I. Методологический компонент Образовательной программы





НазваниеI. Методологический компонент Образовательной программы
страница1/38
Дата публикации21.06.2013
Размер4.83 Mb.
ТипОбразовательная программа
100-bal.ru > Культура > Образовательная программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   38

Часть I. Методологический компонент

Образовательной программы




1. Цели и задачи Образовательной программы
Образовательная программа является нормативно-организационной основой деятельности школы и определяет методологию, состояние и общую стратегию совершенствования системы образования БОУ ВО «ООШ «Созвучие» в соответствии с тенденциями в системе образования на современном этапе.

Целью образовательной программы является определение общих принципов, методологии, содержания и организации образования в БОУ ВО «ООШ «Созвучие», приведение системы образования в школе в состояние, адекватное потребностям социума и отдельной личности.

Образовательная программа строится на следующих принципиальных положениях:

  • признание образования как стратегического ресурса устойчивого социально-экономического развития общества;

  • как важнейшего социального института, обеспечивающего всем гражданам равные условия для получения качественного образования как основы благосостояния личности, ее социальной мобильности;

  • обеспечение динамики развития системы образования на основе всеобщности и вариативности образования, самореализации каждой личности, подготовленности к выбору профессии в соответствии с запросами личности и общества.

В программе:

  • раскрываются концептуально-методологические аспекты, содержательная и организационно-нормативная база образовательной системы школы;

  • определяется специфика образовательной политики школы как учреждения, реализующего:

    • общеобразовательную программу начального общего образования,

    • общеобразовательную программу основного общего образования,

    • образовательную программу дополнительного образования;

  • определяются сроки, структура и способы управления, формы контроля и оценки эффективности выполнения программы.

Важнейшие целевые ориентиры:

  • поэтапное построение эффективной модели школы, сориентированной на социально-личностный тип образования, и её эффективное функционирование;

  • формирование духовно-нравственной личности, обладающей гражданской позицией, навыками нравственного поведения;

  • повышение эффективности образовательного процесса, качества образовательных услуг на основе апробации и внедрения системных принципов компетентностного подхода;

  • совершенствование и развитие валеологического компонента образовательной среды школы;

  • расширение школьной сети внеурочного и дополнительного образования;

  • укрепление кадрового потенциала системы образования школы, оптимизация содержания и методов образования;

  • внедрение в практику научно-обоснованных учебных программ, учебных и методических пособий, методов и средств обучения и воспитания;

  • освоение системы ГИА-9 в штатном режиме;

  • создание и утверждение нормативно-правовых документов, обеспечивающих деятельность по реализации образовательной программы школы;

  • совершенствование системы повышения квалификации педагогов школы, повышение наукоемкости педагогического труда, психолого-педагогической культуры педагогических работников.


Важнейшие качественные ориентиры

  • Реализация Образовательной программы позволит заложить базу социально-личностного образования, способного к дальнейшему инновационному саморазвитию посредством:

  • интеграции учебной и внеурочной деятельности детей, гармонизации базовых и дополнительных компонентов образования на основе методологии компетентностного и системно-деятельностного подхода;

  • обеспечения широких прав ребенка на выбор и самоопределение в образовательном пространстве школы;

  • необходимых и достаточных условий для самоопределения ребенка в процессе его разнообразных социокультурных практик в межпредметных образовательных областях через:

    • обучение технологиям саморазвития и самовоспитания;

    • развитие рефлексивной культуры мышления;

    • формирование ключевых компетенций и функциональной грамотности;

    • активизацию субъектного опыта на метапредметном уровне;

    • системно организованную предпрофессиональную подготовку и профессиональную ориентацию;

    • комплексный мониторинг образовательных достижений и личностного развития;

  • достижения оптимального качества образования; обновления содержания и технологий обучения с учетом современных требований к ним;

  • развития воспитательного потенциала школы в гражданском воспитании, профессиональном самоопределении и творческой самоактуализации личности;

  • демократизации образовательной системы школы, объективности оценки образовательных результатов обучающихся, управленческой и педагогической деятельности;

  • повышения конкурентоспособности и профессиональной мобильности выпускников на образовательном рынке;

  • создания условий для творческой самореализации педагога.


2. Информационная справка
Осознание необходимости обеспечения полного цикла образования в школе, обусловленной новыми требованиями к образованности человека, реализовалось в открытии на базе учреждения дополнительного образования – Детского музыкального театра (ДМТ) г. Вологды – в 1994 году Основной общеобразовательной школы «Школа искусств».

В мае 2010 года школа переименована в государственное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа «Созвучие» (приказ Департамента образования № 515 от 02.04.2010), с мая 2011 года наименование школы изменено на Бюджетное общеобразовательное учреждение Вологодской области «Основная общеобразовательная школа «Созвучие» (приказ Департамента образования Вологодской области № 793 от 26.05.2011 г.).

Сегодня ДМТ, являясь структурным подразделением школы, - неотъемлемая часть единого образовательного пространства учреждения.

В качестве уникального инструмента для развития творческого потенциала ребёнка роль театра в воспитательной системе БОУ ВО «ООШ «Созвучие» проявляется в:

  • понимании театра, как уникальной развивающей модели. Через присвоение чужого опыта, через подражание, игру, диалог учащиеся присваивают чужой опыт и приобретают собственные знания и убеждения. Изучение театральных дисциплин мы используем как метод обучения творческому мышлению, обучения плодотворному трудовому сотрудничеству с разными людьми, обучение культуре общения.




  • Совпадении детской потребности в игре с игровой природой актерского искусства. Игра на сцене становится импровизацией поведения персонажа в рамках правил. Ребёнок, проигрывая жизненные ситуации, приобретает жизненный опыт, умение видеть жизнь со стороны, через игру.




  • Восприятии ребёнком через игру нравственных ценностей. Общечеловеческие ценности, на которых базируется искусство театра, анализ жизненных ситуаций, литературных или музыкальных произведений в процессе собственного сотворчества педагога и ученика, служат основой для воспитания в ребенке нравственных качеств;




  • В восприятии ребёнком искусства, как особого труда души, напряженной работы чувств и мыслей;




  • Общекультурной среде, существующей в театре. В процессе общения с мастерами искусств, в совместной работе над созданием спектаклей и концертных программ дети учатся творчески мыслить, выразительно петь, чётко, красиво и правильно выражать свои мысли, правильно двигаться;

  • Синтетичности театрального искусства и богатстве художественных средств выражения образа, которые обеспечивают богатый запас обучающих возможностей. Театр пользуется языком слова, ритма, мелодии, пластики, цвета. Это обогащает его развивающие возможности. Театральный диалог разнообразен и полемичен (диалог между эпохами, личностями). Многожанровая природа театра воспитывает в детях способность взглянуть на мир с разных точек зрения, принять его многообразие. Синтетичность как залог того, что в театральной деятельности найдется применение самым разным творческим способностям, это путь для творческого самоопределения личности ребенка, а также – возможность для наиболее полного и разностороннего развития творческой личности. Искусство театра предоставляет свободу выбора в творческом поиске.




  • Коллективной творческой деятельности, которая:

а) дисциплинирует и уравновешивает характеры и индивидуальности (в актёрском и вокальном ансамбле, в хоре, в любом совместном музицировании);

б) решает многие психологические проблемы и проблемы общения: застенчивый ребенок может почувствовать себя в центре жизни, творческий ребенок может воплотить в жизнь свои фантазии;

в) создаёт ситуацию успеха: художественные возможности каждого многократно возрастают, успех равно выпадает всем детям, и они чувствуют ценность каждого в общем деле;

г) развивает коммуникативные качества, навыки общения с людьми.


  • Выявлении и развитии индивидуальных личностных черт и творческой индивидуальности;

  • Развитии эмоциональной сферы и культуры чувств, воображения, ассоциативного мышления, которые важны в связи с проблемами сегодняшней жизни – социальными, психологическими и др.;

  • Формировании адекватной самооценки ребенка в рамках его театрально-концертной деятельности;

  • Раскрепощении личности средствами театра, открытии перспектив для её развития.


Школа искусств - второй компонент системы, со своими специфическими особенностями в построении учебных планов и программ и требованиями к организации учебного процесса.

Для школы искусств Детского музыкального театра характерен особый комплексный подход к серьёзному изучению целого ряда специальных дисциплин, включающих в себя достаточно большую программу музыкального воспитания, обеспечивающую уровень предпрофессионального музыкального образования в объёме, значительно превышающем требования к учащимся вокально-хорового отделения рядовой школы искусств. Учебный план включает в себя основы хореографического искусства, хорового и сольного пения, комплекса дисциплин, способствующего формированию основ актёрского мастерства.

Важнейшими условиями, обеспечивающими успешное функционирование системы в плане соединения школьных занятий детей-актёров со сценической практикой, становится:

  1. постоянство контингента учащихся;

  2. систематическое, последовательное освоение учебного материала;

  3. чёткое соблюдение графиков репетиций, концертов и спектаклей.


Общеобразовательная школа - третий по времени создания компонент системы, диалектически интегрированный в неё в ходе экспериментальной работы. Общеобразовательная школа стала важнейшим элементом системы, где основным системообразующим фактором является единый контингент учащихся - субъект эстетически формирующей среды воспитания, в котором искусство и музыкальный театр в частности, становятся концептуальной составляющей процесса развития личности ребёнка.

Практика нашей работы показала, что сочетание в рамках одного учебного заведения программ общеобразовательной и специальной школ является весьма актуальным и позволяет:

  1. получать высокие результаты в художественной деятельности одновременно с качественным общим образованием,

  2. эффективно развивать творческие способности детей,

  3. оптимально планировать работу школы в целом и занятость каждого учащегося,

  4. уделять максимум внимания развитию личности каждого ребенка.

Инновационное образовательное учреждение БОУ ВО «ООШ «Созвучие» функционирует в режиме долгосрочного эксперимента.

За период с 1994 по 2005 годы создана и апробирована системная модель образовательного учреждения, осуществляющего процесс общего и художественного образования; определен нормативно-правовой статус школы; развит ее материально-технический и кадровый потенциал; разработано программно-методическое обеспечение образовательного процесса. Модель учебного заведения художественно-эстетической направленности прошла проверку временем и доказала свою продуктивность на этапе становления и первичной стабилизации школы. Определились и ключевые характеристики дополнительного образования, отражающие его функционал в системе инновационного образовательного учреждения художественно-эстетической направленности:

  • в ориентационном аспекте – направленность на целостное развитие личности (на ее индивидуальном уровне) средствами художественно-эстетического образования;

  • в содержательном аспекте – целостность и неразрывность общего и художественно-эстетического образования на всех его уровнях (в основном и дополнительном образовании), вариативность, личностная ориентация художественно-эстетического образования;

  • в процессуальном аспекте – мобильность организационных форм и методов работы в области художественно-эстетического образования;

  • в организационно-управленческом аспекте – системный подход к управлению образовательным учреждением художественно-эстетической направленности.

Однако современный этап развития учреждения обозначил некоторое снижение эффективности функционирования созданной модели, особенно в содержательном аспекте. Мы полагаем, что основное противоречие заключается в недостаточной адекватности разработанной модели современным социокультурным тенденциям, которые определили стратегию модернизации российского образования. Одновременно определилась необходимость интенсифицировать развитие художественно-эстетического образования учащихся в новых социокультурных условиях и в соответствии со стратегией модернизации отечественного образования.

В 2006 году разработана и принята к реализации (протокол ПС № 1 от 29.08.2006 ) программа опытно-экспериментальной работы на 2006-2016 годы по теме «Организационно-педагогические условия деятельности инновационного образовательного учреждения художественно-эстетической направленности на этапе модернизации отечественной системы образования»

К настоящему времени завершился I – информационный, рефлексивно-диагностический и проектировочный этап работы школы в режиме эксперимента.

С 2007 года продолжается II – организационно-внедренческий этап экспериментальной работы.

В соответствии с Программой на данном этапе ведется модернизация всех аспектов образовательного процесса. Продолжается, с учетом реалий сегодняшнего дня, разработка проблемы гармонизации общего и дополнительного образования.
Официальный сайт школы: http://www.sdmt.edu35.ru/
3. Миссия, цели и задачи образовательной деятельности

БОУ ВО «ООШ «Созвучие». Проблемно-ориентированный анализ

образовательной ситуации. Системные противоречия


Фундаментальным условием для проявления и реализации целей и способов образования, в которых заинтересован каждый участник образовательного пространства, является создание рефлексивно-инновационной среды, позволяющей всем субъектам школьного образования проанализировать способы деятельности, взаимодействия, результаты труда и собственного развития. Чрезвычайно важным становится процесс непрерывной оценки состояния и результатов движения школы и ее инновационного преобразования, прежде всего для самой школы и участников образовательной деятельности.

Проблема изучения потенциалов коллектива и готовности всей педагогической системы школы к инновационным преобразованиям обозначилась давно, но конструктивных действий в этом направлении сделано не было. Однако считать, что управляющая и управляемая подсистемы пребывали в стагнативном ступоре, разумеется, нельзя. Поиск путей самоопределения, статусного лица школы, текучесть кадров, обилие педагогов-совместителей и, главное, сосуществование двух в известной степени разноплановых и в предметном отношении разноцелевых структур общего и дополнительного образования – всё это вносило существенные коррективы в образовательную систему школы и отчасти замедляло внедрение инновационных императивов в организацию и содержание УВП (схема 1).

Выдвижение идей личностно-ориентированного образования и их концептуальное закрепление позволило сблизить профессиональные амбиции педагогов общего и дополнительного образования и на этой почве обозначить приемлемые пути взаимодополнения и сотрудничества, откорректировав цели обучения и характер социальных связей между участниками УВП.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   38

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

I. Методологический компонент Образовательной программы iconПояснительная записка 2 Характеристика участников образовательной...
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования
I. Методологический компонент Образовательной программы iconНазначение образовательной программы 4 Принципы реализации образовательной...
Содержание и организация внеучебной деятельности учащихся начального общего образования. 22
I. Методологический компонент Образовательной программы iconАннотация рабочей программы дисциплины «Лабораторная диагностика»...
В соответствии с гос впо дисциплина «Лабораторная диагностика» в структуре учебного плана Основной образовательной программы выделена...
I. Методологический компонент Образовательной программы iconЗдоровье человека в образовательной среде: научно-методологический подход (Несмелова Н. Н.)
М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н,М. Шанского (Программно-методические материалы: Русский язык 5-9 класс/ Сост. Л. И. Рыбченкова....
I. Методологический компонент Образовательной программы iconАннотация на рабочие программы по английскому языку для 5-9 классов...
Федеральный компонент государственный компонент государственного образовательного стандарта (2004г.)
I. Методологический компонент Образовательной программы iconПояснительная записка к образовательной программе школы Нормативно-правовая...
Организационно-педагогические условия для реализации образовательной программы школы
I. Методологический компонент Образовательной программы iconРабочая учебная программа по литературному чтению I ступень образования
Данная программа разработана на основании авторской программы по литературному чтению В. Ю. Свиридовой (см. Программы начального...
I. Методологический компонент Образовательной программы iconНаименование образовательной программы и ее целевое назначение
Ведущие направления образовательной деятельности. Приоритетные принципы образовательной политики
I. Методологический компонент Образовательной программы iconДоклад «Региональный компонент в дошкольном образовании»
Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утвержденным...
I. Методологический компонент Образовательной программы iconКонспект непосредственно образовательной деятельности в рамках образовательной...
За время обучения выполнять требования образовательной программы среднего профессионального образования
I. Методологический компонент Образовательной программы iconПаспорт образовательной программы общеобразовательного учреждения Справка о школе
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования
I. Методологический компонент Образовательной программы iconОбразовательной программы общеобразовательного учреждения
В целях установления единых требований к разработке образовательной программы общеобразовательных учреждений Краснодарского края...
I. Методологический компонент Образовательной программы iconПрограмма внеурочной деятельности «Я гражданин России»
«Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом второго...
I. Методологический компонент Образовательной программы iconКонструирование как методологический подход в правоведении
Об организации аккредитации граждан в качестве общественных наблюдателей при проведении государственной (итоговой) аттестации обучающихся,...
I. Методологический компонент Образовательной программы iconОбразовательная программа «Национально-региональный компонент культуры...
Воспитание детей в духе согласия, ненасилия, мира и уважения к национальной культуре, языку, истории других народов крайне актуально...
I. Методологический компонент Образовательной программы iconПаспорт программы 3- 4 Пояснительная записка к образовательной программе школы 4
Первоочередные направления работы по реализации образовательной программы школы (перспектива до 2013 2014г г.)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск