Тема урока: «Многообразие представителей класса Земноводные»





Скачать 54.83 Kb.
НазваниеТема урока: «Многообразие представителей класса Земноводные»
Дата публикации22.11.2017
Размер54.83 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Биология > Урок
Приложение №2

Тема урока: «Многообразие представителей класса Земноводные»
Цели:

  • Упорядочить и систематизировать полученные знания по теме «Класс Земноводные»;

  • Развить логическое мышление и творческие способности учащихся;

  • Воспитать научное и творческое мировоззрение, привить интерес к изучению редких видов животных.

Задачи:

  1. По внешнему виду различать основных представителей отрядов земноводных.

  2. Знать особенности внешнего и внутреннего строения организма земноводных.

  3. Сформулировать вывод о приспособленности земноводных к среде обитания.


Оборудование: учебник, карточки с заданиями, схемы, ватман с анаграммами, фотографии земноводных, таблица учета очков, наглядные пособия (таблицы «Многообразие Земноводных», «Редкие и исчезающие виды Земноводных»), мультимедийная презентация «Путешествие в мир Класса Земноводные», компьютер.
Тип урока: комбинированный (с элементами викторины)
Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Сообщение целей и задач урока.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами поговорим о многообразии земноводных.

Знаете ли вы, что во Франции и Японии лягушке поставили памятник? Таким образом люди выразили ей уважение за то, что она является жертвой науки. И в самом деле, лягушки часто используются людьми для опытов.

Те, кого мы называем земноводными, почему-то считаются многими далеко не самыми приятными животными. Но это мнение не совсем верно, ведь в природе каждое существо занимает свое законное место. Как раз об этом мы и поговорим сегодня.

Я предлагаю выяснить и оценить уровень ваших знаний в виде командного соревнования. Разделимся на 2 команды. У каждого из вас на столах находится оценочный лист, в котором вы будете выставлять баллы за каждый свой правильный ответ. В конце урока вы подсчитаете количество баллов каждого из вас и общие командный результат, путем сложения ваших баллов.

Я предлагаю вам отправиться в путешествие по «Миру Земноводных», где вам предстоит выполнить несколько заданий, различных по типу. Итак, начнем!

  1. Работа над материалом.

Первое задание – блицопрос. Я задаю вопросы каждой команде, вы отвечаете и за верный ответ ставите себе по 1 баллу в таблицу учета.

  1. Какой класс может существовать как на суше, так и на земле? (Земноводные)

  2. Как называется личинка лягушки? (Головастик)

  3. Какое доисторическое существо является древнейшим предком всех земноводных? (Кистеперая рыба)

  4. Вспомните термин, которым обозначаются особые звукоусиливающие кожаные мешки у лягушек и жаб. (Резонаторы)

  5. Животные, температура тела у которых напрямую зависит от температуры окружающей среды? (Холоднокровные)

  6. Назовите количество кругов кровообращения у взрослых земноводных. (2)

  7. Назовите количество камер в сердце головастика. (2)

  8. У каких отрядов класса Земноводные кожа сухая, чешуйчатая? (Хвостатые и безногие)

  9. С помощью каких органов осуществляется дыхание у земноводных? (жабры, легкие, кожные покровы)

  10. Сколько времени проходит от времени откладывания икры до превращения головастика в лягушонка? (2-3 месяца)

  11. У какого отряда класса Земноводных кожа влажная, слизистая? (Бесхвостые)

  12. Назовите число камер в сердце взрослой лягушки. (3)


Вы замечательно справились с предложенным заданием. В действительности, класс земноводные – один из таинственнейших классов царства животных. Именно с этим, в принципе немногочисленным, классом связано огромное количество разнообразных приданий и поверий. Так, в средневековой Германии верили, что лягушка после вежливой просьбы и поцелуя могла указать необходимое направление.

В Китае и Японии жабы ассоциировались с домашними божествами денег. Набольшее же количество легенд связано с саламандрой: в старину считалось, что это существо способно противиться огню и не сгорать в нем, кроме того, оно само могло вызывать и гасить огонь, а также любило танцевать в кострах и очагах, зачаровывая случайных зрителей. Однако «огнеупорные свойства» саламандры имеют вполне научное объяснение – большое количество слизи, выделяющейся из кожи, препятствует обгоранию. А таинственные «танцы» на углях объясняются вполне естественным желанием животного сбежать из неуютного ему места.
Задание второе – дополни схему «Классификация Класса Земноводные». Перед вами неполная схема классификации земноводных, вам необходимо внести недостающие слова. У вас минута на выполнение этого задания. За правильность ответа 5 баллов.
Молодцы! А сейчас третье заданиеразгадать анаграммы. За каждый правильный ответ дается 1 балл.

  1. А А А А Л С Д Н М Р (саламандра)

  2. Г Я У А Ш Л К (лягушка)

  3. А А Б Ж (жаба)

  4. А Е Я Р Ч Г В (червяга)

  5. И О Т Т Р Н (тритон)

  6. Я А И И М Ф Б (амфибия)


Как вы хорошо справляетесь с заданиями, молодцы! Предлагаю четвертое задание – вам необходимо будет провести соответствия между характеристиками и названиями животных. За правильный ответ 1 балл и еще дополнительный балл за название отряда, к которому принадлежит отгаданный представитель.

  1. Большинство представителей этого семейства являются подземными жителями и встречаются во влажной почве на глубине 30-60 см. (Червяги)

  2. Удлиненное веретеновидное туловище этих амфибий незаметно переходит в длинный округлый хвост. Встречаются они только в Южной Америке, южнее экватора. (Саламандры)

  3. Образ жизни этих земноводных связан с водой лишь в период размножения. Поверхность кожи ороговевшая, поэтому дыхание осуществляется в основном за счет легких. (Жабы)

  4. Тело короткое, приземистое. Голова широкая, без шеи, слита с туловищем. Кожа голая, снабжена множеством желез, секрет которых обильно увлажняет поверхность тела. (Лягушки)

  5. Обитают в Северной Америке, имеют удлиненное веретеновидное туловище, переходящее в длинный хвост, дышат наружными разветвленными жабрами, не имеют задних конечностей. (Сирены)

  6. Имеют удлиненное тело, переходящее в сжатый с боков хвост, на верхней части тела располагается кожный вырост напоминающий плавник. (Тритон)


Пятое задание называется «Кто это?». По фотографии вам нужно определить, что за представитель класса изображен на ней и к какому отряду он относится. Максимальное количество баллов за правильный ответ 2.

(Ответы: 1 – жаба зеленая, отряд бесхвостые, 2- лягушка прудовая, отряд бесхвостые, 3 – лягушка озерная, отряд бесхвостые, 4 – квакша, отряд бесхвостые, 5 – сирен полосатый, отряд хвостатые, 6 – суринамская пипа, отряд бесхвостые, 7 – цейлонский рыбозмей, отряд безногие, 8 – лягушка остромордая, отряд бесхвостые, 8 – жаба-повитуха, отряд бесхвостые, 9 – тритоны, отряд хвостатые, 10 – аксолотль, отряд хвостатые, 11 – саламандра пятнистая, отряд хвостатые)

Шестое задание – «Путь развития». Составьте схему развития лягушки. Кто быстрее и правильнее выполнит это задание, тот получит 5 баллов.

(Ответ: икра  головастики  взрослая особь лягушка)
Молодцы! Как вы быстро справляетесь с заданиями. Перед вами последнее задание на пути к выводу. Итак седьмое задание – «Придумай вопрос». Каждая команда за минуту времени должна придумать один или несколько вопросов по данной теме для противоположной команды. Оценивается правильность формулировки вопроса и правильность ответа на него.


  1. Подведение итогов.


Вот мы и подошли к концу нашего путешествия и чтобы подвести итог нашего путешествия вам необходимо сформулировать вывод, дополнив предложение:

Чертами приспособления к среде обитания представителей Класса Земноводные являются…

(Ответ: К водной среде: влажная слизистая кожа, дыхание с помощью кожных покровов и жабр, перепонки на конечностях, боковая линия у головастиков, обтекаемая форма тела, развитие кожных выростов на спине и хвосте; К жизни на суше: дыхание с помощью легких, глаза, защищенные веками, развитая мускулатура на задних конечностях, 2 круга кровообращения, трехкамерное сердце, ороговевщая кожа у жаб, развитые кожные жеезы)
Производится подсчет очков, набранных командами. Выявляется победитель викторины. Подводится вывод урока о приспособлениях земноводных к среде обитания. Выставляются оценки.

  1. Домашнее задание.

§ 24, подготовиться к контрольному тестированию

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема урока: «Многообразие представителей класса Земноводные» iconТема урока: «Многообразие представителей класса Земноводные»
Воспитать научное и творческое мировоззрение, привить интерес к изучению редких видов животных
Тема урока: «Многообразие представителей класса Земноводные» iconТема урока: Класс Земноводные, или Амфибии. Класс Пресмыкающиеся,...
Образовательные: познакомить учащихся с особенностями строения представителей классов Земноводные и Пресмыкающиеся, выделить их черты...
Тема урока: «Многообразие представителей класса Земноводные» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок предназначен для учеников 7 класса, является заключительным в разделе «Класс земноводные». Рассматриваются многообразие, значение...
Тема урока: «Многообразие представителей класса Земноводные» iconУрок проект Предмет: «Окружающий мир» Тема: «Земноводные. Лягушки»
Цель: углубление знаний по теме «Земноводные. Лягушки», систематизация знаний, стимулирующая развитие познавательных и творческих...
Тема урока: «Многообразие представителей класса Земноводные» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Показать особенности строения и жизнедеятельности животных, относящихся к типу моллюски; Рассмотреть их многообразие, изучить классификацию...
Тема урока: «Многообразие представителей класса Земноводные» iconУрок-обобщения по теме «Земноводные первые «слюнтяи»
«Земноводные»; расширить кругозор о многообразии земноводных и об их значении в природе и в жизни человека
Тема урока: «Многообразие представителей класса Земноводные» iconПлан урока Тема
Тема: «Многообразие кубанских рушников в конце 19 начале 20 века. Узоры на рушниках»
Тема урока: «Многообразие представителей класса Земноводные» iconТема урока: Позвоночные животные: рыбы, земноводные
Аспирантура спбгиэу, специальность 12. 00. 03 «гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное...
Тема урока: «Многообразие представителей класса Земноводные» iconУрока Тема урока Вид урока
Многообразие географических карт. Различие карт по содержанию, масштабу, занимаемой территории
Тема урока: «Многообразие представителей класса Земноводные» iconУрок 7 класс Тема: Подтип Черепные. Общая характеристика. Надкласс...
Задачи: раскрыть особенности строения представителей подтипа Черепные, или Позвоночные; особенности строения представителей надкласса...
Тема урока: «Многообразие представителей класса Земноводные» iconУрок биологии в формате тркм. 7 класс, тема: «Многообразие видов...
Учебник: «Биология. Многообразие живых организмов»; В. Б. Захаров, Н. И. Сонин. Москва : «Дрофа», 2000г
Тема урока: «Многообразие представителей класса Земноводные» iconТема «Земноводные». Цели
Закрепить изученный материал. Воспитывать бережное и экологически грамотное отношение к земноводным. Оборудование: медиапроектор,...
Тема урока: «Многообразие представителей класса Земноводные» iconКонспект урока. Тема «Многообразие голосеменных»
Мурманской области (МО), особенностям их распространения, ролью в природе и практическим значением
Тема урока: «Многообразие представителей класса Земноводные» iconКонспект урока по математике для 1 класса «Школа России» Тема урока
Тема и номер урока в теме Временные представления (раньше, позже, сначала, потом)
Тема урока: «Многообразие представителей класса Земноводные» iconТема урока: «Многообразие млекопитающих». Задачи
Речевая зарядка: Today we are speaking about mammals. The closest to us are our pets: dogs and cats
Тема урока: «Многообразие представителей класса Земноводные» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Оборудование: таблицы «Тип Хордовые. Класс Земноводные»., «Тип Хордовые. Класс Земноводные, лягушка»., фотографии, рисунки с изображением...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск