Современные аспекты преподавания истории в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта в образовательных учреждениях





НазваниеСовременные аспекты преподавания истории в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта в образовательных учреждениях
страница1/8
Дата публикации16.08.2013
Размер0.94 Mb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > История > Программа
  1   2   3   4   5   6   7   8
Министерство образования Сахалинской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Институт развития образования Сахалинской области»

Кафедра гуманитарного образования





ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ


Современные аспекты преподавания истории в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта в образовательных учреждениях

Южно-Сахалинск, 2012

УТВЕРЖДЕНА

Ученым советом

ГБОУ ДПО ИРОСО

протокол № ________

от _________________
Современные аспекты преподавания истории в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта в образовательных учреждениях: программа дополнительного профессионального образования повышения квалификации учителей истории /Н.Б. Бурыкина, И.Р. Скоробач. Южно-Сахалинск, 2012. 58 с.

Пояснительная записка

Новые требования к педагогам определяются изложенными во ФГОС требованиями к результатам образования, структуре образовательных программ, а также к кадровым условиям реализации ФГОС. Стержнем всех изменений являются новые представления о результатах, а именно появление такой группы результатов как метапредметные результаты, которые подлежат оценке. Система повышения квалификации и переподготовки учителей будет эффективной только в том случае, если она будет четко ориентировать подготовку педагогов (и школы в целом) на создание условий для появления новых типов образовательных результатов.

Для подготовки учителя для работы в системе нового образовательного стандарта нужны совершенно конкретные обучающие программы, в которых будет не только представлены теоретические основания новых образовательных технологий, но и будет возможность включиться в соответствующие практики - и в ходе включенного наблюдения, и в ходе анализа и проектирования собственных образовательных ходов.

Основные требования к системе повышения квалификации:

1) Перспективный характер повышения квалификации. Повышение квалификации и переподготовка должны включать педагогов в становящиеся практики, соответствующие требованиям стандарта. Система повышения квалификации должна создать для педагогов пространство профессиональной пробы в новом, становящемся образовании, соответствующем требованиям Федерального государственного образовательного стандарта.

2) Модельный характер повышения квалификации. Задача заключается в том, чтобы во время повышения квалификации создать условия для учебной деятельности самих педагогов. Суть учебной деятельности состоит в постановке задач собственного развития, в поиске средств решения задач, оценке найденных средств. Именно в этот цикл должны быть включены педагоги в ходе повышения квалификации.

Материалом для организации учебной деятельности педагогов в ходе повышения квалификации может стать как процесс овладения новыми технологиями, а также работа с методическими текстами, поскольку методический текст - это средство овладения новым содержанием. Способность продуктивно работать с методической литературой - важнейшее условия для самообразования педагогов. Проблема состоит в том, что чужой «прием» нельзя механически перенести на собственную работу, по отношению к чужому тексту-опыту надо выстроить свою позицию. Для этого текст необходимо понять (суметь выделить основную мысль, отделить главное от второстепенного), определить, те идеи, с которыми читатель согласен, выделить то, что вызывает возражение. Условием такой продуктивной работы является владение средствами понимания текстов, умение выделять ключевые понятия, сворачивать текст в тезисы, выстраивать защиту и возражения по отношению к утверждениям текста. Способом формирования такого культурного чтения текста может стать практика семинаров-обсуждений, на которых текст обсуждается с разных позиций: понятие, тезис, апология, оппозиция.

3) Компетентностно-ориентированный характер повышения квалификации.

Повышение квалификации должно быть направлено на развитие профессиональных компетентностей, позволяющих не столько применять готовые методики работы, сколько решать профессиональные задачи:

- разрабатывать программу учебной дисциплины в соответствии с требованиям федерального государственного образовательного стандарта;

- конструировать учебные задания, направленные на формирование предметных грамотностей на трех уровнях: формальном, предметном и функциональном;

- создавать и использовать контрольно- измерительные материалы, позволяющие оценивать предметные грамотности учащихся на трех уровнях: формальном, предметно и функциональном;

- создавать и использовать контрольно-измерительные материалы, позволяющие оценивать метапредметные умения учащихся;

- создавать и использовать контрольно-измерительные материалы, позволяющие оценить индивидуальное продвижение учащихся;

- разрабатывать оценочные процедуры, позволяющие диагностировать метапредметные умения и личностные достижения учащихся.

Условием появления такой компетентности является возможность опробования новой деятельности, решения задач и получения обратной связи. Таким образом, компетентностно-ориентированное повышение квалификации должно проходить внутри реального образовательного процесса, где педагоги могут, с одной стороны, наблюдать как коллега решает педагогические задачи, а во вторых, самостоятельно проектировать образовательные ходы (формирующие оценивающие метапредметные и предметные результаты).

Для того чтобы реализовать компетентностно-ориентированный характер повышения квалификации, необходимо в ее рамках создать условия для опробование педагогической деятельности в ее рефлексивном, а не нормативном варианте. Рефлексивный характер учения и профессиональной пробы предполагает цикличное построение всего образовательного процесса: постановку задачи, поиск способов решения, планирование своих действий, контрольно-оценочную деятельность, постановку следующей задачи.

Схема прохождения всех блоков:

- включенное наблюдение занятия (события, урока, проектной работы и т.д.)

- задания трех уровней (описание, анализ-сравнение, конструирование собственного шага) В ходе освоение профессиональных умений в совместно-распределенной деятельности. В ходе повышения квалификации могут быть освоены следующие позиции:

• «пользователь» (заданий и оценочных процедур),

• «разработчик» (заданий и оценочных процедур).

В современной социокультурной ситуации, когда разрушена советская (марксистско-ленинская) система общественно-политических и идейно-нравственных координат, господствовавшая многие десятилетия, когда происходит переосмысление и переоценка нашего исторического прошлого, отход от схематизма и идеологической заданности, курс Современные аспекты преподавания истории в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта в образовательных учреждениях призван помочь слушателям:

 развивать мировоззрение, соединяющее научность, культурный кругозор и духовный гуманистический потенциал;

 соединить теоретические знания о феномене культуры с конкретно-историческими аспектами изучения отечественной и мировой культуры и понять национальное своеобразие и место в системе мировой культуры и цивилизации;

 уметь оценивать достижения культуры на основе исторического контекста и приобрести опыт освоения культуры.

Целью Программы является создание условия для формирования компетентностей педагога: способность работать на основание обратных связей, готовность выстраивать рефлексивный ход по принципу выявления проблем у учащихся и поиск средств их решения как новая профессиональная задача.

Программа предназначена для повышения квалификации учителей истории, работающих в образовательных учреждениях.

Курс «Современные аспекты преподавания истории в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта в образовательных учреждениях» предназначен для преподавателей истории, обществознания СОШ, НПО и СПО, рассчитан на 108 часов при очной форме обучения.

В результате изучения курса сдается текущий и итоговый зачеты. К зачету слушатели должны знать:

• Образовательные технологии, направленные на формирование предметных результатов разных уровней (формального, предметного и функционального),

• Образовательные технологии, направленные на формирование метапредметных результатов,

• Инструменты оценки, направленные на диагностику предметных результатов разных уровней (формального, предметного и функционального)

• Инструменты оценки, направленные на диагностику метапредметных результатов;

• Оценочные процедуры, направленные на диагностику метапредметных результатов.

Государственное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Институт развития образования Сахалинской области»


СОГЛАСОВАНО

Проректор по УМР

___________Л.П. Сакович


УТВЕРЖДАЮ

Ректор института

__________А.Н. Шевченко

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Современные аспекты преподавания истории в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта в образовательных учреждениях

Цель курса: создание условия для формирования компетентностей педагога: способность работать на основании обратных связей, готовность выстраивать рефлексивный ход по принципу выявления проблем у учащихся и поиск средств их решения как новая профессиональная задача.

Категория слушателей: преподавателей истории, обществознания СОШ, НПО и СПО.

Срок обучения: 108 час.

Форма обучения: очная

Режим занятий: 8 час. в день с отрывом от работы

Место проведения: ГБОУ ДПО ИРОСО


Наименование разделов и дисциплин

Всего

(часов)

В том числе

Форма

контроля

Лекции

Практические занятия

Раздел I. Концептуальные и нормативно-правовые основы профессиональной педагогической деятельности

8

8







Модуль I. Общество и образование

4

4







Модуль II. Нормативно-правовые основы образовательной деятельности

2

2







Модуль III. Правовые основы аттестации работников образования

2

2







Раздел II. Психолого-педагогические и технологические основы профессиональной деятельности работника образования

36

20

16




Модуль IV. Психолого-педагогические основы образовательной деятельности

6

4

2




Модуль V. Современные педагогические технологии

26

14

12

Зачет

Модуль VI. Информационно-коммуникационные технологии в образовании

4

2

2




Раздел III. Частно-методические аспекты профессиональной педагогической деятельности

64

38

26

Зачет

Итоговый контроль










Итоговый зачет

Итого:

108

66

42





Заведующий кафедрой / руководитель программы__________ /Ф.И.О./

Руководитель курсов / организатор программы _____________/Ф.И.О./
Государственное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Институт развития образования Сахалинской области»

СОГЛАСОВАНО

Проректор по УМР

___________Л.П. Сакович


УТВЕРЖДАЮ

Ректор института

__________А.Н. Шевченко
  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Современные аспекты преподавания истории в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта в образовательных учреждениях iconУчебная литература
«Федоров», 2013г по системе общего развития Л. В. Занкова, инструктивно-методического письма «Начальная школа в условиях введения...
Современные аспекты преподавания истории в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта в образовательных учреждениях iconПротокол от №
«Изобразительное искусство. 1-4 классы» Б. М. Неменского, письма мо республики Татарстан «Об особенностях преподавания учебных предметов...
Современные аспекты преподавания истории в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта в образовательных учреждениях iconРасщепленное ядро
«Изобразительное искусство. 1-4 классы» Б. М. Неменского, письма мо республики Татарстан «Об особенностях преподавания учебных предметов...
Современные аспекты преподавания истории в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта в образовательных учреждениях iconПочему же кондиционеры ломаются?
«Изобразительное искусство. 1-4 классы» Б. М. Неменского, письма мо республики Татарстан «Об особенностях преподавания учебных предметов...
Современные аспекты преподавания истории в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта в образовательных учреждениях iconЕлена Петровна Блаватская
«Изобразительное искусство. 1-4 классы» Б. М. Неменского, письма мо республики Татарстан «Об особенностях преподавания учебных предметов...
Современные аспекты преподавания истории в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта в образовательных учреждениях iconПремия «Просветитель» 2012
«Изобразительное искусство. 1-4 классы» Б. М. Неменского, письма мо республики Татарстан «Об особенностях преподавания учебных предметов...
Современные аспекты преподавания истории в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта в образовательных учреждениях iconУроки культуры здоровья
«Изобразительное искусство. 1-4 классы» Б. М. Неменского, письма мо республики Татарстан «Об особенностях преподавания учебных предметов...
Современные аспекты преподавания истории в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта в образовательных учреждениях iconИрреальное творчестве Н. В. Гоголя и М. А. Булгакова
«Изобразительное искусство. 1-4 классы» Б. М. Неменского, письма мо республики Татарстан «Об особенностях преподавания учебных предметов...
Современные аспекты преподавания истории в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта в образовательных учреждениях iconНечистая сила?! Это очень серьезно!
«Изобразительное искусство. 1-4 классы» Б. М. Неменского, письма мо республики Татарстан «Об особенностях преподавания учебных предметов...
Современные аспекты преподавания истории в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта в образовательных учреждениях iconОпределение финансового результата нефтедобывающих предприятий
«Изобразительное искусство. 1-4 классы» Б. М. Неменского, письма мо республики Татарстан «Об особенностях преподавания учебных предметов...
Современные аспекты преподавания истории в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта в образовательных учреждениях iconПроблема свободы в русской религиозной философии
«Изобразительное искусство. 1-4 классы» Б. М. Неменского, письма мо республики Татарстан «Об особенностях преподавания учебных предметов...
Современные аспекты преподавания истории в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта в образовательных учреждениях icon«Развитие нефтяной промышленности в СССР в 1950 91 гг.»
«Изобразительное искусство. 1-4 классы» Б. М. Неменского, письма мо республики Татарстан «Об особенностях преподавания учебных предметов...
Современные аспекты преподавания истории в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта в образовательных учреждениях icon"И в детской игре кроется иногда глубокий смысл"
«Изобразительное искусство. 1-4 классы» Б. М. Неменского, письма мо республики Татарстан «Об особенностях преподавания учебных предметов...
Современные аспекты преподавания истории в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта в образовательных учреждениях icon«Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
«Изобразительное искусство. 1-4 классы» Б. М. Неменского, письма мо республики Татарстан «Об особенностях преподавания учебных предметов...
Современные аспекты преподавания истории в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта в образовательных учреждениях iconОбраз святого Георгия в житии Феодора Сикеота
«Изобразительное искусство. 1-4 классы» Б. М. Неменского, письма мо республики Татарстан «Об особенностях преподавания учебных предметов...
Современные аспекты преподавания истории в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта в образовательных учреждениях iconРабочая программа по истории средних веков 6 класса 34
Федерации для использования в общеобразовательных учреждениях. Данная программа учитывает положения федерального базисного плана,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск