  • основные направления реализации деятельностного подхода в современной психологии и в условиях современного образования;

  • возможности и ограничения культурно-исторического и деятельностного подхода в решении актуальных задач системы образования;

  • основные положения историко-психологических теорий и концепций

Уметь:

  • выделять проблемы образования, для решения которых релевантны методологии культурно-исторического и деятельностного подхода;

  • выделять зоны актуального и ближайшего развития, а также зоны напряженности в формировании личности учащихся в рамках методологии культурно-исторического и деятельностного подхода;

  • подбирать методики диагностики развития и обучения учащихся с учетом методологических оснований культурно-исторического и деятельностного подхода.

Владеть:

  • методологией культурно-исторического и деятельностного подхода;

  • понятийным аппаратом и методологией теоретических и прикладных исследований в рамках культурно-исторического и деятельностного подхода.


10. Темы для самостоятельного изучения – 86 час.

№ п/п

Наименование раздела

дисциплины (модуля)

Форма самостоятельной

Работы

Кол-во часов

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1

Тема 1: Исторический очерк становления культурно-исторического и деятельностного подходов в психологии и образовании

- вопросы для самостоятельного изучения

- рефераты

- работа с текстом



6

- защита рефератов

- дискуссия



2

Тема 2: Методология культурно-исторического и деятельностного подходов.

- вопросы для самостоятельного изучения

- рефераты

- работа с текстом



4

- защита рефератов

- дискуссия



3

Тема 3:

Методы и технологии исследовательской и диагностической и деятельности в культурно-историческом и деятельностном подходах.

- вопросы для самостоятельного изучения

- рефераты

- работа с текстом



5

- защита рефератов

- дискуссия



4

Тема 4: Филогенетические и социогенетические исследования развития психики, сознания и деятельности

- вопросы для самостоятельного изучения

- рефераты

- работа с текстом



4

- защита рефератов

- дискуссия



5

Тема 5: Историческая психология.

- вопросы для самостоятельного изучения

- рефераты

- работа с текстом



4

- защита рефератов

- дискуссия



6

Тема 6. Деятельностно-ориентированные теории

- вопросы для самостоятельного изучения

- рефераты

- работа с текстом



6

- защита рефератов

- дискуссия



7

Тема 7. Психолого-педагогические исследования развития высших психических функций.

- вопросы для самостоятельного изучения

- рефераты

- работа с текстом



7

- защита рефератов

- дискуссия



8

Тема 8. Функционально-генетические исследования на основе принципа единства сознания и деятельности.

- вопросы для самостоятельного изучения

- рефераты

- работа с текстом



6

- защита рефератов

- дискуссия






Тема 9. Пато- и нейропсихологические исследования роли деятельности в развитии и коррекции распада психической деятельности.

- вопросы для самостоятельного изучения

- рефераты

- работа с текстом


4

- защита рефератов

- дискуссия






Тема 10:

Методы построения взаимодействия и образовательного процесса с учетом закономерностей психического развития человека и зоны ближайшего развития учащихся. Анализ, прогнозирование и профилактика рисков образовательной среды.

- вопросы для самостоятельного изучения

- рефераты

- работа с текстом



4

- защита рефератов

- дискуссия




11. Образовательные технологии

Выполнение индивидуальных творческих заданий; Подготовка групповых проектов и их защита; Конференции по теме курса (интерактивная форма).

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки «050400 Психолого-педагогическое образование профиль Психология образования» реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.

Интерактивные формы занятий:

№ раздела (темы)

Формы

Наименование раздела

дисциплины (модуля)

Групповая дискуссия по теме

Тема 1: Исторический очерк становления культурно-исторического и деятельностного подходов в психологии и образовании

Подготовка групповых проектов и их защита (интерактивная форма)

Тема 2: Методология культурно-исторического и деятельностного подходов.

Конференция по теме курса (интерактивная форма)

Тема 3:

Методы и технологии исследовательской и диагностической и деятельности в культурно-историческом и деятельностном подходах.

Конференция по теме курса (интерактивная форма)

Тема 4: Филогенетические и социогенетические исследования развития психики, сознания и деятельности

Групповая дискуссия по теме

Конференция по теме курса (интерактивная форма).

Тема 5: Историческая психология.

Групповая дискуссия по теме

Конференция по теме курса (интерактивная форма)

Тема 6. Деятельностно-ориентированные теории

Групповая дискуссия по теме

Конференция по теме курса (интерактивная форма)

Тема 7. Психолого-педагогические исследования развития высших психических функций.

Групповая дискуссия по теме

Конференция по теме курса (интерактивная форма).

Тема 8. Функционально-генетические исследования на основе принципа единства сознания и деятельности.

Групповая дискуссия по теме


Тема 9. Пато- и нейропсихологические исследования роли деятельности в развитии и коррекции распада психической деятельности.

Конференция по теме курса (интерактивная форма).

Тема 10:

Методы построения взаимодействия и образовательного процесса с учетом закономерностей психического развития человека и зоны ближайшего развития учащихся. Анализ, прогнозирование и профилактика рисков образовательной среды.

Конференция по теме курса (интерактивная форма).


12. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины (модуля)

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск