Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ульянковская основная общеобразовательная школа
Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан»
«Рассмотрено»
Руководитель МО
_______/Кашарина.Г.М../
Протокол № __1___от
«___»________ 20___г.
| «Согласовано»
Заместитель
директора по УВР
МБОУ «УльянковскаяООШ»
_________/Челнокова Т.П../
«___» ____________ 20___г.
| «Утверждаю» Директор
МБОУ «Ульянковская ООШ»
_________/Челнокова Н.А../
Приказ № _______ от
«___» ____________ 20___г.
|
|
Рабочая программа по русскому языку во 2 классе
Кашариной Галины Михайловны,
учителя начальных классов
первой квалификационной категории
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
Протокол № ____от
«___» ____________ 2012г.
2012-2013 учебный год
пояснительная записка Рабочая программа разработана на основе авторской программы УМК «Перспективная начальная школа» Р. Г. Чураковой, О. В. Малаховской, М. Л. Каленчук. Программа рассчитанана170часов, 5 часов в неделю. Рабочая программа изменена на136 часов .Один час в неделю сокращён, так как по Базисному учебному плану предусмотрено на изучение русского языка 4 часа в неделю.
Основными задачами начального образования являются: развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-целостного позитивного отношения к себе и окружающим.
Программа рассчитана на 136 часов. За год проводятся 2 контрольные работы с грамматическим заданием по полугодиям и в конце учебного года – контрольный тест, а также в течение года применяются организационные формы, нацеливающие школьников распределять работу с соседом по парте, меняться ролями, проверять работу друг друга, выполнять работу в малых группах.
Для реализации программы используются следующие учебно-методические пособия:
– Чуракова, Н. А. Русский язык : 2 кл. : учебник : в 3 ч. / Н. А. Чуракова. – М. : Академкнига/Учебник, 2006.
– Байкова, Т. А. Русский язык : тетрадь для самостоятельной работы № 1, 2 : 2 класс / Т. А. Байкова, О. В. Малаховская, Е. Р. Ерышева ; под ред. М. Л. Каленчук. – М. : Академкнига/Учебник, 2011.
– Чуракова, Н. А. Русский язык : 2 кл. : методическое пособие для учителя / Н. А. Чуракова, М. Л. Каленчук, Т. А. Байкова, О. В. Малаховская. – М. : Академкнига/Учебник, 2008.
Разработана программа в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов, сделавших упор на формирование общеучебных умений и навыков, использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.
Для построения целостной картины мира, формирования речевой культуры младших школьников, поддержания интереса к занятиям по развитию речи по русскому языку разработана система работы с живописными произведениями, которая проводится на материале репродукций высокого качества, помещенных в учебник «Литературное чтение».
На уроках русского языка и окружающего мира обучающиеся знакомятся с различными видами словарей. Школьник вынужден постоянно обращаться к словарям, решая конкретные языковые задачи. Разработана система заданий, не позволяющая обучающемуся ответить на вопрос или выполнить задание, пока он не добудет недостающую часть знаний в «другой» книге.
Одним из свойств системы работы является интеграция, которая позволяет устанавливать связь между полученными знаниями и конкретной практической деятельностью обучающихся по применению этих знаний, например интрига. Интрига в учебниках русского языка и литературного чтения позволяет практически осваивать сюжетно-композиционные особенности жанра волшебной сказки; побуждает обучающихся постоянно удерживать в сознании два плана – план интриги и план решения учебной задачи, что является важным и полезным психологическим тренингом.
Содержание тем учебного курса
Фонетика и орфография
Чередования звуков, не отражаемые на письме (фонетические чередования): чередования ударных и безударных гласных (в [о] - ды — в [а] да); парных глухих и звонких согласных на конце слова и в корне перед шумным согласным (подру[г]а — дру[к], ло[ж]ечка — ло[ш]ка); согласных с нулевым звуком (мес[т]о — ме[сн]ый). Общее правило обозначения этих чередований на письме: чередующиеся в одном и том же корне звуки обозначаются на письме одинаково, в соответствии с проверкой. Различные способы проверок подобных написаний.
Правописание сочетаний жи -ши, ча-ща, чу-щу.
Правописание сочетаний чк, чн, нч.
Написание ы или и после ц в разных частях слова.
Написание частицы не со словами, называющими действия.
Разграничение на письме приставок и предлогов.
Написание разделительных ь и ъ.
Написание слов-названий предметов с основой на шипящий звук
Лексика
Понятие о слове как основной номинативной единице языка. Многозначность слова. Понятие об омонимах (без введения термина). Способы разграничения многозначных и омонимичных слов. Синонимы. Отличия однокоренных слов от синонимов и омонимов.
Морфемика и словообразование
Понятие о происхождении слов. Слова и их дальние родственники. Использование сведений о происхождении слова при решении орфографических задач.
Понятие об окончании слова и его основе. Окончания слов-названий предметов, слов-названий признаков и слов-названий действий. Разграничение слов, имеющих окончания (изменяемых) и не имеющих окончания (неизменяемых). Окончания, выраженные звуками, и нулевые.
Корень слова. Понятие о родственных словах.
Как делаются слова (элементарные представления о словообразовании).
Образование слов с помощью суффиксов. Образование слов с помощью приставок.
Образование слов с помощью приставки и суффикса одновременно. Сложные слова с соединительными гласными.
Понятие о составе слова. Основные морфемы русского языка, их функции и способы вычленения.
Чередования звуков, видимые на письме (исторические чередования). Системность подобных чередований при словообразовании и словоизменении.
Морфология
Разграничение разных слов и разных форм одного и того же слова (словообразование и словоизменение).
Понятие о начальной форме слова. Начальная форма слов-названий предметов, слов-названий признаков и слов-названий действий. Изменение слов-названий предметов по числам и по команде вопросов (по падежам, без введения термина). Род слов-названий предметов. Изменение слов-названий признаков по числам, по команде вопросов (по падежам) и по родам Понятие о словосочетании. Различие между грамматической связью слов в словосочетании и слов, входящих в основу предложения.
Синтаксис
Понятие о предложении. Типы предложения по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные. Типы предложений по эмоциональной окраске: восклицательные и невосклицательные.
Понятие о главных и неглавных членах предложения. Формирование умения ставить вопросы к разным членам предложения.
Понятие об обращении и способах его оформления на письме.
Лексикография
Знакомств с учебными словарями: толковым, орфографическим (словарь «Пиши правильно»), обратным, орфоэпическим (словарь «Произноси правильно»), этимологическим (словарь происхождения слов). Создание учебных ситуаций, требующих обращения к словарям различных типов; формирование представлений об информации, которую можно извлечь из разных словарей; элементарные представления об устройстве словарных статей в разных словарях.
Развитие речи с элементами культуры речи
Построение текста. Выделение в тексте смысловых частей. Оформление записи следующей части текста с помощью нового абзаца.
Текст-описание и текст-повествование.
Тема и основная мысль (основное переживание) текста. Составление плана текста. Изложение как жанр письменной речи. Использование плана для написания сочинения и для устного рассказа.
Определение темы и основной мысли живописного произведения.
Сравнительный анализ разных текстов, посвященных одной теме (сравнение основной мысли и переживания); сравнительный анализ разных текстов, посвященных разным темам (сравнение основной мысли или переживания). Сравнение научно-популярных и художественных текстов (интегрированная работа с авторами комплекта по окружающему миру).
«Азбука вежливости»: закрепление основных формул речевого этикета, адекватных ситуации речи (в беседе со школьниками или со взрослыми); освоение жанра письма с точки зрения композиции и выбора языковых средств в зависимости от адресата и содержания.
Правила употребления приставок на - и о- в словах надеть, надевать, одеть, одевать.
Требования к уровню подготовки учащихся
К концу второго года обучения учащиеся должны
знать/понимать:
– значимые части слова (корень, приставка, суффикс, окончание);
– типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске;
уметь:
– определять в слове количество слогов, находить ударные и безударные слоги, соотносить количество и порядок расположения букв и звуков, давать характеристику отдельных согласных и гласных звуков;
– проверять сомнительные написания (безударные гласные в корне, парные по глухости – звонкости согласные, непроизносимые согласные); жи-ши, ча-ща, чу-щу в разных частях слова;
– выбирать буквы и или ы в позиции после ц в разных частях слова;
– писать словарные слова в соответствии с заложенным в программе минимумом;
– различать на письме приставки и предлоги;
– употреблять разделительные ь и ъ;
– выделять в слове окончания (дифференцируя материально выраженное и нулевое окончания) и основу; противопоставлять слова, имеющие окончания, словам без окончаний;
– выделять в слове корень, подбирая однокоренные слова;
– сравнивать слова, связанные отношениями производности, объяснять, какое из них от какого образовано, указывая способ словообразования (с помощью приставки, суффикса, сложением основ с соединительной гласной);
– мотивированно выполнять разбор слова по составу на основе словообразовательного анализа (вычленять окончание и основу, в составе основы находить корень, приставку, суффикс);
– обнаруживать регулярные исторические чередования («чередования, видимые на письме»);
– разграничивать разные слова и разные формы одного слова;
– определять начальную форму слов-названий предметов, названий признаков и названий действий;
– изменять слова-названия предметов по числам и команде вопросов; определять их род;
– изменять слова-названия признаков по числам, команде вопросов и родам;
– находить в составе предложения все словосочетания, а в словосочетании – главное слово и зависимое, ставить от первого слова ко второму вопрос;
– определять тип предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске;
– находить в предложении основу (главные слова) и неглавные слова; задавать вопросы к разным членам предложения;
– находить в тексте обращения и выделять их пунктуационно;
– находить нужные словарные статьи в словарях различных типов и «читать» словарную статью, извлекая необходимую информацию;
– правильно употреблять приставки на- и о- в словах надеть, надевать, одеть, одевать;
– правильно произносить орфоэпически трудные слова из орфоэпического минимума, отобранного для изучения в этом классе;
– определять тему и основную мысль текста, составлять план текста и использовать его при устном и письменном изложении;
– членить текст на абзацы, оформляя это членение на письме;
– грамотно написать и оформить письмо элементарного содержания;
– владеть нормами речевого этикета в типизированных речевых ситуациях .
Тематическое планирование № п/п
| Тема урока
| Кол-во
часов
| Тип урока
(форма и вид
деятельности
обучающихся,
форма
занятий)
| Элементы
содержания
| Требования
к уровню подготовки обучающихся
(результат)
| Вид
контроля
| Дата
проведения
| план.
| факт.
| 1
| Знакомство с учебными словарями
| 1
| Комбинированный
| Использование толковых словарей русского языка
| Знать:
– структуру построения учебника «Русский язык»;
– основные словари русского языка.
Уметь:
– ориентироваться в странице «Содержание»;
– выполнять практическую работу со словарями
| Фронтальный опрос
|
|
| 2
| Словари «Пиши правильно» и «Произноси правильно».
| 1
| Комбинированный
| Использование орфографического и орфоэпического словарей русского языка
| Фронтальный опрос
|
|
| 3
| Фонетика и орфография. Звукобуквенная зарядка
| 1
| Комбинированный
| Звуки гласные и согласные; буквы, их обозначающие. Восприятие на слух и правильное произношение слов
| Знать, для чего нужна звукобуквенная зарядка.
Уметь:
– различать звуки;
– выделять звуки в слове, давать им характеристику;
– составлять звукобуквенную схему слова
| Работа
в парах
|
|
| |