Скачать 1.85 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет» (ФГБОУ ВПО «МГГУ») МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ М2.Б.2 Культурно-исторический и деятельностный подход в психологии и образовании (шифр дисциплины и ее название в строгом соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом и учебным планом) Основная образовательная программа подготовки бакалавра (магистра) по направлению подготовки бакалавриата (магистратуры) 050400.68 Психолого-педагогическое образование, магистерская программа «Психология организационно-управленческой деятельности» (квалификация (степень) «магистр») (код и наименование направления подготовки бакалавриата (магистратуры) указанием профиля (названия магистерской программы) Утверждено на заседании кафедры психологии психолого-педагогического института (протокол № 1 от 01 сентября 2012 г.) Зав. кафедрой ________________И.А. Синкевич 2012 1. Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины М2.Б2. Культурно-исторический и деятельностный подход в психологии и образовании 2. Автор программы: Оконешникова О. В. к.пс.н., доцент 4. Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины «Культурно-исторический и деятельностный подход в психологии и образовании» являются: развитие профессиональной компетентности магистра посредством освоения методологического знания в области культурно-исторического и деятельностного подходов в психологии образования, ведущих к научному осмыслению и пониманию ценностно-смысловых основ профессиональной деятельности по психолого-педагогическому сопровождению субъектов образовательного процесса. Задачи курса: 1. Ознакомить студентов с историей становления и развития культурно-исторического и деятельностного подходов в психологии. 2. Ознакомить студентов с методологией культурно-исторического и деятельностного подходов в психологии образования. 3. Определить взаимодействие исторической психологии с другими областями психологии, изучающими психические процессы во времени (возрастной и педагогической психологией, психологией личности, патопсихологией, психолингвистикой, социальной психологией). 4. Показать основные закономерности сравнительной, возрастной, педагогической психологии и патопсихологии в контексте исторического и деятельностного подходов. 5. Место дисциплины в структуре ООП Данная учебная дисциплина является дисциплиной базовой части профессионального цикла и читается на первом году магистерского обучения в осеннем семестре. Изучение данной дисциплины тесно связано со следующими как предшествующими дисциплинами: «Организация деятельности психолого-педагогического направления»; «Социальная психология образования»; «Научные исследования в профессиональной деятельности психолого-педагогического направления»; «Социально-психологическое обучение участников образовательного процесса». Дисциплина также тесно связана с рядом дисциплин из вариативной части профессионального цикла, а также научно-исследовательской и производственной практикой, научно-исследовательской работой в семестре и подготовкой магистерской диссертации. В основе отбора содержания и выбора логики построения курса лежат следующие принципы: научности, культуросообразности, взаимосвязи между отдельными дисциплинами, связи обучения с жизнью, систематичности и последовательности, воспитывающего характера обучения, доступности обучения (соответствия возрастным возможностям обучающихся). Отбор методов преподавания согласован с принципами сознательности и активности обучаемых, принципом сочетания различных методов обучения (проблемных, поисковых, творческих), принципом прочности, осознанности и действенности результатов образования. 6. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля): В соответствии с «Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (квалификация (степень) «МАГИСТР»), обучающийся по курсу «Психология организационно-управленческой деятельности» должен обладать следующими компетенциями: общекультурными компетенциями (ОК) способностью изучать объекты и процессы с точки зрения анализа социоэкономических и культурно-исторических условий их происхождения (ОК-1); владеть методологией культурно-исторического и деятельностного подходов (ОК-2); способностью строить свою деятельность в соответствии с нравственными, этическими и правовыми нормами (ОК-10); общепрофессиональными компетенциями (ОПК) способностью выстраивать взаимодействие и образовательный процесс с учетом закономерностей психического развития человека и зоны ближайшего развития (ОПК-1); уметь организовывать межличностные контакты, общение (в том числе, в поликультурной среде) и совместную деятельность детей и взрослых (ОПК-3); владеть современными технологиями проектирования и организации научного исследования в своей профессиональной деятельности на основе комплексного подхода к решению проблем профессиональной деятельности (ОПК-6); в психолого-педагогическом сопровождении дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования (ПКПП): способностью разрабатывать рекомендации субъектам образования по вопросам развития и обучения ребенка (ПКПП-6); способностью оказывать психологическое содействие оптимизации педагогического процесса (ПКПП-8); в области педагогической деятельности (ПКОД): способностью проводить анализ и обобщение образовательной деятельности учреждения (ПКОД-9). В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования: Знать:
Уметь:
Владеть:
10. Темы для самостоятельного изучения – 86 час.
11. Образовательные технологии Выполнение индивидуальных творческих заданий; Подготовка групповых проектов и их защита; Конференции по теме курса (интерактивная форма). В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки «050400 Психолого-педагогическое образование профиль Психология образования» реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов. Интерактивные формы занятий:
12. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины (модуля) |