Оглавление





НазваниеОглавление
страница1/49
Дата публикации22.11.2014
Размер7.44 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > История > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   49

С МИРУ ПО МЫСЛИ



Собранные А.Поповым



Дубна, 2003



ОГЛАВЛЕНИЕ





Предисловие

3

История

5

Исторические личности

56

Человек и духовность

74

Общество и государство

130

Революция и гражданский мир

148

Взгляд на социализм

178

Антикоммунизм, русофобия, сионизм

198

Свобода, равенство, справедливость

223

Земля

229

Национальная идея

237

Переборы

247

Советская смута

261

Судьба России

333

Экономика и власть

394

Послесловие

414



ПРЕДИСЛОВИЕ
Более десяти лет в семи тетрадях накапливались эти мысли, анализ и оценка фактов, прочитанные у разных авторов разных времен и народов. В какой-то момент возник вопрос к самому себе: зачем я это делаю? Ответ, казалось, был прост – чтобы лучше понять что, как и почему происходило с нами последние годы. Какие постижения достигнуты человеческим духом в понимании смысла бытия, правды и справедливости, насколько они соотносятся с общественным сознанием нынешней России? В чем особенности русской истории, русской идеи, в каком окошке тот свет, который спасет нас, выведет из постигшей нас смуты? Пришло понимание, что накопленные мною мысли могут представлять интерес и для других людей. Во всяком случае, захотелось, чтобы прочитанное и передуманное оставило след хотя бы у детей и внуков. Так пришло намерение подготовить собранную компиляцию «С миру по мысли».

В раздумьях над прочитанным выкристаллизовались, по крайней мере, два недоумения.

- Почти 2500 лет назад Сократ говорил: «Ты лучший из людей, раз ты афинянин, гражданин величайшего города, не стыдно ли тебе заботиться о деньгах, чтобы их у тебя было как можно больше, о славе и почестях, а о разуме, об истине и о душе своей не заботиться и не помышляешь, чтобы она была лучше»? Сократ за такие разговоры в общественных местах был привлечен к суду обвинен в том, что он не признает богов и развращает молодежь. За что Сократ и был приговорен 280 голосами против 221 к смерти. Еще до Сократа Конфуций в Китае проповедовал: «Если любовью будут воспламенены сердца смертных, то весь свет будет наподобие одного семейства… Мы должны любить других, как самих себя, следовательно, должны им желать всего того, чего себе желаем».(Последнее буквально будет повторено в парижской «Декларации прав человека и гражданина» в 1793 г.) В это же примерно время Будда «на берегах Наиранжары озаряется сказать слова об общине, об отречении от личной собственности, о значении труда на общее благо и о смысле познания». (Н.Рерих «Алтайские дневники») Позже и Иисус Христос наставлял: «Не собирайте себе сокровищ на земле…Не можете служить Богу и маммоне». В 1354 г. преподобный Сергий ввел в монастыре общежитие, объединившее братию в общих трудах и не разрешавшее иметь ничего своего. И общежитийное устройство монастырей распространилось затем по всей Руси. Можно перечислить еще десятки великих духом людей, подчеркивающих ясное представление об античеловеческой сущности собственности, разделяющей на властвующих и униженных. Советское государство стало первым примером реального построения общества без использования частной собственности на недра, землю и средства производства и без приватизации социальных сфер – образования, медицины, жилья…Опыт СССР не был бесплодным – идеи социальной справедливости сплотили народы перед нашествием гитлеровских полчищ и привели к победе. Мы не только выстояли, поднялись из руин, но и первыми взлетели к звездам. Первое недоумение и состоит в том, почему ясная идея о необходимости обустраивать жизнь без личного богатства и личной корысти, на любви людей друг к другу веками не находила воплощения и пробивалась через тернии кровавых баталий и страдания обездоленных? Слом советского жизнеустройства на вершине благосостояния граждан за всю историю России-СССР, в момент достижения стабильного второго места в мире по экономическому потенциалу – событие мистическое, поставившее под сомнение прогресс человеческого разума.

Что же, люди XX века оказались духовно и граждански более темными, чем во времена Сократа, Конфуция, Будды, Христа, Сергия Радонежского? Это удивительно и трагично, что современные обыватели не способны подняться до духовных высот и постижений людей, живших многие века тому назад.

- Второе удивление-недоумение, - наша советско-российская интеллектуальная публика, несмотря на её потуги родить новое и вдохновить Россию на «новый путь», оказалась бесплодной. Она перепевала давно рожденные мотивы, в своих «постижениях- открытиях», повторяя чаще всего «круги ада», через которые уже прошла русская интеллигенция в XIX в преддверии двух русских революций, нанеся тогда, по словам Л.Толстого, народу в сто раз больше зла, чем добра, а теперь унизив его до злобного прозвища «совок». Многое в истории и мыслях движется кругами, с потерей достижений в жизни общества и общественном сознании.

Собранные здесь мысли достойны, на мой взгляд, внимания любого, кто задумывается о нашей исторической судьбе, о судьбе нашей культуры. Важно не только прочитать и узнать, еще важнее задуматься над тем, с чем сталкиваемся мы в жизни. То, что предлагается читателю – не книга для чтения, это действительно компиляция «с миру по мысли», к тому же разбитая совершенно условно на обозначенные разделы. Условно потому, что всё в нашем мире, тем более в мире мыслей и чувств взаимосвязано, так что близкие темы могут быть обнаружены в разных разделах, и можно, листая страницы, даже натолкнуться на некоторые повторы. Надеюсь, читатель извинит автора компиляции, который отдавал себе отчет в том, что, повторяю, это не книга для последовательно чтения, а «нечто» - способное при пролистывании привлечь внимание, чтобы задуматься над тем, что попадет «на глаз».

Да, надо оговориться, что подавляющая часть текста – не конспект, а прямое цитирование, но автор не счел удобным брать приводимые выдержки в кавычки.

Для ощущения клубка противоречий, в котором мы живем, приведу несколько мыслей из основного текста.
М.Монтень:

Нищете материальной нетрудно помочь, нищете духовной – невозможно.
Л.Толстой:

Очень чиста эта европейская жизнь, но ужасно грязна духовна. Так я иногда сомневаюсь, нужно ли русскому народу пройти через этот разврат, придти в этот тупик, в который уже зашли европейские народы? Теперь же не я один, а многие видим, что это погибель.
М.Пришвин:

Путь освобождения от государственного насилия есть путь сознания личностью необходимости жертвы общему делу.
И.Васильев:

Мы жили в чудном мире, сотворенном нами же, нашими отзывчивыми сердцами, нашим самопожертвованием, во имя ближнего, нашей любовью к соотечественникам.
В.Новодворская:

Страна лежит перед нами, как некий Клондайк… всюду можно золотишко намыть…Вор полезнее тружеников.

Она же:

Добей гадину…
А.Чубайс:

Всё материальное (и ваучер в том числе) – первично, а идеальное (дух, совесть и всякая прочая воздушность) – субстанции почти утопические, а потому ими надо пренебрегать.
Митрополит Петербургский и Ладожский Иоанн:

Братия и сестры, соотечественники, люди русские!

На земле есть только одна сила, способная остановить сползание России в пропасть. Эта сила – мы сами. Вопроси каждый совесть свою – и она ответит тебе, что нельзя, недопустимо ставить вопрос личного благополучия, покоя и комфорта выше понятий гражданского долга и ответственности за судьбу страны.
Б.Клинтон, президент США (24.10.1995):

…мы добились того, что собирался сделать президент Трумэн с Советским Союзом посредством атомной бомбы. Правда, с одним существенным отличием – мы получили сырьевой придаток, не разрушенное атомом государство…
Это сказано нагло, на весь мир и нам в глаза. Тут и открытое признание последовательной борьбы США с Советским Союзом и радостный триумф в связи с завоеванием нас как сырьевого придатка… А мы «утерлись» - будто не услышали и не увидели и голосуем за Путина и его правительство, которые все глубже погружают Россию в придаточное положение. Может быть «С миру по мысли» помогут упрочить национальное самосознание и национальную гордость.

ИСТОРИЯ
Л.Толстой “Война и мир”
Тоже не могло бы быть войны, ежели бы не было интриг Англии и не было бы принца Ольденбургского и чувства оскорбления в Александре, и не было бы самодержавной власти в России, не было бы Французской революции и последовавших диктаторства и империи, и всего того, что произвело французскую революцию, и так далее. Без одной из этих причин ничего не могло бы быть. Стало быть, причины эти все – миллиарды причин – совпали для того чтобы произвести то, что было. И, следовательно, ничто не было исключительной причиной события, а событие совершилось только потому, что должно быть совершиться. Должны были миллионы людей, отрекшись от своих человеческих чувств и своего разума, идти на Восток с Запада и убивать себе подобных…

Не могло быть иначе и потому, что для того, чтобы воля Наполеона и Александра (тех людей, от которых, казалось, зависело событие) была исполнена, необходимо было совпадение бесчисленных обстоятельств, без одного из которых событие не могло бы совершиться…

Фатализм в истории неизбежен для объяснения неразумных явлений (то есть тех, разумность которых мы не понимаем). Чем более мы стараемся разумно объяснить эти явления в истории, тем они становятся для нас неразумнее и непонятнее.

Каждый человек живет для себя, пользуется свободой для достижения личных целей и чувствует всем существом своим, что он может сейчас сделать или не сделать какое-то действие, но как скоро он сделает его, так действие это, совершенное в известный момент времени, становится невозвратимым и делается достоянием истории, в которой он имеет несвободное, предопределенное значение…

Есть две стороны жизни в каждом человеке: жизнь личная, которая тем более свободна, чем отвлеченнее её интересы, и жизнь стихийная, роевая, где человек неизбежно исполняет предписанные ему законы.

Человек сознательно живет для себя, но служит бессознательным орудием достижения исторических целей. Совершенный поступок невозвратим, и действие его, совпадая во времени с миллионами действий других людей, получает историческое значение…

В исторических событиях так называемые великие люди суть ярлыки, которые, так же как ярлыки, менее всего связаны с самим событием.

А.Свентоховский “История утопий”, Москва 1910 г.

Из послесловия к “Фаусту” Холодковского
Идея какого-либо урегулирования материальных отношений и изменения обязательных норм была совершенно чужда Христу. Но именно это неземное…нечеловеческое у Христа и было утопическим элементом его учения. Три завета этого учения в особенности составляют неосуществимую идеологию в христианстве: о любви к ближнему, о “непротивлении злу” и об уничтожении грешных членов. Первый завет остался мертвым пожеланием, повторяемым механически в проповедях и молитвах, но никем не исполняемым вне узкого круга людей. Вместо того чтобы любить ближних, как самого себя, и даже любить врагов, - наоборот мы видим, что человек человеку волк, видим завзятую ненависть, военную резню, возведенную в степень почетных и славных деяний. Истребление врагов стало главной задачей правительств и церквей, опирающихся на то же учение Христа, которое провозгласило всеобщую любовь. Крест стал рукояткою меча. Среди таких отношений, сплетающихся и расплетающихся в постоянной борьбе, не может быть и речи о том, чтобы люди не противились злу, подставляя правую щеку, когда бьют по левой, и добровольно отдавали плащ, когда кто-нибудь у них требует хитон…

История достаточно свидетельствует, что самое высокое нравственное учение, прилагаемое на практике, может, при варварском состоянии общества, вести к ужасным результатам, как это показала хотя бы средневековая воинствующая церковь со своим мракобесием, кострами и пытками…

Помогать развитию всеми силами своей природы, совершенствованию самого себя и, сколько возможно, вокруг себя… в этом смысл его (человека –АП) жизни…

До сих пор утопия принимала обыкновенно вид социализма и коммунизма. Это объясняется тем, что он выступал в защиту народных масс, угнетенных и эксплуатируемых привилегированным меньшинством, являющимся главным виновником общественной несправедливости…
Кочубей (“Наука и жизнь”)
Либо мы считаем, что все наши трагедии – неизбежное следствие объективных, неумолимых исторических законов и миллионы человеческих жизней – лишь щепки, несомые потоком исторической необходимости. Либо мы обвиняем во всем внешних врагов, идеологических диверсантов – империалистов, масонов, германских шпионов, совративших нас, невинных овечек, не то марксизмом, не то ницшеанством (модная сейчас точка зрения), не то рок-музыкой. Либо, наконец, мы признаем, что все, что с нами происходило и происходит, есть в первую очередь дело наших собственных рук. И хотя фактические аргументы наверняка могут найтись в пользу каждой из этих интерпретаций, я убежден, что с нравственной стороны, гражданской и даже если хотите, христианской точки зрения, только последняя достойна свободного и ответственного человека.

Марксизм в философии не сводится к “экономическому детерминизму”, поскольку Маркс исходной силой и субъектом истории признавал людей, в практической деятельности которых создаются все исторические возможности, экономические отношения и социальные нравы.
Ф.Энгельс
“Мы делаем нашу историю сами, но, во-первых, мы делаем ее при весьма определенных предпосылках и условиях… Во-вторых, история делается таким образом, что конечный результат всегда получается от столкновения множества отдельных воль, причем каждая из этих воль становится тем, что она есть, опять-таки, благодаря массе особых жизненных обстоятельств…каждая воля участвует в равнодействующей и поскольку включена в нее”.
Английская революция.
Население Англии было 5 млн., в городах проживало ¼, в Лондоне – 200 тыс. В сражении 1642 г. участвовало 12 тыс. роялистов, 10 тыс. – на стороне парламента. 1644 г.: 17 тыс. против 25 тыс., в 1645 г. в одном бою было убито 5 тыс.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   49

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Оглавление iconБизнес план уличное мини-кафе «Горячие Блины» 2013 оглавление оглавление 2
Обоснование целесообразности использования выбранной бизнес-модели в качестве инструмента достижения поставленных целей
Оглавление iconДоклад Совету при Президенте Российской Федерации по науке и образованию...
«Наука, образование и инновации в России: взгляд молодых ученых на проблемы и перспективы»
Оглавление iconДоклад Совету при Президенте Российской Федерации по науке и образованию...
«Наука, образование и инновации в России: взгляд молодых ученых на проблемы и перспективы»
Оглавление iconВ. В. Кондрашов Всё о гипнозе Ростов-на-Дону "Феникс" 1998 Оглавление...
Кабардино-Балкарской Республики в целях повышения качества жизни жителей Кабардино-Балкарской Республики посредством реализации комплекса...
Оглавление iconОглавление

Оглавление icon2 оглавление
Оглавление
Оглавление iconТитульный лист. Оглавление

Оглавление iconГромов Сергей, реферат по химии
Оглавление
Оглавление icon3 оглавление 2 151 музыка 154
Биология
Оглавление iconУчебное пособие оглавление начало работы и настройка системы 3

Оглавление iconПрактикум для гуманитарных специальностей. Оглавление. Предисловие. Часть 1 психология

Оглавление iconИнструкция пользователя Grail 2 автоматическая торговая система Оглавление
Установка
Оглавление iconОглавление 3
Общие сведения о профессии. Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности. 4
Оглавление iconОглавление
Анатомо-физиологическое представительство в мозге психических процессов и состояний человека
Оглавление iconОглавление
Рекомендации по использованию Интернет-ресурсов и других электронных информационных источников 14
Оглавление iconОглавление 3
Общие сведения о профессии. Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности. 4


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск