Министерство образования Сахалинской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
«Институт развития образования Сахалинской области»
Кафедра гуманитарного образования
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
Современные аспекты преподавания истории в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта в образовательных учреждениях
Южно-Сахалинск, 2012
УТВЕРЖДЕНА
Ученым советом
ГБОУ ДПО ИРОСО
протокол № ________
от _________________ Современные аспекты преподавания истории в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта в образовательных учреждениях: программа дополнительного профессионального образования повышения квалификации учителей истории /Н.Б. Бурыкина, И.Р. Скоробач. Южно-Сахалинск, 2012. 58 с.
Пояснительная записка
Новые требования к педагогам определяются изложенными во ФГОС требованиями к результатам образования, структуре образовательных программ, а также к кадровым условиям реализации ФГОС. Стержнем всех изменений являются новые представления о результатах, а именно появление такой группы результатов как метапредметные результаты, которые подлежат оценке. Система повышения квалификации и переподготовки учителей будет эффективной только в том случае, если она будет четко ориентировать подготовку педагогов (и школы в целом) на создание условий для появления новых типов образовательных результатов.
Для подготовки учителя для работы в системе нового образовательного стандарта нужны совершенно конкретные обучающие программы, в которых будет не только представлены теоретические основания новых образовательных технологий, но и будет возможность включиться в соответствующие практики - и в ходе включенного наблюдения, и в ходе анализа и проектирования собственных образовательных ходов.
Основные требования к системе повышения квалификации:
1) Перспективный характер повышения квалификации. Повышение квалификации и переподготовка должны включать педагогов в становящиеся практики, соответствующие требованиям стандарта. Система повышения квалификации должна создать для педагогов пространство профессиональной пробы в новом, становящемся образовании, соответствующем требованиям Федерального государственного образовательного стандарта.
2) Модельный характер повышения квалификации. Задача заключается в том, чтобы во время повышения квалификации создать условия для учебной деятельности самих педагогов. Суть учебной деятельности состоит в постановке задач собственного развития, в поиске средств решения задач, оценке найденных средств. Именно в этот цикл должны быть включены педагоги в ходе повышения квалификации.
Материалом для организации учебной деятельности педагогов в ходе повышения квалификации может стать как процесс овладения новыми технологиями, а также работа с методическими текстами, поскольку методический текст - это средство овладения новым содержанием. Способность продуктивно работать с методической литературой - важнейшее условия для самообразования педагогов. Проблема состоит в том, что чужой «прием» нельзя механически перенести на собственную работу, по отношению к чужому тексту-опыту надо выстроить свою позицию. Для этого текст необходимо понять (суметь выделить основную мысль, отделить главное от второстепенного), определить, те идеи, с которыми читатель согласен, выделить то, что вызывает возражение. Условием такой продуктивной работы является владение средствами понимания текстов, умение выделять ключевые понятия, сворачивать текст в тезисы, выстраивать защиту и возражения по отношению к утверждениям текста. Способом формирования такого культурного чтения текста может стать практика семинаров-обсуждений, на которых текст обсуждается с разных позиций: понятие, тезис, апология, оппозиция.
3) Компетентностно-ориентированный характер повышения квалификации.
Повышение квалификации должно быть направлено на развитие профессиональных компетентностей, позволяющих не столько применять готовые методики работы, сколько решать профессиональные задачи:
- разрабатывать программу учебной дисциплины в соответствии с требованиям федерального государственного образовательного стандарта;
- конструировать учебные задания, направленные на формирование предметных грамотностей на трех уровнях: формальном, предметном и функциональном;
- создавать и использовать контрольно- измерительные материалы, позволяющие оценивать предметные грамотности учащихся на трех уровнях: формальном, предметно и функциональном;
- создавать и использовать контрольно-измерительные материалы, позволяющие оценивать метапредметные умения учащихся;
- создавать и использовать контрольно-измерительные материалы, позволяющие оценить индивидуальное продвижение учащихся;
- разрабатывать оценочные процедуры, позволяющие диагностировать метапредметные умения и личностные достижения учащихся.
Условием появления такой компетентности является возможность опробования новой деятельности, решения задач и получения обратной связи. Таким образом, компетентностно-ориентированное повышение квалификации должно проходить внутри реального образовательного процесса, где педагоги могут, с одной стороны, наблюдать как коллега решает педагогические задачи, а во вторых, самостоятельно проектировать образовательные ходы (формирующие оценивающие метапредметные и предметные результаты).
Для того чтобы реализовать компетентностно-ориентированный характер повышения квалификации, необходимо в ее рамках создать условия для опробование педагогической деятельности в ее рефлексивном, а не нормативном варианте. Рефлексивный характер учения и профессиональной пробы предполагает цикличное построение всего образовательного процесса: постановку задачи, поиск способов решения, планирование своих действий, контрольно-оценочную деятельность, постановку следующей задачи.
Схема прохождения всех блоков:
- включенное наблюдение занятия (события, урока, проектной работы и т.д.)
- задания трех уровней (описание, анализ-сравнение, конструирование собственного шага) В ходе освоение профессиональных умений в совместно-распределенной деятельности. В ходе повышения квалификации могут быть освоены следующие позиции:
• «пользователь» (заданий и оценочных процедур),
• «разработчик» (заданий и оценочных процедур).
В современной социокультурной ситуации, когда разрушена советская (марксистско-ленинская) система общественно-политических и идейно-нравственных координат, господствовавшая многие десятилетия, когда происходит переосмысление и переоценка нашего исторического прошлого, отход от схематизма и идеологической заданности, курс Современные аспекты преподавания истории в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта в образовательных учреждениях призван помочь слушателям:
развивать мировоззрение, соединяющее научность, культурный кругозор и духовный гуманистический потенциал;
соединить теоретические знания о феномене культуры с конкретно-историческими аспектами изучения отечественной и мировой культуры и понять национальное своеобразие и место в системе мировой культуры и цивилизации;
уметь оценивать достижения культуры на основе исторического контекста и приобрести опыт освоения культуры.
Целью Программы является создание условия для формирования компетентностей педагога: способность работать на основание обратных связей, готовность выстраивать рефлексивный ход по принципу выявления проблем у учащихся и поиск средств их решения как новая профессиональная задача.
Программа предназначена для повышения квалификации учителей истории, работающих в образовательных учреждениях.
Курс «Современные аспекты преподавания истории в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта в образовательных учреждениях» предназначен для преподавателей истории, обществознания СОШ, НПО и СПО, рассчитан на 108 часов при очной форме обучения.
В результате изучения курса сдается текущий и итоговый зачеты. К зачету слушатели должны знать:
• Образовательные технологии, направленные на формирование предметных результатов разных уровней (формального, предметного и функционального),
• Образовательные технологии, направленные на формирование метапредметных результатов,
• Инструменты оценки, направленные на диагностику предметных результатов разных уровней (формального, предметного и функционального)
• Инструменты оценки, направленные на диагностику метапредметных результатов;
• Оценочные процедуры, направленные на диагностику метапредметных результатов.
Государственное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
«Институт развития образования Сахалинской области»
СОГЛАСОВАНО
Проректор по УМР
___________Л.П. Сакович
| УТВЕРЖДАЮ
Ректор института
__________А.Н. Шевченко
| УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Современные аспекты преподавания истории в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта в образовательных учреждениях
Цель курса: создание условия для формирования компетентностей педагога: способность работать на основании обратных связей, готовность выстраивать рефлексивный ход по принципу выявления проблем у учащихся и поиск средств их решения как новая профессиональная задача.
Категория слушателей: преподавателей истории, обществознания СОШ, НПО и СПО.
Срок обучения: 108 час.
Форма обучения: очная
Режим занятий: 8 час. в день с отрывом от работы
Место проведения: ГБОУ ДПО ИРОСО
Наименование разделов и дисциплин
| Всего
(часов)
| В том числе
| Форма
контроля
| Лекции
| Практические занятия
| Раздел I. Концептуальные и нормативно-правовые основы профессиональной педагогической деятельности
| 8
| 8
|
|
| Модуль I. Общество и образование
| 4
| 4
|
|
| Модуль II. Нормативно-правовые основы образовательной деятельности
| 2
| 2
|
|
| Модуль III. Правовые основы аттестации работников образования
| 2
| 2
|
|
| Раздел II. Психолого-педагогические и технологические основы профессиональной деятельности работника образования
| 36
| 20
| 16
|
| Модуль IV. Психолого-педагогические основы образовательной деятельности
| 6
| 4
| 2
|
| Модуль V. Современные педагогические технологии
| 26
| 14
| 12
| Зачет
| Модуль VI. Информационно-коммуникационные технологии в образовании
| 4
| 2
| 2
|
| Раздел III. Частно-методические аспекты профессиональной педагогической деятельности
| 64
| 38
| 26
| Зачет
| Итоговый контроль
|
|
|
| Итоговый зачет
| Итого:
| 108
| 66
| 42
|
|
Заведующий кафедрой / руководитель программы__________ /Ф.И.О./
Руководитель курсов / организатор программы _____________/Ф.И.О./ Государственное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
«Институт развития образования Сахалинской области»
СОГЛАСОВАНО
Проректор по УМР
___________Л.П. Сакович
| УТВЕРЖДАЮ
Ректор института
__________А.Н. Шевченко
| |