Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/87
Дата публикации08.05.2014
Размер7.19 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   87


А.Н.Сизанов


ЗДОРОВЬЕ И СЕМЬЯ:

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Минск 2008
Аннотация
Читателю предлагается оценить состояние своего здоровья и здоровья членов своей семьи с помощью опросников, тестов, упражнений, полезной информации. На основе полученных данных каждый из нас сможет в определенной мере скорректировать свой образ жизни, улучшить физическое и психическое состояние, взаимоотношения с членами семьи и окружающими. Ведь счастливая семья – это прежде всего здоровая семья.

Для широкого круга читателей: родителям, педагогам, психологам.

Психодиагностические методики, представленные в данной книге, могут быть использованы студентами во время учебной практики, а также для проведения научно-исследовательской работы.

Содержание
Предисловие 7
I.Образ жизни. Движение. Здоровье
Тест «Психологический возраст человека»

Информ-дайджест. Здоровый образ жизни и здоровый стиль жизни

Тест «Как вы беспокоитесь о своем здоровье?»

Информ-дайджест. Ритм жизни

Тест «Ваше здоровье»

Информ-дайджест. Здоровьесбережение

Тест «Как вы себя чувствуете?»

Информ-дайджест. Что такое стресс?

Тест «Ваш биологический возраст»

Информ-дайджест. Понятие о здоровой личности

Тест «Ваш образ жизни»

Информ-дайджест. Психологический уровень здоровой личности

Тест «Подвержены ли вы стрессу?»

Информ-дайджест. «Если болит душа, плачут внутренние органы»

Тест «Ваша склонность к стрессу»

Информ-дайджест. 50 способов победить стресс

Тест «Угроза инфаркта миокарда»

Информ-дайджест. Влияние социума на здоровье

Тест «Легко ли вам отказаться от нежелательной привычки?»

Информ-дайджест. Привычки

Тест «Правильна ли ваша диета?»

Информ-дайджест. Привычки как способ жить

Тест «Ваши шансы похудеть»

Тест «Как определить нормальную массу тела?»

Информ-дайджест. Продлите свою жизнь

Тест «Насколько вы зависимы от курения?»

Тест «Почему вы курите?»

Тест «Наносит ли выпивка ущерб вашему здоровью?»

Информ-дайджест. «Шкала Бахуса»

Тест «Динамичны ли вы?»

информ-дайджест. Критерии психического и социального здоровья

Тест «Ваши шансы на долголетие»

Информ-дайджест. Как продлить молодость?

Тест «Попробуйте себя в графологии»

Информ-дайджест. Вдох глубокий. руки шире...

Тест «Совы» или «жаворонки»

Тест «Показатели основного обмена»

Тест «Как у вас развито чувство равновесия?»

Информ-дайджест. Десять фактов о мозге

Тест «Левый – правый: тип характера»

Информ-дайджест. Зоны мозга

Тест «Скажи мне, как ты спишь...»

Информ-дайджест. «Кто рано встает, тому бог дает»

Тест «Что мешает выспаться?»

Тест Хильдебранта (определение суточного хронотипа человека)

Тест «Ортостатическая проба»

Опросник «Отношение к здоровью»

Опросник «Индекс отношения к здоровью»

Тест «Здорово ли я живу?»

Тест Купера

гарвардский степ-тест

Тест «Показатель тренированности»

Оценка функционального состояния сердечно-сосудистой системы (индекс Руффье)

Проба Руффье

Тест Кверга

Проба Мартине

Проба Штанге

проба Генчи

Проба Серкина

Тест «Проверка на гибкость»

Опросник «Определение частоты потребления жиров»

Опросник «Определение частоты потребления зерновых продуктов, овощей и фруктов»

Экспресс-анализ предрасположенности к нарушениям питания

Опросник «Склонность к отклоняющемуся поведению»

Опросник «Диагностика употребления наркотиков»

Тест «Определение предрасположенности подростка к потреблению одурманивающих веществ»

Опросник «Ваш ребенок и наркотики»

Опросник «Определение подростковой наркомании»
«Ключи» к тестам и заданиям
II.Семья и здоровье 122
Тест «Добрачные отношения и стабильность брака»

Информ-дайджест. Критерии настоящей любви

Тест «Умеете ли вы сохранить любовь?»

Информ-дайджест. Что любовь делает смозгом человека

Тест «Хорошая ли вы хозяйка?»

Тест «Среди родных...»

Тест «Общение в семье»

Информ-дайджест. Психологические барьеры в общении и взаимопонимании

Тест «Удовлетворены ли вы своим браком?»

Тест «Речевое общение и совместимость»

Информ-дайджест. Низкая самооценка – причина многих бед

Тест «Хорошая ли вы жена?»

Семейный тест

Тест «Ваши установки и семейная жизнь»

Тест «Романтик ли ваш муж?»

Тест «Деньги в вашем браке»

Информ-дайджест. Женщины и покупки

Тест «А он читает...»

Тест «Какой вы партнер в браке?»

Информ-дайджест. Придерживайтесь позиции равенства и личностного роста

Тест «Играете» ли вы на нервах своего супруга?»

Тест «Раба или госпожа?»

Тест «Не дремлет ли в вас Эммануэль?»

Тест «Как дела, дон жуан?»

Уроки психотренига. Гимнастика для…губ

Тест «Обнажи бюст, и я скажу, какой у тебя характер»

Информ-дайджест. Чтобы быть таинственной, нужно родиться в субботу

Тест «Знаете ли вы друг друга?»

Тест «Знаете ли вы психологию мужчины и женщины?»

Информ-дайджест. Мужчины предпочитают красный цвет

Тест «Что подскажут родинки?»

Информ-дайджест. Что такое родинки?

Тест «Скажи мне, какая у тебя группа крови...»

Тест «Подходите ли вы друг другу как половые партнеры?»

Тест «Скажи мне, как ты ешь, и я скажу тебе, как ты любишь»

Информ-дайджест. Меню для ума

Тест «Мужчины, которых мы выбираем»

Уроки психотренинга. Вы любовница женатого мужчины

Информ-дайджест. Измена – неизменная генетическая стратегия?

Уроки психотренинга. Преодолеть потерю

Тест «Легко ли вас соблазнить?»

Тест «Методика расчета показателя мужской сексуальной активности»

Тест «Методика расчета показателя женской сексуальной активности»

Тест «Вы уверены, что знаете друг о друге все?»
«Ключи» к тестам и заданиям
III.Воспитание здоровых детей 232
Тест «Ваша потребность в детях»

Информ-дайджест. Дети – гарантия от одиночества

Анкета «Чего ваш ребенок не умеет делать…»

Анкета «Что умеет ваш ребенок?»

Уроки псхотренинга. Малыш начал ходить

Шкала измерения социальной компетенции долла (модифицированная)

Методы определения физического развития и физической работоспособности (с 2 лет)

Тест «Правильны ли ваши представления о мальчиках и девочках»

Тест «Совпадают ли ваши взгляды на воспитание ребенка»

Тест «Отец в семье»

Уроки психотренинга. Заповеди разумного воспитания

Теппинг-тест «Определение уровня зрелости нервных процессов»

Методика выявления психической депривации

Нестандартизированная оценочная шкала эмоциональных проявлений ребенка Й.Шванцара

Опросник «Признаки психического напряжения и невротических тенденций»

Опросник страхов А.И.Захарова

Методика диагностики отношения к болезни ребенка

Тест «Готов ли ваш ребенок к школе?»

Уроки психотренинга. Хорошо ли малыш подготовлен к школе?

Уроки психотренинга. Псевдовоспитание

Уроки психотренинга. Задача для читателей

Тест «Давайте поговорим»

Тест «Где себя нарисовать?»

Тест «Бабушка и дедушка»

Уроки психотренинга. Упрямство

Тест «Хороший ли вы воспитатель?»

Уроки психотренинга. Чего родителям делать нельзя

Оценка биологической зрелости и физического здоровья младших школьников

Тест «Какая вы мать?»

Информ-дайджест. От супермамы до мамы-деспота

Тест «Талантлив ли ваш ребенок?»

Уроки психотренинга. Вопросы, вопросы...

Информ-дайджест. Пирсинг

Уроки психотренинга. Малыш начал ходить

Тест «Какое эмоциональное состояние изображено...»

Тест-опросник родительского отношения

Опросник для диагностики астении

Тест школьной тревожности Филлипса

Диагностика социального здоровья младшего школьника

Методика «Незаконченные предложения» (определение внутренней картины болезни)

Оценка биологической зрелости подростка

Метрическая шкала исследования моторной одаренности у детей от 4 до 16 лет М.О.Гуревича, Н.И.Озерецкого

Опросник тревожности (в адаптации С.М.Зелинского и В.Е.Кагана)

Оценка нервно-психического напряжения (НПН)

Измерение степени выраженности сниженного настроения – субдепрессии

Социальное здоровье подростков. Оценка отношений подростка с классом

Диагностика суицидального поведения подростков

Тест «Профессиональное будущее вашего ребенка»
«Ключи» к тестам и заданиям
Использованная литература
Приложение 1. Когда и какого врача навестить. Если хочешь не болеть – проверяйся! Каждому возрасту – свои исследования.

Приложение 2. Модели брачных союзов. Каков стиль вашей пары?

Приложение 3. От чего у вас бессонница? Правила сна.

Приложение 4. О чем мечтает позвоночник?

Приложение 5. Ошибки, которые совершают женщины в постели. Пристрастия в сексе можно определить по пальцам. Десять ошибок, которые совершают женщины в личной жизни.

Приложение 6. Выбираем спорт по больничной карте. Отдых за две минуты.

Приложение 7. Почему многие люди ненавидят свое тело? Раны тела зиживают, а душевные раны – остаются. Тело – переводчик нашей души на язык видимого мира. Поведенческая терапия – пять элементов в борьбе с ожиренем. Если бы тело могло говорить…

Приложение 8. Секреты целебных запахов.

ПРЕДИСЛОВИЕ
В нашем социально-ориентированном на человека государстве больные люди пользуются определенными привилегиями: бесплатным лечением при оплачиваемых больничных листах, льготными путевками в санатории и дома отдыха. Мы в этом плане не одиноки. Можно сказать, что в мире существует система «поощрения болезней». В то же время человек, уделяющий время укреплению и развитию здоровья, подчас воспринимается как эгоист, фанатик, заботящийся только о себе.

Сегодня востребован здоровый человек, который способен обеспечить себе, своим близким более высокий материальный уровень. Но, к сожалению, на здоровый образ жизни человека «вдохновляют» в основном его болезни, жизненные кризисы. Без сформированной ответственности за собственное здоровье мы не сможем воспринимать идеи здорового образ жизни. Изменить положение вещей может целенаправленная работа, уже проводимая в рамках учреждений образования. Именно там нужно формировать ценностное отношение к здоровью, моду на здоровье, культ здорового образа жизни.

В начале тысячелетия (129 – 199) древнеримский врач и философ греческого происхождения Гален считал, что здоровье – это состояние, в котором мы не испытываем боли и которое не мешает выполнять функции нашей каждодневной жизни. По существу Гален ввел самый важный диагностический показатель здоровья – это то состояние, когда ничто не болит и не мешает нормально жить.

В понятие «здоровье» исследователи помимо психологических характеристик все чаще включают поведенческие аспекты. Не случайно обсуждением здоровья в последнее время активно занялись социальные психологи и социологи. Именно ими обнаружено, что многие болезни связаны с образом жизни человека.

Прямая связь здоровья, психологии и поведения была выявлена в результате эпидемиологических исследований, проводившихся на протяжении 40 лет во второй половине ХХ века в Англии. В исследовании Дж.Морриса была показана разница в уровне заболеваемости ишемической болезнью сердца между водителями и кондукторами лондонских автобусов. Среди автобусных кондукторов, вынужденных постоянно подниматься и спускаться по лестнице автобуса (автобусы в Англии имеют два уровня) и менее подверженных профессиональным стрессам, смертность от ишемической болезни сердца оказалась ниже, чем среди водителей, работа которых менее подвижна и требует большего напряжения.

В результате продолжительных исследований, проведенных английскими врачами Долом и Хиллом в 50-х годах ХХ века, было выявлено, что курение является фактором риска развития многих болезней. Исследования показали, что только 73% курильщиков доживают до 65 лет, тогда как среди некурящих – 85%. Важное значение социальных связей продемонстрировали четыре базисных эпидемиологических исследования соматического здоровья, проведенные в США. Исследование ишемической болезни сердца в штате Массачусетс доказало сравнительно низкую смертность в этой популяции. Высокий уровень «выживаемости», по мнению ученых, был обусловлен малой долей одиноких людей и отсутствием резких социальных изменений. Исследование в штате Пенсильвания, где проживали в основном выходцы из Италии, позволило сделать вывод о профилактическом влиянии на здоровье групп взаимоподдержки, сильных социальных связей в семье и общине.

Более поздние исследования уже включали в себя направленное изучение социально-психологических факторов здоровья. 10-летние наблюдения в штате Калифорния, штате Мичиган позволили сформулировать положение о том, что человеческое общение имеет жизненное значение для здорового функционирования внутренних органов. Отсутствие позитивных социальных отношений ведет к возникновению тревоги и депрессии, в то время как эмоциональная поддержка способствует сохранению позитивной самооценки и создает чувство связанности с другими людьми.

Учеными обнаружено влияние на здоровье культурных особенностей общества. Эти особенности могут способствовать возникновению стресса. Культура может создавать роли, повышенно стрессогенные для индивидов, занимающих соответствующие социальные позиции. Изменения в культуре предрасполагают к созданию новых профессиональных ролей, для которых отсутствуют нормативные регуляты поведения, выполняющие психологические защитные функции. Кроме того, культурные изменения могут приводить к стрессогенному изменению содержания традиционных ролей. В то же время культура создает способы социально приемлемого и одобряемого преодоления жизненных трудностей и кризисов. Хорошо изучено значение похоронных обрядов и ритуалов при потере супруга в английской культуре для нормального течения реакции горя и адаптации к новому социальному статусу одинокого человека. В рамках американской культуры для субкультурной этнической группы евреев социально одобряемым является обращение при кризисе за психотерапевтической помощью, тогда как среди англо-американцев такое обращение значительно менее социально приемлемо, а для итальянцев нормативным является обращение к священнику.

Широко обсуждаемый фактор здоровья – качество жизни, в частности, обеспеченность медицинскими услугами. Для примера, который показывает, насколько влияет обеспеченность медицинской помощью жителей Земли на их здоровье и продолжительность жизни, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) сравнивает перспективы двух новорожденных девочек из Японии и Сьерра–Леоне.

Маленькая японка проживет примерно 85 лет. Сразу после рождения ей сделают прививки, и обеспечат необходимым сбалансированным питанием. Потом она получит образование, выйдет замуж. Ее беременность пройдет без осложнений для нее и ребенка. В старости у японки будут серьезные хронические заболевания, но она будет иметь доступ к лекарствам, значительно улучшающим качество жизни. Японка будет обеспечена медикаментами на сумму 550 долларов в год.

Девочка из Сьерра-Леоне по прогнозам проживет около 36 лет. Она не получит прививок и детского питания, и, вероятно, будет страдать от недоедания. Выйдя замуж еще подростком, она родит шесть детей или больше. Один из них умрет в младенчестве. Если она заболеет, ей придется рассчитывать на лекарства, стоимость которых не превышает 3 долларов в год. Африканка может дожить и до болезней пожилого возраста, но, в отсутствие лечения, умрет гораздо раньше своей японской ровесницы.

Собираемый социологами, социальными медиками и эпидемиологами банк данных о факторах, влияющих на здоровье, показывает, что, независимо от индивидуальных конститутивных особенностей, социальные структуры значительным образом влияют как на физическое и психическое здоровье, так и на продолжительность жизни. Это показано при создании концепции «Поле здоровья». Концепция была сформулирована в 1974 году Министром здравоохранения Канады М.Лалондом. В концепции определены четыре ведущие детерминанты здоровья: биологическая природа человека, окружающая его среда, индивидуальное поведение и организация медицинской помощи, образующих в совокупности «поле здоровья».

Концепция подчеркивает приоритет социальных факторов и поведения в формировании преобладающей сегодня неинфекционной заболеваемости человека. В основе рассматриваемой концепции лежит понимание того, что особенности образа жизни людей должны стать объектом социальной политики, которая является частью глобальных усилий, направленных на улучшение здоровья населения. В результате федеральное правительство Канады стало считать улучшение здоровья населения Канады одним из направлений своей политики. Концепция «Поле здоровья» способствовала переносу акцента в дебатах и практике здравоохранения на психологические проблемы личного выбора человека по отношению к своему здоровью.

Близкий к описанному подход, в котором изучаются вопросы оценки состояния здоровья, обоснованность и сила влияния тех или иных факторов на формирование и сохранение определенного уровня общественного здоровья получил название «Модели обусловленности здоровья». Формула, или модель обусловленности здоровья, была рассчитана отечественными учеными в области социальной гигиены и организации здравоохранения в 70-х годах прошлого века. В ней расставляются по степени важности основные факторы, влияющие на уровень общественного здоровья (50 – 55% факторы образа жизни, 20 – 25% – состояние окружающей среды, 15 – 20% – генетические, 8 – 10% – состояние службы здравоохранения).

Факторы образа жизни включают в себя: характер деятельности – интеллектуальная и физическая; сферу активности – трудовая и нетрудовая; виды активности – производственная, социальная, культурная, бытовая, медицинская и др. Образ жизни – это деятельность людей, которая связана с условиями жизни. Во многом эти условия формируются в семье, в непосредственном общении и взаимодействии членов семьи.

Многолетние исследования Ю.П.Лисицына позволили установить веду­щую роль семьи в укреплении и сохранении здоровья. Именно в семье формируются основные жизненные навыки, определяющие самочувствие человека, отношение к собственному здоровью и здоровью других людей как к важнейшей социальной ценности, любовь к физической культуре, выполнение норм гигиены и питания, соблюдение режима труда и отдыха.

В книге представлены психодиагностические методики изучения личности, с помощью которых можно адекватно оценить собственное здоровье и здоровье другого человека. Это особенно существенно для тех областей профессиональной деятельности, где в качестве главного предмета труда выступает другой человек (менеджеры, педагоги, врачи, психологи, социальные работники).

Материалы по каждой методике представлены в объеме, достаточном для их практического использования. Они включают инструкции для испытуемых, стимульный материал (опросники, контрольные списки, рисунки), описание процедуры проведения, обработку и интерпретацию полученных данных, ключи, нормы, некоторые бланки для ответов и для обработки результатов, схемы психографирования.

Во многих заданиях сформулированы вопросы, которые мы редко задаем друг другу и себе. Вопросы часто необычные, весьма острые, иногда болезненные. Анализ своих ответов – первый шаг к самосовершенствованию, возможность систематизировать собственные представления о своем здоровье, о психологии человека в целом.

Для работы с психологическими заданиями необходимы тетрадь и карандаш. В тетрадь вы выписываете номера вопросов или утверждений, проставляя рядом с ними варианты ответов. Хотелось бы предупредить: вначале выполните задание и только потом смотрите расшифровку («ключ») ответов к нему. Избегайте установки только на хорошие ответы, старайтесь быть искренними. Особое внимание обратите на рубрику «Информ-дайджест» и «Уроки психотренинга». Во многом они помогут вам изменить себя в лучшую сторону, повысить свою психологическую культуру и расширить знания о здоровье человека. Не спешите выполнить сразу большое количество заданий. Выберите для работы свободное время, создайте спокойную обстановку. При желании обсудите полученные результаты с друзьями и близкими. Дерзайте!

I.ОБРАЗ ЖИЗНИ. ДВИЖЕНИЕ. ЗДОРОВЬЕ
По-видимому, в мире нет человека, который рано или поздно не задумывался бы о своем здоровье. К сожалению, взрослые люди часто начинают всерьез относиться к нему лишь тогда, когда оно дает о себе знать. Впрочем, не все. Условно можно выделить две противоположные группы людей: одна основу своего существования видит в заботе о здоровье, другая, рассуждая по принципу «рано или поздно все там будем», полностью снимает с себя ответственность за свое здоровье.

Замечено, что отношение взрослых к своему здоровью во многом связано с определением смысла существования, жизненных целей, с наличием идеалов, ценностей, причем не любых, а способствующих прогрессивному развитию личности. Все это необходимо как основа выживания, как основа физического и психологического здоровья.

Приведенные ниже тесты, опросники и информационные материалы помогут читателям определиться в своем отношении к здоровью и при необходимости скорректировать его.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   87

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск