Скачать 1.64 Mb.
|
Г.М. Фрумкин ВВЕДЕНИЕ В СЦЕНАРНОЕ МАСТЕРСТВО КИНО-ТЕЛЕВИДЕНИЕ-РЕКЛАМА Рекомендовано Учебно-методическим объединением по образованию в области коммерции, маркетинга и рекламы в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по специальности 350700 — реклама Москва Альма Матер 2005 Москва Академический Проект 2005 От Автора Какими творческими законами и правилами должен руководствоваться сценарист в процессе работы над сценарием телефильма, передачи, рекламного ролика? Проще говоря, как пишутся, как сочиняются такие сценарии? Ведь в этом деле кроме проблем социальной психологии, социологии и других специальных дисциплин существуют еще проблемы чисто творческие, эстетические, без знания которых невозможно добиться весомых результатов. Как было замечено многими практиками и теоретиками телевидения, драматургия лежит в основе всего, что появляется на экране, от рекламных роликов до сериалов, но умение сочинить грамотный сценарий уже просто трагически отстает от потребностей эфира. Основная часть экранных «провалов», на профессиональный взгляд, объясняется прежде всего исходной слабостью их литературной основы. Именно поэтому, как мне кажется, будущие сценаристы непременно должны приобрести это самое умение сочинить грамотный сценарий. Им нужно усвоить такие общие для всех видов и жанров экранной драматургии понятия как стилистика, композиция и структура, образная система сценария, специфика закадрового текста и т. п. Тогда даже своеобразные черты сценариев рекламных произведений не будут им казаться непостижимыми (или, наоборот, слишком уж доступными!) Потому что с творческой точки зрения подход к созданию сценария большого телефильма и сценария рекламного ролика в принципе один и тот же. Не лишним, наверное, будет напомнить, что, как показывает практика, молодой человек, умеющий «грамотно сочинять» сценарии, легко адаптируется в любом из средств массовой информации. Надеюсь, вдумчивое прочтение данной работы будет способствовать приобретению молодыми людьми первоначальных навыков работы над сценариями. Когда сценарий написан ...Вы написали сценарий и принесли его руководству студии. Вам «повезло»: сценарий понравился, решено его реализовать. Издан приказ о запуске вашей будущей передачи (в данном случае не имеет значения — о передаче, телефильме или рекламном «ролике» идет речь — имеется в виду любое, воспроизводимое на экране, — экранное зрелище). Но вы еще не думаете о том, скольким людям вы задали работу, сколько специалистов самых разных профессий необходимо, чтобы ваша передача или телефильм были показаны зрителям. Во-первых, это режиссер, которому, будем надеяться, тоже понравится ваш сценарий — иначе он просто не возьмется за работу (если он, конечно, «настоящий» режиссер, творческая личность). Он должен будет обсудить с вами сценарий, разобрать каждый эпизод, каждую сцену, если нужно — потребовать от вас, сценариста, чтобы вы что-то дописали, или переделали, или уточнили... А затем ему предстоит разработать свой, режиссерский сценарий, руководить съемками и монтажом отснятого материала, решить с вами проблемы закадрового текста, с музыкальным редактором (или композитором) найти соответствующие музыку и шумы и провести озвучивание... Режиссер с того момента, как стал работать над вашим сценарием, — это главный человек до конца всего процесса создания телепроизведения. В сложных по исполнению передачах ему помогают один или несколько ассистентов. Во-вторых, это оператор. Оттого, как он снимет то, что было описано в сценарии словами, зависит очень многое, если не все... Содружество режиссера и оператора, их взаимопонимание — можно сказать, гарантия успешного воплощения режиссерского замысла. Если оператор снимает видеокамерой, с ним обязательно работает видеоинженер — специалист, отвечающий за исправное состояние камеры. Если съемки ведутся кинокамерой, то, как правило, в них участвуют также и ассистент оператора, и супертехник, следящий за исправностью и надежностью работы кинокамеры. Кроме того, на съемках, за редким исключением, необходим звукооператор. Правда, когда снимают видеокамерой, роль звукооператора иногда выполняет видеоинженер. Но без звукооператора не обойтись, если надо снимать какие-либо музыкальные номера, или сцены из спектаклей, или, скажем, записывать разговоры с героями передачи без видимого в кадре микрофона и т. д. Всегда в съемочной группе присутствуют осветители. Если на съемках используют много осветительных приборов, то работает сразу бригада осветителей во главе с мастером или художником по свету. В съемках на выезде есть также шофер и администратор, ведающий организацией съемок и денежными делами. В некоторых случаях — несколько администраторов и директор фильма (главный администратор, продюсер и т. п.). Когда есть необходимость в специальной технике (например, операторский кран), нужны механики, ведающие такой техникой. Заканчиваются съемки, начинается монтаж — в аппаратной монтажа не обойтись без бригады видеоинженеров. Переходите в аппаратную озвучивания — там свои специалисты-инженеры и, конечно же, звукорежиссер... Я уже упоминал о музыкальном редакторе или композиторе. Если вы написали сценарий студийной передачи — т. е. такой, которую предстоит снимать в студии, то кроме всех перечисленных выше специалистов к работе будут привлечены еще художник, бутафор, костюмер, рабочие (которые должны монтировать «выгородку» — студийный интерьер), может быть — столярный и швейный цеха... И всех этих людей призвали к работе всего несколько страничек рукописи вашего сценария! Я, наверное, не всех перечислил. И не назвал цен на те или иные виды работ, необходимые при создании передачи — цены, к сожалению, меняются во времени и, как правило, не к лучшему... Создание передачи или телефильма — вещь трудоемкая и дорогостоящая. Сценарий — это повод и причина создания передачи или фильма. От добросовестности и таланта автора зависят результаты труда многих людей. В этом суть ответственности сценариста. Сценарист приступает к работе ...Но прежде, чем вы со своим сценарием придете на телевидение, вам предстоит долгая подготовительная работа. Во-первых, вам надо определиться — о чем же вы хотите написать свой сценарий? Вам предстоит поиск темы. Что означает понятие «тема»? В большинстве словарей вы найдете такое определение: тема — это предмет исследования, изображения, повествования. Скажем, вас волнует судьба детей-сирот, и вы хотите о них написать сценарий. Больше того, судьба сирот волнует не только вас — всех нормальных людей беспокоит мысль о том, как им живется, детям-сиротам, и что с ними станется, когда они вырастут. Это тема? Безусловно. Но бывает так, что вас интересуют такие «предметы исследования» из не написанного пока еще повествования, которые никого, кроме вас, сегодня не интересуют. Мы знаем из истории литературы и искусства, что иногда создаются произведения, опережающие свое время. Сегодня эти стихи, эти картины, эта музыка не приняты читателем, зрителем, слушателем, но проходит какое-то время, и к ним приходит признание публики. Но специфика телевидения такова, что созданное сегодня и будет предъявлено зрителю. И если ваша передача ему не интересна, завтра о ней, возможно, никто и не вспомнит. Я говорю «возможно», потому что в творческой работе, как мне кажется, нет законов абсолютно верных при всех обстоятельствах жизни, нет правил без исключений. Поэтому в практике нашей работы мы можем считать темой не просто предмет исследования и повествования, а лишь такой, который находится на пересечении личного интереса сценариста, автора и общественного интереса. На пересечении интересов вашего и зрителя, для которого вы работаете. Итак, вы наметили для себя тему сценария. Но ведь невозможно написать один сценарий обо всех детях-сиротах и всех проблемах, с ними связанных. Так или иначе вы придете к мысли, что нужно локализовать, конкретизировать глобальный «предмет повествования». Например, рассказать о судьбах воспитанников школы-интерната №235, исходя из того, что судьбы и проблемы этих детей характерны для большинства сирот... Вот сейчас вы окончательно определили тему. В вашей голове уже роятся эпизоды будущей передачи, вы понимаете, что хотите стать на защиту несчастных детей — у вас созревает замысел. Вы, конечно, понимаете, что я использую разговор о детях-сиротах, всего лишь как пример — аналогичные ситуации возникают при поиске любой другой темы. (Кстати, тема детей-сирот — одна из «вечных» тем современной российской журналистики.) Замысел — это первое приближение к сюжету и основной идее произведения. Остановимся на этом определении — пока нам его достаточно. Но ваш замысел не осуществится, пока вы не соберете материал для своего сценария — не познакомитесь с будущими героями передачи, не расспросите их подробнейшим образом (если, конечно, они «впустят» вас к себе) об их жизни, сегодняшней и вчерашней, наиболее ярких событиях этой жизни, о близких людях, друзьях и недругах, о привычках, пристрастиях и интересах. Вы должны знать о персонажах будущего сценария все, гораздо больше, чем войдет в сценарий и в передачу или фильм. Такое знание даст вам свободу общения с вашими героями и когда вы будете писать о них, и тем более, когда начнете их снимать. Автор сценария и режиссер телефильма об академике Т.С. Мальцеве, вызвавшем в свое время после выхода в эфир много толков, хвалебных и ругательных откликов, С. Зеликин писал о том, как он собирал материал для сценария: «Я прочел, пожалуй, все, что было написано писателями и журналистами о Терентии Семеновиче Мальцеве, и мог рассказать его биографию год за годом... Я прочел все, написанное Мальцевым, пытался штудировать сельскохозяйственные труды и хотя бы в общих чертах, но разобрался в сути мальцевской системы обработки земли, в его спорах с агрономами вильямсовской школы»... Наверное, не в малой степени успех этого телефильма определили добросовестность и тщательность сценариста в изучении проблемы и сборе материала. Вы должны подробнейшим образом (насколько вам это будет позволено, конечно) рассмотреть жилище ваших предполагаемых героев, детали, особенности меблировки, украшения и фотографии на стенах, а если представится возможность, семейные альбомы, книжные полки... То, в каких условиях живет человек, имеет самое непосредственное отношение к его характеру, а то и вообще — к его судьбе!.. Естественно, вы должны знать и то, как выглядит пейзаж, ландшафт вокруг того дома, где живет ваш герой. Если это город — надо иметь полное представление об этом городе или хотя бы о ближайших улицах: какие там дома, как одеты прохожие, сильное ли уличное движение. Причем желательно все это увидеть и запомнить в разное время суток — вы ведь до того, как напишете свой сценарий, не знаете — утром, днем или вечером вам придется снимать на улице. То же самое относится и к съемкам в деревне: как смотрится деревенская улица и деревня в целом (если, например, посмотреть на нее сверху, с какой-нибудь горы); как выглядят вокруг нее поля, луга, леса; как рано выгоняют коров на пастбище и кто их пасет; в каких домах устроены деревенский магазин, медпункт, клуб, школа или Дом культуры и т.п. Еще очень важно знать, в какое время года вы хотели бы снимать вашу передачу — сами знаете, зимой и пейзаж совсем не тот, что летом, и быт людей резко меняется. Если вы задумали передачу на историческую тему или просто связанную с прошлым, далеким или близким, и вам предстоит изучить документы, фотографии, архивные материалы, кадры старой кинохроники — делать это надо очень тщательно и внимательно. Тут важно ничего не перепутать, не приписать какие-то факты, относящиеся к биографии одного человека другому, не перенести события одной эпохи в другую и т. д. Помнится, в старом телевизионном цикле фильмов «Летопись полувека», в котором каждый фильм был посвящен одному году с 1917-го по 1967-й, одни и те же кадры кинохроники кочевали из фильма в фильм, что, конечно, не добавляло достоинств работам сценаристов и режиссеров. Еще пример. В эфир вышла передача, посвященная первому послевоенному 1946 году. Год этот был очень трудным, страна голодала. А в передаче рассказывалось о том, как получали новые квартиры да как пировали в ресторанах. Возможно, один из участников передачи и получил новую квартиру, и кто-то мог позволить себе поужинать в ресторане, но это практически не имело отношения к жизни общества, к двумстам миллионам граждан шестнадцати тогдашних Советских республик. В передаче и, видимо, в сценарии были из-за нетщательного изучения эпохи смещены акценты, и как результат искажена историческая правда. Вот что однажды заметил академик Д. Лихачев (правда, он имел в виду фильм художественный, игровой, а мы пока говорили о передачах и телефильмах публицистических, документальных, хроникальных и т. п., но это не меняет сути дела): « ... в одном фильме, посвященном событиям шестивековой давности, крестьяне пекут картошку. Что тут скажешь? Ведь каждому грамотному человеку известно, что картофель появился в России в XVIII веке, и то сперва в качестве сладкого блюда. Издревле тем дешевым сортом еды, каким в наше время стал картофель, на Руси была репа, поэтому и говорили: "дешевле пареной репы". Ее крестьяне могли печь вполне. А показывать, как в XIV — начале XV века пекут картошку, невероятно и бессмысленно». Не допустить в сценарии эпизодов «невероятных и бессмысленных» — очень важная задача сценариста. Не исключено, что ошибка в сценарии станет ошибкой в передаче, и доверие зрителей к вашей нелегкой и долгой работе будет потеряно... Все это в равной степени относится к сценариям как документальных фильмов и передач, так и игровых. И в том и в другом случае, работая над сценариями, вы должны «включить» воображение, желательно используя личный опыт, накопленные наблюдения, чтобы иметь точное представление о материале. А если вам предстоит работа над рекламным произведением, то помимо всего надо иметь подробнейшую информацию (неважно, что она вам в полном объеме не понадобится!) о том, что предстоит рекламировать. Но вот вы пришли к выводу, что материала у вас достаточно для того, чтобы приступить к главному — написанию сценария... И тут вам, сценаристу, надо решить одну очень серьезную проблему: а что, собственно, вы хотите сказать зрителю? Ради чего, во имя чего вы собираетесь писать свой сценарий? Что вы хотите доказать или, может быть, какую проблему хотите предъявить на суд зрителю? То есть перед вами стоит проблема сформулировать для себя основную идею вашего будущего произведения, определить его, как говорил К.С. Станиславский, сверхзадачу. Идея, сверхзадача — вещь очень важная, необходимая. Если вы не задумаетесь над этим, есть риск, что вместо интересного, глубокого, нужного сценария вы создадите пустышку — и не интересную, и не глубокую, и, в конце концов, никому не нужную. И еще один очень существенный именно для телевидения момент. Что бы вы ни хотели сказать зрителю своей передачей или телефильмом, не забывайте: вы должны это сказать «через человека». Характеры персонажей вашего сценария, их заботы, проблемы, устремления, их отношение к тем или иным событиям или явлениям, их горести и радости — все это предметы вашего самого пристального внимания, изучения и описания. Не забывайте — ненаселенного телевидения не бывает, все дело в том, кого и каким образом вы собираетесь «поселить» в своем сценарии. ...Не стоит думать, будто работа над сценарием обязательно происходит именно в такой последовательности: сначала вы находите тему, затем собираете материал, затем определяетесь с основной идеей... Нет, в жизни все бывает по-разному. Иногда идея произведения приходит раньше, чем вы начнете собирать материал для воплощения этой идеи, иногда материал накапливается как бы сам собой в течение долгого времени, и именно накопленный материал рождает тему. Иногда неясный до времени замысел появляется еще до того, как вы окончательно решите, о чем будете писать. Но во всех случаях и тема, и замысел, и накопленный вами материал, и идея — это то, без чего ни сценария, ни любого другого литературного произведения не написать. Ну, а если у вас в голове и в вашей записной книжке есть все это, — смело садитесь к письменному столу. Пора... |
Курс, 6 семестр 2011-2012 уч г. Сценарное мастерство на телевидении спецсеминар Создание телевизионного сценария – область профессиональной деятельности, в которой смыкаются все специфические знания и навыки тележурналиста.... | Сергеева Н. К. Волгоград, 1998. Роботова А. С. и др. Введение в педагогическую... Педагогическое мастерство и профессиональная компетентность Творчество в педагогической деятельности | ||
Фрумкин К. Г. Теории чуда в эпоху науки Организация зимнего и летнего оздоровления студентов, обучающихся на бюджетной основе, в каникулярное время | Методические рекомендации фтд. Педагогическое мастерство тренера... ... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Он называется «Технология». Если это слово перевести на русский язык, то оно будет звучать так: техно мастерство, логия наука. Попробуйте... | Пояснительная записка «Чем больше мастерства в детской руке, тем... Меня часто спрашивают: «А почему именно мишки, а не зайцы, коты или что-нибудь другое?» | ||
Сценарное планирование: необходимость использования и алгоритм действия... Гос спо по специальности 080106. 51 Финансы (по отраслям), утвержденный 18 марта 2002 г., регистрационный №15-0603Б | Программа для творческой мастерской Программа рассчитана для детей... «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок. Силы ума крепнут по мере того, как совершенствуется мастерство, но и мастерство... | ||
Основная образовательная программа по специальности 070210 Музыкальное... Основная образовательная программа среднего профессионального образования, реализуемая по специальности 070210 Музыкальное звукооператорское... | Основная образовательная программа по специальности 070210 Музыкальное... Основная образовательная программа среднего профессионального образования, реализуемая по специальности 070210 Музыкальное звукооператорское... | ||
Тема: Введение в курс «Русский язык и культура речи». Основные понятия курса «Русский язык и культура речи»: литературный язык, язык и речь, норма, диалект, культура языка и культура речи, устная речь, письменная... | Введение 2 Введение 5 Заключение 6 Список литературы 8 Введение «Реклама – двигатель торговли» Она апеллирует к метафизическим, трансцендентальным и априорным истокам опыта. Особое место в ее предметном содержании занимают... | ||
Пояснительная записка Физическая подготовка является основой любого... ... | Урок по литературе в 7 классе Тема урока «М. Ю. Лермонтов. Слово... Тема урока «М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Молитва», «Ангел», «Когда волнуется желтеющая нива». Мастерство в создании художественных... | ||
Учебный план профессионального образования для обучающихся в форме... Учебный план профессионального образования для обучающихся в форме ассистентуры-стажировки по творческой специальности «Мастерство... | Анализ урока что мы знаем об уроке? Каким должен быть современный... Что мы знаем об уроке? Каким должен быть современный урок? Каким он может быть, если грамотность и мастерство преподавателя соединятся?... |