Проблемы современности Введение в культуру мышления Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ В КУЛЬТУРУ МЫШЛЕНИЯ «Нельзя объять необъятное» - сказали классики.
Именно поэтому я и говорю «Введение...»
Предисловие к разделу Настоящий раздел необходимо читать и изучать совместно с Частью 1: “Проблемы современности: теоретические аспекты и основы экологической проблемы” и Частью 2: "Толкователем слов и идиоматических выражений”.
Все три книги в совокупности являются контекстным1 материалом по экологии, социологии, политологии и т.п. основная задача которого помочь (не более) читателю сформировать собственную “культуру мышления” в этих и третьих областях2.
Поскольку любая книга обладает свойством жить самостоятельной жизнью, то в Части 3 вынуждено повторяется кое-что из того, о чем говорилось в первых двух.
В жизни есть много такого, о чем говорить считается неприлично, вспомним пословицу: в доме повешенного не говорят о веревке.
В Приложениях процитированы хрестоматийные работы, рефераты и статьи по экологии, социологии, политологии, образованию и философии, которые представляют самостоятельную ценность для чтения, а также могут служить дидактическим материалом для развития культуры мышления.
В Части 1 основным элементом Хрестоматийного раздела являлась работа Т. Мальтуса, в данной Дж. Сороса «Советская система: к открытому обществу3» (в другой интерпретации «Открывая советскую систему» - ‘Opening the Soviet System’), который многое делает для того, чтобы научить нас мыслить «по новому»4. Приведем для подтверждения мысли цитату из оглавления указанной книги:
Предисловие автора к советскому изданию
Введение
Глава 1. Личное участие
Глава II. Теоретическая схема
Традиционный тип мышления
Органическое общество
Критический способ мышления
Открытое общество
Догматический тип мышления
Закрытое общество
| Глава III. Рефлексивная теория истории
Глава IV. Распад "советской системы"
Глава V. Европа как открытая система
Глава VI. Америка на перепутье
Послесловие
Приложение. Философские основы
Из биографии автора
| Второй базовой работой приложения выбран доклад эксперта комитета Государственной Думы России по безопасности В.К.Потехина «МИРОВАЯ СИСТЕМА. ВОЙНЫ. ПОЛОЖЕНИЕ РОССИИ В МИРЕ СОСТОЯНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ». Обе работы органично дополняют друг друга.
Вспомним любимый афоризм К.Маркса: «Подвергай все сомнению!»
К сожалению, вспомнить этот афоризм намного легче, чем ему следовать. Так что же все-таки надо подвергать сомнению? Ответ прост - ВСЕ. В этом заключается секрет диалектического мышления, которое может быть определено как спор с самим собой5. ***
"Я не могу удержаться от удовольствия привести древнейший "Кодекс тиранов", который будто бы описал Аристотель (я нашел его у Бертрана Рассела в "Истории западной философии").
"1. Не позволять выдвигаться достойным. Даже казнить.
2. Запретить совместные обеды (считай - "Отменить свободу собраний").
3. Содержать шпионов.
4. Давать обещания лучшей жизни в будущем.
5. Строить общественные сооружения, чтобы держать людей занятыми.
6. Вести войны (или готовиться к ним), так как при этом народ нуждается в единовластном руководителе".
Как видите, звучит вполне современно - подходит и Гитлеру, и Сталину6".
(Из работы академика Н.Амосова
"Реальности, идеалы и модели") Курс "Введение в культуру мышления" является базовым7 в цикле курсов "Проблемы цивилизации", так как представляется, что человек, не обладающий соответствующей культурой мышления, не сможет не только решать, но даже и осознать эти Проблемы, как, впрочем, и более "мелкие" стоящие перед ним самим и сообществом.
Как отмечалось в первой части любой живой организм, биосфера и общество могут быть представлены в виде взаимодействующих вложенных, пересекающихся и соприкасающихся информационных систем, оперирующих двумя видами информации: для «внутреннего пользования», «для общения с другой системой». Второй вид информации является информацией для «внутреннего пользования» следующей ступени (уровня) информационных систем. Оба вида информации обладают способность управлять (руководить) поведением (состоянием) нижестоящей информационной системы, обратное же прохождение сигнала практически не происходит. Например: информационные процессы, управляющие конкретным человеческим организмом - его физиология, в минимальной степени интересуют даже ближайшего партнера по жизни. Сигналы же обращенные во внешний мир: поведение, слова - являются предметом пристального внимания окружения...
Предполагается, что самостоятельное чтение и изучение связанных так или иначе с настоящим курсом материалов и литературных источников позволит читателю более свободно ориентироваться в окружающем его мире и интеллектуальных областях деятельности человечества, а также получить некоторый дополнительный объем знаний, позволяющий, в дальнейшем, более осознано формировать собственный интеллект8.
|