Скачать 0.78 Mb.
|
ГБОУ ВПО «Северный государственный медицинский университет (г. Архангельск)» Министерства здравоохранения Российской Федерации
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА По дисциплине ОНКОЛОГИЯ Для специальности 060104, Медико-профилактическое дело (врач) Кафедра Лучевой диагностики, лучевой терапии и клинической онкологии Курс VI Семестр ХII Лекции - 10 час. Практические (семинарские) занятия - 35 час. Самостоятельная работа – 30 час. Всего часов: 75 часов Зачёт: ХII семестр 2014 г. 1. Цели и задачи изучения дисциплины Целью преподавания онкологии студентам V1 курса факультета медицинской профилактики является: формирование у студентов базового онкологического мировоззрения, знаний, умений и практических навыков, с учётом медико-профилактической направленности необходимых: - для ранней диагностики онкологических заболеваний в условиях поликлиники; - для проведения комплекса лечебно-профилактических мероприятий на догоспитальном этапе. - для определения тактики по отношению к онкологическим больным. Задачами изучения клинической онкологии студентами V1 курса факультета медицинской профилактики, следует считать: - ознакомление студентов с основными положениями теоретической онкологии с учётом медико-профилактической направленности: - обучение раннему распознаванию злокачественного новообразования при осмотре больного, дифференциальной диагностике с другими заболеваниями, протекающими со сходной симптоматикой, на основе их ведущих синдромов, обучение выбору оптимальных методов лабораторного и инструментального обследования для подтверждения или отмены диагноза онкологического заболевания; - изучение основных нозологических форм злокачественных опухолей, возможностей их профилактики и ранней диагностики; - ознакомление с особенностями организации онкологической помощи населению России и с современными принципами диагностики и лечения онкологических больных, изучения экологии, эпидемиологии ЗНО. Перечень дисциплин, усвоение которых необходимо для изучения дисциплины «клиническая онкология»: Анатомия человека (строение органов и систем организма человека в норме) Патологическая физиология (закономерности патологического процесса, интерпретация результатов наиболее распространенных методов диагностики и др.); Патологическая анатомия (макроскопическая, микроскопическая, электронномикроскопическая характеристика внутренних органов при онкологических заболеваниях человека, сопоставление морфологических и клинических проявлений болезни, принципы формулирования клинического и патологоанатомического диагнозов, правила их сличения); Внутренние болезни ( методы обследования больного, оценка использования для постановки диагноза данных физикального, инструментального, рентгено- и томографического обследования, лабораторных данных; проведение лечения, оказание неотложной помощи, оформление основных документов по экспертизе нетрудоспособности, организация и проведение диспансеризации); Нервные болезни (проведение исследования неврологического статуса, показания к проведению дополнительных клинических и параклинических методов исследования, трактовка результатов клинических и параклинических методов исследования, экстренная диагностика и лечение неотложных неврологических заболеваний, организация ухода за неврологическим больным); Лучевая диагностика (возможности различных методов лучевой диагностики, оценка симптомов поражения органов при онкологических заболеваниях). 2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины. Основное внимание должно быть уделено изучению клинической картины и ранней диагностики опухолей, тактике врача общего профиля при подозрении на злокачественное новообразование, организации онкологической помощи, эпидемиологии и профилактики рака, врачебной этике и деонтологии. Должны изучаться принципы лечения, вопросы оказания паллиативной помощи, трудовой экспертизы и трудоустройства онкологических больных. Студент на основании изучения теоретических и практических разделов дисциплины должен знать:
от злокачественных новообразований. 9. Систему паллиативной помощи инкурабельным больным. 10. Научные исследования, направленные на улучшение ранней диагностики и результаты лечения онкологических больных, проводимыми в нашей страна и за рубежом. Студент, изучивший дисциплину, должен уметь:
10.Заполнить необходимую документацию при первичном выявлении больного со злокачественным новообразованием. 11.Провести анализ причин поздней диагностики рака (Заполнить необходимую документацию при первичном выявлении больного с запущенной стадией злокачественного новообразования). Студент, изучивший дисциплину, должен владеть: 1. Собрать анамнез болезни, жалобы больного и проанализировать информацию об онкологическом больном. 2. Собрать направленный анамнез (факторы риска). 3. Объём дисциплины и виды учебной работы
4. Семестры и вид отчётности по дисциплине
5. Содержание дисциплины 5.1 Разделы дисциплины и виды учебной работы
Раздел 1. ОБЩАЯ ОНКОЛОГИЯ Тема 1. ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ОПУХОЛИ Введение Злокачественные новообразования возникают в результате необратимых нарушений структуры и функций ДНК нормальных клеток. Их причиной служит воздействие факторов внешней среды, а также изменения самого организма. Реализация токсического эффекта зависит от наследуемых особенностей человека, поэтому одни и те же канцерогенные влияния не всегда приводят к злокачественной трансформации клеток. В своем развитии злокачественные опухоли проходят ряд последовательных этапов. На каждом из этапов патологический процесс характеризуется определенными морфологическими особенностями, которые находят отражение в клинической картине заболевания, проявляясь соответствующими симптомами. Патогенез симптомов рака изучен недостаточно, вопросы семиотики злокачественных новообразований в учебниках и руководствах обычно не рассматриваются. Это сводит изучение клинической онкологии к запоминанию большого количества фактических данных, логически мало связанных между собой и поэтому плохо запоминающихся. Последнее обстоятельство препятствует выработке у врача «онкологической настороженности» и часто является причиной врачебных ошибок. Мы попытались связать клинические проявления рака с общими закономерностями роста и развития опухолей. Такой подход привел к необходимости краткого освещения молекулярных основ канцерогенеза и разработке представления о клинических феноменах* злокачественных опухолей. Клинические феномены злокачественных опухолей - термин новый, в специальной онкологической литературе его пока еще используют редко. Представление о клинических феноменах объясняет патогенез [наиболее важных симптомов рака, делает логически обоснованной и легко воспринимаемой клиническую картину большинства злокачественных новообразований. Знание клинических феноменов позволяет легко ориентироваться в интерпретации жалоб больных при типичной клинической картине злокачественных новообразований, и тем самым служит основой для формирования «онкологической настороженности». Представление о клинических феноменах рака дает возможность повысить эффективность обучения онкологии в медицинских вузах, позволяя студенту избежать механического запоминания многочисленных симптомов и способствуя развитию клинического мышления. Основные положения • Геном каждой клетки человека содержит около 30 000 генов и3,5 миллиарда нуклеотидов. • Злокачественная трансформация развивается в результате многочисленных не подающихся коррекции изменений ДНК, которые приводят к неустранимым нарушениям структуры и функций клеток. • Злокачественная опухоль в своем развитии проходит 3 последовательных этапа: инициации, промоции и прогрессии. • Малигнизацию клетки часто вызывает нарушение функций генов-супрессоров, особенно гена р53, и активация онкогенов. • Канцерогенное воздействие оказывают химические соединения, ионизирующее и ультрафиолетовое излучение, вирусы, бактерии, гельминты, некоторые лекарства, производственные и другие процессы. • По влиянию на человека и степени канцерогенной опасности МАИР делит изученные факторы на 4 группы. К числу безусловно канцерогенных для людей отнесены 87 факторов. • Предраковыми называют заболевания с патологической пролиферацией эпителия, при которых повышена вероятность возникновения рака. • Дисплазией называют обнаруживаемое при гистологическом исследовании нарушение структуры ткани с патологической пролиферацией и атипией клеток. • Метаплазией называют патологическую пролиферацию с приобретением клетками структуры и свойств иной ткани.
• Внешний вид рака зависит от направления роста и наличия некроза в центральной части опухоли. Различают экзофитный, блюдцеобразный, инфильтративный и язвенно-инфильтративный рак. • По степени распространения новообразований в России утверждено деление злокачественных опухолей на 4 стадии. Чем выше стадия - тем хуже прогноз. • Параллельно используют международную классификацию по системе TNM, в которой раздельно оценивают величину опухоли, состояние регионарных лимфатических узлов и наличие отдаленных метастазов. Оценка производится дважды: сначала после клинического обследования, затем по результатам интраоперационного и патологоанатомического заключения. |
«Лучевая диагностика» Кафедра Лучевой диагностики, лучевой терапии и клинической онкологии Трудоемкость дисциплины 108(час.)/3(зач ед.) | «Лучевая диагностика» Кафедра Лучевой диагностики, лучевой терапии и клинической онкологии Трудоемкость дисциплины 108(час.)/3(зач ед.) | ||
Рабочая учебная программа по дисциплине ««психиатрия и наркология»... «Закон о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», освоить принципы его применения на практике | «Лучевая диагностика, радиология» Кафедра диагностики, лучевой терапии и клинической онкологии Трудоемкость дисциплины 135(час.)/3,75(зач ед.) | ||
Рабочей программы дисциплины (практики) по онкологии, лучевой терапии... В соответствии с фгос впо дисциплина (практика) по онкологии, лучевой терапии относится к базовой части (С. 3Б24) – профессиональный... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Место проведения занятия: кафедра лучевой диагностики и лучевой терапии, учебная комната | ||
Примерная программа по дисциплине лучевая диагностика и терапия для специальностей Обеспечение обучающихся необходимой информацией для овладения знаниями в области лучевой диагностики и терапии для дальнейшего обучения... | Темы рефератов для поступающих в аспирантуру по направленности «Онкология» Методы лучевой терапии злокачественных опухолей. Подготовка больных к лучевой терапии | ||
Рабочая программа по дисциплине: Военная гигиена для специальности... Рабочая программа составлена с учетом требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования... | Нии кардиологии со рамн департамент здравоохранения томской области ... | ||
Нии кардиологии со рамн департамент здравоохранения томской области ... | Онкология, лучевая терапия Целью преподавания онкологии и лучевой терапии студентам IV курса педиатрического факультета является: формирование у студентов базового... | ||
Хирургические болезни Выпускники по специальности медико-профилактическое дело – 060104 получают квалификацию – врач, и должны быть подготовлены к выполнению... | Рабочая программа по дисциплине: экономика для специальности медико-профилактическое... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Рабочая программа по гигиене детей и подростков для специальности... «Общая гигиена» для специальности 060105«Медико-профилактическое дело», подготовленной в соответствии с государственным образовательным... | Рабочая программа по патологической анатомии, клинической патологической... Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедр патологической анатомии от «26» августа 2013г. Протокол №22 |