Г. М. Фрумкин введение в сценарное мастерство





НазваниеГ. М. Фрумкин введение в сценарное мастерство
страница1/13
Дата публикации15.12.2014
Размер1.64 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Журналистика > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
Г.М. Фрумкин

ВВЕДЕНИЕ В СЦЕНАРНОЕ МАСТЕРСТВО

КИНО-ТЕЛЕВИДЕНИЕ-РЕКЛАМА

Рекомендовано Учебно-методическим объединением по

образованию в области коммерции, маркетинга

и рекламы в качестве учебного пособия для студентов,

обучающихся по специальности 350700 — реклама

Москва Альма Матер 2005

Москва Академический Проект 2005

От Автора

Какими творческими законами и правилами дол­жен руководствоваться сценарист в процессе работы над сценарием телефильма, передачи, рекламного ро­лика? Проще говоря, как пишутся, как сочиняются такие сценарии? Ведь в этом деле кроме проблем со­циальной психологии, социологии и других специаль­ных дисциплин существуют еще проблемы чисто твор­ческие, эстетические, без знания которых невозможно добиться весомых результатов.

Как было замечено многими практиками и теоре­тиками телевидения, драматургия лежит в основе все­го, что появляется на экране, от рекламных роликов до сериалов, но умение сочинить грамотный сценарий уже просто трагически отстает от потребностей эфи­ра. Основная часть экранных «провалов», на профес­сиональный взгляд, объясняется прежде всего ис­ходной слабостью их литературной основы. Именно поэтому, как мне кажется, будущие сценаристы непре­менно должны приобрести это самое умение сочинить грамотный сценарий. Им нужно усвоить такие общие для всех видов и жанров экранной драматургии поня­тия как стилистика, композиция и структура, образная система сценария, специфика закадрового текста и т. п. Тогда даже своеобразные черты сценариев рекламных произведений не будут им казаться непостижимыми (или, наоборот, слишком уж доступными!) Потому что с творческой точки зрения подход к созданию сцена­рия большого телефильма и сценария рекламного ро­лика в принципе один и тот же.

Не лишним, наверное, будет напомнить, что, как показывает практика, молодой человек, умеющий «гра­мотно сочинять» сценарии, легко адаптируется в лю­бом из средств массовой информации.

Надеюсь, вдумчивое прочтение данной работы будет способствовать приобретению молодыми людь­ми первоначальных навыков работы над сценариями.

Когда сценарий написан

...Вы написали сценарий и принесли его руководству студии. Вам «повезло»: сценарий понравился, решено его реализовать. Издан приказ о запуске вашей будущей передачи (в данном случае не имеет значения — о пере­даче, телефильме или рекламном «ролике» идет речь — имеется в виду любое, воспроизводимое на экране, — экранное зрелище). Но вы еще не думаете о том, сколь­ким людям вы задали работу, сколько специалистов самых разных профессий необходимо, чтобы ваша пе­редача или телефильм были показаны зрителям.

Во-первых, это режиссер, которому, будем надеять­ся, тоже понравится ваш сценарий — иначе он просто не возьмется за работу (если он, конечно, «настоящий» режиссер, творческая личность). Он должен будет об­судить с вами сценарий, разобрать каждый эпизод, каждую сцену, если нужно — потребовать от вас, сце­нариста, чтобы вы что-то дописали, или переделали, или уточнили... А затем ему предстоит разработать свой, режиссерский сценарий, руководить съемками и мон­тажом отснятого материала, решить с вами проблемы закадрового текста, с музыкальным редактором (или композитором) найти соответствующие музыку и шумы и провести озвучивание... Режиссер с того момента, как стал работать над вашим сценарием, — это главный человек до конца всего процесса создания телепроиз­ведения. В сложных по исполнению передачах ему помогают один или несколько ассистентов.

Во-вторых, это оператор. Оттого, как он снимет то, что было описано в сценарии словами, зависит очень многое, если не все... Содружество режиссера и опе­ратора, их взаимопонимание — можно сказать, гаран­тия успешного воплощения режиссерского замысла. Если оператор снимает видеокамерой, с ним обязательно работает видеоинженер — специалист, отвечающий за исправное состояние камеры. Если съемки ве­дутся кинокамерой, то, как правило, в них участвуют также и ассистент оператора, и супертехник, следящий за исправностью и надежностью работы кинокамеры.

Кроме того, на съемках, за редким исключением, необходим звукооператор. Правда, когда снимают ви­деокамерой, роль звукооператора иногда выполняет видеоинженер. Но без звукооператора не обойтись, если надо снимать какие-либо музыкальные номера, или сцены из спектаклей, или, скажем, записывать разговоры с героями передачи без видимого в кадре микрофона и т. д.

Всегда в съемочной группе присутствуют освети­тели. Если на съемках используют много осветитель­ных приборов, то работает сразу бригада осветителей во главе с мастером или художником по свету.

В съемках на выезде есть также шофер и админи­стратор, ведающий организацией съемок и денежными делами. В некоторых случаях — несколько администра­торов и директор фильма (главный администратор, продюсер и т. п.).

Когда есть необходимость в специальной технике (например, операторский кран), нужны механики, ве­дающие такой техникой.

Заканчиваются съемки, начинается монтаж — в аппаратной монтажа не обойтись без бригады видео­инженеров. Переходите в аппаратную озвучивания — там свои специалисты-инженеры и, конечно же, зву­корежиссер... Я уже упоминал о музыкальном редак­торе или композиторе.

Если вы написали сценарий студийной передачи — т. е. такой, которую предстоит снимать в студии, то кроме всех перечисленных выше специалистов к работе будут привлечены еще художник, бутафор, костюмер, рабо­чие (которые должны монтировать «выгородку» — сту­дийный интерьер), может быть — столярный и швей­ный цеха...

И всех этих людей призвали к работе всего не­сколько страничек рукописи вашего сценария!

Я, наверное, не всех перечислил. И не назвал цен на те или иные виды работ, необходимые при создании передачи — цены, к сожалению, меняются во времени и, как правило, не к лучшему... Создание передачи или телефильма — вещь трудоемкая и дорогостоящая.

Сценарий — это повод и причина создания пере­дачи или фильма. От добросовестности и таланта авто­ра зависят результаты труда многих людей.

В этом суть ответственности сценариста.

Сценарист приступает к работе

...Но прежде, чем вы со своим сценарием придете на телевидение, вам предстоит долгая подготовитель­ная работа.

Во-первых, вам надо определиться — о чем же вы хотите написать свой сценарий? Вам предстоит поиск

темы.

Что означает понятие «тема»? В большинстве слова­рей вы найдете такое определение: тема это пред­мет исследования, изображения, повествования. Скажем, вас волнует судьба детей-сирот, и вы хотите о них напи­сать сценарий. Больше того, судьба сирот волнует не только вас — всех нормальных людей беспокоит мысль о том, как им живется, детям-сиротам, и что с ними ста­нется, когда они вырастут. Это тема? Безусловно. Но бывает так, что вас интересуют такие «предметы иссле­дования» из не написанного пока еще повествования, которые никого, кроме вас, сегодня не интересуют.

Мы знаем из истории литературы и искусства, что иногда создаются произведения, опережающие свое время. Сегодня эти стихи, эти картины, эта музыка не приняты читателем, зрителем, слушателем, но прохо­дит какое-то время, и к ним приходит признание пуб­лики. Но специфика телевидения такова, что создан­ное сегодня и будет предъявлено зрителю. И если ваша передача ему не интересна, завтра о ней, возможно, никто и не вспомнит. Я говорю «возможно», потому что в творческой работе, как мне кажется, нет законов абсолютно верных при всех обстоятельствах жизни, нет правил без исключений.

Поэтому в практике нашей работы мы можем считать темой не просто предмет исследования и повество­вания, а лишь такой, который находится на пересечении личного интереса сценариста, автора и общественного интереса. На пересечении интересов вашего и зрителя, для которого вы работаете.

Итак, вы наметили для себя тему сценария. Но ведь невозможно написать один сценарий обо всех детях-сиротах и всех проблемах, с ними связанных. Так или иначе вы придете к мысли, что нужно лока­лизовать, конкретизировать глобальный «предмет по­вествования». Например, рассказать о судьбах вос­питанников школы-интерната №235, исходя из того, что судьбы и проблемы этих детей характерны для большинства сирот...

Вот сейчас вы окончательно определили тему. В ва­шей голове уже роятся эпизоды будущей передачи, вы понимаете, что хотите стать на защиту несчастных де­тей — у вас созревает замысел.

Вы, конечно, понимаете, что я использую разговор о детях-сиротах, всего лишь как пример — аналогич­ные ситуации возникают при поиске любой другой темы. (Кстати, тема детей-сирот — одна из «вечных» тем современной российской журналистики.)

Замысел — это первое приближение к сюжету и основной идее произведения. Остановимся на этом определении — пока нам его достаточно.

Но ваш замысел не осуществится, пока вы не со­берете материал для своего сценария — не познако­митесь с будущими героями передачи, не расспроси­те их подробнейшим образом (если, конечно, они «впустят» вас к себе) об их жизни, сегодняшней и вче­рашней, наиболее ярких событиях этой жизни, о близ­ких людях, друзьях и недругах, о привычках, пристрас­тиях и интересах. Вы должны знать о персонажах будущего сценария все, гораздо больше, чем войдет в сценарий и в передачу или фильм. Такое знание даст вам свободу общения с вашими героями и когда вы будете писать о них, и тем более, когда начнете их снимать.

Автор сценария и режиссер телефильма об акаде­мике Т.С. Мальцеве, вызвавшем в свое время после выхода в эфир много толков, хвалебных и ругательных откликов, С. Зеликин писал о том, как он собирал ма­териал для сценария:

«Я прочел, пожалуй, все, что было написано писа­телями и журналистами о Терентии Семеновиче Маль­цеве, и мог рассказать его биографию год за годом... Я прочел все, написанное Мальцевым, пытался штуди­ровать сельскохозяйственные труды и хотя бы в об­щих чертах, но разобрался в сути мальцевской систе­мы обработки земли, в его спорах с агрономами вильямсовской школы»...

Наверное, не в малой степени успех этого теле­фильма определили добросовестность и тщательность сценариста в изучении проблемы и сборе материала. Вы должны подробнейшим образом (насколько вам это будет позволено, конечно) рассмотреть жилище ваших предполагаемых героев, детали, особенности меблировки, украшения и фотографии на стенах, а если представится возможность, семейные альбомы, книж­ные полки... То, в каких условиях живет человек, имеет самое непосредственное отношение к его характеру, а то и вообще — к его судьбе!..

Естественно, вы должны знать и то, как выглядит пейзаж, ландшафт вокруг того дома, где живет ваш герой. Если это город — надо иметь полное представ­ление об этом городе или хотя бы о ближайших ули­цах: какие там дома, как одеты прохожие, сильное ли уличное движение. Причем желательно все это уви­деть и запомнить в разное время суток — вы ведь до того, как напишете свой сценарий, не знаете — утром, днем или вечером вам придется снимать на улице. То же самое относится и к съемкам в деревне: как смот­рится деревенская улица и деревня в целом (если, например, посмотреть на нее сверху, с какой-нибудь горы); как выглядят вокруг нее поля, луга, леса; как рано выгоняют коров на пастбище и кто их пасет; в каких домах устроены деревенский магазин, медпункт, клуб, школа или Дом культуры и т.п. Еще очень важно знать, в какое время года вы хотели бы снимать вашу пере­дачу — сами знаете, зимой и пейзаж совсем не тот, что летом, и быт людей резко меняется.

Если вы задумали передачу на историческую тему или просто связанную с прошлым, далеким или близким, и вам предстоит изучить документы, фотографии, архивные материалы, кадры старой кинохроники — делать это надо очень тщательно и внимательно. Тут важно ничего не перепутать, не приписать какие-то факты, относящиеся к биографии одного человека другому, не перенести события одной эпохи в дру­гую и т. д.

Помнится, в старом телевизионном цикле фильмов «Летопись полувека», в котором каждый фильм был посвящен одному году с 1917-го по 1967-й, одни и те же кадры кинохроники кочевали из фильма в фильм, что, конечно, не добавляло достоинств работам сцена­ристов и режиссеров.

Еще пример. В эфир вышла передача, посвященная первому послевоенному 1946 году. Год этот был очень трудным, страна голодала. А в передаче рассказывалось о том, как получали новые квартиры да как пировали в ресторанах. Возможно, один из участников передачи и получил новую квартиру, и кто-то мог позволить себе поужинать в ресторане, но это практически не имело отношения к жизни общества, к двумстам миллионам граждан шестнадцати тогдашних Советских республик. В передаче и, видимо, в сценарии были из-за нетщатель­ного изучения эпохи смещены акценты, и как результат искажена историческая правда.

Вот что однажды заметил академик Д. Лихачев (правда, он имел в виду фильм художественный, игро­вой, а мы пока говорили о передачах и телефильмах публицистических, документальных, хроникальных и т. п., но это не меняет сути дела):

« ... в одном фильме, посвященном событиям шестивековой давности, крестьяне пекут картошку. Что тут скажешь? Ведь каждому грамотному человеку извест­но, что картофель появился в России в XVIII веке, и то сперва в качестве сладкого блюда. Издревле тем деше­вым сортом еды, каким в наше время стал картофель, на Руси была репа, поэтому и говорили: "дешевле паре­ной репы". Ее крестьяне могли печь вполне. А показы­вать, как в XIV начале XV века пекут картошку, невероятно и бессмысленно».

Не допустить в сценарии эпизодов «невероятных и бессмысленных» — очень важная задача сценарис­та. Не исключено, что ошибка в сценарии станет ошиб­кой в передаче, и доверие зрителей к вашей нелегкой и долгой работе будет потеряно...

Все это в равной степени относится к сценариям как документальных фильмов и передач, так и игро­вых. И в том и в другом случае, работая над сценари­ями, вы должны «включить» воображение, желательно используя личный опыт, накопленные наблюдения, чтобы иметь точное представление о материале. А если вам предстоит работа над рекламным произведением, то помимо всего надо иметь подробнейшую информа­цию (неважно, что она вам в полном объеме не пона­добится!) о том, что предстоит рекламировать.

Но вот вы пришли к выводу, что материала у вас достаточно для того, чтобы приступить к главному — написанию сценария...

И тут вам, сценаристу, надо решить одну очень се­рьезную проблему: а что, собственно, вы хотите сказать зрителю? Ради чего, во имя чего вы собираетесь писать свой сценарий? Что вы хотите доказать или, может быть, какую проблему хотите предъявить на суд зрителю?

То есть перед вами стоит проблема сформулиро­вать для себя основную идею вашего будущего произ­ведения, определить его, как говорил К.С. Станислав­ский, сверхзадачу.

Идея, сверхзадача — вещь очень важная, необхо­димая. Если вы не задумаетесь над этим, есть риск, что вместо интересного, глубокого, нужного сценария вы создадите пустышку — и не интересную, и не глубо­кую, и, в конце концов, никому не нужную.

И еще один очень существенный именно для теле­видения момент. Что бы вы ни хотели сказать зрителю своей передачей или телефильмом, не забывайте: вы должны это сказать «через человека». Характеры пер­сонажей вашего сценария, их заботы, проблемы, уст­ремления, их отношение к тем или иным событиям или явлениям, их горести и радости — все это предметы вашего самого пристального внимания, изучения и описания. Не забывайте — ненаселенного телевиде­ния не бывает, все дело в том, кого и каким образом вы собираетесь «поселить» в своем сценарии.

...Не стоит думать, будто работа над сценарием обязательно происходит именно в такой последователь­ности: сначала вы находите тему, затем собираете материал, затем определяетесь с основной идеей... Нет, в жизни все бывает по-разному. Иногда идея произве­дения приходит раньше, чем вы начнете собирать материал для воплощения этой идеи, иногда материал накапливается как бы сам собой в течение долгого времени, и именно накопленный материал рождает тему. Иногда неясный до времени замысел появляется еще до того, как вы окончательно решите, о чем будете писать. Но во всех случаях и тема, и замысел, и накоп­ленный вами материал, и идея — это то, без чего ни сценария, ни любого другого литературного произве­дения не написать.

Ну, а если у вас в голове и в вашей записной книж­ке есть все это, — смело садитесь к письменному сто­лу. Пора...
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Г. М. Фрумкин введение в сценарное мастерство iconКурс, 6 семестр 2011-2012 уч г. Сценарное мастерство на телевидении спецсеминар
Создание телевизионного сценария – область профессиональной деятельности, в которой смыкаются все специфические знания и навыки тележурналиста....
Г. М. Фрумкин введение в сценарное мастерство iconСергеева Н. К. Волгоград, 1998. Роботова А. С. и др. Введение в педагогическую...
Педагогическое мастерство и профессиональная компетентность Творчество в педагогической деятельности
Г. М. Фрумкин введение в сценарное мастерство iconФрумкин К. Г. Теории чуда в эпоху науки
Организация зимнего и летнего оздоровления студентов, обучающихся на бюджетной основе, в каникулярное время
Г. М. Фрумкин введение в сценарное мастерство iconМетодические рекомендации фтд. Педагогическое мастерство тренера...
...
Г. М. Фрумкин введение в сценарное мастерство iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Он называется «Технология». Ес­ли это слово перевести на русский язык, то оно будет звучать так: техно мастерство, логия наука. Попробуйте...
Г. М. Фрумкин введение в сценарное мастерство iconПояснительная записка «Чем больше мастерства в детской руке, тем...
Меня часто спрашивают: «А почему именно мишки, а не зайцы, коты или что-нибудь другое?»
Г. М. Фрумкин введение в сценарное мастерство iconСценарное планирование: необходимость использования и алгоритм действия...
Гос спо по специальности 080106. 51 Финансы (по отраслям), утвержденный 18 марта 2002 г., регистрационный №15-0603Б
Г. М. Фрумкин введение в сценарное мастерство iconПрограмма для творческой мастерской Программа рассчитана для детей...
«Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок. Силы ума крепнут по мере того, как совершенствуется мастерство, но и мастерство...
Г. М. Фрумкин введение в сценарное мастерство iconОсновная образовательная программа по специальности 070210 Музыкальное...
Основная образовательная программа среднего профессионального образования, реализуемая по специальности 070210 Музыкальное звукооператорское...
Г. М. Фрумкин введение в сценарное мастерство iconОсновная образовательная программа по специальности 070210 Музыкальное...
Основная образовательная программа среднего профессионального образования, реализуемая по специальности 070210 Музыкальное звукооператорское...
Г. М. Фрумкин введение в сценарное мастерство iconТема: Введение в курс «Русский язык и культура речи». Основные понятия курса
«Русский язык и культура речи»: литературный язык, язык и речь, норма, диалект, культура языка и культура речи, устная речь, письменная...
Г. М. Фрумкин введение в сценарное мастерство iconВведение 2 Введение 5 Заключение 6 Список литературы 8 Введение «Реклама – двигатель торговли»
Она апеллирует к метафизическим, трансцендентальным и априорным истокам опыта. Особое место в ее предметном содержании занимают...
Г. М. Фрумкин введение в сценарное мастерство iconПояснительная записка Физическая подготовка является основой любого...
...
Г. М. Фрумкин введение в сценарное мастерство iconУрок по литературе в 7 классе Тема урока «М. Ю. Лермонтов. Слово...
Тема урока «М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Молитва», «Ангел», «Когда волнуется желтеющая нива». Мастерство в создании художественных...
Г. М. Фрумкин введение в сценарное мастерство iconУчебный план профессионального образования для обучающихся в форме...
Учебный план профессионального образования для обучающихся в форме ассистентуры-стажировки по творческой специальности «Мастерство...
Г. М. Фрумкин введение в сценарное мастерство iconАнализ урока что мы знаем об уроке? Каким должен быть современный...
Что мы знаем об уроке? Каким должен быть современный урок? Каким он может быть, если грамотность и мастерство преподавателя соединятся?...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск