Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 10.78 Mb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/63
Дата публикации07.01.2014
Размер10.78 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Философия > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   63


Саранск, лето 1955 г.

М.М.БАХТИН

СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ В СЕМИ ТОМАХ



ББК 83 БЗО

Издание подготовлено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда и Международного научного фонда

Редакторы тома: С. Г. Бочаров, Л. А. Гоготишвили

Настоящее издание является первым научным собранием сочинений Михаи­ла Михаиловича Бахтина. В пятом томе собраны его работы 1940-х — начала 1960-х годов, самого малоизвестного читателям времени деятельности мыслите­ля. Многие из работ публикуются в настоящем томе впервые, но и те исследова­ния, что уже печатались, даются в новых текстах и новой композиции, будучи заново подготовлены по рукописям, хранящимся в архиве автора. В целом том можно назвать целиком архивным. В материалах тома присутствуют главные темы творчества Бахтина — его философская антропология и философская лингвистика, философские основы гуманитарных наук, концепция текста, теория жанров речи, поэтика Достоевского и Рабле, а также Шекспира, Гоголя, Флобера, Маяковского, проблемы сентиментализма и сатиры. Том обстоятельно коммен­тирован.

ISBN 5-89216-011-4 (т. 5) ISBN 5-89216-010-6

О С. Г. Бочаров, В. В. Кожинов, 1997

О С. Г. Бочаров, Л. А. Гоготишвили, Н. А. Паньков, И. Л. Попова, комментарии, 1997

О Институт мировой литературы РАН, текстологиче­ская и научная подготовка текстов, 1997

О «Русские словари», оформление, оригинал-макет, редактирование, 1997
ОГЛАВЛЕНИЕ*

От редакторов тома........................................................5

К философским основам гуманитарных наук.........7 (386)

Сатира.............................................................................11(401)

«Слово о полку Игореве» в истории эпопеи...........39 (416)

К истории типа (жанровой разновидности)

романа Достоевского............................................42 (417)

<К вопросам об исторической традиции и о

народных источниках гоголевского смеха>.....45 (420)

К вопросам теории романа. К вопросам тео­рии смеха. <0 Маяковском>...............................48 (424)

К вопросам теории романа...............................................48 (426)

К вопросам теории смеха..................................................49 (434)

<0 Маяковском>................................................................50 (438)

<Риторика, в меру своей лживости...>.....................63 (457)

«Человек у зеркала».................... .................................71 (464)

<К вопросам самосознания и самооценки...>........72 (466)

Дополнения и изменения к Рабле.............................80 (473)

<0 ФлоберО...............................................................130 (492)

К стилистике романа.................................................138 (507)

Вопросы стилистики на уроках русского языка

в средней школе...................................................141 (510)

Многоязычие, как предпосылка развития ро­манного слова.......................................................157 (533)

Проблема речевых жанров.......................................159 (535)

Из архивных записей к работе «Проблемы ре­чевых жанров»......................................................207 (555)

Диалог.................................................................................207 (560)

Диалог I. Проблема диалогической речи......................209 (563)

Диалог II.............................................................................218(569)

Подготовительные материалы>..................................240 (576)

Язык в художественной литературе.......................287 (591)

«Мария Тюдор»...........................................................298 (611)

Проблема сентиментализма.....................................304 (613)

Проблема текста.........................................................306 (618)

<Указатель содержания, вложенный в тетрадь N» 1>..................327

1961 год. Заметки........................................................329 (647)

<Указатель содержания, вложенный в тетрадь N» 2>..................361

Достоевский. 1961 г...................................................364 (668)

Заметки 1962 г.-1963 г..............................................375 (678)

Комментарии........................................................................379

Указатели...............................................................................680

Предметный указатель...............................................................683

Именной указатель.....................................................................710

* В скобках указаны страницы соответствующих комментариев.

ОТ РЕДАКТОРОВ ТОМА

Настоящим томом начинается издание первого научного со­брания сочинений Михаила Михайловича Бахтина.

На протяжении трех последних десятилетий происходила по­степенная публикация творческого наследия мыслителя. Автор при жизни издал две свои знаменитые книги — о Достоевском (две редакции — 1929 г. и 1963 г.) и о Рабле (1965) и ряд статей. Другие теоретические и философские его труды публи­ковались уже посмертно; они в основном собраны в двух кни­гах — «Вопросы литературы и эстетики» (1975) и «Эстетика словесного творчества (1979); ранняя философская работа «К философии поступка» увидела свет в 1986 г.; ряд небольших по объему текстов был напечатан в последние годы. В целом к настоящему времени большой этап первой публикации основно­го корпуса сочинений М. М. Бахтина можно в главном считать завершенным.

Вместе с тем, хотя в архиве автора не сохранилось еще не известных читателю крупных и законченных работ, он содер­жит обширный корпус неопубликованных материалов разного характера — как самостоятельных текстов на различные темы, так и подготовительных, рабочих или лабораторно-дневниковых, представляющих для воссоздания целостного бахтинского мыслительного контекста особый интерес. Кроме того, как в подобных случаях бывает, этап первой публикации оставил большую текстологическую проблему. Первые публика­ции архивных текстов по чрезвычайно трудным рукописям (какими и были многочисленные посмертные публикации Бах­тина), как правило, не бывают совершенными. Осуществлен­ные до сих пор издания трудов Бахтина надо признать во мно­гих случаях несовершенными текстологически и недостаточно проработанными научно: лишь книгу «Эстетика словесного творчества» можно считать комментированным изданием, но и содержащийся в ней комментарий нельзя не признать, конечно, лишь предварительным.

Открывающееся настоящим томом собрание сочинений М. М. Бахтина должно быть научным. Это означает, во-первых, иное качество подготовки текстов: все тексты, как публикуемые впервые, так и уже печатавшиеся ранее, готовят­

ся заново по сохранившимся в архиве автора рукописям (а для большей части его работ имеются архивные источники; случаи, когда опубликованные работы являются единственным источни­ком текста, в его наследии немногочисленны: такова, напри­мер, книга «Проблемы творчества Достоевского» 1929 г.); та­ким образом, читатель должен во всех случаях получить новые тексты Бахтина, в том числе и уже известных работ. Во-вторых, в собрании предпринимается обширная публикация рукописных материалов, в том числе сопровождавших работу автора над известными трудами (в этом отношении настоящий том является наиболее «архивным» — что стало одним из глав­ных мотивов начала публикации издания с пятого тома; под­робнее об этом см. ниже общую преамбулу к комментариям). И, наконец, в-третьих, все тексты обстоятельно комментируют­ся, и комментарий этот имеет исследовательский характер. По замыслу авторского коллектива, работающего над собранием, последовательный текстологический и исследовательский ком­ментарий ко всем публикуемым работам должен сложиться в целостную картину бахтинских идей.

В общем плане настоящего собрания сочинений сочетаются хронологический и проблемный принципы:

/ том. Философская эстетика 1920-х годов.

2 том. «Проблемы творчества Достоевского» (1929). Ста­тьи о Толстом (1929). Приложение: Записи курса лекций по истории русской литературы (20-е гг.; записи Р. М. Мирки -ной).

3 том. Теория романа (1930-е годы).

4 том. Книга о Рабле и материалы к ней (1940-1970).

5 том. Работы 1940-х — начала 60-х годов.

6 том. «Проблемы поэтики Достоевского» (1963). Работы 60-70 годов.

7 том. Работы «круга Бахтина».

К философским основам гуманитарных наук

К ФИЛОСОФСКИМ ОСНОВАМ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

Познание. вещи и познание личности1. Их необходимо охарактеризовать как пределы: чистая мертвая вещь, имеющая только внешность, существующая только для другого и могущая быть раскрытой вся сплошь и до конца односторонним актом этого другого (познающего). Такая вещь, лишенная собственного неотчуждаемого и непотреб­ляемого нутра, может быть только предметом практи­ческой заинтересованности. Второй предел — мысль о Боге в присутствии Бога2, диалог, вопрошание, молитва. Необходимость свободного самооткровения личности. Здесь есть внутреннее ядро, которое нельзя поглотить, потребить, где сохраняется всегда дистанция, в отношении которого возможно только чистое бескорыстие; откры­ваясь для другого, она всегда остается и для себя. Вопрос задается здесь познающим не себе самому и не третьему в присутствии мертвой вещи, а самому познаваемому. Зна­чение симпатии и любви. Критерий здесь не точность3 познания, а глубина проникновения4. Здесь познание на­правлено на индивидуальное. Это область открытий, от­кровений, узнаний, сообщений. Здесь важна и тайна, и. ложь (а не ошибка5). Здесь важна нескромность и оскорбление и т. п. Мертвая вещь в пределе не существу­ет, это — абстрактный элемент (условный); всякое целое (природа и все ее явления, отнесенные к целому) в какой-то мере личностно6.

Сложность двустороннего акта познания-проникнове­ния. Активность познающего и активность откры­вающегося (диалогичность). Умение познать и умение вы­разить себя. Мы имеем здесь дело с выражением и позна­нием (пониманием) выражения. Сложная диалектика внешнего и внутреннего. Личность имеет не только среду и окружение, но и собственный кругозор. Взаимодействие кругозора познающего и кругозора познаваемого. Элементы выражения (тело, не как мертвая вещ­ность, лицо, глаза и т. п.), в них скрещиваются и сочета­

К философским основам гуманитарных наук

ются два сознания (я и другого)7, здесь я существую для другого и с помощью другого. История конкретного само­сознания и роль в ней другого (любящего). Отражение себя в другом. Смерть для себя и для другого. Память.

Конкретные проблемы литературоведения и искусство­ведения, связанные с взаимоотношением окружения и кругозора, я и другого; проблема зон; театральное выражение. Проникновение в другого (слияние с ним) и сохранение дистанции (своего места), обеспечивающее избыток познания. Выражение личности и выражение кол­лективов, народов, эпох, самой истории, с их кругозорами и окружением. Дело не в индивидуальной сознательности выражения и понимания. Самооткровение и формы его выражения народов, истории, природы и т. п.

Предмет гуманитарных наук — выразитель­ное и говорящее бытие8. Это бытие никогда не совпадает с самим собою и потому неисчерпаемо в своем смысле и значении. Маска , рампа, сцена, идеальное пространство и т. п., как разные формы выражения пред­ставительности бытия (а не единичности и вещности) и бескорыстия отношения к нему. Точность, ее значение и границы. Точность предполагает совпадение вещи с самой собой. Точность нужна для практического овладения. Са­мораскрывающееся бытие не может быть вынуждено и связано. Оно свободно и потому не предоставляет никаких гарантий. Поэтому здесь познание ничего не может нам подарить и гарантировать, например, бессмертия, как точ­но установленного факта, имеющего практическое значение для нашей жизни. «Верь тому, что сердце скажет, нет залогов от небес»9. Бытие целого, бытие человеческой души, раскрывающееся свободно для нашего акта позна­ния, не может быть связано этим актом ни в одном суще­ственном моменте. Нельзя переносить на них категорий вещного познания (грех метафизики). Душа свободно го­ворит нам о своем бессмертии, но доказать его нельзя. Науки ищут то, что остается неизменным при всех изменениях (вещи10 или функции). Становление бытия — свободное становление. Этой свободе можно приобщиться, но связать ее актом познания (вещного) нельзя. Конкрет­ные проблемы различных литературных форм: автобиогра­фии, памятники (самоотражение в сознании врагов и в сознании потомков) и пр.

К философским основам гуманитарных наук

Оболочка души лишена самоценности и отдана на ми­лость и милование другого. Несказанное ядро души может быть отражено только в зеркале абсолютного сочувствия18.

Проблема памяти приобретает одно из централь­ных мест в философии11.

Какой-то элемент свободы присущ всякому выражению. Абсолютно непроизвольное выражение перестает быть таковым. Но бытие выражения двусторонне: оно осу­ществляется только во взаимодействии двух сознаний (я и другого); взаимопроникновение с сохранением дистанции; это — поле встречи двух сознаний, зона их внутреннего контакта.

Философские и этические различия между внутренним самосозерцанием (я для себя) и созерцанием себя в зерка­ле (я для другого, с точки зрения другого)12. Можно ли созерцать и понимать свою наружность с чистой точки зрения я для себя.

Нельзя изменить фактическую вещную сторону прошлого, но смысловая, выразительная, говорящая сторо­на может быть изменена, ибо она незавершима и не сов­падает сама с собой (она свободна). Роль памяти в этом вечном преображении прошлого13. Познание — понимание прошлого в его незавершимости (в его несовпадении с самим собою). Момент бесстрашия в познании. Страх и устрашение в выражении (серьезность), в самораскрытии, в откровении, в слове14. Корреспондирующий момент сми­рения познающего; благоговение.

Проблема понимания. Понимание как видение смысла, но не феноменальное13, а видение живого смысла переживания и выражения, видение внутренне осмысленного, так сказать, самоосмысленного явления.

Выражение как осмысленная материя или материализо­ванный смысл16, элемент свободы, пронизавший необходи­мость. Внешняя и внутренняя плоть для милова­ния. Различные пласты души в разной мере поддаются овнешнению. Неовнешняемое художественно ядро души (я для себя). Встречная активность познаваемого предмета.

Философия выражения. Выражение как поле встречи двух сознаний. Диалогичность понимания17.

К философским основам гуманитарных наук

Проблема серьезности Элементы внеш­него выражения серьезности: нахмуренные брови, устра­шающие глаза, напряженно собранные складки и морщины ит. п. — элементы страха или устрашения, изготовка к нападению или к защите, призыв к подчинению , вы­ражение неизбежности, железной необходимости, катего­ричности, непререкаемости и т. п.19 Опасность де­лает серьезным. Ее минование разрешается смехом. Необ­ходимость серьезна — свобода смеется. Просьба серьезна, смех никогда не просит, но дарение может сопровождаться смехом. Серьезность практична и в широком смысле слова корыстна. Серьезность задерживает, стабилизует, она об­ращена к готовому, завершенному в его упорстве и само­сохранении. Это не спокойная и уверенная в себе сила (та улыбается), но сила угрожаемая и потому угрожающая или молящая слабость. Природа представленная как всесиль­ное и всепобеждающее целое не серьезна, а равно­душна или прямо улыбается («сияет»20) и смеется. Последнее целое нельзя представить себе серьезным — ведь вне его нет врага, — оно равнодушно весело; все концы и смыслы не вне, а внутри - его. Ему ничего не предстоит; ведь предстоящее делает серьезным. Смех упраздняет тяжесть будущего (предстоя­щего)21, от забот будущего, будущее перестает быть угро­зой.

Тяга, свойственная всем культурным людям, — при­общиться толпе, замешаться в толпу, слиться с толпой, раствориться в толпе22; не просто с народом, а с народной толпой, толпой на площади, войти в сферу специфического фамильярного общения, вне всяких дистанций, иерархии и норм; приобщиться большому телу. Фамильяр­ное «ты» в маскараде; маска внеиерархична. Маскарадно-карнавальные сцены (отчасти и сцены балов — праздни­ков — театра; в драмах и романах (у Лермонтова, у Толстого, у «Зачарованной горы»23 и т. п.). Темы «Повестей Белкина» как существенно-прозаические: мис­тификации, профанации, случайности, выпадения из нор­мы.

Рабле проливает свет и на очень глубокие вопросы происхождения, истории и теории художественной прозы. Эти вопросы мы и выделяем24 здесь попутно и можем дать их предварительную формулу: прозвище, профанация межа языков и т. п. Систематически и на расширен­ном материале мы предполагаем разработать эти вопросы в другом месте25.

Сатира

САТИРА. 1. Словом «сатира» обозначаются три яв­ления: 1) определенный стихотворный лиро-эпический мелкий жанр, сложившийся и развивавшийся на римской почве (Нэвий, Энний, Луцилий, Гораций, Персии, Юве-нал) и возрожденный в новое время неоклассиками (сатиры Матюрена Ренье, Буало, Кантемира и др.); 2) другой менее определенный смешанный (с преобладанием прозы) чисто диалогический жанр, возникший в эллени-стическую1 эпоху в форме философской диатрибы (Бион, Телет)2, преобразованный и оформленный циником Ме-ниппом (HI в. до н. э.) и названный по его имени «менипповой сатирой»; поздние образцы ее на греческом языке представлены для нас в творчестве Лукиана (II в. н. э.), на латинском языке до нас дошли фрагменты сатир Варрона («Saturae Menippeae»), сатира Сенеки «Апоколо-кинтозис» («Отыквление») и, наконец, сатирический ро­ман Петрония («Сатирикон»); эта форма сатиры непо­средственно подготовила важнейшую разновидность евро­пейского романа, представленную на античной почве «Сатириконом» Петрония и отчасти «Золотым ослом» Апулея, а в новое время — романами Рабле («Гаргантюа и Пантагрюэль») и Сервантеса («Дон Кихот»); кроме того, форма «менипповой сатиры» представлена в новое время замечательной политической сатирой «Satire Menippee» (1594) и знаменитым комическим диалогом Бероальда де Вервилля («Le Moyen de parvenir»)3; 3) определенное (в основном — отрицательное) отношение творящего к пред­мету своего изображения (т. е. к изображаемой действи­тельности), определяющее выбор средств художественного изображения и общий характер образов; в этом смысле сатира не ограничена указанными выше двумя определен­ными жанрами и может пользоваться любым жанром — эпическим, драматическим, лирическим4; мы находим са­тирическое изображение действительности и различных ее явлений в мелких фольклорных жанрах — в пословицах и поговорках (существует целая обширная группа сатириче­ских пословиц и поговорок), в народных этологических

Сатира

эпитетах, т. е. кратких сатирических характеристиках жи­телей различных стран, провинций, городов (например, старо-французские «blasons»: «Лучшие пьяницы — в Англии» или «Самые глупые — в Бретани»), в народных анекдотах, в народных комических диалогах (ими особенно богата была Греция), в мелких импровизированных шутов­ских жанрах придворных и народных (городских) шутов и клоунов, в мимах, комедиях, фарсах, интермедиях, в сказ­ках — народных и литературных (например, сатирические сказки Тика, Гофмана, Салтыкова-Щедрина, Толстого), в эпических поэмах (древнейший греческий сатирический эпос — песни о дурачке Маргите, существенный сатири­ческий элемент есть в «Трудах и днях» Гесиода), в песен­ной лирике — народной (например, сатирические уличные песни Франции) и литературной (сатирические песни Бе-

?анже, Барбье, Некрасова), вообще в лирике (лирика ейне, Некрасова, Маяковского), в новеллах, повестях, романах, в очерковых жанрах; в этом океане сатирическо­го творчества — народного и литературного, — исполь­зующего разнородные жанры и формы, специфические жанры римской и менипповой сатиры представляются лишь маленькими островками (хотя историческая роль их весьма существенна). Таковы три значения слова «сатира».

2. История и теория сатиры разработана очень слабо. Последовательному и строгому изучению подвергнут, в сущности, только жанр римской сатиры. Даже мениппова сатира, ее фольклорные корни и ее историческая роль в создании европейского романа изучены далеко не доста­точно. Что же касается до между-жанровой сатиры, т. е. до сатирического отношения к действительности, реали­зующегося в разнороднейших жанрах (третье значение слова «сатира»), то с ее систематическим изучением дело обстоит очень плохо. История сатиры не есть история определенного жанра, — она касается всех жанров, при­том в наиболее критические моменты их развития. Сати­рическое отношение к действительности, реализуемое в каком-нибудь жанре, обладает способностью преобразовы­вать и обновлять данный жанр. Сатирический момент вно­сит в любой жанр корректив современной действитель­ности, живой актуальности, политической и идеологи­ческой злободневности. Сатирический элемент, обычно неразрывно связанный с пародированием и травестирова­

Сатира

нием, очищает жанр от омертвевшей условности, от обес­смысленных и переживших себя элементов традиции; этим он обновляет жанр и не дает ему застыть в догматической каноничности, не дает ему превратиться в чистую услов­ность. Такую же обновляющую роль играла сатира и в истории литературных языков: она освежала эти языки за счет бытового разноречия, она осмеивала устаревшие язы­ковые и стилистические формы. Известно, какую роль сыграли сатирические произведения (новеллы, соти, фар­сы, политические ирелигиозные памфлеты, такие романы,

ния литературных языков нового времени и в истории их обновления во второй половине XVIII века (сатирические журналы, сатирические и сатирико-юмористические рома­ны, памфлеты). Правильно понять и оценить эту роль сатиры в процессе обновления литературных языков и жанров можно только при постоянном учете связи сатиры с пародией. Исторически их нельзя разъединять: всякая существенная пародия всегда сатирична, и всякая существенная сатира всегда сочетается с пародированием и травестированием устаревших жанров, стилей и языков (достаточно назвать мениппову сатиру, обычно насыщен­ную пародиями и травестиями, «Письма темных людей», романы Рабле и Сервантеса). Таким образом, история сатиры слагается из важнейших («критических») страниц истории всех остальных жанров, особенно романа (он был подготовлен сатирой и в последующем обновлялся с по­мощью сатирического и пародийного элемента). Отметим еще для примера обновляющую роль комедии делл'арте. Ее определили народно-сатирические маски и мелкие шу­товские жанры — анекдоты, комические агоны (споры), народно-этологические передразнивания диалектов и т. п. Комедия эта оказала громадное обновляющее влияние на все драматическое творчество нового времени (и не только на драматическое, отметим, например, влияние ее форм на романтическую сатиру, в особенности на Гофмана, или косвенное ее влияние на Гоголя). Особо нужно подчерк­нуть исключительно важную роль сатиры в истории реа­лизма. Все эти вопросы истории сатиры очень слабо раз­работаны. Историки литературы занимались больше от­влеченной идеологией того или иного сатирика или наивно­

как «Гаргантюа

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   63

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск